Введение

Арктика — самый север нашей Планеты, край суровой и удивительной природы. Она всегда вызывала интерес российских и зарубежных исследователей.

Заполярье уже давно — несколько тысячелетий назад — обжито человеком. Осваивая арктическую территорию, северяне выработали специфические типы хозяйства и культуры, механизмы сохранения здоровья и жизни в особых природно-климатических условиях. В отличие от «европейского взгляда», рассматривающего Арктику как тяжелую, агрессивную, античеловеческую среду, они считают ее родной средой обитания, ощущая себя ее неотъемлемой частицей. Здесь существуют традиционные формы хозяйствования — оленеводство, охота, рыболовство, ездовое собаководство, морской зверобойный и песцовый промыслы.

Изучение традиционных занятий коренного населения Севера не может быть полным без переработки и обобщения материалов по песцовому промыслу и неразрывно связанному с ним ездовому собаководству. Это одна из актуальных задач сибирской историко-этнологической науки.

О ездовом собаководстве имеется определенная литература отечественных сибириеведов. Интересные наблюдения о нем есть в трудах М. Геденштрома [1], Ф. Врангеля [2], В. Пасецкого [3], Г. Майделя [4]. Методы езды на нартах, виды упряжек, способы выращивания, отбора и лечения ездовых собак можно найти в работах А. Степанова [5], П. Третьякова [6], Б. Долгих [7], М. Левина [8], Л. Лащука [9], Н. Михеля [10], Д. Травина [11], Э. Шерешевского [12], И. Тихоненко [13] и др.

Большую ценность для своего времени представляла обширная статья В. Кротова «Транспортно-промысловое собаководство в Колымо-Индигирском крае», опубликованная в нескольких номерах журнала «Советская Якутия» в 1936 году [14]. В ней автор сделал попытку выяснить роль собаководства в хозяйственной жизни местного населения и наметить пути перестройки этой отрасли полярного хозяйства.

Из зарубежной, доступной нам литературы следует отметить интересные работы Р. Амундсена [15], П. Виктора [16], Н. Уэмура [17], которые имеют повествовательный характер.

Однако трудно объяснить, почему в сибирской этнографической литературе до сих пор нет специальных обобщений, конкретных исследований об исторической роли транспортного собаководства, если не считать указанные выше довоенную брошюру И. Тихоненко и выпущенную в 1946 г. в Москве небольшую книжку Э. Шерешевского, которые давно стали библиографической редкостью. А ведь ездовое собаководство помогло жителям Крайнего Севера выполнить высокую миссию перед историей — экономически освоить огромную, почти не тронутую деятельностью человека, территорию и тем самым внести весомую лепту в развитие циркумполярной цивилизации.

Объектом данного историко-этнографического исследования является транспортно-промысловое собаководство коренных народов Севера — чукчей, юкагиров, якутов и русских арктических старожилов, как одной из важнейших хозяйственных отраслей.

Хронологические рамки данного исследования охватывают в основном период начала XIX до середины XX века, так как именно на этот отрезок времени, на наш взгляд, приходится расцвет ездового собаководства на Северо-Востоке Азии.

Территориальные рамки работы ограничиваются регионом заполярных улусов Якутии, наиболее благоприятном для существования этого вида транспорта.

При изучении темы были использованы архивные данные, опубликованные работы предшественников и личные полевые наблюдения автора. Высказана мысль, что развитие транспортного собаководства и освоение зоны тундры неразрывно связаны с приходом сюда русских, с появлением спроса на белого песца — с развитием всероссийского и международного рынков. Тогда песцовый промысел превратился в основное занятие полуоседлого тундрового населения, пушнина и мамонтовая кость стали главным источником валютных поступлений.

Практическое значение работы состоит в том, что в ней даны рекомендации по возрождению в малых масштабах ездового собаководства в комплексе с развитием песцового промысла, отечественного и иностранного туризма.

Таким образом, впервые предпринята попытка обобщающего исследования по указанной теме, ликвидации в какой-то мере пробела в изучении истории северных народов Якутии. Однако наша работа ни в коей мере не претендует на исчерпывающий труд об этой незаслуженно забытой форме человеческой деятельности. Она может послужить лишь вспомогательным материалом нашим последователям для более глубокого и всестороннего изучения.


Примечания:



1

Геденштром М. М. Записки о Сибири // Журнал Мин-ва внутренних дел. — 1829. — Кн.1. Он же. Описание берегов Ледовитого моря от устья Яны до Баранова Камня // Сиб. вестник. — 1839.



2

Врангель Ф. П. Путешествие по северным берегам Сибири и Ледовитому морю, совершенное в 1820–1824 гг. — М.; Л., 1948.



3

Пасецкий В. М. Петр Анжу. — М., 1958.



4

Майдель Г. Л. Путешествие по Северо-Восточной части Якутской области в 1868–1870 гг. — СПб., 1894.



5

Степанов А. П. Енисейская губерния. — СПб., 1835. — Ч. 1.



6

Третьяков П. С. Туруханский край. — СПб., 1869.



7

Долгих Б. О. Езда на собаках у русского старожильческого населения Енисея // Кр. сообщения Ин-та этнографии. — 1960. — Вып. XXXV.



8

Левин М. Г. О происхождении и типах упряжного собаководства // Сов. этнография. — 1946. — № 4.



9

Лащук Л. П. Упряжное собаководство в Северо-Западном Приуралье // Кр. сообщ. Ин-та этнографии. — 1954. — Вып. XX.



10

Михель Н. М. К вопросу о ездовом собаководстве на Якутском севере // Изв. Географического об-ва. — 1935. — Т. 65, вып. 2.



11

Травин Д. Д. Собаководство на Индигирке // Сов. Север. — 1940. — № 7–8.



12

Шерешевский Э. И. Ездовое собаководство в Колымо-Индигирском крае // Сов. Якутия. — 1936. — № 4.



13

Тихоненко И. И. Ездовые собаки Чукотки. — Л., 1939.



14

Кротов В. А. Транспортно-промысловое собаководство в Колымо-Индигирском крае // Сов. Якутия. — 1936. — № 4.



15

Амундсен Р. Северо-восточный проход. Экспедиция на судне «Мод» вдоль берегов северного побережья Азии в 1818–1822 гг. — Л., 1936.



16

Виктор Поль Э. Ездовые собаки — друзья по риску. — М., 1981.



17

Уэмура Н. Один на один с Севером. — М, 1983.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх