• Успешный контакт с прессой
  • Беседа: свободное вступление в коллективный разговор
  • Некоторые основные правила
  • Часть четвертая

    Некоторые тонкости для тех, кто выступает перед общественностью

    Успешный контакт с прессой

    Влияние общественного мнения возрастает с каждым годом.

    Утверждения, интервью, наверно и ток-шоу, получают свое отражение в прессе, на радио и телевидении. Основная цель – ориентирование на публику или представление своего дела.


    Некоторые факты.

    · В Германии существует около 1400 газет, то есть примерно 27 миллионов экземпляров;

    · 7 800 журналов с тиражом 300 миллионов экземпляров;

    · около 6 900 теле– радиопередач;

    · еженедельно на ТВ транслируется до 40 ток-шоу;

    · в 1994 году на радио и телевидении освещено свыше 15 000 тем различной направленности;

    · около 90 % рекламы транслируется на частном ТВ;

    · смета расходов на рекламу к 2000 году составила около 350 миллиардов DM.


    Несмотря на такие масштабы, довольно часто перед журналистом предстает собеседник-профессионал, специалист в своем деле, который, оказывается, не знает элементарных правил поведения перед камерой. Так не должно быть. Кто выйдет к профессиональному боксеру, не зная правил?

    В данной главе предложены основные правила выступления перед зрителем и телекамерой, также эффективные для интервью по телефону!


    Основные правила радио– и теледискуссий

    Вас пригласили на открытую дискуссию или обсуждение вопроса на радио или ТВ. Прежде чем согласиться, ответьте на следующие вопросы.

    Контрольный перечень вопросов актуальности открытого выступления

    · «Зачем я должен участвовать в этом, компетентен ли я в данном вопросе?»

    · «Почему меня пригласили на обсуждение именно такой техники?»

    · «Какие цели преследует человек, пригласивший меня?»

    · «Что я могу сообщить публике по данной теме?»

    · «Существует ли конкретная причина выхода такой передачи?»

    · «Речь идет о реальной ситуации или тема надумана?»

    · «Кого еще пригласили?»

    · «Будут ли рассматриваться другие темы, имеющие отношение к данной?»

    · «Какой сценарий предлагает редакция?»

    · «Кто ведущий?»

    · «Существуют ли в этом вопросе аспекты, еще не известные общественности до настоящего времени и могущие возникнуть в беседе?»


    И еще раз:

    «Действительно ли я нужный собеседник – речь не о моей компетенции, а о сути, которую я могу передать зрителю?»

    Настоящей причиной вашего приглашения может оказаться так называемая телексметика (показуха). Возможно, просто нужен человек, которого – грубо сказать – хотят поставить к позорному столбу. Подумайте над этим.

    Оказаться на экране телевизора, конечно, здорово, только если ты не жертва и тебе дают возможность высказать свою точку зрения.

    Как для специалиста вам важны детали темы, но зрителя часто не интересует «интеллектуальное исследование конкретных предложений и аргументов, важна скорее интуитивная, эмоциональная реакция на общую картину» (Б. Энгхольм).

    Или вот что однажды сформулировал американский кинорежиссер:

    «Телевидение – это театр, СМИ живет благодаря эмоциям, нам нужны герои и негодяи. Серые тона и бесконечный анализ заставляют публику скучать» (Д. Шорр).

    Вы можете оказаться в ситуации более худшей, чем плохой. Ведь речь идет о вашем имидже, и, наконец, о вашем деле. Вы – в центре внимания, если оказались на экране.

    Кстати, 95 % сказанного забывается через час, в памяти остается только основная мысль высказывания, сохраняющаяся благодаря ассоциативной памяти. Слышат то, что хотят услышать.

    Достоверность вашего выступления зависит от вашего умения вести себя!


    Так воспитывают влияние на публику

    Запомните: каждое выступление начинается с основательной подготовки.

    · Подберите актуальный материал по данной теме, информацию о собеседниках. Проверьте ваши способности аргументировать в разговоре с друзьями.

    · Будьте интересны публике! Подберите примеры, производящие хорошее впечатление на слушателя или зрителя, ведущие к размышлению. Лучший пример – направленный на аудиторию, а не на собеседника или ведущего.

    · Оптимальный вариант – приводить образные сравнения. Тогда публика лучше воспринимает информацию.

    · Документы, приложения, шпаргалки – только в случае крайней необходимости. Выглядит смешно, когда кто-то начинает копошиться в бумагах, в то время как собеседник вынужден сосредоточенно ждать ответ.

    · Обдумайте заранее возможные аргументы оппонента и подготовьте интересные публике возражения. Могут выручить и стандартные фразы, вроде: «… зритель точно знает, что…»!


    во время выступления:

    · Отмечайте свою позицию во вступлении. Полуминутного высказывания, указывающего общее направление доклада, вполне достаточно. Речь не идет о чрезмерном распространении.

    · Лучше меньше, да лучше; краткость – сестра таланта. Многословие в таких случаях не приветствуется. Блесните способностью четко формулировать точку зрения.

    · Комментируйте собеседников сдержанно, кивком или покачиванием головы. Мимика и жесты действуют на уровне подсознания.

    · Следите за ведущим и собеседниками – камера сама найдет вас, если возникнет необходимость, а за силу звука не вы несете ответственность.

    · Будьте убедительны как для публики, так и для ведущего и собеседников.

    · Управляйте беседой осознано, но не стоит слишком часто повторять: «… в интересах зрителя…» – хотя такие стандартные фразы придают речи уверенность.

    · Попытайтесь сформулировать заключительное слово от лица всех диспутантов. Так можно сэкономить время.


    Профессиональное интервью

    Как правило, различают несколько видов интервью:

    · Интервью-опрос. Проводится, когда важен результат, например, депутат раскрывает тему «Единая денежная система» пятью короткими информативными предложениями.

    · Индивидуальное интервью. Например, программа на ТВ, когда представителя банка вовлекают в игру вопрос-ответ:

    ответ + сюжет + вопрос = личное впечатление зрителя.

    · Интервью для выяснения общественного мнения. Проводится, когда возникает необходимость узнать субъективный взгляд на актуальную ситуацию. Например, опрашивается руководитель предприятия для выяснения его отношения к тарифному конфликту.

    · Групповое интервью. Одни и те же общие вопросы, подразумевающие короткие ответы, задают различным людям и часто провоцируют противоречивую информацию. По сути дела, подобный набор фраз не является настоящим интервью.

    · Неофициальное или парадоксальное интервью. Это когда представитель правящих структур дает интервью проверенному журналисту (факт доверительных отношений не афишируется).

    · Закрытое интервью. Человек, дающий интервью, остается не известным. В телевизионном варианте голос искажен, изображение отсутствует, в печатном варианте – типичное интервью с информатором.

    · Интервью-нападение. Возникает тогда, когда журналисты различных издательств ожидают перед залом заседания и по возможности окружают интересующую их персону, пытаясь задать несколько вопросов.

    · Холодное интервью. Вы, например, играете в гольф и вдруг видите, как к вам бежит съемочная группа и пытается взять интервью на месте действия, выяснить, почему задержан ваш бухгалтер.

    • Идеальное, подготовленное интервью. Вас приглашают на интервью официально, вопросы оговариваются заранее по телефону.

    · Перекрестный огонь вопросов. Напротив вас садятся два собеседника, и начинается журналистский допрос. При этом функция ваших собеседников – придать разговору динамику, энергию, что на практике не всегда удается.


    Кстати, время, отведенное на ответ, колеблется от 20 до 22 секунд, потом вас обязательно прервут. В США на высказывание дается еще меньше 10–15 секунд.

    Итак, работайте на аудиторию!

    Вы готовитесь к интервью профессионально

    · Кто мой партнер по интервью, что я могу о нем узнать? Часто редакция предоставляет информацию о своем сотруднике.

    · Тема должна быть интересна публике. Выучите примеры, касающиеся сферы жизни слушателей/зрителей. Сопоставляйте информацию, высказывания, статистические данные с главным вопросом публики: «Какое отношение это имеет ко мне?!»

    · Распределите ваш материал по степени важности. Обобщите тематически сложные моменты в доступные тезисы.

    · Обдумайте возможные:

    – поясняющие высказывания, дающие четкое представление зрителю о важности данной темы в повседневной жизни;

    – обобщающее заключение, резюмирующее суть выступления.

    · Узнайте в редакции, могут ли вам предоставить список приблизительных вопросов, или выясните хотя бы направленность интервью. Но будьте осторожны: предложенные вам вопросы могут кардинально отличаться от тех, которые будут на самом деле.

    · Потренируйтесь, лучше перед зеркалом, формулировать ваши мысли четко, а главное – коротко. Обратите внимание на мимику, полезно посмотреть на себя со стороны.

    · Практикуйтесь отвечать на критические вопросы в кругу нейтральных наблюдателей. Часто коллеги оказываются снисходительными и вежливыми и скорее оценят ваши ответы неправильно. С близкими трудно быть беспристрастным. Чтобы правильно повести себя в критической ситуации, необходим навык.

    Кстати: к 45-минутной передаче удавалось подготовить людей за три дня. Несмотря на то, что передо мной были настоящие профессионалы, привыкшие работать перед объективом камеры, они улучшили свои способности достойно отвечать на неожиданные вопросы…

    · Подумайте о примерах и об эффективности ваших действий. Возможно, у вас возникнет необходимость выписать основные реплики, чтобы ничего не упустить.

    · Избегайте терминов и незнакомых слов. Если все-таки не получается обойти какой-либо термин, коротко поясните его значение.

    Кстати, не каждый в интервью может вести себя как Герберт Вейнер, сказавший интервьюеру Люгу: «Господин Люг, вы же ничего не знаете!». Или Франц Йозеф Штраус: «Разница между вами и мной в том, что я немного неправ, а вы точно ошибаетесь». Вывод – готовьтесь!


    Официальное заявление

    Заявление – это изложение, констатация или объяснение представителя власти или депутата, прямое обращение к общественности. Цель журналиста – выяснить достоверную информацию о конкретном событии или, возможно, критической ситуации, где человек, передающий информацию, является «источником».

    Цель «источника» – сформулировать по возможности сжатое, точное, содержательное сообщение по данной теме.

    Сложности возникают, например, когда делают монтаж съемки пресс-конференции, когда стиль, форма или содержание вашего объяснения могут пострадать.

    Редакторы приветствуют сокращения или акцентируют внимание на сопровождающий шум, а именно – перебивающие вопросы из зала или комментарии.


    Вы должны заранее прояснить

    · Какова суть моего доклада?

    · Зачем мне суть?

    · Почему меня считают специалистом?

    · Каковы временные рамки?

    · Какие знания я могу предположить у моей публики?

    · Речь запланирована как жизнь, или как ее создать?

    · Сколько времени действительно мне потребуется на выступление?

    · Какие вопросы мне зададут?

    Следите за тем, чтобы говорить лишь тогда, когда это действительно необходимо!


    Так теряется профессионализм

    · Откажитесь от прямого контакта с журналистами или публикой, сразу возвращайтесь на свое место: не стоит благодарить публику за внимание!

    · Никогда не повторяйтесь в заключении. Главное – суть, говорите коротко и ясно.

    · Никогда не обращайтесь к публике «на Вы».

    · Оттачивайте фразы, чтобы уложиться в секунду.

    · Следите за камерой, вы не должны выглядеть хуже других представителей.

    · Позволяйте журналистам задавать лишь определенные вами вопросы, чтобы не получилось неприятной ситуации.

    · Никогда не называйте своего имени полностью, ни в коем случае не указывайте звания или должности.

    · Никогда не позволяйте монтировать вашу речь. Но если это все-таки произошло, обязательно добейтесь, чтобы вам показали всю запись.

    · Смотрите прямо в камеру, всегда мило улыбайтесь, не допускайте пристального неподвижного взгляда.

    · Оговариваетесь? Тогда повторяйте фразу до тех пор, пока она не будет звучать четко и точно.

    · Незадолго до выступления повторите речь еще раз, обращайте внимание на фон, различный шум и комментарии из зала.

    Кто редко задумывается, тот очень часто принимает мысли за раритет.

    Повторяйте за мной – удача гарантирована

    · Как только камеру направили на вас, сразу шумно и быстро вдыхайте воздух, дальше будет некогда.

    · Произнося высказывание, пробегитесь взглядом по залу, как будто не знаете, что вас снимает камера.

    · Держите в руках газетную статью или вашу брошюру с выступлением.

    · Демонстрируйте публике свою интеллектуальность и превосходство, употребляя как можно больше иностранных слов и специальных терминов. В конце концов, один термин скажет больше тысячи простых слов.

    · Смело высказывайте свое мнение, даже если вы не специалист. Искусный оратор должен уметь говорить обо всем.

    · Никогда не повторяйте сказанное, пусть кинооператоры переживают, если что-то не так.

    · Используйте как можно больше цитат. Это замечательная возможность подчеркнуть ваше гуманитарное образование.


    Не забывайте подумать, прежде чем сказать!

    Кстати:

    · 5 000-15 000 DM стоит 5-10 минут эфирного времени передачи экономической тематики. Так сказать, дополнительное мероприятие в нужное время.

    · Хороший сюжет, предназначенный для аудитории, будет стоить от 50 000 DM.


    Анализ открытого выступления

    После выступления необходимо сделать выводы, чтобы в будущем точно знать, на что следует обратить внимание.

    Если для вас важно произвести эффект на публику и СМИ, ответьте на следующие важные вопросы:

    · Достаточно ли было отведенного на подготовку времени?

    · Четко ли была поставлена цель доклада?

    · Была ли информация исчерпывающей о журналистах и программе?

    · Ваше выступление прошло уверенно и независимо?

    · Вы смогли представить себя в выгодном свете?

    · Речь была чистой и направленной на ключевые понятия?

    · Приводимые вами аргументы достигали цели?

    · Сопровождались ключевые понятия примерами?

    · Ваши ответы были краткими и исчерпывающими?

    · Фигурировал ли ответ на вопрос: «Какое это имеет отношение ко мне?»

    · Ваши примеры были образными, а речь – доступной?

    · Удалось ли подобрать позитивное заключение?

    · Какие отзывы на свой доклад вы получили?


    Кстати, стоит задуматься:

    · Открытые выступления часто оказываются приютом тщеславия.

    · Пол-успеха – самое опасное. На какой риск вы способны пойти?

    · СМИ рассказывают много хорошего и нового. Очень часто, к сожалению, это «новое» оказывается уже далеко не новым, а «хорошее» – не хорошим.

    Беседа: свободное вступление в коллективный разговор

    Ошибочно полагают: то, о чем человек в формальной обстановке даже не подумает, в неформальной беседе обязательно скажет.

    Существует пара трюков или методов, чтобы не стоять на паркете в лучах общественности беспомощно, связанным по рукам и ногам формальностью и способным выдавить лишь пару слов.

    Между тем уже написано множество книг на тему «Короткая беседа». Одна из самых интересных «Короткая беседа и карьера» Вольфа В. Ласко, книга рецептов «из горького опыта некоторых людей, оказавшихся беспомощными в искусном обмене формальностями» (Габлер, 1993).

    Профессиональная короткая беседа – это, прежде всего, приветливый не обязывающий обмен «социальным шумом», то есть не содержащий глубокого смысла разговор между еще незнакомыми собеседниками. Человек, начинающий беседу формулированием умных мыслей и навязыванием другим своей темы, легко попадает в ситуацию, когда его просьбы или вопросы остаются открытыми. Он оказывается в мире выбранной им тематики и наслаждается беседой с самим собой, либо его прерывают.

    Кстати, тишина в течение 3 секунд часто воспринимается как что-то ужасное, так называемое речевое давление. У большинства людей возникает чувство необходимости сказать что-нибудь интересное, чтобы нарушить возникшее неловкое молчание. Но сказанное наобум чаще оказывается:

    · банальностью или пошлостью;

    · запрещенной темой, неуместной, не нарочно обижающей собеседника;

    · темой, вынуждающей собеседника дистанцироваться.


    Успокойте себя тем, что вы просто попытались направить разговор, а ваши собеседники были рады, что нашелся хоть кто-то, кому они смогли возразить: «Он хотя бы попытался завести разговор… (но, не получилось!)…»

    Не только в начале и в конце разговора, но и в середине действуют одни и те же правила.

    По одежке встречают, по уму провожают. Все верно. Но чтобы это правило сработало, середина процесса коммуникации должна быть оживленной, интересной, исчерпывающей.

    Короткий разговор вызывает собеседников на «здесь и сейчас» в конкретной ситуации, цель говорящего – расположить слушателей к себе.

    Опасность неформальной беседы – переход на профессиональный уровень. Помните, что ваши потенциальные собеседники могут не владеть информацией, касающейся вашей сферы деятельности и просто не способны поддержать разговор на предлагаемом вами уровне. Так и получается, что некоторые могут говорить только о своем хобби, своем мире, на уровне «своего жизненного опыта/горизонта» и не способны выслушать других. Если вы нашли подобный недостаток у себя, рекомендую простой способ борьбы с ним: бокал шампанского или сока, делайте по глотку – с полным ртом едва ли получиться говорить. Хотя некоторым и это не помогает. Тогда спасет только сильный собеседник, способный контролировать ход беседы.

    Некоторые основные правила

    · У собеседника иссяк запас слов? Не бойтесь и вы помолчать. Можно обратиться к кому-нибудь другому, спросить его мнение. Можно проявить любезность, предложив иную тему для разговора.

    · Пожалуйста, не позволяйте себе негативных комментариев в адрес третьего лица. Лучше спросите у собеседника об этом человеке, но ни в коем случае не обсуждайте его. Может оказаться что, «странно одетый тип» – «это мой брат!».

    · В присутствии незнакомых вам людей не разбрасывайтесь высказываниями («этот скучный толстяк орет, как резаный»). К вам могут обратиться с вопросом, не хотите ли вы сменить местонахождение, или ваш новый знакомый так отреагирует на неосторожно брошенную реплику: «Сожалею, но мне решать, кого приглашать».

    · Держитесь подальше от легко провоцирующих бурные споры тем, таких как политика, социальное разделение или профессионализм. Вести беседу – значит недолго поговорить о чем-либо, а не пытаться прекратить разгорающийся спор. Поверьте, невозможно убедить человека в чем-либо за пару минут, а пытаться переубедить – вообще бесполезно (да и не нужно!).

    · Руки прочь от алкоголя, это первый враг разговора. Он не помощник, особенно тем, кому нечего сказать, или тем, кто не знает, что он сказать должен.

    · Не хвалитесь тем, кто вы есть и что вы сделали. Таких людей и так предостаточно на открытых мероприятиях. Остальные их ненавидят, так же как и тех, кто бесконечно жалуется на свои неудачи или болезни.

    · Лучше перепрофилируйтесь на шутки или анекдоты, в любом случае веселому, жизнерадостному человеку проще стать душой компании… и воспринимайте как комплимент, высказывание в ваш адрес: «Никогда не думал, что такую глупую шутку можно так хорошо рассказать».

    · Избегайте сложных, узкоспециальных профессиональных тем. Даже хорошая компания не всегда сможет выдержать такое напряжение.

    · Будьте осторожны с незнакомыми или иноязычными словами, в значении которых вы не уверены. Наш совет: будьте честны с собой и используйте понятный вам словарный запас. Если перед вами иностранец с ограниченным запасом слов, тогда – пожалуйста, можете говорить все, что угодно, даже не задумываясь. Некоторым нравится быть в интеллектуальном кругу, когда их внимательно слушают, не перебивая и не задавая вопросы по поводу неверно употребленных слов. К слову сказать, знаю одного профессора, который любил подобные шутки в незнакомом обществе, он позволял даже исправлять себя, а в конце разговора признавался, что профессор и владеет пятью иностранными языками.

    · Если перед вами хорошо выпивший собеседник, постарайтесь ограничиться очень коротким диалогом и вежливо удалиться, иначе вас могут быстро вовлечь в скандальный разговор. Может оказаться, что на следующий день ваш собеседник будет сожалеть об излишней откровенности.


    Один известный специалист в области коммуникации дал однажды следующий совет:

    «В типичной короткой беседе говорится все, что обычно не говорится. Когда вы сможете избавиться от этой привычки, поймете цену уважения собеседника, и что ничего сложного нет в том, чтобы обратиться к нему с просьбой».

    Но мне кажется, не все так просто!!!

    Короткая беседа – это коммуникация, а значит, следует учитывать социальные факторы.

    Желаю успехов – вы справитесь!


    Кстати, сделать доклад – все равно, что построить дом, сначала нужен план, каждое предложение должно быть обдумано и сказано с соблюдением строгой последовательности. Беседа – это как искусство игры в домино: камень за камнем – рисунок возникает сам по себе!









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх