|
||||
|
ПРИМЕЧАНИЯ1 Неточность: Дидона не уступала страсти Энея, а влюбилась в него под воздействием чар его матери, Венеры. — Прим. ред. 2 Gera D. The warrior women. The anonymous tractatus De mulieribus. Leiden, 1997. P. 7–8 (комментарий там же, с. 122–140). 3 Саллюстий. Заговор Катилины, 24–25. 4 Венеры. — Прим. пер. 5 Вергилий. Буколики, X, 48–49. 6 Тацит. Анналы, XI, 26–38; Светоний. Клавдий, 26–27, 29, 36. 7 Речь шла об «отыквлении» императора Клавдия, посмертно обожествленного, что и послужило предметом пародии — тыква являла собой символ глупости, которой, по мнению современников, отличался этот правитель. — Прим. ред. 8 Ювенал. Сатиры, VI, 114–132. См. также: X, 330–345 о ее браке с Силием. 9 Сенека. Утешение к Гельвии, 16–17: feminas quas conspecta virtus inter magnos viros posuit. 10 Дословно — «мужества». 11 Там же, 11, 2–5. 12 Овидий. Наука любви, II, 641–662. 13 Musonii Rufi Reliquiae / О. Hense ed. Leipzig: Teubner, 1905. Fr. 4, 13a. 14 Ювенал. Сатиры, VI, 268–279, 284–285. 15 Трактат о женских болезнях, или Гинекология, I, 4. 16 Corpus inscriptions latinarum (CIL), VI, 15346. 17 Недавно Маурицио Беттини и Джанни Гвастала в статье «Personata vox» (в сборнике Vicende е figure femminili in Grecia e a Roma. Ancona, 1995 под редакцией Ренато Рафаэлли) прекрасно описали эти трудности. 18 Голос из-под маски, чужая речь (лат.). — Прим. пер. 19 Овидий. Фасты, II, 428: socer optati nomen habebit avi. 20 Основное собрание латинских надписей, на которое мы будем ссылаться, — Corpus inscriptionum latinarum (CIL), выходившее в Берлине с 1863 г. Оно организовано по хронологическому и преимущественно географическому принципу. Первый том содержит все надписи республиканской эпохи, последующие включают надписи Италии и разных провинций (например, т. 6 и 15 посвящены Риму, т. 8 — Африке, т. 13 — Галлии и Германии). Последние два тома организованы тематически: т. 16 — воинские дипломы, т. 17 — военные пограничные камни. Материалы этого во многом уже устаревшего собрания дополняются ежегодными сводами «Эпиграфического ежегодника» (L'année epigraphique, АЕ). 21 Если быть точнее, завоевание Римом Италии завершилось в 265 г. до н. э., когда римляне захватили Вольсинии. — Прим. ред. 22 Цизальпинская Галлия была покорена не во II, а в III в. до н. э., между Первой и Второй Пуническими войнами. — Прим. ред. 23 Царство Аттала III охватывало не всю Малую Азию, а лишь ряд ее западных районов, которые образовали римскую провинцию Азия. — Прим. ред. 24 Arjava A. Women and law in Late Antiquity. Oxford, 1996; Nathan G. The family in Late Antiquity. The rise of Christianity and the endurance of tradition. London; New York, 2000. 25 Обычаев предков. — Прим. пер. 26 Город (лат.). — Прим. ред. 27 На полу этой базилики выбиты изображения игроков в кости и в шашки. 28 Овидий. Фасты, V, 555. 29 Гален. Комментарий на книгу Гиппократа «О природе человека», I, 1 (в изд. Кюна — XV, 21–26). 30 Гета был убит своим братом Каракаллой вскоре после смерти Севера. — Прим. ред. 31 Гален. Комментарий…, I, 1. 32 Светоний. Нерон, 26. 33 Тацит. Анналы, XIII, 25. 34 Гален. О свойствах пищи, III, 30 (в изд. Кюна — VI, 721–722). О кефали — там же, III, 25 (в изд. Кюна — VI, 710). 35 Соран Эфесский. Гинекология, II, 16. 36 Гален. Комментарий на Гиппократов трактат «О суставах», 1 (в изд. Кюна — XVIIIA, 348). 37 Геркуланум залила лава, о чем авторы сами упоминают ниже, а Стабии — селевой поток. — Прим. ред. 38 Имеются в виду решения трибутных комиций — наиболее демократического вида народных собраний. — Прим. ред. 39 Optimus — превосходная степень от bonus (добрый). — Прим. пер. 40 Дигесты, I, 17, 32; см. также I, 1, I, 3–4; 1, I, 4; I, 5. 41 Катон. О земледелии, V, 143. 42 Варрон. О сельском хозяйстве, II, 10. 43 Цицерон. Об ораторе, II, 11, 44. Сообщения о почестях такого рода уже в 390 г., вероятно, легендарны. 44 Валерий Максим, VI, 9, 9; Веллей Патеркул, II, 65, 2–3; Дион Кассий, XLIII, 51, 4–5. — Необходимо добавить сюда также красочный рассказ Авла Геллия (XV, 4). — Прим. ред. 45 Eloge funebre d'une matrone romaine. Paris: CUF, 1950, II, 4–10; 19 (изд. M. Дюрри). 46 В защиту Росция, 27, 147. 47 Цицерон. Письма к Бруту, I, 18, 1 (особо заметим выражение prudentissima et diligentissima femina). См. также: Цицерон. Письма к Аттику, XV, 11. 48 Плутарх. Цицерон, 20, 3; 29, 4; см. также ниже о ее роли в 63 г. 49 Так наз. auxilia. Они не входили в состав легионов. — Прим. ред. 50 Римское гражданство (лат.). — Прим. ред. 51 Саллюстий. Заговор Катилины, 31, 7. 52 Дигесты, XXIII, 2, 44. 53 Позднее даже супругу консула стали называть consularis femina («консулярша»). 54 Raepset-Charlier M. Th. Prosopographie des femmes de l'ordre senatorial. Louvain, 1987 (далее — FOS), 454. 55 FOS, табл. LXV; 454; 208; см. также Дигесты, 1, 9, 8. 56 FOS, 632; AE, 1935, 26. 57 Рамки всаднического достоинства можно ясно установить на основании сенатусконсульта 19 г., обнаруженного в Латрино в виде надписи (АЕ, 1978, 145). 58 См. пример Аннии Веттии Сильваны, жены прокуратора Авла Туллия из Сполетия. 59 Дигесты, XXIII, 2, 38, 63, 65; XXXIV 9, 2, 1; это правило распространялось на других чиновников и на почтовых служащих. 60 ILS, 8862; CIL, X, 3888; XII, 4357. См. также: Дион Кассий, LIV, 16, 2. 61 Саллюстий. История, III, 96. 62 Плутарх. Красс, 8, 4; 11, 5. 63 Гай. Институции, I, 17–21. Другие основные ограничения для хозяев см. там же, 36–41. 64 Там же, 1, 82. 65 Дигесты, XXIII, 2, 14, 3. 66 Возьмем для примера, среди многих других памятников, CIL, VI, 12412, 14452 (дети рабов поступают на службу во дворец). Можно возразить, что, с одной стороны, иногда семьи явно не разлучались, поскольку новой семьей становилась семья жены хозяина, а с другой стороны, сами супруги подчас (CIL, VI, 13172, 17652, 18886, 23151, 26755, 36011) имели разных хозяев, а это, несомненно, значило, что хозяева — муж и жена, дядя и племянник, два свойственника и т. д. — точнее установить, что их связывало, мы не можем. 67 См., например, АЕ, 1982, 681 (надпись из Нима). 68 Жрец императорского культа в колониях. — Прим. пер. 69 CIL, XII, 3221 (также из Нима) (декурион — член городского совета. — Прим. ред.). 70 CIL, X, 4760 (надпись из Суессы): сын получил декурионское достоинство за заслуги отца, который оказывал городу такие благодеяния, как если бы сам был декурионом. 71 Это было одно из легитимных оснований для освобождения рабов моложе тридцати лет, как исключение из закона Элия Сентия. 72 «Если они не были прежде отпущены на волю с этой целью» (Дигесты, XXXIII, 2, 28). 73 Дигесты, XXIII, 1, 45; XXIV, 2, 11. 74 Дигесты, XIV, 3, 7, 1. Ниже мы увидим, что бывали и женщины-мастеровые. 75 CIL, XIII, 7113: Rosa simul floruit, et statim periit. 76 Дигесты, I, 5, 9. 77 Авл Геллий, I, 12, 9: «Как только весталка избрана (capta), отведена в атрий Весты и доверена понтификам, с того самого мига без всякой эмансипации и перемены статуса она выходит из-под отеческой власти и получает право составлять завещание». 78 Современному праву известно только кровное родство (cognatio). 79 Ульпиан. Фрагменты, 11, 1. 80 Там же, 11, 27. 81 Гай. Институции, I, 190. 82 Там же, I, 157, 171. 83 А также мужчинам, которым закон сокращал сроки выслуги лет при прохождении cursus honorum и другие карьерные преимущества, в том числе на муниципальном уровне. См., например: Дион Кассий, LV, 2, 5–6; Плиний Младший. Письма, X, 2; X, 94–95; Марциал. Эпиграммы, II, 91, 5; III, 95. Ср. также привилегии, дарованные императором местным властям Писавра (Пезаро на адриатическом побережье): CIL, XI, 6354. 84 Гай. Институции, I, 190. 85 Заочное бракосочетание допускалось только для мужчин (Павел. Сентенции, V, 19, 8). 86 Дигесты, XXXV, 1, 15: nuptias enim non concubitus sed consensus fuit («брак же был не по сожительству, а по согласию»). 87 Дигесты, XXIII, 1–2. 88 Павел. Сентенции, V, 6, 15. 89 Для обручения требовалось достижение невестой полных десяти лет (Дион Кассий, LIV, 16, 7). 90 Дигесты, XXIII, 2, 4. 91 См. например, CIL, VI, 12776, где сын Аттии Секунды и императорского вольноотпущенника Тита Клавдия Леандра зовется Марк Аттий Леандр: он, очевидно, родился, когда его отец еще был рабом. 92 Гай. Институции, 1, 111–113, 119. 93 Дионисий Галикарнасский. Римские древности, II, 25. 94 Кодекс Юстиниана, 8, 38 со ссылкой на конституцию Александра Севера от 223 г. 95 Дигесты, XXIV, 1, 32. 96 Гай. Институции, 1, 136; Тацит. Анналы, IV, 16, 4: «Сенат… издал закон (при Тиберии. — Прим. пер.), согласно которому супруга фламина Юпитера (который непременно должен был сочетаться браком по обряду конфарреации. — Авт.) подвластна мужу лишь в том, что имеет касательство к священнодействиям, а в остальном пользуется одинаковыми с прочими женщинами правами». Последняя формулировка говорит о том, какое положение женщины считалось «нормальным», и сама по себе указывает на исчезновение из обихода брака под мужней властью, что подтверждается и многими другими историческими, литературными и юридическими свидетельствами. 97 Дигесты, XVI, 1, 2, [2]. 98 Институции, II, 8, введение. 99 Дигесты, XXIV, 3, 66. 100 Саллюстий. Заговор Катилины, 35. 101 Плиний Младший. Письма, VI, 32. 102 Ульпиан. Фрагменты, 6, 10, 12. 103 Например, Цицерон. Письма к Аттику, XII, 32; XV, 20. 104 Дигесты, XVII, 2, 81. 105 Дигесты, XXXIV, 1, 16. 106 Луцию Антистию Рустику, консулу 90 года, и его супруге Муммии Нигрине (Марциал, IV, 75, эпиграмма 88 г.). См. также CIL, VI, 27881а — надпись, сохранившая память о чете рабов Тихии и Кельтибере, в которой оба сожителя также владели имуществом совместно (87 г. н. э.). 107 Павел. Сентенции, IV, 8, 20. 108 Гай. Институции, II, 161: «Так, дети, которых мать делает наследниками, принадлежат к разряду внешних, ибо женщины не имеют детей под своей властью». 109 Дигесты, L, 16, 195, 4: Mulier autem familiae suae et caput et finis est. 110 О государстве, III, 17: даже такой консерватор, как Цицерон, возмущается нелепыми следствиями закона: «Почему <…> дочь Публия Красса, если она единственная у отца, могла бы, без нарушения закона, иметь сто миллионов сестерциев, а моя дочь не могла бы обладать и тремя миллионами?» 111 Завещание с обязательством передать наследство лицу, которое не может быть назначено наследником непосредственно. — Прим. пер. 112 Римский гражданин (лат.), в данном случае, естественно, женского рода. — Прим. ред. 113 Дигесты, L, 17, прим. 2 (см. также III, 3, 54): Feminae ab omnibus officiis civilibus vel publicis remotae sunt. 114 Дигесты, V, 1, 12, 2: «Не потому, что не имеет способности суждения (iudicio), а потому, что обычаем велено, чтобы они не занимали гражданских должностей (civilibus officiis)». Юриста Павла, видимо, здесь надо понимать так, что речь идет об условности, требующей, чтобы власть любого рода сосредоточивалась в руках определенной категории населения, а не о последствиях физической или умственной неспособности. 115 Дигесты, XLVIII, 2, 8. 116 Тацит. Анналы, III, 49. 117 Валерий Максим, VIII, 3, praef.; здесь verecundia stolae — (женская скромность. Стола — одежда замужней римлянки. — Пер.) — и conditio naturae (естественное состояние) противопоставляются impudicitia (бесстыдство). См. также: Дигесты, III, 1, 1. 118 Валерий Максим, VIII, 3, 2. 119 Цицерон считал ее истинной обвинительницей в процессе Целия, которого он защищал (В защиту Целия, 30–35); в той же речи о ней: «бесстыдство» (impudentia, 49–50), «безрассудная, наглая, злая женщина» (temeraria, procax, irata femina, 55–58). 120 Валерий Максим, VIII, 3, 1. Он считает Мезию «женщиной с мужской душой» (sub speciae feminae virilem animum gerebat). 121 Плутарх. Нума, 25, 10. 122 См., например, в Кодексе Юстиниана, 12, 1, 1 рескрипт Александра Севера Севериане о равном и неравном браке для матроны в сенаторском звании (claritas generis). 123 Гай. Институции, 1, 195. 124 Цитируется Авлом Геллием (X, 23, 5). 125 Ульпиан. Фрагменты, 14. 126 Дигесты, II, 13, 12. 127 Тит Ливий. Эпитомы, 48. 128 Тацит. Анналы, II, 50, 3. 129 XLII, 34. Качества супруги характеризуются словами libertas, pudicitia, fecunditas. 130 Дион Кассий, LX, 24, 3. 131 Геродиан. История, III, 8, 5. 132 Ср.: Проперций. Элегии, IV, 3, 45: Romanis utinam patuissent castra puellis! («О, когда б лагеря были девам доступны у римлян!») 133 Дигесты, XXIV, 1, 61. 134 Аттические ночи, 1, 6 (с ошибочной датировкой речи). 135 Светоний. Август, 89, 5. См. также: Тит Ливий. Эпитомы, 59; Валерий Максим, VII, 7, 4. 136 В частности, Ульпиан (Дигесты, XXI, 1, 14, 1). 137 Авл Геллий, IV, 3, 2; XVII, 21, 44. 138 Валерий Максим, II, 1, 4. 139 Надгробная речь…, II, 31–41. 140 В защиту Марцелла, 23. 141 Ювенал. Сатиры, VI, 595–601; Тацит. Анналы, III, 25. 142 Фронтон. Письмо на смерть внука, 2, 1. 143 FOS, 63. 144 Плиний Старший. Естественная история, VII, 60. 145 Плиний Младший. Письма, 1, 14. 146 FOS, 322. 147 Тацит. Жизнеописание Юлия Агриколы, 6, 1. 148 Ювенал. Сатиры, III, 160–161. 149 Светоний. Цезарь, 1, 1. 150 Плиний хвалил также Гнея Педания Фуска Салинатора (впоследствии консула 118 г.), обрученного с Юнией Паулиной: «Знатная семья; почтеннейший отец; мать, о которой скажешь то же; сам Фуск, преданный занятиям, образованный, даже красноречивый, мальчик по сердечной простоте, юноша по воспитанности, старик по серьезности» (Плиний Младший. Письма, VI, 26, 1). 151 Гораций. Сатиры, 1, 6. 152 Например, жители Атины официально (publice) почтили Юлию Гратиллу статуей ob puducitiam. 153 Стаций. Леса, II, 7, 81–88. 154 Надгробная речь., I, 30–34. 155 Из всего, что составляло жизнь замужней женщины, всегда особенно восхвалялось усердное lanificium. Между тем занятия прядением и ткачеством всегда имели сексуальный метафорический смысл. Такая коннотация прекрасно видна в бытовых предметах, открытых в Галлии: футлярах для веретен с надписями (иногда именными) примерно такого содержания: «засунь и ворочай» (impie me sic versa me). Здесь оба значения — техническое и эротическое — очевидны. 156 CIL, XIII, 7004. Еще раньше они имели горе потерять двенадцатилетнюю дочку Паулину (CIL, XIII, 7003). 157 Так в тексте. — Прим. пер. 158 Тацит. Анналы, XIV, 64, 1 — ср. XII, 8. См. также Светоний. Клавдий, 27, 2, Дион Кассий, LX, 5, 7. С другой стороны, можно усомниться, что помолвка Октавии с юным Силаном, состоявшаяся между 41 и 48 гг., имела «реальный», а не чисто политический характер. 159 CIL, XI, 832. 160 CIL, VI, 16631. 161 Так в латинском тексте. — Прим. ред. 162 Плиний Младший. Письма, V, 16, 2–9. 163 См, например: Сенека. Диалоги, VI, 1, 1. 164 CIL, XIII, 1583. 165 Сервий в комментарии к «Энеиде» (X, 722) подробно перечисляет фазы переговоров и соглашений между сторонами: hic ordo est, conciliata primo, dein conventa, dein pacta, dein sponsa («порядок таков: сперва сватовство, затем согласие, затем обещание, затем помолвка»). 166 Цицерон. Письма к брату Квинту, II, 6 [5], 2. 167 Плиний Старший. Естественная история, XXXIII, 12. 168 Тертуллиан. Апология, 6, 4. 169 Авл Геллий, Х, 10. 170 Фест, с. 348L; Авл Геллий, IV, 9, 5. 171 Макробий. Сатурналии, 1, 15, 21. 172 Овидий. Фасты, III, 393–396. 173 Там же, V, 487–490; VI, 219–234; Плутарх. Римские вопросы, 86. 174 Овидий. Фасты, VI, 224. 175 Обряды инициации римских девушек нам почти неизвестны: из кое-каких намеков вроде упоминания про «счастливою девичьею кровью Анны рощицу щедрую Перенны» (Марциал. Эпиграммы, IV, 64, 16–17; см. также Овидий. Фасты. III, 524–696) не удается составить ничего связного. 176 Катулл, 61. 177 Свадьба по обряду конфарреации справлялась гораздо торжественнее и сложнее, в присутствии великого понтифика, фламина Юпитера и десяти свидетелей, причем исполнялись специальные обряды, произносились особые слова (cum certis et solemnibus verbis), приносились многочисленные жертвы, в том числе полбяный хлеб, давший название этому виду брака (Гай. Институции, 1, 112). 178 Дигесты, XXIII, 2, 5; Овидий. Героиды, 14, 10. 179 Плутарх. Римские вопросы, 31. 180 Иными словами: «Где ты будешь господином и хозяином, там я буду госпожой и хозяйкой», что любопытным образом уравнивает супругов. Ср.: Плутарх. Римские вопросы, 30. 181 Ноний, с. 852L. 182 Варрон. О латинском языке, 5, 61; Плутарх. Римские вопросы, 1. 183 Овидий. Фасты, IV, 787–792. 184 Впрочем, общность семейного культа (культа предков) существует только во «врученном» браке. 185 Катулл, 61, 181–235. 186 Варрон. О латинском языке, VI, 84; Гораций. Сатиры, II, 2, 60; Авл Геллий, II, 24, 14; Макробий. Сатурналии, 1, 15, 22. 187 Плиний Младший. Письма, III, 3. 188 Светоний. Тиберий, 50. 189 Ас mihi videtur valde matrem, ut debet amare (Цицерон. Письма к Аттику, VI, 2, 2). 190 Письма к Аттику, 1, 18: cum filiola et mellito Cicerone. 191 Там же, XII, 36, 1; 37, 2. 192 Там же, XIII, 28, 4: non esse probatum mulieribus. 193 Овидий. Фасты, VI, 637–638. 194 В надписях встречаются выражения: «sine querela», «sine ulla querela», «sine infamia», «sine iurgo sine offensa», «sine ulla offensa», «sine ulla animi laesione». 195 CIL, XIV, 1364: Feci [mecum an]nis XV unanimis. 196 CIL, VI, 9810: Sine ullo dolore nisi diem mortis eius. 197 Тацит. Агрикола, 6, 1: vixerunt mira concordia per mutuam caritatem et in vicem se antponendo. 198 Стаций. Леса, III, 5. 199 Марциал. Эпиграммы, VI, 21; Стаций. Леса, I, 2. 200 Говорили, впрочем, что у нее была связь со своим учителем грамматики Квинтом Цецилием Эпиротом (Светоний. О грамматиках, 16). 201 Светоний. Тиберий, 7, 2–3. 202 Утешение к Ливии, 299–342. 203 CIL, VI, 20307. 204 CIL, VI, 9141: de qua doluit nihil nisi mors eius. 205 CIL, VI, 9792: sine te vitam sordidam exigo. 206 CIL, XIII, 2244. 207 CIL, VI, 7579: ne tarn scelestum discidium experiscar divitus. 208 CIL, VI, 26392. 209 AE, 1987, 179: nunquam sine me in publicum aut in balineum aut ubicumque ire voluit. 210 Плиний Младший. Письма, VII, 5. 211 Тацит. Анналы, XV, 10. 212 Например, в гл. 5 мы встретимся с женой всадника — почтового чиновника в Британии. 213 Тацит. Анналы, III, 34. 214 Т. Andersson (Journal of paleopathology, 9, 1997, p. 55–58). 215 Audollent A. Tabulettae defixionum. Paris, 1904. 216 Дигесты, XXIX, 5, 3, 2: Si maritus uxorem noctu intra cubiculum secum cubantem necaverit vel uxor maritum… 217 Тацит. Анналы, IV, 22. На этом сюжете основан роман Ж. П. Неродо «Тайна римского сада» (Париж, 1992). 218 Thylander H. Inscriptions du port d'Ostie. Lund, 1952, A 210. 219 CIL, XIII, 2182. 220 CIL, III, 2399. 221 Тацит. Анналы, XIII, 44. 222 Апулей. Апология, 85. 223 Ювенал. Сатиры, VI, 224; см. также IX, 74–76. 224 Марциал. Эпиграммы, VI, 7. 225 При Домициане. — Авт. 226 Валерий Максим, VI, 3, 10–12. 227 Эпиграммы, X, 41. 228 Светоний. Август, 34; Ульпиан (Дигесты, XXXVIII, 11, 1). 229 Дигесты, XXIV, 2, 9; XXIV, 1, 35; XLVIII, 5, 44. Впрочем, может быть, свидетелей призывали только в тех случаях, когда применялся закон о прелюбодействе, когда развод должен был получить огласку, и в некоторых других особых случаях. 230 Exeunt matrimonii causa, nubunt repudii (Сенека. О благодеяниях, III, 2–4). Он писал также, что женщины ведут счет годов не по консулам, а по мужьям. 231 Ювенал. Сатиры, VI, 229–230: sic fiunt octo mariti Quinque per autumnos, titulo res digna sepulcri. 232 Надгробная речь…, I, 27. 233 Тацит. Анналы, II, 86: nam Agrippa discidio domum immunerat. 234 Carcopino J. La vie quotidienne à Rome à l'apogée de l'Empire. Paris, 1939. P. 123–124. — Любопытно, что Ж Каркопино, автор цитированных строк, был сторонником нацистов и занимал министерский пост при вишистском правительстве. — Прим. ред. 235 Плиний Младший. Письма, VIII, 23, 8. 236 Тацит. Агрикола, 4. 237 Плиний Младший. Письма, VIII, 18. Речь идет о безымянной вдове, которую осуждали за новый брак, однако второе вдовство дало ей «прелестные виллы и большие деньги». 238 Апулей. Апология, 86, см. там же, 70. 239 Тацит. Анналы, XII, 2 (по поводу второй женитьбы Клавдия). 240 Римский суд по гражданским делам состоял из четырех комиссий, которые в исключительных случаях заседали вместе, но решение каждая комиссия выносила отдельно. — Прим. пер. 241 Плиний Младший. Письма, VI, 33. 242 Светоний. Веспасиан, 3. Этот случай показывает, что дворцовые рабы и вольноотпущенники оставались как бы государственной собственностью, находясь в распоряжении императоров и императриц и при смене династии. 243 История Августов. Марк Аврелий, 29: ne tot liberis superduceret novercam. 244 Плиний Старший. Естественная история, VII, 5. 245 Дигесты, XXV, 4. 246 Каирский музей, инв. № 29807 = Corpus papyrium latinum (CPL), 156. 247 Мичиганский музей, инв. № 4529 = Papyri Michiganici, III, 169 = CPL, 162: quia lex Aelia Sentia et Papia Poppaea spurios spuriasue in albo profiteri vetat. 248 Дигесты, XXII, 3, 29, 1. 249 Papyri Oxyrinchi, 744. 250 Светоний. Август, 65. 251 Тацит. Анналы, III, 24. 252 Светоний. Клавдий, 27, 1 (FOS, 210; 619). 253 Овидий, описывая, как волчица-кормилица вылизывала Ромула и Рема (Фасты, II, 418), употребляет глагол fingere (лепить). 254 Поэтому ее иногда называли «колыбельницей» (cunaria от cuna — колыбель). 255 О гигиене, 1, 8 (изд. Кюна — VI, 44–45). 256 Так иногда назывались также мать или бабка. 257 Papyri Londinenses, III, 951 (III в. н. э.). 258 Авл Геллий, XII, 1. 259 CIL, X, 6006. 260 CIL, VI, 25301. 261 Дигесты, XXXII, 99, 3 (Павел): eum qui natus est ex ancilla urbana et missus in villam nutriendus («рожденного от служанки в городе и посланного для воскормления на виллу»); L, 16, 210 (Марциан): is, qui natus est ex manicipiis urbanis et missus est in villam nutriendus…). 262 Дигесты, L, 13, 1, 14. 263 Например, CIL, VI, 1424. 264 CIL, VI, 10554. 265 CIL, VI, 36353. 266 Плиний Младший. Письма, VI, 3. 267 CIL, VI, 16450. 268 CIL, VI, 29497. Кормилица здесь прямо названа «сухой кормилицей» (assa). 269 CIL, VI, 26704. 270 CIL, VI, 19159. Ср. также надгробие девочки Розы из Телесфориды. 271 CIL, VI, 34421. 272 CIL, VI, 30110. 273 По-латыни обычно назывались просто «кровью» (sanguis), течкой (fluor, fluctio, profluvium), очищением (purgatio), менструацией (menstrua). 274 О лекарствах, XXI, 1, 15. 275 Дигесты, XXI, 1, 15. 276 CIL, VI, 20370. 277 CIL, VI, 10867. 278 CIL, VI, 3604. 279 Светоний. Август, 34 (immaturitate sponsarum). 280 Гинекология, I, 11. 281 CIL, VI, 9810. 282 Лукан. Фарсалия, II, 331–333. 283 Сенека. О благодеяниях, 1, 9, 3. 284 Плутарх. Нума, 25, 2. 285 Дигесты, XVIII, 1, II, 1; XIX, 1, 11, 5. 286 Овидий. Метаморфозы, III, 316–339. 287 Руф. Фрагменты, 44, 25. 288 Орибаз. Собрание медицинских трудов. Приписываемые книги, 7, 3. 289 Апулей. Апология, 69. 290 Соран. Гинекология, I, 17. 291 Орибаз. Собрание медицинских трудов. Приписываемые книги, 6, 5. 292 Овидий. Наука любви, III, 785–786. 293 Дигесты, XXI, 1, 14, введение. 294 Плиний Младший. Письма, VIII, 10. 295 Nulla sua culpa, aetatis aliqua (VIII, 11, 2). 296 О наилучшем врачебном освидетельствовании (Сочинения, приложение) IV, 13, 6–7 (изд. Искандара — с. 131–133). 297 Тацит. Анналы, XVI, 6; Светоний. Нерон, 33, 3; Дион Кассий, LXII, 27, 4. 298 Тацит. Анналы, XVI, 6–7. 299 Валерий Максим, IV, 6, 4. 300 Плиний Старший. Естественная история, X, 154. 301 Овидий. Фасты, III, 255–258. 302 Плиний Старший. Естественная история, XXVIII, 247, 250, 251, 253. 303 CIL, III, 2267. 304 Светоний. Калигула, 12. 305 Орибаз. Собрание медицинских трудов. Приписываемые книги, 6, 33. 306 CIL, VI, 5201. 307 Исключением были две тройни — Горации и Куриации. 308 Артемидор. Сонник, V, 12. 309 Там же, V, 73. 310 Овидий. Любовные элегии, II, 14. 311 Ювенал. Сатиры, VI, 595–597. 312 Там же, 599–600. 313 См. например, у Руфа Эфесского: Фрагменты, VI, 25. 314 В пересказе Орибаза: Медицинские сочинения, VI, 38 (то же: Дарембер, 1, 541). 315 Плиний Старший. Естественная история, XXIX, 85. 316 Светоний. Домициан, 22. 317 Дигесты, XLVII, 11, 4. 318 Дигесты, XLVIII, 19, 38, 5. 319 Против них применяли мазь из риса и бобов, называвшуюся «ломентум». 320 Овидий. Наука любви, III, 73–74, 79–80. 321 Катулл, 86, 6. 322 Светоний. Калигула, 25. 323 Дигесты, XXI, 1, 14, 1; 1, 14, 3. 324 Предуведомление к Постуму, 8 (в изд. Кюна — XIV, 641–647). 325 P. Оху., I, 187 (вторая половина II в.). 326 Плиний Младший. Письма, VII, 24, 1. 327 CIL, VI, 23457. 328 ILS, 8529а. 329 Плиний Младший. Письма, V, 16, 2 (мы уже упоминали это письмо, говоря о брачном возрасте). 330 Плиний Младший. Письма, IV, 21 (FOS, 415–416). 331 CIL, VI, 13602. 332 Валерий Максим, IV, 6, 3. 333 Дигесты, XLIV, 3, 15; XLI, 3, 6–7; Цензорин. О новогодиях, 25, 3. 334 Впрочем, это слово, несмотря на этимологию (от cubare — лежать), означало не только спальню. Супружеские покои называли также греческим словом thalamus. 335 Мы знаем одну такую специалистку, умершую девятнадцати лет, замужнюю (CIL, VI, 9732). 336 Марциал. Эпиграммы, II, 66. 337 Проперций. Элегии, II, 18. 338 Crinibus emptis, как пишет Овидий (Наука любви, III, 165). 339 Regio, II, VIII, 6. 340 Возможно, это не одно и то же: вестиплика складывала одежду в ларь, а вестипика следила за состоянием гардероба. 341 Фест, с. 112L Matronas apellabant fere quibus stolam habendi ius erat («матронами обычно назывались те, кто имел право носить столу»). 342 media… Subura (Марциал. Эпиграммы, IX, 37, 1). 343 Исключения вроде Гельвии (матери Сенеки) встречались редко и особо отмечались. 344 Ad margaritas CIL, VI, 7421; поименованная в этой надписи имела даже заместительницу (vicaria). 345 Катулл, 2 и 3. Возможно, эти стихи заключают в себе сексуальную метафору: ведь воробей среди птиц то же, что осел среди четвероногих. Но Фронтон, наставник Марка Аврелия, применяет уменьшительное от passer (воробей) — passerella — к своей маленькой дочке Кратии. 346 Овидий. Любовные элегии, II, 6. 347 Целий Аврелиан. Острые заболевания, III, 99. 348 Орибаз. Собрание медицинских трудов. Приписываемые книги, 49 и 53. 349 Плутарх. Катон Младший, 24. 350 Наука любви, III, 479–483. 351 Саллюстий. Заговор Катилины, 25, 2: elegantius quam necesse probae. 352 Стаций. Леса, III, 5, 60–64. 353 Сенека Старший. Контроверсии, II, 7, 3. 354 CIL, XIII, 1983: quod ego cum coniuge feci, vellem si aduc possem. 355 CIL, VI, 579. 356 Corpus reparans mentesque relaxans, как сказано в стих. 1208 Палатинской антологии; loutron alexiponon («воды, отгоняющие скорбь» — греч.) — надпись в термах на форуме Остии (Robert J. et L. Bulletin epigraphique, 1961, № 854). 357 Spectatum veniunt; veniunt spectentur ut ipsae (Овидий. Наука любви, 1, 99). 358 Там же, 1, 89 след. О том же: Ювенал, VI, 71–82, 379–397. 359 Светоний. Домициан, 3 (FOS, 327). 360 Предуведомление к Постуму, 6 (изд. Кюна — XVI, 631–634). 361 Это слово встречается в известных памятниках латинской литературы (сатирической, что не случайно) только три раза, и один раз — в мужском роде с неопределенным значением того, кто так или иначе участвует в зрелищных представлениях. 362 Апулей. Метаморфозы, II, 19. 363 Апиций. О кулинарном искусстве, II, 60. 364 Там же, VIII, 358. 365 Так, Цицерон говорит об одной пирушке в обществе Лайды и Кифериды (Письма к близким, IX, 26). 366 Овидий. Наука любви, III, 329–348. 367 Ср., например: Плиний Младший. Письма, IX, 17. 368 Тибулл, IV, 6, 14. 369 Отнюдь не обязательно речь идет действительно о сестрах по крови. 370 Bowman А. К. Life and Letters in the Roman Empire. London, 1994. P. 127. № 21. Фотокопия письма: Tabulae Vindolandiensi, II, 291 и табл. 2. 371 Проперций. Элегии, III, 10. 372 Цицерон. Письма к Аттику, I, 5, 7. 373 Там же, 1, 8, 2; I, 3, 2. 374 Там же, I, 7; I, 10; II, 1; II, 4 и др. 375 Цицерон. Письма к близким, XIV, 20. 376 Цицерон. Письма к Аттику, XIV, 2. 377 Плутарх. Цицерон, 47–48. 378 CIL, XII, 361; FOS, 60. 379 Плиний Младший. Письма, II, 17. 380 Там же, 1, 4; FOS, 626. 381 О полезности воздуха Стабий см.: Гален. О терапевтической методии, V, 12 (изд. Кюна — X, 364). 382 Проперций. Элегии, I, 11. 383 Гален. О составе лекарств в разных местностях (изд. Кюна — XII, 448), — где перечисляются названия глав II книги Критона. 384 Проперций. Элегии, II, 19. 385 CIL, VI, 19007. 386 Очаровательная монохромная картинка на мраморе греческого происхождения, обнаруженная в Геркулануме (I в. н. э.; Археологический музей в Неаполе), изображает дочерей Левкиппа: две фигуры наклонившихся девочек, играющих в бабки. Одна выбросила две кости и еще не закончила движение, другая внимательно смотрит за ее игрой. 387 Мантуя, Герцогский дворец. Копия в Музее римской цивилизации. 388 Национальный музей (Рим). 389 CIL, VI, 1478. 390 Доклад Франсуа Шоссона в Обществе французских антиквариев (24 мая 2000 г.). См. о ней также: FOS, 587. 391 Цицерон. Письма к Аттику, XIII, 44. 392 См. вклейку, где на одной из иллюстраций женщина по имени Спес изображена с корзинкой для шерсти. 393 Сенека. О благодеяниях, 6, 32. 394 CIL, XII, 1918. 395 Свидетельств о них очень мало (например, CIL, VI, 9758). 396 АЕ, 1994, 1903. 397 Портрет на фаюмской мумии времен Тиберия, найденный в Арсиное и хранящийся в Джиртонском колледже в Кембридже (раскопки Петрии, 1911). Сканирование мумии позволило воссоздать черты этой женщины (см.: Berg В. Mumienporträts. Chronologie und kultureller Kontext. Mainz, 1996. S. 159; Filer J. Revealing Hermione's Secrets // Egyptian Archeology. 11.1997. Р. 32–34). 398 CIL, VI, 3398: Pia, docta novem musis, philosopha, v<ixit> a<nnos> XXI («Благочестивая, обученная новым музам, любомудрствующая, жития ее был 21 год»). 399 Орибаз. Медицинские сочинения. Приписываемые книги, 29, Ю. 400 Цицерон. Брут, 211; Об ораторе, III, 45. В гл. 9, посвященной политике, мы встречаем имена нескольких образованных женщин, которые могли бы говорить публичные речи. 401 «Передают, когда Помпей Великий вернулся из трудного похода, учитель его дочери, желая показать ему успехи девочки, предложил ей прочитать отрывок из «Илиады», начинающийся таким стихом: С битвы пришел ты? О, лучше б, несчастный, навеки погибнул!» (Плутарх. Застольные беседы, IX, 1, 3, 737b. Пер. Я. М. Боровского). — Прим. ред. 402 CIL, VI, 9301 посвящена секретарше (libraria), скончавшейся восемнадцати лет. Эту должность можно было занимать и при мужчине, и при женщине. 403 Лондон. Британский музей, Sc. 649. 404 CIL, VI, 21846: super annos docta et formosa. См. также CIL, VI, 20674, где покойная названа erudita omnibus artibus (сведущей во всех искусствах). 405 Но не слишком (итал.). — Прим. пер. 406 О терапевтическом методе, V, 13 (в изд. Кюна — X, 368–371). 407 Вероятно, псевдоним, придуманный Овидием для своей любимой ученицы (Тристии, III, 7). 408 Она воспела радости брака и была за это обвинена в утрате целомудрия (Сенека Старший. Контроверсии, VI, 8). 409 «Туристка» — придворная Адриана, бывшая вместе с ним в Египте, автор «граффити» — четырех эпиграмм на архаическом диалекте в манере Сафо, написанных на Мемнонском колоссе. 410 Несомненно, не жена Цицерона: она тоже путешествовала по Египту примерно в одно время с Бальбиллой (FOS, 753). 411 FOS, 90: жена Марка Аннея Лукана (39–65). 412 Колумелла. О земледелии, предисловие к кн. 12. 413 О притираниях, 13–16. 414 Овидий. Фасты, III, 815–821. 415 Ювенал. Сатиры, XIV, 166 след. 416 См. ил. 1: Спес с корзинкой для шерсти. 417 Гинекология, II, 1, 12–13. На самом деле врачи-мужчины также лечили женщин. 418 CIL, II, 497. 419 CIL, X, 3980. 420 CIL, VI, 9477. 421 Дигесты, XXII, 17, 3 и 5. 422 Semper sexus masculinus etiam feminum sexum continet. 423 CIL, VI, 9683; уточняется, что покойная Абудия Мегиста — торговка ab scala mediana (средней руки). 424 CIL, VI, 9213. 425 Гаптенета умела писать по-гречески и называлась notaria gr<a>eca (CIL, VI, 33892). 426 CIL, VI, 9801: Аврелия Наида работала на складах Гальбы. 427 Юлия Агела, занимавшаяся этим ремеслом, дожила до восьмидесяти лет (CIL, VI, 9855). Вряд ли она была торговкой: рельеф на ее надгробном памятнике, видимо, изображает ее работу с клиентами (или пациентами, поскольку камедью также заживляли раны). 428 Филлида была sarcinatrix Statiliae (CIL, VI, 6351), а Гедоне и Сиге (CIL, VI, 6341, 6345) — пряхами (quasillariae) в том же доме. 429 Известны, например, Юкунда, Дамалида, Каллитиха (CIL, VI, 5357, 4029, 8903), работавшие на императрицу. 430 Целий Аврелиан. Острые заболевания, III, 100. 431 Селия Эпира занималась этим на Священной дороге (CIL, VI, 9214). 432 CIL, XII, 1594. 433 Гигия была отдана под надзор Флавии Сабине (CIL, VI, 6647); ей дали имя богини, опекавшей и вдохновлявшей ее в работе. 434 CIL, XIV, 2850. 435 Корнелия Вену ста, муж которой тоже был «клаварием» в Турине (CIL, V, 7023). 436 Фульвия Мелема из Рима (CIL, VI, 9211): ее муж Гай Фульциний Гермер, вероятно, изготовлял сусальное золото, а сама она принимала участие в золочении. 437 CIL, VI, 9846. 438 CIL, VI, 3726. 439 В такой мастерской на Священной улице работала Баббия Асия (CIL, VI, 9435). 440 Даже в этом ремесле встречаются женщины: Фанния Пиерида и Фанния Каллиста (CIL, VI, 9398). 441 АЕ, 1973, 71. 442 АЕ, 1978, 145. 443 Mulieres ad ferrum dédit (АЕ, 1977, 153). 444 Дион Кассий, LXXV, 16, 1. 445 В главе о браке и выборе супруги мы говорили, что проституткам запрещалось иметь мужа из сенаторского сословия. 446 На каменных ложах в комнатках помпейских лупанаров видны канавки, протертые ногами клиентов, не снимавших сандалий. 447 Дигесты, XXIII, 2, 43. 448 На кладбище Священного острова в Остии сохранились такие надписи. 449 Светоний. Калигула, 40–41. 450 Помимо элегической поэзии, см., например, CIL, IX, 2029 из Беневента. 451 CIL, IV, 2273. 452 Fellare — сосать; extalio — прямая кишка. — Прим. пер. 453 Луцилла (CIL, IV, 1948) так прямо о себе и говорит, если только эта надпись подлинная. 454 CIL, IV, 4592 (между тем ей дана характеристика moribus bellis — хорошего поведения). 455 CIL, IV, 8034. 456 Courteney Е. Musa Lapidaria: Aselection of Latin verse inscription. Atlanta, 1995, № 86 = CIL, IV, I860. 457 Ibid, 93a = CIL, IV, 1645. 458 Кресцент — имя не конкретного лица, а любовника вообще. 459 Ibid., 93b = Graffiti del Palatino. 2: Domus Tiberiana, № 283 (Acti instituti Romani Finlandiae. 4. 1970). 460 Имя, вероятно, вымышленное, как и другие: Сагана, Вейя, Фолия. 461 Тацит. Анналы, XII, 65. 462 Там же, 22. 463 Два примера из многих: «o<pus> do<liare> ex pr<aediti> Domitiae Lucillae Fortunati Luc<illae servi>», т. е. «кирпич из владений Домиции Луциллы, <сделанный> Фортунатом, рабом Луциллы» (CIL, XV, 1018); «op<us> fig<linum> offic<inae> Iuliae Saturnin<ae> Gallicano et Vetere co<n>s<ulibus>», т. е. «кирпич из мастерской Юлии Сатурнины в консульство Галликана и Вета <150 г>» (CIL, XV, 1221а). 464 CIL, XV, 11–12. 465 CIL, XV, 49. 466 CIL, XV, 674. 467 CIL, XV, 207–208. 468 CIL, XV, 421. 469 CIL, XV, 652. 470 CIL, XV, 69–74, 76–78 и особенно 81–91. 471 CIL, XV, 430–431. 472 CIL, XV, 192–196. 473 CIL, XV, 761: ex conductione Publiciae Quintinae. 474 Дигесты, XIV, 3, 7, 1. 475 CIL, XV, 1147. 476 La Regina А. // Rivista di epigrafia italica. SE. 44.1976. P. 284–288. 477 Например, CIL, XV, 7252, 7378, 7472, 7509, 7532, 7564, 7589, 7592, 7628 — всего 28 клейм только в городе Риме. 478 CIL, XV, 7303. 479 CIL, XV, 7343b. 480 АЕ, 1996, 464. По поводу кельто-латинских безменов с мошенническим добавлением сланца из Отена, доказывающих, что культура галльского образованного общества была двуязычной, сошлемся на доклад Моники Донден-Пейр, состоявшийся 28 июня 2000 г. в Национальном обществе антикваров Франции. 481 Тацит. Анналы, XII, 65 (FOS, 326). 482 В доме Марка Теренция Евдокса работало одиннадцать ткачих (CIL, IV, 3479). 483 Campen N. Ostia, ил. 90. 484 CIL, IV, 3479. 485 CIL, X, 813. 486 CIL, X, 810–811. 487 CIL, IV, 1136. 488 CIL, IV, 4528, 8203, 8204. 489 Andreau J. Les affaires de monsieur Jucundus. Roma, 1974. P. 114, 119–122, 139–140. 490 Gamodeca G. Tabulae Pompeianae Sulpiciorum: Editione critica dell'archivio puteolano dei Sulpicii. Roma, 1999. P. 28–30. 491 Ibid. P. 46, 79. 492 Ibid. P. 73, 54 (FOS, 506). 493 FOS, 504; Светоний. Калигула, 25; Дион Кассий, LIX, 12, 1; 23, 7; Тацит. Анналы, XII, 1, 22. 494 См. особенно: Campen N. Ostia. 495 Вдовы и куртизанки, временно или постоянно не состоявшие под властью отца семейства, в некоторых случаях должны были сами приносить жертвы (Плутарх. Нума, 12, 3; Авл Геллий, IV, 3; Павел Диакон, с. 248 L). 496 Corpus Tibullianum, I, 5, 27–30. 497 Св. Августин. О граде Божием, VI, 9, 2 (цитата из Варрона). 498 IGVR, 1, 160. 499 Овидий. Фасты, III, 809–848. 500 Павел Диакон, с. 72 L 501 Даже при некоторых приватных священнодействиях присутствие женщин не допускалось: mulier ad earn rem divinam ne adsit neve videat quomodo fiat («женщина при этом божьем деле да не присутствует и да не видит, как оно совершается» — Катон. О земледелии, 83). 502 Плутарх. Нума, 25, 10. 503 Авл Геллий, X, 23, 1–3. 504 Плутарх. Римские вопросы, 85; Ромул, 15, 5. 505 CIL, VI, 2128. 506 Тацит. Анналы, II, 86. 507 Авл Геллий, I, 12. 508 Тацит. Анналы, II, 86. С другой стороны, в 23 г. Тиберий приказал выдать новоизбранной весталке два миллиона сестерциев, «чтобы возвысить достоинство жрецов и чтобы сами они с большим рвением служили богам» (Анналы, II, 14). 509 Овидий. Фасты, VI, 291–294. 510 Соран. Гинекология, I, 9 и passim. 511 Плиний Младший. Письма, VII, 19. 512 Овидий. Фасты, III, 422. См. также: Августин. О граде Божием, III, 18. 513 То же говорилось и о Сивилл иных книгах, игравших роль такого же талисмана, — пророчествах, сказанных женщиной (как считалось, Кумской Сивиллой). При Империи они хранились в храме Аполлона Палатинского; обратившись к ним в случае тревожных знамений, магистраты и сенат могли примириться с богами. 514 Даже великий понтифик. В частности, Овидий (Фасты, VI, 437–454) повествует о случае, когда в 241 г. при пожаре храма Весты великий понтифик Метелл, несмотря на запрет, дерзнул войти в храм и вынести святыни, пока весталки в ужасе рыдали. 515 Светоний. Домициан, 8. 516 Дион Кассий, LVIII, 16, 1; 3. 517 Сервий. Комментарий к «Буколикам», 8, 82. 518 Плутарх. Нума, 10. 519 Тит Ливий, I, 20, 3. 520 Макробий. Сатурналии, III, 13, 11. 521 Тацит. Анналы, IV, 16. 522 Светоний. Тиберий, 2, 4; см. также: Цицерон. В защиту Целия, 34; Валерий Максим, V, 4, 6. Дело было в 143 г. до н. а, но эти авторы расходятся относительно личности триумфатора и того, кем он приходился Клавдии: братом или отцом. 523 Светоний. Цезарь, 1, 2. 524 Плутарх. Цицерон, 20. 525 Цицерон. В защиту Мурены, 73. 526 Тацит. Анналы, III, 69. 527 Светоний. Вителлий, 16. 528 Один всадник воздает почести Кампии Северине — великой весталке 249 г. — за то, что его карьера удалась suffragio eius (CIL, VI, 2132), другой — pro conlatis in se beneficiis (CIL, VI, 2131) 529 Римские вопросы, 50. 530 Фест c. 484L; Сервий. Комментарий к «Энеиде», X, 15, 28. 531 Гай. Институции, I, 112. 532 Тацит. Анналы, IV, 16. 533 Овидий. Фасты, III, 393–398. 534 Там же, VI, 227–234. 535 Плутарх. Римские вопросы, 86. 536 Макробий. Сатурналии, 1, 16, 30. 537 Варрон. О латинском языке, V, 29, 130. 538 Ювенал. Сатиры, IX, 53. 539 Овидий. Фасты, III, 253–254. 540 Там же, IV, 133–162. 541 То есть куртизанки в коротких туниках. — Прим. авт. 542 Растение, посвященное Венере. — Прим. авт. 543 Inscriptions Italiae, XIII, 2, 17, p. 126–127. 544 Авл Геллий, XVI, 16, 4: одна из двух Кармент — Поррима (или Прорса) или Постверта — пекутся о родах, смотря по тому, как лежит младенец: головой или ножками вперед. 545 Овидий. Фасты, 1, 617–636 (см. также 461–586). 546 Плутарх. Римские вопросы, 56. 547 Овидий. Фасты, II, 268–450. 548 Тит Ливий, II, 40; Валерий Максим, V, 2, 1; Плутарх. Кориолан, 37; Дионисий Галикарнасский. Римские древности, VIII, 39–56. 549 Дионисий Галикарнасский, VIII, 56, 4. 550 X, 23, 9: ut nulla nisi spectatae pudicitiae matronae et quae uni viro nupta fuisset ius sacrificandi haberet («чтобы только матрона, признанная безупречно скромной и лишь один раз состоявшая в браке, имела право приносить на нем [алтаре Плебейской Стыдливости. — Прим. ред.] жертвы»). 551 Овидий. Фасты, V, 148–158; Проперций. Элегии, IV, 9, 21–36 и 51–61. 552 См., например: Цицерон. Об ответе гаруспиков, 17, 37; Плутарх. Цицерон, 19–20 и 28; Плутарх. Цезарь, 9–10; Дион Кассий, XXXVII, 35, 4. 553 В тот год богослужение проходило в доме Цезаря (претора) и возглавлялось его матерью, которой помогала жена Цезаря Помпея (дочь Помпея) и сестра его. Публий Клодий Пульхр, только что избранный квестором, а позже (в 58 г.) народный трибун, переоделся музыкантшей и проник туда при помощи служанки. Возможно, его сообщницей была Помпея — во всяком случае, муж развелся с ней, потому что «жена Цезаря должна быть выше подозрений». Клодия узнали по голосу и прогнали (или он сам убежал). Дело получило огласку; потребовалось вмешательство сената, который обратился за мнением к понтификам. Против Клодия возбудили судебный процесс по всей форме, но он был оправдан. Скандал внес большую смуту в личные отношения политических деятелей того времени. 554 Pighi G. B. De ludibus saecularibus populi Romani Quiritum. 2 ed. Amsterdam, 1965. 555 Юпитер, Марс и Квирин. — Прим. пер. 556 Хранится в Капитолийском музее (зал 34); идентификация не вполне достоверна. 557 CIL, XIII, 6671. 558 Дион Кассий, LVI, 46, 1. 559 CIL, VIII, 993. 560 CIL, IX, 2347. 561 Овидий. Фасты, III, 261–270. 562 Фест, с. 460L; Плутарх. Римские вопросы, 100. 563 Цицерон. В защиту Бальба, 55. 564 Овидий. Фасты, IV, 407–415. 565 О законах, 11, 21 и 37. 566 Овидий. Фасты, V, 183–378. 567 Там же, 333–338. 568 См. особенно рассказ Тита Ливия (XXXIX, 8–19). 569 По всей Римской империи найдены амулеты, на которых изображены богиня, матка с придатками и ключ, запирающий матку на время беременности. 570 Дион Кассий, XL, 47, 4. 571 Валерий Максим, I, 3, 4. 572 Ср. Плиний Младший. Письма, X, 35; Светоний. Калигула, 14, 2. 573 AE, 1966, 233. 574 CIL, VI, 31610. 575 Аппиан. Гражданские войны, I, 20, 83. 576 Тит Ливий, XXXIV, 1, 3. 577 Там же, XXXIV, 1, 5–7. 578 Там же, XXXIV, 2–4. 579 Там же, XXXIV, 7. 580 Аппиан. Гражданские войны, IV, 32–33. 581 Цицерон. Письма близким, V, 8, 2. 582 Там же, V, 6, 1. 583 Саллюстий. Заговор Катилины, 23, 4–5. 584 Цицерон. В защиту Клуенция, LXVI, 190–191. 585 Светоний. Цезарь, 27. 586 Для нового брака в это время нужно было постановление сената (Плутарх. Антоний, 30–31 и 35). 587 Аппиан. Гражданские войны, V, 93–95. 588 Цицерон. Филиппики. И, 11; II, 113; XIII, 18. 589 Дион Кассий, XLVIII, 4–15. 590 В это самое время Окгавиан совершил весьма оскорбительный по отношению к Фульвии поступок: развелся с Клодией, ее дочерью от Клодия. Это лишний раз показывает политический характер брачных связей. 591 CIL, XI, 6721, 5. Смягченный перевод: «Мечу Фульш 111 между ног». 592 Дион Кассий, XLIX, 38, 1. 593 См., например: Дион Кассий, LV, 14–22. 594 Тацит. Анналы, 1, 69. 595 Калигула — уменьшительное от caliga (солдатский сапог). 596 Заметим, между прочим, что и в этой смерти при неясных обстоятельствах замешана женщина: Планцина, жена Пизона, осужденного посмертно (он покончил с собой), спаслась только благодаря дружбе с Ливией (Тацит. Анналы, III, 10–17). Текст сенатусконсульта по этому делу на бронзовых таблицах недавно был обнаружен в Испании (АЕ, 1996, 885) — редкий случай, когда документальный источник подтверждает литературный текст. 597 Тацит. Анналы, III, 4. 598 Тацит. Анналы, IV, 17–19; 52–60; Светоний. Тиберий, 53, 1. 599 Светоний. Тиберий, 53, 1. (В оригинале эта фраза названа «греческим стихом». — Прим. пер.) 600 Кроме Калигулы. — Прим. пер. 601 Ее дочь Матидия Младшая прославилась богатством, постройками и учреждением хлебных раздач. 602 Писатели истории Августов. Адриан, 4. См. также: Дион Кассий, LXIX, 1 (здесь даже сказано, что Плотина действовала «по любви»). 603 FOS, 54. 604 FOS, 149. 605 Геродиан. История, I, 17. 606 FOS, 301; Сенека. Разговоры, VI, 4, 2; VI, 4, 22; Дион Кассий. LVTI, 24; Светоний. Калигула, 16. 607 FOS, 526; Тацит. Анналы, XVI, 30–33. 608 FOS, 96, 159, 259; Плиний Младший. Письма, III, 16; Дион Кассий, LX, 16, 5–6; Тацит. Анналы, XVI, 33–34; История, IV, 6. 609 Марциал. Эпиграммы, I, 13. 610 Плиний Младший. Письма, VII, 19. 611 Иероним. Комментарий на книгу пророка Софонии // Patrologia latina. XXV, 1337с. 612 Цицерон. Письма к Аттику, XIII, 21, 5: Mirifice Caerellia studio philosophiae flagrans («горящая удивительным рвением к философии»). 613 CIL, IV, 7167. 614 CIL, IV, 7864. 615 CIL, IV, 457, 3595, 3674. 616 CIL, IV, 3479. 617 CIL, IV, 3528. 618 CIL, IV, 7469. 619 Женщины не допускались в комиции (Авл Геллий, V, 19), но их, возможно, пускали на политические сходки (contiones). Намек на это есть у Валерия Максима (III, 8, 6): «Какое дело женщинам до собраний? Никакого, если следовать обычаю предков. Но когда на спокойствие в государстве обрушилась волна мятежей, уважение к старинному порядку было поколеблено и добытое насилием взяло верх над тем, чего требует и что предписывает скромность (verecundia)»*. 620 Сенека. Диалоги, XII, 19, 6. 621 Уже Катон обличал случаи, когда женщинам в провинции ставили статуи, но, несмотря ни на что, этот обычай распространился вместе с обычаем семей выезжать вместе с наместниками и чиновниками. 622 Тацит. Анналы, 1, 40. 623 Тацит. История, II, 20. 624 О Корнелии: FOS, 273; Дион Кассий, LIX, 18, 4; Тацит. История, I, 48. О Мунации Плацине: FOS, 562; Тацит. Анналы, II, 55, 6. Недовольство Корнелией приняло форму дела о прелюбодеянии. Целую серию упреков в адрес женщин, сопровождавших мужей на должность в провинцию, см. в сенатской речи 21 г. при попытке запретить эту практику: Тацит. Анналы, III, 33. 625 Тацит. История, III, 77 (ultra feminam ferox). 626 Ювенал. Сатиры, VIII, 87–88; 128; Марциал. Эпиграммы, II, 56. 627 Каста: FOS, 198. Цецилия: FOS, 154; Плиний Младший. Письма, III, 9. Паксея: FOS, 602; Тацит. Анналы, VI, 29; Дион Кассий, LVIII, 24, 3. Сосия Галла: FOS, 720. Тацит. Анналы, IV, 19–20. 628 См. по этому поводу таблицы патроната Нуммии Варии (CIL, IX, 3429). 629 Непонятно, что думать о женщине из Шершеля (Цезарея), названной «дуумвира» (CIL, VIII, 9407; см. также: там же, 20948): было ли это почетное именование жены дуумвира, недописанное «duumviralis», или настоящая магистратура? 630 CIL, VIII, 23888. 631 CIL, X, 688. 632 Inscriptiones Graece, IV, 1238. 633 CIL, II, 4241; 4275. 634 AE, 1969/70, 650. 635 Van Bremen, p. 309, № 1. 636 Ibid., p. 316, № 1. 637 Ibid., p. 334, № 1; p. 335, № 3. 638 FOS, 609; PIR2, P444; Van Bremen, p. 344, № 2. 639 Например, коллегиями художественных промыслов (fabri) и портных (centonarii) — CIL, XI, 2702, 6335, 5749. Ср. также выше об Эвмахии в Помпеях. 640 Плиний Младший. Письма. VII, 24, 4–5. 641 CIL, X, 5183; АЕ, 1946, 174. 642 CIL, VIII, 5365–5366. 643 Inscriptiones von Ephesos, 438. 644 CIL, VIII, 11216. 645 CIL, VIII, 12058. 646 CIL, XI, 3811 (haec sola omnium feminarum); см. также 3808–3809. 647 Как Юлия Пантима Понтенилла из Эфеса (Van Bremen, p. 320, № 24) или Публия Планция Аврелия Магниана Мотоксарида из Сельги (Ibid., р. 341, № 3). 648 Домиция Мельпида из Тарквиний (CIL, XI, 3368). 649 См. случаи Лоллии Антиохиды — басилиды в Ассосе (Van Bremen, p. 333, № 1) и Аврелии Аполлонии, пританы в Эфесе (Ibid., р. 317, № 5). 650 Таков явно случай Эвмахии, имевшей отношение к сукновальным мастерским в Помпеях. 651 АЕ, 1988, 1038; 1958, 77; 1965, 211 = Inscriptiones von Perge, 98; 118; 99; Inscriptiones von Perge, 97. 652 AE, 1964, 106; FOS, 478. 653 AE, 1971, 79: pro splendore munificentiae eius (надпись из Формий). 654 Но обычно вместе с супругом: CIL, VIII, 2630 и 18100 (Вольтея Корнифиция в Ламбиске); I.v. Ephesos, 619 (Кальпурния Квадратилла в Эфесе). 655 CIL, XIII, 2019. 656 Этот акт можно видеть, например, на реверсе золотой монеты 141–161 гг., где изображена раздача питания девочкам и их родителям: ВМС, 324. Ср.: Писатели истории Августов. Жизнь Марка Аврелия, 26, 6. 657 Фронтон. Письма к друзьям, 1, 14. 658 CIL, X, 6328. 659 CIL, II, 1174. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|