|
||||
|
ПредисловиеОчень легко смешать в кучу все памятники далекой старины; когда думаешь о них, ощущение перспективы теряется и кажется, что все это было сделано за каких-нибудь несколько веков. История похожа на поездку по железной дороге, события проносятся мимо, как телеграфные столбы, и, пока они близко, вы ясно видите, какое расстояние их разделяет; но если оглянуться назад, то события как бы сливаются в одно и промежутков между ними не видно. Но промежутки эти не менее важны, чем исторические события, они представляют собой те периоды, когда люди готовились принять решение, может быть, восстанавливали силы после великих бедствий или собирались с духом для нового рывка вперед. Народы, подобно произведениям их труда, на пути своего развития растут, расцветают и приходят в упадок, но за упадком неизменно следует возрождение. Искусство периода мадлен, о котором мы говорим в нашей книге, исчезло за двенадцать веков до нашей эры, и все же оно продолжает жить и вдохновлять нас. История — не просто набор дат, а долгая повесть о жизни человека, его труде и достижениях; и если это действительно так, то мы не имеем права пренебречь деяниями доисторических людей, которые, имея в своем распоряжении только камень, сумели сделать все инструменты и орудия, необходимые им для повседневной жизни. Историк, вооруженный киркой и лопатой, называется археологом, от греческого слова archaios, древний, и logos, слово. Ему помогают астрономы и математики, когда нужно разобраться с проблемой климатических изменений наподобие ледникового периода. А если найдут череп, например, такой, как нашли в кентском Сванскомбе, то за его изучение принимаются анатомы, чтобы поставить его на соответствующее место в цепи человеческой эволюции. Наука о человеке и человечестве называется антропологией, от anthropos, человек, и logos, слово. Наука о жизни в целом — биологией. Также историк должен иметь понятие о геологии, науке о том, как устроена Земля. По археологии доисторических времен написано множество книг, но в основном они не годятся для детей. Поэтому мы решили взять несколько твердо установленных и доказанных фактов и положить их в основу плана нашей книги. Если этот план заинтересует юных читателей, они могут построить свое здание на фундаменте более глубоких знаний. Сами мы не претендуем на звание настоящих знатоков археологии и выступаем скорее в качестве иллюстраторов. Будучи архитекторами и художниками, то есть всю жизнь занимаясь созданием вещей, мы, возможно, отнесемся к трудам доисторического человека с большей благожелательностью и пониманием и надеемся, что представленные нами картины хотя бы отчасти помогут юным читателям как бы воочию увидеть древних людей. В связи с этим возникает вопрос о том, какой выбрать подход к первобытному человеку. Нужно освободиться от предрассудков. Одни считают доисторических людей отвратительными типами, чудовищно грязными и гадкими. Но этого совершенно нельзя сказать о людях мадлена, чьи произведения мы видим на с. 89–105. Другие же считают героев нашей книги благородными дикарями и мысленно обряжают их во все безыскусные добродетели. Нет, мы не станем делать поспешных выводов. Мы постараемся разобраться, как первобытный человек жил, какими орудиями пользовался и что изготовлял с их помощью, тогда в конце концов перед нами возникнет мысленная картина. Итак, мы не стремимся учить или проповедовать, но хотим заинтересовать читателя и поэтому честно предупреждаем вас об этом. Если у нас получится, если этот малюсенький вирус любознательности проникнет в ваш организм и вам захочется узнать, как изобретались и создавались вещи, тогда, быть может, вы сами станете археологами. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|