• ЕСЛИ БЫ КАМНИ ЗАГОВОРИЛИ...
  • "ГОЛОС ВЕЛИКОГО ПРЕДКА"
  • АНТЕННЫ? ВИБРАТОРЫ? НЕИЗВЕСТНЫЕ АППАРАТЫ?
  • БААЛЬБЕКСЬКОЕ ЧУДО
  • ОТГОЛОСОК ГИПОГЕУМА
  • Глава 4

    ВОТ ОНИ, МЕГАЛИТЫ...

    Остатки культового мегалитического сооружения в Перу.


    Это длинная история, которой не следовало бы быть длинной, но понадобилось бы слишком много времени, чтобы сделать ее короткой.

    (Генри Торо)

    Вообразите себе, читатель, что мы с вами гуляем по полям на севере Франции, в Нормандии. Изредка встречаются аккуратные домики крестьян, между заболоченными, поросшими вереском и ивняком низинами зеленеют небольшие клочки засеянной овсом и ячменем земли. Свежий ветер из Атлантики доносит запах соли и водорослей. И вдруг среди густого кустарника вы замечаете какое-то необыкновенное строение. Что это? Толстые каменные стены, массивное перекрытие из глыб. Первая мысль — не ДОТ ли это времен второй мировой войны? Нет, не похоже, так как ДОТ-ы строили из бетона, а здесь — гранит. Продираясь сквозь заросли, обходим странное строение вокруг. Нигде и намека на дверь или вход. Лишь в одной из стен чернеет небольшое круглое отверстие, куда можно разве что просунуть голову. "Дом" внутри пустой. На каменном поле — пыль, сухая листва. Кто же составил его из толстенных гранитных плит, каждая из которых весит, наверное, десяток тонн? Как их сюда привезли, каким механизмом подняли, поставили на ребро, как сделали перекрытие? И ради чего все это было сооружено? Если бы вы обратились с такими вопросами к кому-то из местных крестьян, то в ответ услышали бы непонятное: "Это дольмен"...

    ЕСЛИ БЫ КАМНИ ЗАГОВОРИЛИ...

    В прибрежных районах многих стран мира — и в Европе, и в Азии, и в Америке — можно увидеть странные каменные сооружения. Это и исполинские каменные столбы, поставленные "на попа" (так называемые менгиры), и круги из тяжелых каменных глыб (кромлехи), а еще — километровые ряды из сотен таких грубо обтесанных каменных столбов (аллеи). Попадаются и своеобразные каменные "хатки" — дольмены, которые по форме напоминают гигантские скворечники; в их передней стенке есть небольшое круглое отверстие. Все эти сооружения ученые называют мегалитами (от греческих слов "мегас" — огромный и "литос" — камень).

    Размеры и вес большинства мегалитов поражают. Например, менгир (каменный столб) Локмариакор в Франции весит по меньшей мере 330 тонн, а в высоту достигает 23-х метров. В давние времена он был разбит (возможно, землетрясением), и теперь три многотонных обломка этого великана лежат среди вересковых кустов Нормандии.

    Встречаются мегалиты и в нашей стране. В конце прошлого столетия археологи, раскапывая один из курганов на юге Украины, обнаружили внутри него кромлех — круг из исполинских каменных глыб. А в 1984 году близ Туапсе — и снова ж таки во время археологических раскопок — в одном из курганов откопали... дольмен. Значит, некоторые мегалиты неизвестные зодчие почему-то прятали под землей. Много дольменов найдено в горах и долинах на черноморском побережье Кавказа.

    На севере Франции, в той таки Нормандии, где особенно много мегалитических сооружений, на побережье залива Байе де Трепассе, во время морского отлива некоторые каменные столбы появляются из-под воды. А с лодки можно заметить, что исполинские сооружения есть и на морском дне. Значит, установлены они здесь еще тогда, когда уровень моря в заливе был ниже от современного на 7 и больше метров. Но, однако же как считают ученые, уровень моря на севере Европы поднялся тысячи лет тому назад!

    Местное население тех районов, где встречаются мегалиты, связывает с ними много легенд. И что характерно: во всех этих легендах общим есть то, что и на Кавказе, и в Ирландии, и в Австралии, и на островах Полинезии честь сооружения мегалитов приписывается таинственным и могущественным карликам. Осетины называют их "бицента", ирландцы — "сидами", а жители Полинезии — "менахунами". Все они будто бы владели сверхъестественной силой, появлялись только ночью и занимались тем, что рыли подземелье, перемещали тяжелые скалы, сооружали непонятные для людей здания из тяжелых каменных блоков и т.п. Адыгейцы, например, так и называют кавказские дольмены — "сирп-ун", что означает "дома карликов". А еще о карликах или гномах рассказывают, что они умели отыскивать драгоценные металлы и камень и прятали их в своих сокровенных подземных амбарах.

    Иные исследователи, которые изучали английские и ирландские мегалиты в XIX столетии, высказали допущение, что их выстроили римляне в эпоху, когда они оккупировали острова Великобритании и Ирландии. Тем не менее, со временем было установлено, что римляне не имеют к ним никакого отношения. Когда они высадились со своих кораблей на островах Великобритании, сооружения уже высились здесь.

    Что же говорит по этому поводу современная археологическая наука? Были проведены раскопки многих мегалитов. Рядом с ними найдены древние погребения, в некоторых дольменах — кости (немногочисленные) людей и животные, каменные и бронзовые предметы. Все это дало возможность определить возраст мегалитических сооружений. Считается, что большинству из них — 4-6 тысяч лет. Правда, есть свидетельства, что некоторые мегалиты построены 8 тысяч лет тому назад и даже раньше. Кроме того, было установлено, что отдельные племена в Индии и на тихоокеанских островах продолжали сооружать каменные здания, похожие на дольмены, еще несколько десятилетий тому назад, т.е. эта традиция существовала в некоторых изолированных районах Земли еще совсем недавно.

    Археологи считают, что мегалиты — это не что другое, как культовые сооружения: древние храмы, места жертвоприношений, ритуальных церемоний, а также гробницы вождей или жрецов. Бесспорно, какая-то часть мегалитических сооружений могла иметь именно такое назначение. Однако, все ли? Никаких надписей на мегалитических зданиях нет, изредка ученые находят на них лишь рисунки в виде выгравированных зигзагов, волнистых линий, спиралей. Молчат древние камни...

    "ГОЛОС ВЕЛИКОГО ПРЕДКА"

    Все началось с того, что какой-то английский зоолог, изучая поведение летающих мышей возле одного из британских мегалитов — Роллрайта, — засекал их полет ночами с помощью портативного приемника ультразвука (летающие мыши, как известно, ориентируются в полете с помощью ультразвукового писка). Как-то на рассвете исследователь с удивлением отметил, что ультразвук излучают не только мыши, но и камни кромлеха. Он сообщил об этом ученым из Оксфордского университета. Организовалась группа энтузиастов из физиков, радиоинженеров, химиков и геологов. Приборы и оборудование купили вскладчину и на протяжении года изучали мегалит. Результаты были впечатляющие.

    Мегалитический памятник Роллрайт (он состоит из каменного круга, дольмена и менгира) в определенные периоды времени, а точнее на восходе и заходе Солнца, излучал ультразвук заметной интенсивности! Сила этого излучения изменялась на протяжении года. Самым интенсивным и длительным оно было во время равноденствий (весной и осенью), а минимальным — в дни солнцестояний. Интенсивность излучения круга, дольмена и менгира также изменялась и не совпадала. Скажем, в определенные дни интенсивность излучения максимальная, но только у круга, а вот у менгира в тот же время — минимальная. Были проведены контрольные замеры некоторых объектов, расположенных вблизи мегалита, — тригонометрического пункта, бетонных зданий, естественных сосредоточений глыб песчаника (такого же, как тот, из которого сооружен мегалит), но ни один из них ультразвука не излучал.

    Были выдвинуты две гипотезы относительно природы этого феномена. По одной из них, ультразвуковое излучение в этом своеобразном "передатчике каменного века" возникает вследствие воздействия солнечных радиоволн на кристаллы кварца, которые содержатся в песчанике. Электрический ток, который возникает при этом, приводит к пьезоэлектрическому явлению: ультразвукового излучения. Энергия звучания каждого кристалла небольшая, но все они звучат в унисон и дают поток энергии значительной интенсивности. Как добились этого эффекта древние строители Роллрайта — неизвестно.

    Вторая гипотеза связывает ультразвуковое звучание камней с их нагреванием лучами Солнца. Возможно, считают приверженцы этой гипотезы, у камней Роллрайта звучат микротрещины поверхности или кристаллы породы, которые по-разному нагреваются. Подобное явление было известно в Древнем Египте. В начале нашей эры возле города Фивы, согласно древним текстам, находилась гранитная статуя, так называемый "поющий колос Мемнона". Во время землетрясения в ней появились трещины и воздух, нагретый лучами Солнца, выходил из этих трещин с мелодичным звуком. Жрецы говорили, что колос поздравляет небесное светило песней. Но со временем статую по приказу римского императора отремонтировали, трещины замазали цементом — и она замолкла.

    В районе Роллрайта ученые провели также измерение магнитного поля. Оказалось, что каменное кольцо кромлеха будто экранирует магнитное поле Земли и внутри кольца оно заметно слабеет. Интересно, что внутри кольца зафиксирована магнитная аномалия в виде спиральной полосы, которая делает семь оборотов и выходит за пределы кольца, постепенно расширяясь. Эта аномалия имеет явным образом искусственный характер. Ученые считают, что зодчие того времени могли зарыть внутри кромлеха магнитные минералы, расположив их в форме спирали. Кстати, на некоторых мегалитах встречаются подобные рисунки.

    Интересные результаты получены во время замеров радиоактивности в районе Роллрайта. Круглосуточные наблюдения за ней проявили ее "всплески", во время которых радиоактивность возрастала втрое, а потом снова падала до фоновой. Были высказаны предположения, что колебание радиоактивности можно объяснить пульсациями движения подземных вод, насыщенных радиоактивными элементами. Английские ученые, сообщая об этих результатах исследований, настаивают на проведении более подробных и систематических наблюдений с применением точной аппаратуры (энтузиастам-исследователям просто не хватило на это средств). Но даже полученные ими данные — сенсация. Значит, что те, кто возводил мегалиты тысячи лет тому назад, были осведомлены о явлениях, которые ныне стали объектом изучения таких современных наук, как физика твердого тела, магнетизм, акустика.

    Итак, ученым удалось еще на шаг приблизиться к разгадке мегалитов. Некоторые из них, несомненно, играли роль акустических генераторов — преобразователей солнечной энергии в звуковые колебания. В связи с этим следует привести интересное сообщение советского ученого и писателя-популяризатора О. Кондратова.

    В 1969 году он писал, что на небольшом тихоокеанском острове Малекула (в архипелаге Новые Гебриди) еще несколько десятилетий тому назад местные жители сооружали каменные дольмены, подобный тем, что их возводили во всем мире тысячелетия тому назад. Они были святынями для всех жителей острова. Считалось, что вождь тайного религиозного общества, которое существовало на острове, приходит сюда, чтобы разговаривать с духом большого предка и просить у него советов.

    А может, вождь и в самом деле чувствовал какие-то звуки ("голос великого предка"), что их генерировал дольмен? Для проверки данной гипотезы авторы этой книги вместе с доктором физико-математических наук В. Г. Писаренком провели теоретические расчеты. Мы выходили из предположения, что в основе этого явления может лежать принцип так называемой "акустической пустоты" или резонатор Гельмгольца. Физикам-акустикам известно, что любая пустота (например, пустая бутылка) имеет четко очерченную собственную частоту колебаний (определенный тон), которая зависит от размеров и геометрических параметров пустоты. Подводя к такому резонатору внешнюю энергию, можно при определенных условиях вызвать его звучание на этой частоте. Собственную частоту любой акустической пустоты можно рассчитать математически. Для таких расчетов мы взяли параметры 8 кавказских дольменов, описанных в 1978 году археологом В. Марковиным. Выяснилось, что для всех дольменов собственные резонансные длины волн лежат в пределах от 2,54 до 1,83 кГц. Иначе говоря, эти частоты находятся в пределах акустического диапазона чувствительности уха человека (он, как известно, составляет 0,1-10 кГц). Итак, первая теоретическая "прикидка" показала: параметры дольменов такие, что если бы они генерировали звуки на собственных частотах, человек мог бы услышать эти звуки.

    Значительное влияние на собственную частоту резонатора Гельмгольца оказывает и "горло" акустической пустоты. Таким "горлом" у дольменов является отверстие в их передней стенке ("лаз"). Во всех случаях диаметр этого отверстия кратный (утроенный или удвоенный) к рассчитанной собственной частоте колебаний данного дольмена.

    В конце концов, как уже было сказано, на плитах некоторых дольменов встречаются рисунки в виде волнистых или зигзагообразных линий. На одном из кавказских дольменов, который мы исследовали, ширина (шаг) одного зигзага равнялась трети диаметра его "лаза", т.е. длине резонансной волны дольмена (14 сантиметров). Таким образом, есть основания считать, что зигзагообразные линии (археологи называют их "линиями воды" или "елками") на дольменах указывают на длину резонансной акустической волны, на которую был рассчитан данный генератор звука (дольмен).

    Как же могли работать подобные генераторы? Мы считаем, что за счет преобразования солнечной энергии в звук (как и в случае Роллрайта). Согласно данным В. Марковина, подавляющее большинство кавказских дольменов ориентированы отверстием на южную, солнечную сторону. Лишь некоторые — на северную. Но эти последние были сооружены в лесистых горных ущельях, куда не попадают солнечные лучи, потому и направлены они на те склоны гор, которые в данной местности освещены Солнцем во второй половине дня.

    Понятно, что наши расчеты еще ничего не доказывают. Они лишь свидетельствуют о том, что теоретически по крайней мере часть кавказских дольменов могла быть акустическими генераторами. Нужно было бы экспериментально проверить эти расчеты, организовав изучение дольменов с помощью специальной аппаратуры.

    Из "акустической" гипотезы мегалитов вытекает еще один важный вывод, а именно: почему дольмены составлены из таких исполинских блоков. Это, прежде всего, было обусловлено теми резонансными частотами, на которые их рассчитывали (т.е. необходимо было создать акустическую пустоту определенных размеров). Кроме того, возможно, нужно было обеспечить какую-то минимальную площадь "приемника" солнечной энергии для того, чтобы получить значительный эффект действия такого генератора.

    АНТЕННЫ? ВИБРАТОРЫ? НЕИЗВЕСТНЫЕ АППАРАТЫ?

    "Культовая", "археоастрономическая" и "акустическая" гипотезы не исчерпывают всех тайн, которые скрывают мегалиты. Неожиданные закономерности в строении некоторых из них были, например, выявлены путем точных измерений и картографирования. Так, согласно данным английского ученого Дж. Вуда, в строении большинства мегалитических кругов Британских островов и Франции имеют место четкие геометрические закономерности. А именно: среди этих сооружений не так уже и много собственно кругов. Подавляющее большинство или правильные эллипсы, или приплюснутые эллипсы (сложная комбинация круга и эллипса), или так называемые "яйцеобразные фигуры", для разметки которых на местности люди, которые их сооружали, должны были выполнить сложные математические расчеты и геометрические построения. Зачем все это делалось, с какой целью — никто объяснить не может.

    Другой английский ученый, О. Том, составил точные топографические планы каменных аллей в Карнаке (провинция Бретань на севере Франции). Всего там сохранилось одиннадцать рядов менгиров длиной свыше километра каждый. О. Том определил, что ряды менгиров в средней части аллей синхронно "переламываются" под очерченным углом и постепенно сходятся (сближаются один с одним), причем это восхождение идет по сложному математическому закону, который можно описать параболической функцией! Так же закономерно изменяется и высота менгиров — от 4 метров в одном конце аллей, где они упираются в большой каменный круг яйцевидной формы, до 0,6 метра на отдаленном конце аллей. В целом аллеи Карнака похожи на какую-то сложную техническую систему наподобие лежачей антенной решетки...

    И вообще, когда знакомишься со строением многих мегалитов, возникает ассоциация с какими-то непонятными техническими приборами. Архитектор В. Циркунов в книге "Всемирная история архитектуры", описывая Стоунхендж (о нем мы расскажем в другом разделе) как храм, невольно сознается, что "техничность образа здесь преобладает над его художественностью"...

    Немецкий исследователь Р. Кутцер обратил внимание на еще одну особенность мегалитов. Сооружая их, неизвестные зодчие использовали горные породы лишь определенного состава. Наверное, материал, из которого изготовлялись менгиры и дольмены, имел для их творцов большее значение, чем расстояние, с которого эти породы приходилось везти к "строительной площадке". Не потому ли "голубые камни" Стоунхенджа везли аж за 380 км?

    Материал, из которого сооружены мегалиты, — это горные породы, которые содержат кварц (граниты, песчаники, значительно реже — песчаные известняки). Иногда, как, скажем, в мегалитической гробнице Нью-Грейндж в Ирландии, внутреннюю камеру и проход к ней, куда раз на год (в день зимнего солнцестояния) проникал солнечный луч, разукрашивали плитами из чистого жильного кварца.

    Кварц (SiО2) — один из наиболее распространенных в природе минералов. Встречаются кристаллы его полудрагоценных разновидностей — горного хрусталя, мориона, аметиста, хотя большей частью его можно увидеть в виде обычных (не ценных) серых, молочно-белых или прозрачных кристаллов и зерен. Значительно больше, чем ювелиры, ценят этот минерал инженеры и технологи. Давно известны пьезоэлектрические и пьезоакустические свойства кварца, т.е. его способность генерировать электрический ток вследствие сжимания и звуковые колебания под действием электрического тока. Пластинки из кварца применяют в радиоэлектронике как надежные стабилизаторы колебаний.

    В состав кварца входит кремний. Ныне он один из главных материалов для изготовления полупроводниковых приборов. Ученые считают, что кварц еще далеко не изучен. А может, древним были известные такие свойства кварца, которых мы еще не открыли, и именно поэтому они так с готовностью использовали при строительстве мегалитов именно те горные породи, которые содержат кварц?

    Некоторые исследователи обратили внимание на обработку и установку больших каменных столбов-менгиров. Казалось бы, их нижняя часть должна быть более широкой для большей стойкости и равновесия. Но, как показали археологические раскопки, именно подземную часть менгиров, наоборот, заостряли. Этими суженными концами менгиры вонзали в каменную насыпь, которая соединяла его с кромлехом или дольменом. На нижней, подземной части некоторых раскопанных менгиров выгравированы волнообразные ровчаки, которые отнюдь не могли быть просто украшением или декоративным орнаментом хотя бы уже потому, что их не было видно из-под земли.

    Как считает Р. Кутцер, такие менгиры могли играть роль гравитационных вибраторов в какой-то непонятной нам сложной системе, где использовалась гравитационная энергия Земли или разновидность космической энергии. Правда, исследователь ради справедливости добавляет, что эту гипотезу сегодняшними средствами науки доказать невозможно.

    Как бы там ни было на самом деле, все-таки сложные мегалитические сооружения, особенно такие, как комбинации менгиров, дольменов, каменных аллей и кромлехов — это не случайные объединения, а неизвестный единый комплекс, единая система, постичь содержание которой мы пока что не в состоянии. Дело за будущими исследованиями. А может, кто-то из юных читателей в будущем займется ими?

    БААЛЬБЕКСЬКОЕ ЧУДО

    К мегалитическим сооружениям следует отнести также и знаменитую "Баальбекскую террасу", что находится в ливанской долине Бекаа, возле подножия хребта Антиливан рядом с небольшим городом Баальбек. Перечень тайн сирийского Города Солнца — ибо именно так следует толковать греческое название Гелиополис — длинный, может, даже слишком длинный. Но главнейшая среди них — чем была знаменитейшая Баальбекская терраса, прежде чем на ней выстроили храм Юпитера?

    Что же известно об истории этого места?

    Можно считать, что Баальбек основали финикийцы, так как первое упоминание о нем содержится в ассирийской надписи от 804 г. к н.э. Потом прадавняя святыня перешла к грекам, которые появились там после победных походов Александра Македонского. Именно они переняли от бывших властителей бога этой святыни Хадада (бога Бурь) и переименовали его на Гелиоса, бога Солнца. Отсюда и название — Гелиополис.

    За греками пришли римляне, и в I столетии н.э. здесь началось строительство храмового комплекса: Большого храма Юпитера, храмов Меркурия и Венеры. Кое-кто из историков считает инициатором этого строительства императора Нерона, другие — императора Антонина Пия. В римских хрониках содержится сообщение, что во времена Августа сирийский Гелиополис получил статус колонии, а его главный бог попал в государственный Пантеон, как Юпитер Гелиополитанский. Известно, что наиболее активное строительство велось при императоре Каракалле, о чем свидетельствуют некоторые надписи в Баальбеке. Но завершить его не посчастливилось за неимением средств, политических волнений и смуты в Римской империи.

    Когда империи не стало, недостроенный комплекс храмов постепенно разрушался. Мраморные блоки и колоны разбирали для своих нужд византийцы, арабы, крестоносцы, турки, монголы, орды Тамерлана. В 1260 году город попал в руки хана Хулагу, внука Чингисхана и в нем произошли большие разрушения. А со временем султан Сулейман Кануне (1520-1566) приказал разобрать часть сооружений храмов и отвезти в Стамбул. Четыре сильных землетрясения довершили горькую судьбу древнего сооружения, и сегодня на месте когда-то величественного комплекса белокаменных храмов виднеются лишь жалкие остатки.

    Недавно в печати промелькнуло сообщение, что к процессу разрушения храмов добавили рук израильские захватчики. Во время ливанской войны они обстреливали ракетами из самолетов остатки храмового комплекса, "мотивируя" это тем, что сирийские войска расположили там свои зенитные установки.

    Но главную загадку Баальбека представляют даже не остатки римских храмов, а тот фундамент, на котором они были возведены. Именно его называют Баальбекской террасой или платформой. Терраса составлена из гигантских многотонных блоков известняка, плотно подогнанных один к одному без какого-либо цемента, т.е. по типичной "мегалитической технологией".

    Возможно, греки, римляне, византийцы еще знали, кто и для чего возвел это сооружение, но уже их преемники — арабы приписывали его создание библейскому царю Сулейману (Соломону), так как лишь он, считали они, смог принудить ленивых джины выполнить такую сверхчеловеческую работу... Но кто же соорудил эту платформу на самом деле?..

    Если подходишь к руинам Большого храма Юпитера с запада, видно, что его стены высятся на чрезвычайно массивных каменных блоках, так называемых трилитонах. Советский археолог О. Монгайт писал: "Для сооружения террасы были использованы чуть ли не наибольшие камни, которых применял человек за всю историю строительного искусства. Подогнаны гигантские блоки идеально — не только лезвие ножа, а и бритвы для бритья невозможно просунуть между ними".

    И еще одно чудо Баальбека. Кандидат геолого-минералогических наук В. И. Авинский, который побывал в Баальбеке, отмечал: "Когда едешь по шоссе, который ведет с Баальбека в Бейрут, на обочине, метров за пятьсот от акрополя, замечаешь самый больший в мире обработанный человеком камень. Он — как исполинский кристалл на неровной поверхности каменоломни. Его давнее местное название — 'Гайяр эле-логове' (Камень Юга), как утверждают здешние жители." (Надо сказать, что по другим источникам, это название переводится, как "Камень Рождающей Женщины". — Авт.)

    Зачем вытесали этот гигантский монолит? Чтобы положить в цоколь храма? Но в кладке вроде бы нет места для "Камня Юга". Он, возможно, предназначался для какого-то обелиска. Вид этого колосса ужасает. По своим размерам он превосходит даже трилитоны. Его вес свыше тысячи тонн!

    Подсчитано: чтобы сдвинуть колосс с места, потребовалось было бы одновременное усилие 40 тысяч человек! Но как разместить их в каменоломне, среди обломков породы? И волы и люди просто-таки растоптали бы друг друга, не сдвинув, а даже не шевельнув этот тучный параллелепипед'.

    Другой советский исследователь, доктор исторических наук И. В. Можейко (Известный советский писатель-фантаст Кир Булычов) уверен, что и "Камень Юга" должен был служить для строительства террасы. "Внимательный наблюдатель, — пишет он, — заметит, что в основе храма должна была лежать четвертая плита, но ее место заняли несколько плит меньшего размера". Кстати, "Камень Юга" не отделен от скальной основы, и непонятное, как вообще древние мастера собирались это делать.

    Первым историческим документом, в котором упоминается Баальбек, есть так называемое "Тель-ель-Амарнская переписка" — собрание дипломатических посланий Египта Вавилону, Сирии и другим странам Востока, который датируется XIV столетием до н.э. В те времена Египтом правил фараон-еретик Эхнатон, который превратил культ Солнца в государственную религию. В. И. Авинский делает смелое предположения: а что, если именно Эхнатон решил построить храм Солнца в Баальбеке, ведь в те времена Баальбек был египетским владением? Об этом пишет и М. Элауф, который считает, что храм не был построен, а лишь реконструирован в период покорения Сирии Египтом; жрецы восстановили храм Баала, уничтоженный землетрясением. Это утверждает и римский писатель Макробиус (V ст. н.э.). А древнегреческий историк Арриан упоминает, что святилище в Баальбеке посетил Александр Македонский, чтобы помолиться Юпитеру (Зевсу). В то время он уже объявил себя прямым потомком Юпитера. Возможно, именно он и выстроил этот храм?

    Но архитектуре давних греков и римлян не присущие исполинские формы. Наилучшие образцы эллинской архитектуры, и прежде всего Парфенон, отнюдь не давят на человека своей массивностью и могуществом. Наоборот, они подчеркивают ее величие. Своей массивностью и геометризмом форм колоссы Баальбека скорее родственны мегалитическими сооружениями древности и египетским храмам.

    Вспомним еще об оригинальной гипотезе советского ученого М. М. Агреста и швейцарского писателя Ериха фон Деникена, которые предполагают, что Баальбекская терраса связана с пребыванием на Земле в далеком прошлом представителей высокоразвитой цивилизации с другой планеты. В 1977 году, во время телевизионной дискуссии с работниками редакции еженедельника "Культура" в Варшаве, Э. Деникен высказался так: "Когда я упоминал о Баальбеке, то имел в виду лишь его террасу. Вы считаете, что ее выстроили римляне, но я в этом не уверен. Я думаю, что ее сделали значительно раньше. Нет, я не говорю, что ее выстроили космиты. Но они могли научить наших предков строить такие сооружения".

    Нет ответа и на вопрос: как изготовили, транспортировали и смонтировали неизвестные зодчие блоки террасы? В. И. Азийский рассказывает, что на вертикальной поверхности террасы видны следы непривычной обработки — концентрические ровчачки, которые расходятся в разных направлениях. Профессор Американского университета в Бейруте Акоп Калаян, который детально изучил технику обработки камня древними каменщиками, считает, что подобные следы на камне оставляет "шагоута" — инструмент, похожий на топор, но с зубцами, как у пилы. В древности им пользовались для обтесывания каменных плит в странах Средиземноморья и Закавказья, а в Ливане им пользуются и поныне. Тем не менее "шагоута" оставляет на камне коротенькие, хаотически разбросанные ровчачки длиной около 15 сантиметров. А на поверхности блоков Баальбекской террасы видны концентрические ровчачки с расстоянием 12-15 сантиметров и длиной... 150-200 сантиметров. Радиус этих ровчачков — 4 метра!

    В. И. Авинский предполагает, что, возможно, это следы механизированной обработки своеобразной обдирающей машиной, которую, может быть, приводили в действие рабы. Но мы ничего не знаем о существовании таких машин в древности.

    Примитивными ручными инструментами практически невозможно сделать равной такую поверхность каменного блока, площадь которой превышала бы два-три квадратных метра. А в случае с баальбекскими трилитонами имеем идеально плоские поверхности, площадь которых — десятки квадратных метров. Идеальная подгонка блоков свидетельствует о том, что отклонение их поверхности от плоскости не превышает долей миллиметра на квадратный метр!

    А как отделяли многотонные трилитоны от их скальной основы в карьере? Какими приспособлениями пользовались при их монтаже? Ведь эти гигантские блоки установлены с филигранной точностью — без какого-либо перекоса, не повредив поверхности блоков, не отломав пусть кусочка!

    Еще одно диво баальбекских блоков — выдолбленные квадратные гнезда вглубь на 20-30 сантиметров, которые цепочкой тянутся по всему периметру платформы. Зачем они? Если в них, предположим, вставляли зацепы при транспортировании, то почему таких отверстий нет в тяжелейших блоках-трилитонах? Ведь транспортирование последних было очень тяжелой проблемой. Относительно этих отверстий предлагались разные малоубедительные гипотезы: декоративные украшения, отверстия для факелов, урны для праха умерших... В. И. Авинский считает, что они могли служить для снятия внутренних напряжений в камнях. Читателю, наверное, приходилось видеть такую картину. Когда в большом стекле (скажем, витрине магазина) появляется трещина, опытному мастеру иногда удается спасти стекло, просверлив отверстие в конце трещины. Это отверстие будто "снимает" напряжение в стекле, и трещина дальше не распространяется. Если бы можно было заранее рассчитать места концентрации больших напряжений в стекле и просверлить там небольшие дырки, то потом такое стекло невозможно было бы разбить даже большим молотом. К сожалению, мы сделать этого еще не умеем. А те, кто строил Баальбекскую террасу, как считает В. И. Авинский, похоже, владели такими знаниями. Может, именно благодаря этому блоки не пострадали во время землетрясений, в то время как римские храмы, которые стояли на них, рассыпались на куски?

    Что касается транспортирования блоков, то инженер О. Коломийчук доказывает расчетами, что для этого нужны были одновременные усилия 60 тысяч человек. По аналогии к перевозке Александрийской колонны, которая высится на Дворцовой площади в Ленинграде, историк В. Якобсон считает, что с помощью рычагов, канатов и полиспастов это могли сделать всего лишь 2000 человек (остается "пустячок": доказать, что у строителей террасы были все эти приспособления). Очень интересную гипотезу выдвинул художник-конструктор из Запорожья А. Корнеев. Он предположил, что они могли пользоваться катками-эксцентриками и несложными транспортными устройствами наподобие "многоножек". Тогда 100 человек смогли бы без особых трудностей транспортировать 500-тонный блок. Существует еще много разнообразнейших гипотез, но все они слишком уже умозрительные, чтобы детально останавливаться на них. Скажем лишь, что в наше время, в конце XX столетия, еще не существует такого подъемно-транспортного средства, с помощью которого можно было бы поднять, перевезти и точно установить трилитоны, тем паче — "Камень Юга".

    И, в конце концов, последний вопрос, на который также нет ответа: ради чего сооружена терраса? Ясно, что не для римских храмов, так как не нужна им была такая циклопическая основа: запас прочности в ней намного больше, чем достаточно.

    Чтобы наука смогла дать ответы на все поставленные вопросы, нужны новые и новые исторические и археологические данные, деловая и тщательная инженерная экспертиза технологии древних зодчих, необходимо, наконец, выяснить, как мастера, архитекторы и строители могли выполнить работу, которая требует незаурядных знаний и таких огромных усилий.

    ОТГОЛОСОК ГИПОГЕУМА

    До сих пор мы рассказывали об, так сказать, "наземных" мегалитах. Но пришло время перейти к не менее странным "подземным" зданиям, которые ничем не уступают им.

    Интереснейшая из загадочных мегалитических сооружений седой древности на Мальте находится на юго-восток от Валетты, в Сафлиени, близ небольшого города Паола. Это Тарксиен, или Хал Сафлиени Гипогеум ("гипогеум" — с греческого "подземное помещение". В специальной литературе этим термином пользуются для определения подземных сводчатых помещений в погребениях или культовых помещений).

    Дом, сквозь который можно попасть в подземные помещения, отличается от других на той же улице своими массивными воротами: четыре прямоугольные колоны, на которые опираются тяжелые каменные балки. Под домом — три этажа подземных залов.

    Особенно выделяется средний этаж. Пещерные переходы и коридоры ответвляются от большого зала, превращаясь на ниши и маленькие камеры (в двух из них разрисованные потолки), которые будто построены по определенному плану. Ниши и столбы, на которые опирается свод зала, безупречно обработаны: четкие линии, острые ровные ребра на огромных каменных плитах. Выступления колонн, ниши и соединения представляют собой шедевр мастерства. Без швов высятся над каменным полом монолиты, образовывая ниши, и выполнены они из того же камня, что и пол. Будто "поперечные балки" в точно рассчитанной статической конструкции, на них опираются другие монолиты, соединенные, в свою очередь, с себе подобными.

    Удивительна и акустика большого зала среднего этажа.

    "Я и раньше читал о необыкновенной акустике этих помещений, — отмечает Эрих фон Деникен, — но как-то не верилось, что шепотом произнесенные слова могут звучать здесь громко, тем не менее сила их звучания в самом деле возрастала. Гид взял меня за руку и подвел до одной из ниш. Там он тихонько, растягивая громкие звуки, прошептал в эллипс, выдолбленный в камне: 'О-о-ох-ха!' и 'У-у-ух-хи-и-и!' И, будто с помощью усилителей дискотеки, слова эти загрохотали по залу, эхом отразились от стен."

    Попробовал это сделать и я — тот же самый эффект. Когда я снижал голос к баритону, из всех уголков вибрировал отголосок. Я заметил, что этот эффект сильнее в определенном месте эллипса. Можно предположить, что где-то сзади "разговорной раковины" в скале есть пустота, которая подобно резонатору действует как усилитель; но разветвление таких пустот, которые проводят звуки и возвращают их назад в помещение, увидеть, конечно же, нельзя'.

    В полу среднего зала — несколько отверстий, закрытых каменными плитами. Говорят, что при раскопках в нижнем этаже именно под этими отверстиями были найдены сотни скелетов людей и животных. Кто знает, не приносили ли их в жертву те, кто выстроил гипогеум или пользовался им? А может, каменные плиты в полу среднего этажа когда-то оборачивались вокруг оси и представляли собой смертельную ловушку для тех, кто намеревался пограбить гипогеум? Ведь с подобными конструкциями ловушек для грабителей историки и археологи встретились, исследуя египетские пирамиды.

    Средний этаж расположено на одиннадцать метров ниже уровня улицы, нижний — еще на полтора метра глубже (собственно, это уже даже не настоящий этаж, а что-то наподобие погреба, куда ведут семиступенчатые лестницы). Археологи считают, что верхний этаж был сделан путем расширения и выравнивания естественных углублений в скале, в то время, как в главном зале и боковых помещениях среднего этажа имеем дело с шедевром мегалитического строительства.

    Интересно вот что. Всем известно, что, когда в помещении много людей, температура воздуха в нем повышается. Тем временем, независимо от того, сколько бы народа не находится в гипогеуме, температура остается почти постоянной. Это могло бы свидетельствовать о наличии какой-то неведомой системы отвода тепла или вентиляции.

    Снова возникает вопрос: чем было сделано это величественное сооружение? Кремневыми молотками, как предполагают археологи? Но для этого нужно огромное количество кремня, которого на острове нет и не было. О возможности завозки его не стоит и говорить...

    И еще. Все свидетельствует о том, что гипогеум был сделан по единому плану, все три этажа сразу. Поэтому, назначение сооружения, последовательность работ должны были быть определены заранее, а работу старательных каменщиков кто-то должен был координировать. Значит, можно логически говорить о "главном архитекторе" каменного века, который разработал проект и которому пришла в голову смелая идея относительно конструкции каменного свода, так как чего-то подобного вообще не существовало. Откуда почерпнул он необходимые знания о статике сооружений, чтобы разработать план трехэтажного каменного здания? Какие "лекала" давал он каменщикам для изготовления ровных и выгнутых монолитов? Ведь эти монолиты должны были выдерживать не только собственный вес, а и верхние этажи. А еще же надо было заботиться о соответствующих акустических эффектах и обеспечить вентиляцию для отвода тепла. Это еще раз убеждает, что "главный архитектор" должен был четко представлять себе все сооружение, так как никакие более поздний исправления в камне невозможны...









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх