Глава 5

КИЕВСКО-ФАСТОВСКАЯ И ЖИТОМИРСКО-БЕРДИЧЕВСКАЯ ОПЕРАЦИИ

Доукомплектование и отдых войск 3-й гвардейской танковой армии после окончания Орловской операции длились недолго. Уже вечером 6 сентября 1943 г. в адрес командующего армией поступила директива Ставки Верховного Главнокомандования № 30184:

«Ставка Верховного Главнокомандования приказывает передать из резерва Ставки 3-ю гвардейскую танковую армию Рыбалко в составе 6-го гвардейского, 7-го гвардейского танковых корпусов и 9-го мехкорпуса в состав войск Воронежского фронта. Армия к 15 сентября заканчивает сосредоточение в районе Сум.

Погрузка с 8 сентября в районе Курска и 9-го мехкорпуса — Тулы.

Ставка Верховного Главнокомандования

И. Сталин

А. Антонов».356

Практически одновременно с директивой Ставки в штаб армии была направлена директива Генерального штаба о порядке передислокации армии:

«1. В соответствии с директивой Ставки Верховного Главнокомандования № 30184 от 6.9. 1943 г. 3-ю гвардейскую танковую армию в составе 6-го и 7-го гвардейских танковых корпусов, 9-го мехкорпуса, 91-й отдельной танковой бригады, 91-го гвардейского минометного полка с частями боевого обеспечения, учреждениями обслуживания и армейскими тылами сосредоточить в район г. Сумы и по прибытии включить в состав Воронежского фронта.

2. Сосредоточение частей и соединений армии, кроме 9-го мехкорпуса, произвести из района Курска следующим порядком:

а) танки, самоходные установки и тяжелые грузы, а также личный состав, которые не могут быть переброшены автотранспортом — по железной дороге через Белгород, Готню, Сумы. Погрузка — с 6.00 8 сентября на ст. Курск, Рышково, Дьяконово, темп — 6,357 выгрузка — ст. Сумы, Басы;

б) личный состав, вооружение и имущество — автотранспортом армии (своим ходом) по маршруту Курск, Суджа, Сумы. Начало марша — с 20.00 8 сентября.

В случае неготовности отдельных соединений переброску производить по частям, по мере готовности;

в) 9-й мехкорпус в полном составе — по железной дороге. Погрузка — на ст. Щекино, Тула-3, с 6.00 8 сентября, темп — 8.

Танки, самоходные установки и тяжелые грузы дивизий и личный состав, которые не могут быть переброшены автотранспортом, погрузить в отдельные эшелоны и направить через Курск, Белгород, Готню с выгрузкой на ст. Сумы, Басы.

Остальные эшелоны 9-го мехкорпуса выгрузить на ст. Белгород, откуда автотранспортом (своим ходом) по маршруту Белгород, Готня, Краснополье сосредоточить в Сумах.

3. Частям иметь все наличие боеприпасов, три заправки горючего и продовольствия на 10 суток.

4. Марш совершать только ночью. Запретить вести переписку по вопросам передислокации. Все вопросы, связанные с передислокацией, разрешать только через Генштаб.

5. Сосредоточение армии в новом районе закончить к 15 сентября. План передислокации армии представить в Генеральный штаб и командующему Воронежским фронтом 8.9.43.

6. О ходе передислокации доносить ежедневно к 11.00.

7. Командующему Воронежским фронтом организовать встречу, сосредоточение и прикрытие армии с воздуха.

8. Командующему БТ и МВ358 обеспечить погрузку 9-го мехкорпуса в сроки в соответствии с настоящей директивой.

Антонов

Карпоносов».359

К моменту получения директивы Ставки о передислокации и переподчинении в составе армии числилось 38 316 чел. личного состава. Артиллерийское вооружение армии насчитывало:

76,2-мм дивизионных пушек — 59;

85-мм противотанковых пушек — 24;

57-мм противотанковых пушек — 20;

45-мм противотанковых и батальонных пушек — 69;

зенитных орудий — 74;

120-мм минометов — 98;

82-мм минометов — 147;

противотанковых ружей — 496.360

Танковый состав парка армии приведен в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Части и соединения Марки машин Имелось по списку Из них исправных Требуют ремонта
6-й гвардейский танковый корпус Т-34 161 161
СУ-76 21 21
СУ-152 12 11 1
КВ 1 1
7-й гвардейский танковый корпус Т-34 164 161 3
СУ-76 21 20 1
СУ-152 12 11 1
КВ 1 1
91-я отдельная танковая бригада Т-34 53 53
9-й механизированный корпус Т-34 47 46 1
Т-70 7 7
М4-А2 15 14 1
МК-3 36 36
МК-5 1 1
МК-7 45 45
МК-9 49 49
СУ-122 16 16
Другие части армии Т-34 25 25
Итого Т-34 450 446 4
Т-70 7 7
М4-А2 15 14 1
МК-3 36 36
МК-5 1 1
МК-7 45 45
МК-9 49 49
СУ-76 42 41 1
СУ-122 16 16
СУ-152 24 22 2
КВ 2 2
Таблица составлена по данным ЦАМО РФ, ф. 315, оп. 4440, д. 134, л. 1. Все танки и САУ, указанные как требующие ремонта, требуют среднего ремонта; танки и САУ, требующие текущего или капитального ремонта, отсутствуют

Кроме этого, в войсках армии имелось 137 бронемашин.361

«Экипажи танков, прибывшие вместе с машинами, почти не имели практического опыта в вождении боевых машин, 70–80% из всего состава механиков-водителей имело не более 5–8 часов вождения.

В процессе сколачивания подразделений, на которое командованием было отпущено 25–30 моточасов, происходило и обучение экипажей.

При обучении экипажей, и особенно водительского состава, части и соединения, учтя опыт прошлых формирований, уделили серьезное внимание вопросам эксплоатации танков, а также вождению боевых машин по пересеченной местности и в ночных условиях.

Одновременно с обучением экипажей из резерва были созданы группы запасных механиков-водителей, которые занимались по общей программе.

Для обучения резервных механиков-водителей использовались танки, оставшиеся после Орловской операции. В дальнейшем часть всегда имела в своем распоряжении механиков-водителей, имевших 25–30 моточасов вождения.

Обучение экипажей на танках, изучение вопросов эксплоатации и правильное обучение вождению в период формирования дало возможность частям и соединениям иметь небольшой выход из строя машин по тех неисправностям, по вине механиков-водителей.

Прибывшая матчасть имела ряд серьезнейших дефектов, как конструктивных, так и монтажных, которые были выявлены при эксплоатации танков в период обкатки и сколачивания… при разгрузке танков и движении к месту расположения бригад на расстоянии 15–25 км было 50 случаев выхода из строя танков по технеисправностям».362

Обеспеченность армии вспомогательной техникой, как и перед началом Орловской операции, оставляла желать лучшего: в танковых бригадах отсутствовали полагающиеся по штату трактора, армейские эвакороты в силу неукомплектованности тягачами и автотранспортом отечественного производства вынуждены были использовать трофейные эвакуационные тягачи и автотранспорт (к началу операции армейские эвакороты имели 14 исправных отечественных тракторов и 13 трофейных тягачей «Фамо» и «Спа», 8 отечественных грузовиков и 5 трофейных),363 а приданные армии три автотранспортных батальона при штате 459 грузовых автомобилей общим тоннажом 759 тонн имели 318 исправных автомобилей общим тоннажом 596 тонн.364 «…Армейский парк автомашин в значительной мере был неукомплектован как по количеству наличных ходовых машин, так и по их общей грузоподъемности. Почти весь наличный автопарк после проведенной Орловско-Кромской операции требовал пропуска через профилактический ремонт с заменой поршневых колец, переборкой и частичной перезаливкой подшипников двигателей, но ввиду отсутствия необходимых запасных частей ремонт в полном объеме отдельные автотранспортные батальоны произвести не могли и автопарк вступил в операцию с значительной частью неходовых машин. Особенно плохо с техническим состоянием машин обстояло в 645-м отдельном автотранспортном батальоне, полностью укомплектованном машинами иностранных марок, имеющих уже значительный износ материальной части. В самом начале операции автобаты часть автомашин, требующих среднего и капитального ремонтов, отправили в ремонт на автозаводы промышленности».365

К моменту начала погрузки войска армии были хорошо обеспечены всеми видами запасов: армия имела 3,7 заправки дизтоплива и 1,9 заправки автобензина,366 запас боеприпасов превышал 2 боекомплекта, а к танковому вооружению — 3 боекомплекта367 (обеспеченность боеприпасами колебалась от 1,76 боекомплекта к противотанковым ружьям до 5,44 боекомплекта к 45-мм пушкам368), запасы продовольствия составляли 20–25 сутодач.369

В соответствии с директивой Генштаба перемещавшаяся своим ходом часть войск армии вечером 8 сентября выступила маршем по трем маршрутам в назначенный армии район сосредоточения. Примерно 150-километровый маршрут был пройден за 5 дней, и к 13 сентября армия сосредоточилась в районе Сумы, однако двигавшаяся по железной дороге боевая техника к этому моменту еще не прибыла. «Ввиду большой напряженности движения грузов по железной дороге и малой пропускной способности, а также сильного воздействия авиации противника на железнодорожные участки, подход армейских эшелонов задерживался. Железнодорожные станции Сумы и Виры не были подготовлены для принятия эшелонов ввиду разрушения противником при отходе железнодорожного полотна. Железнодорожный мост через р. Псел у г. Сумы противником был взорван. Для восстановления потребовалось около 8 дней. Вследствие малой пропускной способности железнодорожной ветки ст. Готня—ст. Басы, командующим фронтом половина боевой матчасти из следующих эшелонов была переадресована на ст. Ворожба для ускорения сосредоточения армии».370 Тем временем наступление войск Воронежского фронта успешно развивалось, советские войска успешно продвигались в западном направлении, и развертывание армии в районе Сумы теряло смысл. В связи с этим командующий Воронежским фронтом отдал приказ об изменении района сосредоточения армии — теперь войска армии развертывались в районе Ромны.

К 19 сентября соединения армии достигли предписанных районов сосредоточения. «Колесному автопарку армии из района дислокации Курск в новый район сосредоточения пришлось совершить марш 250–300 км»,371 израсходовав при этом одну заправку автобензина.372 18 сентября приказом командующего Воронежским фронтом в состав армии был введен 1-й гвардейский кавкорпус, также сосредоточивающийся в районе Ромны.373

По состоянию на 19 сентября 3-я гвардейская танковая армия (без учета 1-го гвардейского кавкорпуса) имела 39 716 чел. личного состава, 612 танков, 127 бронемашин, 82 самоходных артустановки, 74 76,2-мм дивизионных пушки, 24 85-мм противотанковых пушки, 20 57-мм противотанковых пушек, 83 45-мм противотанковых и батальонных пушки, 78 зенитных орудий, 138 120-мм и 212 82-мм минометов, 763 противотанковых ружья.374

К моменту ввода 3-й гвардейской танковой армии в бой войска Воронежского фронта вели наступление в общем направлении на Киев. Командующий Воронежским фронтом Н.Ф. Ватутин поставил перед 3-й гвардейской танковой армией задачу «…форсированным маршем, не отрываясь от отступающего противника, подойти к р. Днепр, форсировать ее на участке Трактомиров, Григоровка, овладеть г. Кагарлык, имея в дальнейшем задачу наступать в направлении Белая Церковь».375 В соответствии с полученной задачей командующий армией отдал днем 19 сентября войскам армии боевой приказ «…во взаимодействии с 38-й и 40-й армиями преследовать отходящего противника в общем направлении Прилуки, Туровка, Яготин, Переяслав и захватить плацдарм на правом берегу р. Днепр южнее Переяслав».376 Для преследования войска армии строились в два эшелона. В первый эшелон выделялись 6-й и 7-й гвардейские танковые и 9-й механизированный корпус, во втором эшелоне армии за правофланговым 7-м гвардейским танковым корпусом наступал 1-й гвардейский кавкорпус, 91-я отдельная танковая бригада составляла армейский резерв. Приказ предписывал начать преследование отходящего противника в 20.00 20 сентября, а к исходу 21 сентября овладеть Яготином, с ходу форсировать Днепр и занять район Ходоров, Трактомиров, Зарубенцы, Григоровка, Бучак.377

Ход боевых действий 4—14 января 1944 г.


14 января части армии получили задачу выйти из боя и организовать оборону на рубеже Певна, Жеребки, Буряки. Армия выводилась на отдых и пополнение. В ходе боев с 24 декабря 1943 г. по 15 января 1944 г. соединения армии уничтожили около 9 тыс. солдат и офицеров противника, захватили 34 танка, 123 автомашины, 6 самолетов.512

Потери армии за тот же период составили 1379 чел. убитыми, 4172 ранеными, 446 чел. пропавшими без вести — итого 5997 чел. В таблице 5.9 показаны боевые повреждения танков и САУ армии за время Житомирско-Бердичевской операции.

Таблица 5.9

Марка машин Всего участвовало в бою Вышло из строя Из числа выведенных из строя Сгорело из числа поврежденных
от огня артиллерии от мин от авиации увязло по техническим причинам
Т-34 1444 164 111 10 1 19 4 50
Т-70 67 23 23 8
МК 12 3 3
СУ-85 168 20 18 1 1 6
СУ-122 12
СУ-152 10 2 2 1
Таблица составлена по данным ЦАМО РФ, ф. 315, оп. 4440, д. 134, л. 9

Общее состояние танкового парка армии на 16 января 1944 г. представлено в таблице 5.10.

Таблица 5.10

Марка машин Состояло на 24 декабря 1943 г. Прибыло за период с 24 декабря 1943 г. по 15 января 1944 г. Потери Состоит на 15 января Из них: Всем о потерь с 24 декабря 1943 г. по 15 января 1944 г.
Оформленные документами с 24 декабря 1943 г. по 15 января 1944 г. За период с 10 ноября по 10 декабря оформленные документами с 24 декабря 1943 г. по 15 января 1944 г. Исправно Требует ремонта: Неописанные безвозвратные потери
текущего среднего капитального
Т-34 432 83 250 4 261 61 9 70 76 45 295
Т-70 31 5 15 1 20 9 3 2 3 3 18
КВ 31 30 1 1 30
МК 29 10 19 1 18 10
М4-А2 4 4 4
СУ-76 7 4 3 3 4
СУ-85 119 34 5 80 2.9 6 15 21 9 43
СУ-122 11 2 5 8 3 5 5
СУ-152 14 3 9 8 8 9
Таблица составлена по данным ЦАМО РФ, ф. 315, оп. 4440, д. 135, л. 33

Оценивая итоги Киевско-Фастовкой и Житомирско-Бердичевской операций, командование 3-й гвардейской танковой армии в первую очередь отмечало: «Мотопехоту танковой армии необходимо сделать действительно мотопехотой, то есть снабдить ее автотранспортом или бронетранспортерами. В настоящее время она является просто пехотой. Мотопехота без автотранспорта значительно понижает качество танковой армии, но, тем не менее, армии ставится задача танковой армии, как подвижной армии. В результате чего мотопехота, следуя за танками с большой напряженностью, изматывается и становится малобоеспособной в предстоящих ей боевых действиях».513 Положение с обеспечением мотопехоты автотранспортом особенно обострялось в связи с неукомплектованностью автотранспортом армейских автомобильных батальонов и вызванной этим необходимостью привлекать войсковой автотранспорт для подвоза предметов снабжения — начав Киевско-Фастовскую операцию с 318 исправными машинами, по состоянию на 15 января 1944 г. автомобильные батальоны армии имели лишь 189 исправных машин. Особенно бедственным было состояние 645-го автомобильного батальона, имевшего к 15 января лишь 38 исправных автомашин при штате 144 автомобиля.514

Высокие потери в матчасти, понесенные армией в ходе операции, привели командование армии к выводу о том, что «…все прибывающие танковые эшелоны на доукомплектование армии ни в коем случае не разрешать вводить в бой с хода после разгрузки. Для ввода в строй и сколачивания прибывающих танков необходимо отводить от 10 до 15 дней».515

Оценивая противника, командование армии отмечало, что «…его пехота по качеству стала значительно хуже. Только танковые дивизии решают успех в наступательном бою. Стоит лишь остановить танки, как наступление противника срывается. Артиллерийский огонь противника по своему массированию стал значительно слабее».516









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх