Глава 3

Кто построил великую пирамиду?

Вопрос этот представляется довольно запутанным. На греческих авторов, которые питали пристрастие к пересказу древних сплетен, не всегда можно полагаться. Не удовлетворенные простой передачей услышанного, они склонны были приукрашивать действительность, а нередко из-под их пера выходили истории, всецело порожденные богатым воображением самих авторов. Это было свойственно и арабским писателям.

Когда люди смотрят на это колоссальное сооружение, затмевавшее все прочие памятники своей эпохи, вполне естественно, что они склонны приписывать авторство пирамид гигантам, жившим на земле до Всемирного потопа.

Одно арабское предание гласит, что пирамиды воздвиг Джиан бен-Джиан, выдающийся царь из преадамитов. Фирузабади, напротив, был уверен, что пирамиду построили уже после Адама. В 1806 году преподобный Т. Габб заявил, что пирамида явилась «плодом труда прямых потомков Сета и присоединившихся к ним правоверных… Разумеется, люди тогда были куда выше ростом и сильнее теперешних». Увидев песок, засыпавший основание пирамиды, этот почтенный человек воскликнул: «Должно быть, эта пирамида была построена людьми, жившими до потопа. Всемирный потоп, названный Ноевым, о котором говорится в Священном Писании, – вот причина того, что вся поверхность этой обширной скалы засыпана песком… Сразу после потопа песок, наверное, покрывал всю пирамиду вплоть до ее вершины».

Иосиф пересказывает предание о семитах, отправившихся в землю Сириадскую, или Египет, и воздвигнувших там два памятника, один из кирпича, другой из камня, на стенах которых они изложили свои познания в астрономии. Г-н Джон Тейлор, известный писатель, автор книги «Великая пирамида: кто и зачем построил ее?», утверждает: «Мысль построить пирамиду, по всей вероятности, пришла в голову Ною. Тот, кто построил ковчег, был наиболее пригоден к руководству постройкой Великой пирамиды».

Джон Гривс, посетивший Египет в 1637 году и собиравший во время своего путешествия предания и исторические факты, пересказывает следующую великолепную историю из переведенной им арабской книги: «Автор книги, озаглавленной Morat Alzeman, пишет: «Мнения относительно того, кто построил пирамиды, различаются. Кто-то говорит, что это был Иосиф, кто-то называет Нимрода, кто-то царицу Далуку, а кто-то полагает, что пирамиды были построены египтянами до Всемирного потопа, ибо они предвидели, что бедствие это неминуемо случится, и поспешили укрыть в пирамидах свои сокровища. Автор также передает нам слова коптов (или египтян), полагавших, что две эти большие пирамиды, а также и меньшие по размеру сооружения служат гробницами. В Восточной пирамиде покоится царь Саурид, в Западной – его брат Хугиб, а в раскрашенной пирамиде – Фазфаринун, сын Хугиба. Сабеи считают, что одна из пирамид являет собой усыпальницу Сета, а во второй покоится Саб, сын Гермеса, по имени которого они и называются сабеями. Сабеи нередко предпринимали паломничества к пирамидам, приносили в жертву петуха, черного тельца и воскуряли благовония».

«Другой арабский автор, Ибн Абд аль-Хокм, отмечает, что никто из ученых людей Египта не мог ответить на вопрос: кто же построил пирамиды? Не объясняется ли это тем, говорит аль-Хокм, что пирамиды были построены до Всемирного потопа? Если бы они были воздвигнуты после этого, люди должны были бы помнить имена их строителей. Наконец, автор приходит к заключению, что пирамиды были построены Сауридом ибн-Салхуком, царем Египта, который правил страной за 300 лет до потопа. В подтверждение этой гипотезы он приводит выдержки из египетских книг: «В своих книгах копты упоминают, что на пирамидах начертаны надписи, которые в переводе на арабский означают следующее: «Я, Саурид, царь, построил пирамиды в такое-то время и завершил строительство за шесть лет. Тот, кто придет после меня и скажет, что равен мне, пусть попробует превратить их в развалины за шестьсот лет, ибо известно, что легче разрушить, чем построить. Я построил пирамиды, а тот, кто придет после меня, пусть покроет их мрамором». Тот же самый рассказ я нашел еще в нескольких книгах».

Имевший живое воображение Иосиф, горя желанием прославить свой народ и пренебрегая, как истинно восточный человек, исторической достоверностью, склонен приписывать сооружение пирамид своим предкам. «Египтяне, – говорит он, – бесчеловечно притесняли евреев, принуждали их к тяжкому труду, велели им, например, изменить русло реки (Нила), направив воду во множество оросительных каналов, строить стены, насыпать дамбы, которые сдержали бы разливы реки, и более того, терзали наш народ, заставляя его возводить бесполезные пирамиды». Г-н Йитс подозревает, что евреи в Гизе вообще не появлялись, но они вполне могли строить где-то в другом месте пирамиды из кирпича. Датский путешественник Норден тоже сомневается в причастности евреев к строительству пирамид Гизы, поскольку в Библии говорится о том, что евреи строили кирпичные, а не каменные сооружения. Однако сторонники Иосифа, в частности г-н Кальмэ, предполагают, что строительством пирамид могли руководить Моисей и Аарон. Также среди строителей числят Мелхиседека.

У Геродота, чьи истории часто полны мистификаций, сказано, что, хотя пирамиды возвели Хеопс и его братья, «ни один египтянин не упомянет их имена, они всегда приписывают строительство пирамид пастуху Филитису, пасшему в той области свой скот». Далее мы узнаем, что Филитис покинул Египет и за ним последовали 240 000 человек, которые впоследствии основали Иерусалим. На этом основании многие приходят к заключению, что пирамиды были построены пастухами. Вот что говорит по этому поводу лорд Линдсей: «Есть основания полагать, что пирамиды были воздвигнуты царскими пастухами, которые впоследствии стали филистимлянами». Ему возражает египтолог Шарп: «Рассказанной Геродотом истории о том, что народ стал называть себя по имени пастуха Филитиса, недостаточно, чтобы называть вышеупомянутых пастухов-филистимлян строителями пирамид». Нашлись, однако, те, кто пришел к выводу, что этот Филитис был не кем иным, как библейским Мелхиседеком, поскольку он был царем Салема, то есть Иерусалима, основанного Филитисом.

Эта история напоминает индусский рассказ о некоем древнем народе Индии, пали, которые были пастухами, предками современного коренного народа – бхилов, преуспевших некогда в завоевании Египта. Название их цитадели – Абарис – на санскрите означает «пастух», а Гошен на том же санскрите означает «страна пастухов».

В древнеиндийских пуранах мы читаем о войне между богами и асурами. Последние были побеждены и бежали в Египет. Г-н Уилсон, специалист по астрономии древних, спрашивает: «Являлись ли асуры, в древности рассеявшиеся по всей земле, строителями пирамид и можно ли отождествить их с могущественными владыками, строителями пирамид, оросительных каналов, учителями в ремеслах, что оставили после себя прекрасные памятники по всему миру?» Преподобный Е. Б. Цинке предполагает, что эти строители «были в большинстве своем арийцами, то есть принадлежали к той же расе, что и мы». Г-н Глиддон, американский египтолог, много лет проживший на берегах Нила, пишет: «Строители египетских пирамид были мизраимитами, потомками Хама», то есть белокожими людьми.

Арабский историк Муртади приписывает возведение пирамид членам семьи Ноя, которые «создали великие законы, построили пирамиды и повелели поклоняться звездам».

Прусский ученый, доктор Лепсиус, исследовавший египетские памятники, замечает: «Строители великих пирамид, очевидно, желали доказать, что они были первыми, кто осмелился на такое грандиозное дело, хотя ясно как день, что пальма первенства в строительстве пирамид принадлежит не им». Экекян-Бей утверждал, что вопреки бытующему мнению строители пирамид не были тиранами. «Деспотические правители, – говорит он, – очень редко предпринимают усилия, плоды которых им доведется попробовать лишь в загробной жизни». И все же у Аристотеля сложилось впечатление, что именно деспотические правители повелели начать строительство пирамид, дабы народ египетский пребывал в постоянной нищете. А вот г-н Уилсон считает пирамиды «монументальными памятниками», оставленными сабейскими миссионерами с Востока. Что же думал по этому поводу отец истории Геродот? Он приписывал заслугу возведения Великой пирамиды Хеопсу, и в Египте с ним многие согласны.

Каков же все-таки был этот Хеопс? По словам греческого историка, он был тираном-безбожником, закрывшим храмы богов и вселявшим ужас в своих подданных. Однако иероглифические надписи на египетских памятниках, которые мы теперь можем прочесть, говорят нам о том, что Хеопс был весьма набожным человеком. По его повелению был построен храм, посвященный Хатор, девственной матери богов. Он постоянно приносил в дар богам изваяния из золота и слоновой кости, а также написал «Священную книгу».

Вообще, в том, что касается имен египетских царей, наблюдается некоторая путаница. Хеопс также известен нам как Хуфу, а у Манефона, египетского историка эпохи Птолемеев, этот царь носит имя Суфис. Г-н Перринг, которому мы обязаны точными измерениями Великой пирамиды, говорит о двух царях – Хуфу и его брате Хнему-Хуфу, этот последний и был геродотовским Хеопсом. Тут на сцену выходит другой царь – Хафра или Хефрен. Барон Бунзен утвеждает, что «Хафра построил верхнюю часть пирамиды, а Хуфу – все остальное». Перринг называет Хефрена соправителем Хеопса.

Г-н Пьяцци Смит защищает Хеопса от нападок Геродота, обвинявшего царя в жестокости и недостаточной набожности. Профессор придерживается мнения, что гиксосы – потомки библейских патриархов, – ведомые божественным Провидением, вторглись и захватили Египет лишь только для того, чтобы построить пирамиды, а затем снова отбыли в Палестину. Метки каменоломен в разгрузочных камерах называли строителями пирамиды Хеопса и Хефрена. Следуя теории г-на Смита, мы должны считать их гиксосами и истинными верующими в единого бога. «Египтяне, – говорит г-н Смит, – не простили царю Хуфу (Хеопсу или Суфису), что он разрушил их храмы и положил конец жертвоприношениям». Царь Хефрен впоследствии продолжил эту политику и тем самым, как выражаются египтяне, «причинил им зло». Из вышеизложенного профессор Смит делает заключение, что ненависть египтян, испытываемая ими к Хеопсу и Хефрену, лишний раз доказывает, что «они, возможно, являлись гиксосами по рождению и происхождению».

Некоторые весьма достойные люди из числа наших современников придерживаются того же мнения и считают этих царей людьми, «предававшимися всяким распутствам и погрязшими в пороках». Однако если бы эти цари и в самом деле были таковыми, они не сумели бы добиться процветания страны, доказательством которого является Великая пирамида – крупнейшее из сооружений, которое только видел мир.

Оставим эти фантастические теории на совести измысливших их людей и обратимся к фактам. Факты же говорят нам о том, что Хеопс и Хефрен были египтянами. Иероглифические надписи, обнаруженные в пирамиде, а также на других памятниках, говорят о том, что эти люди были обычными египетскими царями, что они строили храмы, а не разрушали их, что они, как и все египтяне, поклонялись языческим божествам и что они не были гиксосами, как считает профессор Смит.

Обратимся к работам древних авторов и узнаем, что думал по этому поводу историк Диодор. «В вопросе о строителе пирамид, – пишет он, – не существует единого мнения как среди египтян, так и среди греческих историков. Некоторые полагают, будто пирамиды были построены Хеммисом, Хефреном и Микерином. Кое-кто приписывает строительство другим людям, считая, что Великую пирамиду построил Армеус, вторую пирамиду – Амосис, а третью – Инарос. Находятся и те, кто утверждает, что третья пирамида представляет собой не что иное, как гробницу Родопис, куртизанки, построенную усилиями нескольких монархов, ее бывших любовников». Плиний высказывается о строителях пирамид кратко, заявляя лишь, что имена строителей уничтожило время.

Тут уместно будет вспомнить древнее предание, которое больше походит на сказку о Золушке. Согласно этому преданию, орел унес туфельку прекрасной Родопис из Навкратиса и сбросил ее на колени царю Мемфиса, который не успокоился, пока не отыскал владелицу туфельки. Некоторые древние авторы высказывают мнение, что якобы истинным строителем третьей пирамиды была Нитокрис. Поскольку ее имя, как и имя Родопис, означает «розовощекая», доктор Лепсиус делает вывод, что обе эти женщины были супругами одного и того же фараона. Однако некий античный автор рассказывает романтическую историю о Родопис, которая, подобно Эзопу, была рабыней и которую в этом качестве привезли из Греции в Египет.

Г-н Дюфу, один из современных исследователей пирамид, считает строителем пирамиды царя Снофру, путая его с Хефреном, который по завершении строительства великого сооружения принял имя Сорис, у арабских историков – Саурид. Поскольку этому монарху египтяне поклонялись буквально до начала эпохи Птолемеев, то есть до наступления эры христианства, Дюфу спрашивает: «В чем причина такого почтительного отношения к давно почившему монарху? Разве не в том, что он подарил Египту грандиозный по всем меркам памятник?» Однако большинство исследователей считают Хефрена строителем второй пирамиды.

Обнаружение в пирамиде меток каменоломен с картушами, в которые заключались имена царей, решило вопрос. Расшифровка иероглифов дает нам имя Хуфу. Это геродотовский Хеопс или Суфис Манефона. «Два этих имени, – говорит г-н Шаба, – являются привычной транскрипцией египетского имени Хуфу». Далее этот выдающийся французский египтолог знакомит нас со своей гипотезой: «Великая пирамида Гизы была построена царем Хуфу, чье имя было начертано красной краской на стенах разгрузочных камер, которые зодчий разместил над большой погребальной камерой для облегчения нагрузки. Эти надписи, которые, несомненно, были сделаны в момент постройки пирамиды, совершенно определенно называют нам имя ее строителя». В то же время рядом с именем Хуфу в пирамиде встречается имя Хефрена, который, вероятно, помогал возводить пирамиду.

Некоторые приверженцы религиозных теорий – профессор Смит и другие – уверены, что строителем Великой пирамиды был Мелхиседек, также известный как Филитис, другие исследователи, в частности капитан Трейси, объявляют строителем пирамиды самого Спасителя.

Позволю себе процитировать фрагмент из недавно опубликованной книги г-на Трейси: «Из Священного Писания видно, что Господь имел самое непосредственное отношение к Великой пирамиде, будучи Великим зодчим всего сущего. Вот Господь, разговаривая с Иовом из бури, вопрошает его (Иов, 38: 4–6): «Где ты был, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?… На чем утверждены основания ее или кто положил краеугольный камень ее?» Слова эти означают, что лишь Господь может знать все, следовательно, кто, кроме его, Всемогущего и Всезнающего, мог быть зодчим Великой пирамиды, кто, кроме его, Господа нашего Иисуса Христа?»









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх