|
||||
|
Изучение контента сайтаРис. 43. Главная страница сайта компании «Автоленд». Начать изучение контента лучше с «парадного входа» – с главной страницы ресурса (рис. 43). Значительно облегчает навигацию на ресурсе раздел «Карта сайта», который встречается на большинстве серьезных корпоративных ресурсов. Информация о продукте предприятияНа корпоративном сайте в большинстве случаев подробно и с максимально выигрышной для предприятия стороны говорится о том, какие товары или услуги оно предоставляет. Так, сайт екатеринбургского «Автоленда» состоит из ряда соответствующих разделов. – Лэнд-Ровер. – Вольво. – Ягуар. – Мазда. – Форд. – Мицубиши. – Хендэ. – Комиссионные автомобили. А в разделе «Интернет-магазин» дополнительно указаны отдельные группы товаров: – аудиосистемы; – масла; – тюнинг; – шины; – автономные подогревы; – инструмент; – люки Webasto; – противоугонные устройства. Причем каждая из указанных групп детализируется по мере продвижения в глубь сайта. В частности, мы узнаем о том, что «Автоленд» продает масла производства ESSO и Mobil. – ESSO, в свою очередь, подразделяется на такие группы: – ESSO масло для автоматической трансмиссии; – ESSO масло для механической трансмиссии; – ESSO прочие масла и смазки; – ESSO моторное минеральное; – ESSO моторное полусинтетическое; – ESSO моторное синтетическое. Любой раздел может состоять из подразделов, а те нередко дробятся дальше. Например, «ESSO масло для автоматической трансмиссии» на сайте «Автоленда» включает два наименования – «Esso ATF LT-масло автомат. трансмис. п/синт., 71141 (1 л) Финляндия, по цене 195 руб.» и «Esso ATF D-масло автомат. трансмис. минер., 21611 (1 л) Финляндия, по цене 131 руб.». Безусловно, анализировать весь немалый ассортимент аксессуаров и запчастей, которые предлагает покупателям «Автоленд», сейчас нет, однако из нашего примера видно, что при скрупулезной работе с сайтом можно получить достаточно полное представление о продукции и определить круг поставщиков, с которыми работает компания. В разделе «Услуги», который представлен отдельно по каждой марке продаваемых предприятием автомобилей, обозначен круг работ, осуществляемых им в рамках автосервиса, страхования и кредитования. На странице «О компании», кроме того, можно найти подборку, составленную специалистами «Автоленда» и посвященную тем услугам, которые компания считает своим конкурентным преимуществом. Услуги, предлагаемые автосалонами и сервисными центрами «Автоленд»: – продажа автомобилей: модельный ряд в наличии и под заказ; – обмен автомобиля на новый с доплатой (Trade-in); – продажа автомобилей в кредит, лизинг; – регистрация в ГАИ; – льготное страхование. Сервис: – гарантийное обслуживание; – все виды ремонта с использованием современного технологического оборудования; – кузовной ремонт любой сложности; – проведение инструментального контроля технического состояния на компьютерных диагностических линиях; – компьютерные стенды восстановления геометрии кузова; – большой склад запчастей; – гарантия на ремонт и запчасти; – покрасочные работы. PR-материалыДля специалиста конкурентной разведки интересны любые материалы, которые укладываются в расширенное и вместе с тем упрощенное понимание PR как действий, направленных на формирование положительного имиджа компании в глазах представителей общества – будь то потенциальные клиенты, представители власти или, например, руководители кредитных учреждений. Чаще всего подобные документы представлены на корпоративных сайтах в виде новостей, интервью, статей. В качестве примера PR-материала можно рассмотреть информацию «Новый Hyundai Santa Fe – в Новосибирске!», анонсированную на сайте компании «Автоленд» в разделе «Новости». При переходе по ссылке на этот документ появляются текст и фотографии, которые не просто информируют местное население о выпуске определенной модели автомобиля (что и составляет, по сути, саму новость), а привлекают внимание к тому, что компания сработала очень оперативно и изобретение, совсем недавно показанное в автосалоне Детройта, уже продается в Сибири, благодаря расторопности дилера. Причем все это – своего рода дополнение ко вполне логичному, на первый взгляд, в данном контексте описанию особенностей машины наряду с указанием ее цены. Специалист конкурентной разведки сделает следующий вывод из этой статьи: «Автоленд» состоит в хороших отношениях с журналистами из шестнадцати новосибирских изданий, поскольку в материале сказано, что именно такое количество представителей СМИ присутствовало на презентации и тесте Hyundai Santa Fe. При необходимости можно связаться с PR-менеджером компании и уточнить, члены каких именно редакций посетили мероприятие и, соответственно, в каких изданиях «Автоленд», с высокой степенью вероятности, располагает возможностями влияния. Указатели по персоналу, номера телефонов и адреса электронной почтыКорпоративный сайт подчас позволяет не только найти номера телефонов, адреса электронной почты и фамилии некоторых сотрудников, но и составить представление об организационной структуре компании. Стоит отметить, что это правило в отношении сайта «Автоленда», взятого нами в качестве примера, практически не работает, поскольку ресурс публикует по одному номеру телефона, одному номеру факса и одному адресу электронной почты для каждого филиала, без указания контактных лиц. Надо сказать, что в ряде случаев анализ виртуального почтового адреса бывает полезен. При этом мы рекомендуем оценивать два обстоятельства: – каково доменное имя в адресах электронной почты; – как выглядят имена, которые написаны перед знаком «@» («собака»). В случае с екатеринбургским «Автолендом» доменные имена сайта компании и электронной почты совпадают, и это наиболее частая ситуация. В обоих случаях адрес выглядит как «autoland.ru». А, например, у Уральского филиала оператора мобильной связи «Мегафон» они отличаются: доменное имя ресурса – «megafonural.ru», а виртуального ящика – «UralskyGSM.com». Далее мы подробнее расскажем о том, каким образом доменные имена и имена пользователей могут помочь в работе специалиста конкурентной разведки. Номера телефонов также должны быть записаны, например, в файл Word, потому что они, как и адреса электронной почты, понадобятся для дальнейшего поиска дополнительной информации о компании. Миссия компанииНе каждая компания имеет официально провозглашенную или хотя бы осознанную миссию. Однако если таковая у предприятия все же существует, это нередко позволяет спрогнозировать стратегию дальнейшей его деятельности. Изменение миссии, как правило, служит сигналом к тому, что в компании происходит (а, скорее всего, уже произошло) серьезное переосмысление путей развития. Спланированная миссия организации некоторыми исследователями относится к внутрифирменному PR, наряду с корпоративными стандартами и мероприятиями. Довольно часто она воспринимается самими компаниями как внешний атрибут и просто модная деталь, однако есть и такие предприятия, которые всерьез считают миссию управленческим ресурсом и действительно ей следуют. Фирмы, миссию которых имеет смысл принимать всерьез, можно отличить по существенному признаку: путь развития таких компаний никогда не отклонялся от конкретно сформулированных ее положений. При этом миссия не должна сводиться к короткому девизу из серии «Мы сделаем счастливыми всех клиентов после того, как они помогут нам достичь состояния счастья», – а должна содержать описание конкретных идей, реализация которых позволит им достичь продекларированных целей. На Западе крупные организации чаще, чем в нашей стране, могут заявить о наличии у них миссии. Если она и впрямь воспринимается компанией как руководство к действию, специалисту конкурентной разведки, безусловно, следует принимать ее во внимание. Примером компании, миссия которой существует не только на бумаге и которая, на наш взгляд, помогает оценить направление развития предприятия, служит «МАКСМИР» (рис. 44). Рис. 44. Миссия компании МАКСМИР Ищет ли компания инвесторов и если да, то под какие проектыКак правило, в разделе «Информация для инвесторов» российские предприятия публикуют информацию, подлежащую обязательному раскрытию по закону. Однако на их сайтах встречаются и обращения к инвесторам. На момент написания книги среди отечественных компаний, приглашающих инвесторов под конкретные проекты, преобладали энергетические фирмы и банки, за которыми следовали строительные организации и представительства иностранных предприятий в России. Примеры двух таких компаний приведены ниже.
Некоторые организации, помимо требуемой по закону отчетности, выкладывают в свободном доступе в разделе для инвесторов и другие документы – такие, как Устав, свидетельства о регистрации, лицензии и пр. Ниже приведен далеко не полный перечень правоустанавливающих документов, размещенных на корпоративном сайте одним из крупнейших в стране фармацевтических дистрибьюторов – ЗАО «Катрен» (http://www.katren.ru/companyAbout/docs.asp).
Какова маркетинговая стратегия предприятияПрежде всего, специалист конкурентной разведки пытается получить ответ на два вопроса: – на какие целевые группы ориентируется предприятие; – какова стратегия ценообразования, применяемая в компании. Ответы на эти вопросы позволяют лучше позиционировать собственную организацию на рынке, по возможности, избегая лобового столкновения с сильным конкурентом либо наоборот – навязывая слабому конкуренту лобовое столкновение. В ряде случаев, понимание принципов маркетингового мышления компании позволяет спрогнозировать ее поступки, например, в преддверии праздника. В такой ситуации специалист конкурентной разведки, обоснованно предполагая, что PR-менеджеры изучаемого предприятия прибегнут к неким маркетинговым приемам в связи с приближением определенной даты, заранее может приступить к выяснению его будущих шагов, пользуясь своими источниками информации. Очень кратко напомним основные возможные варианты подходов к ценообразованию: – в пределах одной товарной номенклатуры устанавливаются разные цены, в зависимости от себестоимости и восприятия каждого конкретного продукта потребителем; – цены на основной и дополняющие его продукты устанавливаются в одном масштабе по отношению к другим товарам, которые могут заменить данный продукт, но относятся к иной ценовой категории; – цена на основной продукт устанавливается низкая, однако на товары, которые необходимы для пользования этим продуктом, – высокая; – цена на основной продукт высокая, а на товары, которые необходимы для пользования им, – низкая; – цена устанавливается «в пакете», когда продавец объединяет несколько продуктов, назначая суммарную стоимость ниже той, по которой товары приобретаются по отдельности. Базовые цены, установленные с учетом вышеописанных принципов, обычно адаптируют к конкретной сделке, с учетом различий между клиентами и различий в условиях продажи. Наиболее часто используются следующие стратегии адаптации цен: – ценовые скидки (за количество товара, накопительная, сезонная, к празднику и пр.); – дискриминационное ценообразование (скажем, разные цены для тех или иных групп покупателей, разного времени суток либо в разные дни недели); – ценообразование по психологическому принципу (с учетом того, что некоторые продукты, независимо от их себестоимости, безопасности и надежности, воспринимаются покупателями как более качественные); – стимулирующее ценообразование (кратковременное снижение стоимости, например, при необходимости избавиться от залежавшихся товарных остатков либо во время проведения промо-акций); – ценообразование по географическому принципу (продажа одного и того же продукта на разных территориях по разной цене). На практике возможны также сочетания перечисленных стратегий. Помимо ценообразования, к маркетинговым шагам относятся и различные дополнительные услуги, оказываемые клиентам. Например, рассматриваемый нами официальный дилер автомобилей «Автоленд» предоставляет возможность пройти тест-драйв на понравившейся машине, оформить кредит на ее приобретение на льготных условиях, установить дополнительное оборудование. Кроме того, на сайте компании существуют интернет-магазин, онлайновая консультация по вопросам, связанным с определенными моделями автомобилей, форум. Проводятся различные конкурсы: литературный, фотоконкурс «Люди и автомобили» и другие. Даже такие детали могут натолкнуть специалиста конкурентной разведки на новые идеи для развития собственной компании. Особенно – если проводить бенчмаркинг и анализировать не только собственных бизнес-противников, но и организции, которые занимаются похожей деятельностью в других регионах. И в дополнение к сказанному, можно отметить такие дополнительные средства привлечения и удержания внимания потенциальных клиентов, как наличие раздела с билетами к экзамену в ГИБДД, таблицу штрафов и ссылки на тематические автомобильные ресурсы. Тексты, приведенные в каждом разделе, должны тщательно прочитываться и анализируются под углом зрения специалиста конкурентной разведки. Приведем материал раздела для корпоративных клиентов, размещенный на сайте компании «Автоленд».
Этот текст позволяет извлечь из него следующую информацию: – «Автоленд» отдает приоритет в работе корпоративным клиентам; – компания считает себя лидером по объемам продаж автомобилей в регионе и очень дорожит этим положением; – филиалы в Уфе и Новосибирске, по-видимому, не столь приоритетны для «Автоленда», как екатеринбургское отделение, поскольку упомянуты в тексте вскользь (со словами «кроме того…»); – для корпоративных клиентов предусмотрена отсрочка платежа, в том числе и за сервисное обслуживание. При внимательном рассмотрении выяснилось, что приведенная внизу страницы фраза «Сотрудники отдела корпоративных продаж» фактически представляет собой гиперссылку, которая ведет к фамилиям и номерам мобильных телефонов менеджеров компании. При беглом просмотре сайта эта гиперссылка обнаружена не была и казалась обычной строкой в тексте. Номер телефонов, адреса электронной почты и имена сотрудников не были нами замечены, когда мы искали контактную информацию, и обнаружились лишь в момент исследования вопросов маркетинговой политики компании. Интересно, что гиперссылка «Сотрудники отдела корпоративных продаж», как мы уже отмечали, внешне выглядела как обычный текст, поскольку не была выделена цветом, а подчеркивание под ней зрительно сливалось с нижним краем листа. Обнаружить ее мы смогли только после того, как навели курсор на эту надпись и увидели, что она изменила форму, на традиционную для гиперссылок. Помимо фактической информации, которую сами по себе несут координаты сотрудников компании, они отражают и общие принципы, которыми руководствуются на предприятии при назначении адреса электронной почты тому или иному работнику. В случае с «Автолендом» (рис. 45) понимание принципов построения имен в адресе виртуального ящика не дает каких-либо серьезных преимуществ специалисту конкурентной разведки, но бывают и совершенно другие ситуации. Рис. 45. Контактная информация менеджеров по корпоративным продажам компании «Автоленд». В связи с этим, надо отметить, что независимо от того, какой раздел сайта исследуется в каждый конкретный момент времени, информация собирается по всем необходимым вопросам, ведь, в отличие от любого учебника, где все материалы четко сгруппированы по тематическому принципу, в жизни нередко возникает элементарная путаница и ценные сведения могут быть отнесены не к той категории, к которой, по логике, они имеют непосредственное отношение. Как мы уже сказали, при упоминании новосибирского и уфимского филиалов «Автоленда» на странице, посвященной корпоративным клиентам, возникает мысль о второстепенности этих отделений для компании, в то время как екатеринбургское пользуется явным преимуществом. Эти филиалы даже визуально занимают на сайте значительно менее видные места, нежели последний. Для проверки этого предположения мы перешли по гиперссылкам с первой страницы сайта на все остальные. Выяснилось, что на странице, посвященной новосибирскому филиалу «Автоленда», нет адреса сайта, однако есть координаты электронной почты: autoland@ autoland.nsk.su. Попытка прямо перейти по адресу autoland.nsk.su результатов не дала – ресурс оказался недоступен. Бросается в глаза, что компании в этом адресе принадлежит домен третьего уровня, что чаще всего характерно для бесплатных сайтов. Мы решили проверить, что же представляет собой доменное имя «Автоленда» в Новосибирске autoland.nsk.su на самом деле. Простой запрос в Яндекс по доменному имени в электронной почты «nsk.su» (рис. 46) показал, что создание почтового ящика с окончанием «nsk.su» и доменным именем третьего уровня, совпадающим с именем компании – это распространенная в Новосибирске форма организации почтовых ящиков на виртуальном почтовом сервере, не характерная исключительно для компании Автоленд. Заводить собственное оплаченное доменное имя для новосибирского филиала Автоленд не счел нужным. Рис. 46. Большое количество почтовых ящиков с окончанием «nsk.su» по запросу в Яндексе. Доменное имя в адресе электронной почты филиала «Автоленда» в Уфе autoland@ufanet.ru вообще не содержит названия компании и принадлежит крупному уфимскому интернет-провайдеру. Это выяснилось также при запросе в Яндекс и видно на рис. 47. Рис. 47. Информация об использовании имени ufanet.ru в адресах электронной почты Годовой отчет компанииНекоторые компании, в частности, открытые акционерные общества, по закону обязаны публиковать свои отчеты в свободном доступе. Это делается для того, чтобы существующие акционеры, равно как и потенциальные инвесторы могли быть более полно проинформированы о положении дел в организации, в которую они вложили или намерены вложить средства. На момент написания книги Гугл выдал 1 210 000 результатов по запросу «годовой отчет ОАО москва», введенному в поисковую строку без кавычек. В числе этих результатов, был и годовой отчет компании «СИБНЕФТЬ» за 2003 г. в формате PDF. Содержание документа приведено ниже.
Западные компании также обязаны публиковать подобные годовые отчеты в открытом доступе. Перечень регионов (а иногда и стран), в которых работает компанияНа наш взгляд, нет необходимости конкретизировать и иллюстрировать дополнительными примерами этот пункт. История развития фирмыНередко исследователи совершают ошибку, не желая знакомиться с материалами о развитии компании на корпоративном сайте. Читать официальную версию истории предприятия надо обязательно. В ряде случаев ее изучение позволяет составить представление о корпоративной культуре и о принятых в компании способах решения проблем. Правда, следует оговориться, что любая информация на сайте, которая характеризует организацию с положительной стороны (а другой там обычно и не бывает), должна обязательно перепроверяться по другим источникам. Происходит это по вполне понятной причине: ни одна компания не станет писать о себе негатив, скорее приукрасит действительность. Ничего плохого в подобной подаче себя в максимально выгодном свете нет, просто этот факт специалисту конкурентной разведки не стоит выпускать из поля зрения. Основная же причина, по которой надо обязательно читать историю предприятия, заключается в том, что история – это на самом деле наука не о прошлом, а о будущем, поскольку люди в схожих ситуациях поступают, как правило, примерно одинаково. История фирмы обычно содержит рассказ о наиболее значимых вехах на пути развития компании, об изменении ее названий, о смене руководителей, а подчас и собственников. Как правило, читая этот раздел, можно получить дополнительное представление о ее финансовых возможностях, а иногда – о периодах, когда она вступала в тесные отношения с чиновниками различного уровня либо наоборот – такие отношения прерывала. Нередко история компании содержит факты, которые показывают, кто может располагать дополнительной информацией о ее деятельности. Кроме того, в этом же разделе могут встречаться факты о нынешнем состоянии предприятия, а также о его планах. В качестве примера приведем текст истории екатеринбургской компании «Автоленд», взятый на ее официальном сайте.
Из приведенного текста видно, как быстро и какие именно марки автомобилей добавлялись к товарной линейке, как компания расширялась территориально. Так, что к массовым маркам автомобилей (Форд) потепенно добавлялись модели премиум-класса, принадлежащие Форду, – такие, как Ягуар, Вольво и Ленд Ровер. Кроме того, принадлежащая Форду Мазда, которая относится к массовому бренду, тоже появилась в товарном ряду Автоленда в рамках существующего предприятия. А вот появление марок, которые Форду не принадлежат, происходило за счет присоединения уже имеющегося дилера. Можно сделать вывод и о том, что слова государства о социальной ответственности бизнеса были услышаны компанией – это нашло отражение в информации о шефстве и благотворительных акциях. Картина становится более полной, если ознакомиться с историей развития «Автоленда» в Новосибирске и Уфе, представленной в том же разделе. При этом отчетливо прослеживаются общие тенденции корпоративной культуры и косвенно подтверждаются выводы о второстепенной роли этих филиалов в жизни компании, по сравнению с екатеринбургским филиалом, сделанные при изучении ее маркетинговых подходов. Вместе с тем, из приведенных ниже текстов о работе филиалов видно, что корпоративная культура и подходы к работе с потребителями, равно как и к взаимодействию с государством, едины во всей компании, независимо от города, в котором компания работает.
Кстати, прочтение текстов о компании нередко дает возможность увидеть и еще одну особенность: разделы сайта обновляются с разной скоростью либо написаны не совсем корректно. Так, в «Истории компании» Автоленд говорится о шести марках автомобилей, которые реализует Автоленд, тогда как на первой странице показаны автомобили семи производителей. Вместе с тем, раздел «Новости» обновляется регулярно. Лишь при попытке скачать прайс-лист на автомобили Hyundai, оказывается, что они доступны только в Новосибирске, что затем подтверждается при пристальном просмотре раздела «О компании», поскольку в разделе «О компании» написано, из каких предприятий состоит Автоленд и дилерами каких марок является каждое из этих предприятий:
Отдельно хотим отметить, что иногда специалисту конкурентной разведки удается «зацепиться» за огрехи в обновлении информации на чужом сайте и найти с их помощью уязвимое место противника. Так, в нашей практике был случай, когда недружественная компания-конкурент развязала информационную войну против дружественных нам структур, распространяя при этом заведомо ложную информацию. Изучение интернет-ресурса этого противника показало, что организация-неприятель не убрала со своего корпоративного сайта (а может быть, и специально разместила в целях очковтирательства) лицензию, действие которой прекратилось более пяти лет назад. На сайте были даны реквизиты этой лицензии и размещено ее изображение. Причем, масштаб этого изображения был таким, что различить надписи на документе не представлялось возможным, тогда как те лицензии, которые продолжали действовать (по другим направлениям работы предприятия), можно было рассмотреть во всех подробностях. Такая разница в подходе к демонстрации материалов в пределах сайта одной и той же фирмы настолько нас заинтересовала, что мы предприняли дополнительные шаги по проверке этой лицензии, обратившись в организацию, которая ее выдала. Проверка подтвердила, что срок действия документа, вызвавшего наши подозрения, давно истек, о чем мы получили официальное удостоверение. Тот факт, что просроченная лицензия была доступна для всеобщего обозрения в разделе «Наши лицензии» непосредственно под текстом, утверждавшим, что компания-противник имеет все необходимые для работы лицензии и сертификаты, был положен нами в основу доказательной базы о недобросовестном поведении компании на рынке и о, возможно, сознательном введении потенциальных клиентов в заблуждение. В результате предпринятой информационной контратаки была достигнута цель, которая стояла перед контратакующими силами, в число которых входили и мы. Наша сторона официально обратилась к этим структурам с просьбой разобраться в причинах подобного способа формирования имиджа неприятельской компании в глазах ее потребителей, дать этим действиям правовую оценку и наказать виновных. В связи с началом нами ответных действий, противник, который до контратаки с нашей стороны откровенно упивался безнаказанным причинением вреда своему конкуренту, стал нести реальные потери, после чего прекратил информационную войну, а заодно убрал со своего сайта документы, ставшие недействительными из-за истечения срока их действия. Корпоративные журналы и газетыМногие компании, круг клиентов которых достаточно четко обозначен, выпускают корпоративные газеты или журналы. Такие издания интересны для специалиста конкурентной разведки тем, что они могут содержать перечни клиентов и содержать информацию об особенностях взаимоотношений с ними, описывать новые проекты организации, публиковать фотографии рабочих мест и оборудования, применяемого в исследуемой компании, рассказывать о ключевых фигурах фирмы и их позиции по каким-либо вопросам. Практика показывает, что даже крупные и серьезные предприятия периодически пропускают в такую печать информацию деликатного свойства. А сведения неконфиденциального плана, отвечающие, тем не менее, на вопросы, важные для правильного принятия решений руководителями конкурента, содержится там по определению. Правда, и дезинформацию через такие источники проводить тоже весьма удобно, а потому данные из корпоративных изданий следует подвергать обязательной перепроверке. Однако такого рода материалы выпускаются далеко не всеми компаниями. А те, которые все же публикуют информацию о деятельности фирмы в подобных издниях, не всегда пишут об этом на своем сайте. И все же при исследовании интернет-ресурса есть смысл попытаться найти сведения о корпоративном журнале. Так, например, на сайте фармацевтического дистрибьютора ЦВ «Протек» из Москвы есть не только прямое указание на наличие корпоративной газеты «Вести от ПРОТЕКа», но и существует возможность с ней ознакомиться. Правда (возвращаясь к вопросу о своевременности обновления информации), в апреле 2006 г. в разделе «Свежий номер» была размещено издание за май 2005 г. (http:// www.protek.ru/ru/about/publication/newnumber/). А фармацевтический дистрибьютор из Екатеринбурга «АС-Бюро», также выпускающий корпоративную газету, не пишет об этом на своем сайте. Тем не менее, найти информацию о ней можно по простейшему запросу в поисковую систему общего назначения, например, в Гугл. Получить физически доступ к изданию – как ЦВ «Протек», так и «АС-Бюро» – можно и у клиентов указанных организаций. Ниже приведены некоторые заголовки корпоративной газеты компании «АС-Бюро» «ВсегдА С Вами» № 1(63) от января 2006 г. (оригинальное написание букв «А» и «С» в названии сохранено). «Подведем итоги года» (статья содержит информацию о работе компании в Пермской области, в Омске, на Дальнем Востоке, а также о программном обеспечении, которым организация пытается «привязать» к себе клиентов, о приоритетах в развитии ассортимента, о создании учебного центра для потребителейв, о вводе системы сбалансированных показателей в компании, о сдаче в эксплуатацию здания собственного фармацевтического завода в г. Березовском и о том, что первые десять препаратов, которые будут выпускаться на этом заводе, находятся на регистрации в Минздраве). «На взаимном уважении» (рассказ о конкретном клиенте компании – сети аптек из городов-спутников Екатеринбурга). «Без права на отказ» (материал об одном из ключевых сотрудников организации, который снабжает удаленные от крупных городов аптеки строительными материалами, отправляемыми вместе с товаром). В выходных данных, кроме того, сообщается о том, что предприятие – учредитель газеты, издает же ее компания «Press-Club», адрес и контакты которого указываются. Специалисту конкурентной разведки подобные источники могут дать немало предварительной информации, которая может быть полезной при правильной ее интерпретации руководителем структуры, работающей на фармацевтическом рынке: способствовать организации работы таким образом, чтобы избежать конфронтации с конкурентном, а также навязать противнику схватку на выгодных для себя и невыгодных для него условиях. Практика показывает, что даже заводские многотиражки, которые в принципе не предназначены для выноса за пределы территории, как правило, оказываются доступны посторонним, так что уж говорить о корпоративных изданиях, которые прямо созданы для распространения за пределами предприятия. Как организована обратная связь с клиентамиЭта часть сайта может показать, в каких областях компания чувствует себя наиболее уверенно, как концептуально организована ее работа с клиентами и на чем основаны те или иные аспекты их взаимодействия. Помимо традиционных разделов вроде «Оставьте свой отзыв», все большую популярность приобретают онлайновые консультации, которые берутся на вооружение компаниями, работающими в самых разных отраслях. Например, на сайте «Автоленда» существует онлайновая консультация. Есть на сайте и форма обращения в отдел контроля качества компании, который помогает клиентам, недовольным качеством обслуживания, решать возникающие проблемы. Достаточно показательны форумы, размещенные на сайтах организаций. По одному лишь перечню их заголовков можно увидеть, какие проблемы волнуют посетителей в настоящее время, а какие были актуальны в прошлом и насколько хорошо решаются вопросы, которые участники ставят перед компанией. Правда, репрезентативной информацию на форумах можно считать только тогда, когда на них достаточно много посетителей, причем сведения должны регулярно обновляться. Для оценки популярности форума рекомендуем первым делом обращать внимание на общее количество сообщений в темах, а также совокупное число просмотров этих сообщений и даты их публикации. Так, например, на сайте компании «Автоленд» прослеживается, что посетители предпочитают онлайновую консультацию, потому что свежие объявления на форуме появляются редко, соответственно, и обсуждаются они неактивно. Это неудивительно, поскольку онлайновая консультация на сайте «Автоленда», на которой и вопросы, и ответы публикуются открыто, прямо конкурирует с форумом, имея при этом психологическое преимущество в глазах потребителей как более официальная форма общения. А вот, скажем, форум абонентов компании «МТС» в Екатеринбурге, напротив, достаточно хорошо отражает настроения и проблемы клиентов этого сотового оператора (онлайновые запросы в «МТС», в принципе, тоже существуют, однако представляют собой электронную переписку, которая недоступна ни для кого, кроме самого абонента, задавшего вопрос, и специалиста компании, который на этот вопрос отвечает). Для сравнения: по состоянию на 30.04.2006, максимальное количество сообщений в одном разделе на форуме «Автоленда» – 143, а на форуме екатеринбургского филиала «МТС» – 6051. При этом максимальное количество просмотров одной темы на форуме «Автоленда» – 1147, а на форуме рассматриваемого отделения «МТС» – 22 937. Раз зашла речь о форумах, отдельно надо сказать несколько слов о внешних форумах, которые популярны на порталах крупных городов и на которых часто присутствуют клиенты предприятий из региональных населенных пунктов. Исследования, проведенные в последнее время на различных форумах российских городских порталов, показали, что оценки, даваемые компаниям на таких форумах, специалисту конкурентной разведки следует воспринимать с осторожностью. Уточним, что речь идет именно об оценках конкретных компаний, а не о товарах, которые также могут обсуждаться на форумах. Выяснилось, что тон на общегородских форумах часто задает очень небольшая группа лиц – порой не более четырех-пяти человек, которая из личной неприязни или по каким-то иным причинам может выдавать исключительно негативную или только позитивную информацию о той или иной компании. Выступая слаженной командой, такая группа способна эффективно подавлять инакомыслие на форуме. В результате может формироваться мнение о деятельности конкретных предприятий, имеющее мало общего с реальной действительностью. При этом темы, «раскачиваемые» такой командой, могут достигать по объему 10–15 страниц и содержать несколько сотен сообщений. Если сообщения в таких темах проанализировать с точки зрения смысловой и эмоциональной нагрузки, то примерно 70–90 % представляют собой бессмысленный «флуд» – просоте общение посетителей между собой, не имеющее отношения к обсуждаемой теме («общение ради общения»). При этом подобные изречения нередко сопровождаются большим количеством «смайликов». Остальные высказывания зависят от настроя «ведущей команды», а не от реального положения дел. Основной способ искажения действительности на подобных общегородских форумах – это замалчивание фактов, которые не подтверждают точку зрения «ведущей команды» при одновременном педалировании фактов, совпадающих с «генеральной линией» актива форума. В сочетании с подавлением тех, кто осмеливается высказаться против, пусть даже приводя правдивые аргументы, такая тактика приносит свои плоды. Откровенные инсинуации встречаются на форумах относительно нечасто, хотя нам встречались и такие примеры. Если форум все же заинтересовал специалиста конкурентной разведки как источник информации и необходимо разобраться в том, насколько приведенные на форуме факты соответствуют реалиям, мы рекомендуем с помощью встроенного в каждый форум поиска смотреть историю высказываний тех людей, мнение которых специалист намерен положить в основу своих выводов. Такое исследование позволяет сделать довольно точный вывод о том, насколько компетентен и объективен тот или иной человек в конкретном вопросе. Кроме форумов и онлайновых консультаций, информацию о качестве работы с клиентами обычно можно почерпнуть из таких разделов, как «Гостевая книга» или «Книга жалоб и предложений». Высказывания руководителей и лучших клиентовНередко подобная информация содержится на сайте компании. Во-первых, она помогает отметить тех клиентов, с которыми у организации сложились особенно хорошие отношения, а, во-вторых, высказывания руководителей на многих предприятих не рискуют подвергать цензуре, в то время как их заявления порой могут содержать сведения, которые любому другому сотруднику вряд ли разрешили бы обнародовать. Например, на сайте ЦВ «Протек» есть отчет об участии компании в мероприятии, на котором один из ее руководителей озвучил свое видение перспектив развития не только отрасли в целом, но и своей фирмы.
А на сайте «Автоленда» существует специальный раздел «VIP-клиенты», который начинается с их поименного перечня: «Нам очень приятно, что такие известные компании, как HILTI, Уралотель, аэропорт „Кольцово“, МТС, Wrigley, Nestle, Philip Morris являются нашими VIP-клиентами», а далее содержит информацию о каждом из них и о том, как именно протекает сотрудничество организации с указанными предприятиями. Например:
Награды и победы в конкурсахКомпании обычно с удовольствием сообщают о своих победах в различных конкурсах. Для специалиста конкурентной разведки такая информация может быть полезна при определении сильных сторон изучаемой организации, а также при поиске новых источников сведений о ней – ведь, в большинстве случаев, члены конкурсных комиссий узнают немало интересного как о достижениях лауреата, представляющего предприятие, так и о его планах. Поэтому, если после награждения под удачным предлогом поговорить с людьми, входившими в состав указанной комиссии, то во многих случаях можно получить интересные данные об изучаемой компании. Вот, к примеру, текст с информацией о победе в конкурсе, размещенный на сайте «Автоленда».
Ссылки на статьи о компанииДостаточно часто встречается практика приводить на корпоративном сайте ссылки на статьи о компании, которые были опубликованы в тех или иных изданиях. В этих материалах могут упоминаться конкретные сотрудники организации, ее партнеры либо содержаться информация, способная прояснить некоторые действия и планы изучаемого предприятия. Такие разделы чаще всего называются «О нас пишут», «СМИ о нас» или иным подобным образом. Перечень адресов филиалов или заводовПоскольку корпоративный сайт обычно создается для того, чтобы облегчить потенциальному клиенту взаимодействие с компанией, то, как правило, никто не скрывает адресов ее филиалов. Правда, на основании нашего опыта можем дать совет применительно к исследованию этого раздела ресурса. Он касается все той же необходимости перепроверки полученной информации. Бывает, что организация уже закрыла отделение, однако сведения о нем с сайта не убрала и они продолжают «висеть» на корпоративном ресурсе. Но даже такая информация может быть полезной для специалиста конкурентной разведки, поскольку многие бывшие сотрудники филиала наверняка продолжают жить в том же населенном пункте, затаив при этом обиду на бывших работодателей (что случается нередко). Проверить наличие отделения в каждый конкретный момент времени несложно – достаточно просто позвонить по указанному на сайте телефону, а в особо ответственных случаях – отправить сотрудника по адресу филиала. А вот в случае, если ресурс сообщает о том, что отделение существует, но его адрес и телефон не указаны, то, как показывает практика, этого филиала может и не быть вообще, а информация о нем – явное приукрашивание действительности или, как минимум, поспешное оповещение общественности о нереализованных пока еще планах. Выявление этого может быть использовано по-разному, в зависимости от воли руководителя компании, которая обнаружила подобное несоответствие. Можно просто отказаться от сделки с недобросовестным партнером, а можно и положить данный факт в основу преследования в суде или в прессе организации, которая повышает собственную оценку в глазах покупателей или партнеров за счет лжи. Справедливости ради отметим, что случаи умышленного искажения информации о филиалах встречаются нечасто, но, тем не менее, нам с такими предприятиями пересекаться доводилось. Чаще всего информация об отделениях или других территориально удаленных подразделениях компании, выложенная на корпоративном сайте, оказывается правдивой. Вот, например, каким образом данные о филиалах представлены на сайте предприятия «Автоленд», размещенные в разделе «Контакты» и сопровождаемые иллюстрациями, демонстрирующими схему проезда к подразделению компании.
Исследования и разработкиКомпании довольно часто информируют общественность о новых разработках, справедливо относя их к тем достижениям, которыми можно гордиться. Однако довольно часто размещением подобной информации занимаются люди, которые не задумываются о вопросах безопасности и защиты сведений не то чтобы от представителей конкурентной разведки, но и от банальных промышленных шпионов. Нам приходилось сталкиваться с крупными предприятиями, на которых «не имеющий тормозов» специалист по PR, допущенный на все совещания и регулярно получавший премии за количество публикаций, выкладывал на корпоративный сайт все данные о перспективных изобретениях. К счастью для отечественных предприятий, в большинстве случаев контроль за распространением информации о таких разработках все же существует и угрозы безопасности компании с этой стороны возникают относительно редко. Однако и обычные сведения о новых разработках предприятия могут оказаться весьма полезными для целей конкурентной разведки. Например, на главной странице томской компании «Эрмис» приведена ссылка на страницу «Новые разработки» (http://ermis.tomsk.ru/development.html), на которой подробно рассказывается о бесконтактных измерителях длины проволоки, канатов, кабелей, труб «Дельта-4» и «Дельта-4.1». Аффилированные компании и аффилированные лицаВ ряде случаев информация об аффилированных лицах и компаниях может быть прямо или косвенно проверена на корпоративном сайте. В случае с организациями, которые по закону обязаны раскрывать подобные сведения, выполнить такую проверку проще всего. На рис. 48 приведен пример того, как выглядит список аффилированных лиц в одной из генерирующих компаний (при переходе по гиперссылке пользователь получает доступ к файлу в формате Word). Рис. 48. Список аффилированных лиц ОАО «ЮГК ТГК-8». Размещение списка аффилированных лиц на сайте в виде текстового файла встречается очень часто. Наш опыт показывает, что когда будет предложено выбрать, сохранить ли файл со списком аффилированных лиц на жестком диске или открыть в браузере, то лучше выбрать сохранение файла. Это позволит в любой момент обратиться к документу, что может потребоваться в случае появления необходимости уточнить какие-то вопросы. А кроме того, в ряде случаев нам удавалось обнаружить дополнительные данные, исследуя этот сохраненный на компьютере файл. Если навести на него курсор и нажать правую кнопку мыши, то можно получить доступ к свойствам документа, которые обычно устанавливаются текстовым процессором автоматически и могут содержать фамилию человека, на компьютере которого файл создавался. Конечно, к безупречным такой источник информации отнести нельзя, однако лично нам беседа с создателем файла нередко помогала выяснить достаточно весомые, а порой и ключевые обстоятельства (рис. 49). Рис. 49. Свойства файла с фамилией автора (имена и названия вымышленные, но принцип соответствует фактам, имевшим место в реальности) Зарегистрированные товарные знаки и торговые марки, а также патентыНе все компании публикуют подобную информацию на своих сайтах. Некоторые ограничиваются тем, что ставят значок «ТМ» или «R» справа от своего названия. Иностранные организации предоставляют подробные сведения о принадлежащих им торговых марках и патентах чаще, нежели российские. Хотя, даже на отечественном ресурсе такой крупной компании, как «Кока-Кола», нам не удалось при беглом просмотре карты сайта и раздела, посвященного бренду «Кока-Кола», найти такую информацию. Данные о патентах преимущественно публикуются высокотехнологичными предприятиями. Так, тайваньским электронным гигантом – компанией «Foxconn» – соответствующая информация размещена на странице, посвященной инновациям.[16] А данную ниже информацию размещать не будем. Лучше оставить так, как было. Это не художественная книга, здесь нужно максимально натуралистичное вомспроизведение действительности. Эти данные сведены в таблицу (табл. 1), которую мы приводим ниже: она показывает, как с 1995 г. росло количество патентов, принадлежащих организации в разных странах, а также какие страны были более приоритетными для нее в разные годы. Таблица 1 Динамика интеллектуального индекса компании «Foxconn» в период с 1995 по 2000 г. ЦеныОднозначного ответа на вопрос о том, доверять или не доверять разделу «Цены», размещенному на сайте компании, не существует. На самом деле, соответствие подобной информации цен, представленной на интернет-ресурсе, реальному положению вещей напрямую зависит от того, в каком сегменте рынка работает организация. Известно, что ряд крупных компаний с большим ассортиментом имеет такую систему скидок, дифференцированную в зависимости от категории клиента и его географического положения, что принимать в качестве ориентира обнародованные на сайте цены бессмысленно. Недаром, участники некоторых рынков – например, рынка оптовых продаж лекарственных средств – считают, что единственная информация, неизвестная им о конкуренте, – это действительная стоимость, установленная на товары для разных категорий потребителей, с разбивкой по регионам. Ситуация усугубляется тем, что эти цены непрерывно меняются, отчего однократное их выяснение ничего не дает. Вместе с тем, случается и такое, что заявленная на сайте цена соответствует реальной. Это относится, прежде всего, к интернет-магазинам, автосалонам и пунктам продаж мобильных телефонов. Но и в этом случае советуем проверить полученную информацию – например, позвонив продавцу или посетив его лично, если это возможно. По крайней мере, необходимо периодически проводить выборочный анализ. Информация о стоимости продукции может быть по-разному представлена на корпоративном ресурсе. Прайс-лист или иллюстрированный каталог здесь может и отсутствовать. А цена конкретного товара формируется, лишь вследствие пошагового выбира того или иного варианта комплектации изделия. Однако некоторые сайты все же предоставляют пользователю возможность скачать прайс-лист (как правило, в формате документов Word, Excel или PDF). А иногда товар подбирается в заданном ценовом диапазоне. Как, например, на ранее рассмотренном сайте «Автоленда», где как раз можно сформировать пошагово нужную комплектацию автомобиля и затем узнать его цену. Специалисту конкурентной разведки необходимо просмотреть все варианты цен, приведенные на сайте, после чего проверить их актуальность, и лишь затем делать выводы как о самих ценах, так и о достоверности информации. ВакансииРаздел «Вакансии» на корпоративном сайте позволяет сделать косвенные выводы о кадровой ситуации в компании (особенно, если этот раздел постоянно подвергается мониторингу в динамике). Кроме того, появление объявления о некоторых вакансиях – хорошая возможность сходить на мнимое (а таковым оно и будет для псевдосоискателя) собеседование, дабы ознакомиться с предприятием конкурента изнутри и, может быть, по характеру задаваемых вопросов понять, над чем он в настоящее время работает, на какие направления и почему приглашает специалистов. Надо сказать, что за рубежом такой поступок специалиста конкурентной разведки, скорее всего, признали бы неэтичным либо вовсе незаконным. В России же на момент написания книги это считалось вполне приемлемым – как с позиции закона, так и с точки зрения этики. Однако ситуация в нашей стране может измениться, поэтому, прежде чем идти на такой шаг, рекомендуем читателю справляться о текущем положении вещей в данной сфере. Кроме того, ситуации, когда на собеседование приходит такой «засланный казачок», могут закончиться весьма комично. Так, в одну солидную екатеринбургскую фирму, продающую строительные материалы, потребовался грузчик. Был объявлен конкурс, подано объявление о вакансии. Дело было зимой. На собеседование явился солидный мужчина в дубленке, который не показал трудовой книжки, путано представил свою трудовую биографию и почти с порога стал интересоваться тем, как часто, откуда и какой именно груз доставляется на склад. Сотрудник службы по персоналу рассказывал потом, что сразу с появлением «соискателя» у него «щелкнул в голове сигнал опасности», но уже после нескольких минут разговора он с трудом сдерживался от смеха и ждал, когда (цитируем) «этот клоун выдохнется и уйдет». Внешние ссылки на сайт из ИнтернетаМощный инструмент изучения компаний с применением ресурсов Интернета – это просмотр ссылок на сайт с помощью оператора Link. Синтаксис этого оператора варьируется в зависимости от того, с какой информационной системой вы работаете. Тем не менее, он присутствует во всех крупных поисковиках. Важность указанного оператора для конкурентной разведки и специалистов PR очевидна: ведь те, кому не интересно содержимое сайта, не станут ссылаться на него подобным образом. И наоборот: упоминание человеком каких-то страниц интернет-ресурса свидетельствует о том, что они его, в силу ряда причин, интересуют. Причем интерес этот не всегда носит дружеский характер. Он может быть продиктован и недовольством. А как минимум, желанием обменяться ссылками. Оператор Link обычно позволяет прояснить важные вопросы относительно: – дружественных структур; – аффилированных компаний, которые не афишируются публично; – личных страничек сотрудников; – наличия позитивной или негативной информации на форумах и в дискуссионных группах; – новых источников информации в лице деловых партнеров изучаемой компании; – раскрутки в поисковых машинах собственного сайта или сайта, порочащего конкурента. Если внешних ссылок чересчур много, Link хорошо сочетать с ключевыми словами (в частности, такими, как «резюме», «работа», «„зарплата“ и другими, в зависимости от того, какая цель стоит перед исследователем). Проиллюстрируем сказанное на конкретных примерах. Ссылки на сайт компании «Автоленд». Оператор Link в Гугле на момент написания книги выявил 81 ссылающуюся страницу. Некоторые из них – внутренние (так, в рамках корпоративного сайта со страницы автозапчастей к автомобилю «Ford Focus» существует гиперссылка на страницу с информацией о модельном ряде всех автомобилей). Другие же указывают на организации, которые состоят с «Автолендом» в деловых отношениях, и поэтому потенциально могут служить источниками информации о рассматриваемой компании либо выступить в роли агентов влияния на это предприятие. Среди таких организаций, ссылающихся на сайт «Автоленда», встречаются: – ресурсы, на которых размещается справочная информация о компании; – банки, кредитующие клиентов «Автоленда» при покупке автомобилей; – рекламное агентство, сотрудничающее с компанией; – каталог поисковой машины Апорт. Ниже приведен перечень конкретной информации, выданной по этим организациям Гуглом в ответ на запрос с помощью оператора Link.
Остановимся подробнее на одном интересном моменте. При попытке найти на каком-то конкретном сайте гиперссылку на изучаемый ресурс (в случае с «Автолендом» – на сайте фитнес-центра) специалист конкурентной разведки может столкнуться со стандартным затруднением. Дело в том, что на рассматриваемом ресурсе фитнес-центра гиперссылка на сайт компании «Автоленд» находится в небольшом рекламном баннере. Причем, баннер этот расположен в нижнем правом углу страницы и не особенно бросается в глаза. Поэтому для облегчения поиска нужной информации о гиперссылке рекомендуем использовать универсальный прием, действие которого продемонстрируем на примере сайта «autoland.ru». На странице, полученной по запросу с помощью оператора Link, вызовите с помощью щелчка правой кнопкой мыши «Просмотр исходного кода страницы», затем нажмите CTRL+F и в открывшемся окне поиска введите слово «autoland». И вы сразу увидите, где именно на странице расположена нужная вам гиперссылка. Это повысит точность работы и сэкономит немало времени. Поиск гиперссылок на сайт «autoland.ru» с помощью оператора Link в Яндексе расширил список ссылающихся страниц, по сравнению с тем, что был найден в Гугле (всего Яндекс показал на момент написания книги 46 ресурсов). При этом были обнаружены: – партнеры «Автоленда», не упоминавшиеся ранее; – отзывы клиентов об обслуживании в компании (в основном, в дискуссионных группах и на форумах). Кстати, хорошо видно, что Яндекс, по сравнению с Гуглом, ценит форумы выше. На наш взгляд, для специалиста конкурентной разведки это несомненный плюс; – резюме сотрудника «Автоленда» (программиста), активно искавшего работу в 2004 г. И вновь надо отметить, что, как нередко случается, ресурсы, на которых размещаются подобные анкеты, Гуглом найдены не были. Ниже приведены тексты документов, которые были отражены в Яндексе, но проигнорированы Гуглом:
Особо хотелось бы остановиться на резюме, размещенном в Интернете от имени сотрудника «Автоленда», поскольку подобные инциденты периодически происходят в компаниях и именно на этой почве чаще всего происходит передача в Службу Безопасности предприятия информации, полученной специалистом конкурентной разведки. Вот как выглядели реальные результаты Яндекса применительно к странице с резюме, содержавшей гиперссылку на сайт «Автоленда» (видно, что в общей сложности были обнаружены три таких ресурса):
При переходе по одной из гиперссылок, появлялась следующая информация, приведенная на рис. 50. Рис. 50. Личное объявление от имени сотрудника компании о поиске им работы, обнаруженное с помощью оператора Link в Яндексе. Интересно, что свое резюме этот сотрудник (или тот, кто выступал от его имени) разместил непосредственно на корпоративном сайте «Автоленда», после чего и дал на него гиперссылку с различных досок объявлений. Мы можем предположить, что человек в данном случае воспользовался своим служебным положением – доступом к содержимому сайта – в личных целях, поскольку достаточно сложно себе представить, чтобы тот, кто не имеет соотвествующих прав, никем незамеченным пробрался на интернет-ресурс компании и создал там каталог с резюме. Если наши предположения верны, то данный факт лишний раз доказывает, насколько полезно бывает проводить мониторинг информации касательно собственного предприятия – как минимум, для своевременной идентификации специалистов, находящихся в поиске новой работы. На наш взгляд, действия, подобные тем, что предпринял программист при размещении своей анкеты (если он, конечно, сам это сделал), также могут косвенно свидетельствовать об уровне квалификации и определенном психологическом типе соискателя вакансий, а это, в свою очередь, позволяет более основательно продумать подход к такому человеку с целью получения от него необходимых сведений, если речь идет о сотруднике конкурента. Однако оставим выяснение вопроса об авторстве рассмотренного резюме тем, кого это напрямую затрагивает. Предлагаем обсудить другую проблему: насколько опасна подобная ситуация для компании, с точки зрения попадания в сети, расставленные специалистами конкурентной разведки, конфиденциальных данных о предприятии. Поскольку нам периодически становится известно о случаях, когда сотрудники размещают свои анкеты на сайте работодателя или заводят собственные страницы на его сервере, мы хотели бы подробнее остановиться на том, какие угрозы, помимо неприятных эмоций, могут нести компании подобные инциденты. Для этого попытаемся обобщить наиболее характерные психологические характеристики членов персонала организации, которые идут на такие формы использования ее ресурсов. Вероятно, люди, совершающие подобные поступки и демонстрирующие, в целом, отдельные навыки владения такими понятиями, как «ключевые слова», тем не менее, считают, что обнаружить их действия никто не сможет. Как показывает приведенный пример, убежденность ряда пользователей в том, что Интернет большой и затеряться в нем проще простого, не имеет под собой основания. С учетом оценки психологического типа человека и при грамотном планировании подхода, для специалиста конкурентной разведки подобные кадры противника в ряде случаев могут действительно оказаться находкой. Особенно если такой специалист окажется не обременен этическими предрассудками. В частности, подобных соискателей могут пригласить на собеседование, поскольку они готовы к общению на темы своей нынешней работы. При этом, с высокой степенью вероятности, «ключ» к ним может лежать на поверхности: их нетрудно расположить к себе и дополнительно поощрить к подробному рассказу, выражая вслух восхищение «нестандартным» и «креативным» подходом к вопросу поиска работы. Высока вероятность того, что вдохновленные высокой оценкой своего поступка (по нашему мнению, совершенно неэтичного и заслуживающего самого жесткого порицания), такие люди могут расслабиться и рассказать еще немало подробностей о своих «подвигах» на рабочем месте. Поскольку ссылки на сайт «Автоленда» не привели нас на личные страницы бывших и нынешних сотрудников компании, приведем пример другой организации (рис. 51) и покажем, как может выглядеть подобный ресурс (в данном случае она называется «Любимые ссылки» и содержит три раздела: «О моей работе», «Немного эротики» и «Все о Siemens»). Рис. 51. Личная страничка сотрудника компании со ссылкой на сайт компании, обнаруженная с помощью оператора Linkв Яндексе. Данная страница – подлинная и принадлежит сотруднику реально существующей организации, название которой мы решили не указывать по этическим соображениям. Составление запросов, связанных с названием компании, в поисковые машиныЗапросы в поисковые машины, которые формулируются с использованием названия компании, позволяют не только получить дополнительную информацию о конкретной организации, но и поставить эту информацию на мониторинг. В ряде случаев удается найти принадлежащие сотрудникам личные страницы и дневники, которые включают в себя название компании или ее продукции, но не содержат гиперссылок на копоративный сайт, а потому не обнаруживаются с помощью оператора Link. Как показывает практика, встречается несколько основных источников и способов поиска подобной информации, которые мы разберем более подробно. Поиск с использованием фрагментов адреса электронной почты или доменного имени компании. Отдельно надо сказать о важности исследования с помощью доменных имен компании, прежде всего – тех, которые используются в адресах электронной почты. Обратимся к описанному нами в предыдущей книге «Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей»[17] случаю, когда использование доменного имени в поисковом запросе привело к получению стратегически важных сведений о конкуренте.
Комментируя этот пример, хотим высказать свое мнение о способах избежания проблем, подобных тем, которые создала своей компании госпожа Радова. Первоначально мы предлагали использовать в адресах элетронной почты нейтральные имена. Например, вместо polina_rad@lkps.ru давать адрес pr@lkps.ru. Однако, как верно заметила Виктория Прохорова, такой подход неприемлем для западных компаний, в которых практически всегда имя в адресе электронной почты представляет собой настоящие имя и фамилию. Согласно такому неписаному правилу корпоративной этики, госпожа Радова должна была создать адрес polina_radоva@lkps.ru. А вот псевдоним для участия в форумах и для адреса электронной почты, публикуемого в открытом доступе и расположенного на бесплатных почтовых серверах, может быть обезличенным. Такой подход позволит соответствовать общепринятым нормам и при этом посещать форумы, не создавая проблем себе и своей компании. Надо отметить, что даже простой запрос по правой части адреса виртуальной почты организации дает, как правило, очень неплохие результаты. А если его провести с обязательным включением в поиск таких слов, как «отзыв», «куплю», «продам», «меняю», «познакомлюсь», «люблю», «ищу», «предлагаю», «изготовлю», «окажу», «предоставлю», «сдам», «сниму», «гарантирую», «выполню», то можно получить подборку информации о жизни сотрудников компании вне стен родной фирмы: эти сведения поодерживаются электронной перепиской, хранящейся на корпоратвном ресурсе (рис. 52). Ну а затем можно провести поиск по отдельным никам – то есть, по левой части адресов сетевой почты. При этом ни к каким конфиденциальным сведениям специалист конкурентной разведки не обращается, поскольку он пользуется лишь теми данными, которые опубликованы в общем доступе. Вот, например, как может выглядеть запрос по адресу электронной почты уральского филиала компании Мегафон, если убрать тот «информационный мусор», который попадает в выдачу и становится виден при первом размещении запроса:
Подобная информация может пригодиться представителю конкурентной разведки, однако кому она действительно помогает в работе, так это тем, кто занимается промышленным шпионажем. Ведь специалист, который ищет подходы к предприятию, имеет возможность знакомиться с человеком, который готов к общению, а тема для разговора и повод начать этот разговор уже заданы будущим собеседником. Поэтому, на наш взгляд, служба безопасности компании должна включить мониторинг такой информацию в сферу своих интересов и, возможно, прибегнуть для этого к помощи представителей конкурентной разведки. Рис. 52. Личные объявления сотрудников компании, с указанием адреса служебной электронной почты. Подобная ситуация характерна для большинства крупных российских организаций. Блоги и личные сайты сотрудников и просто информированных лиц. Все чаще люди ведут в блогах свои дневники, делятся переживаниями, рассказывают о планах на будущее и о работе. Эти ресурсы порой становятся источниками крайне ценной для специалиста конкурентной разведки информации. Причем, во многих случаях сведения в таких дневниках доступны всем без исключения пользователям Сети. Чтобы масштабы явления были более понятны читателю, приведем выдержки из материалов, которые были опубликованы в открытой печати.
В большинстве крупных российских компаний в функции службы безопасности давно входит слежка за сообщениями в Интернете. Все это происходит в рамках борьбы с «инсайдом» – утечкой внутренней информации. Однако «под колпаком» оказываются и те, кто, например, обсуждает своего шефа или политику фирмы. Впрочем, иногда наказать сотрудника не получается – это происходит, когда информация становится достоянием гласности. Так было в случае с недавним скандалом с участием начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева на борту самолета «Аэрофлота», летевшего из Москвы в Токио. О дебоше журналисты узнали из сообщений на форуме бортпроводников авиакомпании».[20] Мы не считаем, что увольнение сотрудников – это лучшее решение проблем, связанных с тем, что системы безопасности отстают от развития информационных технологий. Во многих случаях достаточно просто объяснить работнику, что его страница легкодоступна всем желающим, и он сам ее прикроет либо уберет из нее идентифицирующие его личность и место его работы признаки. В более сложных ситуациях службы безопасности предприятий могут провести через эти ресурсы и дезинформационную кампанию. Однако как специалистов конкурентной разведки нас подобные источники интересуют, хотя надо вновь оговориться: предоставляемые ими сведения должны в обязательном порядке перепроверяться. В блогах предусмотрена такая функция, как создание списков друзей. Это явление настолько развито, что прижился термин «зафрендить», что и означает причислить чей-то блог к такому списку. Все сообщения, появляющиеся на одном из таких блогов, немедленно становятся известны по электронной почте или через ленту всем остальным «друзьям». Нам в нашей практике удавалось обнаруживать сложившиеся сообщества, со своей неформальной, но реально функционирующей иерархической структурой. Участие в таких объединениях позволяет не только быть в курсе многих планов их участников, но и порой оказывать влияние на сообщество в целом. Это долговременная работа, однако перед специалистами конкурентной разведки или PR она может открывать серьезные перспективы. Некоторые блоги сегодня стали практически отдельными СМИ, однако и те из них, которые не столь заметны, могут играть важнейшую роль, например, в распространении слухов. Проиллюстрируем это на основании текста, взятого из нашего общения на «Форуме разведчиков» сайта it2b-forum.ru. Нами было проведено исследование путей трансформации и распространения сведений в Интернете на примере рядовой шутки. Автор книги, который постоянно и открыто присутствует на данном форуме, выступал под ником CI-KP. На наш взгляд, этот пример настолько хорошо показывает возможности распространения искаженной и неискаженной информации, что заслуживает быть приведенным здесь полностью (в текст беседы нами внесены минимальные изменения, адаптирующие материал к неэлектронной версии изложения).
На наш взгляд, из приведенного выше исследования и сопровождавшего его обсуждения видно, что неформальные и состоящие из географически удаленных друг от друга людей сообщества способны играть серьезную роль в распространении информации и в формировании мнения по тем или иным вопросам и что специалисты по работе с информацией отчетливо это понимают. Запрос по названию компании в контексте продукции, которую она выпускает или продает, а также в контексте позитива в отношении к этой компанииТакие запросы позволяют быть в курсе появления эмоционально окрашенных сообщений положительного свойства о своей или посторонней компании. Для этого создается запрос, содержащий название организации и такие слова, как «награда», «победа», «успех», «конкурс», «благодарность», «лучший» и т. п. Таким же образом составляются и запросы со словами, которые характеризуют продукцию компании. Приведем пример соотвествующего поиска по адресу: Рис. 53. Результаты по запросу о компании «Мегафон» в позитивном контексте.
Если результатов слишком много, можно исключать те из них, которые уже были просмотрены. Так, например, если запрос модифицировать, убрав из него, в качестве эксперимента, слова «подключение», «ролик», «консультанты», «cамара», «москва»:
то итоговая выборка изменится, что отображено на рис. 54. Рис. 54. Результаты по запросу о компании «Мегафон» в позитивном контексте и без слов «подключение», «ролик», «консультанты», «cамара», «москва». Кстати, при сравнении двух приведенных выше рисунков становится очевидным довольно распространенный «глюк» Яндекса: количество страниц, как и следовало ожидать, значительно уменьшилось, а вот количество сайтов возросло. Это, как мы уже говорили, связано с тем, что страницы данный поисковик считает точно, а вот сайты – приблизительно. Запрос по названию компании в контексте «штраф», «суд», «скандал»Подобные запросы прямо противоположны (разумеется, не по принципиальной своей структуре, а по целям и эмоциональной окраске) тем, которые были описаны в предыдущем разделе. Они позволяют поставить на мониторинг появление соответствующей негативной информации о своей организации или о компании-сопернике. Обычно в начале работы специалистом конкурентной разведки просматриваются имеющиеся на момент составления запроса сообщения. Затем первые две страницы информационной системы, отсортированные по дате, а не по релевантности, ставятся на мониторинг поисковым роботом, а кроме того по ним производится подписка на «новости» поисковых машин – такие, как «Новости Яндекса» или «Google Alert». Это позволяет впоследствии не тратить время на просмотр всего массива информации, а отслеживать лишь свежие поступления. Запрос по названию компании в контексте «зарплата», «плохой», «кидают»Составляется поисковый запрос со словами, которые могут употребляться в отрицательных контекстах, и так же, как в предыдущем случае, ставится на мониторинг. Не следует забывать и о постановке на мониторинг названия организациии вместе с элементами ненормативной лексики. Лучше отследить подобные сообщения самостоятельно и своевременно принять меры, нежели позволить развиться кампании черного пиара, которая вполне может быть организована на основе стихийного (или спланированного и скоординированного) «возмущения клиентов». Не следует забывать о том, что страницы, содержащие подобную лексику, могут быть перемещены в другие части ресурса или удалены уже после того, как их проиндексирует поисковая машина, но до вашего прихода на сайт. В этом случае надо посмотреть на страницу, сохраненную в кэше. Напомним, что переход на нее в Гугле осуществляется непосредственно со страницы, содержащей выборку по запросу, а в Яндексе – со страницы, на которую переходят, нажав гиперссылку «Найденные слова» под результатами поиска. Просмотр счетчика посещений сайтаНеочевидный для многих, но иногда крайне полезный ресурс при изучении сайта компании – счетчик посещений этого сайта. Он позволяет отслеживать, сколько посетителей и откуда приходят на сайт, а также участвовать в рейтингах. Счетчик представляет собой небольшой скрипт, который вписан в текст страницы сайта и передает на сервер своего владельца информацию о том, кто и когда загружал эту страницу. На сервере эта информация обрабатывается, хранится и предоставляется владельцу сайта с установленным по его запросу счетчиком. Обычно этот запрос выглядит как самостоятельное обращение клиента к сайту компании, предоставляющей счетчики. Как правило, установка самого простого счетчика производится бесплатно. Однако информация, которую он предоставляет, касается лишь количества посетителей и не раскрывает подробностей относительно того, кто они, что делали на сайте, с какой страницы зашли на сайт и на какой странице его покинули. Для установки счетчика надо просто прийти на сайт системы, которая занимается инсталляцией указанного инструмента, сообщить свою контактную информацию и адрес своего сайта, получить код счетчика с уникальным номером и простым копированием вставить несколько строчек этого кода на свою страницу. Когда каждый новый пользователь посещает ресурс, скрипт, как мы уже говорили, передает информацию об этом в компанию, которой принадлежит. Соответственно, данный инструмент должен быть скопирован в исходный код каждой страницы, иначе те из них, на которых он не установлен, выпадут из поля зрения. Многие крупные компании пишут счетчики сами либо скрывают их, предпочитая не сообщать посетителям об их наличии (кстати, услуга размещения скрытого счетчика обычно платная, в противном случае удастся скрыть лишь статистику посещений, но не сам факт установки инструмента на странице). Так, у многих крупных компаний – вроде «Кока-Колы» или «Газпрома» – счетчиков не видно. Однако, несмотря на то, что большинство коммерческих интернет-проектов, а также личных страниц снабжено такими счетчиками, нередко случается так, что компании, заплатившие за предоставление им расширенных статистических данных о популярности их поратала, не считают нужным или просто забывают эти данные скрыть. В результате, информация о посещаемости сайта становится общедоступной. Для наглядности обратимся к рассмотрению данного вопроса на примере счетчика HotLog (http://hotlog.ru/), распространенного в России. Для начала требуется найти этот скрипт на странице сайта. Сделать это несложно, как правило, достаточно просто «пробежать» страницу. Внешне счетчик может выглядеть по-разному, в зависимости от того, какой его вариант выбрал владелец ресурса. Сама система HotLog предлагает самые разные варианты внешнего оформления счетчика. Однако бывают ситуации, когда счетчик увидеть не удается. В этом случае мы рекомендуем открыть просмотр исходного HTML-кода страницы и с помощью поиска, используя клавиши CTRL+F, найти слово «HotLog». Вот как выглядит счетчик при поиске его через исходный код страницы на сайте Альпклуба МГУ им. Р. В. Хохлова[21] (рис. 55). Первое же «длинное» число в коде счетчика – это идентификационный номер (ID), по которому и ведется статистика. В случае, приведенном на рисунке, это число «64091», оно отображено в нижней левой его части. Если же счетчик виден на странице сайта, то при наведении на него курсора обычно в нижней части страницы высвечивается тот же номер (непосредственно перед ним стоит вопросительный знак). Сказанное хорошо иллюстрирует рис. 56. Рис. 55. Счетчик HotLog в исходном коде страницы сайта. Рис. 56. При наведении курсора на ярлык счетчика, виден идентификационный номер 64091 счетчика HotLog на сайте Альпклуба МГУ им. Р. В. Хохлова. Узнав, таким образом, ID счетчика, можно отправляться на сайт HotLog. Ресурс предусматривает два вида входа – для владельцев ресурса и гостевой. Первый требует логина и пароля, которые невозможно узнать из открытых источников, а второй предполагает ввод ID, который открытые источники и предоставляют. Если владелец сайта запретит просмотр информации через гостевой вход, система об этом сообщит. А если такие ограничения не накладываются, то любой посетитель получает доступ к статистике посещаемости сайта. Это показано на серии приведенных ниже рисунков (рис. 57, 58). И, пожалуй, самое важное в статистике, доступной через счетчики, это ip-адреса, с которых пользователи заходят на сайт. В случае, когда исследуется деятельность некоторых коммерческих компаний, эта информация может быть прямым ответом на вопрос: «Как найти клиентов конкурента?». Наш опыт показывает, что информация о посещаемости сайта по тем или иным причинам находится в открытом доступе очень часто. Нередко это может быть довольно успешно использовано специалистом конкурентной разведки. Управлять же правами доступа к таким сведениям очень просто – владельцу ресурса достаточно убрать или поставить сответствующую отметку в настройках на сайте компании, предоставляющей счетчики. Рис. 57. Общее число посетителей и просмотренных страниц, по данным счетчика HotLog, на сайте Альпклуба МГУ им. Р. В. Хохлова. Рис. 58. Характеристика посетителей сайта Альпклуба МГУ им. Р. В. Хохлова с точки зрения их географической принадлежности, по данным счетчика HotLog |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|