Продюсер "Аватара" о новых кинотехнологиях

Автор: Андрей Письменный

Опубликовано 06 мая 2010 года

Люди в шлемах и странных чёрных костюмах, разукрашенных разноцветными полосками, бегают, прыгают и кувыркаются на матрасах в полупустом помещении. Смысл этого странноватого занятия становится очевиден, если взглянуть на любой из стоящих поблизости экранов – там видно, что движения каждого из людей с точностью повторяет один из синих и слегка напоминающих кошку инопланетян. Кроме фантастического мира планеты Пандора режиссёру фильма "Аватар" Джеймсу Кэмерону удалось создать технологии, выводящие захват движения на качественно новый уровень.

Незадолго до выхода DVD продюсер "Аватара" Джон Ландау поговорил с корреспондентом "Компьютерры" о технической стороне фильма и перспективах захвата движения и стереокинематографа.

На съёмку фильма ушло более пяти лет и 195 миллионов долларов. Причина таких затрат не только в том, что крупномасштабный проект снимать тяжело и долго. Дело в том, что на момент начала съёмок многих из необходимых для "Аватара" технологий просто-напросто не существовало. Теперь же по его примеру делают и другие картины, а кинотеатрам срочно приходится переоборудоваться и заманивать зрителей модным "3D".

Что же такое изобрёл Кэмерон? После ошеломительного успеха "Титаника" у него была возможность собраться с мыслями и сделать что-то действительно новое. Время, деньги и доверие студии он употребил на то, чтобы поэкспериментировать со стереоизображением. Конечно, попытки снимать стереокино предпринимались и ранее, но простор для новых приёмов и технологий оставался огромным.

Первым, с чём поэкспериментировал Джеймс Кэмерон, была камера производства Sony, снимавшая качественное стереоизображение, но весившая чересчур много. Кэмерон предложил отсоединить объектив от основной части, сократив носимый вес в девять раз.

"Мы создали систему, в основе которой лежит захват изображения. Наши актёры надевали видеокамеру, чтобы она висела у них перед лицом, следовала за ними и снимала выражение лица. Это позволило в дальнейшем разобрать изображение по кадрам и получить такую чёткость, что было видно каждую пору на коже. Это позволяет лучше передать игру актёров" - рассказал в интервью "Компьютерре" продюсер картины Джон Ландау.

По мнению Ландау, крупномасштабность – вовсе не самое главное, что есть в кино. "Главное в кино – это те истории, которые можно рассказать, а для историй важны крупные планы и игра актёров, а не крупномасштабные сцены. Технология захвата актёрской даёт возможность рассказывать такие истории, которые без неё не могли бы быть сняты в кино. Мы бы не смогли бы сделать "Аватар" без этой технологии". Почему же авторы "Аватара" вместо традиционного словосочетания motion capture ("захват движения") говорят performance capture ("захват актёрской игры")? "Мы называем это "захватом актёрской игры", потому что захвата движения недостаточно. Нужно передать саму эссенцию игры актёра" - говорит Джон Ландау.

Небольшой документальный фильм о съёмках "Аватара"

Почти то же говорит в ролике о съёмках фильма и Джеймс Кэмерон: "Главное - понять, что это не мультфильм. Актёры – не стоят и записывают озвучку. Им нужно было бегать, прыгать и драться – делать всё то, что вы видите в фильме". Сами актёры тоже вполне довольны новой технологией. Она в какой-то мере напоминает театр и возвращает их к временам, когда большинство деталей обстановки нужно было воображать. Зато результат – полная противоположность театральному минимализму. "Поражает, что это на самом деле моя игра. Эта штука ходит, говорит и вообще ведёт себя как я", - рассказывает исполнитель главной роли Сэм Уортингтон.

Не столь разрекламированная, как стереоизображение и захват движения, но тоже немаловажная технология – дополнение сцены трёхмерной картинкой в реальном времени. То есть оператор сквозь камеру видит не людей в странных чёрных костюмах с разноцветными полосками-маркерами, а нечто, отдалённо напоминающее финальную версию фильма. Конечно, накладываемая модель трёхмерной сцены сильно упрощена и больше напоминает то, что мы видим в современных играх. Но такой подход позволяет режиссёру лучше ориентироваться, а значит снижает количество работы, которую приходится проделывать после съёмок. Это особенно уместно в "Аватаре", где больше половины фильма – компьютерная графика.

Для создания модели персонажа актёров сканировали.

Вслед за "Аватаром" трёхмерное кино стали выпускать и другие студии, но результат не всегда выходит честным. "Битва титанов" и "Алиса в Стране чудес", к примеру, были сняты обычными методами, а на слои были разложены уже на этапе пост-продакшена.

Джон Ландау считает, что это даже сложнее, чем раскрашивание чёрно-белого фильма. "Конвертация фильмов в 3D – это не столько технический процесс, сколько творческий. Это может продлиться недели три, но в процессе обязательно должен участвовать режиссёр картины, и вообще к этому нужно относиться как к творческому процессу. Я часто говорю, что можно превратить фильм из чёрно-белого в цветной, но если вы хотите снимать в 3D, снимайте сразу в 3D!" – считает Ландау.

Технологии, применявшиеся при съёмке "Аватара", теперь доступны и другим студиям. Вот, что говорит об этом Джон Ландау: "Я думаю, технология уже доступна. Стивен Спилберг и Питер Джексон используют её в "Тин-Тине". Фильмы "TRON" и "Обитель зла 4" снимались с использованием нашей камеры. Так что я думаю, что технология уже вполне доступна и дело только за авторами фильмов. Каждый день люди работают с ней, и рентабельность со временем растёт. Продолжение "Аватара" планируется снимать быстрее и с меньшими затратами".

Трейлер фильма "TRON: Наследие"

Тем не менее, сиквел пока что лишь планируется. Вот что думает по этому поводу Джон Ландау: "Мы пока что активно изучаем возможность. Мы всегда говорили, что если фильм выйдет успешным, мы обязательно сделаем продолжение. Пока что мы раздумываем и хотим сделать всё правильно. Мы не торопимся делать продолжение просто ради того, чтобы оно было. Джим Кэмерон за свою карьеру сделал два продолжения - "Терминатор 2" и "Чужие". Оба раза удалось удержать планку по сравнению с первыми фильмами. То же мы сделаем и с продолжением "Аватара".









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх