|
||||
|
Выполнение текстовых упражнений в 3–4 классах Все требования, которые предъявляются к работе с текстами на первых двух годах обучения по данной методике, сохраняются и в старших классах начальной школы. К ним относятся: а) обеспечение воспитывающе-познавательного характера используемых на уроке текстов; б) предъявление учащимся текста в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания; в) самостоятельное формулирование учащимися задания по восстановлению или составлению текста и работа с ним; г) выполнение школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме. Вместе с тем эта работа претерпевает определенные изменения. Увеличивается объем исходного материала, на основе которого учащиеся образуют текст. Соответственно школьники работают с большими по объему текстами. Текстовый материал становится сложнее и разнообразнее по содержанию. Наряду с ранее использованными видами работ по восстановлению и составлению текста, появляются новые. Они предусматривают более напряженную умственную деятельность школьников, большую сосредоточенность их внимания, более высокую творческую направленность, усиление речевой активности. Предлагаемые к упражнениям дополнительные задания продолжают постепенно усложняться, становятся все более универсальными. Для выполнения многих из них требуется знание учебного материала сразу из нескольких разделов русского языка. Например: по синтаксису, морфемике, фонетике; по орфографии, лексике, морфемике и т. д. с их помощью существенно возрастает глубина и разноплановость проработки используемого в тексте языкового материала при дальнейшем развитии важнейших интеллектуальных качеств и лингвистических знаний, умений, навыков младших школьников. Определенная новизна просматривается и во время записи упражнения. Нередко школьники пишут в тетради не весь текст, а только его часть. Но какую именно часть – определяют по указанным учителем ориентирам сами дети. Причем, ориентиры носят неконкретный характер. Чаще всего они связываются с изучаемой на уроке темой и в очередной раз отправляют детей в ситуацию напряженного, увлекательного, плодотворного поиска. Например, при изучении темы «Глагол» учитель может предложить следующие ориентиры: – напишите ту часть текста, в каждом предложении которой имеются глаголы; – напишите ту часть текста, в которой есть глаголы настоящего времени; – напишите часть текста, в которой имеются два глагола с приставками; – напишите ту часть текста, в которой большая часть глаголов имеет проверяемую безударную гласную в корне; – напишите ту часть текста, в которой употреблены глаголы одного спряжения; – напишите часть текста, которая больше соответствует теме урока; – напишите часть текста, имеющую глаголы-синонимы; и т. д. Рассмотрим варианты текстовых упражнений, которые могут быть использованы в 3–4 классах. Проследим тенденцию их постепенного усложнения. Оценим их возможный потенциал и коэффициент полезного действия. Как и в предыдущие годы (1–2 классы), в этот период обучения широко применяются упражнения на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного материала. Например, при работе над темой «Глагол» школьникам может предложен следующий текст: Букет цветов. Справка: мягкая, мордочка, пользу, молоко, опасность, короткие, ёжика. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|