|
||||
|
Глава 5ПОДВОДНЫЕ НАХОДКИ
Эгейское море голубее, чем обычно. "Калипсо" покачивается на ласковых волнах. Над судном непрерывно носятся чайки, а воздух насквозь пронизан Солнцем. Здесь, в спокойных водах бухты Сен-Жорж на острове Дия, расположенном севернее от Крита, Жак-Ив Кусто ищет Атлантиду. Аквалангисты медленно передвигаются над подводным выступом и неожиданно сознают, что никакой это не выступ, не естественное образование. Что же это за огромная насыпь всего в пяти метрах под поверхностью воды? А лежит она на дне бухты, глубина которой 20 метров... И когда искатели добираются до широкой платформы, которая соединяет насыпь с береговой структурой, все выясняется, и воображение Кусто рисует картины далекого прошлого: "...Мы стоим на большом овальном молу огромного порта. В гавани тесно от ширококорпусных судов, которые принадлежат по меньшей мере дюжине наций — критянам, египтянам, финикийцам, микенцам, троянцам... Можно увидеть даже военные корабли — у них удлиненные формы, а форштевни усилены бронзой. По мокрым набережным снуют матросы, пассажиры, грузчики. Македонцы, сирийцы, сицилийцы, египтяне, карфагеняне, критяне, афиняне живо торгуются и разговаривают. У каждой небольшой группы свой язык, а обмен мнениями идет на своеобразному 'пиджини' (Кусто намекает на 'пиджин инглиш' — англо-китайский жаргон. — Авт.), что состоит из нескольких десятков слов, которые все понимают... Составы забиты тюками со щетиной, тюками шерсти, тканями, сундуками с инструментом и оружием, рядами амфор с маслом, вином, зерном, солониной, фруктами, пряностями, ароматными травами... Мы прогуливаемся по огромному торговому центру античного мира". СТЕНЫ БИМИНИРечь идет о неожиданной находке каменных зданий, которые были скрыты на морском дне неподалеку от подножия одного из островов Багамского архипелага. Впервые очертания сооружения под водой увидел пилот Р. Браш, когда летом 1968 года пролетал над островами. Уже через несколько месяцев ими заинтересовалась группа исследователей: археолог и знаток доколумбовой культуры Америки, профессор Йельского университета М. Валентайн, изобретатель и специалист в области подводной фотосъемки, инженер Д. Ребикофф и водолаз Р. Маркс, который увлекался подводной археологией. Они снарядили экспедицию, которая работала на северном побережье острова Норт-Бимини (надо сказать, что она имела даже "подводный автомобиль", оборудованный автоматическим фотоаппаратом). В нескольких метрах под водой искатели нашли поросшие растительностью стены, составленные из огромных каменных блоков. Как считал Д. Ребикофф, каждый из них весил от 2 до 5 тонн. Скреплены они были, как казалось, каким-то особым цементом. Вторая экспедиция, которая работала там в апреле — мае 1971 года, продолжила начатые поиски. Она подтвердила бесспорное существование под водой каменного сооружения или конструкции длиной 70 метров и шириной 10 метров. Исследователи пришли к мнению, что это произведение человеческих рук. В книге "В поисках Атлантиды" (она издана в 1987 году на русском языке) Жак-Ив Кусто рассказывает, как его сын Филипп Кусто вместе с экипажем гидроплана "Каталина-Калипсо II" старался проверить некоторые гипотезы, в частности о пресловутых "стенах Бимини". Чтобы не пересказывать от себя, приведем один великоватый, но очень уж интересный отрывок из этой книги, где Жак-Ив Кусто размещает рассказ одного из членов экипажа самолета, Доминика Сюмьяна, который непосредственно касается этой находки. "...Мы снова взлетаем. Курс вест-норд-вест — на Бимини. Это цель нашего путешествия. Неподалеку от северного побережья острова Норт-Бимини существует загадочная конструкция из затопленных каменных блоков. Эту формацию назвали 'шоссе Бимини'. Все блоки находятся на глубине 6 метров под водой. Масса некоторых из них достигает 15 тонн. Большую часть конструкции, вероятнее всего, занесено песком, но она прослеживается на расстоянии 500 метров." Медленно развернувшись за ветром, Филипп Кусто снижается над гребешками волн и садит гидроплан, поднимая тучи брызг. Под руководством доктора Зинка (местного участника экспедиции. — Авт.), который уже не раз осматривал эти стены, мы плывем к знаменитейшему "шоссе". Неужели здесь в самом деле сохранились свидетельство несравненного строительного искусства атлантов, которые, как считают, послужили образцом для зодчих египетской и доколумбовой цивилизаций, которые создали непревзойденные сооружения? Нет сомнений, что лишь очень ловкие строители могли обтесать такие блоки под прямым углом и подогнать их один к одному. Блоки изготовлены из материала, который не имеет ничего общего со скалистой основой, которая состоит из осадочных пород... После обода мы размещаемся на крыле самолета и нежимся в лучах багамского солнца. Филипп интересуется мнением доктора Зинка. — Я бы сказал, — отвечает профессор, — что эта полоса огромных камней эпохи мегалитов чем-то напоминает соответствующие конструкции в Европе: Карнак в Бретани и Стоунхендж в Англии. Допускаю, что народ, который создал ее (в те времена, когда уровень моря был ниже, чем сейчас), владел солидными астрономическими знаниями. Люди, которые способны установить и подогнать 15-тонные каменные блоки, должны были иметь отличную организацию, иначе они не были бы в состоянии возвести такое большое сооружение. Как они поднимали грузы? Извечный вопрос — его задают и по поводу египетских пирамид, и по поводу статуй острова Пасхи. Позитивисты прибегают к сугубо механическим объяснениям (дескать, камни перекатывали на бревнах и так далее). Любители фантастики призывают на помощь магнитную или "ионную" энергию, упоминают об антигравитации... — Мы обратили внимание на необыкновенное поведение компаса под водой, — делает замечание Филипп Кусто. — Ничего не могу сказать! — отвечает доктор Зинк. — Но уверен в одном: эта конструкция не является естественным образованием. Давайте будем выходить из формы и способов подгонки блоков один к одному. В природе очень редко бывает, чтобы расщелина как-то неожиданно обрывалась. А здесь это — правило. Больше того, довольно часто встречаются небольшие камни, которые служат опорой для больших. Эти подкладки использованы для выравнивания основных блоков; природа не могла создать такого чуда. — Если согласиться с вашими мыслями по поводу "дороги", то ясно: она построена людьми. Но когда? — Слишком уже мало данных, чтобы сделать окончательный вывод, — говорит доктор Зинк. — Если вам пришла мысль об Атлантиде, то пересчитайте камни. И увидите, что группы с пяти блоков иногда чередуются с группами из шести. А вспомните: Платон говорит, что цари атлантов встречались то через пять, то через шесть лет, "попеременно отмеривая то парное, то непарное число". Больше ничего сказать не могу. Знаю одно: человеческий ум всегда ищет разгадку в мифах...' Итак, что могут представлять собой "стены Бимини"? Некоторые исследователи допускают, что речь идет вероятнее всего про порт с двойным волнорезом и каменными набережными. И снова, как и в других случаях, такое объяснение порождает новые вопросы. Если принять предложенную гипотезу, то гигантское сооружение из огромных камней свидетельствует, что мы имеем дело с каким-то реликтом неизвестной, но распространившейся чуть ли не на весь мир мегалитической культуры. Но до сих пор считалось, что древнейшие сооружения этого типа появились на Ближнем Востоке в VI тысячелетии до н.э. Тем временем, когда ученые начали с помощью разных методов (в том числе и радиоуглеродного) определять возраст подводных зданий возле Багамских островов, то выяснилось, что он достигает... 10 тысяч лет! Неужели именно здесь возникла та гипотетическая мегалитическая культура, творцы которой на протяжении нескольких тысячелетий странствовали по морям и океанам, оставляя о себе память в виде гигантских сооружений? Но именно возраст каменных зданий возле Норт-Бимини вызвал сомнение относительно их назначения. Вроде бы все правильно: каменный порт был построен на побережье острова, который, согласно геологическим данным, еще и сейчас продолжает медленно погружаться в воду и скорость этого погружения известна. Именно таким образом через несколько тысячелетий сооружения оказались под водой (кстати, такое же явление имело место и в Советском Союзе, на побережье Каспия возле Дербента, а также в Керченском проливе. Но возраст каспийских и азовских сооружений значительно меньше). Но не удивителен ли странный факт, что уже 10 тысяч лет тому назад строились каменные порты с волнорезами и набережными? Кем и для кого? Куда странствовали неизвестные создатели, с кем вели торговлю? И вдобавок к тому эти порты так крепки и надежны, что простояли тысячелетия, несмотря на ежегодные страшные тропические ураганы, во время которых скорость ветра достигает 210 узлов (т.е. 390 километров на час), а высота приливной волны — до одиннадцати метров! И, наконец, последняя и вообще уже непонятная загадка. Речь идет о происхождении каменных блоков, использованных для строительства. Откуда брали камень для циклопической кладки — не выяснено и до сих пор. В 1973 году французский геолог П. Карнак писал, что "они не принадлежат ни к одной из имеющихся на острове горных пород". К такому же выводу пришли и геологи-специалисты из университета Майами: они осторожно предположили, что единственное место, где теоретически можно было бы взять эти камни, находится приблизительно 40 километров севернее, но доказать это не смогли. И уже совсем удивительным было то, что в руинах исследователи нашли фрагменты керамики и камни с иссеченными на них знаками. Археологи хорошо знают, что камни с такими же знаками есть лишь возле острова Яп в Тихом океане, неподалеку от Филиппинских островов, а похожая керамика — в Средиземноморье... В 1980 году французский научно-популярный журнал "Сьянс е Ви" сообщил, что ученые сделали попытку определить возраст багамских блоков с помощью радиоизотопного метода. Результаты будто бы свидетельствуют, что они — ровесники береговых геологических формаций Багамских островов. А исследование слоистости каменных монолитов показало, что она целиком одинаковая у соседних блоков: прослойки одного блока будто переходят (несмотря на расщелину между ними) в соседний. По мнению исследователей, все это позволяет сделать вывод, что эти "сооружения" — естественные образования, т.е. береговые скалы, которые растрескались под действием сил природы и опустились под воду вследствие медленного погружения островов. Аналогичные случаи известны в других местностях, например на берегу острова Герон в Австралии. Но можно ли полностью согласиться с этим утверждением? История знает достаточно много случаев, когда человек приспособил для своих нужд разнообразнейшие естественные образования, соответственно обрабатывая одни элементы и достраивая другие. Кроме того, такой вывод полностью противоречит вышеприведенному рассказу очевидца из упомянутой книги Кусто. Да и маловероятно, чтобы природа могла создать из больших глыб правильную прямоугольную букву "П", что лежит "на боку", да еще и "врезать" в поперечину этой буквы три параллельных "мола" одинаковой длины. Может быть, что основа сооружения в самом деле создана природой, но и человек, несомненно, приложил к ней свои руки. Итак, дискуссия продолжается... В заключение хотелось бы рассказать еще об одном интересном сооружении, большая часть которого уже давно находится под водой, тем не менее даже меньшей, что осталась на поверхности грунта, вполне достаточно, чтобы оценить ее величие. Итак... ТИХООКЕАНСКАЯ ВЕНЕЦИЯЕще до недавнего времени археологи и палеонтологи уделяли очень мало внимания необъятным пространствам Тихого океана, а некоторые его районы и вообще не изучались. А именно он прячет в себе немало загадочного и неизведанного. Обратимся хотя бы к очень давней неизвестной культуре, представители которой возводили здания из исполинских камней. Эта культура каменных сооружений в большей или меньшей мере охватывает большое количество островов Микронезии и Меланезии, особенно Марианских и Каролинских. Здесь можно встретить остатки мощеных путей, каналов, крепостных стен, руины дворцов и храмов, величественных колоннад. Носители этой культуры не знали металла, пользовались орудиями из камня, кости и дерева. Центр ее был на Каролинских островах. Надо сказать, что с конца XVII столетия ими владела Испания, а в 1919 году захватила Япония и создала там военные базы. После второй мировой войны Каролинские острова оккупировали Соединенные Штаты, которые, продолжая политику японских милитаристов, в дополнение к морским создали там еще и военно-воздушные базы. Понятно, что при таких обстоятельствах излишне было бы говорить об исторических или археологические исследования. Множество старинных памятников уничтожили еще испанцы, а довершили дело американцы. По свидетельству английского ученого Э. Сайкса, есть все основания считать, что остатки неведомых древних культур были ими просто варварски разрушены при строительстве военных баз. Ученые считают, что эта загадочная культура имеет несколько центров, которые, наверное, контактировали друг с другом. Это прежде всего остров Яп (Каролины), где видимо-невидимо остатков исчезнувшей цивилизации: разнообразные насыпи, террасы, каменные платформы, мостовые из тесанного камня, руины жилья и других сооружений, древние погребения. На острове Олеаи, расположенному между Япом и Понапе, найдены многочисленные мегалитические сооружения и остатки письменности, которая напоминает письменность острова Пасхи. Восточнее от Понапе лежит остров Кусаие, где также находятся памятки подобной мегалитической культуры; есть там и несколько каналов, которые расположены перпендикулярно друг к другу, а между ними — искусственные островки. На острове Леле, отделенному от Кусаие лишь проливом, высится холм конической формы, а весь остров застроен циклопическими сооружениями, каждое из которых окружено большим валом. Остров Гуам (Марианские острова) столетия тому назад, еще во времена испанского господства был известен странными аллеями из двух рядов огромных каменных колонн около 7 метров высотой. Вес каждой из них достигал 30 тонн. Увенчивали колоны полушария в виде чаш. Были здесь и сооружения, которые напоминали пирамиды. Такие же колоны и пирамиды найден на другом из Марианских островов — Тиниани. Но интереснейший из всех — остров Понапе, наибольший из восточной группы Каролин. Его площадь — 374 квадратных километра, а длина — около 20 километров. Окружают остров коралловые рифы. Особенно поражают здесь удивительные руины, грандиознейшие, чем на любом из других островов Тихого океана. Очень интересный "Большой храм", размеры которого 90 х 18 метров. Стены высотой 9 метров и толщиной около полтора метра. На стенах можно распознать символические изображения, которые напоминают иероглифы или идеограммы. Канал соединяет храм с морем. Возле храма — многочисленные земляные насыпи, склепы, переходы, платформы, путепроводы к каналу и т.п. А внутри храма находится центральная пирамидальная камера, которая, наверное, служила святилищем. Наибольшее из всех сооружений Понапе — город и морской порт Нан-Мадол (Нан-ма-тал), площадь которого 28,5 квадратных километра, расположенный неподалеку от входа в современную гавань. Состоит он из внешней гавани, отделенной от моря волнорезами, и внутренней, где на 92 искусственных островах высятся руины созданных неизвестно кем зданий. Именно поэтому ученые и назвали Нан-Мадол "тихоокеанской Венецией". Мол возле входа в Нан-Мадол достигает в длину свыше километра. Итак, древний порт по размерам целиком можно сравнить с действующими современными. Хорошо известный в нашей стране чешский писатель и этнограф Милослав Стингл в книге "По неизвестной Микронезии" (изданной на русском языке в 1978 году) пишет: "На островах Нан-Мадола неведомые творцы первого микронезийского города выстроили из огромных каменных блоков десятки замечательных сооружений: храмы, крепости, небольшие 'дворцы', искусственные озера и т.п. Назначение многих зданий до сих пор еще остается невыясненным. Эта загадка — лишь одна из многих тайн непонятного искусственного архипелага, каменного города, подобного которому нет во всей Океании". Хотя исследования в Нан-Мадоле не были продолжительными, ученые все же выявили около 80 разных зданий. Нан-Мадол окружен высокой крепкой стеной, а глубокий канал делит город на нижнюю и верхнюю части. В нижней части жили, наверное, жрецы; там же находился и мавзолей правителя. А вот на одном из искусственных островов верхнего города высилось наиудивительнейшее сооружение Нан-Мадола — дворец-крепость Нан-Танох (Нан-Танак), размеры которой 90 х 90 метров. Руины этого дворца-крепости можно увидеть и поныне. Здание не имеет аналогов в мире, его стены высотой от 14 до 20 метров и толщиной 6 метров составлены из "бревен" (базальтовых блоков). Это, конечно, тоже мегалитическое сооружение, но как же оно не похоже ни на один из известных нам! Вообразите себе: почти из 400 000 базальтовых "бревен" сложены стены — ну, точь-в-точь как будто из деревянных. Где древние строители брали эти "бревна"? Каким образом транспортировали их на "строительную площадку"? Среди местных жителей бытуют легенды, по которым "большие камни" якобы сами прилетали до Нан-Мадола "воздушным путем". Но это — легенды. На самом же деле ближайшая каменоломня была на второй стороне острова, и, как считают специалисты, базальтовые блоки намного удобнее было перевозить в порт на плотах из стволов кокосовых пальм, чем исполинские глыбы, из которых построены подобные мегалитические сооружения в других частях мира. Но, с другой стороны, для того, чтобы отделить от массива и перевезти такое количество "бревен" (а каждый — от 3 до 8 метров длиной, отдельные весят около 10 тонн), нужна была незаурядная армия организованных рабочих. И откуда же ей было взяться на небольшом острове? Надо сказать, что на ближайшем из них проживает лишь 800 человек, а в радиусе 200 километров — лишь 50 000 человек на островах и островках, отдаленных на сотни миль... Кратковременные, как мы уже говорили, археологические раскопки не дали возможности установить ни возраст этой цивилизации, ни происхождения ее творцов. Правда, некоторые попытки в этом направлении были, но об этом со временем. И все же, что можно сказать по этому поводу? Начнем с одной гипотезы. Известный новозеландский ученый и общественный деятель То Ранги Хироа (Питер Г. Бак) провел замечательное исследование и в книге "Викинги Тихого океана" (вышла на русском языке в 1950 году под названием "Мореплаватели солнечного восхода"), опираясь на сугубо этнографический (а не геологический!) материал, выдвинул гипотезу, что якобы когда-то существовал материк Гавайида, а современные Гавайские острова, Меланезия и Микронезия — его остатки. В тот же время бытуют пересказы, что в седую древность рядом с гавайцами на Гавайях жило карликовое племя менахуне (или манахуне) — народ другого этнического происхождения. Легендарные гавайские менахуне были чудеснейшими строителями и ремесленниками. Некоторые детали об их деятельности рассказывает советский ученый и писатель О. Кондратов в книге "Загадки Тихого океана". И поныне существуют 34 каменных храма, ирригационные сооружения для орошения плантаций таро, сотни обложенных камнем озерцов и прудов, которых якобы соорудили менахуне. А ирригационные системы сделаны настолько мастерски, "что складывалось впечатление, будто их проектировал изобретательнейший инженер". Работали эти карлики будто бы ночами и владели какой-то неведомой эффективной технологией, так как отнюдь не старались уменьшить объем каменных работ. Так, для довольно простого сооружения — обыкновенного желоба, по которому вода должна была стекать на плантации таро, — они создали целую каменную гору да еще и отполировали ее. Если бы речь шла о каком-то культовом сооружении, то еще можно было бы понять, почему так без толку тратилось время. Но ради обыкновенного желоба?! Вот что пишет об этом О. Кондратов: "Акведук в долине Ваимеа (на о. Кауаи), который носит название 'Ров Мена-хуне' — замечательное произведение строительного искусства. Это наклонная стена из огромных полированных каменных глыб, а на ее верхушке проложен желоб — по нему вода стекала на плантации, отведенные под таро". Последняя экспедиция ученых, которую возглавлял Д. Чилдерс, тоже ничего конкретного не узнала. Однако, отчет Чилдерса все-таки был опубликован в австралийском журнале "Острелейшн пост" и содержал некоторые интересные подробности. Чрезвычайно тяжело, просто-таки невозможно объяснить, почему Нан-Мадол возведен не на самом острове Понапе, а на его прибрежном подводном рифе. Почему строители решили создать на этом рифе 92 "насыпных" искусственных острова? "Насыпные" — конечно, условный термин, так как на самом деле это были базальтовые глыбы. Д. Чилдерс сообщает, что проверка с помощью компаса показала наличие в балках магнитного поля. Не с этим ли явлением связан странный факт, зафиксированный в исторической хронике? Он рассказывает, что в те времена, когда Понапе владела Германия, среди жителей острова была распространена легенда: дескать, тот, кто отважится провести ночь в Нан-Мадоле, обязательно погибнет. Но Берг, немецкий губернатор Понапе, презрел предостережением и переночевал в каменном городе. А на следующее утро внезапно умер. Его врач так и не смог установить, от чего именно. Ныне во время прилива большая часть руин Нан-Мадола прячется под воду, а некоторые здания остаются под водой даже в отлив. Это, безусловно, свидетельствует о том, что во времена, когда строился порт, остров находился выше над уровнем моря. Таким образом, сейчас он погружается и довольно быстро с геологической точки зрения. А это — доказательство того, что сооружения чрезвычайно древнее. Так когда же мог быть построен этот фантастический город? Сначала ученые ориентировочно установили его возраст — 900 лет. Но со временем, с помощью современных приборов, удлинили его до 2000 лет. Однако некоторые данные наводят на мысль, что он может оказаться значительно большим! Дело в том, что в начале 60-х годов была сделана попытка определить возраст одного из поселений на острове Сайпан (Марианские острова), где также есть много мегалитических сооружений. Метод радиоуглеродного анализа показал, что оно было основано около... 1375 года до н.э.! Т.е. можно считать, что во времена упадка минойского государства на Крите и за несколько столетий до гибели протоиндийской хараппской цивилизации существовали поселения на Марианских (а также и на Каролинских) островах. Недаром иные ученые допускают, что Нан-Мадол построен на месте намного более древнего городского поселения, которое исчезло под водой. Д. Чилдерс даже склонен считать, что древнейшим руинам этого неведомого города по меньшей мере 10 тысяч лет (вспомним "стены Бимини"). Ведь сведения о существовании рядом с Нан-Мадолом подводных остатков какого-то города поступали с давних пор. Еще во времена господства Японии японские ловцы жемчужин видели под водой, в лагуне, где находятся руины Нан-Мадола, какие-то колоны, здания и улицы неизвестного поселения, их существование подтвердили со временем американские научные экспедиции из университетов штатов Огайо и Орегон да и экспедиция самого Д. Чилдерса. Члены этой экспедиции даже нашли на подводных базальтовых остатках сооружений... рисунки в виде геометрических фигур! По давним пересказам, в затонувшем городе будто бы находятся невиданные сокровища. Милослав Стингл в вышеупомянутой книге пишет, что перед второй мировой войной японские водолазы поднимали оттуда саркофаги из чистейшей платины. Но платиновых месторождений на острове нет и никогда не было!.. Пока что загадка остается неразгаданной. "Каменный Нан-Мадол сохраняет свою тайну. Он и до сих пор не ответил почти ни на один вопрос ни ученым, ни дилетантам", — делает замечание Стингл и добавляет, что мертвый город все еще ждет своего настоящего исследователя... Наш следующий рассказ — о наиизвестнейшем из мегалитических сооружений Большой пирамиды Хеопса. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|