|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 7. Учет основных средств, производственных запасов и имущества предприятия1. Учет основных средствВ хозяйственной деятельности любого предприятия особая роль принадлежит основным средствам. Основные средства организации разнообразны не только по составу, но и по значению. Основными средствами являются: здания, сооружения, транспортные средства, измерительные и регулирующие приборы и устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. В составе основных средств помимо всего учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и прочие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (природные ресурсы). Учет затрат, формирующих первоначальную стоимость объектов основных средств, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с использованием субсчетов 08.1 «Приобретение земельных участков», 08.2 «Приобретение объектов природопользования», 08.3 «Строительство объектов основных средств» и 08.4 «Приобретение объектов основных средств». Основные операции по формированию первоначальной стоимости основных средств Амортизация основных средств Срок полезного использования объекта основных средств – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход предприятию. При принятии объекта основных средств к учету определяется срок его полезного использования. Начисление амортизации по группе однородных основных средств производится разными способами, а именно: 1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта основного средства; 4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции или работ. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца за месяцем принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету, продолжается этот срок до полного погашения первоначальной стоимости объекта. Начисление амортизации может приостановиться в случае перевода объекта или в период его восстановления. Лизинг или аренда – это приобретение арендодателем по заказу арендатора отдельных объектов основных средств, как с правом их выкупа, так и без права выкупа. Многие предприятия используют финансовые трудности при приобретении основных средств. Эти трудности удается преодолеть за счет арендных отношений, т. е. при получении и передаче объектов основных средств в аренду или имущественный наем: договор, по которому арендодатель обязуется предоставить арен-дополучателю какие-либо основные средства во временное пользование за определенное вознаграждение. Различают текущую и долгосрочную аренду основных средств. Срок текущей аренды обычно устанавливается на 1 год с ее дальнейшим продлением и изменением условий договора. Срок долгосрочной аренды – более 3 лет. Сам объект аренды отражается в балансе арендодателя, он является собственником и продолжает платить налог на имущество и начислять амортизацию. Сумма амортизации начисляется в обычном порядке, при этом арендодатель должен решить, к какому виду деятельности будут отнесены операции по сдаче имущества в аренду: к обычному виду деятельности или к прочим операциям. В первом случае операции будут отражаться на счетах 62 и 90. Если операции будут признаны прочими, то они будут отражаться как прочие доходы и расходы на счете 91. К этому счету целесообразно открывать нужное количество субсчетов. По дебету счета 91.2, кроме амортизации, отражаются прочие расходы исходя из условий договора аренды основных средств. Сумма арендной платы устанавливается договором на основании расчетов, арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». По истечении срока договора арендный объект возвращается собственнику, а у арендатора происходит списание с забалансового счета 001 первоначальной стоимости объекта. При передаче объектов основных средств в аренду возможно следующее: 1) арендодатель приходует их на свой баланс; 2) арендодатель передает объект на баланс арендатора. Расчеты по договору аренды (арендной платы) отражают обе стороны договора. Арендатор учитывает взятое в аренду имущество на балансовом счете и в инвентарной карточке, начисляет сумму причитающейся к уплате арендной платы в сроки, указанные в договоре, списывая при этом сумму арендной платы на затраты производства в корреспонденции со счетом 76: Дебет счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно начисляется сумму налога на добавленную стоимость: Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Арендодатель может отражать арендную плату в составе операционных доходов, используя счет 91 «Прочие доходы и расходы»: 1) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – сумма начисленной арендной платы; 2) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – сумма НДС, причитающегося в бюджет; 3) Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» – поступление оплаты. 2. Учет производственных запасовПроизводственные запасы – это товарно-материальные ценности, являющиеся предметами труда, на которые направлен человеческий труд с целью получения готовой продукции. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции машиностроения свыше 60 %, отсюда большое значение имеет правильное (рациональное) их использование. Необходимо применение более прогрессивных, конструкционных материалов, металлических порошков, пластмасс, замены дорогостоящих материалов более дешевыми (синтетическими), но без снижения качества продукции, сокращать отходы и потери в ходе производства. При изготовлении продукции обязательно затрачиваются природные ресурсы, комплексное использование природных и материальных ресурсов, использование вторичных ресурсов и покупные продукты. Улучшению ресурсосбережения способствуют: 1) упорядочение первичной документации; 2) повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ; 3) строгий порядок приемки, хранения и расходования; 4) хорошо оснащенные складские помещения. В связи с этим перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи: 1) правильное и своевременное документальное оформление всех операций; 2) выбор наиболее приемлемой оценки материалов в текущем учете; 3) контроль за сохранностью производственных запасов в местах их хранения и на всех стадиях движения; 4) постоянный контроль за соблюдением установленных норм производственных запасов; 5) контроль за использованием материальных ценностей, обоснованных норм их расходования; 6) контроль за технологическими отходами и потерями и их использованием; 7) своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода производственных запасов по сравнению с установленным лимитом; 8) своевременное осуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей, контроль за ценностями, находящихся в пути. Материально-производственные запасы учитываются на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты субсчета: 10-1 «Сырье и материалы»; 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»; 10-3 «Топливо»; 10-4 «Тара и тарные материалы»; 10-5 «Запасные части»; 10-6 «Прочие материалы»; 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»; 10-8 «Строительные материалы»; 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др. Согласно Приказу Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» на субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение: сырья и основных материалов в том числе строительных – у подрядных организаций), входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т. п. На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитывается наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей – у подрядных организаций), приобретаемых для комплектования выпускаемой продукции (строительства), которые требуют затрат по их обработке или сборке. Организации, занятые выполнением научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ, приобретающие на стороне необходимые им в качестве комплектующих изделий для проведения этих работ по определенной научно-исследовательской или конструкторской теме специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, учитывают эти ценности на субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали». На субсчете 10-3 «Топливо» учитывается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива. На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов и других транспортных средств в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 «Сырье и материалы». На субсчете 10-5 «Запасные части» учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств. На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т. п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо». На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону, стоимость которых в последующем включается в затраты на производство полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки. Субсчет 10-8 «Строительные материалы» используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т. д.). На субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте. Субсчет 10–10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» предназначен для учета поступления, начисления и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения. На субсчете 10–11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» учитывается поступление и наличие специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатацию (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации). По кредиту субсчета 10–11 отражается погашение (перенос) стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды на себестоимость продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат, а списание остаточной стоимости объектов при их досрочном выбытии в корреспонденции с дебетом счета учета прочих доходов и расходов. Оценка производственных запасов Производственные запасы в учете и в отчетности оцениваются по их фактической стоимости, т. е. включают затраты на производство, приобретение (расходы на транспортировку, хранение и доставку). Списываются материальные ценности по средневзвешенным ценам, учетным ценам с учетом отклонений от их фактической себестоимости или по ценам последнего приобретения. Международные стандарты бухгалтерского учета рекомендуют применение двух методов оценки производственных запасов: ФИФО и ЛИФО. Документальное оформление и учет расхода внутреннего перемещения производственных запасов Для систематического отпуска производственных запасов в производство используются в учете лимитно-заборные карты. Они выписываются отделом снабжения в двух экземплярах на определенный период (месяц, квартал, полугодие, год) с отрывными талонами на фактический отпуск. Один экземпляр лимитно-заборной карты передается потребителю (в цех или на производственный участок), а второй – на склад производственных запасов или в кладовую цеха (производственного участка). В каждом экземпляре лимитно-заборной карты необходимо указать следующее: 1) лимит; 2) наименование передающихся производственных запасов; 3) номенклатурный номер; 4) шифр затрат. При этом кладовщик или другое ответственное лицо должен отметить в двух экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных производственных запасов и вывести остаток лимита. По окончании определенного периода (месяц, квартал, полугодие, год) оба экземпляра лимитно-заборной карты передаются в бухгалтерию предприятия для отражения в учете расхода производственных запасов на соответствующих счетах. При использовании квартальных, полугодовых или годовых лимитно-заборных карт в бухгалтерию ежемесячно сдаются отрывные талоны на фактический расход производственных запасов. С развитием специализации все большее применение находят комплектовочные ведомости. В них указывается план производства продукции, наименования и номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на единицу продукции и количество отпущенных комплектов. В заготовительных цехах машиностроительных предприятий, в швейной, обувной и других отраслях промышленности используются лимитно-заборные карты. По ним производится отпуск производственных запасов в производство. В целях сокращения числа первичных документов, где это целесообразно (в цеховых кладовых) отпуск производственных запасов на некоторых предприятиях оформляют в карточках складского учета. Операция производится на основании лимитно-заборной карты. Получатель расписывается в карточке складского учета. При использовании ПК карточка складского учета является единым документом. По данным карточек складского учета составляется машинограмма (ведомость) расхода производственных запасов и подписывается ответственным лицом, который их отпускает. Определение потребности предприятия в оборотных средствах, вложенных в производственные запасы. 1. Транспортный запас – время нахождения оплаченного сырья в пути. Определяется, так как время движения документов и грузов не совпадает. Размер транспортного запаса равен разнице во времени между оплатой счета и поступлением сырья на предприятие. Если предприятие получает сырье от различных поставщиков, то транспортный запас определяется как средневзвешенная величина в зависимости от объемов поставок. Если поступление сырья совпадает со сроком оплаты или если сырье поступает раньше, то транспортный запас не считается. 2. Время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки, складирования и лабораторного анализа сырья и материалов. Оно определяется путем хронометража этих работ на предприятии. 3. Технологический запас – время подготовки сырья и материалов к производству. Определяется, когда материалы, полученные от поставщиков, не могут быть сразу переданы в производство, а требуют предварительной подготовки. Он определяется лишь в том случае, если его норма больше текущего складского запаса предприятия. 4. Текущий складской запас определяется в зависимости от поставок сырья и материалов. Чем чаще поступают сырье и материалы на предприятие, тем меньше величина текущего складского запаса. Интервалы между поставками определяются по срокам, которые оговариваются на договорных условиях. Если конкретных данных нет, то интервал определяется исходя из фактических данных за предшествующий год. При этом разовые или нетипичные поставки сырья и материалов при расчете длительности интервала не учитываются. Если сырье и основные материалы предприятие получает от нескольких поставщиков, то текущий складской запас определяется в размере 50 % продолжительности интервала между двумя смежными поставками: 1) на предприятиях, где употребляется ограниченное число видов сырья и они поступают от одного поставщика, текущий складской запас устанавливается в размере 100 % продолжительности интервала между смежными поставками; 2) когда один и тот же материал поступает от различных поставщиков, то средний интервал поставки определяется как средневзвешенная величина в зависимости от объемов поставки. 5. Гарантийный (страховой) запас необходим для того, чтобы удовлетворить потребность предприятия в сырье и основных материалах в период возможных перебоев в снабжении (при нарушении срока поставок и т. д.). Размер страхового запаса устанавливается в пределах до 50 % текущего запаса. Таким образом, норма запаса в днях состоит из 5 элементов (перечисленные выше элементы необходимо сложить). Стоимость однодневных расходов основных материалов определяется по смете затрат на производство. Однодневная потребность в сырье и материалах определяется по смете затрат на производство по 4 кварталу планируемого года. 3. Учет операций по доверительному управлению. Учет переданного в доверительное управление имуществаПредприятие может передать свое имущество на определенный срок в управление другому предприятию (лицу), которое будет осуществлять управление этим имуществом непосредственно в интересах учредителя управления или указанного им лица. Лицо, передающее управление, является учредителем управления, лицо, получающее имущество в управление – доверительным управляющим. Операции по договору управления регламентируются ГК РФ. Доверительный управляющий может совершать в отношении полученного имущества любые юридические сделки в интересах учредителя управления. Сделки совершаются от его имени, при этом указывается, что он действует как доверительный управляющий. Передача имущества в управление не влечет за собой право перехода собственности. В договоре доверительного управления должны быть указаны: 1) срок договора (не может превышать 5 лет); 2) состав имущества; 3) наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом; 4) размер и форма вознаграждения управляющему. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего. Открывается отдельный расчетный счет, операции ведутся самостоятельно и открываются на отдельном балансе. Права, обязанности и ответственность доверительного управляющего определяются законодательно. Бухгалтерский учет имущества, переданного в управление, у учредителя управления В соответствии с планом счетов для учета расчетов с доверительным управляющим, учредитель управления открывает счет 79 (субсчет 3 «Расчеты по доверительному управлению»). На этом субсчете отражаются балансовая стоимость переданного имущества и расчеты с доверительным управляющим по прибыли или убыткам. Передача имущества в доверительное управление оформляется актами приема-передачи или соответствующими документами, на которых ставят пометку «Доверительное управление». Учредитель управления на основе первичных документов делает следующие записи: 1) при передаче основных средств на сумму первоначальной стоимости: Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Кредит счета 01 «Основные средства»; 2) на сумму накопительных амортизационных отчислений: Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты»; 3) на сумму ценных бумаг по стоимости, по которой они учитываются в балансе: Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Кредит счета 58 «Финансовые вложения»; 4) при передаче денежных средств: Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Кредит счета 51 «Расчетный счет». При прекращении договора переданное ранее имущество приходуется на соответствующие счета в корреспонденции со счетом 79.3 «Внутрихозяйственные расчеты». На сумму вознаграждения доверительному управляющему производится следующая запись: Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма причитающегося вознаграждения должна быть показана по основному балансу как выручка от реализации услуг, связанных с доверительным управлением. Учет имущества и операций на обособленном балансе у доверительного управляющего Доверительный управляющий ведет учет операций на обособленном балансе, открывая для этого счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты», на котором он будет отражать стоимость денежных бумаг и перечисленных средств в любых формах, кроме денежных. Помимо этого, в соответствии с ГК РФ, доверительный управляющий открывает отдельный банковский счет и другие счета по учету денежных средств. Операции по этим счетам будут отражаться на счетах 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет». Учет полученного от учредителей управления имущества или ценных бумаг доверительный управляющий должен вести в обычном порядке на соответствующих счетах. Перечисление полученной прибыли записывается им в виде погашения задолженности перед учредителем: Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», Кредит счета 51 «Расчетный счет». Какие бы операции с имуществом ни совершал доверительный управляющий, собственником результатов деятельности остается всегда учредитель управления. Доверительный управляющий ведет учет по операциям доверительного управления и, следовательно, является плательщиком налогов, начисляемых с полученной выручки. Результаты от деятельности должны определяться ежемесячно несмотря на срок окончания договора доверительного управления. Учредитель управления в процессе составления бухгалтерской отчетности за текущий период должен включать в нее отчетность доверительного управляющего путем построчного суммирования аналогичных показателей. По окончании срока договора имущество, полученное от учредителя или приобретенное в ходе договора, должно быть передано учредителю управления. При этом в учете необходимо сделать следующие проводки: 1) Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», Кредит счета 51 «Касса» – на сумму перечисленных средств; 2) Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», Кредит счета 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 40 «Готовая продукция», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финансовые вложения» или 04 «Нематериальные активы» – на стоимость переданного имущества. Полученные средства в виде прибыли учитываются на счете 91.1, как внереализационный доход. Для доверительного управляющего услуги, связанные с осуществлением договора доверительного управления, являются видом деятельности. Поэтому он отражает в своем учете результаты этой деятельности следующей проводкой: Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи» – на сумму причитающегося вознаграждения. Расходы по осуществлению этой деятельности отражаются, как правило, на счете 20 «Основное производство». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|