• 1.1. Исторические этапы развития института несостоятельности (банкротства) в России и за рубежом
  • 1.2. Социально-экономические аспекты развития банкротства
  • 1.3. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России
  • 1.4. Процедуры банкротства и условия их применения
  • Глава 1

    Становление и развитие института несостоятельности (банкротства) в рыночных условиях

    1.1. Исторические этапы развития института несостоятельности (банкротства) в России и за рубежом

    Институт банкротства прошел длительный путь развития, и это связано прежде всего с возникновением кредитно-хозяйственных отношений и отношений собственности.

    В древние времена неоплатность долгов каралась очень жестоко, вплоть до смертной казни. Так, во времена Древнего Рима банкрота привязывали к позорному столбу и приравнивали к вору, имущество должника переходило к кредитору. Это также было характерно и для германского и французского права, где несостоятельных должников подвергали телесным наказаниям или немедленной казни.

    Для того времени было характерно, что несостоятельный должник отвечал перед кредиторами не только имуществом, но и неимущественными правами (свободой и здоровьем).

    В итальянском конкурсном праве отношения между должником, кредитором и судом были урегулированы. В ІХ-Х вв. Италия была торговой страной. И именно торговцы чаще всего оказывались неплатежеспособными. Возникла необходимость создания правовых норм, направленных на регулирование торговой несостоятельности. Инициатива в возбуждении конкурсного процесса могла исходить от всех участников процесса, а для должника это была льгота, ведущая к смягчению обстоятельств, а также освобождению от ареста или ареста в собственном доме.

    Существованием термина «банкрот» современное конкурсное право обязано итальянскому праву, так в Италии называли бежавших должников (от итал. bаnсо – скамья, rоttа – сломанная, что дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность). Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных.

    Важным этапом в развитии французского конкурсного права стало Торговое уложение, принятое 12 сентября 1807 г. и вступившее в силу с 1 января 1808 г. Оно касалось только торговой несостоятельности. Устанавливалось, что только купцы могут быть несостоятельными. Лица, не ведущие торговлю, могут впадать в неоплатность, которая влечет иные последствия и рассматривается общими судами. Уложение усилило уголовную направленность норм и закрепило три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную. Любой должник в случае неуплаты долгов подлежал аресту. Следствием чрезмерной суровости норм Уложения стало то, что многие должники либо скрывались, либо договаривались с кредиторами о ведении дел вне судебных органов.[1]

    В германском конкурсном праве ХVIII в. были выработаны собственные конкурсные законы. Так, в Пруссии появился общий ипотечный и конкурсный устав. В Австрии – конкурсный устав, вошедший в виде раздела в общий судебный устав.

    В Баварии был принят собственный устав. Данные нормативные документы по-разному регулировали взаимоотношения между кредитором и должником. Поэтому в Германии был принят единый конкурсный устав, действовавший 100 лет.

    В дореволюционной России конкурсному праву также было уделено достаточное внимание. Первое упоминание о несостоятельности обнаруживается в древнейшем памятнике российского правоведения – Русской Правде, где содержатся ясные и подробные постановления отдельных вопросов несостоятельности и конкурсного процесса. Так, например, должника, не сумевшего заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Однако должники, ставшие несостоятельными из-за несчастных обстоятельств и имевшие одного кредитора, не подлежали продаже. В этом случае давалась отсрочка на погашение долгов, и имущество между кредиторами не делилось. Здесь же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным.

    После Октябрьской революции единым собственником имущества большинства хозяйствующих субъектов являлось государство. Расширились торговые обороты страны, и случаи несостоятельности стали распространенным явлением. В отличие от дореволюционной России вопросы неоплатности долгов решались не кредиторами (практически не имевшими никаких прав), а государством, так как защищались законные интересы не кредиторов, а общий хозяйственный результат. В результате в течение многих лет убыточные предприятия существовали за счет государственного финансирования и периодического списания долгов.

    До начала 90-х гг. в России существовало огромное количество убыточных предприятий, отсутствовала конкурентоспособная продукция, возникали злоупотребления со стороны руководителей предприятий, связанные в том числе и с неосуществлением оплаты по договору.

    Начиная с 1992 года политика правительства России была направлена на переход к рыночным отношениям. Этот период характеризуется сменой собственника большинства бывших государственных предприятий в ходе их приватизации.

    Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах собственности, появление новых собственников, как отдельных граждан, так предприятий.

    Большинство предприятий в условиях рыночной экономики действуют на принципах состязательности. Обычно конкуренция поддерживается на государственном уровне, поскольку этот способ экономической организации позволяет использовать ресурсы национальной экономики оптимальным образом. Менее эффективные предприятия не выдерживают конкуренции и уходят с рынка.

    Как показывает практика, банкротство – неизбежное явление рыночной экономики, являющееся инструментом оздоровления экономики, способом согласования интересов всех участников товарообмена.

    В ходе исторического развития регулирования отношений собственности в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов первоначально выработан специальный институт торгового права – конкурсное производство. Конечная цель данного правового института – соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности. Дальнейшее развитие института несостоятельности связано с распространением процедур банкротства на другие сферы бизнеса, за пределы торговли.[2]

    Постепенно законодательство всех стран меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись распроданного для погашения долгов имущества, но сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое дело с учетом накопленного им опыта. Со временем наряду с физическими лицами участниками торгового оборота все активнее становились юридические лица, которым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерческом обороте.[3]

    И в настоящее время задача механизма банкротства заключается в сохранении предприятия и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием.

    1.2. Социально-экономические аспекты развития банкротства

    Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех отраслей деятельности. Развился целый комплекс кризисных явлений и процессов, поставивших большинство отечественных предприятий в сложное финансово-экономическое положение. Это и политическая, и экономическая нестабильность, непоследовательность в осуществлении рыночных реформ, неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие заказов на производство продукции, недостаточное финансирование программ поддержки предпринимательства, неэффективная налоговая политика, неудовлетворительное руководство бизнесом. Все это послужило развитию несостоятельности (банкротства).

    Однако рыночная экономика невозможна без определенных механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капитала в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), зависит от характера и структуры рыночных потребностей, которые обуславливают предвидение и прогнозирование подъема и падения отдельных предприятий, секторов экономики и выход их из кризисной ситуации (банкротства).

    Кризисы и условия их возникновения

    Процесс неравномерного развития экономики характеризуется кризисной ситуацией и может рассматриваться как стечение неблагоприятных ситуаций и как некая общая закономерность, свойственная рыночной экономике.

    Кризисы не одинаковы по своей сути, причинам, условиям возникновения, последствиям.

    Профессором Э. М. Коротковым представлена следующая классификация кризисов.[4]

    1. По масштабам проявления: общие и локальные.

    Общие – охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее.

    2. По проблематике кризиса: макрокризис и микрокризис.

    Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики, микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

    3. По структуре отношений: экономические, социальные, организационные, психологические, технологические.

    Экономические означают резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге – в снижении жизненного уровня, благосостояния населения. В данной группе выделяют финансовый кризис – глубокое расстройство финансовой системы страны, сопровождаемое инфляцией, неплатежами, неустойчивостью валютных курсов, кризисов в Центральном банке.

    Социальные – возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий и др. К данной группе относят политические кризисы – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

    Организационные – проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних предприятий.

    Психологические – это кризис психологического состояния человека, проявляющийся в виде стресса, приобретающего массовый характер в виде возникновения чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением.

    Технологические – возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.

    4. По непосредственным причинам возникновения: природные, общественные, экологические.

    Природные – вызваны природными условиями деятельности и жизни человека (землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения).

    Общественные – вызваны общественными отношениями во всех их проявлениях.

    Экологические – возникают при изменении природных условий, вызванном деятельностью человека (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия).

    5. Кризисы могут быть: предсказуемые, неожиданные, явные, латентные, острые, мягкие, затяжные, временные.

    Предсказуемые – вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризисов и могут прогнозироваться.

    Неожиданные – возникают в результате грубых ошибок в управлении, либо природных явлений, либо экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

    Явные – протекают заметно и легко обнаруживаются.

    Латентные – скрытые, протекают относительно незаметно и наиболее опасны.

    Острые – ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы.

    Мягкие – протекают последовательно и безболезненно.

    Затяжные и временные – возникают вследствие неумения управлять кризисными ситуациями, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

    Предприятия в условиях рыночной экономики также подвержены влиянию различных видов кризиса: социальных, финансовых, технологических, экономических, финансовых и т. д.

    Кризис некоторых предприятий – нормальное явление рыночной экономики, где выживает сильнейший.

    Глубинные причины кризисных явлений предприятия скрыты в самом механизме рыночного хозяйства.

    Кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации, иногда не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, при этом она подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы.[5]

    Успех управления предприятием в кризисной ситуации существенно зависит от понимания сущности протекающих на нем в это время процессов, характера и особенностей их проявления.

    Кризисные ситуации предприятия, как правило, возникают и в период развития предприятия, и в период расширения производства, и при начальной стадии спада производства. Это связано с изменениями объемов производства и сбыта продукции, ростом дебиторской и кредиторской задолженности, дефицитом оборотных средств. Кризисные явления на предприятии проходят несколько стадий развития кризисной ситуации: экономическая несостоятельность (скрытая стадия банкротства), финансовая нестабильность, неплатежеспособность (реальное банкротство) и стадия официального признания банкротства.

    Кризис (кризисные ситуации) выполняет стимулирующую функцию, то есть в результате обесценивания основного капитала создаются условия его обновления.

    Зная классификационные признаки кризисных ситуаций, можно своевременно их определить и найти способы их предотвращения.

    Основные причины возникновения кризисных ситуаций, по мнению В. Р. Банка, следующие:

    • влияние внешних факторов макросреды, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени – например, несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики, высокий уровень инфляции;

    • неэффективное управление внутренними факторами микросреды предприятия;

    • использование предприятием стратегии, которая не адаптирована к внешним факторам макросреды;

    • разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия;

    • снижение рентабельности продукции.

    Причины кризиса могут быть объективными и субъективными. Объективные причины связаны с потребностями в модернизации и реструктуризации предприятия. Субъективные – с ошибками и недостатками управления предприятием.

    Кризисные ситуации могут возникать в результате отсутствия новых научных знаний, отсутствия развития научно-технического прогресса, изменения в природной среде, возникновения обстоятельств непреодолимой силы, а также неэффективного управления предприятием, использования рабочего персонала с низкими профессиональными качествами.

    Последствиями кризисных явлений могут быть: выход из кризисной ситуации, ослабление кризиса, глубоко затянувшийся кризис или возникновение нового.

    Грамотная организация управления предприятием может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения за счет смены собственника или реорганизации предприятия. При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации, смене собственника и перестройке процесса функционирования предприятия.

    Возникновение кризисных ситуаций или кризиса в рыночной экономике становится необходимым условием. Это явление способно определить не только предел развития экономики, но и помочь в дальнейшем ее развитии.

    Банкротство: механизм его возникновения

    Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка – естественное явление. За счет этого слабые предприятия прекращают свое существование, а более устойчивые развиваются.

    Основным инструментом оздоровления экономики является банкротство. Причины и предпосылки банкротства предприятий зародились в период плановой экономики СССР. В условиях централизованного финансирования капитальных вложений предприятия строились крупными и в силу этого не гибкими. Каждое предприятие специализировалось на своих производственных функциях. В результате появились крупные, монополизированные предприятия, многие из которых оказались неконкурентоспособными из-за поступления на рынок импортных товаров. Вложение оборотных средств происходило неравномерно. У одних наблюдался избыток средств, у других их едва хватало на развитие хозяйственной деятельности. В результате накопилась достаточно высокая доля морально и технически устаревших предприятий. Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и малосерийных изделий. В условиях рынка такие предприятия оказались неконкурентоспособными. Административно-плановая экономика выработала экономическую среду и концепцию управления предприятием, приведшую российские предприятия к финансовому кризису.[6]

    В плановой экономике все принадлежало государству. И в случае финансовой несостоятельности хозяйствующего субъекта финансовые ресурсы перераспределялись от одного хозяйствующего субъекта к другому. В условиях рыночного хозяйствования хозяйствующие субъекты стали самостоятельно отвечать по своим обязательствам.

    Становление рыночной экономики объективно обуславливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности, осуществляется посредством национального рынка и складывающейся на данный момент рыночной ситуации. Неравномерное развитие экономики характеризуется как кризисная ситуация, и преодоление ее возможно с помощью механизма банкротства.

    Банкротство является крайней формой кризисного состояния, когда предприятие не в силах оплатить свою задолженность и восстановить платежеспособность за счет собственных источников доходов. Банкротство является результатом развития кризисного состояния предприятия и рыночным инструментом перераспределения капитала.

    Существует множество определений банкротства, но наиболее четкое дано Н. А. Бреславцевой. Ею определено, что банкротство – это цивилизованная форма разрешения конфликта, возникшего между кредиторами и должником, позволяющая в определенной мере соблюсти интересы обоих, поскольку после завершения процедуры банкротства бывший должник освобождается от обязательств, связанных с погибшим бизнесом, и снова имеет возможность предпринимательства, а кредитор, в свою очередь, получает часть затраченных средств.

    Действительно, многие предприятия и физические лица вступают в многочисленные кредитно-денежные отношения. В ряде случаев денежный размер обязательств превышает определенный предел, и наступает невозможность погашения обязательств. Юридические и физические лица объявляются несостоятельными (банкротами).

    Несостоятельность хозяйствующих субъектов – распространенное явление в рыночной экономике. Оно рассматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, характеризуемое неплатежеспособностью субъекта по своим обязательствам.

    Несостоятельность, по мнению И. Г. Кукукиной, это финансовое состояние предприятия, при котором оно неспособно в течение нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность. Если же у предприятия наблюдается обратный эффект, то имеет место необратимая неплатежеспособность.[7]

    В дореволюционной России различали несколько видов несостоятельности.

    1. Несчастная или неосторожная – возникающая не по вине собственника.

    2. Злостная или злонамеренная – возникающая по вине собственника.

    3. Расточительная несостоятельность, или простое банкротство, – возникающая из-за нерациональной финансовой политики, нецеленаправленное использование доходов.

    4. Корыстное или тяжкое банкротство – возникающее в результате умышленного сокрытия должником собственного имущества для получения отсрочки платежа, прощения долга, получения личной выгоды.

    Банкротство – это прекращение хозяйственной деятельности ввиду отсутствия финансовой возможности восстановить платежеспособность на основе порядков, установленных законодательством.

    В экономической практике выделяют несколько видов банкротства.[8]

    1. Реальное банкротство организации, характеризующееся неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, наличие огромной суммы кредиторской задолженности не позволяют вести нормальную производственно-хозяйственную деятельность. Санирующими мероприятиями могут быть проведение конкурсного производства (ликвидация организации) или реорганизация.

    2. Временное (условное) банкротство, которое характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукцией, в то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов.

    3. Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда в личных интересах и интересах третьих лиц.

    4. Фиктивное банкротство – это ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке, для погашения долгов.

    Возникающие кредитно-денежные отношения между должником и кредитором иногда вызывают разногласия. Разрешить конфликтную ситуацию помогает институт несостоятельности (банкротства).

    Институт несостоятельности – комплексный правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и других отраслей права. Институт несостоятельности (банкротства) служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

    В ходе исторического развития регулирования отношений собственности, в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов, первоначально был создан специальный институт торгового права – конкурсное производство. Цель правового института – соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности.

    В ходе исторического развития назрела необходимость создания такого инструмента, который был бы способен защитить личную и корпоративную деятельность от опасно высоких или существенных убытков, а также помогать в выявлении политических и экономических приоритетов и ответственности.

    Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в защите социально-экономических процессов от последствий неэффективной или недобросовестной деятельности их участников и невыполнения взятых на себя обязательств. Задачей института также является помощь в ликвидации несостоятельных предприятий на добровольной или принудительной основе, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдение, либо внешнее управление не обеспечило необходимый уровень платежеспособности организации.

    Институтом несостоятельности и банкротства решаются две задачи:

    • во-первых, должнику обеспечивается защита от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить;

    • во-вторых, защищаются интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, при обеспечении сохранности имущества и справедливого его распределения между кредиторами.

    В настоящее время задачей института банкротства в развитых рыночных странах является сохранность предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

    Экономическая сущность банкротства заключается в реализации максимально возможного риска экономического субъекта, в условиях рыночного хозяйствования и определения степени ответственности хозяйствующего субъекта за результаты своей деятельности.

    Банкротство как элемент хозяйственного механизма имеет положительные и отрицательные стороны.

    Положительными моментами следует считать:

    • ликвидацию предприятия-должника и возвращение долгов кредиторам через исполнение обязательств, назначенных судом;

    • создание нового бизнеса;

    • смену состава руководителей, не исполняющих свои обязанности, замену временных руководителей на профессиональных руководителей, передачу бизнеса в более надежные руки;

    • передачу бизнеса организации от государства в частные руки и наоборот;

    • восстановление финансовой устойчивости и реструктуризацию предприятия с целью выхода из кризисной ситуации.

    К негативным моментам относят:

    • потерю кредиторами части бизнеса;

    • возникновение нового, последующего банкротства;

    • ухудшение социальной жизни работников предприятия;

    • сокращение рабочих мест, а вследствие этого снижение платежеспособности населения;

    • сужение потребительского рынка;

    • возможность возникновения криминального банкротства, связанного с переделом собственности и разворовыванием имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности.

    Однако банкротство организаций возникает вследствие негативного воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов. Умение предприятия приспособиться к различным изменениям в экономической среде является гарантией не только выживания, но и процветания.

    Причины несостоятельности (банкротства) российских предприятий

    Рыночная экономика внесла свои коррективы в работу предприятия. Производство продукции, оказание услуг ориентировано на предложение и потребности населения. Благодаря рыночным отношениям возникла конкурентная борьба за место на рынке, в результате которой качество и товаропредложение изменилось.

    В период плановой экономики спрос и предложение не учитывались. Предлагались продукты медленно обновляемых производств и технологий.

    В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена на основе централизованных планов и расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов. Предприятия строились крупными и в силу этого не гибкими. Каждое предприятие специализировалось на своих производственных функциях. Потенциальной конкуренции практически не было. В результате создалось очень много больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Конкурентами российских предприятий стали иностранные предприятия с товаром лучшего качества.[9]

    В результате одни предприятия развивались нормально, в силу вложения в них больших средств, другие – едва развивались. Возникала проблема неплатежей, однако она решалась. Происходило это путем централизованного списания долгов, проведения взаимозачетов и субсидий со стороны государства. В условиях рыночных отношений кардинально изменилась организационная структура предприятий. Каждое предприятие самостоятельно отвечает по долговым обязательствам и самостоятельно решает проблему неплатежей.

    Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал краткосрочный период первоначального становления частных коммерческих структур. Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуются средства даже на оплату труда.[10]

    Возникали новые социальные слои общества, коррупция, рэкет, собственность присваивалась незаконным путем. Начинается расцвет теневой экономики. Борьба за власть превалирует над экономическими проблемами. Предприятия подвергаются кризисным ситуациям, и начинается массовое банкротство. Одна часть предприятий официально признается банкротами на основании действовавшего Закона РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», другая неофициально является несостоятельной.

    В сложившихся условиях возникла идея «цеховых интересов», т. е. стремление «банкротить» вокруг себя все подряд. Наступление кризисных ситуаций на предприятиях России – явление преднамеренное, это результат создания руководителем (собственником) организации увеличения ее неплатежеспособности, нанесение ими ущерба организации в личных целях или в интересах третьих лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел.

    Вышеописанные процессы происходили в условиях отсутствия опыта ведения бизнеса, неправильной оценки ситуации на рынке, недостатка собственного капитала.

    Переход экономики России к рыночным условиям хозяйствования предоставил возможность самостоятельно осуществлять производственную, инвестиционную и финансовую деятельность, планировать будущие результаты деятельности, выбирать партнеров по бизнесу. Но данная самостоятельность столкнула многие хозяйствующие субъекты с финансовой несостоятельностью.

    Способность и готовность юридических и физических лиц удовлетворять возникающие требования со стороны кредиторов характеризуется состоянием платежеспособности. Обратное состояние определяет неплатежеспособность.

    Предприятие считается абсолютно платежеспособным, если капитал организации является собственным, а обязательства всегда выполняются. Кроме того, могут иметь место случаи, когда хозяйствующий субъект имеет собственный капитал, но эффективно функционирует только на заемных источниках. При этом он остается платежеспособным благодаря соответствующим доходам, кредиторов устраивает оговоренный срок расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

    Причины, порождающие банкротство предприятий, признаки и сущностные характеристики этого явления свидетельствуют о его типично рыночном характере.

    Одной из причин неплатежеспособности является неверная оценка руководителями хозяйствующего субъекта ожидаемых темпов и направлений его развития. Отсутствие стратегии в деятельности предприятия, нацеленной на краткосрочный результат, недостаточное знание конъюнктуры рынка, слабая мотивация трудящихся, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие современного развития управления издержками, низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений приводят к финансовым проблемам.

    Общими причинами неплатежеспособности хозяйствующего субъекта являются:

    • обстоятельства, влияющие на снижение уровня доходов или опережающий рост обязательств;

    • снижение спроса на продукцию из-за общего снижения платежеспособного спроса потребителей, затоваривания рынка, неудовлетворительного качества или высокой цены;

    • задержка платежей потребителей, связанная с необязательностью или неплатежеспособностью партнеров;

    • ограничение доступа на рынок сбыта за счет запретов, квотирования, таможенных или других ограничений;

    • недостаточность собственных средств и отказ кредитных организаций в выделении финансирования;

    • низкий уровень оборотных активов и проблемы с качеством денежного потока;

    • отсутствие эффективной системы бюджетирования и стратегического планирования;

    • жесткие условия конкуренции и ошибки при формировании цены на продукцию.

    Несостоятельность предприятий может возникать по независящим и зависящим причинам.

    К независящим причинам, по мнению И. Н Драчёна, относят следующие.

    1. Экономические: кризисное состояние страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

    2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта—импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства, смена политического режима.

    3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса, стремлением расширения доли занимаемого рынка и внедрения новых продуктов.

    4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей, платежеспособный спрос населения на те и другие виды товаров и услуг.

    К зависящим причинам относят:

    • отсутствие эффективной системы управления;

    • отсутствие четкой финансовой стратегии развития организации;

    • дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;

    • низкий уровень техники, технологии и организации производства;

    • снижение эффективности использования производственных ресурсов организации, его производственной мощности и, как следствие, высокий уровень себестоимости, убытки – «проедание» собственного капитала;

    • создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной банкротства;

    • плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданиями или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство;

    • отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики;

    • привлечение заемных средств в оборот организации на невыгодных условиях, что ведет к снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию;

    • быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы растут быстрее объема продаж. Отсюда и появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате организация попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.

    Таким образом, основной причиной экономического кризиса отечественной экономики нужно признать смену общественно-политической формации, связанную с внедрением в плановую экономику элементов рынка. В свою очередь, причины наступления кризисного состояния на уровне субъекта экономики обусловлены совокупностью кризисного состояния экономики в целом в сочетании с характером жизненного цикла хозяйствующего субъекта. Одной их важнейших проблем, которые требуют своего разрешения в период экономического кризиса, является проблема всеобщей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов, так как взаимные неплатежи способствуют нарушению ритмичности хозяйственной деятельности субъектов экономики, лишают их возможности осуществлять платежи за поставленные товары и оказанные услуги, выплачивать персоналу заработную плату, выполнять обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В классической рыночной экономике это обстоятельство можно преодолеть только путем банкротства. В то же время массовое банкротство должников вызовет не менее массовое банкротство кредиторов, и «лавина» банкротств, реализуя эффект «падающего домино», воспрепятствует дальнейшему экономическому развитию страны. Поэтому массовое применение процедуры банкротства хозяйствующих субъектов для российских условий неприемлемо. Необходим поиск альтернативных механизмов решения проблемы неплатежей.

    1.3. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России

    В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Существующее законодательство Российской Федерации имеет вековую историю.

    Ранее было сказано, что существовали времена, когда разрешалось применять более жесткие меры к должникам. Несостоятельность ассоциировалась с позором, и поэтому на сегодняшний день тема нормативно-правового регулирования очень актуальна.

    В дореволюционной России была создана система нормативных актов о банкротстве, образовавших конкурсное право. Гражданско-правое регулирование банкротства оказалось делом весьма сложным. Становление нормативно-правой базы происходило веками. Основой развития конкурсного права стали «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.[11]

    В новой Российской Советской Федеративной Социалистической Республике судами и иными государственными учреждениями не принимались и не разрешались никакие споры по гражданским отношениям, возникшим до ноября 1917 г. (в том числе и споры о несостоятельности должников). С 1921 г. в ходе осуществления новой экономической политики (НЭП) и в связи с расширением торгового оборота случаи несостоятельности хозяйствующих субъектов стали распространенным явлением. В 1922 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР, который упоминал о несостоятельности в ряде статей, регулировавших отношения поручения, займа, залога, товарищества и др. При этом не существовало механизма реализации указанных норм.[12]

    Декретом ВЦИК и СНК РСФСР в Гражданско-процессуальный кодекс (принят 1923 г.) в 1927 г. были включены нормы, предусматривающие регулирование несостоятельности. В главах ГПК РСФСР 1927 г. подробно регламентировано конкурсное производство, определены специальные основания недействительности сделок, указаны правила зачета взаимных требований, установлены правила отказа управляющего от исполнения договоров.[13]

    По окончании НЭПа практически прекратилось банкротство предприятий, так как существовала монополия государственной собственности и государственная поддержка убыточных предприятий.

    В качестве условий для признания факта несостоятельности советское законодательство 1920-х годов принимало совокупность следующих факторов: 1) прекращение платежей на сумму более 3 000 руб. или неизбежность такого прекращения в будущем, вытекающая из состояния дел должника; 2) установление судом неспособности погасить полностью денежные требования; 3) наличие не менее двух кредиторов.[14]

    Отсутствие законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) в России в начале 1990-х годов привело к тому, что существовало огромное количество убыточных предприятий, конкурентоспособность продукции была очень низкой, процветали злоупотребления со стороны руководителей организаций, связанные с исполнением обязательств.

    Для устранения всех негативных явлений в экономике в 1992 году был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 года № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

    В законе было дано определение несостоятельности – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг, включая неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом либо неудовлетворительной структурой баланса должника).

    Законом были введены понятия:

    • неудовлетворительная структура баланса – такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности;

    • фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;

    • умышленное банкротство – преднамеренное формирование руководителем или собственником предприятия ложного мнения о его неплатежеспособности; нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах третьих лиц; заведомо некомпетентное ведение дела.

    Законом были определены процедуры банкротства:

    • реорганизация, включающая внешнее управление имуществом должника и санацию;

    • ликвидация, включающая принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольнe. ликвидаци. под контролем кредиторов;

    • мировое соглашение, как момент достижения договоренности между должником и кредиторам относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

    Также законом введена процедура санации, снижена роль государственного и административного управления, предусмотрена возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации. В настоящее время данный закон утратил силу.

    В Федеральном законе № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года дано более четкое определение понятия «несостоятельности (банкротства)» – это признанная арбитражным судом, объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Законом были определены основные признаки банкротства– размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающих из такого участия.

    Дело о банкротстве возбуждалось арбитражном судом при требовании к должнику – юридическому лицу в совокупности не менее 500 МРОТ.

    Законом были предусмотрены меры, применяемые к должнику – юридическому лицу в виде процедур банкротства: досудебная санация, мировое соглашение, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство; установлена упрощенная процедура банкротства. Но данный закон также утратил силу.

    Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Исключение, в соответствии со ст. 65 ГК РФ, составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

    В соответствии с новым законом должник признается банкротом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

    Изменен срок рассмотрения дела о банкротстве. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

    Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ предусмотрено прекращение процедуры банкротства на любой стадии после уплаты всех долгов. В законе также прописана возможность исполнения обязательств должника третьими лицами, что также позволяет досрочно завершить дело о банкротстве.

    Ужесточена процедура назначения арбитражных управляющих. Кандидатуру арбитражного управляющего предлагают саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

    Законом о несостоятельности (банкротстве) государству, как и другим кредиторам, предоставлены права участвовать в процедуре банкротства.

    Также регламентируются особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц.

    Предприятиям, имеющим определенные трудности, необходима помощь. Закон позволяет оценить свои возможности и принять решения о дальнейшем существовании.

    1.4. Процедуры банкротства и условия их применения

    Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, предусмотрена система мер, применяемых к должнику, с целью восстановления платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов.

    Такой системой мер служат процедуры банкротства, направленные на соразмерное удовлетворение кредиторов и улучшение финансового положения организации.

    Процедуры, применяемые к должнику, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность фактических и юридических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию.

    Предусмотренные законодательством процедуры можно разделить на две группы: судебные и внесудебные.

    К внесудебным процедурам можно отнести досудебную санацию и добровольное объявление предприятия-должника о своем банкротстве.

    Досудебная санация (в соответствии со статьей 2 Федерального Закона о банкротстве) – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

    Данные процедуры позволяют без обращения в арбитражный суд решить вопросы о дальнейшей деятельности организации или добровольно ликвидироваться.

    Законом предусмотрены следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

    Наблюдение (ст. 2, гл. iv Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

    Данная процедура начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятий, продолжается в течение установленного периода и заканчивается решением суда о признании предприятия банкротом, либо назначении иных процедур банкротства, либо отказом в признании банкротом.

    Процедура банкротства длится до семи месяцев. В этот момент на предприятии не прекращается ведение хозяйственной деятельности, изыскиваются возможности для погашения задолженности и восстановления платежеспособности, требования кредиторов в индивидуальном порядке не удовлетворяются.

    Руководитель организации по-прежнему руководит организацией, но на этот период вводятся ограничения по решению вопросов о реорганизации предприятия-должника, выплате дивидендов, распределении прибыли, приобретении ценных бумаг.

    Если органы управления нарушают вышеперечисленные правила, то решением арбитражного суда, на основании ходатайства временного управляющего, они могут быть отстранены от своих обязанностей.

    Осуществляет процедуру банкротства временный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

    В соответствии со ст. 20 Закона временным (арбитражным) управляющим может быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеющий высшее образование, прошедший обучение по подготовке арбитражных управляющих, не имеющий судимости в сфере экономики.

    Временный управляющий следит за сохранностью имущества должников, проводит тщательный глубокий анализ финансового состояния организации с целью определения признаков банкротства должника, выявляет кредиторов и составляет реестр их требований, созывает и проводит первое собрание.

    По окончании процедуры наблюдения управляющий составляет отчет, представляет его на рассмотрение в арбитражный суд для вынесения решения.

    На основании решения суда может быть назначена процедура финансового оздоровления.

    Финансовое оздоровление (ст. 2, гл. v Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

    Цель процедуры финансового оздоровления – проведение анализа финансового состояния организации, составление плана финансового оздоровления.

    Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, сроком до двух лет.

    Осуществляет ведение процедуры назначенный арбитражным судом административный управляющий.

    В период ведения процедуры на предприятии происходит следующее:

    • составляется план финансового оздоровления, где указаны основные мероприятия по изысканию средств, необходимых для расчета с кредиторами, разрабатываемый учредителями должника и утвержденный собранием кредиторов;

    • если на момент ведения процедуры наступил срок исполнения по обязательствам, то требования предъявляются к должнику только в порядке предъявлений требований, установленных законом;

    • приостанавливаются действия исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме удовлетворения требований первой очереди;

    • запрещается выделение доли должнику и выкуп размещенных акций должником;

    • запрещается выплата дивидендов и других платежей по эмиссионным ценным бумагам;

    • иные действия установленные в законе.

    Как и в предыдущей процедуре, органы управления предприятия должника осуществляют ведение хозяйственной деятельности, но под контролем административного управляющего, кредиторов и лиц, гарантирующих погашение кредиторской задолженности. Отстранение от исполнения обязанностей руководителя организации такое же, как и при других процедурах банкротства.

    Административный управляющий может быть освобожден от своих обязанностей на основании заявления управляющего; на основании решения собрания кредиторов; в случае нарушения законных прав должника и кредиторов; в иных случаях, предусмотренных Законом.

    По окончании процедуры финансового оздоровления арбитражный управляющий составляет отчет и направляет в арбитражный суд для рассмотрения и вынесения решения об окончании процедуры и прекращения дела о банкротстве, введении внешнего управления, введении конкурсного производства.

    Внешнее управление (ст. 2, гл. vi Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

    Эта процедура вводится на собрании кредиторов при наличии признаков банкротства и решения арбитражного суда, сроком не более 18 месяцев. Он может быть продлен до шести месяцев, если у предприятия появилась реальная возможность восстановить платежеспособность.

    На основании закона данная процедура не распространяется на кредитные организации; на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; на ликвидируемого должника; на отсутствующего должника; на случаи, когда должник добровольно объявляет о своем банкротстве.

    Эти ограничения связаны с отсутствием возможности восстановления платежеспособности.

    Осуществляет процедуру внешний управляющий, назначаемый судом на тех же основаниях, что и административный и арбитражный.

    Особенность ведения данной процедуры на предприятии заключается в следующем.

    Руководство предприятия осуществляется внешним управляющим. Прежнее руководство отстраняется от своих обязанностей.

    Управляющий собирает сведения о кредиторах предприятия, составляет реестр удовлетворения требований в порядке очередности, установленной законом и Гражданским кодексом РФ, проводит инвентаризацию имущества и расчетов, осуществляет ведение бухгалтерского учета.

    Конкурсное производство (ст. 2, гл. vii Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

    Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях:

    • если организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

    • если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

    • при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

    Конкурсное производство вводится сроком на год.

    Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который действует до даты завершения конкурсного производства.

    Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему.

    Мировое соглашение (ст. 2, гл. viii Закона) – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

    Мировое соглашение заключается в письменной форме и может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

    Контрольные вопросы

    1. Какова история возникновения института банкротства в России и за рубежом?

    2. Каковы этапы развития конкурсного права в России?

    3. Каковы социально-экономические предпосылки развития банкротства?

    4. Что означает понятие «кризис»?

    5. Перечислите основные виды кризисов.

    6. Перечислите основные причины несостоятельности предприятий.

    7. Перечислите основные факторы, влияющие на возникновение несостоятельности (банкротства) предприятий.

    8. Дайте определение понятия «банкротства».

    9. Перечислите основные виды банкротства.

    10. Перечислите основные нормативно-правовые акты, регулирующие несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации.

    11. Перечислите основные отличия законов о несостоятельности (банкротстве) 1992 г., 1998 г., 2002 г.

    12. Перечислите и охарактеризуйте порядок применения основных процедур банкротства в Российской Федерации.

    13. Сформулируйте основные цели процедур банкротства.

    14. Перечислите права и обязанности арбитражного управляющего.


    Примечания:



    1

    Федорова Г. В. Учет и анализ банкротств. – М.: Омега-Л, 2006. С.11.



    2

    Федорова Г. В. Учет и анализ банкротств. – М.: Омега-Л, 2006. С. 15.



    3

    Федорова Г. В. Учет и анализ банкротств. – М.: Омега-Л, 2006. С. 15.



    4

    Антикризисное управление: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 17.



    5

    Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. С.5.



    6

    Ендовицкий Д. А., Щербаков М. В. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организации: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2007. С. 16.



    7

    Кукукина И. Г., Астраханцева И. А. Учет и анализ банкротств: Учеб. пособие / Под ред. И. Г. Кукукиной. – М.: Финансы и статистика, 2004. С. 19.



    8

    Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. С.16.



    9

    Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. С.42.



    10

    Там же. С. 44.



    11

    Ендовицкий Д. А., Щербаков М. В. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2007. С. 68.



    12

    Зинченко С. А., Гончаров А. И. Предупреждение банкротства коммерческой организации: методология и правовые механизмы. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С.102.



    13

    Там же. С. 102.



    14

    Зинченко С. А., Гончаров А. И. Предупреждение банкротства коммерческой организации: методология и правовые механизмы. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006. С. 103.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх