|
||||
|
ДетиУ бога-Гермеса было несколько сыновей, чье поведение выходило далеко за рамки поведения, принятого в обществе. Автолик -- самый знаменитый лжец и вор своего времени. Но даже он не столь порочен, сколь Миртил, поставивший восковые чеки на оси колесницы своего хозяина, что привело к гибели последнего. Пан (бог лесов, пастбищ, стад и пастухов) любил вздремнуть после обеда и пугал любого, кто нарушал его сиесту. Он умел внушать людям панику -- состояние беспричинного ужаса, заставлявшее людей бежать без оглядки (само слово "паника" происходит от имени этого бога). Особенно подвержены этому состоянию пугливые путешественники в дикой безлюдной местности. Пан подобен козлу как внешностью, так и похотливостью. Хотя дети Гермеса могут быть метафорами черт самого "отца", возможны и более буквальные жизненные параллели. Нередко у сыновей мужчины-Гермеса действительно возникают проблемы с неконтролируемыми антиобщественными и половыми импульсами (яблочко от яблони...). Если мальчику-Гермесу присуща склонность действовать импульсивно, не думая о последствиях, -- ментальность типа "возьми сейчас, заплатишь позже", которая побуждает человека жить текущим моментом, -- тогда для того, чтобы стать зрелым мужчиной и научиться отвечать ожиданиям мира, ему нужно научиться обдумывать последствия своих действий, учитывать их влияние на окружающих, а также осознавать границы дозволенного в обществе. Преподать ребенку все эти уроки -- функция "хорошего отца", ибо именно отец традиционно служит посредником между ребенком и внешним миром. К сожалению, мужчина-Гермес часто бывает психологически не приспособлен к роли отца (за исключением случаев, когда в нем заложен также какой-нибудь патриархальный архетип или у него самого был очень хороший отец). Гермес-отец, как правило, не умеет устанавливать границы и соблюдать их. Его дети знают, что всегда могут добиться своего, -- идет ли речь о том, чтобы лечь спать попозже, или о том, чтобы не пойти в школу, -- особенно если приведут убедительные аргументы. Кроме того, они обнаруживают, что могут легко придумывать отговорки (иногда прибегая ко лжи) для оправдания любых выходок и отец-Гермес не станет спрашивать с них строго. Таким образом, дети Гермеса приходят к выводу, что правила выполнять не обязательно, что любые дела можно под каким-нибудь предлогом отложить на потом и любой проступок может сойти им с рук. Они не уважают авторитет и власть, их представления о добре и зле размыты. В результате дети Гермеса оказываются не готовы к требованиям, предъявляемым в школе или на работе. Они недисциплинированны. Эти дети полагают, что могут безнаказанно игнорировать общепринятые правила и нарушать нормы, а обнаружив, что это не сходит им с рук, очень удивляются. Позитивная черта Гермеса-отца состоит в том, что он умеет играть с детьми, с удовольствием берет их в путешествия, ценит и поощряет игру воображения и нередко сам ведет себя с ними как ребенок. Отцы-Гермесы наиболее полно проявили себя в конце 1960-х годов, во времена движения хиппи (так называемые "дети-цветы"). В отличие от традиционных отцов, которые учат детей адаптироваться к миру -- проявлять себя, добиваться целей, производить ценности, -- отец-Гермес учит их относиться к миру как к последовательности приключений. Кроме того, что Гермес не умеет устанавливать границы и ведет себя непоследовательно, он нередко просто отсутствует в жизни детей. Этот мужчина может совсем бросить ребенка и жить своей жизнью. Он или постоянно находится "в разъездах", работая коммивояжером или экспедитором, появляется дома редко и остается ненадолго, или из-за того, что, приходя домой, он ведет себя скорее как товарищ по играм, чем как отец, либо из-за того, что он вообще редко бывает дома, -- основной груз воспитания ложится на плечи матери. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|