Приложение I.18 Упражнения на составление и корректировку определений /...

Приложение I.18

Упражнения на составление и корректировку определений

Рассказ – (литературное) произведение.

Соната – (музыкальное) произведение.

Поэт – создатель (поэтических) произведений.

Ландыш – (лесной) цветок.

Планета – (космическое) тело.

Инициалы – (начальные) буквы имени и отчества.

Скрипка – (музыкальный) инструмент.

Ель – (хвойное) дерево.

Липа – (лиственное) растение.

Традесканция – (комнатное) растение.

Аромат – (приятный) запах.

Пятка – (задняя) часть ступни.

Гербарий – коллекция (засушенных) растений.

Корыто – большой (продолговатый) таз.

Псевдоним – (вымышленное) имя.

Рулон – материал (бумага, клеенка и т. п.), свернутый (в трубку) для хранения.

Почтамт – (главное) почтовое учреждение города.

Замок – приспособление для запирания чего-нибудь (ключом).

Рифма – созвучие концов (стихотворных) строк.

Среда – (третий) день недели.

Октябрь – (десятый) месяц календарного года.

Поганка – (несъедобный) гриб.

Апельсин – цитрусовый сочный ароматный плод с мягкой кожурой (оранжевого) цвета.

Волк – (хищное) животное, родственное собаке.

Вьюга – (снежная) буря.

Фольга – (тончайший) металлический лист.

Вилы – сельскохозяйственное орудие (в виде нескольких длинных зубьев на длинной рукоятке). Калач – пшеничный хлеб (в форме замка с дужкой).

Гараж – помещение для стоянки (и ремонта) автомобилей (и мотоциклов).

Гамак – (подвесная) сетка для сидения и лежания, привязываемая к деревьям, столбам.

Град – атмосферные осадки (в виде небольших ледяных шариков).

Грач – (перелетная птица) с черным оперением (металлически-фиолетового отлива).

Гром – грохот, (сопровождающий молнию во время грозы).

День – часть суток (с утра до вечера).

Завтрак – это (утренняя) еда.

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом (или заходом) солнца.

Заяц – небольшой зверек из отряда грызунов.

Зима – (самое холодное) время года, следующее за осенью.

Испуг – (внезапное) чувство страха.

Июнь – (шестой) месяц календарного года.

Каноэ – гребная спортивная лодка (с заостренным носом и высоко поднятой кормой). Значит, Лермонтов – писатель.

Капуста – огородный овощ (растущий обычно кочаном).

Кастрюля – (металлическая ) посуда для (приготовления) варки пищи.

Каша – кушанье из (сваренной) крупы.

Лопата – орудие для копания земли (с рукояткой и широким плоским отточенным концом).

Ковер – изделие из тяжелой ворсистой узорчатой ткани (употребляемое для покрытия пола, украшения стен).

Коньки – узкие стальные колосья (прикрепляемые к обуви для катания на льду).

Костер – (горящая) куча дров, сучьев.

Крапива – травянистое растение (с обжигающими волосками на стебле и листьях).

Кукушка – лесная перелетная птица (обычно не вьющая гнезд и кладущая яйца в чужие гнезда).

Лабиринт – (запутанная) сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений.

Ладонь – (внутренняя) сторона кисти руки.

Ландыш – травянистое растение (с душистыми мелкими белыми цветками-колокольчиками).

Лапша – изделие из муки (в виде тонких высушенных полосок теста, а также суп с ними).

Липа – лиственное дерево (с сердцевидными зубчатыми листьями и душистыми медоносными цветками).

Магнит – кусок железной руды или стали (обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы).

Мизинец – (пятый, самый маленький) палец руки, ноги.

Монета – (металлический) денежный знак.

Морковь – огородное растение (со съедобным сладковатым оранжевым утолщенным корнем).

Нарзан – (минеральная) лечебная вода.

Нива

Понедельник – (первый) день недели.

Объявление – (извещение) о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь.

Овощи – огородные плоды (и зелень), употребляемые в пищу.

Окно – (отверстие) в стене здания для света и воздуха, а также рама со стеклом, закрывающая это отверстие.

Оранжерея – теплое застекленное помещение (для выращивания растений).

Ошейник – кольцо с застежкой (надеваемое на шею животных).

Поляна – небольшое ровное пространство (среди леса).

Шторм – сильная буря (на море).

Торшер – стоящий на полу светильник (на высокой подставке).

Тире – знак препинания (в виде длинной горизонтальной черточки).

Страус – (самая) крупная бегающая птица жарких стран с красивым оперением.

Спрут – морское животное (с восемью большими щупальцами, снабженными присосками.

Солома – стебли хлебных злаков) остающиеся после обмолота.

Сова – (хищная) ночная птица с большими глазами и крючковатым клювом.

Снайпер – (очень меткий и искусный) стрелок.

Смерч – сильный вихрь (поднимающий столбом воду, песок).

Солнце – это (раскаленный) шар.

Приложение I.19

Упражнения на составление умозаключений

Все птицы имеют оперенье.

Голубь – птица.

Значит, голубь имеет оперенье.

Нет дыма без огня.

Показался дым.

Значит, должен быть огонь.

Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу утром.

Сережа учится в первую смену.

Значит, Сережа приходит в школу утром.

Все ученики 4а класса умеют плавать.

Андрей не умеет плавать.

Значит, Андрей не является учеником 4а класса.

Год состоит из 365 или 366 дней.

2004 год не состоит из 365 дней.

Значит, в 2004 году 366 дней.

Названия городов – имена собственные.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Значит, названия городов пишутся с заглавной буквы.

Имена существительные изменяются по падежам и числам.

Слово урок – имя существительное.

Значит, слово урок изменяется по падежам и числам.

Все рыбы дышат жабрами.

Кит не дышит жабрами.

Значит, кит не рыба.

Все граждане России имеют право на образование.

Новиков – гражданин России.

Значит, Новиков имеет право на образование.

Гражданин, совершивший преступление, привлекается к уголовной ответственности.

Петров совершил преступление.

Значит, Петров привлекается к уголовной ответственности.

Все живые организмы смертны.

Все люди – живые организмы.

Значит, все люди смертны.

Все птицы имеют крылья.

Страусы – птицы.

Значит, страусы имеют крылья.

Все растения на свету поглощают углекислый газ.

Тополь – растение.

Значит, тополь поглощает углекислый газ.

Все имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

Слово синий – имя прилагательное.

Значит, слово синий изменяется по родам, числам, падежам.

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Слово окно – неодушевленное имя существительное.

Значит, слово окно не отвечает на вопрос кто?

Если бухта замерзла, то корабли не могут входить в нее.

Бухта замерзла.

Значит, корабли не могут входить в нее.

Если идет дождь, то улицы бывают мокры.

Улицы не мокры.

Значит, дождя не было.

Если у человека грипп, он болен.

У человека грипп.

Значит, человек болен.

Душевное беспокойство истощает силы.

Современная жизнь полна беспокойств.

Значит, современная жизнь истощает силы.

Некоторые огорчения полезны.

Все огорчения неприятны.

Значит, некоторые неприятные вещи полезны.

Чрезмерная поспешность ведет за собой бесплодную трату сил.

Вот случай чрезмерной поспешности.

Значит, это – случай бесплодной траты сил.

Сорные травы снижают урожайность зерновых культур.

Сурепка – сорная трава.

Значит, сурепка снижают урожайность зерновых культур.

Хлопчатобумажные ткани хорошо пропускают воздух и положительно влияют на здоровье человека.

Бязь – хлопчатобумажная ткань.

Значит, бязь хорошо пропускает воздух и положительно влияет на здоровье человека.

Зимняя одежда предохраняет человека от замерзания.

Шуба – зимняя одежда.

Значит, шуба предохраняет человека от замерзания.

Грибы не образуют цветков и семян и размножаются спорами.

Волнушки – грибы.

Волнушки не образуют цветков и семян и размножаются спорами.

Редкие животные и растения занесены в Красную книгу.

Тигр – редкое животное.

Значит, тигр занесен в Красную книгу.

Талантливые художники – гордость России.

Репин – талантливый художник.

Значит, Репин – гордость России.

Семейство лососевых – очень ценная порода рыб.

Кета – из семейства лососёвых.

Значит, кета очень ценная порода рыб.

Все злаковые растения имеют соцветия в виде колоса.

Пшеница – злаковое растение.

Значит, пшеница имеет соцветия в виде колоса.

Космонавты проходили перед полетом длительные разнообразные тренировки.

Г. Титов – космонавт.

Г. Титов проходил перед полетом длительные разнообразные тренировки.

Употребление овощей очень полезно для человека.

Морковь – овощ.

Значит, употребление моркови полезно для человека.

В реках вода пресная. Енисей – река.

Значит, в реке Енисей вода пресная.

У птиц из семейства фазановых нарядное оперение.

Павлин – птица из семейства фазановых.

Значит, у павлина нарядное оперение.

Пионер – человек, который положил начало чему-либо новому в области науки, искусства, культуры.

Ю.А. Гагарин проложил дорогу в космос.

Значит, Ю.А. Гагарин – пионер космоса.

Поэты – авторы стихотворных произведений.

А.С. Пушкин – автор стихотворных произведений.

Значит, А.С. Пушкин – поэт.

Хищные рыбы поедают более мелких и слабых рыб.

Щука – хищная рыба.

Щука поедает более мелких и слабых рыб.

Орехи стимулируют (улучшают) умственную деятельность человека.

Фундук – орех.

Фундук стимулируют умственную деятельность человека.

Бобовые растения содержат большое количество белка.

Фасоль – бобовое растение.

Фасоль содержит большое количество белка.

Молочные продукты содержат много кальция.

Творог – молочный продукт.

Значит, творог содержит много кальция.

На звездах никто не живет, так как там очень-очень жарко.

Сириус – это звезда.

Значит, на Сириусе никто не живет.

Астрономические наблюдения в пасмурную погоду проводить невозможно.

Сегодня пасмурная погода.

Значит, сегодня нельзя проводить астрономические наблюдения.

Приложение I.20

Ложные умозаключения

Все поэты – писатели.

Лермонтов – поэт.

Все гусеницы едят капусту. Значит, я – гусеница.

Я ем капусту.

Жизнь – это борьба. Значит, жизнь – это каратэ.

Каратэ – борьба.

Некоторые растения ядовиты. Значит, белые грибы ядовиты.

Белые грибы – растения.

Все педагоги воспитанны. Значит, он не воспитан.

Он не педагог.

Движение вечно. Значит, хождение в школу вечно.

Хождение в школу – движение.

Все тигры любят мясо. Часы остановились.

Все тигры имеют усы.

Значит, все, кто имеет усы, любят мясо.

Приложение I.21

Составление предложения-следствия к предложению-причине

1. Наступила ночь. (Стало темно.)

2. Автобус остановился. (Пассажиры вышли.)

3. У брата день рожденья. (К нему придут друзья.)

4. Долго стояла сильная жара. (Река обмелела.)

5. Сегодня ночью выпало много снега. (На улицах города появились снегоуборочные машины.)

6. В наш город приехал зоопарк. (Повсюду появились цветные афиши.)

7. Весной лед на реке быстро растаял. (Река вышла из берегов.)

8. В магазине появился новый товар. (Нахлынули покупатели.)

9. Наступила долгожданная весна. (На деревьях распустились почки.)

10. Пришло лето. (Поток туристов на море увеличился.)

11. Приближается новогодний праздник. (Город становится наряднее.)

12. Сильный гололед. (Увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий.)

13. Канарейка не любит сквозняков. (Клетку с канарейкой не следует вешать около окна.)

14. Солнце поднялось высоко. (В лесу стало светло.)

15. Солнце закрыли темные тучи. (Стало темно.)

16. Деревья защищают дома от ветра. (Люди часто сажают деревья около своих домов.)

17. Девочка не удержала банку. (Банка разбилась.)

18. Наступила зима. (Выпал снег.)

19. Школьница сдала экзамены на одни «пятерки». (Школьница стала отличницей.)

20. У дельфинов высокоразвитый мозг. (Дельфины способны к обучению.)

21. В новогоднюю ночь в Германии Санта-Клаус оставляет подарки в детских башмачках. (Дети выставляют свои башмачки в новогоднюю ночь за дверь.)

22. Приближалась гроза. (Воздух сотрясали мощные раскаты грома.)

23. У хищных животных острые зубы. (Хищные животные легко жуют сырое мясо.)

24. Раненый медведь очень опасен. (Охотники сначала выпускают на него собак, после этого приближаются сами.)

25. У медведя особая длина ног. (Неуклюжий с виду медведь бегает очень быстро.)

26. Поезд тронулся. (Перрон опустел.)

27. Солнце прячется за горизонт. (Темнеет.)

28. Экскурсия на завод состоялась. (Школьники увидели удивительные станки и машины.)

29. Настало утро. (Люди пошли на работу.)

Приложение I.22

Составление предложения-причины к предложению-следствию

1. (С утра ударил сильный мороз.) Все лужи замерзли.

2. (Наступила зима.) Люди надели теплую одежду.

3. (В город приехал цирк.) Жители пошли на представление.

4. (Ребенок промок под дождем.) У ребенка поднялась температура.

5. (Прошел дождь.) На дороге появились лужи.

6. (Пришла осень.) Птицы улетели в теплые края.

7. (Пришла холодная зима.) Река покрылась льдом.

8. (Подул резкий ветер.) Ставни окон распахнулись.

9. (В автобус зашли контролеры.) Пассажиры приготовили билеты на проверку.

10. (Дети повесили кормушку.) Со всех сторон прилетели воробьи и голуби.

11. (Корабль столкнулся с айсбергом.) Судно потерпело крушение.

12. (Спортсмены мало тренировались.) Команда проиграла.

13. (Приближается день рождения.) Будут подарки.

14. (На рябине мало ягод.) Птицам голодно.

15. (Ученые запустили спутник на Марс.) Изучение планеты ускорилось.

16. (Выглянуло летнее солнышко.) Воздух стал теплее.

17. (На Новый год обычно дарят подарки.) Люди ждут новогодний праздник.

18. (Книга очень интересная.) Нельзя оторваться от книги.

19. (В театре интересное представление.) В театре аншлаг.

20. (Паркет только что натерли.) Паркет засверкал.

21. (В комнату внесли ёлку.) В помещении запахло смолой.

22. (Пробежал заяц.) На снегу появились свежие следы.

23. (Начался ураган.) Ветер сорвал с домов крыши.

24. (Дятел достает личинки насекомых из коры деревьев.) Деревья оздоравливаются.

25. (Дети пошли в лес.) Дети собрали лечебную траву.

26. (На деревьях пожелтела листва.) Скоро земля покроется ярким ковром.

27. (Отключили электричество.) В домах погас свет.

Приложение I.23

Составление двух предложений, обозначающих две разные причины к одному предложению-следствию

1 а) Часы сломались.

б) Кончился завод.

2 а) Представление закончилось. Раздались аплодисменты зрителей.

б) Представление долго не начиналось.

3 а) Поднялся сильный ветер. Яблоки осыпались с дерева.

б) Раскачали ствол яблони.

4 а) Собака услышала шорох. Собака залаяла.

б) Собака увидела чужого человека.

5 а) Был плохой клев. Рыбак пришел домой невеселый.

б) Рыбак сильно устал и был нездоров.

6 а) В Пушкино прибыл президент. Внимание прессы приковано к событиям в Пушкино.

б) В Пушкино интересная выставка.

7 а) Прошел дождь. На дорогах появились лужи.

б) Растаял снег.

8 а) Саша попал под дождь. Сашина куртка сушится на балконе.

б) Мама постирала Сашину куртку.

9 а) Зашумел Валера. Малыши проснулись в детском саду.

б) Детей разбудила воспитательница.

10 а) Наступил летний сезон. Отопление отключили.

б) Случилась авария в теплосети.

11 а) Перегорела лампочка. Фонарь потух.

б) По лампочке ударили из рогатки.

12 а) Выбрались из-под коры жучки и букашки. Опустели зимние квартиры в старом пне.

б) Проснулась и выползла из норы ящерица.

13 а) Поезд подъехал к очередной станции. Поезд остановился.

б) На дороге появилось препятствие.

14 а) В программе не было интересных передач. Телевизор выключили.

б) Все устали от телевизора.

15 а) Квартира была неудобной. Жильцы поменяли квартиру.

б) Жильцы переехали в новый район.

16 а) Сломалась аппаратура. Сеанс кино отменили.

б) Надолго выключили свет.

17 а) Постройки были очень старыми. Здания разрушились.

б) Произошло землетрясение.

18 а) Дерево спилили. На дворе не стало дерева.

б) Дерево сломало ураганом.

19 а) Была засушливая погода. Урожай пшеницы небольшой.

б) Пшеницу посеяли с большим опозданием.

20 а) Ученик долго болел. Ученик стал неуспевающим.

б) Ученик пропустил много уроков без причины.

21 а) Старое платье стало мало. Лене купили новое платье.

б) У Лены был день рождения.

22 а) Саша проспал. б) Дети принялись лепить снеговика.

б) Саша застрял в лифте.

Саша опоздал на урок.

Приложение I.24

Составление двух предложений-следствий к одному предложению-причине

1. Вчера выпал первый снег.

а) На улице стало светлее.

2. Закончился учебный год. б) В школе начался ремонт.

а) Дети пошли на каникулы.

3. Завтра первое сентября. б) Ребята пойдут в школу.

а) Начнется новый учебный год.

4. Послышалась красивая мелодия. б) Все начали подпевать.

а) Люди притихли.

5. Карусель закружилась. б) Раздался детский смех.

а) Замелькали цветные огни.

6. Лыжник спустился с горы. б) На склоне горы появилась лыжня.

а) Заскрипел снег.

7. В чайнике закипела вода. б) Заварили чай.

а) Появились пузыри.

8. В августе был сильный звездопад. б) Мечтатели загадали желания.

а) Ученые сделали много наблюдений.

9. Менделееву приснилась таблица химических элементов. б) Наука химия сильно продвинулась в своем развитии.

а) Все химические элементы приобрели определенный порядок.

10. В лесу начали рубить деревья. б) Покой и тишина нарушились.

а) Птицы встревожились и улетели.

11. Хвойный запах полезен для здоровья. б) Люди ходят на прогулки в хвойный лес.

а) В хвойном бору часто строят санатории.

12. Корабль прибыл в порт. б) Пассажиры сошли на берег.

а) Экипаж занялся пополнением продуктов.

13. В воде Мертвого моря содержится большое количество соли. а) В воде Мертвого моря жизнь практически невозможна.

14. Началась вьюга. б) Угрожающе завыл ветер.

а) Закружились снежинки в бешеном танце.

15. Белка нашла орех. б) Белка сделала запас на зиму.

а) Белка позавтракала.

16. Всю ночь шел снег. б) У дворников много работы.

а) Появились огромные сугробы.

17. Наступила весна. б) С юга прилетают птицы.

а) Все вокруг зеленело.

18. Маша одолжила Алеше цветные карандаши. б) Алеша нарисовал красивый рисунок.

а) Алеша сказал: «Спасибо».

19. Заканчивается день. б) Кузнечики, сверчки и медведки затягивают в траве скрипучую музыку.

а) Река скрывается в синеве вечера.

20. Мурзик вцепился когтями в ворону. б) Мурзик не удержался и упал в снег.

а) Ворона вырвалась и улетела.

21. Приехал пассажирский поезд. б) Подошли встречающие.

а) Началась посадка.

22. На рубашке появилось пятно. б) Придется надеть другую рубашку.

а) Маме предстоит стирка.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх