ОТ АВТОРА

О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
(А. Блок)

С чего начинается Родина?.. Каждый захочет ответить на этот вопрос по-своему, но наверняка затронет при этом тему предков. Народ — это цепь поколений, спаянных воедино. Если выпадает хотя бы одно звено, то рвется связь времен, и тогда уже совершенно невозможно разобрать, откуда пошел народ и какого он роду-племени. История русского народа — яркий тому пример.

Считается, что первые достоверные сообщения о росах (русах) принадлежат писателям раннего Средневековья. Готский историк VI века Иордан засвидетельствовал, что в середине IV века в Причерноморье жили росомоны. В готской среде слово «росомоны» (вариант «росоманы») означало «люди рос». Современный Иордану сирийский автор указал на существование «народа рос» северо-западнее Азовского моря, в районе Среднего Поднепровья. Именно в эту область, согласно «Повести временных лет», в VI–VII вв. переселилось со своей дунайской прародины славянское племя полян. Вместе с обитавшими здесь росами они составили ядро будущего государства и стали впоследствии называться русью.

Авторы VI–X вв. и наши летописцы не смешивали росов и славян. Если волна переселений с берегов Дуная была чисто славянской, то следующая, накатившая в IX в. с берегов Балтики, была уже по преимуществу русской. Варяги-русь, или балтийские русы, не только осваивали новые земли и не только выполняли, если верить легенде, волю призвавших их племен. Они объединились с потомками росомонов, своими кровными братьями. Но как, когда и где раскололся некогда единый этнос? Этот «простой» вопрос историки старательно обходят стороной: уж очень им не хочется удревнять русскую историю. Более того, многие из них, следуя норманнской традиции, до сих пор отстаивают идею скандинавского происхождения руси. Собственно русская история, по их мнению, начинается только с момента прихода в наши пределы Рюрика и его братьев. Все же упоминания о существовании в то время росов на юге игнорируются.

Этот факт ярко показывает, насколько непросто быть в России русским патриотом. Более двух с половиной веков ведущие отечественные историки сознательно отвергают любые аргументы в пользу более древнего происхождения своего народа. Виданное ли это дело?! Ни в одной другой стране, ни у какого другого народа не найти ничего подобного. Наоборот, любой мало-мальски достоверный документ, свидетельствующий в пользу древности народа, там сразу же берется на вооружение и доводится до сознания каждого гражданина. Пусть мы «ленивы и нелюбопытны», но зачем же лишать нас истории?! Ведь сегодня, в период расцвета неонорманнизма, даже упоминания о росах в Причерноморье в академических кругах требуют определенного мужества. Что уж говорить о более древних временах?

Есть, однако, очень простые указания, заставляющие призадуматься на этот счет. Заглянем в «Словарь русских имен». Среди употреблявшихся в нашем народе еще в недалеком прошлом имен есть и Адонис — финикийское божество природы, олицетворение умирающей и воскресающей растительности, и Изида — египетская богиня плодородия, и Вакх — бог вина и веселья у древних греков, и Анувий — производное от имени египетского божества Анубиса. Откуда у православных христиан такая привязанность к средиземноморским божествам? Далее, целый ряд русских имен воспроизводят географические названия, лежащие вне пределов современной России — Анатолий (полуостров Анатолия), Армений, Аттик (Аттика), Африкан, Британий, Вавила (Вавилон), Далматий (Далмация), Ерусалим, Индис, Ливаний, Ливий, Лидия, Македон (Македония), Нил, Нигер, Пальмира (город в Сирии), Троадий, Фивея (то есть фиванка, Фивы — город в Греции и Египте). Неужели вся иноплеменная топонимика, и особенно африканская, произросла только на почве торговых связей? С какой стати, например, русскому человеку надо было называть сына по имени египетского Нила?

Современные историки и их интерпретаторы в своем большинстве не задумываются над такими «мелочами». Академический «взгляд» с трудом усматривает росов только в IV в. н. э., но даже и это выдается как акт послабления горе-патриотам. В качестве типического отношения к «древностям русов» приведем мнение известного литературного критика и публициста В. В. Кожинова (1930–2001), называвшего себя русофилом: «Уместно сказать здесь же о диктуемом «патриотизмом» (уже совершенно «неразумным» и ущербным) поветрии, выражающемся в стремлении как можно более «удревнить» начало Руси… Полная неразумность этих притязаний очевидна: бессмысленно пытаться «превознести» свой народ, свое государство, свою историю «удлинением» их существования во времени… «ценность» народа никак не зависит от общехронологической даты его формирования. Ценность эта определяется содержанием его собственной истории, его собственного времени. И, наконец, как бы ни удлинять в глубь всеобщей хронологии дату рождения Руси, все равно эта дата будет на тысячелетие, и даже на несколько тысячелетий, более поздней, нежели даты рождения Древней Эллады или Ирана, не говоря уже о Шумере или Египте» («История Руси и русского слова»). Четырьмя предложениями общепризнанный мэтр русского патриотического движения «закрыл» целое направление исторических исследований. Но неужели попытки установления более древней даты происхождения Руси продиктованы единственно желанием повысить «ценность» своего народа? Разве настоящий исследователь думает об этом? Он ищет Истину, которая в данном случае действительно скрыта во мраке времен! Впрочем, видимо, чувствуя уязвимость своей позиции, критик оговорился, что рождение Руси можно удревнить, но уж никак не далее времени рождения древней Эллады или Ирана плюс несколько тысячелетий. Какое время имел в виду Кожинов — одному Богу известно, но, похоже, уж никак не глубже четвертого века новой эры.

Да, не везет русскому человеку! То монах Нестор «отрезал» всю языческую историю Руси, то большевики вычеркнули царский период. Теперь вроде бы можно, наконец, заглянуть в более отдаленные времена, но даже тут всеми уважаемый русофил вдруг публично заявил: «Нельзя!» Чего уж говорить о русофобах!

А между тем о древности русского народа писали многие авторы. Наш знаменитый историк Василий Никитич Татищев (1686–1750), ссылаясь на древних авторов, сообщал, что ранее русские и славяне жили в Сирии и Финикии, где по соседству могли свободно иметь еврейское, египетское или халдейское письмо. Перейдя оттуда, они обитали в Пафлагонии (область в Малой Азии на южном берегу Черного моря), а во время, приблизительно соответствующее Троянской войне, переправились в Европу. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), отстаивая идею древнего происхождения славянорусов, писал: «Величество славенского народа <…> даже до баснословных еллинских времен простирается и от Троянской войны известна. Енеты, венеты, или венеды, народ словенского поколения, с королем своим Пилимоном, бывши в Трое для ее от врагов защищения, лишились своего государя и для того, соединясь с Антенором, отъехали во внутренний конец Адриатического моря и, поселясь по берегам, где ныне Венецейское владение, далече распространились». Другой наш выдающийся соотечественник — Александр Дмитриевич Чертков (1789–1853), уникально образованный человек, знаток древних языков, обладатель одного из самых дорогих в России собраний книжных, рукописных и нумизматических редкостей, — в цикле своих работ указал на языковое и этнокультурное родство между славянорусами и древними народами Средиземноморья — пеласгами (первопоселенцами в Греции, жившими там в IV–II тыс. до н. э.), фракийцами (Фракия — область на юго-востоке Балканского полуострова) и этрусками, проживавшими в I тыс. до н. э. на территории Италии. Однако это открытие ученого-романтика не стало событием в отечественной и мировой историографии. Историки-профессионалы не могут даже допустить мысли об участии предков русов в событиях до Рождества Христова. Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) по этому поводу писал: «Познания человека увеличились, книжная мудрость распространилась, с ними возросла самоуверенность ученых. Они начали презирать мысли, предания, догадки невежд; они стали верить безусловно своим догадкам, своим мыслям, своим знаниям. В бесконечном множестве подробностей пропало всякое единство… Многоученость Александрии и Византии затемнила историю древнюю, а книжничество германское наводнило мир ложными системами. В наше время факты собираются со тщанием и добросовестностью, системы падают от прикосновения анализа. Но верить существованию антиподов или отвергать древность книг ветхозаветных, верить рассказам о Франке и Брите или тому, что все десятки миллионов славян вышли из одного уголка Придунайской земли, — равно смешно». Так что же, Татищев, Ломоносов, Чертков, Хомяков — все неразумные патриоты или, может быть, они указывают истинный путь прозрения древнерусской истории?

Утверждением о том, что Россия непохожа на весь остальной мир, никого не удивишь. Но каждый раз, сталкиваясь впрямую с тем или иным проявлением ее своеобразия, не устаешь изумляться. Скажите, например, почему наша интеллектуальная элита не просто не верит в древность русского народа, а ожесточенно противодействует распространению этой идеи? Почему просвещенная русская публика в течение многих десятилетий сомневалась в подлинности «Слова о полку Игореве»? Почему наши профессиональные историки в своем большинстве упорно записывают нас в «малолетки»? Ведь еще во времена Ломоносова и Татищева были собраны свидетельства, говорящие как раз об обратном.

Отчасти наших академиков понять можно. Русский народ всегда объединял вокруг себя другие племена и народности, скромность — наша родовая черта, и потому выпячивать свои великие свершения и многотысячелетний опыт обустройства планеты нам вроде как не к лицу. Однако, с другой стороны, настойчиво навязывать народу в качестве научно проверенного знания заведомую чепуху вроде норманнской теории или ее современных перепевов уже неприлично.

Традиционно русских причисляют к числу славянских племен. Но прародиной славян считается Центральная Европа, и, значит, русские, согласно такому взгляду, появились на территории современной России только во время ее славянской колонизации в VI–VIII вв. Эта теория, придуманная немцами еще в ломоносовские времена, дожила до наших дней. Но надо твердо осознавать, что имена «русский» и «славянин» стали употребляться как синонимы только после X в. Ранее два эти этноса различались между собой. И это понятно, поскольку славяне на Русской равнине были пришельцами, а русские — коренными жителями.

Киевская Русь возникла не на пустом месте. Русы Средневековья предстают сильным и хорошо организованным народом. Византийские писатели упоминают об их неоднократных нападениях на Константинополь, в жестоком противостоянии росы одолевают Хазарский каганат. Арабы знают их как смелых и предприимчивых торговцев, а славянские и угро-финские племена как последовательных строителей многонационального государства. Опыт таких народов копится тысячелетиями. Очевидно, упоминания о прямых предках русских встречаются и в сочинениях античных авторов, и в мифах других народов. Надо только разгадать тайну нашего родового имени…

Академическую версию о том, что имя «русы» подарили нам скандинавы, позаимствовав его прежде у немцев, и что оно имеет значение «гребцы», мы, разумеется, отвергаем. Во-первых, вовсе не с гребцами Рюрика пришло это имя к нам. Мало того, что за полтысячелетия до их прихода в Причерноморье уже проживали «люди рос». Надо быть воистину разумным (то есть бесчувственным) патриотом, вроде Кожинова, чтобы не чувствовать глубинную, всесокрушающую, духовную силу, заключенную в слове «русский». Григорий Климов в автобиографической книге «Песнь победителя» написал: «В оккупированной Германии все как один русские солдаты и офицеры неожиданно стали употреблять слово «Россия». Это получилось автоматически. Иногда мы по привычке говорили — СССР, затем поправляемся — Россия. Нам это самим странно, но это факт». И факт впечатляющий. Нашим воинам чудесным образом открылось, что название их Отечества должно звучать так же, как много веков назад, что СССР — лишь искусственно составленная аббревиатура, а слово «Россия» таит в себе какое-то важное, сущностное значение. Можно представить, как удивились бы они, если бы кто-нибудь стал всерьез доказывать им, будто имя их державы заимствовано у норманнов. Нет, корни нашего родового имени безусловно русские. Другое дело, что, разгадав его, мы прикоснемся к тайне русскости.

Теперь о нашей точке зрения. Этноним «росы» («русы») мы возводим к имени исполнителей религиозных гимнов у древних ариев или, если шире, к приверженцам арийского мировоззрения. В «Ведах» они именуются «rsi». Это была исходная форма для образования названий росы и русы. Разница в первой гласной определялась местными наречиями — вариант «русы» закрепился преимущественно на севере, а форма «росы» — на юге. Современные переводчики «Вед» читают санскритское «rsi» как «риши». Чередование гласных в корневой основе «rs» («у» — «о» — «и») и появление шипящего «ш» легко объясняется разницей в диалектах. Риши были певцами, поэтами, прозорливцами, посредниками между богами и людьми. Религиозные гимны, созданные ими, бережно хранились в их семьях и передавались устно из поколения в поколение. В иноплеменной среде их прозвище соотносилось с названием всего народа, и со временем арии также стали называть себя русами (росами).

Арии — самоназвание. Согласно нашей концепции, оно восходит к имени их верховного бога Яра (Йара). Выделение их в среде других индоевропейских народов связано, в первую очередь, с «возвышением» Яра (он же Ярила). Поэтому и прародина ариев должна находиться в той области Восточной Европы, где наиболее распространены топонимы с корнями» яр», «ра» (в Белоруссии Яра называли Раем) или созвучными им. И здесь следует выделить бассейн реки Волги, которая в старину называлась Ра и неоднократно поминается в религиозных текстах ариев. Не забудем и то, что древние цивилизации возникали вблизи крупных рек, да и русская традиция строить поселения на возвышенном берегу реки (яру) родилась, разумеется, не тысячу лет назад, а гораздо раньше. Именно берега Волги, как нам представляется, были колыбелью арийской культуры. Отсюда они мигрировали в самые разные области нашей планеты. Названия Европы (по-английски «Юропы»), Ир-ландии, Гер-мании, Ар-мении, Ирана, Ирака, Аравии — все арийского происхождения (образованы от корня «яр»). В сочинении русского книжника XII в., получившего название «Слово об идолах», сообщается, что культ Рода (воплощения Яра) охватывал Египет, Вавилон, Малую Азию, Грецию, Рим и славянский мир! Большинство ученых воспринимает это как беспримерную похвальбу и заведомое преувеличение. Но в действительности все именно так и было! Арии в своем движении на юг заселили земли восточного Средиземноморья и добрались до Египта.

Следы былого присутствия ариев в Египте видны «невооруженным глазом». Египетский бог солнца Ра — это «двойник» русского Яра (в египетском письме не было гласных). Некоторые египетские божества следует также признать русскими по происхождению. Таковыми являются древнейший бог Бата (Батя), почитавшийся в образе быка; демон мрака и тьмы Баб (мужская параллель богини Бабы-яги); богиня Маат (Мать) — дочь бога Ра; Птах (Петух) — мемфисское божество земли и плодородия. Отдельного упоминания заслуживает бог-покровитель умерших Сокар, изображавшийся в виде мумифицированного сокола или мумии с головой сокола. В египетском письме отсутствует буква «л», а буква «р» может также произноситься как «л». Но это значит, что имя бога Сокара можно прочитать и как «Сокол», что в точности соответствует его образу и подтверждает его русскую природу. На особую значимость этого божества для древнейших жителей Африки указывает то, что его именем названа знаменитая пустыня Сахара.

В первые века II тыс. до н. э. на севере Месопотамии возникло государство Митанни с правящей арийской династией. В середине того же тысячелетия арии завоевывают Индию, а еще несколькими веками позже устанавливают контроль и над территорией Ирана. Все это общеизвестные факты, которым историки стараются не придавать значения. Любой специалист по истории Древнего мира будет настойчиво объяснять вам, что роль ариев в азиатских делах была крайне незначительна. А уж то, что первые книги человечества — «Ригведа» и «Авеста», — написаны ариями, вам сказать обязательно забудут.

Со временем у разных арийских племен роль верховного божества могли играть и другие древнерусские боги. Соответственно с этим изменялось и название народа. Так, племена, поклонявшиеся богу Белу, назывались беласками или на греческий манер пеласгами. Про них, как про предков русских и славян, как раз и говорил Александр Дмитриевич Чертков. Покинув свою прародину, беласки перебрались на земли Греции. Эллинская традиция знает пеласгов, но о народе ариев не упоминает. Причиной этому служит то, что та часть ариев (носителей культа Яра), которая пришла на Балканы, породнилась с некоторыми протославянскими племенами. Культ Бела в отличие от Яра носит общеславянский характер. Другими словами, мигрировавшие арии влились в состав прото-славянского этноса, прародиной которого были земли от Одера до Днепра. Таким образом, в колонизации греческих земель в середине IV — начале III тыс. до н. э. участвовали как предки русских (арии), так и предки славян.

Вспомним еще одно наше древнее божество — Ивана. Память о нем как о русском боге хранят сказки об Иване коровьем сыне и Иване Быковиче. Иван-день, Иван Купала — известнейший славянский праздник, приходящийся на время летнего солнцестояния. Главный персонаж праздника Иван — воплощение незакатного дня, солнца, почти не уходящего в эти дни с неба. Простой народ в Ярославской, Тверской и Нижегородской губерниях называл Иванов день Ярилою, то есть солнечным богом. Но с именем Ивана (Вани) естественно соотнести название народа венетов, «народа словенского поколения». Таким образом, с именами верховных древнерусских богов Яра, Бела и Ивана связаны названия трех древнейших племен, причастных к истории Средиземноморья.

В цикле предыдущих книг автором была выдвинута и обоснована концепция Средиземноморской Руси. Что же это за загадочная страна? Упоминания о ней в учебниках истории не найдешь днем с огнем, миллионам россиян она попросту неизвестна. Другое дело, узкий круг профессиональных ученых, специалистов по истории Древнего мира.

Им прекрасно известно, что в надписях египетских фараонов, относимых ко II тыс. до н. э, многократно упоминается соседняя с Египтом страна Русена. Из-за того, что древнеегипетское письмо не передает гласных, а некоторые иероглифы могут обозначать сразу два значения (например, «р» и «л» или «т» и «с»), ученые восстанавливают истинное звучание слов с известной долей условности. Поэтому в разных изданиях название «Русена» воспроизводится как «Рутена», «Резену» или «Ретену». Но это частности. Существование во II тыс. до н. э. к северо-востоку от Египта, на побережье Средиземного моря (территория современной Палестины, Сирии и Турции) государства Русены — неоспоримый факт. И его подтверждают не только египетские источники.

В Коране (25: 40; 50: 12) говорится о древнем народе неверных, проживавших по соседству с мусульманами в области ар-Расса. Само по себе созвучие этого названия с именами «Россия», «Русь» можно было бы счесть случайным, но вместе с текстами фараонов оно приобретает несокрушимую доказательную силу. Тем более что и в Библии Палестина называется именем «Ерез», «Арзену» или «Рутену». Родина Иисуса Христа — Галилея, кстати, именовалась не иначе, как Верхняя Рутену. Эти разночтения происходят оттого, что древнееврейское письмо, как и египетское, не имело гласных. Поэтому ничто не мешает нам читать древнейшее название Палестины и как Русь или Русена. Правда, в современных текстах Библии мы ни одно из этих названий не найдем. Дело в том, что они всюду заменены на слово «страна» (иногда на словосочетание «наша страна»). Неожиданно, не правда ли? Иммануил Великовский в книге «Эдип и Эхнатон» перечисляет девять (!) мест Библии, где сделаны указанные замены.

Исследователи Книги Книг предпочитают не упоминать об этих редакторских правках, поскольку традиционная картина истории Древнего мира не предусматривает присутствия предков русских в Средиземноморье. Да, историки признали, что часть ариев (проторусов) в начале II тыс. до н. э. переселилась из южнорусских степей в Северную Месопотамию, где создала государство Митанни. Да, они согласились, что арии-митаннийцы не раз завоевывали Палестину и назначали там наместников. Но при этом ученые совершенно безосновательно добавляют, что арии составляли абсолютное меньшинство среди местного населения, и потому, дескать, роль их была незначительной. Такая позиция историков ставит, например, в совершенно нелепое положение филологов, которые вынуждены утверждать, что имя Иван древнееврейского происхождения. Подумать только, главный персонаж русских сказок, образ, вошедший в древнерусскую культуру во времена незапамятные, объявляется семитским по происхождению. Чудеса, да и только!

В действительности на землях Палестины и Сирии во II тыс. до н. э. проживали не только семитские племена и выходцы из Египта, но и значительная часть ариев. В результате многовековой борьбы последние, в основной своей массе, были вытеснены в Малую Азию и сосредоточились там преимущественно на западном побережье полуострова Анатолия. Их восточным соседом был народ хеттов, проживавший в центральной части полуострова. Из текстов глиняных табличек, сохранившихся в архиве хеттских царей, мы знаем, что союз царств во главе с ариями-переселенцами назывался «страны Арсавы» (употребляются также варианты прочтения — «Арцава», «Арзайа»). С поправкой на условность чтения египетских и хеттских текстов можно заключить, что это то же самое название, которое присутствует в надписях египетских фараонов, Коране и Библии. Средиземноморская Русь уменьшилась по масштабам, но продолжала существовать.

Легендарная Троя входила в состав стран Арсавы, а значит, была частью Средиземноморской Руси. На многих сосудах, чашах, мисках и черепках, найденных при раскопках Трои, присутствует свастика — солнечный знак древних ариев, символ счастья и благополучия. Он наиболее часто использовался троянцами при росписи посуды. Это бесценное свидетельство археологов подтверждает, что арии проживали в Трое.

Согласно древнегреческим мифам, заключительным аккордом Троянской войны стало разрушение знаменитого города. Начиная с этого момента, в источниках пропадают и какие-либо упоминания о государстве Арсава. Оно перестает существовать как отдельное политическое образование. Поэтому Троянскую войну следует рассматривать как некое итоговое событие, предопределившее закат Средиземноморской Руси и массовый исход ариев из Анатолии. История их миграций стала основой нашей книги. Мы доказываем, что самые разные «ветви» троянских родов и их союзников в конечном итоге воссоединились на земле арийской прародины, чтобы вместе с потомками ариев и другими народами, проживавшими там, создать Киевскую Русь. Эта идея и предопределила название книги.

Задавшись целью воссоздать русскую историю в географической широте и временной неразрывности, мы вынуждены были погрузиться в глубь тысячелетий. Нитью Ариадны выступило наше родовое имя. Кроме того, мы проследили пути распространения культа русских первобогов: Яра, Бела, Ивана, Коло и Тура. В результате выстроилась оригинальная концепция древнерусской истории, в которой предки русских и славян — носители культов выделенных богов, — выступают реальными участниками истории Древнего мира. Принципиальная новизна подхода заключается в том, что было открыто правило, которому следовали наши предки, выбирая свои самоназвания. Загадочные для историков племена пеласгов, венетов, киммерийцев и халдеев «обрели» этническую окраску, а их деяния — совершенно отчетливый политический подтекст и ясный стратегический смысл. Мы не корректировали хронологию событий, не перетолковывали содержание источников. Наше дополнение к картине древней истории состояло только в том, что среди ее действующих персонажей мы указали конкретный ряд народов, имеющих арийские корни. Другими словами, мы добавили некоторые фрагменты в мозаику истории Древнего мира, не потревожив при этом уже имеющиеся части. Мы заполнили ее пустоты, но отнюдь не перекраивали сюжет. Это важнейшая черта нашей концепции, решительно отличающая ее от всех остальных нетрадиционных теорий.

Соединяя историю русских с ариями, мы сразу же решаем два принципиально важных вопроса. Во-первых, мы удревняем историю нашего народа как минимум на шесть тысяч лет. Во-вторых, мы объявляем русских коренными обитателями Русской равнины. В наше время оба эти положения выглядят в диковинку, но еще два-три века назад они выступали в качестве «аксиом» русской истории. Существует древнерусское сочинение, известное под названием «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Оно включалось во многие хронографы русской редакции, начиная с XVII в. (Хронограф — средневековое историческое сочинение в православных странах — Византии, Болгарии, Сербии, России, синоним летописи). Всего известно около ста списков данного литературного памятника. В нем предлагается оригинальная схема древнерусской истории. Согласно ей, в 2409 г. до н. э. (или 3099 г. от Сотворения мира) два потомка скифского племени, братья Словен и Рус, покинули со своими родами берега Черного моря и двинулись на север. После четырнадцатилетних блужданий по пустым землям старший брат Словен заложил город Словенск на реке Волхове, а младший Рус основал город Руссу, который доныне именуется Старая Руса. «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжища тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом мвоим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Там обо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетьския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда надлежаще». Этот небольшой отрывок можно назвать краткой аннотацией древнейшей русской истории. В нем отражены не только факт освоения предками русских и славян берегов Балтики, Русского Севера и Сибири, но и героические деяния в южных странах, вплоть до Египта. Правда, вопреки исторической логике, сказание называет Словена старшим братом, но тут прослеживается влияние нашей летописной традиции, включающей русских в число славян. Урал и Сибирь в древнейшие времена осваивали все-таки предки русов, а не славян.

История древних русов в значительной степени протекала вне пределов современной России. «Сказание о Словене и Русе» фиксирует и этот важнейший момент. Но на территории Русской равнины — прародине древних ариев — продолжали существовать их поселения. Именно здесь формировались силы для миграций на юг. На основании данных раскопок современный археолог Ю. А. Шилов доказывает присутствие ариев в широкой полосе южнорусских степей в IV–II тыс. до н. э. Правда, без каких бы то ни было оснований, ученый заключает, что прародина ариев находилась именно в Поднепровье.

Идею белорусской прародины русов отстаивает писатель и геолог Р. К. Баландин. Согласно его идее, еще в конце неолита (IV–III тыс. до н. э.) в долину белорусской реки Росси (притока Немана) пришло племя, обладавшее навыками горного дела. На берегах этой реки археологи обнаружили тысячи шахт, большинство из которых, судя по данным радиоуглеродного анализа, имеет возраст 3,5–1,2 тыс. до н. э. Продукция росских горняков — кремневые «полуфабрикаты» и каменные орудия — шла, как бы мы теперь сказали, на экспорт. Ею пользовалось население прилегающих районов, а также Балтийского побережья. Племена, обитавшие в этом регионе, занимались также охотой, земледелием, собирательством, скотоводством. Добывая и обрабатывая кремень, они вели торговый обмен этой продукцией со своими близкими и дальними соседями. Эти племена, таким образом, вели комплексное хозяйство, поэтому их материальная и духовная культура уже по одной этой причине была для своего времени очень высокой. Р. К. Баландин заключает: «Русская культура, (точнее палеорусская) была наиболее высокой для данного региона. И это не удивительно. Она объединяла самые разные по происхождению племена: и славянские (правильнее было бы сказать арийские. — А.А.), и балтские (пруссов), в меньшей степени — германские. Землей Русской уже могли называть всю область влияния, господства этой культуры».

Наш выдающийся соотечественник Лев Ильич Мечников (1838–1888) в книге «Цивилизация и великие исторические реки» высказал мысль о глубокой закономерности возникновения древнейших в бассейнах больших рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Яньцзы. Но, как сейчас ясно, развитые цивилизации существовали не только в полосе между 20 и 40 градусами северной широты, но и в более северных областях. Они выпали из рассмотрения Мечникова. Среди них была и выросшая на Волге цивилизация древних ариев.

В «Ригведе» Волга упоминается в X книге, в «Гимне рекам», где говорится о реке Раса. В «Авесте» она воспевается уже под именем Ранха (Рангха, Раха). Она стекает с высокой горы. Ее верховья бывают схвачены сильными морозами — «бичом этой страны». В одном из гимнов «Авесты» Ранха воспевается как прекрасная женщина, одетая в роскошную шубу из шкур 300 бобрих, что подчеркивает ее северную локализацию. Она также уподобляется великой богине Ардви (Арийской Деве!) и воспевается как полноводная, широкая и целебная, растящая жито, кормящая стадо и величиною равная «всем водам, вместе взятым». Обожествление ариями Волги свидетельствует в пользу особого, выделенного ее значения для наших предков.

Бассейн Волги-Ра — «колыбель» арийского мира, из этой области арии-росы пришли на берега белорусской Росси и украинской Роси. Названия этих рек в точности повторяют имя нашего народа, но их масштаб не соответствует его геополитическому статусу. Другое дело — Волга:

Красавица народная,
Как море полноводная,
Как Родина свободная —
Широка, глубока, вольна!

Арии Русской равнины выступали хранителями этнического генофонда и древнейшей культуры. Конечно, они тоже смешивались с соседними племенами, но на своей территории всегда составляли большинство. Совсем не такая ситуация была у тех племен, которые мигрировали в чужеродное окружение. Им труднее было сохранить свою культуру, но они, не теряя связи со своей прародиной, сохранили и возвратили имя «Русь» на берега Днепра и Волги. В этом уникальность древнерусской истории, которая нисколько не моложе египетской или шумерской.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх