|
||||
|
УпражненияУпражнение 1Усиление критического восприятия информации и ее обработка (направление на самоуправление)Регулярно просматривайте программы, информация в которых как минимум сомнительна. Отнеситесь к тому, что услышали или увидели, серьезно. • Лист формата A4 разделите на три колонки (+/-/?). Проанализировав каждое высказывание, отмечайте, с чем вы согласны, где придерживаетесь другого мнения, какая информация вызывает у вас вопросы. • По поводу каждой реплики, с которой вы не согласны, составьте от трех до пяти коротких предложений, объясняющих вашу критику. Кроме того, постарайтесь подобрать пример, подтверждающий обоснованность вашей критики. • К высказываниям, с которыми вы согласны, подберите подходящий вопрос. • Мысленно сформулируйте шесть самых важных, по вашему мнению, услышанных реплик (три позитивных, три негативных). Если возможно, попытайтесь вспомнить три высказывания, значение которых для вас оказалось под вопросом. Кратко (максимум за две минуты) сформулируйте отзыв по поводу услышанного. Учтите предложенное деление высказываний на три части (+/-/?). Кстати, отзыв следует повторять столько раз, сколько необходимо, пока ваша речь не станет четкой, выразительной, понятной, приобретет нужный темп (не забывайте паузы!). Вначале, возможно, вам потребуется приложить немало усилий, чтобы достичь цели. Но потом вы убедитесь, насколько эффективны тренировки! Упражнение 2Тренировка формулирования и артикуляцииДовольно простой и известный всем прием тренировки – чтение доклада перед зеркалом. Главное сформулировать все то, что находится у вас в голове. С другой стороны, ваши реплики должны быть понятны окружающим. Отражение в зеркале учит концентрироваться, несмотря на то, что единственный, кто за вами наблюдает, – вы сами. Происходит контроль над жестами и мимикой; отрабатывается невербальный язык, особенно когда вы хотите подчеркнуть важность сказанного словами. Упражнение тренирует самодисциплину и воспитывает естественную самокритику. Упражнение 3Четкость, акцентирование и паузы в высказыванииМы сами удивляемся тому, что часто проглатываем целые слоги, путаемся в порядке слов, используя неоправданно длинные предложения, делаем паузы там, где не нужно, в общем не перестаем шокировать людей. • Возьмите длинный текст (можно статью в деловом стиле из какой-нибудь газеты) и прочитайте его громко. Чтобы добиться успеха в развитии артикуляции, вам потребуется пробка от бутылки. Перед прочтением – разумеется, прежде чем избавиться от содержимого бутылки, хотя, безусловно, в этом тоже есть своя прелесть, – захватите пробку передними зубами и читайте текст, артикулируя губами, следите за четкостью. Чтение должно быть медленным и, по-возможности, понятным, согласен, это трудно. Обращайте внимание на знаки препинания, абзацы. Прочитайте текст два раза. • После второго прочтения с пробкой, повторите текст еще раз, но теперь без нее. Соблюдайте паузы и четкую артикуляцию… и для вас откроется новый мир речи. Ежедневные пяти – десятиминутные тренировки в течение шести недель творят настоящие чудеса. Но только регулярные упражнения дают результат, так что не ленитесь, уделяйте себе время каждый день. Хорошо, если вас не будут тревожить во время занятий. Упражнение 4Восприятие своих потребностей и представление личных интересовЧасто мы позволяем во имя чего-то хорошего или по причине добродушия пожертвовать своими интересами в пользу интересов, потребностей, желаний или ожиданий других. В конце концов мы начинаем чувствовать подкатывающую к горлу злость и собственную глупость. «И кто меня за язык тянул, – думаем мы, терзаясь. – И чего я боялся? Что пошатнется дружба, или испортится настроение шефа?…» Вспомните одну из подобных ситуаций и потренируйтесь (перед зеркалом) говорить собеседнику «нет». • Ваше право, ваши представления, ваши потребности, ваше желание… • Для вас лично (!) важнее… • Благодаря чему вы изменили свое мнение (без основания). Составьте диалог по поводу измененной позиции. Если ваше отражение пожелает выслушать основания, то докажите обратное. Согласитесь, что ваше последнее решение ошибочно. Убедите собеседника, что оно вызывает уважение. Обдумайте ситуацию, в которой, вы точно знаете, будет трудно отстоять свое решение. Вариант. Поставьте два стула напротив друг друга. Присядьте на один, выскажите свою точку зрения, пересядьте на другой – выскажите другую точку зрения, и так далее. Упражнение 5Оптимальное запоминание информацииЧасто мы запоминаем лишь малую долю услышанного или увиденного, хотя существует метод, позволяющий удерживать большой объем информации длительный срок образное изображение или запоминание с помощью таблиц и схем. • Просматривая внимательно какую-нибудь ТВ передачу, выпишите по ходу краткие тезисы. Ориентированный на программу последовательный план поможет упорядочить услышанную информацию и легче запомнить ее. Ниже предложен набросок подобного плана. Составили свою модель просмотренной передачи? Хорошо. Тогда будет достаточно запомнить лишь ее. Для саморазвития. Просматривая другую информационную программу, попробуйте составить план мысленно. Немного тренировки – и необходимая концентрация позволит видеть подобные модели «внутренним глазом». Терпения вам и удачи! Упражнение в группе 1Горячий стулДва собеседника садятся друг против друга и начинают разговор, остальные располагаются полукругом и наблюдают. Как только кто-то из слушателей замечает коммуникативную или речевую ошибку, поднимает руку. Разговор прекращается. • Участник, поднявший руку, коротко объясняет замеченную ошибку. • Остальные тоже поднимают руку в знак согласия. Желающие могут пояснить. • Если большинство поддерживает человека, нашедшего ошибку, значит, он занимает место того, кто эту ошибку допустил. Разговор продолжается. • Если остальные не согласны с «найденной ошибкой», значит, разговор продолжается без замены участника. Упражнение повышает чувствительность к процессу коммуникации и помогает получить навыки объяснения субъективных наблюдений в любой ситуации. Как говорится, все зависит от вас. Упражнение в группе 2Вопросы по кругуГруппа рассаживается по кругу и ведет разговор на какую-либо определенную тему. Смысл упражнения заключается в том, чтобы ответить на вопрос максимально кратко и задать вопрос следующему. Цель упражнения – не только тренировать умение постановки различных вопросов (см. соответствующий раздел!), но и научиться передавать вопрос группе людей. Усложненная форма упражнения заключается в том, что вместо ответа необходимо сформулировать встречный вопрос. Упражнение требует повышенной концентрации внимания, участники оттачивают навыки постановки вопросов и начинают чувствовать реакцию расспрашиваемого, как говорится, нутром. Упражнение в группе 3Тренировка постановки вопросовГруппа делится на две или три подгруппы. До этого подготавливается достаточно большое число карточек с различными видами вопросов. Каждая подгруппа получает задание, на тему отводится не более 10 минут, обыгрывается предложенная форма вопроса. Пример. Участник 1 (информационный вопрос): «Как добирались, г-н Майер?» Участник 2 (ответ и вопрос-платформа): «На машине. А вот у вас ее нет, сразу возникает вопрос, нашелся ли кто-либо, кто подвез вас. Или вы per pedes?» (лат. шутл. пешком) Участник 3. Растоптал вопрос-платформу и задал следующий вопрос. Упражнение сразу выдаст участника, не владеющего техникой постановки вопросов, разумеется, вряд ли он сможет спонтанно задать риторический или наводящий вопросы. Общеизвестно, что непонятно или неправильно поставленный вопрос мешает коммуникации, но и этого можно избежать, если тренироваться. Упражнение в группе 4Находчивость, благодаря ассоциацииКаждый участник группы должен назвать какой-нибудь слоган из рекламы. Так, например, слоган автомобильной компании VW «и бежит… и бежит… и бежит!» Игроки изменяют предложенные тезисы. Участник 1: «…как и наш участник соревнования, который и бежит, и бежит, и бежит – позади планеты всей». Весело развивает ассоциативную технику, и смекалку. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|