|
||||
|
У ТОПТЫГИНА В ЛАПАХЭто было давно, лет двадцать пять назад. У меня тогда был громадный медведь, ручной и очень добродушный. Чего только он у меня не проделывал! И танцевал, и ходил по бутылкам, и вино пил (на самом деле это было, конечно, молоко), и на тройке сибирских собак катался… Но однажды мне чуть-чуть не пришлось поплатиться жизнью из-за моего добродушного Мишки. За медведем ухаживал один из служащих, Гребешков. Но Гребешков плохо обращался с медведем и с другими моими животными. Я долго терпел, но наконец сказал: — Послушайте, я вас больше держать не могу. Берите расчёт и уходите подобру-поздорову. Из-за вас мои звери теряют доверие к человеку. Вы уничтожаете всю мою кропотливую работу! Он усмехнулся и, видно, подумал: «Ладно, как-нибудь обойдётся! Кто же без меня наденет на медведя цепь и выведет его на арену?» Но я не шутил. Я решил обойтись без этого служащего. По городу уже были расклеены афиши: ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ДРЕССИРОВАННЫЙ ВЕЛИКАН МИШКА ТОПТЫГИН! Друзья говорили мне: — Отложите медвежий номер. Не надо рисковать: как бы не задурил ваш Мишка без служащего, к которому он привык. Я засмеялся: — Что вы толкуете! Мой Мишка — ведь это само добродушие. При чём тут служащий? Разве он не знает меня, мой Топтыгин? — А мы всё-таки не пойдём смотреть вас сегодня, — говорили они. — Что-то страшно. — Как хотите! Перед спектаклем я, как всегда, отправился проверить, на месте ли сторожа. Цирк стоял в саду. В тёмном углу, у входа в конюшню, я заметил человека. Он метнулся в сторону и быстро скрылся за деревьями. «Кажется, это Гребешков, — подумал я. — Впрочем, может быть, и не он». Потом я занялся гримом, переодеванием и забыл о Гребешкове. И вот я на арене. Показываю публике своих друзей. Дошла очередь до Мишки. Михаил Иванович, как всегда, выполнял всё, что я требовал: он скользил по столбу, ходил по бутылкам, танцевал под музыку вальс. Номер подходил к концу. Топтыгин должен был сесть в коляску, взять из моих рук бутылку с молоком, уехать на собаках на конюшню. Тройка сибирских собак подана. Я подвёл Мишку к экипажу. Он сел. Я забросил цепь ему на спину и подал бутылку. Вдруг Мишка нагнулся, открыл пасть и крепкими зубами вцепился в мою левую руку, немного ниже плеча. Публика в ужасе закричала. Медведь, не выпуская руки, обнял меня и подмял под себя. Служащие растерялись. Один из них бросился наверх, к музыкантам, и стал оттуда бросать медведю маленькие кусочки хлеба, будто птичке. Публика заметалась по цирку. Все старались пробраться к выходу. Со всех сторон раздавались крики: — Задавил! — Медведь! — Спасите! Усатый городовой забрался на галерею. Там, наверху, он храбро размахивал своей шашкой. Нарядные, важные дамы сидели верхом на барьерах лож; шляпки их съехали набок; дамы кричали и плакали… Медведь не отпускал меня. Один из артистов схватил на конюшне навозные вилы, ткнул ими сзади медведя. Впрочем, он тотчас же бросил вилы и убежал. Медведь заревел от боли, оставил меня и кинулся в публику. Моментально толпа очистила всю правую сторону цирка. Тогда медведь бросился влево. Тут я поднялся. На мне был костюм из плотного шёлка. Зубы медведя не очень повредили мне. Я закричал что было силы: — Успокойтесь! Займите места! Представление продолжается! Я бросился к медведю и ударил его ногой. Он встал на задние лапы и медленно пошёл на меня… Я пристально смотрел в его глаза. Я чувствовал: во чтобы то ни стало мне надо увести его с арены. Я пятился. Медведь шёл на меня. Я властно кричал: — Алле! Алле! Мой голос повлиял на медведя. Нам надо было с ним пройти через всю арену. Медведь явно выражал желание оставить меня и броситься туда, где слышались женские голоса и визг детей. Он особенным образом рычал, глотал слюну и косил тёмными глазами. Но я кричал: — Алле! Алле! Медленно-медленно я пятился к конюшне, медведь на задних лапах шёл за мной. Наконец мы в конюшне. Под ногами — покрытые сеном доски; где-то рядом тревожно стучат лошадиные копыта. Я кричу ещё раз: — Алле! На место! И медведь, поджав уши, опускается на все четыре лапы и уходит в свою клетку. Одним прыжком я подскакиваю к клетке и закрываю её. Тут силы покидают меня. Голова кружится. Я почти теряю сознание. Потом я прихожу в себя и только тогда начинаю чувствовать сильную боль в руке. Почему же вдруг добродушный Мишка кинулся на меня? Я нашёл около медвежьей клетки пузырёк. В нем были остатки чего-то красного. Я посмотрел: оказалось — кровь. Так вот в чём дело! Гребешков решил отомстить мне за то, что я уволил его. Он достал живого голубя, зарезал его и голубиной кровью за час до выступления напоил медведя. Кровь сильно действует на зверей. Когда я дал медведю бутылку с молоком, он, наверно, вспомнил про кровь, и ему захотелось ещё. Он и кинулся на меня. Потом мы с ним опять подружились. Он больше никогда не кидался на меня. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|