• 1. Древовидные структуры данных
  • 2. Операции над деревьями
  • 3. Примеры реализации операций
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Древовидные структуры данных

    1. Древовидные структуры данных

    Древовидной структурой данных называется конечное множество элементов-узлов, между которыми существуют отношения – связь исходного и порожденного.

    Если использовать рекурсивное определение, предложенное Н. Виртом, то древовидная структура данных с базовым типом t – это либо пустая структура, либо узел типа t, с которым связано конечное множество древовидных структур с базовым типом t, называемых поддеревьями.

    Далее дадим определения, используемые при оперировании древовидными структурами.

    Если узел у находится непосредственно под узлом х, то узел у называется непосредственным потомком узла х, а х – непосредственным предком узла у, т. е., если узел х находится на i-ом уровне, то соответственно узел у находится на (i + 1) – ом уровне.

    Максимальный уровень узла дерева называется высотой или глубиной дерева. Предка не имеет только один узел дерева – его корень.

    Узлы дерева, у которых не имеется потомков, называются терминальными узлами (или листами дерева). Все остальные узлы называются внутренними узлами. Количество непосредственных потомков узла определяет степень этого узла, а максимально возможная степень узла в данном дереве определяет степень дерева.

    Предков и потомков нельзя поменять местами, т. е. связь исходного и порожденного действует только в одном направлении.

    Если пройти от корня дерева к некоторому конкретному узлу, то количество ветвей дерева, которое при этом будет пройдено, называется длиной пути для этого узла. Если все ветви (узлы) у дерева упорядочены, то дерево называется упорядоченным.

    Частным случаем древовидных структур являются бинарные деревья. Это деревья, в которых каждый потомок имеет не более двух потомков, называемых левым и правым поддеревьями. Таким образом, бинарное дерево – это древовидная структура, степень которой равна двум.

    Упорядоченность бинарного дерева определяется по следующему правилу: каждому узлу соответствует свое ключевое поле, и для каждого узла значение ключа больше всех ключей в его левом поддереве и меньше всех ключей в его правом поддереве.

    Дерево, степень которого больше двух, называется сильноветвящимся.

    2. Операции над деревьями

    Далее будем рассматривать все операции применительно к бинарным деревьям.

    I. Построение дерева

    Приведем алгоритм построения упорядоченного дерева.

    1. Если дерево пусто, то данные переносятся в корень дерева. Если же дерево не пусто, то осуществляется спуск по одной из его ветвей таким образом, чтобы упорядоченность дерева не нарушалась. В результате новый узел становится очередным листом дерева.

    2. Чтобы добавить узел в уже существующее дерево, можно воспользоваться вышеприведенным алгоритмом.

    3. При удалении узла из дерева следует быть внимательным. Если удаляемый узел является листом, или же имеет только одного потомка, то операция проста. Если же удаляемый узел имеет двух потомков, то необходимо будет найти узел среди его потомков, который можно будет поставить на его место. Это нужно в силу требования упорядоченности дерева.

    Можно поступить таким образом: поменять удаляемый узел местами с узлом, имеющем самое большое значение ключа в левом поддереве, или с узлом, имеющем самое малое значение ключа в правом поддереве, а затем удалить искомый узел как лист.

    II. Поиск узла с заданным значением ключевого поля

    При осуществлении этой операции необходимо совершить обход дерева. Необходимо учитывать различные формы записи дерева: префиксную, инфиксную и постфиксную.

    Возникает вопрос: каким образом представить узлы дерева, чтобы было наиболее удобно работать с ними? Можно представлять дерево с помощью массива, где каждый узел описывается величиной комбинированного типа, у которой информационное поле символьного типа и два поля ссылочного типа. Но это не совсем удобно, так как деревья имеют большое количество узлов, заранее не определенное. Поэтому лучше всего при описании дерева использовать динамические переменные. Тогда каждый узел представляется величиной одного типа, которая содержит описание заданного количества информационных полей, а количество соответствующих полей должно быть равно степени дерева. Логично отсутствие потомков определять ссьшкой nil. Тогда на языке Pascal описание бинарного дерева может выглядеть следующим образом:

    TYPE TreeLink = ^Tree;

    Tree = record;

    Inf : <тип данных>;

    Left, Right : TreeLink;

    End.

    3. Примеры реализации операций

    1. Построить дерево из n узлов минимальной высоты, или идеально сбалансированное дерево (количество узлов левого и правого поддеревьев такого дерева должны отличаться не более чем на единицу).

    Рекурсивный алгоритм построения:

    1) первый узел берется в качестве корня дерева.

    2) тем же способом строится левое поддерево из nl узлов.

    3) тем же способом строится правое поддерево из nr узлов;

    nr = n – nl – 1. В качестве информационного поля будем брать номера узлов, вводимые с клавиатуры. Рекурсивная функция, реализующая данное построение, будет выглядеть следующим образом:

    Function Tree(n : Byte) : TreeLink;

    Var t : TreeLink; nl,nr,x : Byte;

    Begin

    If n = 0 then Tree := nil

    Else

    Begin

    nl := n div 2;

    nr = n – nl – 1;

    writeln('Введите номер вершины ');

    readln(x);

    new(t);

    t^.inf := x;

    t^.left := Tree(nl);

    t^.right := Tree(nr);

    Tree := t;

    End;

    {Tree}

    End.

    2. В бинарном упорядоченном дереве найти узел с заданным значением ключевого поля. Если такого элемента в дереве нет, то добавить его в дерево.

    Procedure Search(x : Byte; var t : TreeLink);

    Begin

    If t = nil then

    Begin

    New(t);

    t^inf := x;

    t^.left := nil;

    t^.right := nil;

    End

    Else if x < t^.inf then

    Search(x, t^.left)

    Else if x > t^.inf then

    Search(x, t^.right)

    Else

    Begin

    {обработка найденного элемента}

    End;

    End.

    3. Написать процедуры обхода дерева в прямом, симметричном и обратном порядке соответственно.

    3.1. Procedure Preorder(t : TreeLink);

    Begin

    If t <> nil then

    Begin

    Writeln(t^.inf);

    Preorder(t^.left);

    Preorder(t^.right);

    End;

    End;

    3.2. Procedure Inorder(t : TreeLink);

    Begin

    If t <> nil then

    Begin

    Inorder(t^.left);

    Writeln(t^.inf);

    Inorder(t^.right);

    End;

    End.

    3.3. Procedure Postorder(t : TreeLink);

    Begin

    If t <> nil then

    Begin

    Postorder(t^.left);

    Postorder(t^.right);

    Writeln(t^.inf);

    End;

    End.

    4. В бинарном упорядоченном дереве удалить узел с заданным значением ключевого поля.

    Опишем рекурсивную процедуру, которая будет учитывать наличие требуемого элемента в дереве и количество потомков этого узла. Если удаляемый узел имеет двух потомков, то он будет заменен самым большим значением ключа в его левом поддереве, и только после этого он будет окончательно удален.

    Procedure Delete1(x : Byte; var t : TreeLink);

    Var p : TreeLink;

    Procedure Delete2(var q : TreeLink);

    Begin

    If q^.right <> nil then Delete2(q^.right)

    Else

    Begin

    p^.inf := q^.inf;

    p := q;

    q := q^.left;

    End;

    End;

    Begin

    If t = nil then

    Writeln('искомого элемента нет')

    Else if x < t^.inf then

    Delete1(x, t^.left)

    Else if x > t^.inf then

    Delete1(x, t^.right)

    Else

    Begin

    P := t;

    If p^.left = nil then

    t := p^.right

    Else

    If p^.right = nil then

    t := p^.left

    Else

    Delete2(p^.left);

    End;

    End.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх