• «В корпоративной войне бежал со знаменем в сторону врага»
  • «Пусть ты и не Красная Шапочка, а я все равно Серый Волк»
  • «Спасение адаптируемых – дело рук… и интуиции»
  • «Вчерашним приказом заменили гимн на корпоративные частушки»
  • ГЛАВА 3

    Тайные игры «акул»-интриганов

    Пока вы будете добросовестно устанавливать отношения с коллегами, проходить программу адаптации, вникать в содержание своей работы, препятствовать уловкам и постигать тонкости корпоративного духа, за вашей доброжелательной спиной могут происходить вещи тайные. К сожалению, скрытые происки корпоративных акул распознать не так легко, как излюбленные корпоративные игры. Поэтому о том, что Нечто происходило, вы можете узнать уже постфактум. Внимание: интриги!

    Интрига – это коварное, тайное нападение одного человека (интригана) на другого (жертву), применение неэтичных методов в борьбе за власть. Интриган ставит целью навредить жертве – как профессионалу – и уменьшить его влияние в организации. Имеется множество способов коварного поведения, которые используются в борьбе за власть и влияние в компаниях.

    «В корпоративной войне бежал со знаменем в сторону врага»

    Наговор. О попытках дискредитации вы, коллеги, можете узнать по вдруг изменившейся реакции вчера еще благодушно настроенных коллег на ваше появление в офисе. Меняются интонации и тон разговора с вами, шеф проявляет холодность и особо придирчиво изучает результаты вашего отчета, смолкают разговоры при вашем появлении в буфете или других местах скоплений работников.

    Интриган использует в своих целях разные источники, не обязательно официальные, к примеру обращение напрямую к вашему шефу. Это может быть любая влиятельная личность.

    Одного из моих коллег перевели из одного офиса в другой. Должность, характер работы и полномочия его оставались на прежнем уровне. С кем-то из новых соседей он был знаком, с кем-то познакомился ближе в течение первой недели. А в течение второй недели начал отмечать странные симптомы: коллеги обрывали на полуслове разговоры при его появлении, крайне неохотно делились информацией, настороженно реагировали на его вопросы по содержанию работы. Чувствуя себя дискомфортно, он набрался сил и обратился к одному из коллег, который ранее проявлял доброжелательность. Тот нехотя сообщил, что, к сожалению, не может общаться близко, дескать, его в глазах других это будет дискредитировать. На крайнее недоумение вчерашнего приятеля он пояснил, что прошла информация о том, будто моего коллегу «заслали» с определенными целями, будто он, мол, ставленник «первого» и задачи его заключаются отнюдь не в увеличении оборота. Обескураженный «виновник» ситуации долго переживал, звание «стукача», присвоенное кем-то услужливым, не грело душу и превратило его пребывание на работе в сущую пытку. Ему удалось спустя некоторое время переговорить с людьми, которым он ранее доверял, и рационализировать эту информацию с точки зрения «кому и зачем это было выгодно?».

    Что можно использовать в качестве профилактики?

    Во-первых, это построение хороших отношений с вашим руководителем. Если вам удалось выстроить корректные отношения, если в ваших отношениях существуют взаимопонимание и доверие, ваш руководитель больше поверит именно вашим словам. Тогда любые попытки «слить» вас руководителю не так быстро достигнут цели. У него будет некий защитный барьер, который побудит шефа разобраться в ситуации как минимум или опровергнуть «дезу» сразу как максимум.

    Во-вторых, это хорошие отношения с коллегами одного с вами уровня. Чем больше у вас друзей в компании, тем быстрее вы узнаете, что о вас кто-то говорит плохо. Кроме того, проверенные искренние отношения – ваша гарантия отстоять честное имя и репутацию.

    В-третьих, если вы обладаете достаточной смелостью, попробуйте выявить источник» информации» и призвать автора на очную ставку. Делать это желательно по горячим следам, иначе процесс затянется, информация устареет, а первоначальная версия слегка видоизменится. Все, что вам останется, – это нежелательная реакция на вас.

    Я воспользовалась однажды этим способом. Не могу сказать, что исправила ситуацию (спасти ее уже ничто бы не смогло), но заговор раскрыла.

    На мой вопрос президенту компании, как будет оценена моя работа за такой-то месяц (мне задерживали выплату зарплаты), он крайне раздраженно (его холодность проявлялась уже некоторое время) ответил, что я в таком-то месяце не работала. Я переспросила, думала, ослышалась (уползала с работы около двенадцати ночи каждый день). Он пояснил: директор по персоналу ему сообщила, что я поставила ультиматум – пока не будет подписан контракт, я не работаю. Особенностью нашего президента была яростная нелюбовь к ультиматумам, реагировал он жестко и бесповоротно. Но ультиматумов я никаких и не ставила, тем паче с такими условиями, разговор же о необходимости подписания контракта был, и я заметила, что даже не знаю, на каких условиях я работаю. Благо директор по персоналу находилась в этот момент недалеко и очная ставка была проведена немедленно. Ситуация неприятная, что говорить, но в таких эпизодах лучше пройти «по тексту» дословно.

    «Пусть ты и не Красная Шапочка, а я все равно Серый Волк»

    Шантаж. Любое «слабое место» потенциальной жертвы, «ляпы», допускаемые в работе, или невольное нарушение фирменных правил могут стать предметом шантажа. Особенность этой формы интриг – в хрупком равновесии положений жертвы и вымогателя, так как в зависимости от множества факторов угроза быть «выданным» начальству и понести какие-то потери в служебном статусе может быть не так сильна, как угроза для интригана быть раскрытым. В этом и заключается основное «противоядие» действиям шантажиста. Люди, придерживающиеся принципиальной установки – не отвечать на шантаж, лишают коварных манипуляторов их оружия.

    Специалисту одной крупной компании поступило предложение от конкурирующей фирмы. Перспектив развития в своей организации он не видел, с руководителем на эту тему побеседовать не удавалось в течение полугода. Он поделился сомнениями с одним из коллег. Тот порекомендовал ему пройти собеседование, никому пока ничего не рассказывая. Специалист продолжал работать, не принимая и не отклоняя предложение, однако на переговорах с одним из постоянных клиентов туманно намекнул, что не уверен в продолжении контактов, имея в виду свой возможный переход. Его «доброжелательный» коллега не преминул этим воспользоваться, настаивая на передаче клиентов ему лично. В противном случае, «предупредил» находчивый, информация о трудоустройстве к конкурентам будет передана руководству компании и, более того, оглашена угроза «увода» крупных клиентов компании. «Кислород будет перекрыт и здесь, и там», – пообещал интриган. Специалист сумел предвосхитить некрасивую ситуацию и вышел к руководству. В процессе переговоров он изложил все как есть и подтвердил свои намерения при любом исходе оставаться в рамках этики в отношении клиентов компании.

    В качестве профилактики следует избегать всех возможных «слабых мест» и не демонстрировать окружающим свои слабости, личные проблемы и пристрастия. Если у вас возникает искушение нарушить фирменные правила или нормы работы, постарайтесь предпринять возможные действия для устранения рабочей проблемы цивилизованным путем. И помните о возможных «побочных продуктах» своего решения – как о том, чем вас могут шантажировать впоследствии.

    «Спасение адаптируемых – дело рук… и интуиции»

    Фальшивые друзья. «Фальшивый друг», как правило, будет пытаться установить с вами доверительные или «особые» отношения с недобрыми намерениями. К «особым» отношениям смело можно отнести принадлежность к определенной корпоративной «тусовке»: бухгалтерия, кадры, управление, отдел сбыта, «полевики» и т. д., то есть та статусная субстанция, которая имеет в компании наибольшее влияние на остальных. Сюда же – доступ к определенным благам, информации.

    Недобрые намерения реализуются в двух направлениях. Вариант первый: лично против вас что-то затевается, к примеру, вас провоцируют на негативные высказывания в адрес руководства, порядков или содержания работы, а затем эта информация прямо передается «кому надо»; вариант второй – вас могут использовать в такой «дружбе» для получения определенных выгод, особенно если ваша принадлежность уже определена и влияние известно.

    Вполне безобидный пример из моей практики. Получен приказ о моем назначении в совет директоров антикризисного управления. И мигом передо мной вырастает Управляющий-Без-Структуры (о нем я чуть раньше рассказывала), пытавшийся долгое время мной поруководить. Понимая, что теперь уже точно мой статус выше и ему предстоит подчиняться без всяких сомнений, он поздравляет меня и предлагает перейти на «ты», заверяя в своей искренней дружбе и поддержке. Недостатка в «друзьях» я в тот период не испытывала, как-то моментально узнала, что у меня очень много друзей среди тех, кого с большим натягом и к доброжелателям-то причислить не могла в прежние времена, поэтому и Управляющему-Без-Структуры пришлось довольствоваться прежним регламентом отношений.

    А вот в другой ситуации «фальшивая дружба» имела более негативные последствия.

    Недолгая моя работа в одной известной нефтяной компании, где я по каким-то загадочным причинам не прошла испытательный срок (а точнее, моя анкета не получила одобрения у управляющей структуры холдинга), началась с вопроса, с кем и против кого дружить. То, что меня «приняли» в команду генерального директора, мне сообщил управляющий бизнесом в первые дни моего пребывания. Я не поняла тогда, что это имеет принципиальное значение, раз так подчеркивается, но заявила о своей стопроцентной лояльности к директору. То, что у генерального директора была стойкая оппозиция в виде подведомственной структуры (набранной по тому же семейно-племенному принципу), я узнала из других осторожных источников. А тут повадился «дружить» со мной один из начальников отделов. Сетовал, зачем-то ко мне обращаясь, что зажимают его и инициативу не поддерживают, что очень хочется ему трудиться начальником АЗС, а ему не дают. Я к этой «дружбе» довольно холодно отнеслась, потому что еще не ориентировалась, где чьи, этот-то явно не из команды генерального был. А через некоторое время вызывает меня генеральный директор к себе в кабинет, я захожу – он жестом просит присесть на диван. И я оказываюсь ровно за спиной одной дамы, которая сидит лицом к нему и что-то горячо доказывает. Она только мимолетно оглянулась – явно неприятно было присутствие человека за спиной, который сидит и молчит. Их разговор продолжился, я поняла, что дама кого-то защищает и просит дать кому-то шанс. Уходя, она довольно критично «срисовала» мой образ. Директор мне объяснил, что дама эта возглавляет территориальное объединение (как раз она и оказалась лидером оппозиции, ставленником управляющей структуры холдинга), а просила она за моего новоявленного «друга», которого собирались торжественно «проводить» за очень нелояльные и даже незаконные действия на рабочем месте. И поскольку дама просила дать ему шанс и сделать подшефного начальником АЗС, у директора возникли серьезные сомнения, исправится ли нарушитель, если ему предоставить практически полную свободу и отсутствие контроля. Я мнение свое высказала, пообещала директору провести интервью с проворовавшимся начальником отдела и сделать окончательные выводы. Мой «фальшивый» друг изо всех сил пытался произвести впечатление на встрече, говорил о том, как лихо поднимется его результативность, намекал на имеющееся влияние, уверял, что в этом заинтересован «кто надо». В общем, как-то дружба у нас не сложилась, я доложила директору о результатах встречи, и тот с легким сердцем простился с несостоявшимся начальником АЗС.

    А через месяц и я покинула компанию, к большому сожалению генерального директора и при его полной неспособности на это повлиять. До сих пор не знаю, связан был «фальшивый друг», подкрепленный оппозицией, с моим последующим увольнением или нет, но бдительность я усилила.

    Что можно предпринять в ситуации обилия «друзей»?

    Первое: не оставлять недоброжелателям возможностей для использования ваших высказываний. Не говорить плохо о других людях, как бы вас ни провоцировали. По возможности не рассказывать о слабостях, личных проблемах и ошибках.

    Второе: учиться обнаруживать «фальшивых друзей». Проверять, что в действительности их интересует. Если кто-то очень интенсивно пытается навязаться к вам в друзья, попытайтесь выяснить его мотивы.

    Третье: в конфликтных ситуациях быть особенно бдительными и внимательно наблюдать за действиями ваших противников, за «полем» их влияния. Расклад сил лучше знать заранее. А обсуждать неясные ситуации с друзьями, и только старыми и проверенными, и прислушиваться к их предупреждениям.

    «Вчерашним приказом заменили гимн на корпоративные частушки»

    Слухи. Недавно столкнулась с интересной ситуацией. Понятно, что слухи, легенды и мифы суть непреложный элемент корпоративной культуры любого «племени». Одно дело – когда слухи о компании распространяют конкуренты, а мифы появляются для укрепления мощи и боевого духа сотрудников; другое дело – когда сама компания внутри слухи собирает и культивирует. А называется это управлением слухами. В одной зарубежной компании существует такая практика: сотрудникам разных подразделений поступает задание собрать и зафиксировать все слухи и домыслы, которые имеют «хождение» внутри фирмы. Очень неоднозначная ситуация для сотрудников, которым это поручено. И еще более неоднозначные результаты. В такую копилку попадают фантазии и реальность из разных областей – это и репутация компании в рыночном окружении, и нелояльное поведение кого-то из коллег, и сомнительные факты. Представляете, какое поле для мстительных недоброжелателей? В определенный период, скажем к Новому году, в компании распространяется бюллетень типа внутрифирменной газеты, в котором имеющиеся слухи комментируются и разъясняются. Только в «прессу» попадают не все измышления, а только те, которые касаются жизнедеятельности компании или критических моментов: скажем, слух о том, что кто-то из ключевых руководителей собирается покинуть компанию. Вопрос: куда деваются другие слухи? А ведь они туда попадают: допустим, о том, как некто М. постоянно критикует начальство, а некто С. ведет переговоры с конкурентами, или некто П. вообще своей работой не занимается, а только делает вид. Невозможно опытным путем установить, происходят ли в жизни М. или П. какие-то существенные изменения, но косвенные выводы показывают, что при проведении аттестации М. и П. могут иметь проблемы, а некто С. не будет рассматриваться в качестве кандидата на выдвижение или претендента на прибавку к жалованию.

    В любом случае вы можете столкнуться с тем, что слухи, если и не поставлены на такие производственные мощности, все же циркулируют внутри и стать их объектом не так уж сложно.

    Эксперты в этом вопросе утверждают, что есть всего четыре методики управления слухами: все опровергать, не комментировать, смещать акценты на другие слухи или подтверждать, подчеркивая, что это совсем не плохо, а хорошо. Для каждого случая нужно подбирать самый подходящий инструмент.

    Одна моя знакомая посещала группу личностного роста, а в компании пошли слухи, что она попала в какую-то секту. Чем больше восторгов она высказывала коллегам по поводу своих занятий, тем тяжелее становились подозрения. Дело дошло до того, что ее стали сторониться, этим заинтересовался директор компании и в приказном порядке велел ей «завязывать» с ее «оккультизмом». В противном случае – увольнение. Не знаю, послушалась ли она руководителя, но комментировать эти слухи не стала, как и делиться дальше своими впечатлениями.

    Единственное, на что стоит обратить особое внимание, – это что слух подобен Змею Горынычу: на месте отрубленной головы сразу вырастает новая. Даже если вы развеяли один слух, на этом месте может оказаться несколько других. Поэтому если вы и решаете развеять голословные домыслы, будьте предельно просты и лаконичны в своих объяснениях.

    Настораживает коллег и партнеров по работе вполне объяснимая «информация»– слухи, которых стоит опасаться: непорядочность или ненадежность, воровство, репутация скандалиста или сплетника, недостаточная компетентность, синдром неудачничества, связи с криминалом, дружба с аутсайдерами, болезни.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх