|
||||
|
СЛОВАРЬ ВОЕННО-МОРСКИХ ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В КНИГЕА б о р д а ж — сцепка двух судов борт о борт для рукопашного боя. А в а н г а р д — корабли, выдвинутые от главных сил в сторону противника. А д м и р а л — лицо высшего начальствующего состава флота. В России адмиральских чинов было три: адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал. А р х и п е л а г — район моря, заключающий в себе множество островов. А р ь е р г а р д — корабли, прикрывающие эскадру сзади во время походного движения. Б а к — передняя часть палубы от оконечности судна до фок-мачты. Б а р к а с — самое большое гребное судно для перевозки людей и грузов. Б р а н д е р — судно, предназначенное для закупорки неприятельских баз путем затопления его на входных фарватерах. Б р и з — ветер, дующий с берега в море и с моря на берег. Б у х т а — небольшой залив. В а х т а — особый вид дежурства на судне, для несения которого выделяется часть личного состава. В е л ь б о т — легкая пяти-, шестивесельная распашная шлюпка. В е р ф ь — место постройки судов на берегу моря, озера или реки. В е р х н я я п а л у б а — верхний помост, или пол, на корабле. Ее носовая часть называется баком, затем следует шкафут, потом — шканцы. Кормовая часть палубы называется ютом. В е с т — запад. Г а в а н ь — часть рейда, огражденная естественно или искусственно от ветра и штормовых волн и представляющая удобную стоянку для судов. Д е с а н т — высадка морского отряда на берег для военных действий. Д и с п о з и ц и я — план расположения кораблей для стоянки на рейде. З а б л о к и р о в а т ь — прекратить морские сообщения противника или изолировать его морские силы в какой-либо базе морского театра. З ю й д — юг. К а б е л ь т о в — 1/10 часть морской мили, равняется 185,3 метра [это кабельтов Великобритании, международный кабельтов составляет 185,2 м — Прим. lenok555]; в море небольшие расстояния измеряют кабельтовыми. К а ю т а — комната на корабле. К а ю т- к о м п а н и я — большая каюта для общего пользования командного состава. К л и в е р — косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. К у р с — направление движения судна относительно стран света или относительно ветра. Л и н е й н ы й к о р а б л ь — крупный артиллерийский корабль, имеющий основным назначением в бою наносить противнику мощные артиллерийские удары и оказывать наиболее упорное сопротивление его действиям. М и л я м о р с к а я — мера длины на море, равная 1,85 километра [Международная морская миля равна 1 852 м — Прим. lenok555]. М о с т и к — легкая возвышенная надстройка над верхней палубой, защищенная от волн и ветра. Н о р д — север. О с т — восток. О с т о й ч и в о с т ь — способность корабля плавать в равновесии (в прямом положении) и легко возвращаться в состояние равновесия, когда он выведен из него какой-либо силой. О ш в а р т о в а т ь с я — прикрепить судно к берегу или пристани с помощью швартовов. П а с с а т ы — ветры, дующие с довольно постоянной силой трех—четырех баллов. Р а н г о у т — мачты, стеньги, реи и прочее дерево. Р а н д е в у — место встречи или соединения судов. Р е й д — водное пространство у берегов, представляющее собой удобную стоянку для судов, защищенную от ветров и штормовых волн. Р е й — поперечный брус на мачте. С т а р ш и й о ф и ц е р — первый помощник командира. Т р а в е р з — направление под прямым углом к курсу корабля. Т р а н с п о р т — вспомогательное судно, предназначенное для перевозки войск, съестных и военных припасов. Т р а п — лестница на корабле. Ф а р в а т е р — определенный путь для плавания судов. Ф л а г м а н — командующий соединением военных кораблей. Корабль, на котором имеет пребывание флагман, поднимает на мачте особый отличительный знак. Ф л а г м а н с к и й к о р а б л ь — судно, на котором флагман держит свой флаг. Ф л а г- о ф и ц е р — обер-офицер, состоящий при флагмане и выполняющий адъютантские обязанности. Ф о р ш т е в е н ь — продолжение киля в передней оконечности судна. Ф р е г а т — трехмачтовое парусное военное судно, имеет одну закрытую батарею. Ш в а р т о в — канат для прикрепления судна к пристани или к другому судну. Ш к а н ц ы — часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты. Ш л ю п — небольшое трехмачтовое судно с одной открытой батареей. Ш л ю п к а — лодка. Ш п а н г о у т — ребро корпуса корабля. Ш т и л ь — безветрие. Э с к а д р а — соединение кораблей различных классов, подчиненное одному начальнику и выделяемое для самостоятельных действий в море. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|