Приложение


Краткое описание типов кораблей, встречающихся в настоящей книге

Кроме линейных кораблей, являющихся главным классом кораблей в период парусного флота, в основном назначение которых было вести бой с главными силами противника, типичны были следующие суда:


Фрегаты. В парусное время фрегаты считались самыми совершеннейшими судами по своей конструкции; они имели одну закрытую батарею, отстоявшую от воды не менее 6-7 футов, и другую – открытую. Большие фрегаты носили столь же сильную артиллерию., как и линейные корабли, и вообще снабжались точно таким же, как и они, рангоутом, с тою лишь разницей, что, будучи остойчивее кораблей по своему небольшому возвышению над водой, они способны были носить сравнительно большую парусность и, следовательно, обладать наибольшей скоростью. При отдельных поручениях они назначались обыкновенно для крейсерства в отдаленных морях, для защиты колоний и вообще для самостоятельных действий, на которые их считали вполне способными по их боевой силе, как напр. преследования и захвата неприятельских военных и купеческих судов, для конвоирования своих транспортов с грузами, для защиты купеческих судов, шедших караванами, и т. п. Если они состояли при флотах, то, не вступая в бой в линейных сражениях, они прикрывали отбитые корабли или спешили на помощь кораблю, атакованному несоразмерными силами. Как быстроходные суда, они посылались для разведок о положении неприятельских флотов и для наблюдения за их действиями.


Корветы носили ту же парусность, как и фрегаты; строились с одной открытой батареей, вооружавшейся 20 и 30 орудиями. Они были слабее фрегатов, но употреблялись для тех же целей, ибо обладали достаточной силой и хорошим ходом.


Шлюпы были также военные суда, но слабее корветов, имели одну открытую батарею с несильной артиллерией. Оснастка состояла из двух передних мачт, подобных фрегатским, а задняя носила только бизань и на стеньге топсель, подобный тендерному. Употреблялись более для исследовательских ученых путешествий или как транспортные суда.


Бриги – небольшие военные суда с открытой батареей в 105-110 фут. длиной, двумя мачтами, подобными фрегатским; вооружались карронадами и двумя погонными пушками 18 и 24-фунтового калибра; употреблялись при флотах для рассылок. Парусные военные бриги имели те же рангоут и парусность, как и бриги торговые.


Голет иначе шкуна-бриг – в 70-80 ф. длиною, вооружение 5-10 небольших пушек. По конструкции те же бриги; несколько отличались в парусности на задней (грот) мачте, имели легкую артиллерию из карронад.


Бригантины – в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией.


Шнявы – те же бриги, но с несколько измененной конструкцией в корпусе судна и несколько отличной парусностью. Вооружение их состояло от 6 до 20 небольших пушек.


Флейт – судно грузовое, используемое в XVIII в. при военных флотах, преимущественно для перевозки военных грузов. Имело три мачты, сходные с корветскими, только ниже. На флейты ставили несильную артиллерию из 4-6 пушек.


Люгер – небольшое палубное парусное судно меньше брига (до 60-70 ф. длины), имело три мачты с короткими стеньгами и косыми рейковыми парусами, топселями и кливером, поднимаемым на горизонтальном однодеревом бушприте, который можно было вдвигать внутрь судна, когда требовалось уменьшить парусность.

Люгера имели только открытую батарею, на которой помещалось от 6 до 10 весьма небольшого калибра орудий. Они были низкобортны сравнительно с другими судами, узки и длинны; способны были ходить близко к ветру и потому пригодны для рассылок, для которых и употреблялись преимущественно при портах и изредка при парусных флотах.


Шебеки – суда, употреблялись в Средиземном море еще в начале XIX столетия. Военные шебеки имели от 14 до 22 орудий небольшого калибра. Вооружение шебек иногда состояло из трех мачт без бушприта с галерными парусами, причем фок-мачта становилась почти у форштевня и несколько наклонно вперед; иногда передняя мачта имела прямые паруса и бушприт.


Фелука – небольшое палубное судно; встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря и Архипелага и предпочиталось греческими пиратами за быстроходность; военные вооружались 6-8 небольшими пушками, стоявшими на верхней палубе. Корпус фелук походит на бригантины. У них несколько возвышенная корма, остроконечный нос, три мачты, а парусность походит на парусность галер; рейки у парусов составляются из 3 и 4 бамбуковых тростив, легких, гибких и очень удобных для перемены при поломке.


Шкуна – небольшое судно 60-80 фут. длины. На верхней палубе помещалось 6, 8 и 10 орудий малого калибра, а парусность состояла из двух мачт и бушприта, со стеньгами и утлегарем; уклон к корме: фок-мачты до 16 дюйм., грот-мачты до 24 дюйм., а бушприта до 34 дюйм., рангоут и парусность военных шкун были очень схожи с торговыми.


Тендер, катер – самые малые палубные военные суда, до 70 ф. длины, 12 – ширины и до 200 тонн водоизмещения, вооружались 6-8 карронадами и 2 погонными пушками. Команды было до 40-50 челов., углубление носом 9 ф., а кормой до 15 ф., рангоут и парусность состояли из одной мачты с выдвижной стеньгой, горизонтального бушприта, вдвигавшегося при свежих ветрах, и парусов: косого грота, брифока, топселя и кливера.


В заключение настоящего описания следует прибавить, что все парусные военные суда, начиная с бригов, снабжались веслами, которые употреблялись ими во время штилей. С помощью вёсел они ходили до 3 и даже 4 миль в час и могли избежать преследования неприятеля.


Кроме этих судов, в военных флотах имелись еще следующие собственно гребные суда:


Канонерские боты имели 2 и 3 пушки самого большого калибра, вооружение состояло из одной мачты.


Канонерские лодки, заменившие галеры, введены были известным шведским кораблестроителем Чампаном в 1760 году. На них ставили 2 и 3 большого калибра пушки на носу и корме. Рангоутное вооружение состояло из двух съемных мачт с четыреугольными люгерными парусами. Лодки были палубные.


Иолы – малого размера канонерские лодки с одной пушкой, помещавшейся на носу или на корме.


Гемам – гребной фрегат с фрегатским вооружением, имел до 40 орудий, сидел 6-7 ф. в воде; употреблялись преимущественно в шхерных флотах.


Бомбардирские корабли – суда весьма прочной конструкции, мелко сидящие в воде; они вооружались двумя и тремя мачтами и носили по 2 и 3 мортиры, ставившиеся посредине судна, а по бортам несколько пушек. Их назначение состояло в бомбардировании лриморских крепостей.


Пловучие батареи – очень схожи с бомбардирскими кораблями, вооружались мортирами и 4 либо 9 орудиями самого большого калибра, поставленными также на середине на платформах.


Прамы – такие же пловучие батареи, вооружавшиеся 24 орудиями; употреблялись для той же цели.


Брандеры. Под этим названием известны суда, употреблявшиеся при военных флотах для истребления неприятельских судов огнем. Они не строились специально, но приготовлялись из старых небольших судов, которые наполняли разными горючими веществами. Сюда входили: брандскугельный состав, начиненные гранаты, парусинные кишки, начиненные селитрой с серой, бочки со смолой и т. п. Для скорейшего же распространения пламени борта обмазывались и обливались скипидаром. На бушприт и ноки реев навешивали железные крючья, дреки, для скорейшей прицепки к неприятельскому судну.


Дубель-шлюпка употреблялась в прошлом столетии для прибрежных операций. Это было беспалубное судно, ходившее под парусами и на веслах; более обыкновенной большой шлюпки. Вооружалось несильной артиллерией.


Здесь поименованы только такие суда, которые употреблялись во всех флотах; некоторые государства строили суда и давали им различные названия, не принимавшиеся остальными, почему о них и не упоминается. Например, у шведов были: турумы, удемы, пойемы и проч.


(Составлен по книге Боголюбова «История корабля», т. II).

Издание: Веселаго Ф. Краткая история Русского Флота. – М-Л.: Военно-морское издательство НКВМФ СССР, 1939, – 304 с. Издание 2-е.

Иллюстрации: нет



Веселаго Феодосий Фёдорович – историограф Морского министерства, принадлежит к старинной новгородской дворянской фамилии, о которой в первый раз упоминается в 1590 году. Отец Веселаго служил во флоте. Последние годы своей жизни он в чине капитана 1 ранга был главным командиром Роченсальмского порта, где и родился Феодосий Федорович в 1817 году. Десяти лет он был принят в Морской кадетский корпус, а в 1837 году, по окончании курса, был прикомандирован к Морскому корпусу, произведен в лейтенанты, в том же году начал преподавать астрономию и навигацию в гардемаринских классах и назначен исправляющим должность помощника инспектора классов. С 1838 г. Веселаго Феодосий Федорович начал читать в офицерских классах (ныне академия) аналитическую геометрию, а в 1846 г. назначен заведующим этими классами. Веселаго Феодосий Федорович плавал с гардемаринами по Финскому заливу и Балтийскому морю и сделал всего пять морских кампаний. В 1853 г. Веселаго Феодосий Федорович переименован в майоры с зачислением по армии и назначен инспектором студентов Московского университета. В 1857 году с производством в полковники назначен был исправляющим должность помощника Казанского округа, где пробыл до 1860 г., управляя почти все время самостоятельно округом за болезнью попечителя. В 1860 году Веселаго, будучи переименован в коллежские советники, поступил в С.-Петербургский цензурный комитет. В 1861 году Веселаго Феодосий Федорович, уже в чине д. с. советн., был назначен членом Совета Главного управления по делам печати; позднее исправлял должность начальника Главного управления, а в 1869 г. был назначен членом Комитета морских учебных заведений; в 1881 г. назначен директором гидрографического департамента и председателем учебного отделения Морского технического комитета и Комитета морских учебных заведений, с переименованием в ген.-лейтен. корпуса флотских штурманов. Еще раньше Веселаго был приглашен преподавать высшие математические и морские науки великому князю, ныне генерал-адмиралу, Алексею Александровичу, которого и сопровождал в нескольких морских и сухопутных путешествиях. Во время своей продолжительной и разнообразной деятельности Веселаго Феодосий Федорович получил множество орденов, до св. Александра Невского включительно, и высочайшие награды; кроме того – несколько иностранных орденов. 28 января 1877 г. Веселаго Феодосий Федорович удостоился звания почетного члена Николаевской морской академии, 29 декабря 1879 г. члена-корреспондента Императорской Академии наук, а в 1884 г. – почетного члена той же академии; в 1885 г., 1 января, назначен членом Адмиралтейств-совета, а 15 февраля 1886 г. почетным членом Морского учебного комитета. 1 января 1892 г. произведен в полные генералы.

Веселаго Феодосий Федорович написал: "Начальные основания динамики и гидростатики" (1842), "Начальная геометрия" (1853) – руководства для Морского кадетского корпуса. Но преимущественно Веселаго Феодосий Федорович работал над историей русского флота. В 1852 г. вышел в свет "Очерк истории морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет"; за это сочинение Веселаго удостоился Демидовской премии и высочайшего назначения заняться обрабатыванием собранных им материалов по предметам истории русского флота. Но случившееся в том же году служебное перемещение Веселаго, удалившее его из Петербурга, заставило его ограничиться разбором морских сочинений по поручению Академии наук: А. П. Соколова, "Летопись крушений и пожаров судов русского флота, от начала его по 1854 г.", и П. Тихменева, "Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени". Разбор этот напечатан в отчетах Академии наук (тридцать первое и тридцать третье присуждение Демидовских наград). По смерти С. И. Елагина Веселаго было поручено продолжение составления "Материалов для истории русского флота". В 1871 году изданы "Краткие сведения о русских морских сражениях за два столетия с 1656 по 18 5 6 гг." т. е. от взятия у Котлина казаками шведского суденышка в царствование Алексея Михайловича до славной защиты Севастополя. В 1872 г. издан по распоряжению Морского министерства составленный Веселаго Феодосий Федорович "Список русских военных судов с 1668 по 1860 г." т. е. с постройки на Волге первого русского корабля "Орел" до начала броненосного судостроения. В 1875 г. вышел V том "Материалов истории русского флота", первый под редакцией Веселаго Феодосий Федорович; теперь готовится XV том. В том же 1875 году издан его "Очерк русской морской истории ", награжденный Уваровской премией. 17 декабря 1873 года Веселаго назначен председателем комиссии для разбора и описания дел архива Морского министерства с его основания и до 1805 г., а также и для издания составленных описей (готовится к печати VI том). Кроме того, Веселаго Феодосий Федорович издал "Общий морской список", заключающий в себе сведения о службе: флотских офицеров, замечательных морских артиллеристов, корабельных мастеров и некоторых других лиц, известных своей полезной для флота деятельностью.

Из мелких статей Веселаго Феодосий Федорович назовем "Клинометр", "Прибор Кларка для перегонки пресной воды из морской", "Новые гидростатические весы для взвешивания больших тяжестей" (в "Записках гидрографического департамента", 1845 – 1846), "Сергей Петрович Крашенинников", "Дедушка русского флота", "О происхождении дедушки русского флота" – в разных журналах 1870 – 73 г. Под псевдонимом "Евгений Заневский" Веселаго Феодосий Федорович в журнале "Маяк" (1840 – 1842) поместил семь статей различного содержания. Отдельной книжкой Веселаго Феодосий Федорович издана в 1869 г. биография "Адмирал Иван Федорович Крузенштерн".

П. Головнин.


Феодосий Фёдорович Веселаго [27.3(8.4).1817-17(29).10.1895, Петербург], русский историк военно-морского флота, генерал (1892), почётный член Российской АН (1884), почётный член Морской академии (1877). Родился в семье морского офицера. Окончил Морской корпус (1834) и офицерские классы (1837), преподавал в Морском корпусе. В 1853-69 служил в гражданских учебных заведениях и учреждениях. В 1869 назначен членом Комитета морских учебных заведений и продолжил после смерти С. И. Елагина начатую им работу по составлению истории русского флота. В 1881 возглавил гидрографический департамент Морского министерства и учёное отделение Морского технического комитета. С 1885 член Адмиралтейств-совета, с 1892 почётный член Морского технического комитета.

Веселаго ввёл в научный оборот огромный фактический материал по развитию военно-морского дела в России, утверждая идею о самостоятельном пути развития русского военно-морского искусства. Наряду с этим Веселаго переоценивал роль отдельных личностей в создании и развитии русского флота.


Сочинения:

Очерк истории Морского кадетского корпуса, СПБ, 1852;

Краткие сведения о русских морских сражениях за два столетия с 1656-по 1856, СПБ, 1871;

Материалы для истории русского флота, ч. 5-15, СПБ, 1875-95;

Очерк русской морской истории, ч. 1, СПБ, 1875;

Краткая история русского флота. Вып. 1-2. – СПб.: тип. В. Демакова, 1893-1895. (Вып. 1. 1893. – VIII, 1 л., 302 с. – От начала мореходства (IX век) до кончины Павла I; Вып. 2. 1895. – IV, 2 л., с. 303-462. – Царствование Александра I.


Содержание

Предисловие

Глава I. Мореходство русских с IX столетия до Петра I

Глава II. Потешные плавания и Азовский флот Петра I

Глава III. Основание русского Балтийского и Каспийского флотов и их деятельность при Петре I

Глава IV. Состояние морского дела в первой четверти XVIII века

Глава V. Русский военно-морской флот с 1725 г. до начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.)

Глава VI. Русский флот в период от начала «Семилетней войны» (1756-1763 гг.) до русско-турецкой войны (1768-1774 гг.)

Глава VII. Русско-турецкая война (1768-1774 гг.)

Глава VIII. Флот в период между первой и второй русско-турецкими войнами второй половины XVIII века

Глава IX. Вторая русско-турецкая война (1787-1793 гг.)

Глава X. Русско-шведская война 1788-1790 гг.

Глава XI. Общая характеристика морской деятельности и флота во вторую половину XVIII века

Глава XII. Русский флот во время наполеоновских войн

Глава XIII. Плавания судов Балтийского флота в первой четверти XIX столетия (практические и другие плавания)

Глава XIV. Черноморский флот с 1812 по 1825 г.

Глава XV. Общее состояние русского флота после разгрома Наполеона I

Приложение. Краткое описание типов кораблей, встречающихся в настоящей книге

Примечания









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх