Пять секунд запаса


Автор: Евгений Козловский.

© 2003-2006, Издательский дом | http://www.computerra.ru/

Журнал «Домашний компьютер» | http://www.homepc.ru/

Этот материал Вы всегда сможете найти по его постоянному адресу: /2006/122/284547/


Сейчас очень многие цифровые фотоаппараты умеют снимать видео. С разными ограничениями. На размер кадра. На формат записи (хотя в подавляющем большинстве случаев это окажется MPEG-4 или DviX, или XviD – отрегулировать в определенных пределах степень сжатия возможность обычно предоставляется). На длину ролика (в идеале – ограничивается исключительно размером доступной памяти). На, наконец, запись звука: есть фотоаппараты, не умеющие писать звук вообще, есть – ограничивающиеся mono, есть – стерео, но микрофоны (как, впрочем, и в большинстве специализированных видеокамер) стоят столь близко, что рассчитывать на заметный стереоэффект было бы смешно.

Если фотографии, сделанные видеокамерами (а мне не знакомы такие, которые этого бы не позволяли; на худой конец, можно извлечь фотографии небольшого размера прямо из видеоряда; собственно, маркетинговый параметр числа мегапикселей матрицы видеокамеры на это и нацелен: чтобы снимать стандартное видео, достаточно матрицы в 0,3 [ну, с учетом программной стабилизации – 0,5-0,8] мегапикселя, а когда мы встречаемся с цифрами в 1, 2, 3 и более мегапикселей – это уже как раз разговор про фото), несколько… мягко скажем, ограничены, ибо обработка информации, снятой с матрицы, происходит все же по алгоритмам, заточенным именно под видео (хотя и тут в первую очередь надо думать о требованиях, предъявляемых к фотографиям: упомянутая «ограниченность», полагаю, подавляющим большинством пользователей никак не заметится), – то для съемки видео с помощью фотоаппарата принципиальных ограничений, пожалуй, не существует: матрица – заведомо больше, чем нужна для получения видеокадров, и уж никак не худшая, чем стоящие на любительских видеокамерах. (Правда, и это, последнее, утверждение, если идти принципиально до конца и мелких тонкостей, можно оспорить: во-первых, есть любительские видеокамеры с тремя матрицами, которые, по общему мнению, лучше передают цвет, – а трехматричные фотоаппараты крайне редки и уж точно – не умеют снимать видео. Во-вторых же и в-третьих – формат кадра и формат записи. Но тут имеет смысл закрыть скобку и поговорить о «во-вторых» и «в-третьих» чуть подробнее.)

Совсем еще недавно (о чем написал Сергей Блохнин и неоднократно писал я) лучшим форматом для съемок домашнего видео считался DV. То, что он позволял записывать информацию в «стандартном разрешении» SDTV, PAL или NTSC, считалось совершенной нормой, ибо разговоры о HDTV сравнительно широко начались только последние год-полтора. То же, что он сжимал картинку только статически (каждый кадрик сжимался по алгоритму, близкому к JPEG), а динамическое сжатие ограничивалось сбором двух соседних (интерлейсных) полукадров в один, так сказать, прогрессивный, – ощущалось большинством квалифицированных видеолюбителей как огромное преимущество. И впрямь: можно было производить монтаж любой, до кадрика, точности, оперируя натуральной картинкой, а не высчитанной из какого-то давнего кадра с помощью алгоритмов предсказания (которые – вспомните пару прогнозов погоды – никогда не бывают стопроцентно точны) и разностной информации. Ну, то есть наиболее педантичные видеолюбители, возможно, предпочли бы и статически материал не сжимать, но тут уж приходилось протягивать ножки по одежке, сообразуясь с толщиной реальных каналов передачи данных, емкостью носителей и, наконец, мощностью компьютеров, которой даже на монтаж miniDV-роликов хватает не всегда.

Теперь же, пусть и подспудно, но к SDTV отношение начало меняться, и хотя большинство готово мириться с PAL или NTSC, где-то в глубине души начало осознавать, что это не более, чем паллиатив. А этот психологический феномен, в свою очередь, заставил глянуть и на динамическое сжатие куда либеральнее: коль уж в светлом и близком HDTV-будущем нас все равно ждет динамическое сжатие, от которого если и удастся уйти – только в будущем далеком, – стоит ли быть такими привередами на «вчерашнем» стандарте? Если же завести разговор о предпочтениях большинства, то станет очевидно, что непроходящая популярность как DVD-дисков «много на одном», так и DivX-фильмов по цене DVD-фильмов говорит о том, любителям видео (переставляю и разделяю эти два слова, чтобы расширить понятие: любители не только снимать, но и смотреть; тут, кстати, парадокс: «любители снимать» иной раз ненавидят это снятое смотреть!) эти тонкости качества вообще перпендикулярны.

А вот что касается размера кадра, который обычно представляют в видеоипостаси цифровые фотоаппараты (как правило, это VGA, 640x480, хотя некоторые камеры предлагают как вариант и QVGA, 320x 240 – чтобы сразу можно было выложить результат куда-нибудь в Сеть или послать по мэйлу), – он, как на первый взгляд ни странно это звучит, почти что и не отличается от кадра SDTV. Особенно, если взять кадр NTSC, меньший по площади, но более частый: 30 раз в секунду вместо PAL’овских 25-ти (а фотоаппараты чаще всего именно 30 кадров в секунду и предлагают), так что по сумме получается, что более информативный. Перемножим NTSC’евые 720 и 480, а потом поделим на VGA’шные 640 и 480 (собственно, можно, опираясь на математические знания, полученные в пятом классе средней школы, цифру 480 исключить вообще, а просто поделить 720 на 640) и получим ровно 1,125, то есть уменьшение площади всего на одну восьмушку или на 12 с половиной процентов. Если при этом учесть, что часть строк телевизионной картинки уходит на служебную информацию, разницей, пожалуй, можно будет попросту пренебречь.


GS500 сменила, пожалуй, лучшую компактную 3CCD-видеокамеру GS400, которая была заслуженно популярна среди любителей последние 2 года. Но счастье не может длиться вечно, и Panasonic выпускает удешевленный вариант GS400, в котором отсутствует ряд ручных функций и – впервые за многие годы – нет оцифровки аналогового видео. Новинка получает маркировку GS500, что уже стало традицией у Panasonic. Любители со стажем помнят, как несколько лет назад на смену крайне удачной камере MX300 Panasonic выпустил тоже крайне, но неудачную MX500. Как видим, все повторяется. Правда, надо отметить, что по качеству съемки новая модель не уступает предшественнице, за что одно Panasonic’у можно сказать большое спасибо. Ведь мог и качество съемки ухудшить, как в случае с MX500. Но, похоже, пожалел нас.

Именно по этой причине GS500 можно смело рекомендовать, если вы хотите купить самую приличную компактную камеру с обычным (SD) разрешением в DV-формате. А если вы к тому же любитель монтировать видео, иного варианта – просто нет.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх