Нынешний век всеобщего образования разрушил некогда суверенный опыт обыденного созна...

Нынешний век всеобщего образования разрушил некогда суверенный опыт обыденного сознания и сопутствующую ему житейскую мудрость, критика которых всегда питала пафос философских изысканий. Наука и научные данные пропитывают житейские представления почти всех людей, но смесь получается любопытная и едва ли не «худшего» состава, чем в те времена, когда наука представляла занятие лишь немногих, а обыденное сознание было предоставлено самому себе. Ибо несмотря на все достижения нашего просвещенного века, человек без специальной установки по-прежнему не обращает внимание на то, как и посредством чего формируются его представления. В том и состоит замечательная особенность этой небольшой работы, что она показывает: взгляд человека на мир опосредствован и в зависимости от того, чем, — люди и строят свой образ мира. Классическая наука (физика как её идеал) всем своим приборным и теоретическим арсеналом призвана к тому, чтобы формировать аналитическую, а потому и фрагментарную, картину мира. Между тем современная научная парадигма позволяет совершенно иначе взглянуть на мир: как на единое целое, в котором господствуют процессы свертывания и развертывания. Физической моделью такой картины мира является голограмма (Д.Бом считается автором т. н. «голографической метафоры».) Для философии в этом нет принципиально нового. Еще Анаксагор (основатель афинской школы) выдвинул принцип «всё во всем», согласно которому всякая вещь вырастает (разворачивается) как растение из семени. Но прежде научных (экспериментальных) данных в пользу такой модели мира фактически не было. Наверное, для научно воспитанных умов усвоение основополагающих философских идей Бытия, Абсолюта, Единого, Нуса или Логоса (что есть только разные названия мира как целого) через обсуждение современных научных достижений будет и естественней, и проще. Мы всячески рекомендуем эту книгу ученым, которые сохранили интерес к метафизическим проблемам. Она будет полезна аспирантам (в особенности естественнонаучного профиля), которым предстоит сдавать кандидатский минимум по философии.

Научный редактор, доктор философских наук,

профессор С.Е.Ячин


Учителя часто замечают, что от своих учеников получают столько же знаний, сколько отдают, но мне представляется, что зачастую это далеко не так с точки зрения учеников. Хотя иногда и случается крайне интенсивный обмен понимания между учителем и учеником. Это происходит скорее тогда, когда разграничение между этими двумя ролями исчезает, и его место занимает диалог, насыщенный взаимным уважением. Тогда и получается подлинное сотрудничество, и результат его — более велик, нежели результат обычной, простой передачи информации.

Профессор Дэвид Бом — один из тех редких людей, которые признают такой метод работы и получают от него удовольствие: он называет его «участием в танце разума». Огромной честью для меня было иметь возможность разделять его мысли и его общество.

Также здесь мне бы хотелось выразить благодарность и его супруге Саре Бом, чья ободряющая поддержка помогла произойти событию, на котором основана настоящая книга, и стать столь обогащающим опытом. Я бы хотел также поблагодарить Питера Гарретта, координатора «Фонда Универсального Единства» (The Foundation of Universal Unity, ныне — The Emissary Foundation International) в Европе, за организацию этого события; персонал и администрацию отеля Three Ways за их замечательную заботу и мастерство в обеспечении гладкого течения наших дискуссий; Клиффа Пенвелла, Майнду Итцигсон и в особенности Лесли Уилсона и Тули Корбин за их помощь в записи столь сложных разговоров и транскрибировании магнитофонных записей; Линсея Роулинса за участие в оформлении оригинального издания книги.

Дэвид Бом со своей стороны желает засвидетельствовать громадную ценность предшествовавщих дискуссий с Дж. Кришнамурти, д-ром П. де Маром и другими.

Дональд Фактор









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх