|
||||
|
53. Особый порядок экспорта для отдельных групп товаров и процесс его организацииСоставной частью нетарифного ограничения выступает система контроля за экспортом и импортом. Основной целью системы экспортного контроля (называемой «особый порядок экспорта») является защита государственных интересов России в условиях включения в сферу внешнеэкономической деятельности конверсии оборонной промышленности и соблюдения международных обязательств по нераспространению особо опасных видов оружия массового уничтожения, а также защита национальных ценностей. Перечень товаров, на которые распространяется особый порядок экспорта, можно разделить на три группы: В первую группу входят военная техника, вооружение, а также изделия для их производства; работы, выполняемые в сфере военно-технического сотрудничества, ядерные материалы, технология и оборудование; военная технология и научно-техническая информация; наркотические и психотропные средства. Вторую группу товаров, имеющих «двойное значение», составляют материалы и оборудование, применяемые в создании ракетного, ядерного, химического и бактериологического оружия (например, металлические сплавы, различные возбудители заболеваний). В состав третьей группы товаров включены драгоценные природные камни, изделия из них и отходы их обработки; лекарственное сырье животного и растительного происхождения; коллекционные материалы по минералогии и информация о недрах и месторождениях важнейших видов природного сырья. Обеспечением единого государственного экспортного контроля занимаются Комиссия по экспортному контролю (далее – КЭК) при Правительстве РФ и Минэкономразвития России. Обращения субъектов ВЭД о выдаче заключения о возможности экспорта конкретного вида продукции, подпадающей под экспортный контроль, и вся необходимая информация направляются в Минэкономразвития России. Контроль за экспортом товаров и услуг предусматривает подготовку и выдачу заключений о возможности такого экспорта, лицензирование и таможенное оформление. Для получения заключения участники ВЭД направляют в федеральный орган следующие документы: заявление, копию контракта и договора между изготовителем и экспортером (в случае участия посредника), обязательство импортера, заверенное государственным органом страны его местонахождения, о неприменении покупаемого товара в военных целях. Все эти документы рассматриваются в КЭК. Экспорт подконтрольных товаров осуществляется только при наличии разовых лицензий, которые выдаются Минэкономразвития России на основании заключения КЭК. Таможенное оформление таких экспортных операций производится в обычном порядке. Государственный контроль усиливается и по другим специфическим группам товаров. По стратегически важным (но невоенным) товарам в качестве мер по усилению контроля за экспортом создана Единая автоматизированная система. Она объединила в общий комплекс существовавшие прежде схемы регулирования ВЭД: информацию о спецэкспортерах и действующих льготах, квотах и лицензиях, о тендерах по межправительственным поставкам и исполненным контрактам, статистику по ВЭД. Использование указанной системы позволяет обеспечивать контроль: – за распределением региональных и отраслевых экспортных квот; – за выдачей лицензий под установленные квоты; – за регистрацией экспортных контрактов и недопущением экспорта по демпинговым ценам; – за прохождением товаров через таможенную границу; – за возвращением на спецсчета уполномоченных банков валютной выручки за экспорт стратегического сырья. Российские культурные ценности могут быть вывезены только на основании свидетельства правительственного органа или его уполномоченных организаций с оплатой экспортной пошлины в размере 100% оценочной стоимости, указанной в свидетельстве. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|