• Рыцари храма
  • Разгром ордена тамплиеров
  • Оккультные тайны тамплиеров
  • Тамплиеры Ланца фон Либенфельса
  • ОГПУ против московских тамплиеров
  • Глава 3. Битвы тамплиеров

    Жил на свете рыцарь бедный ,

    Молчаливый и простой,

    С виду сумрачный и бледный.

    Духом смелый и прямой.

    Он имел одно виденье,

    Непостижное уму,

    И глубоко впечатленье

    В сердце врезалось ему.

    Путешествуя в Женеву,

    На дороге у креста

    Видел он Марию деву,

    Матерь господа Христа.

    С той поры, сгорев душою,

    Он на женщин не смотрел,

    И до гроба ни с одною

    Молвить слова не хотел.

    С той поры стальной решетки

    Он с лица не подымал

    И себе на шею четки

    Вместо шарфа привязал.

    Александр Пушкин.


    Рыцари храма

    Выше я уже упоминал, что в отличие от сект, структура которых основана на жесткой централизации с признанием безусловного авторитета в лице главы секты, противопоставляющего себя какой-нибудь из официальных религиозных конфессий, оккультные кружки и тайные общества образуются на принципах равноправия всех прошедших инициацию. Существуют, конечно, различные "степени" (или "градусы") посвящения, однако любой из членов общества без ограничений и в процессе "самосовершенствования" может претендовать на более высокий статус - вплоть до статуса главы общества или ордена.

    Именно на таком принципе было построено одно из древнейших известных нам оккультных обществ - Орден тамплиеров.

    *ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ* ("храмовники", от лат. "templum" - "храм") - Templarii sive fratres militiae templi - духовный рыцарский орден, возникший в ходе крестовых походов, был основан в начале 1118 года Гуго де Пэйнсом "для охраны пилигримов, следующих к Святым местам".

    Девять храбрых и благочестивых рыцарей составили общество на традициях монашества и рыцарства. Они выбрали своей покровительницей Кроткую Матерь Божию (La douce mere de Dieu) и поклялись жить сообразно правилам святого Августина, посвятить свои мечи, силу, жизнь защите таинств христианской веры. Они также приняли обеты целомудрия и бедности. Это символизировала и печать Ордена - два всадника на одном коне.

    Первые сведения о тамплиерах дает нам историограф Гийом Тирский, чье объемное произведение, посвященное этому Ордену, было создано между 1169-м и 1184 годами, то есть в то время, когда крестовые походы достигли своего апогея. Когда Гийом начал писать свою книгу, королевства крестоносцев на Святой земле, которые тамплиеры называли Outremer (страна по ту сторону моря), существовали уже давно, а Орден храмовников отметил полувековой юбилей. Поэтому сведения обо всех событиях, связанных с образованием Ордена, европейцы получили из вторых, если не из третьих рук. Мы почти ничего не знаем о том, какими источниками пользовался Гийом Тирский, поэтому многие его высказывания следует подвергать сомнению. И все же его книга дает определенную информацию, на которой строятся все более поздние сведения о тамплиерах. Согласно Гийому, свое название - тамплиеры - эти воины-монахи получили потому, что их главной штаб-квартирой поначалу служило помещение, находившееся с южной стороны дворца иерусалимского короля Балдуина I и примыкавшее к церкви Гроба Господня. В свое время она была мечетью аль-Акса, святыней мусульман - огромным сооружением XI века, которое поддерживали 280 массивных колонн. На том же месте, по преданию, находился храм царя Соломона.

    Более чем странным выглядит тот факт, что хронисты того времени не пишут ни о Гуго де Пэйнсе, ни о его друзьях-рыцарях. Молчание, которым окружен начальный период деятельности храмовников, тоже вызывает вопросы.

    Нет также доказательств того, что тамплиеры исполняли свое предназначение - охраняли паломников. Да и как могла реально справиться с такой задачей группа из девяти рыцарей, которая в течение девяти лет никого более не принимала в Орден?

    Тем не менее весть о "бедных рыцарях Христовых" довольно скоро пришла в Европу, где популярность их стала расти. Церковные сановники расточали похвалы в их адрес, и сам святой Бернар, монах монастыря из Клерво, в 1128 году написал в их честь трактат под названием "Хвала новому рыцарству", в котором приветствовал появление "монахов по духу, воинов по оружию", превозносил до небес добродетели тамплиеров, их любовь к ближнему и объявлял цели ордена идеалом и воплощением всех христианских ценностей. В этом панегирике святой Бернар противопоставлял холеному и ленивому светскому рыцарю простого монаха-храмовника, не заботящегося о своей внешности и манерах, но зато ведущего праведный образ жизни, воюющего за Христовы идеалы, ставящего превыше всего свое служение Богу.

    Особенно подчеркивалась в трактате сплоченность и дисциплина рыцарей Ордена, где "каждый совершенно не следует собственной воле, но более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему".

    В 1127 году все девять рыцарей Храма возвратились в Европу, где были встречены с триумфом.

    В январе следующего года в Труа, владении графа Шампанского, владельца феода Гуго де Пэйнса, был созван собор, который по представлению Бернара официально утвердил Орден тамплиеров, признав его цели военно-религиозными. Гуго де Пэйнс получил титул великого магистра. Вместе со своими рыцарями он должен был разработать статус военно-монашеского ордена, который соединил бы строгую дисциплину монастыря с постоянной готовностью к военным действиям во славу Божию.

    Святой Бернар подчеркивал, что обет бедности - основной для тамплиеров. Параграф II устава Ордена даже предписывает двум братьям-храмовникам есть из одной миски. Позаботился Бернар и о том, чтобы ничто не отвлекало тамплиеров от служения Христу, а именно: запрещены были любые светские развлечения (посещения зрелищ, игра в кости, соколиная охота и тому подобные), возбранялись смех, пение, суесловие. Подробный перечень всевозможных штрафов за различные нарушения устава составляет более 40 параграфов.

    Своеобразным символом Ордена стал белый плащ, надевавшийся поверх остальной одежды того же цвета. По этому поводу в орденском уставе сказано:

    "Всем профессам мы выдаем как для зимы, так и для лета, поелику возможно, белые облачения, по которым их могут распознать все, кто провел жизнь в темноте, так как их долг - посвятить свои души Творцу, ведя чистую и светлую жизнь".

    Однако, если внимательно ознакомиться со свидетельствами современников, можно прийти к выводу, что жизнь и деятельность тамплиеров не соответствовали тем высоким идеалам и целям, которые были провозглашены при образовании Ордена. Созданный вскоре после Первого крестового похода Орден тамплиеров рассматривался и папой, и иерусалимскими королями как ударный отряд, призванный не только защищать паломников в Святой земле, но и расширять государства крестоносцев в Палестине и Сирии.

    Несмотря на то что храмовники наряду с иоаннитами стали наиболее организованной военно-политической силой Иерусалимского королевства, они не только ни в коей мере не способствовали расширению крестоносных владений в Святой земле, но и фактически не оказали никакой существенной помощи франкским феодалам по удержанию в своих руках Восточного Средиземноморья.

    Уже в первые десятилетия после своего образования Орден терпел поражения от мусульман - например, в 1153 году под Аскалоном, где в бою погибли все сорок участвовавших в нем храмовников.

    С момента основания тамплиеры больше заботились об упрочении своего влияния в Европе, нежели на Ближнем Востоке. Когда в конце 1128 года Гуго де Пэйнс прибыл в Англию, то был принят королем Генрихом I с большим почетом. Многие молодые аристократы из западноевропейских стран охотно вступали в Орден, со всех концов христианского мира в казну тамплиеров шли щедрые пожертвования, Ордену передавались земельные угодья, замки и поместья.

    К 1130 году Орден уже располагал обширными земельными владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании и Португалии. А еще через десять лет он стал крупным землевладельцем и в других странах: Италии, Австрии, Германии, Венгрии и Святой земле.

    Вопреки обету бедности тамплиеры накапливали несметные богатства. При этом они не брезговали торговлей, спекуляцией, а то и прямым грабежом. По свидетельству того же Гийома Тирского, рыцари Храма нападали на арабские караваны и обирали купцов.

    Когда речь шла об обогащении, то "чистые и светлые душой" тамплиеры шли и на прямое предательство Христовых интересов. Пример тому - осада Дамаска в 1142 году во время Второго крестового похода. Вюрцбергский хронист свидетельствует: осажденные подкупили рыцарей Храма, которые оказали им поддержку, что и стало одной из основных причин провала

    тщательно подготовленного крестоносцами предприятия.

    Правдами и неправдами сосредоточив в своих руках колоссальные богатства, тамплиеры занялись банковскими делами и ссужением денег под проценты, превратившись в банкиров практически всех европейских королевских домов и даже некоторых мусульманских властелинов. Филиалы Ордена по всей Европе и на Ближнем Востоке осуществляли выдачу денег в кредит купцам, которые постепенно попадали в зависимость к храмовникам. Таким образом "бедные рыцари Христовы" стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи, а парижский орденский дом превратился в центр европейских финансов.

    Тамплиеры вели сложную систему финансового делопроизводства: бухгалтерские книги, документы приходно-расходной отчетности и тому подобное. Именно храмовники придумали векселя и банковские чеки.

    Завершая тему о богатствах тамплиеров, скажу еще, что во время Третьего крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце, как всегда остро нуждавшийся в деньгах, продал рыцарям Храма захваченный им у Византии остров Кипр, за который в 1191 году тамплиеры заплатили аванс в 40 тысяч безантов, а 60 тысяч отдали позднее.

    Располагая огромными по тем временам финансовыми средствами, Орден превратился во влиятельную силу международного значения. В Европе, Палестине и Сирии тамплиеры действовали подчас как посредники между князьями и монархами. Например, в Англии великих магистров регулярно приглашали на заседания парламента и рассматривали их в качестве глав всех католических орденов. Вследствие этого им подчинялись фактически все приоры и аббаты страны.

    Политическая деятельность рыцарей католической церкви не ограничивалась только Западом - и с исламским миром Орден установил самые тесные деловые отношения.

    Почти на всех политических уровнях храмовники выступали как официальные третейские судьи, и нередко короли признавали их авторитет.

    В 1252 году английский король Генрих III отважился угрожать Ордену конфискацией земельных владений.

    "Вы, тамплиеры, пользуетесь большими свободами и привилегиями и располагаете такими крупными владениями, что ваша надменность и гордыня не знают удержу, - заявил король. - То, что было когда-то так непродуманно вам дано, может быть мудро и отобрано. То, что было слишком быстро уступлено, может быть возвращено назад".

    Великий магистр Ордена отвечал так:

    "Что вы сказали, о король? Было бы лучше, если бы ваши уста не произносили таких недружественных и неумных слов. Пока вы творите справедливость, вы будете править. Если же вы нарушите наши права, то вряд ли останетесь королем".

    Справедливости ради нужно сказать, что рыцари Храма своей деятельностью способствовали развитию науки и техники. Летописцы того времени подчеркивают, что вследствие своих довольно тесных контактов с мусульманской и иудейской культурами тамплиеры обладали монополией на самую передовую технику.

    Орден не скупился, выделяя средства на развитие геодезии, картографии, строительство дорог и мореплавание. Он располагал своими портами и верфями, а также собственным флотом, суда которого были оснащены невиданной диковиной - магнитным компасом. Имея несколько десятков грузовых кораблей и судов для транспортировки людей, храмовники перевозили паломников из Европы в Святую землю и в обратном направлении, получая за свои богоугодные дела приличную мзду.

    Наряду с несением военной службы многие тамплиеры должны были обладать и соответствующими знаниями в области медицины, поскольку уход за больными и ранеными составлял один из компонентов храмовнической деятельности. Рыцари Ордена изготовляли лекарства на травах и использовали другие традиционные средства народной медицины.

    В то же время надменность и далеко не монашеский образ жизни храмовников не были секретом. Поговорку "пьет, как тамплиер" знали по всей Европе.

    В марте 1185 года скончался король Иерусалима Балдуин IV. В борьбе за его наследство великий магистр Ордена тамплиеров Жерар де Ридефор нарушил клятву, данную покойному королю, и тем самым привел христианскую общину в Палестине чуть ли не на грань междоусобной войны. И это был не единственный бесчестный поступок Жерара. Та надменность, с которой он обращался с сарацинами, привела фактически к прекращению долговременного перемирия - боевые действия вспыхнули вновь. В июле 1187 года Ридефор послал своих рыцарей вместе с остатками крестоносного воинства на битву, окончившуюся катастрофическим поражением при Хаттине. Христианские войска были наголову разбиты Салах ад-Дином, и через два месяца завоеванный за сто лет до этого Иерусалим вновь оказался в руках сарацин. А еще через четыре года египетский султан захватил последний "вольный" город Палестины Сен-Жан-д'Акр, или Акру.

    С потерей Святой земли фактически лишалось смысла само пребывание тамплиеров в этом регионе. После падения Акры храмовники устроили свою резиденцию на Кипре, а затем окончательно перебрались в Европу.


    Разгром ордена тамплиеров

    Большая часть тамплиеров осела во Франции, которой правил тогда король Филипп IV Красивый. Постоянные войны с феодальными сеньорами настолько истощили французскую казну, что Филипп не брезговал самыми "грязными" методами, чтобы ее пополнить. Например, он распорядился обрезать золотые монеты и чеканить из сэкономленного таким образом металла новые, более тонкие.

    Естественно, что сказочное богатство тамплиеров привлекло его внимание. Однажды он сам имел возможность увидеть и оценить их, когда во время бунта "черни" в марте 1306 года нашел убежище в Тампле, парижской резиденции храмовников. К тому же король задолжал Ордену довольно много денег и не смог бы расплатиться до конца своих дней.

    И все же Филипп отдавал себе отчет в том, что рыцари-тамплиеры не только имели вооруженные силы, состоявшие из профессиональных воинов, но и были в отличие от королевской армии прекрасно организованы и дисциплинированны. Наряду с этим во Франции храмовники занимали важные посты и полностью выходили из-под власти Филиппа.

    Тогда Филипп начертал прошение великому магистру, где просил оказать ему честь и сделать его, короля Франции, почетным рыцарем Ордена тамплиеров. Жаку де Молэ, тогдашнему главе храмовников, было ясно, что французский монарх тщится рано или поздно добиться звания великого магистра, чтобы сделать его наследственным для французской короны. В учтивых, но твердых выражениях де Молэ отверг притязания Филиппа.

    Не видя другого выхода из создавшегося положения, кроме как через организацию суда над Орденом, Филипп IV составил список обвинений по показаниям Эскена де Флойрана, исключенного в свое время из числа храмовников за "убиение одного из братьев". Этот ренегат обвинил тамплиеров в идолопоклонстве, отречении от Христа, в грехе содомии и других кощунственных деяниях.

    23 сентября 1307 года вместо архиепископа Нарбоннского, который отказался судить тамплиеров, канцлером был назначен Гийом де Ногаре, страстный ненавистник рыцарей Храма. 24 сентября де Ногаре собрал в Мобюиссоне главных советников короля, инквизиторов и епископов. Этот форум принял нужное Филиппу решение: все тамплиеры - иерархи, рыцари, капелланы, сержанты и братья служители - должны быть арестованы и преданы инквизиции.

    И вот в утренних сумерках 13 октября 1307 года, в пятницу, все члены Ордена были подвергнуты аресту, орденские дома и замки поставлены под надзор королевских властей, а вся их недвижимость конфискована.

    Хотя Филипп и использовал момент внезапности, но не добился своей главной цели - сокровищ и документов Ордена король не получил. Как утверждают, в одну из ночей перед волной арестов сокровища были вывезены из Парижа и доставлены в порт Ла Рошель, где погружены на 18 галер, отбывших в неизвестном направлении. Поэтому многие историки сомневаются, что акция французского короля была неожиданной для тамплиеров.

    Известно, что Жак де Молэ незадолго до начала арестов успел сжечь многие документы и рукописи Ордена. Во все орденские дома во Франции великий магистр сумел направить письмо, в котором приказал не сообщать даже минимальной информации об обычаях и ритуалах тамплиеров…


    ***


    Бафомет (из книги Леви "Трансцендентальная магия")

    Арестованные тамплиеры предстали перед судом. Храмовникам инкриминировали то, что они поклонялись дьяволу по имени Бафомет. Во время своих бдений они якобы падали ниц перед головой бородатого мужчины, который говорил с ними и наделял их оккультной силой; случайные свидетели этих ритуалов уничтожались. Тамплиеров обвиняли также в том, что они убивали детей, принуждали женщин к абортам, целовали неофитов в самые непотребные места и поддерживали между собой гомосексуальные отношения. Однако самое страшное обвинение состояло в том, что тамплиеры отказались от Иисуса Христа, попирали крест ногами и плевали на него.

    В ходе "следствия" тамплиеры подвергались разнообразным и самым чудовищным пыткам. С их помощью удавалось выбить из храмовников довольно странные признания. Вот что можно прочитать в протоколе допроса великого магистра Жака де Молэ:

    "* Вопрос: * Кто вас посвятил в рыцари Ордена тамплиеров?

    * Де Молэ: * Меня посвятил рыцарь Юбер де Пейро в городе Боне около сорока лет тому назад. Сначала я дал обет соблюдать различные правила и пункты устава Ордена, затем на меня надели плащ. Далее брат Юбер велел принести бронзовый крест с изображением Христа и велел мне отречься от Христа, изображенного на этом распятии. Против воли я сделал это. Затем брат Юбер велел мне плюнуть на крест, а я плюнул на землю.

    * Вопрос: * Сколько раз это было?

    * Де Молэ: * Только один раз, я хорошо помню.

    * Вопрос: * Когда вы произнесли обет целомудрия, намекнули ли вам, что вы должны вступить в плотскую связь с другими братьями?

    * Де Молэ: * Нет. И я никогда этого не делал.

    * Вопрос: * Посвящение других братьев происходило точно так же?

    * Де Молэ: * Не думаю, чтобы церемониал моего посвящения отличался от общепринятого, а мне самому не слишком часто приходилось руководить этим церемониалом. После посвящения я обычно просил моих помощников отвести новообращенных в сторону и повелеть им сделать что полагается. Я хотел, чтобы они совершали поступки, некогда совершенные мной".

    Уже к концу следующего после ареста тамплиеров дня, 14 октября 1307 года, королевский бальи на площади зачитал показания рыцарей Храма.

    А 12 августа 1308 года кардиналы получили папскую буллу "Faciens misericordiam" ("Творя милосердие"), где Климент V (бывший архиепископ Бордо Бертран де Гот) сообщал о гнусностях иерархов Ордена, которые "в присутствии двух кардиналов признались в совершении чудовищных обрядов посвящения, а также поведали о других ужасных и позорных делах, о коих папа из стыда желал бы умолчать".

    Во Франции расследования, допросы и процессы над храмовниками продолжались долго. В 1310 году на поле возле монастыря святого Антония под Парижем на медленном огне были сожжены 54 рыцаря церкви, отказавшиеся от своих прежних показаний, вырванных у них под пытками.

    Судьба тамплиеров, по крайней мере во Франции, была решена. Филипп IV немилосердно преследовал их, пытал, бросал в казематы, сжигал на кострах. Король подверг и папу римского страшному давлению, в результате чего Климент V 3 апреля 1312 года на заседании XV Вселенского собора огласил буллу "Vox clamantis" ("Глас вопиющего"), согласно которой Орден тамплиеров был распущен. А через месяц появилась новая папская булла "Ad providam Christ! vicarii" ("Попечением наместника Христова"), которая содержала решение практических вопросов, связанных с ликвидацией Ордена Храма: запрещается носить орденские одеяния и называться тамплиером.

    Еще два года после этого несправедливого с правовой точки зрения упразднения Ордена - ведь вина храмовников не была доказана - продолжалась травля "рыцарей церкви", апогей которой пришелся на март 1314 года, когда перед собором предстали великий магистр Жак де Молэ и приор Нормандии Жоффруа де Шарне. И здесь великий магистр вновь попытался воззвать к справедливости, отказавшись от своих показаний. Но его уже никто не хотел слушать.

    18 марта 1314 года Жака де Молэ и приора Нормандии в бумажных колпаках еретиков сожгли на Еврейском острове напротив королевского дворца, из окна которого Филипп Красивый и дал сигнал палачу. В последний момент над собравшейся толпой пронесся голос великого магистра:

    "Папа Климент! Король Филипп! Не пройдет и года, как я призову вас на суд божий!"

    Его проклятие сбылось. Через две недели в ужасных судорогах скончался Климент V. А в ноябре того же года Филипп Красивый умер от неизвестной болезни - легенды утверждают, что тамплиеры были искусны в изготовлении сильнодействующих ядов. Вера в тайные силы тамплиеров и в то, что сбывалось проклятие де Молэ, получила новую пищу.

    Казалось, что со смертью великого магистра и приора Нормандии рыцари Храма навсегда исчезнут со страниц истории. Однако Орден не мог в одночасье прекратить свое существование. Несмотря на усилия французского короля распространить гонения на храмовников по всей Европе, он в этом мало преуспел. Даже его собственный зять Эдуард II Английский занял позицию в пользу Ордена. Было арестовано несколько храмовников, но во искупление "грехов" их поселили в монастырях, где они вели довольно приятную жизнь. Их земли передали госпитальерам. А Шотландия так вообще предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, из Франции.

    После роспуска Ордена многие германские рыцари Храма влились в состав Тевтонского Ордена или перешли к иоаннитам. То же сделали и испанские тамплиеры. В Португалии храмовники были оправданы судом и в 1318 году изменили свое название, став рыцарями Христа. Под таким названием Орден сохранился до XVI века. Васко да Гама, например, был рыцарем Ордена Христа, а принц Энрике Мореплаватель - его великим магистром. Корабли Ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими флагами. Под этими же флагами каравеллы Христофора Колумба "Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья" пересекли Атлантический океан и достигли острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. Кстати сказать, сам первооткрыватель Америки был женат на Фелипе Мониз Перестрело, дочери сподвижника Генриха Мореплавателя, рыцаря Ордена Христа, который передал ему свои морские и лоцманские карты…

    Оккультные тайны тамплиеров

    Уже во времена своего деятельного существования Орден тамплиеров в глазах современников виделся как некий магический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. (Эпохой раньше их подозревали бы в шаманизме). Считалось, что многие из тамплиеров связаны с "темными силами". Еще в 1208 году папа Иннокентий III призвал храмовников к порядку вследствие их "нехристианских действ и заклинания духов".

    Известно, что тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. "Церковность" при этом понималась в ее изначальном смысле - от греческого "ekklhsia", то есть "общность" людей, объединенных идеей.

    Несколько слов о гностиках. Гностики - александрийская секта, основанная на секретных доктринах раннего христианства. Гностики интерпретировали христианские мистерии в соответствии с языческим символизмом. Свою секретную информацию и философские достижения они скрывали от посторонних и учили только небольшую группу специально посвященных лиц.

    Гностики искали (и полагали, что нашли) Истину с большой буквы. Основой ее они считали Гносис (греч. "gnosis" - "знание"), то есть тайное знание о Боге, мире и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе ведет к Спасению. Зло в мире считалось возникшим изначально в результате "ошибки технологии". Уничтожение его происходит лишь постепенно, в ходе мирового процесса восстановления планировавшейся гармонии, ускорить который помогают опять же пророки и божественные посланники. Бог, по учению гностиков, скрыт и непознаваем. Но в то же время это - верховный истинный Бог. Большинство же людей (не относящихся к гностикам) поклоняются неистинному Богу, образ которого они запечатлевают в форме икон и фресок. Между тем это - всего лишь производное от истинного Бога, отец не мира, но "лжи этого мира", то есть Дьявол. Впрочем, для гностиков Дьявол был не отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой собственных заблуждений.

    Тамплиеры, в частности, заимствовали у гностиков символ Андрогина. Для них это был оккультный образ вселенского единения. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове - факел с тремя языками пламени. Правая рука мужская (с латинской надписью "solve" - "разрешай"), левая - женская (с надписью "coagula" - "сгущай"). Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее рога, борода и уши складываются в *ПЕНТАГРАММУ* (известную нам как пятиконечная звезда). У христианских иерархов эта голова, понятное дело, ассоциировалась с Дьяволом. И впоследствии факт поклонения Андрогину был поставлен тамплиерам в вину. Между тем пентаграмма еще у пифагорейцев являлась символом здоровья и опознавательным знаком общины.

    Андрогин гностиков у тамплиеров имел свое имя, назывался Бафометом.

    * Бафомет * (Baphomet) - прочитанное справа налево слово "Temophab", означающее "Templi omnium hominum pacis abbas", то есть "Настоятель храма мира всех людей". Под этим термином тамплиеры понимали эманацию мирового "Мы", астральный вихрь, могущий повести людей по пути усовершенствования, ко всеобщему миру и братству.

    Все это было на виду. Однако более поздние исследования показали, что, скорее всего, внутри Ордена тамплиеров имелся узкий крут посвященных, которые разрабатывали и охраняли от посторонних куда более глубокую оккультную доктрину, чем могли себе представить гонители храмовников.

    В XVIII веке в Гамбурге нашли два документа, относящихся к средневековью. Они содержали тайное уложение для храмовников, достигших "внутреннего круга" Ордена, и дополняли церковный устав. Это были "Устав избранных братьев" и "Устав утешенных братьев". В своей книге "История ордена храмовников и крестовых походов" Жерар Себанеско подробно комментирует эти тексты и доказывает, что речь в них идет об указаниях, целью которых было сохранить тайны оккультной иерархии, строго отделенной от остальных членов Ордена.

    Существует множество версий об эзотерических тайнах, столь ревностно оберегаемых тамплиерами. И в наши дни продолжают появляться труды, посвященные этой теме. В своей удивительной книге "Жан де Фодоас" писатель-оккультист Морис Магр выдвигает гипотезу, согласно которой тамплиеры во время сражений использовали заряженную магией фигуру Бафомета. Она якобы обеспечивала им победу до тех пор, пока не была у них украдена в ходе одного из сражений христианской армии с монгольскими захватчиками в Богемии.

    Морис Магр добавляет:

    "Вполне вероятно, что все великие завоеватели, которые оставили свой след в судьбах различных народов, использовали магию, что позволило им управлять мировыми силами в своих интересах".

    Мы не верим в магию, а потому не будем всерьез рассматривать этот последний тезис, но, похоже, храмовники самого высокого ранга действительно обладали эзотерическими познаниями. Находясь в Турене, в донжоне замка Шинон, они рисовали на стенах своих камер символические граффити, которые целые поколения эрудитов пытаются расшифровать.

    Современный алхимик Эжен Канселье, автор книги "Два жилища алхимиков", считает, что ему удалось истолковать самый загадочный и сложный из этих рисунков. Согласно его версии, тамплиеры знали, как будет развиваться земной цикл вплоть до Апокалипсиса.

    "На стене одной из камер, - пишет Канселье, - тамплиеры, сидящие в донжоне замка Шинон в ожидании казни, оставили среди других не менее интересных граффити краткую схему развития природы. На боковине дверного проема выделяется процарапанный стилетом на мягком камне круг, правая сторона которого едва намечена и решительно заштрихована вертикальными линиями. Действительно, золотой и серебряный века закончились, когда в 1308 году адепты ордена Храма представили потомкам изображение безжалостного хода времени. Вот почему гномон на космическом циферблате, проведенный из меньшего круга с буквой "S" в центре ("S" - первая буква французского слова "soleil" - солнце), разделяет на две половины верхний сектор, то есть бронзовый век. Одна половина - это прошедшие триста лет, а другая - будущие триста лет, на ней еще стоит буква "В", которая у римлян обозначала число 300. Эти шесть веков помечены также буквами А, В, С, D, Е, F. Буква "А" крупнее, чем другие, и соединена фигурной скобкой с другой буквой "А", расположенной прямо над ней, что символизирует два упомянутых века. Справа и немного выше Солнца мы видим Луну и Землю - круг, перечеркнутый крестом, жизнь, которая завершится с концом железного века, обозначенного в нижней четверти круга. Стилет неизвестного тамплиера неумолимо двигается дальше, чтобы, достигнув вертикала, отметить великое смятение в шуме труб. Вот тогда Избранные и смогут повторить пророческие слова прорицателя из Патмо:

    "Я видел новое небо и новую землю; потому что первое небо и первая земля исчезли, а моря больше не существовало".

    Довольно вольная трактовка, не находите? Мы еще не раз встретимся с тем, как оккультисты вольно трактуют деяния предшественников. А пока попытаемся ответить на вопрос, а чего, собственно, добивались тамплиеры, укрепляя и расширяя свой Орден.

    Конспиролог Жан Маркес-Ривьер в своей книге "История эзотерических доктрин" дал определение политическому аспекту деятельности внутреннего кружка Ордена Храма:

    "Похоже, в самом Ордене была вдохновляемая строгим эзотеризмом группа, имевшая тайную цель захватить власть".

    Итак, власть тамплиерам нужна была для того, чтобы объединить западный мир и стать его настоящими оккультными правителями. Какое средство они собирались использовать для осуществления своего замысла? Фактический союз светской и религиозной власти? Однако для этого необходимо было примирить Крест христианства и Полумесяц ислама, превратив Средиземное море из разделяющей пропасти в центр единения мировых религий.

    Тамплиеры, не ограничивавшиеся одними мечтами об идеальном обществе, прекрасно понимали, что для того, чтобы рано или поздно исчезло противостояние между христианским миром и Востоком, надо методически развивать коммерческие контакты между двумя сторонами. Руководители Ордена всячески стремились взять под свой контроль промышленность, торговлю и финансовые отношения между христианским и мусульманским мирами. Замысел тамплиеров имел в виду подрыв существующих норм, полную реорганизацию традиционной структуры человеческого общества, причем Европа была лишь промежуточным этапом на пути реализации этого проекта.

    Хотя к большинству политических руководителей той эпохи тайный кружок тамплиеров относился лишь как к пешкам и слепым исполнителям своей воли, были и некоторые исключения. В частности, император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен был, возможно, одним из посвященных в дерзкий план. В частности, невзирая на сильное возмущение Рима, он устанавливал контакты с мусульманскими адептами, вместо того чтобы идти на них крестовым походом. Вне всякого сомнения, этот император Германии не был пешкой в чужой игре - напротив, он достиг высших кругов посвящения. Именно он в 1228 году председательствовал за "круглым столом" в Акко, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.

    И по сей день в самом гористом и наименее посещаемом туристами месте, в итальянской провинции Апулия, в предместье города Андрия, расположен огромный укрепленный замок, который построил Фридрих II. Кое-кто называет это сооружение Замком хозяина мира. Эта массивная крепость, Кастель дель Монте, построена в полном соответствии с восьмиугольным планом, как и часовни тамплиеров. Хотя впоследствии замок служил резиденцией высоких особ, он явно предназначался для других целей, в нем не было ни одной комнаты с утилитарным назначением: ни спален, ни столовых, ни гостиных. При жизни императора Кастель дель Монте, безусловно, использовался лишь по торжественным случаям для собраний и церемоний. Восьмиугольный план сохраняется и внутри замка: все комнаты расположены вокруг одной центральной, также восьмиугольной, комнаты хозяина. Вероятно, это помещение было Средней комнатой - наиболее скрытой и, следовательно, самой священной.

    Тамплиеры Ланца фон Либенфельса

    Ореол таинственности, окружавший храмовников, сохранился и после роспуска Ордена. А в XVIII веке самые различные "тайные" организации ссылались на тамплиеров как на своих предшественников.

    Так, многие масоны свои ритуалы и церемониалы позаимствовали у рыцарей Храма и рассматривали себя в качестве стражей "тайны тамплиеров".

    Накануне Великой французской революции легенды вокруг Ордена приняли неслыханные размеры, и историческая правда о нем исчезла за дымкой мрачной романтики. Рыцарей Храма считали героями и мучениками, предвестниками антиклерикального духа.

    Многие французские масоны, как утверждается, лишь потому выступали против Людовика XVI, чтобы внести свой вклад в исполнение проклятия Жака де Молэ всему французскому королевскому дому. По словам современников, после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на помост, окунул руку в кровь мертвого монарха и показал ее толпе, громко крикнув: "Жак де Молэ, ты отмщен!"

    И ныне, в начале XXI века, существует по меньшей мере три объединения, которые называют себя тамплиерами и утверждают, что ведут свою родословную с 1314 года. Однако попытки связать фуппировки неотамплиеров с их историческим Орденом Храма - дело бесперспективное, ибо не выдерживает элементарной исторической проверки.

    Самое ужасное же заключается в том, что неотамплиерство содержит в себе немало скрытых угроз для современного общества. Ведь принятие традиций храмовников подразумевает и преемственность идеи всемирной власти на основе принципов, которые имеют мало общего с тем, что мы привыкли называть человеческой моралью и нравственностью. За примерами далеко ходить не надо. В XX веке европейская цивилизация однажды породила общество, в структуре которого нашлось место и для традиции тамплиеров. Однако о "защите паломников" уже речи не шло.


    ***


    Человек, который называл себя Иорг Ланц фон Либенфельс (нем. Lanz von Liebensfels) и утверждал, что родился 1 мая 1872 года в Мессине (Сицилия) от барона Иоганна Ланца фон Либенфельса и его жены Катарины, урожденной Скала, в действительности родился 19 июля 1874 года в пригороде Вены. Его отец, Иоганн Ланц, был учителем; мать действительно звали Катариной, урожденной Гоффенрайх. При крещении ребенок получил имя Адольф Йозеф.

    В детстве Ланц горячо интересовался средневековым прошлым и религиозными орденами, к которым он относился как к духовной элите. Сам он рассказывает, что его особенно воодушевлял Орден тамплиеров и что он с головой ушел в изучение их истории, традиции и легенд. Эти впечатления определили его решение принять послушничество в одном из аббатств Вены. Несмотря на возражения семьи, он вступил в Орден как брат Георг 31 июля 1893 года.

    Аббатство оказало серьезное влияние на жизнь Ланца. Белый камень церковных нефов, белые плиты, строгий романский стиль, уединенный монастырский сад, мозаика цветных стекол и могилы двенадцатого века - все это совпадало с атмосферой средневекового рыцарского романа. Ланц был истовым послушником и делал серьезные успехи. В 1897 году он постригся в монахи, а еще через год приступил к преподаванию в духовной семинарии.

    Жизнь в монастыре удовлетворяла его сентиментальным стремлениям отождествить себя со священной элитой древности; кроме того, эти годы предоставили ему исключительную возможность расширить свое образование. Зрелые труды Ланца несут на себе ясный отпечаток глубокого знания Библии, редких апокрифов и гностических текстов, а также религиозных традиций и языков Ближнего Востока. Он также прилежно изучал историю аббатства и опубликовал свои исследования в нескольких научных журналах.

    Особенно важна самая первая из опубликованных им работ, поскольку она является наиболее ранним свидетельством его зарождающейся ереси и специфического мировоззрения. Это был комментарий к отпечатку на могильном камне, извлеченном из-под монастырских плит в мае 1894 года. Отпечаток изображал дворянина, ошибочно идентифицированного как Бертольд фон Трейн, топчущего неизвестное животное. Ланц интерпретировал эту сцену как аллегорическое изображение вечной борьбы между силами добра и зла, соответственно представленными дворянином и странным чудовищем. Размышления над буквальным смыслом этой аллегории убедили его в том, что корень всякого зла в мире заложен в животной природе человека. Для того чтобы найти решение этой проблемы, он начал заниматься зоологией.

    Изучая Священное Писание, апокрифы, современную археологию и антропологию, Ланц объединил существовавшие в то время расистские идеи в дуалистическую религию. Голубые глаза и светлые волосы, свойственные арийской расе, окончательно отождествлялись для него с добрым началом, тогда как различные темные отклонения - негроиды, монголоиды, жители Средиземноморья - он связал с принципом зла. Собственным вкладом Ланца в расистскую идеологию стала адаптация научных взглядов применительно к гностической доктрине, представляющей светлые и темные силы в качестве космических сущностей, ответственных за порядок и хаос в мире.

    Трудно сказать, насколько этими идеями Ланц обязан своему послушничеству в монастыре. Его учитель Шлегль презирал евреев Ветхого Завета как самонадеянное и надменное сообщество, и его переводы Библии попали в список книг, запрещенных церковью за антисемитизм. Расистские тенденции в мышлении Ланца вполне могли сформироваться под влиянием Шлегля. Впрочем, его неортодоксальные убеждения, по-видимому, вызывали серьезные трения между ним и его наставниками. Стремление же Ланца к свободе, интеллектуальной и физической, стало причиной разочарований, в связи с чем он отказался от обета и покинул аббатство в апреле 1899 года.

    С этого времени Ланц был свободен в выборе путей для развития своих идей, и период с 1900 по 1905 годы был отмечен его быстрым интеллектуальным ростом. В это время он был зарегистрирован как член по меньшей мере двух научных обществ, где имел возможность встречаться с выдающимися историками и учеными. Он получил патент на три изобретения. Он также начал писать для таких народнических и социал-дарвинистских журналов, как "Хаммер" ("Hammer") и "Политико-антропологический обзор". Одна из статей Ланца содержала более ста ссылок на сугубо научные исследования, что подтверждало глубину его недавних занятий антропологией, палеонтологией и мифологией.

    Поскольку в 1902 году Ланц получил докторскую степень, по-видимому, он защитил и диссертацию на одну из тем в рамках этой доисторической сферы.

    В 1903 году Ланц опубликовал основные положения своей доктрины, названной им "Теозоологией". Этот текст являлся странным соединением религиозных идей, заимствованных из традиционных иудейско-христианских источников, но переработанных в свете данных современных наук о жизни. Целью первой главы была попытка понять природу и происхождение существ, которых Ланц называл пигмеями и на которых возлагал ответственность за разрушение арийской цивилизации прошлого. Следующие четыре главы - под заголовками "Gaia" (земля), "Pege" (вода), "Руг" (огонь) и "Aither" (воздух) - описывали сатаническое царство, рассказывали историю первого пигмея по имени Адам, который породил расу человеко-зверей (Anthropozoa).

    При этом Ланц использовал очень своеобразный принцип перевода древних текстов: согласно ему слова "земля", "камень", "дерево", "хлеб", "золото", "вода", "огонь" и "воздух" все означали получеловека, а глаголы "называть", "видеть", "знать" и "скрывать" означали "совокупляться с" и так далее. В соответствии с Ланцем, основным сюжетом древней жизни был поиск и воспитание любовников-пигмеев (Buhlzwerge) для извращенных сексуальных развлечений. Поэтому основная цель Ветхого Завета выглядела как предупреждение избранных людей (арийцев) о последствиях этой скотской практики.

    Не забывает Ланц и про богов. Он начал с утверждения, что поколение богов существовало как наиболее ранняя и высшая форма жизни (Theozoa), совершенно отличная от Anthropozoa, родоначальником которых стал Адам. Ланц предположил, что эти божественные существа обладали необычными чувственными органами, предназначенными для восприятия и передачи электрических сигналов. Подобные органы наделяли их обладателей мощной способностью к телепатии и всемогуществом, но позже они атрофировались в рудиментарные гипофизарную и шишковидную железы, как можно видеть у современного человека; и это произошло благодаря скрещиванию божественного племени со звероподобным.

    Впрочем, Ланц допускал, что всеобщая программа сегрегации могла бы вернуть эти способности арийцам как ближайшим наследникам божественного племени.

    Ланц выдвигает и программу действий, которые могли бы помочь арийцам вернуться к "божественному" состоянию. Его рецепты просты и безжалостны. Культурный подъем низших рас во всей Европе и в ее колониях должен быть обращен вспять. Социализм, демократия и феминизм должны быть отменены. Женщины должны войти в полное подчинение их арийским мужьям. Дальнейшее размножение пигмеев должно быть остановлено при помощи принудительной стерилизации. И так далее и тому подобное. Пройдет совсем немного времени, и миллионы людей по всей Европе окажутся за колючей проволокой концентрационных лагерей, воплощающих собой бредовые идеи Ланца фон Либенфельса.

    В конце 1905 года Ланц начинает выпускать расистский журнал "Остара" ("Ostara"). В первой вступительной статье Ланц проинформировал читателей о том, что "Остара" - первый и единственный "расово-экономический" журнал, который намерен "практически использовать антропологические данные для того, чтобы научным образом сломить восстание низших рас и защитить благородство расы европейской".

    Ланц самолично выпустил семьдесят один номер журнала. Основными их темами были расовая соматология, антифеминизм, антипарламентаризм, духовные различия между черными и белыми расами в сферах сексуального поведения, искусства, философии, коммерции, политики и войны, а также кастовый закон, заимствованный из индуистских кодексов Ману. Первая мировая война рассматривалась в журнале как эсхатологическая фаза в борьбе между белыми и черными.

    За военные годы связь Ланца с народническими публицистами значительно возросла. Журнал оставался верен провозглашенным намерениям и тщательно отслеживал отрицательные социокультурные и экономические последствия эмансипации низших рас во всех сферах общественной жизни. Эти анализы сопровождались "эмпирическим материалом", полученным от журналистов. Темы анализов легко могли быть установлены по названиям серий. Среди номеров с 26-го по 89-й семь были тесно связаны с классификацией расовых типов, восемнадцать - посвящены вопросам пола, женщинам и проституции, двадцать девять - духовным и физическим различиям белых и черных, девять - религиозным и оккультным вопросам.

    Идеологические связи Ланца с оккультизмом еще усилились, когда он обратился к современной астрологической жизни Германии. Весной 1915 года Ланц опубликовал подробные обзоры астрологической литературы. После этого он счел, что усвоенных идей ему достаточно, чтобы самому включиться в предсказательский процесс. По его мнению, Первая мировая война свидетельствовала о мессианском "исполнении времен". Растущий расовый беспорядок, военный и культурный хаос должны были завершиться новым монгольским нашествием на Европу в период с 1960 по 1988 годы, предав Землю во власть демонического господства. Следующий за этим Страшный суд предвещает Золотой век, когда возникнут новая Церковь Святого Духа и Арийское государство, власть в котором будет отдана вечному священничеству, посвященному в таинства древнего сексуально-расистского гнозиса. Географическим местом рождения расистского Золотого века была названа Вена; в новом политико-религиозном устройстве ей отводилась главная роль.


    ***


    Желание Ланца основать рыцарский орден прямо вытекало из его элитаристских концепций. Выбор рыцарства в качестве носителей гностической традиции определялся комплексом факторов, включающим в себя и собственную психологическую склонность, и неоромантический климат австрийской и германской культуры на рубеже веков.

    Впервые Ланц заинтересовался тамплиерами, читая средневековые легенды о рыцарях Круглого стола.

    Предания о рыцарях Круглого стола восходят к легенде об Артуре. *КОРОЛЬ АРТУР* (одна из этимологии - от кельт, "artos", "медведь") - герой кельтской мифологической традиции, впоследствии персонаж средневековых европейских повествований. Согласно легенде, Артур утвердил свое владычество над Британией, сумев вытащить из-под лежащего на алтаре камня чудесный меч Экскалибур. Артур основал резиденцию в Карлионе, отмеченную явной символикой Центра мира - таинственного и труднодостижимого. Во дворце Артура (Камелоте) установлен знаменитый Круглый стол (сведения о нем впервые появляются у авторов на рубеже XII и XIII веков), вокруг которого восседают лучшие рыцари короля. Центром пиршественного зала был добытый Артуром при путешествии в Аннон (потусторонний мир) магический котел. Закат королевства, гибель храбрейших рыцарей знаменует битва при Камлане, где Артур сражается со своим племянником Мордредом, который в отсутствие короля посягнул на его супругу Гиньевру; Мордред был убит, а смертельно раненный Артур перенесен своей сестрой феей Морганой на остров Аваллон, где он и возлежит в чудесном дворце на вершине горы. По другим преданиям, бытовавшим до позднего времени, Артур сделался правителем подземного мира или превратился в ворона.

    Ланц пришел к выводу, что рыцари Круглого стола связаны с историческими тамплиерами, что доблестное поведение последних в Святой земле обеспечило им превращение в архетип религиозного рыцарства XIII века. Рыцари для него были прежде всего носителями расистского гнозиса на протяжении всех средних веков. В их намерения, по мнению Листа, входило создание "Великого германского ордена" - государства, которое включило бы в себя все Средиземноморье и Средний Восток. В 1913 году он опубликовал короткое исследование, в котором Грааль интерпретировался как электронный символ, отвечающий "парапсихическим" силам чистокровной арийской расы.

    В героическом образе рыцарей Храма соединились идеи веры и собственного достоинства, столь распространенные в неоромантических кругах, с современными представлениями о расовом спасении, элитаризме и пангерманизме. Осуждение и преследование тамплиеров в 1312 году также имело особый смысл в рамках этого мировидения. Безжалостное искоренение благородного Ордена означало триумф расовых меньшинств, на протяжении долгого времени стремившихся к устранению основных защитников евгенического культа. Господство низших сил по всей Европе наряду с нарастающим расовым хаосом в последующие века разрушило "арио-христианскую" цивилизацию и современный мир привело на грань кризиса. Однако Ланц не ограничивал себя ностальгическими образами славного прошлого, решив вновь создать исчезнувший военный Орден как свой собственный "Ordo Novi Templi", целью которого будет новый крестовый поход.

    В 1907 году Ланц с помощью своих венских друзей приобрел замок Верфенштайн (Burg Werfenstein), ставший штаб-квартирой Ордена. Этот замок представлял собой романтическую средневековую руину, расположенную на краю отвесной скалы над Дунаем в деревне Штруден, в Верхней Австрии. В декабрьском номере журнала "Остара" Ланц опубликовал программу Ордена новых тамплиеров, характеризуя его как арийское общество взаимопомощи, призванное воспитывать расовое самосознание посредством генеалогических и геральдических изысканий, турниров красоты, а также создания расовых утопий в слаборазвитых частях мира. Рождество 1907 года Ланц отметил поднятием на башне замка флага с изображенной на нем красной свастикой.

    Первыми формами деятельности Ордена стали фестивали, проводимые в Верфенштайне. Однажды весной несколько сотен гостей прибыли на пароходе из Вены, приветствуемые залпами маленьких пушек из увенчанного флагами замка. После завтрака в местных гостиницах гости прослушали концерт во внутреннем дворе замка. Праздник закончился поздно ночью фейерверками и хоровым пением. Это событие широко освещалось в национальной прессе, способствуя тем самым распространению идей "Остары" среди широкой аудитории.

    Помимо публичных празднеств общегерманского характера Ланц изобрел службы и церемониал для самого Ордена, которые оставались большим секретом для непосвященных. В это время Ланц начал разрабатывать правила Ордена, выполненные в форме дисциплинарного кодекса, соблюдаемого в традиционных религиозных орденах. И хотя он не был напечатан вплоть до окончания Первой мировой войны, возможно, что в списках он циркулировал среди членов Ордена много раньше.

    Девять пунктов кодекса заключают в себе утверждение о целях Ордена и его принципах; перечисление прав и обязанностей братьев; краткое описание ритуалов Ордена. Отдельные статьи посвящены церемониалу, иерархии, геральдике и формам одежды. Наконец, в кодекс были включены статьи, касающиеся собственности Ордена, правил диспута и процедуры отставки.

    В первом пункте Орден описывался как расово-религиозная организация, в которую могли входить лица с преобладанием чистой крови, а именно те, кто в большей или меньшей степени светловолос, голубоглаз и обладает "арийским" телосложением.

    Члены Ордена должны были оказывать предпочтение братьям и равным по расе в делах, касающихся профессиональных должностей, благотворительности и бизнеса. В их обязанности входил поиск достойных неофитов и заключение евгенически чистых браков. Состоятельные члены Ордена должны были поддерживать создание новых домов Ордена в местах, отличающихся своим естественным великолепием или богатых историческими ассоциациями; особенно ценились места, отмеченные следами тамплиеров и монастырской жизни: такие дома должны были служить "арио-христианскими" центрами.

    Со временем Ланц разработал иерархию Ордена. В соответствии с кодексом братья разделялись на семь рангов в зависимости от их готовности к службе и степени расовой чистоты. Низший разряд состоял из слуг (Server, SNT), расовая чистота которых определялась менее чем на 50 процентов. Следующий разряд состоял из близких друзей (Familiar, FNT) - людей, оказывавших особые услуги Ордену, но не стремившихся к вступлению в него. Разряд неофитов (Novice, NNT) включал в себя всех, достигших двадцати четырех лет, расово чистых более чем на 50 процентов, но еще не готовых к вступлению в высшие разряды. Высшие разряды включали в себя Мастеров (MONT) и Каноников (CONT), они должны были обладать соответственно 50-75 процентами и 75-100 процентами расовой чистоты. Два самых высоких разряда иерархии - Пресвитеры и Приоры (pONT и PONT). Любой Мастер или Каноник мог стать Пресвитером, но для этого он должен был создать новый дом, новую филиацию Ордена. В их права входило чтение служб и торжественных месс, но они не были допущены к приему и рукоположению братьев. Пресвитер, в чьей власти находилось более пяти Мастеров или Каноников, мог выступать в качестве Приора и пользоваться всеми правами священной службы. При любых обстоятельствах братья должны были соблюдать установленный порядок старшинства с самого первого дня их вступления в Орден.

    План иерархии Ланц сопроводил описанием одежд, геральдических знаков и титулов, соответствующих разряду каждого из братьев. Основной одеждой братьев была белая сутана с капюшоном, украшенная красным рыцарским крестом. Пресвитер дополнительно носил красный берет. Приор имел золотой жезл.

    В 1912 году Ланц объявил себя Приором Ордена. Между 1913 и 1918 годами в номерах "Остары" упоминались и другие братья.

    В 1915 и 1916 годах Ланц выпустил бревиарий новых тамплиеров в двух частях, содержавший в себе "арио-христианские" псалмы и гимны, написанные им самим и его ближайшими друзьями. Эти сочинения были основаны на традиционных христианских текстах, но смысл их был изменен в расистском и гностическом смысле, предвосхищая тем самым более поздние ритуальные книги. Пронзительные мольбы, обращенные к Христу-Фрайя (готское имя Иисуса), о спасении расы и искоренении низших рас отражают уже знакомую дуалистическую доктрину.

    Картины Голубой комнаты тамплиеров в замке Верфенштайн изображали Гуго де Пэйнса, первого гроссмейстера тамплиеров, а также святого Бернара и должны были символизировать страдания Христа.

    Ритуальная жизнь в Ордене, несомненно, происходила и до и после войны, но трудно сказать, как много людей были причастны к эзотерическим структурам. Популярность журнала "Остара" доказывает, что Орден новых тамплиеров был хорошо знаком многим австрийцам, особенно жителям Вены. Местные старожилы вспоминают, что в те времена "Остара" широко продавался во всех табачных и газетных киосках. Сам Ланц утверждал, что в 1907 году количество изданных экземпляров достигло 100.000 экземпляров. Из этого можно сделать вывод, что шовинистские и расистские идеи Ланца разделялись читателями "Остары", даже если лишь очень немногие из них были причастны к эзотерическим практикам новых тамплиеров…

    Значение Ордена новых тамплиеров открывается скорее в том, что он выражал собой как организация, нежели в том, чего он в действительности достиг. Этот Орден стал символом эпохи, в которой рассеянные настроения недовольства и страха перед будущим породили сильный геноцидальный порыв, замешанный на псевдоисторической романтике.

    Позднее идеи Ордена новых тамплиеров были взяты на вооружение национал-социалистической партией, которая скоро станет в Германии правящей и взорвет весь мир.

    ОГПУ против московских тамплиеров

    Однако не только в Австрии периода Первой мировой войны предпринимались попытки возродить традицию храмовников. Для кого-то это может стать откровением, но неотамплиеры проникли даже в советскую Москву.

    У истоков московского оккультного общества "Орден Духа" стоял Аполлон Андреевич Карелин (1863-1926), известный в определенных кругах под эзотерическим именем Сантей. Модный писатель, он начинал как народник, позже перешел к эсерам, а к 1905 году окончательно сформировался как анархист.

    Эмигрировав за границу, Карелин читал лекции в Высшей школе социальных наук в Париже, где был, по всей видимости, посвящен в масоны.

    В Россию Аполлон Карелин вернулся осенью 1917 года с репутацией теоретика анархо-коммунизма. Здесь он сразу же был введен в состав ВЦИКа и развернул кипучую деятельность. При его участии была учреждена Всероссийская федерация анархистов и анархо-коммунистов, создан "Черный крест" (организация, оказывавшая помощь анархистам) и знаменитый клуб анархистов в Леонтьевском переулке.

    "Не помню, при каких условиях я познакомился с Карелиным, - писал в своих показаниях актер Юрий Завадский, член "Ордена Духа", - кто и когда меня к нему привел, знаю только, что он мне представлялся человеком, принятым Советской властью и вполне лояльным. Он жил в 1-м Доме Советов и сам мне рассказывал о своих хороших отношениях с А. С. Енукидзе, которому, в свою очередь, я как-то рассказал о своем знакомстве с Карелиным… В те времена, воспитанный моим учителем по театру Е. Б. Вахтанговым в большой мере идеалистически, я интересовался всевозможными философскими и мистическими проблемами. Карелин меня тогда заинтересовал своей философией - я сейчас совершенно не в силах восстановить в памяти (так это для меня далеко сейчас) подробное содержание его взглядов, но помню только, что они были очень отвлеченными и туманными, касались, главным образом, проблем подсознательной работы, проблем душевных и духовных сущностей и т.д.

    У Карелина я встречал Смышляева, жену Солоновича, мою сестру - В. А. Завадскую, Аренского и ряд лиц, которые, промелькнув, вовсе не остались в моей памяти. Белая роза - его любимый цветок - часто стояла у него на столе. Карелин рассказывал легенды, потом слушатели задавали вопросы и беседовали… Иногда вместо Карелина у него в квартире вел с нами такие беседы Солонович".

    Весной 1924 года кружок был реорганизован в "Орден Света" (или Орден тамплиеров), руководителем которого стал Александр Сергеевич Поль - преподаватель экономического института имени Плеханова. "Братья", посвященные ранее в "Орден Духа", автоматически перешли в разряд его старших рыцарей. Всего этих степеней было семь, и каждой из них соответствовала определенная орденская легенда: об атлантах, потомки которых якобы жили в подземных лабиринтах в Древнем Египте, об эонах, взявших на себя роль посредников между миром духов и миром людей, и так далее и тому подобное.

    Штаб-квартирой тамплиеров стал Музей имени Кропоткина. Это не случайно: почти все руководители Ордена (Григорий Аносов, Алексей Солонович, Александр Уйттенховен, Николай Проферанцев, Николай Богомолов) были видными анархистами с большим дореволюционным стажем политической борьбы, состояли членами кропоткинского, бакунинского и карелинского комитетов и членами анархистской секции музея.

    Обряд посвящения в Орден был довольно прост. Приведу его по показаниям Феликса Гиршфельда:

    "Проводивший посвящение старший рыцарь с белой розой в руке рассказывал вступавшим в Орден легенду о Древнем Египте. К посвящаемому подходили два других старших рыцаря (мужчина и женщина), призывая его быть мужественным, блюсти честь и хранить молчание. Затем принимавший ударял посвящаемого рукой по плечу, имитируя удар плашмя мечом в рыцарском посвящении, и предлагал ему выбрать орденское имя. В разных кружках эти имена начинались с разных букв. При вступлении неофиту сообщалось следующее: Орден имеет семь степеней, во главе его стоит командор; рыцари переводятся из степени в степень в зависимости от их деяний (практически это делалось по прослушивании определенного количества орденских легенд); цель Ордена - борьба со злом (которое заключается во всяком проявлении власти и насилия); в Орден не принимаются члены политических партий (принадлежность к анархическим группировкам допускается)".

    Проводились и другие ритуальные акты. В архивно-следственном деле имеются показания Елены Поль с описанием рождественской трапезы, происходившей в конце 1924 года:

    "Мы сидели за круглым столом, накрытым скатертью, в середине которого стояла чаша с вином, накрытая белым покровом с черным крестом посреди. Сверху лежала какая-то веточка. На столе лежало Евангелие, заложенное голубой лентой. Праздник начался с вопроса младшего из присутствовавших о том, есть ли совершенная красота. Все остальные по очереди отвечали на этот вопрос, после чего можно было приступить к еде. Затем руководитель рассказывал какой-то миф, содержание которого совершенно не помню. Праздник закончился пением хором гимна архангелу Михаилу. Надо прибавить, что на стене висело изображение рыб, а в руке корифея была небольшая черная палочка, которой давался знак к действию".

    Дочерними организациями "Ордена тамплиеров" в Москве были ложа "Храм искусств" и "Общество милосердия". На периферии - в Нижнем Новгороде и в Сочи - действовали филиалы московской организации, соответственно: "Орден Духа", куда входили студенты агрономического факультета Нижегородского университета, и "Орден тамплиеров и розенкрейцеров".

    Что касается способов, при помощи которых производилось пополнение личного состава кружка, то ничего оригинального тут московские тамплиеры не придумали. Подбирались люди, интересующиеся оккультными науками, историей эзотерики; они приглашались на лекции по этим предметам; потом им делалось предложение стать полноправным членом Ордена, и многие соглашались.

    Вот что рассказывал по поводу формирования мировоззрения типичного члена Ордена бухгалтер Николай Богомолов:

    "Одного анархо-коммунизма мне казалось мало, казалось необходимым подвести под него более обширные основания идеологического порядка. Толстой связывал свое учение с христианством… Так я вошел в число членов-соревнователей Толстовского общества в Москве. Посещал собрания общества и много думал, какой путь правильный: с применением насилия или без применения насилия? Решение этого вопроса я считал для себя важным. На этом пути мне пришлось обратиться даже к прочтению Евангелия и литературы по истории христианства. Должен оговориться, что я вообще не церковник, не хожу в церковь. К церкви, как властной организации, как к организации принципиально иерархического порядка у меня всегда было ярко отрицательное отношение. Нужно проводить резкую грань между церковью и христианством, беря последнее как одно из учений о нравственности. Прочитавши некоторые источники, я увидел в поучениях церкви, что вопрос об оправдании государства и власти, оправдании насилия является нелогичным, двойственным и явно неверным. Размышления над текущей политической деятельностью как в СССР, так и за границей, привели меня к мысли, что применение насилия и должно становиться все менее действенным для тех, кто его применяет. Насилие не дает тех результатов, которые ожидают от него… Ознакомление с мистическими идеями, с учением Христа по Евангелию показало мне и с этой стороны правильность основных установок анархизма, как я их понимал, то есть принципов любви, красоты, безвластия, принципа добра… Слова Христа "не убий", "взявший меч от меча и погибнет" явились для меня определяющими мое личное поведение".

    Московские наследники тамплиеров не стеснялись валить в одну кучу анархо-коммунистические идеи, христианство, гностицизм, средневековое рыцарство и даже оккультную египтологию. Подобная всеядность позволяет говорить об игровом характере Ордена, однако заметим, что его руководители числились видными анархистами, а значит, принимали участие в политической борьбе.

    Впрочем, и рядовые тамплиеры не упускали случая "поагитировать" народные массы в свою пользу. Поскольку среди членов Ордена был уже упоминавшийся актер Юрий Завадский, в качестве одной из своих трибун они использовали Белорусскую государственную драматическую студию, находившуюся в Москве. Первоначально студия была создана при МХАТе. Однако в связи с тем, что его основная труппа гастролировала за рубежом, опекуном студии утвердился 2-й МХАТ.

    Уже первый спектакль Белорусской студии - "Царь Максимиллиан" по Ремизову (1924) - был решен в форме средневековой мистерии с использованием рыцарской символики. В таком же мистическом духе был поставлен и второй спектакль - "Апраметная".

    Помимо Музея Кропоткина, одним из центров кружка стала квартира Леонида и Веры Никитиных в доме на углу Арбата и Денежного переулка. "Собрания, происходившие у Никитиных, - рассказывала на следствии пианистка Покровская, - носили определенно организованный характер… Программа была следующая. Читали стихи А.Блока, К.Бальмонта, Н.Гумилева, рассказывали легенды и сказки, читали доклады на разные художественные и мистические темы, как-то: иероглифы в Египте, Врубель и его творчество, портрет и его развитие. С этими докладами выступал Никитин. Были музыкальные номера и чай. Никитин же водил нас в музеи - в Щукинский, Кропоткинский, Морозовский, Музей изящных искусств. По прочтении докладов бывал обмен мнениями. Жена Поля пела следующих композиторов - Глиэра, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова. Я играла и аккомпанировала".


    ***


    Неожиданный арест одного из "высших рыцарей", Алексея Солоновича, в апреле 1925 года приостановил работу кружков, которая возобновилась только осенью. К этому времени был освобожден из Суздальского лагеря и сам Солонович, что объясняется, по мнению исследователя истории московских тамплиеров Андрея Никитина, "провалом широкомасштабной провокации ОГПУ против анархистов, задуманной как раскрытие терактов против правительства (в частности, Зиновьева)". Вслед за провокацией должен был начаться широкий процесс над анархическим движением в целом. В этом причина массовых арестов анархистов весной 1925 года. Однако провокация не удалась, а внимание Государственного политического управления переключилось на "троцкистско-зиновьевскую оппозицию", уничтожение которой заняло три года.

    После смерти Аполлона Андреевича Карелина 20 марта 1926 года Алексей Солонович, преподаватель математики МВТУ имени Баумана, становится духовным лидером не только Ордена, но и всего движения. Наиболее крупным и, к сожалению, не сохранившимся теоретическим трудом Солоновича является его трехтомное исследование "Бакунин и культ Иальдобаофа" (Иальдобаоф - одно из воплощений Сатаны), ходившее в машинописном виде по рукам среди членов сообщества. Впоследствии именно эта работа будет цитироваться в обвинительном заключении как главное доказательство вины.

    Посмотрим, что выбрал помощник начальника 1-го отделения СО ОГПУ Э. Р. Кирре из пухлого машинописного труда для того, чтобы изобличить руководителя "Ордена Света":

    "Принцип власти привит человечеству как болезнь, подобная сифилису. От властолюбия надо лечиться, а с его безумством беспощадно бороться, ибо по следам Иальдобаофа ползут лярвы и бесовская грязь пакостит души людей и их жизни… Среди наиболее мощных фанатиков власти, для которых цель оправдывает средства, мы найдем Ивана IV, Филиппа II, Лойолу, Торквемаду, Ленина, Маркса и др. Все они были под непосредственным руководством ангелов Иальдобаофа в той или другой форме или степени (т. II, с. 22).

    Благодаря союзу рабочих и крестьян с интеллигенцией русская революция победила в октябре. А затем большевики вогнали клин государства между рабочими и крестьянами, разъединили город и деревню благодаря мероприятиям эпохи военного коммунизма и затем в 20-м-21-м гг. подавили революцию, шедшую глубже… Последние всплески революции раскатились громами Кронштадтского восстания, махновщины, крестьянских восстаний и так называемых голодных бунтов. То, что Носке проделал в 1918 г. в Германии (Носке, Густав (1868-1946), став членом правительства в декабре 1918 года, в январе 19-го жестокими репрессиями подавил революционное движение в Германии. - А.П.), большевики проделали в еще большем масштабе в России. Удушив революцию, погубив революционные элементы крестьянства, они тем самым подготовили себе прочную и бесславную гибель в объятиях буржуазно-мещанского элемента и того же крестьянства, а растоптав все элементы общественной самодеятельности, они отрезали себя и от пролетариата как массы, как революционного класса в городах. Они, таким образом, выделили и обособили сами себя в новый, неслыханно беспощадный и глубоко реакционный отряд иностранных завоевателей (т. II, с. 362).

    Империализм же московских большевиков пока, т.е. в 1927 г., занят внутренней войной и безнадежным старанием покорить страну. Однако занятость внутренняя может искать себе сил и во внешних завоеваниях. Но *не нужно забывать немецко-еврейского происхождения большевизма,* остающегося и обреченного всегда оставаться чуждым совокупности народов СССР (т. III, с. 358).

    Человек есть "гроб Господень" - его надо освободить новыми крестовыми походами, и должно для этого возникнуть новое рыцарство, новые рыцарские ордена - новая интеллигенция, если хотите, которая положит в основу свою непреоборимую волю к действительной свободе, равенству и братству всех в человечестве (т. III, с. 10)".

    Впрочем, и сам Солонович не стал отпираться, рассказывая следователю о своей жизни буквально следующее:

    "После Октябрьской революции моя установка по отношению к советской власти была: принципиально не признал советской власти, как и всякой другой, но фактически считал невозможным и нецелесообразным вести против нее борьбу, так как такая борьба могла бы дать только победу буржуазии, ибо такова была общая ситуация и, в частности, положение самого анархического движения. Однако считал возможным и необходимым вести пропаганду анархических идей в легальных и лояльных формах. До 1919 г. я входил в Московский союз анархистов, а затем во Всероссийскую федерацию анархистов-коммунистов и анархистов. Состоял членом секретариата (кто входил в секретариат, кроме меня, я принципиально отказываюсь говорить)…

    После смерти Кропоткина организовался Кропоткинский комитет, в который я вошел (других членов принципиально отказываюсь называть). Моя работа в Комитете заключалась в музейной деятельности - собирание средств при помощи подписных листов, пожертвований, выступлений публичных и пр.; в архивной - собирании биографических материалов, писании очерков, библиотечной работе; в организационной - организации анархической секции Комитета, научной секции, социально-экономической и литературной, причем сам я состоял в анархической и научной секциях. Наконец, была пропагандистская работа, которая заключалась в написании статей и в лекциях по различным вопросам, связанным с личностью, мировоззрением и отдельными идеями Кропоткина (…). Мои лекции, читаемые в музее Кропоткина, дома или по приглашению на какой-либо квартире, стенографировались анархическим кружком и потом давались мною читать желающим. Их задачей было показать, как от любого мировоззрения можно прийти к анархизму. Особенное значение здесь имели религиозно-мистические установки, так как они свойственны очень многим людям, и гораздо целесообразнее не суживать анархизм до одного частного типа мировоззрения, но расширить его, показать его совместимость с любым…".

    Разгром московского Ордена тамплиеров и связанные с этим аресты во многом были обусловлены борьбой, которую развернули против Солоновича его противники во главе с видным анархистом А. А. Боровым. Стремясь во что бы то ни стало убрать Солоновича из Кропоткинского музея, Боровой не стеснялся в средствах, выставляя в печати Солоновича и Кропоткинский комитет как "цитадель реакции и черносотенства".

    Апофеозом развязанной кампании против московских анархо-мистиков стала статья Юрия Аникста, опубликованная в 1929 году в парижском анархическом журнале "Дело труда":

    "Преподаватель Московского Высшего Технического Училища по курсу математических упражнений, наследник покойного А. А. Карелина по "анархическим" и оккультно-политическим делам и организациям, Алексей Александрович Солонович, несомненно, талантливая и незаурядная личность. Внешнее безобразие придает энергии его внушения особую силу, особенно действующую на восторженных натур и женщин. Громадная активность, пропагандистская и организационная, искупает его организационную бездарность, окружая его постоянно видимостью организационного кипения, вереницей эфемерных организаций. Бесконечные ордена и братства: Света, Духа, Креста и Полумесяца, Сфинкса, Взаимопомощи и т.п., целая иерархия оккультных, политических, "культурных" организаций, посвященных Иальдобаофу и его альтер эго - архангелу Михаилу, феерией болотных огней вспыхивают на темных и извилистых тропинках его жизни…

    Талант Солоновича своеобразен. Он пишет стихи. Но они никуда не годны по форме и их нельзя понимать: это какой-то набор звонких слов и образов. Он читает лекции и доклады, ошеломляет ими публику до одурения: столь они блестят эффектами остроумия, сравнений, неожиданных "новых" (хотя и вычитанных) взглядов и оборотов. Но как я ни пытался самое позднее на другой день после их произнесения узнать от его слушателей, о чем же говорил в лекции Солонович, ни разу ни один, несмотря на все потуги, не мог ничего, кроме внешних эффектов, припомнить…

    Он написал труд "О Христе и христианстве", "Волхвы и их предтечи", "Бакунин-Иальдобаоф" и т.п. - бесконечный ряд трудов, кроме оккультных "Голубых сказок", пьес (подражая Карелину), медитаций и т.п. О "Бакунине-Иальдобаофе" он ухитрился в два года написать шесть громадных томов".

    Отрекомендовав Солоновича как "отъявленного антисоветчика и антисемита", Аникст припомнил ему едва ли не все прегрешения перед Советской властью, начиная от симпатий к кронштадтским мятежникам 1921 года и кончая принадлежностью к зарубежному масонству, - словом, весь тот букет, который вскоре будет предъявлен уже в качестве официального обвинения.

    По-настоящему же за "Орден Света" взялись только в августе 1930 года. В течение нескольких суток было арестовано 33 человека.

    В ходе допросов некоторые члены сообщества пытались оправдаться тем, о чем мы говорили выше, - несерьезным, игровым характером Ордена.

    "В период 1924-25 годов, - показывал 23 января 1931 года Леонид Никитин, - увлеченный формами романтического искусства, я близко подошел к представлениям о рыцарстве как универсальной форме романтической культуры… Никаких организационных форм, никакой мысли о воссоздании рыцарства в орденском смысле у меня не было, и потому никаких уставов, никаких программ какого-либо действия тоже не предполагалось… Лабораторные занятия, требовавшие участия иногда нескольких лиц, породили, по-видимому, у некоторых представление о действительном наличии рыцарской организации, чему могло многое способствовать. Во-первых, наименование работы Орденом Света произошло от как бы некоего лозунга или девиза, под которым эта работа проводилась. Дело в том, что, взявшись за идею рыцарства как материал для разработки, я прежде всего постарался отбросить все то историческое и классовое, что было связано с рыцарством средневековья, взяв здесь рыцарство как бы в некой его абстракции. Таким образом, был поставлен вопрос о вообще "светлом" рыцарстве, понимая под этим отсутствие всякого рода каких-либо иных его определений… Наряду с этой основной работой наметилась также возможность идеологической проработки вообще проблем искусства под лозунгом искусства большого стиля в духе мистерии с привлечением соответствующей терминологии вроде "храма искусства". Мистериальная основа такого искусства взята была именно потому, что вообще представляла собой форму синтетического искусства, из которой в дальнейшем развился театр и другие виды искусства. Все это в целом, однако, не ставило никаких политических целей и задач, и те организационные формы, в которые это выливалось, существовали постольку, поскольку какой-то минимум организованности должен был быть для осуществления самой работы…"

    Успеха, однако, избранная тактика не имела. Это связано с тем, что сами следователи ОГПУ не слишком интересовались орденскими делами. Главное внимание их было сосредоточено на констатации нелегального характера собраний и на антисоветских высказываниях членов кружка. К моменту ареста членов Ордена ОГПУ, уже давно следившее за московскими анархо-мистиками, имело среди них своего агента - некоего Я. К. Шрайбера (или Шрейбера?). Существенную помощь следствию оказали и некоторые из арестованных, которые не только дали откровенные показания, но и охотно изобличали своих несговорчивых товарищей.

    Обвинительное заключение по делу "контрреволюционной организации Орден Света" (дело N103514) было утверждено 9 января 1931 года, а уже 13 января особым совещанием коллегии ОГПУ (С. Мессинг, Г. Бокий в присутствии прокурора Р. Катаняна) была решена и участь арестованных: руководители получили по пять лет тюрьмы (Леонид Никитин - 5 лет лагерей), остальные - по три года. В отношении тех, кто активно помогал следствию, дело было прекращено.


    ***


    Прокомментирую вышесказанное. Орден тамплиеров - это нечто новое в оккультной традиции по сравнению с шаманским и алхимическим опытом. В нем мы видим прообраз тайного общества с элементами эзотерики. При этом обращает на себя внимание крайний прагматизм "бедных рыцарей Христа", сумевших создать самую совершенную в условиях средневековья финансовую систему, позволявшую им немыслимо обогащаться. Помимо беспредельного обогащения рыцари Храма мечтали о мировом господстве, о подчинении народов и государств единому правительству, состоящему из высших посвященных. Мы мало что знаем о тех реальных доктринах, которые проповедовали эти высшие посвященные, однако их беспринципность и вероломство по отношению к крестоносцам из других орденов сами по себе говорят о многом.

    Значит, дело не только в желании проникнуть в тайны мироздания и овладеть знаниями, недоступными большинству современников. Представители эзотерических школ с самого начала стремятся к власти над миром и над людьми. В этом таится немалая опасность. Оккультные игры (даже на сравнительно невинном уровне Ордена новых тамплиеров Ланца фон Либенфельса или анархо-мистического "Ордена Света") в конечном итоге ведут к разрушению морально-этических установок, сформированных на основе многовековой традиции. С какого-то момента тамплиеры перестали быть лишь медиаторами между мирами материи и духа - они замахнулись на такую власть, которая по силе воздействия сопоставима с воздействием опытного шамана на рядового члена племени; только вот в роли "члена племени" должны были выступать целые народы.

    Выскажу гипотезу, что такой вектор развития характерен для любого эзотерического общества. Доказательства тому - в следующих главах.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх