|
||||
|
Приложение I.10 Упражнения на установление причинно-следственных связей ...Приложение I.10 Упражнения на установление причинно-следственных связей в парах слов 1. Мед – пчела яйцо – курица шерсть – овца молоко – ? 2. Мука – зерно шоколад – ? крахмал – картофель варенье – ягоды 3. Жир – масло ? – фрукты углеводы – зерно белок – молоко 4. Алмаз – уголь жемчуг – ? янтарь – смола 5. Бабочка – гусеница цветок – ? лягушка – головастик рыбка – икринка 6. Звук – голос вкус – ? свет – лампа запах – цветок 7. Картина – художник кинофильм – ? музыка – композитор здание – архитектор стихотворение – поэт 8. Изюм – виноград ? – бумага бензин – нефть 9. Хлеб – плесень человек– ? компьютер – вирус металл – ржавчина стекло – удар 10. Шалаш – ветка дом –? изба – дерево яранга – шкура 11. Теленок – корова ? – овца жеребенок – лошадь щенок – собака 12. Конь – копыта лапы – ? тюлень – ласты осьминог – щупальца рак – клешни 13. Врач – градусник дворник – ? повар – ложка плотник – топор 14. Ель – шишка яблоня – ? дуб – желудь пальма – кокос 15. Поезд – рельс машина – ? самолет – воздух теплоход – вода 16. Рыба – чешуя яйцо – ? птица – перья апельсин – кожура человек – кожа дерево – кора 17. Суслик – степь ? – пустыня лиса – лес песец – тундра 18. Стадо – корова табун – ? стая – воробей коллектив – человек отара – овца 19. Пилот – самолет космонавт – ? капитан – корабль машина – шофер 20. Лось – рога кошка – ? волк – зубы слон – бивни еж – иглы 21. Печь – кирпич ложка – ? стол – дерево аквариум – стекло 22. Пшеница – полеводство гвоздика – ? морковь – овощеводство малина – плодоводство 23. Книга, деньги, газета ? бумага 3) шапка – голова посуда, кирпич, ? глина творог, сметана, ? молоко котлета, колбаса, ? мясо бензин, мазут ? нефть Приложение I.11 Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений 1. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты. 2. Из-за холодов птицам стало труднее добывать пищу. Птицы собрались в стаю. Они отправились в дальний перелет. Весной птицы прилетят вновь. 3. Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс. Они сели на свои места. Учитель начал урок. 4. Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга. 5. Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед. 6. Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь. 7. Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза. 8. Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы. 9. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Стволы яблонь оголяются. Они болеют и погибают. 10. Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова. 11. Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь. 12. Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо. 13. Судно перевозило нефть. Произошла авария. Нефть растеклась по поверхности моря. Погибло много рыбы. 14. Жабы откладывают в воду икру. Появляются головастики. Головастики становятся жабами. Жабы выходят из воды и живут на суше. Приложение I.12 Упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях 1. Большинство птиц строят себе гнезда. Гнезда защищают и яйца, и птенцов. 2. В пасти больших акул зубы в шесть рядов и острые, как пила. Большие акулы очень опасны. 3. Арбузы растут в жарких странах. Арбузам нужно тепло и долгое время для созревания. 4. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать муравьиные кучи. Муравьи помогают сохранять леса. 5. Крот не любит ясного солнца и свежего ветра. Крот живет под землей. 6. Сорока черная, а по бокам у нее крылышки белые. Сороку называют белобокой. 7. У дятла липкий язык большой длины. Муравьи часто прилипают к нему. 8. Летучие мыши зимуют в пещерах, тесно прижавшись друг к другу. В тесноте летучим мышам теплее. 9. Перед едой енот моет добычу. Енота прозвали полоскуном. 10. Медвежата рождаются зимой и до весны сидят в берлоге. Только что родившихся медвежат редко кто может увидеть. 11. В глубине моря царит темнота. В глубине моря плавают светящиеся рыбы. 12. Многие люди выращивают в квартире герань. Герань оздоравливает воздух и улучшает сон. 13. Стрижи ловят насекомых на лету. У стрижей большой рот. 14. Древесина лиственницы очень долговечна. Древесина лиственницы не гниет. 15. С помощью носа животные чувствуют запахи еды и своих врагов. Носы помогают животным жить. 16. Кокосовая пальма хорошо растет на песке морского побережья. Кокосовая пальма любит свет, тепло и влагу. 17. Лотос произрастает в мутной воде и иле, но не загрязняется ими. С лотосом сравнивают людей, ничем себя не запятнавших, не покорившихся злу и судьбе. 18. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки. Крапива – полезное для человека растение. 19. Комары погубили многих путешественников. Комар – распространитель малярии и желтой лихорадки. 20. У попугаев большой кривой клюв – кусачки. Попугаи могут разгрызать крепкие орехи и плоды. 21. Грибы полезны лесу. Грибы ускоряют разрушение уже отмирающих деревьев. 22. Еноты моют свою пищу. Енотам нравится намоченная еда. 23. Рис – очень важный продукт. Рис используется не только в пищу, но и для приготовления крахмала, клея, пудры. 24. Птицам не надо много учиться. Многие повадки птиц являются врожденными. 25. Многие доктора рекомендуют пациентам играть в шашки. Шашки – это игра, которая может сказывать лечебное воздействие. 26. Дятел – лесной доктор. С помощью длинного носа дятел достает из-под коры вредных насекомых. 27. У жирафа огромный рост. Жираф легко достает листья с больших деревьев. 28. Керамика – одно из самых древних искусств на земле. Археологи во время раскопок находят глиняные черепки, сделанные еще в доисторические времена. 29. Чай не трава. Чай делают из листьев чайного дерева. 30. Задолго до землетрясения змеи и ящерицы спешат выползти из нор. Все змеи и ящерицы очень чувствительны к сотрясению земли. 31. Бананы срезают зелеными. Созревшие бананы быстро портятся. 32. Кабан клыками подсекает дерево, как топором. Кабана зовут секачом. 33. Павлин распускает перья и расхаживает с гордым видом. В народе появилось выражение: «Самодовольный как павлин». 34. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Этих зверей называют млекопитающими. 35. Вороны наносят огромный урон урожаю. Фермеры выставляют пугала, удерживающие ворон на расстоянии. Приложение I.13 Упражнения на установление закономерности подбора слов 1. Клапан – флейта кастрюля – посуда футбол – спорт варежки – руки смычок – скрипка роза – цветок шарф – шея струна – гитара валенки – ноги Шифр 1) клавиша – пианино 2) яблоко – фрукт 2. Поезд – машинист 3) Прометей – миф Илья Муромец – былина заяц – косой медведь – косолапый Баба-Яга – сказка автобус – шофер самолет – пилот волк – серый Артамон – рассказ Шифр 1) лиса – рыжая 2) автомобиль – водитель 3. Шерстяной – шерсть 3) смеяться – хохотать смелый – храбрый березовый – березняк огромный – громадный лесник – лесной бежать – бежевый покраснеть – зардеться водитель – водица летний – летучий Шифр 1) чертить – чертежник 2) рисовый – рисовать 4. Кошка – котенок 3) ночь – темнота утро – рассвет корова – молоко пчела – мед вечер – закат курица – яйцо человек – ребенок собака – щенок Шифр 1) лошадь – жеребенок 2) овца – шерсть 5. Завтрак – обед 3) магазин – покупатель выставка – посетитель самолет – летать квартира – житель сегодня – завтра корабль – плыть библиотека – читатель пятница – суббота кровать – спать Шифр 1) десять – одиннадцать 2) машина – ехать 6. Огород – овощи 3) плохо – хорошо быстро – медленно квартира – комната север – восток осина – сирень сверху – снизу коллекция – картина овес – пшеница слева – справа Шифр 1) школа – ученик 2) север – восток 7. Расческа – парикмахер 3) шерсть – собака волосы – заколка чешуя – рыба кожа – человек ухо – серьги шприц – медсестра перья – птица шея – бусы рубанок – плотник Шифр 1) палец – кольцо 2) указка – учитель 8. Плита – готовить 3) пациент – врач ученик – учитель рука – перелом зуб – кариес читатель – библиотекарь пассажир – водитель телевизор – смотреть желудок – гастрит машина – ездить Шифр 1) стул – сидеть 2) нос – насморк 9. Шишкин – Тарасова 3) Смирнов – Петрова Геннадий – Жанна Сергеевич – Константиновна Михайлович – Антоновна Руслан – Людмила Серов – Иванова Сидоров – Зенина Петрович – Ивановна Дмитрий – Марина Шифр 1) Иван – Марья 2) Алексеевич – Дмитриевна 10.Осень – дождь 3) часы – время телевизор – фильм зима – снег зеркало – отражение человек – дом собака – конура Шифр 1) пчела – улей 2) весна – капель 11. Солнце – загар 3) снег – белый лимон – желтый человек – речь морковь – красный мука – хлеб лягушка – кваканье трава – зеленый комар – писк Шифр 1) сырость – плесень 2) кошка – мяуканье 12. Дочь – печь 3) конь – огонь лед – вода медведь – лось мед – стена брошь – ложь помощь – рожь король – знахарь сад – река Шифр 1) дым – песня 2) мышь – тишь 13.Москва – Россия 3) кисть – рисунок карандаш – чертеж Токио – Япония «Каштанка» – Чехов «Приемыш» – Сладков ручка – письмо «Мышонок Пик» – Бианки Рим – Италия Берлин – Германия цветная бумага – аппликация Шифр 1) Париж – Франция 2) «Волшебное слово» – Осеева 14. Нефть – бензин из семейства злаков с твердым стволом злой – яростный учитель – школа теплый – жаркий ягоды – варенье яркий – ослепительный картофель – пюре врач – больница клоун – цирк Шифр 1) рабочий – завод 2) розовый – красный 3) ткань – платье Приложение I.14 Упражнения на замену словосочетаний одним, близким по смыслу 1. Остаться без еды – голодать остаться без денег – обнищать остаться с носом – проиграть 2. Смести пыль – вытереть смести все со стола – съесть смести все на своем пути – разгромить 3. Попасть в дом – зайти попасть по руке – ударить попасть в яблочко – угадать 4. Держать курс – направляться держать спину прямо – не сутулиться держать пари – спорить 5. Водить машину – управлять водить в школу – провожать водить за нос – обманывать 6. Вешать картину – прикреплять вешать игрушки на елку – украшать вешать лапшу на уши – обманывать 7. Подставить стул – придвинуть подставить число в выражение – заменить подставить друга – предать 8. Заливает луга – затопляет Заливает бак – наполняет Крепко заливает – врет 9. Идти вперед – продвигаться идти назад – возвращаться идти на дно – погибать 10. Болтать яйца – смешивать болтать ногами – шевелить болтать языком – разговаривать 11. Засыпать банку – наполнять засыпать в яму – заваливать засыпать вопросами – спрашивать 12. Заглянуть в окно – посмотреть заглянуть в гости – зайти заглянуть в душу – узнать 13. Защитить ребенка – оградить, обезопасить защитить от холода – утеплить защитить мнение – отстоять 14. Бросить мяч – кинуть бросить реплику – сказать бросить тень – опозорить Приложение I.15 Упражнения на группировку по принципу отрицания 1. Прочитайте слова. Сначала напишите те из них, в которых ударение не падает на первый и второй слог. Затем – слова, в которых ударение не падает на второй и третий слог. Далее – слова, в которых ударение не падает на первый и третий слог. Письмо, тетрадь, кровать, кассета, зеркало, ручка, трактора, лампочка, переход, телефон, календарь, игрушка, суббота, машина. 2. Напишите словосочетания, в которых существительные нельзя переносить, а в прилагательных нет непроверяемой безударной гласной. Белый аист, хитрая лиса, съедобный гриб, веселая игра, колючий еж, яркий огонь, стройный ясень, зеленая ель, ядовитая змея, листовой чай, лесной олень. 3. Прочитайте. Напишите слова в таком порядке: а) в которых не 1 и не 2 слога и нет сочетания чу; б) в которых не 1 и не 3 слога и нет сочетания ча. Чугун, чудо, часики, удача, чулан, частушка, чудной, задача, чайная, чародей. 4. Прочитайте словосочетания. Выпишите только те из них, в которых нет слов с проверяемой безударной гласной в корне и не встречается ча – ща, чу – щу. Красный автобус, сильный солдат, холодная зима, первый мороз, местный завод, спортивная площадка, потухший костер, большая щука, спелая капуста, честные ребята, вкусный обед. 5. Прочитайте словосочетания. Напишите их в следующем порядке: а) в которых нет прилагательных мужского рода и неодушевленных существительных; б) в которых нет прилагательных женского рода и одушевленных существительных; в) в которых нет прилагательных женского рода и неодушевленных существительных; г) в которых нет прилагательных мужского рода и одушевленных существительных. Классная комната, странная история, аккуратный мальчик, хороший аппетит, круглый бисер, взрослая сестра, странный гость, ответственная ученица, высокий балл, русский писатель, зеленая аллея, уверенная подруга. 6. Прочитайте словосочетания. Напишите их, ориентируясь на части слова. Сначала запишите группу словосочетаний, в прилагательном и существительном которых нет приставки и суффикса. Затем – словосочетания, в прилагательном которых нет приставки, но есть суффикс. После этого – словосочетания, в прилагательном которых есть приставка и суффикс. Подземный город, сильный мороз, прожорливый зверь, белая береза, голая земля, полезный творог, серая дорога, удивительный день, красивый дом. 7. Прочитайте. Напишите слова, в которых нет суффикса и приставки. Затем – слова, в которых нет приставки и окончания, обозначенного буквами. После этого – слова, в которых нет суффикса и окончания, обозначенного буквами. Столы, строитель, побег, уход, житель, книга, переплет, рассвет, мешок, стручок, страна, картина. 8. Прочитайте. Напишите пары слов, в которых: а) не встречаются глаголы женского рода и существительные с мягким знаком на конце; б) не встречаются глаголы мужского рода и существительные без мягкого знака на конце. Купила тушь, варил борщ, издал клич, шла дочь, топила печь, летел грач, лечил врач, купил плащ, наступила ночь, услышал плач, пробежала мышь, оказала помощь. 9. Прочитайте словосочетания. Напишите их, соблюдая следующую последовательность: а) в которых нет существительных и прилагательных мужского и среднего рода; б) в которых нет существительных и прилагательных женского и среднего рода; в) в которых нет существительных и прилагательных женского и мужского рода. Родной город, о ночной улице, большим селом, ярким солнцем, о белой березе, высокий дом, широкий ковер, о холодной погоде, холмистым полем, о новой газете, осенний лес, свежим молоком. Назовите общие признаки существительных и прилагательных в составленных группах. 10. Прочитайте. Напишите словосочетания в следующем порядке: а) в котором нет прилагательного женского рода и существительного первого и третьего склонения; б) в котором нет прилагательного среднего рода и существительного третьего склонения; в) в котором нет прилагательного среднего рода и существительного первого склонения. Голубое небо, серая мышь, добрая мама. 11. Прочитайте словосочетания. Сначала напишите те из них, в которых нет существительных II и III склонения и прилагательных с непроверяемой безударной гласной и парной согласной в корне. Затем – словосочетания, в которых нет существительных I и III склонения и прилагательных с проверяемой безударной гласной и парной согласной в корне. После этого – словосочетания, в которых нет существительных I и II склонения и прилагательных с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне. Народный танец, крепкая кость, зеленая трава, резкая речь, интересный рассказ, молодой дядя, осенняя дорога, веселая девочка, багажное отделение, легкая мышь, робкая дочь, ягодное варенье. 12. Прочитайте слова. Разделите их на три группы: а) которые не относятся к первому и третьему склонению; б) которые не относятся к первому и второму склонению; в) которые не относятся ко второму и третьему склонению. Озеро, мышь, мороз, ветер, печь, поле, холод, снег, облако, море, дочь, ложь. 13. Прочитайте. Напишите словосочетания в следующем порядке: а) в которых нет глаголов первого и третьего лица и существительного в предложном падеже; б) в которых нет глаголов второго и третьего лица и существительного в винительном падеже. Открываешь окно, думаю о свободе, разговариваю о семье, читаешь книгу, гладишь кошку, размышляю о судьбе, мечтаю о кукле, рисуешь пейзаж, чистишь посуду, говорю о друге. 14. Прочитайте. Напишите пары слов в таком порядке: а) в которых нет существительных женского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени; б) в которых нет существительных мужского и среднего рода и глаголов в настоящем и будущем времени; в) в которых нет существительных мужского и женского рода и глаголов в настоящем и прошедшем времени. Цветок растет, сосна выросла, окно откроют, папа читает, слон стоит, весна наступила, солнце взойдет, море разольется, девочка спела, поле засеют, бабушка уснула, свет горит. 15. Прочитайте предложения. Напишите их в следующем порядке: а) в которых нет дополнений и обстоятельств; б) в которых нет определений и дополнений; в) в которых нет определений и обстоятельств. Весной прилетают птицы. Раздался резкий свист. Лес утонул в сугробах. Приложение I.16 Упражнения на нахождение равнозначных понятий 1.Небесное светило человек одинакового с кемлибо возраста самый важный человеческий орган день радости и торжества по поводу чего-либо водяное или болотное растение сверс. ник сер. це со.нце праз. ник трос. ник 2. Рыжая плутовка полосатая лошадь лесная сплетница серенький трусишка лесной доктор царь зверей сорока заяц зебра дятел лев лиса 3. Подземный вид транспорта говорить, мыслить, трудиться разговор двух или нескольких лиц вечерний прием пищи сочетание звуков, имеющих смысл героическая песня о русских богатырях живое существо, отличающееся способностью человек ме.ро слово былина ужин диалог 4. Четвертый день недели необходимая для жизни жидкость дерево, символизирующее Россию звезда, освещающая землю естественный спутник земли участок, на котором выращивают овощи береза четверг луна вода солнце огород 5. Перерыв между уроками связка хвороста (дров) мелкий дождик со снегом плод раздора обращение к мужчине в Италии единица измерения алмазов изморось сеньор карат вяза?нка яблоко перемена 6. Снежная буря животных небольшая северная таежная птица вьющееся травянистое растение с беловато розовыми цветками задвижка в печной трубе для прекращения тяги воздуха небольшая очень подвижная рыбка с вытянутым червеобразным телом упакованная поклажа, перевозимая на спине вьюк вьюга вьюн вьюга вьюнок вьюрок 7. Золотые руки отпетая голова светлая голова вольная птица робкого десятка мыльный пузырь трусливый человек человек умный человек свободный человек умелый человек ничтожный человек отчаянный, удалой 8. Остатки еды вход в здание специалист по объездке лошадей извещение о чем-либо переднее колесо оптического прибора лифт объездчик объявление объектив объедки подъезд подъемник 9. Борьба двух противников вступительная часть песни идущий мимо человек работник пожарной команды специальная войсковая группа эхо крыша на опорах для защиты от непогоды запев прохожий опора отряд отзвук пожарный поединок 10. Первый летний месяц груз пассажиров школьная учебная комната учащийся школы дочь сестры шестьдесят минут чувство раздражения человек огромного роста племянница 11. Автобус, завод, Ясная Поляна, Кировская область, Плутон (планета), Гималаи (горы), класс, библиотека, Волга (река), «Волга» (автомобиль). ученик класс июнь досада час багаж великан Приложение I.17 Упражнения на разделение общих и единичных понятий 1. Пирамида Хеопса, церковь, кошка, висячие сады Семирамиды, Альпы, пассажир, билет, Нижний Новгород, минута, крейсер «Аврора». 2. Париж, город, Эрмитаж, музей, фотография, родители, Новый год, Красная площадь, Индийский океан, река. 3. Дуб, Ростов-на-Дону, астероид, компас, А.П. Чехов, Станислав, полюс, президент, Петергоф, листопад, Северный полюс, А.С. Пушкин. 4. Луна, Африка, дом, радио, Сатурн (планета), орел, игрушка, Европа, Лондон, Орел (город), И.С. Тургенев (писатель). 5. Вселенная, Кремль, победа, шоссе, Египет, библиотека, Россия, Лувр, площадь, отец. 6. Австралия, космос, Италия, Антарктида, Германия, Юпитер (планета), рисунок, рассказ, Тихий океан, дом, Болгария, картина, пейзаж. 7. Енисей, вагон, собака, солнце, корзина, тетрадь, Байкал, яблоко, Киров (город), Баба-Яга. 8. Колобок (сказочный герой), Черное море, Царское Село, Третьяковская галерея, композитор, озеро, улица, броненосец «Потемкин», Атлантический океан, мама, ребенок, Л.Н. Толстой (писатель). 9. Юрий Гагарин (космонавт), Земля, «Три мушкетера» (фильм), мама, Великая Отечественная война, материк, животное, имя, Эльбрус, Онежское озеро, цветок. 10. Южный полюс, драматический театр, учитель, первый учитель, «Первый учитель» (книга), Ока, поезд, Голландия, роза. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|