|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Глава IVКАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Война 1941—1945 гг. потребовала от тыла обеспечить военное снабжение в таких нарастающих объемах, которые не могли быть предусмотрены и обеспечены никакими довоенными запасами. В то же время созданная за годы мирного строительства промышленность даже при самом напряженном режиме работы без систематического увеличения ее производственных мощностей была не в состоянии удовлетворить растущие потребности Советских Вооруженных Сил. Поэтому капитальное строительство в годы войны преследовало в первую очередь военные цели: всемерное увеличение военного производства путем восстановления в кратчайший срок эвакуированных на восток предприятий и быстрого развития прежде всего таких отраслей военной индустрии, как самолетостроение, танкостроение, военное судостроение, производство вооружения, боеприпасов и т.п. Только такой путь давал возможность обеспечить систематическое восполнение боевых средств, которые в огромных масштабах расходовались в ходе военных действий. Непрерывное наращивание производственных мощностей в важнейших отраслях военной промышленности требовало одновременного развития строительства во всех смежных с ними отраслях народного хозяйства, и прежде всего в ведущих отраслях промышленности — черной и цветной металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, машиностроении. Одной из центральных проблем военной экономики являлось воспроизводство поглощаемых войной материальных ресурсов. Требовалось производить столько материалов, чтобы полностью обеспечить огромные потребности в них фронта и при этом создать надежные материально-производственные возможности для возмещения потерь, а также для восстановления и послевоенного развития народного хозяйства страны. Успешно решить эту проблему можно было, только систематически обновляя и увеличивая основные средства промышленности с учетом военных особенностей, когда основные средства подвержены особо интенсивному износу и разрушению. Судьба страны зависела от темпов развития военной индустрии. Для успешного отражения грозной опасности, нависшей над страной в первый период войны, было необходимо в минимальные сроки обеспечить превосходство над сильным и коварным агрессором в уровне военного производства. Поэтому основное внимание при осуществлении военно-промышленного строительства в период Отечественной войны направлялось на: быстрейшее восстановление промышленных предприятий, перебазированных из прифронтовых и угрожаемых районов в безопасные тыловые районы; реконструкцию в предельно сжатые сроки старых и форсированное строительство новых военных и других предприятий, способных производить новейшую боевую технику в размерах, удовлетворяющих нужды фронта; строительство быстрыми темпами топливно-энергетических, металлургических и машиностроительных предприятий, а также предприятий, производящих сырье, материалы и изделия, необходимые для победы над врагом; выполнение неотложных заданий по транспортному строительству для обеспечения военных перевозок; восстановление хозяйства в районах, освобожденных от фашистской оккупации. К строительным работам широко привлекались располагающие крепкой технической базой военно-строительные организации, а также рабочие, инженеры и служащие эвакуированных на восток предприятий. Успешному выполнению планов строительства содействовали местные партийные и советские органы. Военно-промышленное строительство, естественно, должно было существенно изменить довоенные пропорции в развитии отраслей народного хозяйства и создать новые пропорции, которые соответствовали бы потребностям военной экономики. Важное значение имело устранение возникающих в ходе войны разрывов между растущей мощью военной промышленности и мощностью ее металлургической, энергетической и сырьевой баз. Для успешного решения проблемы воспроизводства основных фондов промышленности требовалось осуществить и такие капитальные работы, как строительство капитальных инженерно-оборонительных сооружений в прифронтовой полосе, возведение защитных и оборонительных укрытий и убежищ, ограждающих промышленные центры от воздушных нападений, а также капитально-восстановительные работы, возникшие в связи с необходимостью восстановления пострадавших важных объектов и возрождения хозяйства в освобожденных от оккупации районах. Главным содержанием капитального строительства в годы Отечественной войны являлось новое промышленное строительство и расширенное воспроизводство основных фондов промышленности в ходе войны. Даже в самый тяжелый период войны вопросам строительства уделялось большое внимание. Принятый 16 августа 1941 г. Военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии не только определял масштабы и направления эвакуации промышленных предприятий, но и предусматривал значительное расширение топливно-энергетической и металлургической баз в восточных районах путем форсированного строительства новых, реконструкции и расширения действующих предприятий. Этот план намечал сосредоточение капиталовложений, материалов, оборудования и трудовых ресурсов на важнейших ударных стройках. Наркоматы обязывались форсировать сооружение оборонных строек и важнейших предприятий тяжелой индустрии в тыловых районах — в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири. Перестройка всего народного хозяйства в начальный период войны, потребовавшая максимальной концентрации средств, строительных материалов и оборудования на важнейших военно-промышленных объектах, вызвала необходимость консервации строительства целого ряда объектов, начатых до войны, в том числе и некоторых весьма крупных. Высвободившиеся в связи с консервацией этих объектов средства, техника и материалы в значительной степени были переключены на осуществление программы первоочередного военно-промышленного строительства. Великая Отечественная война выдвинула особый вид капитальных работ — восстановление эвакуированного оборудования в восточных районах и восстановительные работы в районах, освобожденных от фашистских захватчиков. Отличительной чертой капитальных работ, связанных с восстановлением эвакуированного оборудования, являлось проведение больших работ по демонтажу оборудования, связанных с его упаковкой, погрузкой и транспортировкой, а также с размещением эвакуированных предприятий на новых местах. Характерно, что непосредственно капитальные работы сводились главным образом к приспособлению существующих зданий и промышленных сооружений к работе эвакуированных предприятий. Важнейшее значение придавалось новому промышленному строительству в восточных районах при одновременном увеличении масштабов капитальных работ по возрождению промышленности в районах, освобождаемых Красной Армией от немецко-фашистской оккупации. Строительство широко развернулось глубокой осенью 1941 г. и было направлено на быстрейшее восполнение потерь из-за эвакуации предприятий в восточные районы страны. Строительство интенсивно осуществлялось во всех отраслях народного хозяйства СССР, причем наибольший удельный вес занимало капитальное строительство в промышленности. Уже во втором полугодии 1941 г. во все отрасли народного хозяйства было вложено 1,9 млрд. руб., что составляло 41% всех капиталовложений по СССР за 1940 г., и в 1942 г. — около 2,5 млрд. руб. На сравнимой территории в 1942 г. было произведено больше строительных работ, чем в 1941 г., в том числе в восточных районах — на 35%. Удельный вес капиталовложений в ведущие отрасли тяжелой индустрии, включая топливно-энергетическую, металлургическую, машиностроительную и военную промышленность, а также транспорт достиг в 1942 г. 73% общего объема капиталовложений в промышленность против 61% объема капиталовложений 1940 г. В 1942 г. около 60% общего объема капитальных работ приходилось на строительство объектов на Урале, в Поволжье, Сибири, Казахстане и Средней Азии против 25—27% в предвоенные годы. Например, доля Сибири в общесоюзном объеме капиталовложений повысилась с 7% в 1940 г. до 18% в 1942 г.1 В 1942 г. в промышленности СССР насчитывалось 10 315 новостроек. Уже в середине 1942 г. на востоке страны было пущено 1200 крупных эвакуированных предприятий, в том числе 245 машиностроительных, 54 металлургических, 47 заводов химической и резиновой промышленности. Кроме того, вступили в эксплуатацию вновь построенные 850 заводов, цехов, шахт, электростанций, доменных и мартеновских печей, прокатных станов2. С огромным размахом велось капитальное строительство на Урале. Успешному развертыванию строительства благоприятствовали наличие к началу войны большого числа крупных, оснащенных первоклассной строительной техникой строительных организаций, а также эвакуация в районы Урала значительного количества строительной техники. Все это дало возможность укрепить материально-техническую базу строительных организаций и повысить их механовооруженность. Кадры строителей пополнялись за счет эвакуированных квалифицированных строительных рабочих и инженерно-технических работников. Кроме того, местные партийные и советские органы провели крупные мероприятия по мобилизации для работы на стройках трудоспособного населения, не занятого в общественном производстве. Главное внимание сосредоточивалось на строительстве объектов военной промышленности и тех смежных отраслей, которые обеспечивали производство военной продукции. В первую очередь наращивались мощности черной металлургии, топливной промышленности, электростанций. Большую роль в ускорении строительства, ввода в действие и освоения агрегатов играло строительство новых доменных и мартеновских печей не только на новых заводах, но и на действующих, что позволило значительно ускорить и удешевить строительство за счет использования наличных подъездных путей, энергетических коммуникаций и оборудования. Строительство и ввод в действие новых мощностей черной металлургии были признаны первоочередной и ударной задачей, имеющей исключительное значение для военной промышленности и всего народного хозяйства. Увеличение производственных мощностей черной металлургии осуществлялось путем ввода в эксплуатацию новых заводов, перестройки и расширения действующих предприятий за счет строительства новых цехов, модернизации имеющегося и установки эвакуированного оборудования на свободных производственных площадях, а также в помещениях фабрик и заводов, занятых выпуском гражданской продукции. На этих предприятиях временно прекращалось или сокращалось производство продукции, поскольку она не имела прямого военного назначения. Эвакуированное оборудование было основным источником увеличения производственных мощностей металлургической промышленности. Быстрое перебазирование эвакуированного оборудования и высокий уровень организации строительных и монтажных работ на новых местах обеспечивали в сжатый срок — в ряде случаев спустя два-три месяца после начала войны — ввод в действие таких важнейших для нужд войны производств, как бронепрокатное и трубоволочильное, холодная прокатка ленты и многие другие. Производство военной техники базировалось главным образом на применении высококачественного металла. Между тем к началу войны в стране, и особенно в восточных районах, электрометаллургия имела недостаточные мощности. Поэтому от строителей потребовались большие усилия по форсированию строительства предприятий качественной металлургии, и прежде всего листопрокатных станов для производства брони и другой листовой стали. Мощности листопрокатного производства увеличились по сравнению с довоенными во много раз и полностью отвечали потребностям военной промышленности. Большие строительные работы обеспечили наращивание мощностей в производстве труб, а также в метизной промышленности. Благодаря выполнению огромной строительной программы на востоке страны вступило в строй много домен, электросталеплавильных печей, прокатных станов, коксовых батарей. Война крайне обострила проблему снабжения народного хозяйства топливом. Спасти положение могло быстрое наращивание мощностей топливной промышленности. Несмотря на большие трудности, были обеспечены высокие темпы капитального строительства в угольной промышленности. В короткий срок были введены в эксплуатацию новые угольные шахты на Урале, в Сибири, Казахстане. Строительство новых крупных шахт с целью ускорения их ввода в действие проводилось в две очереди: первая очередь предусматривала ускоренный ввод 30—60% мощности в упрощенном порядке, вторая — остальной мощности в период последующей эксплуатации и достройки всех объектов. Но не следует рассматривать строительство шахт в военное время только как допущение сплошного упрощения. В годы войны как восстановление, так и новое строительство шахт сопровождалось большими реконструктивными процессами. Так, широко внедрялись новые системы проходки, механизировались отдельные виды горных работ, что способствовало росту производительности труда шахтеров и рабочих на очистных и подготовительных операциях. Строительство новых шахт позволило использовать богатейшие топливные ресурсы Кузнецкого бассейна, Караганды, Печорского угольного бассейна. Большим достижением военного периода стал ввод в эксплуатацию крупнейшего Карагандинского угольного разреза. В это время ни одна страна в мире не достигла такого высокого прироста открытой угледобычи, как СССР. Открытым способом в нашей стране добывалось до 1,5 млн. т угля в год. В нефтяной промышленности капитальное строительство было направлено на всемерное увеличение добычи и переработки нефти и проведение в короткие сроки восстановительных работ в нефтяных районах, пострадавших от военных действий. Для быстрейшего расширения мощности нефтяной промышленности все основные материально-технические средства, а также наиболее квалифицированные кадры — геологи, бурильщики, строители — концентрировались в первую очередь в тех районах, где с минимальными затратами можно было достигнуть быстрого роста добычи нефти, например в 1942—1943 гг. в районе Куйбышевнефти. В 1943 г. большие строительные работы проводились по восстановлению нефтеперерабатывающих заводов Грозного, добычи нефти в Майкопе, а также по развитию добычи нефти в Махачкале и в Средней Азии. В результате ввода в строй новых и расширения ранее построенных нефтепромыслов были произведены буровые работы в объеме многих тысяч метров, что позволило резко увеличить фонд нефтескважин. За годы войны было сооружено несколько нефтепроводов, имевших огромное военно-хозяйственное значение, вступили в строй новые крупные заводы по первичной переработке нефти и крекированию сырья. Мощные промышленные центры нефтепереработки были созданы в Поволжье и на Урале. Большие работы были осуществлены по строительству нефтетрубопроводов. Дальневосточные строители в сложных условиях за один год вместо трех лет по первоначальному проекту проложили трубопровод протяженностью 387 км с значительной годовой пропускной способностью. Этот трубопровод связал промыслы Сахалина с нефтеперерабатывающей промышленностью Хабаровска, а также Комсомольска-на-Амуре, где к тому времени был введен в строй нефтеперегонный завод с годовой производительностью 500 тыс. т. В период войны успешно осуществлялась большая и важная строительная программа по обеспечению промышленности электроэнергией. Только в 1942 г. объем средств, вложенных в строительство электростанций на Урале, увеличился по сравнению с 1940 г. в 2 раза. В энергостроительстве на Урале были достигнуты крупные успехи: произведен монтаж генератора мощностью 100 тыс. кВт, введены в эксплуатацию прямоточные котлы, освоены методы скоростного строительства и сборки зданий из крупноблочных элементов, сокращены сроки монтажа турбин и котлов до 47 дней вместо шести месяцев и т.д. За время войны на Урале завершилось строительство двух крупных электростанций — Челябинской и Красногорской ТЭЦ мощностью по 250 тыс. кВт. Суммарная мощность этих двух станций была почти эквивалентна мощности всех довоенных уральских электростанций. За годы войны вступили в действие Омская ТЭЦ, Кизеловская, Карагандинская и Саратовская ГРЭС. Строительство электростанций, а также меры по улучшению использования существующих мощностей позволили значительно поднять выработку электроэнергии по сравнению с 1941 г. Наряду с перебазированием электростанций из зоны военных действий и строительством новых электростанций большие капитальные работы велись по расширению собственной энергетической базы промышленных предприятий, что заметно смягчило имевшийся дефицит в электроснабжении промышленности. В военное время были достигнуты большие успехи в строительстве предприятий машиностроения. В связи с переводом заводов на выпуск военной продукции сократилось производство гражданского машиностроения. Между тем развертывание строительства предприятий черной металлургии, топливной промышленности, электростанций, необходимость восстановления промышленности в освобожденных районах неотложно требовали быстрейшего восстановления и развития производства отдельных видов оборудования, в первую очередь металлургического, горношахтного, энергетического. Поэтому остро стояла задача создать новые производственные мощности для обеспечения народного хозяйства оборудованием. Эта задача решалась за счет быстрейшего ввода в эксплуатацию в восточных районах страны эвакуированного оборудования машиностроительных заводов из временно оккупированных врагом районов и создания на Урале и в других восточных районах мощной машиностроительной базы. Одновременно было начато строительство новых тракторных, станкостроительных и инструментальных заводов, предприятий сельскохозяйственного и энергетического машиностроения. Очень важно, что еще в начале войны партия и правительство проявили заботу об оснащении сельского хозяйства важнейшей сельскохозяйственной техникой. Так, в ноябре 1941 г. было принято решение о строительстве на базе эвакуированного оборудования Харьковского тракторного завода крупного тракторного завода в небольшом районном городке Алтайского края Рубцовске. Несмотря на огромные трудности, строительство завода было закончено в январе 1944 г. В годы войны были построены и начали выпускать продукцию: на Урале — автомобильный и турбомоторный заводы, на Урале, в Западной Сибири и Поволжье — шарикоподшипниковые заводы, на Урале и в Сибири — предприятия угольного машиностроения. В Новосибирске начал действовать завод тяжелых станков, в Барнауле — котельный завод и текстильный комбинат, в Красноярске — новые корпуса «Сибтяжмаша» и комбайнового завода, в Сызрани — завод тяжелого машиностроения и т.п. В Узбекской ССР были введены в действие заводы «Ростсельмаш», «Красный Аксай», Сумский завод насосно-компрессорного оборудования, Днепропетровский вагоноремонтный, московские заводы «Электрокабель», «Подъемник», машиностроительный завод Наркомата путей сообщения и другие крупные предприятия. В сжатый срок был восстановлен прибывший в Киргизию в октябре 1941 г. Бердянский завод сельскохозяйственного машиностроения. Срок пуска этого завода был установлен в феврале 1942 г., но уже в ноябре 1941 г. было сдано в эксплуатацию семь цехов, выпускавших военную продукцию. В восточных районах форсированными темпами велось строительство предприятий военной и химической промышленности. Значительные строительные работы осуществлялись в легкой и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в коммунальном хозяйстве и в других отраслях, призванных удовлетворять общехозяйственные нужды. Возросли масштабы жилищного строительства. Даже в наиболее тяжелый для страны период (второе полугодие 1941 и 1942 г.) было сдано в эксплуатацию 8,6 млн. кв. м жилой площади, что составляло более 71% жилой площади, введенной в 1940 г. В 1943 г. было введено 10,5 млн. кв. м жилой площади. В каждый из следующих двух лет войны ввод в действие жилья превысил довоенный уровень и составил в 1944 г. 15,7 млн. кв. м, в 1945 г. — 15 млн. кв. м против 12,1 млн. кв. м в 1940 г.3 В районах базирования эвакуированных предприятий было быстро построено большое количество коммунальных объектов, детских учреждений, больниц, поликлиник, профилакториев, школ и ряд культурно-просветительных учреждений. Масштабы строительных работ в ходе войны неуклонно возрастали. Несмотря на колоссальные потери и трудности, связанные с условиями военного времени, военное хозяйство СССР неуклонно развивалось. Общий объем капиталовложений увеличился с 2,5 млрд. руб. в 1943 г. до 3,4 млрд. руб. в 1944 г. и 4,2 млрд. руб. в 1945 г. Основной объем нового строительства во втором полугодии 1941—1943 гг. приходился на Урал, Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. В последние годы войны в связи с увеличением капитальных вложений в хозяйство освобожденных от врага районов удельный вес капиталовложений в восточные районы стал уменьшаться. В хозяйство Урала и Западной Сибири в 1944 г. было направлено 22,1% капиталовложений вместо 39,5% в 1943 г. В течение четырех лет войны на восстановление в восточных районах эвакуированных заводов и новое строительство ежегодно направлялось на 23% больше централизованных капиталовложений, чем вкладывалось в их хозяйство в предвоенные годы. Но поскольку основной производственный аппарат использовался для производства военной продукции, оно возросло в несколько раз больше, чем капитальные вложения в новое строительство. За годы войны большие изменения произошли в территориальном размещении капитальных вложений. Например, в районах Урала и Западной Сибири объем капитальных вложений возрос в 1943 г. по сравнению с 1940 г. в 3 раза, в Средней Азии и Казахстане — в 2 раза, а в южных районах сократился более чем в 5 раз4. Наиболее значительное капитальное строительство велось на Урале. За военный период в хозяйство этого района было вложено в 1,8 раза больше средств, чем за три с половиной года третьей пятилетки. Ввод в действие мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и энергетике превысил мощности, введенные в действие по этим отраслям в мирное время. На Урале в годы войны наряду с расширением созданной в годы мирного строительства мощной базы черной и цветной металлургии, химической промышленности и машиностроения возник целый ряд новых отраслей промышленности. За годы войны в тыловых районах было построено 3,5 тыс. крупных промышленных предприятий, из них 2250 — в 1943—1945 гг., и в районах, освобожденных от оккупации, восстановлено 7,5 тыс. предприятий. За военный период (1941 — 1945 гг.) труженики советского тыла заново построили и восстановили 30 доменных и 169 мартеновских печей, 73 электропечи, 88 прокатных станов, 78 коксовых батарей, большое количество угольных шахт общей мощностью 111,3 млн. т угля в год, электростанций общей мощностью 4,7 млн. кВт, 8 сахарных, 10 маслобойных, 8 консервных, 28 спиртовых и 9 мыловаренных заводов, 15 табачных и 15 кондитерских фабрик, а также построили новые железнодорожные линии протяженностью свыше 9 тыс. км и восстановили более 52 тыс. км пути5. За время войны возникли новые мощные промышленные очаги металлургии, топлива, энергетики и машиностроения в восточных районах страны, были построены десятки новых первоклассных авиационных, танковых, артиллерийских, военно-химических и иных заводов военной индустрии, тысячи новых цехов и агрегатов на действующих предприятиях. Характерно, что прирост производственных мощностей, достигнутый уже в первый, наиболее тяжелый период Отечественной войны, несмотря на некоторое снижение общего объема капиталовложений в промышленность, превысил среднегодовые показатели роста производственных мощностей в промышленности мирного времени. Так, например, стоимость заново установленного оборудования уже в 1942 г. на 3% превысила уровень 1940 г. Такой размах строительных и восстановительных работ но плечу только социалистической стране с высоким уровнем развития производительных сил, с огромными ресурсами гидроэнергии, нефти, угля, железной руды, цветных металлов, других видов минерального и всех видов сельскохозяйственного сырья. Военная обстановка внесла много нового в организацию строительных работ. Особую остроту приобрели вопросы темпов строительства, его удешевления, а также экономии дефицитных строительных материалов. Ускорение темпов строительства имело исключительно важное значение для быстрого создания новых производственных мощностей и выпуска необходимой фронту продукции. От этого во многом зависело достижение превосходства над противником в боевой технике. Правительство придавало решающее значение значительному ускорению темпов строительства и 11 сентября 1941 г. приняло специальное постановление о массовом внедрении упрощенных методов строительства и проектирования в условиях военного времени. В постановлении указывалось на необходимость коренным образом пересмотреть старые технические нормы и решительно отказаться от излишеств в расходовании материалов, заложенных в расчетах. Строительным и проектным организациям было предложено детально и критически пересмотреть все проекты и сметы с целью сокращения затрат на создание резервов производственных площадей и оборудования. В этом отношении уже был приобретен некоторый опыт при размещении эвакуированных предприятий на производственных площадях, вдвое и втрое меньших, чем они занимали в довоенное время на старом месте. Практика показала, что довоенные проекты предусматривали завышенные габариты производственных зданий, ничем не оправданные огромные площади остекления, излишние, проектируемые в порядке «перестраховки» запасы и резервы прочности и долговечности. Проекты подчас игнорировали возможности кооперации с соседними предприятиями, и в частности в водоснабжении, электрохозяйстве. Эти недостатки мешали эффективному использованию капитальных вложений, а их устранение открывало широкий простор для скоростных методов строительства. Строительные организации и промышленные наркоматы провели большую работу по коренному пересмотру схем и конструкций, применяемых в промышленном строительстве, с тем чтобы максимально сократить его сроки и ускорить ввод в действие новых предприятий с минимальной затратой материалов и труда. Пересмотр технических решений дал возможность выявить и устранить без задержки строительства большие излишества, допущенные в проектах. Пересмотр только 57 технических проектов на строительство производственных объектов дал возможность исключить из них излишний объем работ и материалов и получить экономию в размере 160 млн. руб. В короткий срок были разработаны также практические рекомендации по проектированию и устройству всех основных видов сооружений и элементов конструкций: по деревянным, железобетонным и стальным конструкциям, основаниям и фундаментам, водопроводу и канализации, отоплению и вентиляции, сооружениям железнодорожного и автогужевого транспорта и т.д. Пересмотр с учетом этих рекомендаций 27 проектов строек Наркомстроя позволил сократить объем капитальных работ на сумму свыше 250 млн. руб. Большой экономический эффект дал, например, пересмотр проектно-сметной документации по строительству одного из мартеновских цехов: расход стали был определен в 5,2 тыс. т вместо ранее запроектированного расхода в 8,7 тыс. т, а железобетона — в 9,8 тыс. куб. м вместо 14 тыс. куб. м. В результате каждого пересмотра технической документации достигались существенная экономия материалов, трудовых затрат и денежных средств, а главное, ускорение строительства и ввода в эксплуатацию объектов. Существенные изменения были внесены и в проектирование. Вместо существовавшего до войны многостадийного проектирования: проектное задание — генеральный план — технический проект — рабочие чертежи — было введено двухстадийное проектирование: проектное задание — рабочие чертежи, что значительно ускорило процесс проектирования. Проектные работы стали выполнять, как правило, непосредственно на стройплощадках. Сюда выезжали бригады проектировщиков и на месте составляли проекты строительства. В новых проектах предусматривались внедрение упрощенных конструкций, экономия металла и строительных материалов. С учетом первого опыта строительства в районах Урала и Сибири были созданы новые схемы промышленных зданий и сооружений, а также отдельных конструкций, предусматривавшие уменьшение расхода строительных и замену дефицитных материалов. Наркомстрой утвердил типовые схемы одноэтажных зданий для массового промышленного строительства, а также ряд нормативов по проектированию и устройству всех основных видов сооружений и элементов конструкций. Взамен довоенных типов многопролетных производственных зданий внедрялись новые типы более экономичных зданий шириной не более 48—60 м, преимущественно без фонарей, с наружными водостоками и естественным проветриванием. Такие здания строились в 2—3 раза быстрее. Новые нормы проектирования и строительства предусматривали в тех случаях, когда это было технически обосновано, понижение коэффициента запаса прочности в некоторых несущих конструкциях в соответствии с физико-механическими свойствами материалов; широкое применение облегченных деревянных конструкций вместо металлических, что снизило расход древесины в деревянных конструкциях на 10% и стали в металлических конструкциях на 10—15%; уменьшение объемов и стоимости фундаментов, что достигалось выполнением их из дерева, бута, кирпича и бутобетона; резкое сокращение размеров обслуживающих помещений при цехах за счет расположения цеховых контор преимущественно в цехах без увеличения их площади; применение паровоздушных и огневоздушных калориферов вместо прежних систем отопления с ребристыми и гладкими трубами, объединение производственного и противопожарного водопровода и т.п., что позволило резко уменьшить расход труб, вентиляционного оборудования, санитарных приборов и другой арматуры. В результате пересмотра довоенных нормативов на строительство сооружений внутризаводского железнодорожного и автогужевого транспорта и подъездных путей стоимость этих работ снизилась почти на одну треть. Пересмотр довоенных проектов с целью сокращения затрат, упрощение проектирования нового военно-промышленного строительства, устранение излишеств в расходовании строительных материалов явились лишь началом большой последующей работы по повышению экономической эффективности капитальных вложений. Для ускорения ввода в действие производственных мощностей осуществлялись важные меры по внедрению стандартизации строительства, механизации наиболее трудоемких процессов, предварительной сборки строительных узлов; по применению новых строительных материалов, изготовленных на базе не дефицитного местного сырья; по дальнейшему совершенствованию методов организации строительно-монтажных работ; по изысканию новых эффективных технических решений, способствующих удешевлению строительства и сокращению сроков строительных работ. В годы войны широкое распространение получили скоростные методы строительства, как один из важнейших резервов увеличения военной мощи государства. В совершенствовании скоростного строительства основной упор был сделан на повышение уровня проектной и технологической подготовки строительных работ и развитие строительной техники, обеспечивавшей новые приемы и способы организации работ. Используя все лучшее из опыта строительства, проектировщики и строители находили новые конструктивные решения для ускорения строительных работ. Важным фактором ускорения строительства явился скоростной совмещенный график строительно-монтажных работ. Если до войны все строительные операции выполнялись в технологической последовательности, то в годы войны строительные и монтажные работы велись одновременно. Например, одновременно производились работы по сборке фундаментов, заготовке и кладке стеновых материалов, устройству перекрытий, монтажу оборудования и кровли зданий. Скоростной совмещенный график явился прогрессивным начинанием в строительстве. Опыт показал, что отказ от традиций очередности и последовательности в выполнении капитальных работ целиком себя оправдал и обеспечил скоростной ввод в эксплуатацию новостроек. Крупным шагом вперед в деле внедрения индустриальных методов в строительство стало и успешное освоение на многих скоростных стройках опыта заводских предприятий по внедрению поточных методов производства. В период войны скоростные методы строительства использовались почти во всех отраслях народного хозяйства. Так, в черной металлургии скоростными методами строились не только простые, но и самые крупные сооружения, что обеспечивало быстрое наращивание производственных мощностей. Например, в начале войны на Новотагильском и Магнитогорском комбинатах за два с половиной месяца были построены здания для прокатных станов площадью несколько тысяч квадратных метров каждое. За шесть месяцев были построены и введены в эксплуатацию две крупнейшие доменные печи Магнитогорского комбината, а за семь месяцев — крупная доменная печь Чусовского завода. Показательно, что до войны на сооружение каждой такой доменной печи затрачивалось два-три года. Так, доменная печь на «Азовстали» объемом 1300 куб. м строилась в мирное время два года четыре месяца. На Магнитогорском комбинате коксовая батарея была построена поточно-скоростным методом в 3 раза быстрее, чем строились аналогичные батареи до войны. В мирное время прокатный стан «450» был построен на Макеевском заводе за один год восемь месяцев, а в годы войны подобный стаи на Кузнецком заводе построили за пять месяцев6. Главную роль в ускорении темпов промышленного строительства сыграли хорошо разработанные графики строительных работ и строго последовательное их выполнение, заранее продуманная и образцово проведенная подготовительная работа, полное материальное обеспечение, рациональное использование мощности строительных организаций, смелое внедрение новаторских методов в строительном деле применительно к местным условиям и особенностям, а также трудовой героизм строительных рабочих, инженеров и техников. В 1942 г. была построена и сдана в эксплуатацию первая очередь Челябинского трубопрокатного завода: главный корпус длиной 300 м и комплекс производственных зданий и коммуникаций общей протяженностью более 40 км. В отличие от традиционного порядка работ сначала выполнялись работы по строительству подземных коммуникаций, полов, фундаментов под оборудование и колонн, после чего постройку здания и монтаж оборудования производили одновременно, что позволило сократить сроки строительства до четырех с половиной месяцев. Скоростным методом строились многие угольные шахты. До войны в Кизеловском бассейне шахты одной и той же мощности строились 2—2,5 года, а во время войны — 12—14 месяцев. Скоростные методы особенно широко применялись в военной промышленности. На заводах, производящих боеприпасы, за 20—30 дней отстраивались большие цехи. На одном крупном уральском танковом заводе в 1942 г. за два месяца вошли в строй два цеха с металлическими каркасами площадью более 40 тыс. кв. м. Корпус площадью 10 тыс. кв. м со всем санитарно-техническим оснащением был построен за 10 дней7. В скоростном порядке строились авиационные заводы. Всего за четыре с половиной месяца был построен один из крупнейших заводов авиапромышленности, производственная площадь которого составляла 125 тыс. кв. м. Эвакуированный самолетостроительный завод площадью 80 тыс. кв. м был восстановлен за 66 дней. Пример скоростного метода строительства показал крупный Запорожский карборундовый завод, перебазированный в Ташкент. До войны на строительство его подготовительных цехов потребовалось два с половиной года, а в Ташкенте их построили за пять месяцев. Цех крупного дробления возвели за четыре месяца, а до войны его строительство продолжалось два года. Особенно важное значение для Урала и Сибири имело освоение скоростных методов строительных работ в зимнее время. В этом деле большую роль сыграла разработанная и освоенная до войны техника и технология зимнего строительства: производство в зимних условиях земляных и кровельных работ, способы зимней кирпичной и каменной кладки. Без этого строители не смогли бы построить многие заводы в решающие месяцы конца 1941 и начала 1942 г., когда морозы на Урале и в Сибири достигали 40-50°. В годы войны было освоено бетонирование в зимних условиях. Применение пара и электричества дало возможность значительно ускорить физико-химические процессы твердения бетона и сократить сроки ввода конструкций в эксплуатацию. Метод электрообогрева бетона широко применялся для кладки бетонных массивов при устройстве крупных фундаментов под конструкции и оборудование. Уже на второй-третий день после бетонирования фундамента таким методом можно было производить монтаж конструкций и оборудования, тогда как при старом методе зимней кладки фундамента — только через семь — десять дней. Применялся также электрообогрев замерзших грунтов при устройстве фундаментов и прокладке коммуникаций. Впервые в зимних условиях была выполнена огнеупорная кладка значительного количества нагревательных и термических печей промышленных предприятий, а также дымовых труб. Для защиты от снега и ветра использовались только легкие тепляки. Кладка в зимних условиях этих сооружений без применения громоздких тепляков давала возможность сократить сроки строительства. Большой экономический эффект дало четкое разграничение строительно-монтажных работ по возведению сооружений и подготовительных и вспомогательных работ по заготовке строительных материалов и деталей. Эти вспомогательные операции осуществлялись за пределами строительной площадки на специальных заводах и предприятиях по производству строительных материалов, полуфабрикатов, строительных конструкций и деталей. Одним из существенных факторов массового внедрения в строительство индустриальных скоростных методов явилось широкое развитие производства строительных полуфабрикатов: деталей, крупных блоков, сборных конструкций и строительных материалов, отвечающих требованиям современной строительной техники. В составе строительных организаций возникло много подсобных предприятий: цехи металлоконструкций и бетона, гравийные и бутовые карьеры, лесопильные и деревообделочные мастерские. Одной из особенностей строительства в военные годы было создание ряда новых строительных конструкций и материалов. Так, новые конструкции сборных стальных мостов из небольшого числа стандартных элементов позволили значительно ускорить темпы строительства и восстановления железнодорожных мостов. Применение новых конструкций радиомачт из металлических труб высотой 200 м и более уменьшило расход металла и во много раз сократило сроки строительства этих сложных сооружений. Советские инженеры освоили такие новые строительные материалы, как местные грунтоблоки, шлакобетон, высокопрочный гипс и др. Строительные организации уделяли большое внимание развитию местной базы производства строительных материалов, поскольку сократились возможности обеспечения строек дальнепривозными материалами и строительным лесом. Работа велась в направлении изыскания новых материалов взамен дефицитных. С целью отбора для эффективного применения в массовом скоростном строительстве тщательно рассматривался весь ассортимент старых и новых строительных материалов и стройдеталей. Местные строительные материалы широко использовались даже для строительства таких сложных объектов, как магнитогорские доменные печи, а простые сооружения, как правило, строились из местных материалов. С целью экономии были резко ужесточены нормы расхода отдельных видов материалов. Например, до войны норма расхода металла на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ составляла 85,6 т, а в 1942 г. — только 48,5 т, металлоконструкций — соответственно 129 и 84 т. Норма расхода цемента была сокращена с 480 до 195 т и кирпича — с 280 тыс. до 124 тыс. штук. Взамен остро дефицитного кирпича на многих стройках широко применялись изготовленные собственными силами блоки из пробужденных шлаков и горелых пород, блоки с применением смешанных цементов, сплошные и пустотелые гипсовые блоки из чистого гипсового бетона и с введением в бетон шлакового и других заполнителей, грунтоблоки из глин и суглинков с введением добавок, повышающих водостойкость и прочность блоков, и др. Для выполнения грандиозной программы капитального строительства, связанной с перебазированием эвакуированных предприятий в восточные районы, потребовалось расширить и укрепить строительную базу на востоке СССР. Государственный Комитет Обороны 8 июля 1941 г. обязал Наркомстрой организовать в своей системе на базе действовавших строительных и монтажных трестов особые строительно-монтажные части (ОСМЧ). На них было возложено выполнение срочных заданий по строительству предприятий военной промышленности, восстановлению объектов, поврежденных в результате военных действий, возведению оборонительных сооружений. На положение ОСМЧ было переведено свыше 90% строительных и монтажных организаций Наркомстроя. Было создано 100 ОСМЧ, укомплектованных строителями и монтажниками общей численностью около 400 тыс. человек8. Наркому по строительству было предоставлено право перебрасывать особые строительно-монтажные части с одних строек на другие и переводить в случае необходимости личный состав частей на казарменное положение. Переброски строительно-монтажных частей позволили оперативно концентрировать необходимые средства и силы строительных организаций на строительстве важнейших объектов, как того требовали интересы страны. В годы войны произошел крупный сдвиг в сторону повышения удельного веса специализированных организаций и снижения доли общестроительных организаций, что обусловливалось увеличением в военное время в структуре строительных работ удельного веса восстановительных работ, состоявших главным образом из монтажа оборудования, сооружения инженерных сетей и т.д. Наряду с основными строительными работами многие строительные организации, особенно в 1941 г., активно участвовали в строительстве оборонительных рубежей, в работах по демонтажу ценного оборудования и металлоконструкций с целью эвакуации их в восточные районы. Выполнение грандиозной программы капитального строительства на востоке страны — великий трудовой подвиг строителей, монтажников, слесарей, сварщиков, которые дневали и ночевали на стройплощадках и в цехах, чтобы в кратчайший срок пустить в строй предприятия, фабрики, заводы, шахты, а также культурно-бытовые объекты. Эта огромная работа проводилась под руководством местных партийных организаций, ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов партии. Партийные, профсоюзные и комсомольские организации строек всячески способствовали распространению передового опыта, широкому развитию различных форм социалистического соревнования. Исследование состояния капитального строительства в СССР в годы войны дает основание сделать ряд основных выводов. Во-первых, партия и правительство в условиях исключительно тяжелой войны сумели успешно решить не только задачу сохранения основных фондов страны, но и более сложную задачу расширенного воспроизводства этих фондов, что подтверждается их ростом в военные годы. Рост основных фондов происходил на основе всевозрастающих капитальных вложений в народное хозяйство. За четыре с половиной года (второе полугодие 1941—1945 г.) в народное хозяйство страны было вложено 14,5 млрд. руб. (в новых ценах), что составило 77,4% общего объема капитальных вложений за соответствующий довоенный период (1937 — первое полугодие 1941 г.). Если принять за 100% капиталовложения за четыре с половиной года войны, то удельный вес этих затрат по годам распределится следующим образом (в % к итогу)9:
Такое развитие капитального строительства, несомненно, обусловливалось ростом накоплений в военном хозяйстве страны. Во-вторых, в годы войны резко изменилась география капитального строительства. Центр тяжести строительства переместился из центральных районов в восточные районы СССР. В 1942—1943 гг. на хозяйственное строительство Урала, Поволжья, Сибири, Казахстана и Средней Азии направлялось около 60% всех капиталовложений против 25—27% в предвоенные годы. Начиная с 1944 г. в связи с победоносным наступлением Красной Армии и освобождением советской земли от немецких захватчиков увеличивались капитальные вложения в хозяйство южных районов, а также Центрального промышленного района. Если условно разделить территорию СССР на две группы и включить в первую группу тыловые районы, а во вторую — территории, подвергавшиеся временной оккупации, то получится следующая картина динамики удельного веса капитальных вложений в этих территориальных группах (в % к итогу)10:
Эти пропорции наглядно показывают, что в первые годы войны произошел резкий сдвиг в направлении усиления капитального строительства в восточных районах и значительного снижения масштабов строительства в западных, центральных и южных районах. Со второй половины военных лет намечается процесс возрастания капитальных вложений в хозяйство освобожденных районов. В-третьих, в период войны существенные изменения претерпела структура капитальных работ. Во-первых, в общем объеме капитальных работ по сравнению с довоенным временем снизился удельный вес строительных и возрос удельный вес монтажных работ и затрат на оборудование. Этот факт всегда представлял собой прогрессивное явление, но особое значение приобрел в годы войны, когда само время диктовало необходимость ускорения темпов строительства и быстрого увеличения производственных мощностей. Изменения в структуре капитального строительства выразились, во-вторых, в том, что число строек промышленных предприятий, развернутых до войны, сократилось с 5700 до 614; продолжалось строительство только тех объектов, которые могли быть введены в строй не позднее чем через год. В-третьих, во время войны происходил процесс одностороннего развития капитального строительства: капиталовложения в основном направлялись на строительство объектов военной промышленности и связанных с ней отраслей при одновременном ограничении строительства в отраслях легкой промышленности и объектов непроизводственной сферы, хотя и в этих отраслях происходило обновление основных фондов. За время войны в сферу материального производства было вложено почти ? всех капиталовложений, из них в тяжелую промышленность (группа «А») — 68%. До войны за тот же период в сферу материального производства направлялось 2/3 капитальных вложений, из них на развитие промышленности группы «А» — 51,5%. По сравнению с соответствующим периодом мирного времени во время войны в тяжелую промышленность вкладывалось в 1,4 раза больше средств, причем капиталовложения в черную металлургию увеличились в 2,2 раза, в цветную металлургию — в 1,5 и в машиностроение — в 1,3 раза. В то же время кaпитaлoвлoжeния в промышленность группы «Б» сократились на 46% и в сельское хозяйство — в 2,7 раза. В-четвертых, характерной особенностью капитального строительства в военное время явился высокий процент ввода в действие новостроек, который значительно превзошел показатели мирного времени. Так, в 1940 г. — рекордном году мирного периода в отношении ввода мощностей — продукция законченного промышленного строительства достигла 86,5% общего объема капиталовложений этого года, а в 1942 г. ввод в действие законченных объектов составил 112% объема капиталовложений, в 1943 г. — 120,8%. Впервые в истории капитального строительства СССР выполнение годовых планов ввода в действие новостроек значительно обогнало показатели выполнения планов капитальных работ. В-пятых, замечательные результаты промышленного строительства в годы войны, подобных которым не знала практика капитального строительства в мирных условиях, явились следствием прежде всего умелого использования огромных внутренних резервов, накопленных в строительстве на протяжении всего предшествующего периода социалистической реконструкции народного хозяйства, в том числе такого большого резерва, каким оказалось незавершенное строительство. В предвоенные годы в нашей стране в результате огромного размаха капитального строительства, а в известной мере и из-за недостатков в планировании образовался весьма значительный объем незавершенного строительства. Стоимость материалов и оборудования, вложенных в незавершенное строительство, составляла большую сумму. В годы войны незавершенное строительство последовательно сокращалось и снизилось к 1 января 1944 г. примерно наполовину. Этот факт, сам по себе знаменательный, характеризует, кроме того, маневренность хозяйственных и строительных организаций, сумевших в условиях войны быстро ввести в действие материальные ценности, заложенные в незавершенном производстве. Ускорив таким образом оборот средств в капитальном строительстве, они высвободили определенную долю государственных бюджетных средств, которые теперь можно было направить на развитие военного хозяйства. В-шестых, в годы войны значительно возрос по сравнению с мирным периодом удельный вес так называемых собственных вложений хозяйственных органов в капитальное строительство. Эти средства складывались из отчислений из фондов предприятий и соответственно снижали удельный вес государственных средств в общем объеме капиталовложений. Средства, полученные за счет мобилизации внутренних ресурсов и снижения стоимости строительных работ, составляли в войну примерно около 1/5 всех затрат на строительство. В-седьмых, в развитии капитального строительства в военные годы, как и во всей перестройке советской экономики на военный лад, наглядно проявились преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической, принципиальные отличия содержания и направления капитального строительства в СССР, превосходство советской военной экономики перед милитаризованной экономикой капиталистических стран. Ни одна страна в мире не смогла бы выполнить такую грандиозную программу капитального строительства, какую Советский Союз осуществил в ходе Отечественной войны. Несмотря на серьезные территориальные потери в начале войны, он один на один выдержал натиск сильного врага, вынес на своих плечах всю тяжесть небывалой в истории войны и нашел в себе силы и возможности для обширного строительства во всех важнейших отраслях экономики. В условиях крайнего напряжения всего народнохозяйственного организма для первоочередного обеспечения многообразных и неотложных нужд фронта, острой нехватки строительных материалов, оборудования, трудовых ресурсов и перегруженного военными перевозками транспорта успешное выполнение столь значительной программы строительства было делом исключительно сложным и потребовало подлинно героических усилий советского народа. В годы войны капитальное строительство в СССР шло по восходящей линии: его темпы и объемы неуклонно возрастали. В капиталистических странах, в том числе в США и гитлеровской Германии, происходил процесс затухания темпов строительства. Фашистская Германия развернула большое строительство в период подготовки «молниеносной войны». С проведением же «тотальной мобилизации» в 1943 г. размеры строительства и количество строительных рабочих в рейхе резко сократились. В то время как фашистская Германия почти совершенно прекратила строительство в отраслях, обслуживающих нужды населения, СССР направлял капиталовложения на развитие наряду с военной промышленностью и других отраслей материального производства и нематериальной сферы. Гигантское строительство в СССР во время войны с целью наращивания производственных мощностей — ярчайшее свидетельство внутренней силы Советского государства, прочности его экономики. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|