• 4.1. Финансовый анализ кризисного предприятия
  • 4.1.1. Виды финансового анализа
  • 4.1.2. Учет инфляции при финансовом анализе
  • 4.1.3. Анализ качественных изменений имущественного положения предприятия
  • 4.1.4. Анализ платежеспособности и ликвидности
  • 4.2. Приемы финансового прогнозирования
  • 4.3. Основы коммерческого прогнозирования
  • 4.4. Основы бюджетирования
  • Глава 4

    Диагностика кризисного состояния предприятия

    4.1. Финансовый анализ кризисного предприятия

    Финансовый анализ – это процесс исследования и оценки финансовых средств и финансового состояния организации. В рамках антикризисного менеджмента финансовый анализ относится к наиболее важным механизмам, благодаря которым осуществляются эффективное управление и планирование деятельности организации.

    В процессе своей жизнедеятельности организация, помимо своих собственных средств, использует заемные средства, а также у нее имеются обязательства перед государством по обязательным платежам, т. е. для сохранения устойчивой позиции на рынке руководству необходимо принимать четкие меры по выполнению всех обязательств и одновременному созданию рентабельности производства. Именно для этого требуется финансовый анализ, который приобретает особенно большое значение в период кризисной ситуации.

    Основная задача финансового анализа кризисного предприятия – получение своевременной и полной информации о финансовом состоянии предприятия, его прибыльных и убыточных сторонах для разработки эффективных мер по стабилизации положения и разработки программ по преодолению кризиса. Здесь большое значение имеют качество и достоверность полученных данных, так как от этого напрямую зависят эффективность плана по преодолению кризиса и рациональное распределение имеющихся средств. В период кризиса, как правило, перед предприятием возникают различные финансовые проблемы. Финансовый анализ позволяет определить наиболее острые проблемы и разработать программу мер по решению наиболее приоритетных.

    Финансовый анализ – это не простой сбор данных финансовых показателей, это анализ состояния предприятия, выявление его проблем и возможностей, оценка его потенциала, эффективности выбранной стратегии ведения бизнеса. Финансовый анализ предприятия проводят не только непосредственно руководители и соответствующие отделы и подразделения. Финансовое состояние предприятия представляет также большой интерес для его инвесторов и учредителей, в интересах которых оценить эффективность деятельности предприятия и использования ресурсов; кредиторов (банков) – для оценки риска кредитования данного предприятия. Соответственно, финансовый анализ предприятия может быть внутренним и внешним. Внутренний анализ, как правило, является обязательной составляющей при разработке стратегии деятельности предприятия. Внешний анализ проводится лицами, которые находятся в определенных взаимоотношениях с предприятием (финансового характера) и которых волнуют вопросы о целесообразности инвестирования и получения средств. Основные направления внешнего финансового анализа предприятия:

    1) оценка финансовых итогов деятельности предприятия;

    2) оценка имущественных ресурсов предприятия;

    3) оценка основных финансовых показателей (ликвидности, рентабельности и платежеспособности);

    4) исследование показателей по дебиторской и кредиторской задолженности;

    5) исследование показателей использования инвестированных и вложенных средств.

    Объектом финансового анализа, понятно, является предприятие. При проведении анализа обычно используются модели. Однако единой модели в финансовом анализе не существует. Они различаются в зависимости от принципов исследования, приоритетов анализа. Можно назвать три основные модели, которые используются в финансовом анализе.

    1. Дескриптивные (описательные) модели. Являются наиболее часто используемыми при проведении финансового анализа. В основе этих моделей лежит бухгалтерская отчетность.

    Во многих источниках даже говорится о том, что бухгалтерская отчетность сама по себе является формой описательной модели. Сюда относятся вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, построение системы отчетных балансов, система аналитических коэффициентов.

    2. Нормативные модели. Используются преимущественно при проведении внутреннего финансового анализа. В основе этих моделей лежат требуемые рассчитанные показатели, с которыми сравнивают реальные полученные результаты, т. е. существует система нормативов, которая определяет желаемое и удовлетворительное состояние предприятия как цель деятельности, а анализ полученных результатов позволяет определить степень достижения предприятием этого состояния.

    3. Предикативные модели (прогнозы). Используются для составления прогнозов относительно будущих финансовых результатов и финансового состояния предприятия на различные периоды. Такие модели позволяют исследовать влияние разнообразных факторов на конечные результаты, возможность получения безубыточной бухгалтерской отчетности. Наиболее распространенные – модели ситуационного анализа, модели динамического анализа, критические модели.

    Основные источники данных о финансовом состоянии предприятия – это бухгалтерская отчетность, отчет о доходах и расходах, отчет о движении капитала и другие формы отчетности, которые более детально раскрывают отдельные статьи баланса. Информационную основу финансового анализа составляет бухгалтерская отчетность. Другие формы отчетности носят вспомогательный и более детальный характер.

    Система бухгалтерской отчетности подразделяется на оперативную и официальную отчетность. К оперативной отчетности принято относить все документы первичного бухгалтерского учета: приходные и расходные ордера, ведомости, реестры. Это различные сводки и обобщенные данные, которые, как правило, используются в пределах предприятия для внутреннего анализа и управления.

    Официальная отчетность является средством информации о состоянии предприятия за его пределами. Сюда входят непосредственно бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность и отчеты по обязательным платежам.

    Бухгалтерская отчетность бывает ежеквартальной и ежегодной. В ежеквартальную включаются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, а в ежегодную, помимо вышеназванных форм, также входят отчеты о движении капитала, денежных средств, о целевом использовании полученных средств, пояснение и в некоторых случаях аудиторское заключение.

    Для финансового анализа кризисного предприятия очень важно изучение динамики основных показателей деятельности за определенный период, чаще всего это последние 2–3 года. Это имеет такое большое значение потому, что позволяет выявить сроки, в которые предприятие начало ухудшать свои показатели. Отсюда причины кризиса найти уже сравнительно легче, поскольку известен примерный временной промежуток. Кроме того, снижение показателей может наблюдаться не по всем видам продукции, что свидетельствует о разностороннем спросе на нее.

    4.1.1. Виды финансового анализа

    Кризисы предприятий имеют различные причины и характер протекания. В разных условиях финансовый анализ может осуществляться в различных видах.

    1. Комплексный финансовый анализ – используется для получения комплексной информации о финансовом состоянии предприятия при помощи внешней бухгалтерской отчетности, данных оперативной отчетности, результатов независимого аудита и т. д. Подобный вид анализа требует определенного количества времени из-за большого объема информации, которую к тому же нужно анализировать. Но зато дается общая картина состояния предприятия, позволяющая анализировать основные тенденции в развитии и деятельности.

    2. Экспресс-анализ – проводится в короткие сроки с целью получения информации об общем состоянии предприятия с использованием внешней бухгалтерской отчетности. Часто проводится в условиях острых кризисных ситуаций, когда временные рамки для решения проблем очень узкие. Имеет определенные минусы, так как собирает только наиболее важную информацию. Кроме того, в условиях нехватки времени данные не всегда объективно оцениваются.

    3. Ориентированный финансовый анализ – предназначен для сбора информации по определенному направлению с целью решения конкретного вопроса, к примеру повышения рентабельности, повышения заработной платы сотрудников и т. д. В кризисной ситуации такой вид анализа возможен, если точно определены проблемы предприятия.

    4. Регулярный финансовый анализ. В принципе, такой вид анализа существует на каждом предприятии. Он представляет собой ежемесячную или квартальную подготовку информации о финансовом состоянии предприятия. Его проведение позволяет своевременно выявлять проблемы и принимать оперативные меры по их решению.

    Таким образом, вид анализа зависит от конкретных условий каждого предприятия. Однако многие специалисты придерживаются мнения, что обязательно должны иметь место комплексный и регулярные финансовые анализы. Остальные виды финансового анализа используются при необходимости.

    В основе проведения финансового анализа, в том числе и кризисного предприятия, лежит исследование финансовой отчетности. В настоящее время существуют разнообразные методы анализа финансовой отчетности:

    1) горизонтальный анализ – в некоторых источниках он еще носит название «временной». Заключается в сопоставлении одних и тех же данных финансовых отчетов в разные периоды с целью исследования их изменения и динамики. В основе этого анализа лежит исследование темпов изменения статей отчета о прибылях и убытках;

    2) вертикальный анализ – составляется определение удельного веса показателей в системе основного (базисного) показателя, к примеру удельного веса расходов в балансе. Обязательными элементами вертикального анализа являются динамические ряды исследуемых относительных величин, которые позволяют выявлять и прогнозировать изменения в хозяйственной среде предприятия. Такой анализ отражает структуру финансового состояния предприятия;

    3) коэффициентный анализ – используется с применением системы аналитических коэффициентов – основных элементов финансового состояния. Таких показателей существует достаточно большое количество, поэтому были выделены пять основных групп, которые будут рассмотрены ниже;

    4) трендовый анализ. Как видно из названия, в основе лежит использование трендов – тенденций динамики показателя без внешних влияний и особенностей отдельных периодов. При проведении такого анализа сравниваются значения одного и того же показателя за несколько периодов. Преимущество такого анализа состоит в том, что с его помощью можно строить прогноз относительно динамики исследуемого показателя в будущих периодах.

    Таким образом, финансовый анализ, в частности кризисного предприятия, – это довольно сложный и ответственный процесс, который требует работы с большим количеством информации, ее обработки и оценки. Финансовый анализ лежит в основе планирования стратегии деятельности предприятия. В условиях кризиса он является неотъемлемой частью, поскольку позволяет оценить финансовое состояние предприятия, его проблемы и недостатки, исследовать имеющиеся средства для реализации того или иного метода в рамках программы по преодолению кризиса. Существуют разные способы преодоления кризиса, но выбор их в первую очередь зависит от финансов предприятия, его потенциала и финансовых возможностей. Поэтому к вопросу проведения финансового анализа нужно подходить очень серьезно. Целесообразным будет составление плана финансового анализа предприятия, который состоит из следующих пунктов:

    1) постановка задач и вопросов, в рамках которых требуется проводить финансовый анализ;

    2) сбор требуемой информации с условием установленного времени;

    3) оценка достоверности полученной информации (для этого используется аудит);

    4) горизонтальный и вертикальный анализ (исследуются структура показателей и динамика финансовой отчетности);

    5) коэффициентный анализ;

    6) анализ значений полученных коэффициентов;

    7) выявление общих положительных или отрицательных тенденций в финансовом состоянии предприятия;

    8) подведение итогов, получение заключительных результатов на основе обработки всех полученных данных.

    Горизонтальный и вертикальный анализ.

    Горизонтальный и вертикальный анализ финансового состояния предприятия являются дополняющими друг для друга, поэтому, как правило, проводятся совместно.

    Целями проведения горизонтального анализа являются выявление изменений различных показателей финансовой отчетности за определенный период, определение характера этих изменений. Изменения рассматриваются как абсолютные и относительные. При горизонтальном анализе часто имеет место практика построения аналитических таблиц, в которых данные об абсолютных показателях дополняются относительными темпами их изменения: увеличения или сокращения. Если проводить горизонтальный анализ в совокупности с трендовым, то, помимо анализа отдельных финансовых показателей, можно еще и строить прогнозы относительно изменений этих показателей.

    Вертикальный анализ основан на форме расчета удельного веса каждого показателя в общем итоге. Это имеет определенные преимущества. Во-первых, расчет удельного веса позволяет сопоставлять финансовые показатели предприятия с показателями других предприятий, что дает информацию об эффективности деятельности, управления и производства. Часто конкурентные фирмы используют подобный метод. Во-вторых, относительные показатели позволяют игнорировать негативное влияние инфляции, которая при абсолютных величинах ощутимо искажает их значения.

    Коэффициентный анализ.

    Одним из наиболее распространенных видов финансового анализа является коэффициентный анализ, который рассматривает различные аспекты финансового состояния предприятия с точки зрения показателей, имеющихся в бухгалтерской отчетности или рассчитанных по ее данным.

    Итак, самое важное здесь – это коэффициенты. Их существует большое количество, поэтому выделяют пять основных групп:

    1) показатели рентабельности. Предназначены для представления общей эффективности и целесообразности вложения средств в данное предприятие. Здесь анализируется рентабельность всего капитала в целом, поэтому основными показателями являются рентабельность собственного капитала и рентабельность совокупного капитала;

    2) показатели ликвидности. С их помощью можно оценивать способность предприятия отвечать по своим обязательствам. Расчет этих показателей осуществляется на основе сравнения текущих активов с пассивами. В результате таких расчетов устанавливается такая ценная информация, как степень обеспеченности предприятия оборотными средствами;

    3) показатели финансовой устойчивости. На основе этих данных можно проанализировать состав источников финансирования предприятия и уровень соотношений между ними. Анализ с использованием показателей финансовой устойчивости отличается тем, что источники финансирования различаются по уровню цены капитала, степени риска, степени надежности и т. д.;

    4) показатели текущей деятельности. В основном здесь оценивается эффективность деятельности предприятия, которая чаще всего выражается в длительности производственного цикла. Период цикла зависит от оборачиваемости средств в различных видах активов. Понятно, что чем выше скорость оборачиваемости средств, тем эффективнее деятельность предприятия. Соответственно основными показателями здесь являются фондоотдача, коэффициенты оборачиваемости, выработка; 5) показатели положения на рынке капитала. Эти показатели характеризуют положение предприятия на рынке ценных бумаг, т. е. это дивиденды, цена акции, количество облигаций и т. д. Такой анализ проводится главным образом на тех предприятиях, которые выпускают ценные бумаги и используют их, т. е. зарегистрированы на бирже ценных бумаг.

    Все эти показатели будут подробно рассмотрены ниже.

    4.1.2. Учет инфляции при финансовом анализе

    Как известно, инфляция – это рост среднего (совокупного) уровня цен в экономике. Инфляцию также можно представить как снижение покупательной способности денег, другими словами, происходит их обесценивание.

    Проблема заключается в том, что при наличии инфляции финансовая отчетность, которая применяется для проведения финансового анализа, может послужить источником недостоверных данных. Здесь нужно отметить такой фактор, что при инфляции в условиях формирования основных средств наблюдается повышающаяся потребность в денежных средствах. Поэтому бухгалтерская оценка основных средств не в состоянии учитывать реальный рост стоимости этих основных средств, поскольку базируется на первоначальной стоимости.

    Для предприятий в условиях кризиса часто характерна такая ситуация, как общее сокращение (рост) сроков оборачиваемости оборотных активов и отмечаются достаточно высокие темпы инфляции. При этом происходит так называемое искажение оценки как основных средств, так и оборотных активов, которые в предыдущие периоды приобретались при более высоком уровне покупательной способности денег. А с другой стороны, перенос стоимости активов на готовую продукцию (сюда входит амортизация и затраты на производство) проводится в текущем периоде, т. е. опаздывает.

    В результате происходит завышение финансовых результатов деятельности предприятия. Также нужно отметить, что если предприятие в такой ситуации имеет прибыль, то ее уровень также будет завышен, и, следовательно, предприятие будет уплачивать больший размер налогов, сокращая свои собственные источники финансирования деятельности.

    Таким образом, инфляция искажает общее представление о финансовом состоянии предприятия, полученное в результате проведения финансового анализа. Характерность инфляции состоит в том, что ее процессы носят динамический характер и заключаются в сокращении покупательной способности денег с течением времени. Поэтому наиболее заметное влияние при инфляции оказывается на результаты сравнительного анализа в различные периоды – это горизонтальный и трендовый анализы. Помимо этого, инфляция влияет на результаты коэффициентного анализа, так как сравнение финансовых коэффициентов в различные периоды времени не дает достоверных результатов. Кроме того, коэффициенты по своей сути взаимосвязывают финансовые показатели, которые в той или иной степени подвержены влиянию инфляции.

    Поэтому для того, чтобы получить объективную оценку финансового состояния предприятия, необходимо проводить корректировку информации, содержащейся в финансовой отчетности.

    Существуют два обстоятельства, которые, в принципе, должны учитываться всегда.

    1. В условиях исследования финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия обязательно должны рассматриваться инфляционные процессы.

    2. В зависимости от глубины финансового анализа определяется его точность и сравнимость результатов: чем глубже анализ, тем ниже точность. Эта закономерность действует, даже если инфляция учитывалась при проведении анализа.

    Как известно, инфляция характеризуется следующими двумя показателями: темпом и индексом инфляции. Это необходимо знать, поскольку они отмечаются в различных источниках.

    Одним из принципов учета инфляции при проведении финансового анализа является разделение финансовых показателей на денежные и неденежные.

    Под денежными статьями понимаются деньги в кассе и на расчетных счетах, а также денежные требования. Сюда относятся дебиторская задолженность, векселя к получению, отсроченные налоги и т. д.

    Основная суть учета инфляции состоит в том, что необходимо привести все статьи к покупательной способности денег в рассматриваемый момент времени. Так как денежные статьи к этому времени уже являются выраженными в покупательной способности, то для них не нужно корректировки. Денежные статьи – это не определенная покупательная способность, а требования на вполне определенную сумму, поэтому именно с ними связано падение или рост покупательной способности предприятия. Если рассматривать конкретно, то увеличению покупательной способности предприятия способствуют денежные статьи в пассивах (в период инфляции), а сокращение покупательной способности происходит из-за денежных статей в активах.

    Неденежные статьи представляют собой различные основные средства, нематериальные активы, незавершенное производство, готовая продукция и прочее, т. е. те статьи, для формирования которых в рассматриваемый период времени необходима повышенная покупательная способность, а также обязательства, которые должны быть уплачены посредством поставки продукции или оказанием различных услуг.

    4.1.3. Анализ качественных изменений имущественного положения предприятия

    Для того чтобы оценить имущественное положение предприятия, необходимо проанализировать стоимость и структуру формирования имущества. В сфере антикризисного менеджмента, в частности анализа кризисного предприятия, особый интерес представляет динамика имущественного положения предприятия.

    Источниками информации здесь служат данные горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса предприятия, в котором приводится общая оценка стоимости имущества и источников его формирования. В балансе имущество является активом, источники – пассивом.

    Стоимость имущества можно определить по итогам актива бухгалтерского баланса. Следует отметить тот факт, что под понятием «стоимость имущества» подразумевается стоимость бухгалтерская, которая зачастую не совпадает с рыночной стоимостью. Поэтому так важно исследование самой структуры имущества, а не величины его стоимости.

    Структура стоимости имущества предприятия дает аналитикам общую картину финансового состояния предприятия, показывает удельный вес каждого элемента. Кроме того, бухгалтерский баланс позволяет определить характер самой деятельности, а именно то, расширяется она или сокращается. Обычно рост стоимости имущества считается положительным фактором. Однако на самом деле такое явление может носить как положительный, так и отрицательный характер. Все зависит от причин роста стоимости.

    В условиях кризиса понять истинные причины тех или иных изменений бывает довольно непросто. Кроме того, сами причины могут рассматриваться вначале как положительное явление. К примеру, увеличение оборотных активов можно расценивать как расширение производства. Однако, с другой стороны, это может свидетельствовать и о снижении их оборачиваемости.

    Если говорить о запасах предприятия, то их увеличение также может иметь неоднозначный смысл:

    1) увеличение производственного потенциала предприятия (понятно, что этот вариант мало подходит для кризисной ситуации);

    2) увеличение запасов за счет вложений в них денежных средств с целью избежания обесценивания этих средств из-за инфляции;

    3) недостатки стратегии предприятия, которая была составлена нерациональным образом, из-за чего определенная часть оборотных активов отошла в запасы.

    Вообще любое изменение по различным статьям баланса может носить как положительный, так и отрицательный характер. Поэтому при проведении финансового анализа очень важно правильно определить причины изменения. В условиях кризиса это особенно актуально, так как там необходимо принимать быстрые и верные решения, поскольку ошибка может привести к крайне негативным последствиям.

    Говоря о пассивах баланса, следует отметить, что основное внимание здесь уделяется собственным источникам формирования имущества.

    При оценке заемных средств необходимо исследовать их структуру и динамику, а также затраты на их обслуживание. Нужно обращать внимание на изменения доли заемных средств. Их увеличение, с одной стороны, может свидетельствовать о повышении финансовой зависимости предприятия от заемного капитала и, соответственно, увеличении степени риска, с другой – о повышенном перераспределении прибыли от кредиторов к предприятию.

    Как уже отмечалось, важно исследование качественной стороны изменений в имущественном положении предприятия. С этой целью были разработаны следующие показатели:

    1) доля активной части основных средств. Под активной частью основных средств подразумеваются оборудование, техника и транспорт. Доля активной части находится как отношение активной части основных средств к стоимости основных средств. Если значения этого показателя увеличиваются, то это расценивается как положительная тенденция; если снижаются, то это свидетельствует о снижении объемов производственного процесса, что бывает в условиях кризиса;

    2) коэффициент обновления. Обычно он показывает, сколько составляют новые основные средства на конец отчетного периода по основным средствам. Находится как отношение первоначальной стоимости основных средств, прибывших за период, к стоимости основных средств на конец этого периода;

    3) коэффициент выбытия. Показывает, сколько основных средств выбыло по причине морального или физического износа в отчетном периоде. Высокий уровень этого показателя имеет отрицательное значение, если ему не соответствует уровень коэффициента обновления;

    4) коэффициент износа. Показывает долю стоимости основных средств, которая осталась в списании на затраты в последующих периодах. Находится как отношение износа основных средств к их первоначальной стоимости. Этот коэффициент характеризует состояние основных средств.

    4.1.4. Анализ платежеспособности и ликвидности

    В условиях кризиса анализ платежеспособности предприятия является обязательной частью. Причем это имеет большое значение как для руководителей предприятия, так и для внешних сторон. Руководители проявляют свой интерес в отношении возможных потерь своих вложений в результате банкротства предприятия, кредиторы обеспокоены способностью предприятия отвечать по своим обязательствам, государство – возможностью предприятия погашать обязательные платежи.

    Платежеспособность – это финансовая возможность предприятия своевременно и полно производить расчеты по денежным обязательствам и обязательным платежам. Сюда относятся все расчетные операции с кредиторами и поставщиками, сотрудниками предприятия и инвесторами.

    Чем выше уровень платежеспособности, тем стабильнее и лучше финансовое положение предприятия. Однако платежеспособность зависит от доходов предприятия, которые в условиях кризиса могут резко сокращаться. Поэтому так важно правильно дать оценку способности предприятия выплатить обязательства и долги.

    Существует несколько показателей платежеспособности – это коэффициенты степени платежеспособности:

    1) общая степень платежеспособности – характеризует общее платежеспособное состояние предприятия и сроки погашения существующих задолженностей перед кредиторами. Для определения этого показателя необходимо разделить сумму заемных средств предприятия на среднемесячную прибыль.

    Кроме того, в этом показателе можно выделить несколько коэффициентов, которые являются отражением деятельности предприятия. Это коэффициент задолженности по банковским кредитам, коэффициент задолженности прочим предприятиям и организациям, коэффициент внутреннего долга; 2) степень платежеспособности по текущим обязательствам находится как отношение текущих заемных средств к среднемесячной прибыли.

    В условиях кризиса (и не только) большое значение имеет также такое понятие, как «ликвидность» – способность различных активов переводиться в денежные средства для погашения задолженностей и кредитов. Дело в том, что в условиях кризиса доходы предприятия могут очень резко сокращаться, так что имеющихся денежных средств, в том числе и резервных, будет просто не хватать для погашения задолженностей. В подобных случаях предприятие расплачивается своим имуществом и активами, переводя их в денежное выражение. В этом состоит суть ликвидности.

    Здесь важна также степень ликвидности – период, в который может быть осуществлен перевод активов в денежную форму. Понятно, что чем этот период меньше, тем выше ликвидность активов предприятия.

    Коэффициенты ликвидности:

    1) коэффициент покрытия. Он дает общую оценку ликвидности активов предприятия и находится как отношение оборотных активов к текущим обязательствам. Характеризует уровень платежеспособности предприятия при условии полного погашения всех задолженностей;

    2) коэффициент текущей ликвидности. Определяется соотношением стоимости оборотных средств предприятия и его текущих обязательств за вычетом из них стоимости средств, не являющихся займами. В принципе, этот показатель мало чем отличается от коэффициента покрытия и отражает способность предприятия покрывать задолженности посредством суммы оборотного капитала. Следует отметить, что примерный нормальный уровень коэффициента текущей ликвидности равен 2;

    3) коэффициент быстрой ликвидности. Определяется как отношение стоимости наиболее ликвидных активов к текущим задолженностям. Показывает предполагаемую платежеспособность на период, равный среднему сроку расчета по дебиторской задолженности; 4) коэффициент абсолютной ликвидности. Определяется как отношение стоимости наиболее ликвидных активов к текущим задолженностям. Показывает ту часть задолженностей и обязательств, которая может быть погашена немедленно.

    Итак, финансовый анализ кризисного предприятия включает в себя множество составляющих, которые различаются в зависимости от условий. Все вышеназванное является теоретической основой финансового анализа. Помимо этого, существуют еще некоторые правила его проведения.

    1. Определение масштабов кризисного состояния предприятия. Прежде всего нужно оценить масштабы отклонений показателей от нормы, т. е. глубину кризиса и возможную угрозу банкротства. Это позволит сориентироваться в выборе системы преодоления кризиса и принятии соответствующих мер. Кроме того, нужно попытаться оценить возможные потери предприятия в настоящее время и на ближайшие сроки.

    2. Анализ факторов, обусловивших кризисное развитие предприятия. Проведение финансового анализа подразумевает под собой разработку дальнейшей антикризисной финансовой политики. Эта задача упростится, если сгруппировать факторы возникновения кризиса по существенным для них признакам. Также важно исследовать влияние отдельных факторов на состояние предприятия. Это может помочь предотвратить дальнейшее развитие этих факторов и усложнение ситуации.

    3. Разработка целей и системы антикризисного финансового управления. После выявления масштабов кризиса, степени его влияния на деятельность предприятия и основных проблемных направлений формируются цели, которые подразумевают под собой оздоровление и стабилизацию финансового положения предприятия.

    4.2. Приемы финансового прогнозирования

    Финансовое прогнозирование – это особый вид прогнозов, который отличается по своему построению и оформлению. Прогнозы оформляются в виде финансовых документов, а большинство показателей имеют четко выраженный финансовый характер. Финансовый прогноз отличается довольно сложной работой, поскольку приходится иметь дело с большим объемом информации и документов.

    Финансовое состояние предприятия – это его важнейшая характеристика, определяющая конкурентоспособность и потенциал социально-экономической системы в деловой среде.

    Финансовые прогнозы необходимы предприятию для построения будущей картины финансового положения, предвидения возможных проблем и потребностей в финансировании. В современных рыночных условиях прогноз выходит на передовые позиции, поскольку большое значение приобретает разработка плана действий в различных условиях деятельности предприятия.

    Финансовое прогнозирование позволяет в значительной степени повысить уровень управления предприятием, поскольку благодаря ему обеспечиваются относительная скоординированность всех процессов производства и характер связей между финансовыми подразделениями предприятия.

    Финансовое прогнозирование нужно для составления бюджета предприятия, в основном части расходов. Доходная часть, как правило, считается наименее прогнозируемой.

    Финансовый прогноз в большей степени, чем другие виды, зависит от периода определения. Это обусловливается тем, что в некоторых ситуациях предприятие имеет ограниченный запас времени для реализации тех или иных мер. К примеру, интеграцию необходимо осуществить в определенные сроки, следовательно, прогноз составляется из расчета на этот период.

    Еще одной особенностью является то, что при составлении финансовых прогнозов необходимо учитывать сезонные факторы, потому что в различные сезонные периоды оказывается разное влияние на финансовые результаты. Кроме того, следует учитывать различные периодические платежи (налоговые, коммунальные службы и т. д.). Поэтому рекомендуется на первый год составлять прогноз на каждый месяц, что позволит учитывать все необходимые факторы. Не стоит слишком увеличивать прогнозируемый период, поскольку это увеличивает риск неопределенности и снижает уровень достоверности данных.

    Иногда в некоторых условиях может происходить резкое изменение в балансе денежных средств предприятия: их приток или отток. Если такие ситуации являются характерными для предприятия, то будет целесообразным составление еженедельных прогнозов.

    Финансовый прогноз начинается с исследования финансового состояния предприятия. Необходимо проследить динамику основных показателей за последние периоды, чтобы выявить наиболее характерные тенденции. Финансовому прогнозированию предшествует финансовый анализ, который и позволяет определить состояние предприятия. От качества проведенного анализа зависят эффективность и достоверность финансового прогноза.

    Финансовый прогноз, помимо финансового анализа состояния предприятия, опирается также и на результаты других исследований: производственных, маркетинговых, экономических и даже социальных. Поэтому можно считать, что это конечный результат общего прогнозирования деятельности предприятия, за исключением стратегии управления.

    С понятием «финансовый прогноз» неразрывно связано понятие «финансовый план», которое является его логическим продолжением и обоснованием. Эффективность финансового плана зависит от того, насколько он отвечает целям предприятия. Для составления успешного финансового прогноза нужно соблюдать следующие условия:

    1) прогнозирование должно основываться на разносторонних и объективных данных. О состоянии предприятия невозможно правильно судить лишь по количеству прибыли. Если брать в расчет только этот показатель, то в системе прогноза из виду могут быть упущены различные финансовые проблемы предприятия, которые без принятия соответствующих мер могут привести к кризису. Кроме того, причины различных финансовых проблем могут крыться в самих финансовых сторонах предприятия. Поэтому прогноз должен быть основан на четком и точном финансовом анализе;

    2) выбор оптимальной альтернативы. Как уже отмечалось, прогноз может составляться на разные временные периоды. Кроме того, на рынке постоянно возникают различные ситуации. Выбор конкретных условий и времени – это задача менеджера, который должен учитывать множество факторов рынка и внутренней среды предприятия.

    Многие специалисты придерживаются точки зрения, что альтернатив должно быть несколько для наиболее полного охвата всех возможных факторов и ситуаций. В процессе постоянного наблюдения за ходом реализации прогноза можно определить, какой именно вариант получил реальное обоснование;

    3) наблюдение и контроль над оправданием статей финансового прогнозирования. На любой стадии деятельности предприятия необходимо следить за соответствием прогноза реальной действительности. Это необходимо потому, что если прогноз был рассчитан на долгосрочный период, а его положения не оправдываются, то стоит поставить вопрос о пересмотре структуры финансового прогноза. Дело в том, что, как уже упоминалось, на основе прогноза строится финансовый план, который включается в стратегию деятельности предприятия. В этот план входит распределение средств по необходимым статьям. Если прогноз был составлен неточно или он не отвечает условиям рынка, то эти средства могут использоваться в неправильном направлении. Поэтому при первых признаках несоответствия финансового прогноза действительности стоит обратить внимание на причины этого явления. Конечно, в любом случае составить прогноз, который будет отвечать всем требованиям и полностью сбываться, практически невозможно. Какой-то процент погрешности всегда будет присутствовать. Однако важно, чтобы этот процент не был слишком велик.

    Отличие финансового прогнозирования от финансового плана состоит в том, что в прогнозе учитываются те показатели, управление которыми невозможно в полной мере, к примеру это различные риски, уровень объема продаж или действия конкурентных предприятий. Финансовый план – это планирование тех показателей, которые находятся в сфере влияния. Например, это могут быть расходы предприятия.

    Классификация методов прогнозирования.

    В современных экономических условиях все большее значение приобретают формализованные модели управления финансами. Степень формализации напрямую зависит от масштабов предприятия: чем больше размеры предприятия, тем интенсивнее его руководству следует использовать формализованные модели в финансовых вопросах. По информации западных литературных источников в настоящее время более 65 % предприятий уже используют формализованные количественные методы в финансовом анализе и финансовом прогнозировании.

    Поэтому актуальной будет ориентация методов финансового прогнозирования предприятия на количественные характеристики. Эта классификация строится на том основании, что состав прогнозируемых показателей у каждого предприятия может существенно различаться. Поэтому можно говорить о составе системы показателей как о первом признаке для классификации методов финансового прогнозирования:

    1) методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например объем прибыли, себестоимость продукции и т. д.;

    2) методы, в которых используются полные системы показателей или их укрупненные формы. Эти методы имеют существенное преимущество перед методами первой группы, поскольку позволяют всесторонне отразить финансовое положение предприятия, т. е. достигается максимальный уровень возможной информации, которую аналитик может использовать для различных целей, в том числе и для определения таких показателей, как расчет финансовых коэффициентов, потребность предприятия в дополнительных финансовых средствах и т. д.

    Методы прогнозирования можно также классифицировать в зависимости от вида используемой модели. Обычно выделяют следующие три группы:

    1) метод экспертных оценок. Считается наиболее простым и распространенным методом, который использовался еще до появления современной рыночной системы. Он предполагает заранее подготовленный многоуровневый опрос по определенной системе и последующую обработку результатов с помощью статистических и экономических теорий. Обычно полученные с помощью этого метода данные представляют собой опыт руководителей и менеджеров предприятий в сфере заданных вопросов. Недостатком можно считать отсутствие персональной ответственности за составленный прогноз. Кроме того, прогноз на основе экспертных оценок содержит в себе обобщенную информацию, которая к тому же не всегда оказывается достоверной в реальных условиях конкретного предприятия. Вместе с тем метод экспертных оценок получил довольно широкое распространение и используется не только в аналитической работе;

    2) стохастический метод. Если рассматривать его с точки зрения формализованного прогнозирования, то этот метод занимает в нем ведущие позиции. Суть его состоит в том, что он предполагает наличие вероятностного характера как самого прогноза, так и связи между исследуемыми показателями. Вероятность прогноза напрямую зависит от количества данных. Однако такие прогнозы обладают довольно сложными по своей структуре алгоритмами. Наиболее простой пример – анализ тенденций изменения объема продаж с помощью исследования темпов роста показателей реализации. Кроме того, использование методов статистики может приводить к просчетам, так как статистические методы подвержены влиянию случайных колебаний данных.

    Целесообразным будет отметить следующие ситуации (группы) при использовании стохастического метода. Выбор группы для составления прогноза зависит от ряда факторов, таких как:

    а) наличие временного ряда. Это довольно распространенная ситуация, когда в распоряжении аналитика имеются данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить прогноз, т. е. необходимо выделить тренд; б)наличие пространственной совокупности. Можно говорить о наличии такой ситуации, если по каким-то причинам отсутствуют данные о показателе или его значение определяется степенью воздействия определенных факторов; в)наличие пространственно-временной совокупности. Имеется тогда, когда ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; аналитик предполагает участие в прогнозе факторов, различающихся по динамике и экономическим данным; 3) детерминированный метод. В его основе лежит положение о том, что существуют функциональные или жестко детерминированные связи, когда каждому значению факторного признака соответствует конкретное неслучайное значение результативного признака. Примером может служить форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доходом от реализации, уровнем затрат, уровнем налоговых ставок и др.).

    Существует еще одна группа методов, в основе которых лежит построение динамических имитационных моделей предприятия. Эти модели включают в себя такие важные данные, как объемы производства и сбыта, инвестиционная среда предприятия, данные о планируемых приобретениях основных производственных фондов и т. д.

    Обработка и анализ этой информации позволяют оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Однако такие модели на практике можно строить лишь с использованием средств компьютерно-вычислительной техники, потому что необходимо производить большое количество различных вычислений. Кроме того, использование этих методов предполагает более широкое информационное обеспечение, чем бухгалтерская отчетность предприятия, что делает невозможным их применение внешними аналитиками.

    В рамках финансового прогнозирования можно выделить следующие прогнозы отдельных направлений.

    Прогнозирование прибыли.

    Для составления прогноза такого характера необходимо определить объем продаж предприятия в будущих периодах, а также попытаться учесть факторы внутренней и внешней среды, которые могут повлиять на уровень продаж. Можно сказать, что показатель, характеризующий объемы продаж, не является однородным, так как в среде бизнеса существует достаточно большое число факторов, которые сами могут изменяться. Поэтому прогноз, строящийся на данных прошедших периодов, будет просто неточным. Таким образом, нужно определить все возможные факторы, оказывающие влияние на финансовые показатели предприятия, и степень влияния этих факторов на предприятие и его деятельность.

    Очень важно исследование динамики внешней среды. Однако изучение ее факторов зачастую является довольно затруднительной задачей. Поэтому предприятие может воспользоваться данными информационных агентств, обратиться к специалистам в области маркетинга и т. д. Окончательное значение прогнозируемой прибыли получается на основе обработки всех данных.

    Прогнозирование факторов.

    Как отмечалось, большое значение имеют факторы среды бизнеса. Если у предприятия имеется информация о прошлых тенденциях, то будет удобно воспользоваться трендом, выражающим зависимость фактора от времени.

    Полученный тренд исследуется на зависимость от условий внешней среды. Для этого обычно используются так называемые поправочные коэффициенты, которые могут быть получены путем анализирования статистических данных и данных о предполагаемых изменениях. Но здесь необходимо помнить, что значения этих коэффициентов должны быть экономически обоснованными.

    Аналогичным образом можно найти и изменение рыночной доли предприятия. Если предприятие не находится в периоде интенсивного подъема, то его наиболее вероятный темп роста соответствует темпу роста рынка в целом. Затем производится корректировка этого прогноза с учетом таких факторов, как конкуренция, изменение и появление технологий, рекламы и т. д.

    Прогноз расходов.

    После определения прогноза прибыли прогнозируются расходы. Это наиболее важная часть финансового прогнозирования, так как именно в ней отражаются распределение и направление денежных средств по различным статьям.

    Обычно существует два варианта прогноза: оптимистический и пессимистический. От его вида зависит финансирование различных направлений. Оно может быть интенсивным или умеренным. В прогнозе расходов также учитываются все лица, которым предприятие должно выплачивать по задолженностям или обязательным платежам. Если к лицам предыдущего периода добавляются новые (увеличение количества поставщиков, еще один кредит в банке), то это также необходимо учитывать.

    Прогноз расходов также составляется с учетом будущих возможных состояний предприятия: кризисов, спадов или, наоборот, подъемов. В любом случае необходимо подумать о создании (если такового нет) резервного капитала. Вообще, в понятие «расходы», как известно, входит много составляющих, (и внешняя среда, и персонал, и платежи по ценным бумагам и т. д.), поэтому если среди этих составляющих намечаются какие-то перемены в качественном или количественном отношении, то это необходимо учесть и в прогнозе расходов.

    Система контрольных показателей.

    Для предприятия важно следить за ходом исполнения прогноза, поэтому необходимо составить систему контрольных показателей, которые будут характеризовать степень исполнения прогноза. Отбор этих показателей начинается с прогнозирования прибыли и расходов, когда определяются наиболее важные составляющие: доля рынка, производительность труда, объем продаж и т. д. Но это не окончательный вариант системы показателей. Дальше они корректируются параметрами, влияющими на финансовый результат: рентабельностью, оборачиваемостью дебиторской задолженности и др. В процессе деятельности предприятия и соответствующей реализации прогноза нужно следить за изменениями этих параметров в какую-либо строну (положительную или отрицательную), что будет свидетельствовать о реализации одного из прогнозных вариантов.

    Для того чтобы финансовый прогноз был достоверным и результативным, необходимо отправной точкой считать текущее состояние предприятия, а не итоги прошлого. Это особенно актуально в современных условиях постоянно меняющегося рынка. Данные прошлых периодов можно использовать лишь для составления динамики отдельных показателей и их возможного уровня в будущем.

    Базовые методы прогнозирования.

    1. Метод простого динамического анализа.

    Каждое значение временного ряда может состоять из тренда, циклических, сезонных и случайных изменений. Вышеназванный метод применяется для выявления тренда временного ряда. Циклическими называются колебания относительно линии тренда для периодов, превышающих уровень одного года. В некоторых случаях с точки зрения финансовых и экономических показателей эти колебания совпадают с циклами деловой активности, такими как спад, подъем, рост и застой. Что касается сезонных колебаний, то ими называют периодические изменения показателей значения ряда на протяжении года. Их можно выявить после анализа тренда и циклических колебаний. Случайные колебания можно определить посредством выявления тренда, а также циклических и сезонных колебаний для значения данного показателя. После всех необходимых расчетов остается величина, которая и является беспорядочным отклонением. Именно его необходимо учитывать при исследовании вероятной точности принятой модели прогнозирования.

    Метод простого динамического анализа исходит из предпосылки, что прогнозируемый показатель изменяется пропорционально с течением времени.

    2. Метод авторегрессионной зависимости.

    Этот метод основывается на положении о том, что экономические процессы обладают определенной спецификой, характеризуются наличием взаимозависимости и инерционности. Инерционность предполагает зависимость практически всех экономических показателей в определенный момент времени от состояния этого показателя в прошлых периодах. Другими словами, прошлые значения показателя принимаются за факторные признаки.

    3. Многофакторный регрессионный анализ.

    Используется для построения прогноза выбранного показателя с помощью исследования характера связей между ним и другими показателями.

    Для начала выделяется совокупность факторов, влияющих на изменение прогнозируемого показателя. Затем строится линейная регрессионная зависимость, коэффициенты которой, как правило, определяются в результате сложных расчетов с использованием средств электронно-вычислительной техники. Такой метод требует правильного подбора взаимосвязанных признаков, выявления характера связи между ними и ее направления.

    4. Метод пропорциональных зависимостей.

    Основным положением здесь является то, что некоторый показатель, который можно рассматривать как наиважнейший с точки зрения характеристики деятельности предприятия, поддается идентификации, т. е. он может быть использован как базовый с целью определения прогнозных значений других показателей. Это осуществляется на основании того, что прогнозные значения показателей как бы присоединяются к базовому показателю с использованием пропорциональных зависимостей. В качестве базового показателя, как правило, используют прибыль от продаж или же себестоимость реализованной продукции.

    Комбинированный метод.

    Рассмотренные выше методы прогнозирования являются базовыми, так как служат основой любой модели финансового прогнозирования. Однако они редко используются в аналитических работах в чистом виде. Чаще всего встречается комбинированный метод, который сочетает в себе приемы и составляющие нескольких базовых. Это обусловлено тем, что у каждого отдельного базового метода существуют определенные недостатки и ограничения, которые устраняются при их комплексном использовании. Базовые методы, находясь в составе комбинированных, взаимодополняют друг друга.

    Ошибки прогнозирования.

    Несмотря на то что сейчас вопросу финансового прогнозирования уделяется достаточно большое внимание, по-прежнему встречаются ошибки, которые возникают по различным причинам:

    1) неверный состав показателей, данные которых будут использованы в финансовом прогнозе. Это часто встречающаяся ошибка. При разработке прогноза могут включаться величины, которые дают поверхностную оценку, а верные показатели не будут учтены. Это скажется на достоверности прогноза. Во избежание этого нужно четко определить систему показателей, данные которых будут анализироваться, и систему тех показателей, значения которых требуется предсказать. Подобные ошибки свидетельствуют о недостаточном профессионализме тех лиц, которые занимаются финансовым прогнозированием. Здесь нужно отметить, что финансовая сфера предприятия – один из наиболее сложнейших механизмов. Поэтому быть только специалистом по прогнозированию явно недостаточно. Необходимо обладать навыками финансового анализа, поскольку он является основой для составления финансового прогноза;

    2) одностороннее прогнозирование. Это наиболее распространенная ошибка, о которой уже упоминалось. Нужно отметить, что ее процент в российских предприятиях гораздо выше, чем в зарубежных. Некоторые оправдывают это тем, что в России рынок уже, чем за рубежом, поэтому вариантов развития событий меньше. Это совсем не соответствует действительности. Количество вариантов развития (прогнозов) варьируется в зависимости не от объемов рынка, а от числа факторов, влияющих на развитие и деятельность предприятия. А факторов в российских условиях можно встретить гораздо больше, чем в зарубежных странах. Кроме того, пока не приходится говорить о четком стабильном финансовом положении страны в целом, что само по себе уже является сигналом к составлению многовариантных прогнозов.

    Но пока финансовые аналитики (в частности, российские) не считают нужным составление таких прогнозов. В лучшем случае прогнозы составляются по конкретному направлению с определенным набором показателей и параметров. Причем значения показателей, как правило, заранее понижаются относительно прогнозируемого уровня. Впоследствии при анализе показателей финансового состояния предприятия отмечается следующее: если значения находятся в рамках допустимых норм, то на этом анализ и заканчивается. Это может привести к тому, что аналитики своевременно не выявят отрицательных тенденций в финансовом положении, что снизит шансы на их преодоление.

    Количество альтернатив также зависит от сферы деятельности предприятия. Если оно находится в сильной зависимости от факторов внешней среды, которые постоянно меняются, то имеет смысл составить несколько вариантов прогноза, причем лучше краткосрочных. Прогнозирование на постоянной и долгосрочной основе подходит тем предприятиям, которые функционируют в относительно стабильных отраслях, таких как добыча полезных ископаемых, промышленность, связанная с ними, и т. д.;

    3) использование экстраполяции. Суть этого метода заключается в том, что зависимость между параметрами исследования устанавливается на основе данных прошлых периодов и переносится на будущие периоды. К примеру, если в прошлом прибыль предприятия ежемесячно увеличивалась на 7 %, то считается, что такое увеличение будет и в дальнейшем. Однако при этом совершенно не учитываются факторы рынка и внешней среды, что, естественно, обусловит недостоверный прогноз. Кроме того, в самой структуре предприятия могут произойти изменения, что уже не позволяет использовать значения прошлых периодов.

    Экстраполяцию можно рассматривать лишь как заготовочный материал для финансового прогнозирования и использовать для расчета динамики спроса и цен в сезонные периоды;

    4) использование моделей одного вида. Речь идет об использовании только математических моделей, что является нецелесообразным для составления финансового прогноза, так как при этом не учитывается экономический смысл, т. е. существует вероятность того, что без использования экономической интерпретации можно построить математическую зависимость, не связанную с различными факторами и условиями. Но ошибки подобного рода возможны в том случае, если составлением финансового прогноза занимается человек, не специализирующийся в этой области;

    5) игнорирование факторов. Зачастую аналитики не придают должного значения всем факторам и принижают или упрощают их влияние при расчетах. К примеру, при оценке будущих продаж учитываются спрос на рынке, продукция конкурентов и другое, но может совершенно не учитываться демографический фактор, который оказывает существенное влияние на спрос;

    6) психологическое выравнивание. В силу своих личных качеств некоторые руководители предпочитают не обращать внимания на предполагаемые угрозы или неблагоприятные результаты, т. е. здесь отмечается игнорирование факторов.

    4.3. Основы коммерческого прогнозирования

    В современных условиях предприятия получили большую степень свободы со стороны государства, но одновременно с этим выросла их ответственность за экономические и финансовые результаты деятельности. Предприятия осуществляют свою деятельность на основе финансового и коммерческого прогнозирования. В этой главе рассматривается коммерческое прогнозирование.

    Коммерческое прогнозирование включает в себя прогноз будущих рыночных возможностей предприятия. Сюда входят: будущее положение предприятия на рынке, состояние товара на рынке, оценка конкурентов и т. д.

    Коммерческое прогнозирование играет огромную роль в планировании и управлении деятельностью предприятия. Раньше в систему коммерческого прогнозирования входило лишь описание положения товара на рынке, сейчас это понятие гораздо шире. На основе исследования рынка и перспектив развития предприятия составляется план расходов предприятия, которые должны соответствовать прибыли.

    Задачи коммерческого прогнозирования:

    1) определение основных направлений внешней деятельности предприятия;

    2) определение ожидаемых объемов продаж конкурентов;

    3) исследование потребности в различных материалах и ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей;

    4) оценка эффективности имеющихся технологий для производства продукции;

    5) определение ожидаемой себестоимости разработки и производства продукции;

    6) определение оптимальной цены и ее способности обеспечивать необходимый уровень прибыли для предприятия;

    7) определение необходимой мощности предприятия для производства и разработки новых видов продукции;

    8) определение потребности в кадровых ресурсах в связи с определенными условиями (имеются в виду специалисты и профессионалы узкого профиля);

    9) определение инвестиционных возможностей для предприятия.

    Как видно из вышеперечисленных задач, коммерческое прогнозирование связано в основном с внешней деятельностью предприятия и внутренними направлениями, обеспечивающими стабильный уровень предприятия на рынке.

    Функции коммерческого прогнозирования.

    Основной функцией коммерческого прогнозирования можно назвать определение будущего состояния предприятия на рынке и в конкурентной среде, а также определение альтернативных путей достижения поставленных целей.

    Любой прогноз, в том числе и коммерческий, носит вероятностный характер, но вместе с тем обладает (при правильном построении) степенью достоверности. Прогнозирование позволяет выявить основные риски предприятия на рынке и разработать антикризисную систему. Конечно, все эти меры и способы будут носить больше подготовительный характер, однако без прогнозирования невозможно рассматривать появление нового товара или увеличение объемов производства старого. В соответствии с имеющимся прогнозом строится расходная политика предприятия, которая должна иметь четкие направления и обоснования.

    К функциям прогнозирования можно отнести и количественно-качественный анализ тенденций, и вероятностное изменение будущего развития предприятия с учетом уже имеющихся тенденций и целей. Если предприятие не намечает в своем развитии никаких изменений, требуется установить возможность таких изменений для своевременного принятия мер.

    Коммерческое прогнозирование также помогает оценить возможности и последствия активного воздействия на прогнозируемые процессы и явления. Однако следует отметить, что построение стратегии предприятия на основе действий в будущих периодах и конкретных ситуациях, которые предсказываются, но с небольшим процентом вероятности, нецелесообразно или нужно предполагать наличие нескольких альтернативных прогнозов для управления ситуациями.

    Так как коммерческий прогноз во многом связан с внешней средой бизнеса, то он оказывает существенное влияние и на внутреннюю среду, которая строится на процессах и действиях, направленных на основе взаимодействия с внешней средой на получение прибыли.

    Если говорить об антикризисном менеджменте, то здесь коммерческий прогноз также играет немаловажную роль. В современных условиях все большее значение приобретают такие факторы, как выживаемость, конкурентоустойчивость, успешность предприятия. Эти факторы во многом зависят от того, как организован и спланирован производственный процесс. Внутренняя структура предприятия должна отвечать внешней, причем необходимо, чтобы прогноз был спланирован таким образом, чтобы можно было организовать деятельность на среднесрочные и долгосрочные периоды без внесения существенных коррективов.

    Еще одна функция прогнозирования отражает настроение рынка в последние годы. Она связана с тем, что теперь прогнозирование используется не просто для предугадывания тех или иных событий и состояний на основе имеющихся закономерностей и систем показателей, но также для прогнозирования тех состояний и событий, которые никак не связаны с имеющимися тенденциями. К примеру, в развитии многих успешных предприятий сыграло немаловажную роль то, что они вовремя сумели уловить последние потребности рынка и общества и создать продукцию, отвечающую этим требованиям.

    Говоря о коммерческом прогнозировании, нужно упомянуть и о планировании. Прогнозирование и планирование – это не два альтернативных подхода к установлению перспектив предприятия, его экономического и потенциального развития, а две взаимодополняющие друг друга системы, которые являются основными составляющими стратегии предприятия. В принципе, прогнозирование проводится с целью дальнейшего планирования деятельности предприятия. К тому же план гораздо более детерминирован, нежели прогноз. Коммерческий прогноз охватывает почти всю сферу рынка, а план строится по какому-то одному направлению.

    Этапы коммерческого прогнозирования.

    Эти этапы характерны для любого прогноза с той лишь разницей, что в отдельных прогнозах учитываются индивидуальные направления среды прогнозирования.

    1. Формирование целей и задач прогнозирования. Как уже отмечалось, коммерческое прогнозирование охватывает достаточно большую зону. Поэтому необходимо выделить наиболее важные и приоритетные направления, по которым будет производиться прогнозирование. Стоит отметить, что многие аналитики придерживаются мнения о том, что поскольку все факторы рынка находятся во взаимосвязи, то прогноз для обеспечения его высокого уровня достоверности должен проводиться по всем направлениям. Однако это обязательно для среднесрочных и долгосрочных прогнозов. Что же касается краткосрочных прогнозов, то тут прогнозирование и исследование каких-то нескольких показателей могут оказаться вполне достаточными.

    2. Определение уровня прогнозирования. Если цели уже определены, к примеру повышение конкурентоспособности предприятия, то понятно, что в первую очередь происходит исследование конкурентной среды. Причем существует такая особенность: часто предприятия, располагающие достаточно большим объемом информации о предприятии-конкуренте, составляют прогноз его деятельности по интересующим направлениям. Это производится с целью выработки соответствующей политики поведения и функционирования. Но здесь существует опасность, связанная с построением ошибочного прогноза деятельности конкурента и соответственно неэффективной стратегии данного предприятия. Все зависит от качества и достоверности имеющейся информации.

    3. Определение системы показателей. Коммерческий прогноз сопоставим с финансовым по степени сложности и многоступенчатости. Наличие нескольких направлений обусловливает наличие большого количества показателей. В принципе, для прогнозирования берутся не все показатели, характеризующие данную сферу, а лишь наиболее важные и приоритетные для предприятия.

    4. Определение методов и способов исследования данных. Можно назвать три основных метода: метод экспертных оценок, метод экстраполяции метод моделирования.

    5. Анализ полученных данных и непосредственное построение прогноза.

    Многие специалисты проводят тесные параллели между финансовым и коммерческим прогнозированием в том плане, что там и там прогнозируется уровень прибыли и расходов. Однако сами виды прогнозов существенно различаются.

    Виды коммерческого прогноза.

    1. Прогноз положения товара на рынке. Это один из наиболее волнующих вопросов для предприятия, так как именно от этого зависит уровень прибыли. Положение товара характеризуется его позицией, оценкой, спросом, объемом продаж. Здесь происходит тесное перекликание с финансовым прогнозом в плане объема продаж. От результатов этого прогноза будет зависеть управленческая и производственная политика предприятия.

    2. Прогноз взаимоотношений с покупателями. Сюда входит предугадывание реакции потребителей на цену, изменения их интереса в зависимости от выстраивания дополнительных социально-экономических связей. Здесь прогнозируются также такие показатели:

    1) авансы – если с клиентом используется авансовый метод расчета, необходимо спрогнозировать объем авансовых сумм на начало и конец планового периода. Тогда в случае составления бюджета поступления денежных средств сокращаются на объем авансовых сумм, поступивших в начале периода, и увеличиваются на объем авансовых сумм, которые предполагается получить в конце периода;

    2) вероятность – необходима при наличии ограничения производственных мощностей. Если существует подобная ситуация, то необходимо разработать такую производственную программу, в которой будет предполагаться первоочередное производство наиболее конкурентоспособного продукта; 3) тип оплаты – предполагаемый тип, используемый для оплаты клиентом. Можно выделить несколько таких типов: денежные единицы, взаимозачет и вексельный способ. На практике встречаются комбинации типов оплаты: деньги-векселя и деньги-взаимозачеты.

    3. Прогноз взаимоотношений с поставщиками. Во-первых, определяются показатели, названные в предыдущем пункте. Кроме того, устанавливаются состав поставщиков и возможности успешного сотрудничества с ними.

    4. Прогноз производственных мощностей. Предназначен для определения максимальных возможностей предприятия по выпуску продукции в зависимости от мощностей используемого технического и другого оборудования, откорректированных с учетом планируемых простоев. В прогнозе указывается мощность каждого производственно-технического средства по суткам с начала планового периода, и затем по необходимости устанавливаются даты ее колебаний. Если с помощью оборудования производится несколько видов продукции, то они будут считаться конкурирующими, т. е. их производство не сможет осуществляться в одно и то же время. Мощность по этим продуктам указывается на максимально возможном уровне, без учета производства других видов продукции. При расчете мощность нужно перераспределить между конкурирующими продуктами на основании приоритетности потребностей.

    5. Прогноз затрат. Сюда относится определение общепроизводственных затрат (затрат на осуществление и обслуживание производственного процесса) и внепроизводственных затрат.

    6. Прогноз расходов. Предназначен для прогнозирования расходов, которые связаны с процессами коммерческой деятельности предприятия. Коммерческие расходы распределяют на себестоимость всех видов продукции пропорционально прибыли от каждого продукта.

    7. Прогноз нормируемых затрат. Предназначен для планирования нормируемых затрат для каждого вида продукции в целях определения производственной программы и расчета себестоимости продукции. При планировании нормируемых затрат нужно учитывать, что на разном оборудовании может производиться один и тот же вид продукции, имеющий несколько различных стадий производства в зависимости от типа оборудования или используемых компонентов. Отдельное внимание необходимо уделить величине производственного цикла товара, так как его производство должно быть обеспечено необходимыми ресурсами и материалами к началу производственного цикла или на какой-либо его стадии (определяется сроком обеспечения компонентом, который показывает, за какой период ранее даты отгрузки компонент должен быть отпущен в производство).

    8. Прогноз кредитов банков. Предназначен для прогнозирования возможности привлечения кредитных средств для приобретения ресурсов и погашения ранее взятых кредитов и задолженностей по обязательным платежам. Движение кредитных средств определяется на основе остатка непогашенного кредита, предполагаемого объема денежных поступлений и выплаты кредита. Также для этого используется планируемая процентная ставка по кредитам и займам. Проценты по кредитам принято относить на финансовый результат деятельности и сокращать налогооблагаемую базу для налога на прибыль.

    9. Прогноз доходов от внепроизводственной деятельности. Используется для планирования доходов от участия в различных процессах других предприятий, доходов от действий с ценными бумагами, от различных других финансовых вложений. Данные предназначены для расчета доходов предприятия и поступления денежных средств.

    10. Прогноз эффективности конкурентной стратегии. Как правило, новая стратегия строится с учетом недостатков прошлой и требований современных условий. Однако даже при правильном построении прогноз может не сбыться. Это связано с тем, что конкурентная борьба относится к рыночным процессам с высокой степенью неопределенности и предугадать развитие событий действительно сложно.

    4.4. Основы бюджетирования

    Если говорить в общем, то бюджет – это сбалансированная система доходов и расходов, составленная в денежном выражении на определенный период.

    Система бюджетирования – это организационно-экономическая система, представленная рядом специальных составляющих, введенных в систему управления предприятием. Наиболее важными из них являются:

    1) использование особых носителей информации, связанной с управленческой системой – бюджетов;

    2) присвоение различным структурным подразделениям статуса бизнес-единиц;

    3) высокий уровень децентрализации управления предприятием.

    Обычно под бюджетом понимался финансовый план, имеющий форму балансовой таблицы, в которой приход согласован с расходом. Однако в системе бюджетирования предприятия эта категория приобрела более широкий смысл. Часто под бюджетом понимается какой-либо документ, в котором отражены различные аспекты деятельности предприятия, направленной на достижение поставленных целей. Можно сказать, что бюджет определяет само направление деятельности. Основной идеей системы бюджетирования является сочетание приемов централизованного управления самим предприятием и децентрализации управления его структурными подразделениями.

    Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит).

    Доходы бюджета – денежные средства, поступающие на предприятие от предусмотренных заранее источников. Различают закрепленные и регулирующие доходы. Закрепленные доходы – это те средства, которые в полном объеме поступают в бюджет. Регулирующие доходы – это доходы, которые передаются одним бюджетом другому. Они могут иметь следующие формы:

    1) дотация – средства, передаваемые подразделениями для устранения дефицита;

    2) субвенция – средства, идущие посредством передачи на осуществление вполне конкретных целевых расходов;

    3) субсидия – средства, которые передаются исключительно на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Расходы бюджета – это все денежные средства, которые направляются на финансирование процессов выполнения задач и функций субъекта управления, а также на достижение предусмотренных в рамках бюджета целей.

    Дефицит бюджета – это такое его состояние, когда расходы превышают его доходы. Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

    Основными функциями системы бюджетирования являются:

    1) планирование деятельности предприятия с целью достижения целей социально-экономической системы. Эта функция обеспечивается в результате формирования общего бюджета предприятия, в котором отражены производственные, финансовые и инвестиционные процессы его функционирования и деятельности. Следует отметить, что основные цели разрабатываются в процессе подготовки программ развития, а сам процесс разработки бюджета представляет собой механизм уточнения указанных программ.

    Реализация этой функции позволяет не только оценить возможности предприятия по достижению программных целей, но и произвести прогнозный анализ деятельности и будущего финансового положения предприятия;

    2) координация процессов деятельности предприятия и функционирования отдельных отделов и подразделений;

    3) мониторинг исполнения бюджетов и процессов обеспечения их деятельности. Эта функция позволяет выявлять отклонения от плановых показателей и оценивать их влияние на целевые показатели;

    4) мотивация. Эта функция осуществляется посредством сбора информации о роли структурных подразделений и отделов, (положительном или отрицательном) выполнении программ предприятием. Кроме того, необходимо увеличение материальной заинтересованности сотрудников и рабочих предприятия.

    Основные принципы системы бюджетирования предприятия:

    1) единство бюджетной системы – выражается взаимосвязанностью всех бюджетов независимо от их видов и уровней, а также через единство бюджетной документации, нормативной базы, стимулов и методологии при использовании расчетов распределения бюджетных средств;

    2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – заключается в частичном или полном закреплении соответствующих видов прибыли и действий по распределению расходов за определенными лицами, входящими в управленческую систему;

    3) сбалансированность бюджета – заключается в установлении соответствий между доходами бюджета, а также поступлениями средств от источников финансирования и объемами предусмотренных статей расходов;

    4) самостоятельность бюджетов – этот принцип означает:

    а) у предприятия есть собственные источники доходов бюджетов управленческих единиц, определяемых в соответствии с методами и способами составления бюджета предприятия;

    б) право отдельных управленческих единиц самостоятельно осуществлять различные операции, входящие в бюджетный процесс;

    в) недопустимость компенсации потерь в доходах за счет других бюджетов и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджета;

    5) полнота отражения доходов и расходов бюджетов – этот принцип определяет предыдущий – сбалансированность бюджета. Для эффективного управления и распределения денежных средств необходимо вести строгий учет всех финансово-денежных операций;

    6) общее покрытие расходов бюджетов – этот принцип заключается в том, что бюджетные расходы отдельных подразделений не должны превышать общего дохода предприятия, т. е. они должны покрываться доходами предприятия;

    7) эффективность и экономность использования бюджетных средств – этот принцип объясняет необходимость достижения поставленных целей с использованием оптимального варианта исходя из определенного бюджетом объема средств;

    8) достоверность бюджета – для осуществления этого принципа необходима достоверность расчетов предполагаемых расходов и доходов бюджета. Здесь учитывается надежность используемых показателей прогноза состояния предприятия в целом и отдельных его подразделений.

    Типы бюджетов предприятия.

    Бюджетная система предприятия – это совокупность бюджетов, основанная на производственно-экономическом взаимодействии и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренним законодательством.

    1. По временному графику выделяют бюджеты:

    1) оперативный;

    2) текущий;

    3) стратегический.

    На практике чаще всего целесообразнее применять все виды бюджета, определяемые по временному признаку.

    2. По отношению к уровню интеграции управленческой информации:

    1) бюджет центра первичного учета;

    2) консолидированный бюджет.

    3. По этапу бюджетного процесса:

    1) плановый бюджет;

    2) фактический (исполненный) бюджет;

    3) непрерывный бюджет – получил в последнее время особенно широкое распространение. Заключается в том, что после окончания определенного временного интервала (месяца, квартала) составляется новый бюджет. Тем самым обеспечивается непрерывность планирования бюджета.

    4. По номенклатуре:

    1) функциональный – разрабатывается по одному или нескольким направлениям;

    2) комплексный – разрабатывается с использованием широкой системы направлений.

    Операционный и финансовый бюджет. Общий бюджет.

    Общий бюджет – это совокупная система всех денежных поступлений и расходов предприятия. Общий бюджет состоит из двух бюджетов: операционного и финансового.

    Операционный бюджет используется для планирования будущих доходов и расходов предприятия от текущих операций. Этот бюджет включает в себя следующие бюджеты:

    1) бюджет производства;

    2) бюджет продаж;

    3) бюджет расходов на основные материалы;

    4) бюджет общепроизводственных затрат;

    5) бюджет оплаты труда;

    6) бюджет коммерческих расходов.

    Для составления бюджета необходимы прогнозы:

    1) прогноз изменения цен. Для его составления нужно отметить все цены по основным статьям бюджета и дать прогноз динамики этих цен. Это необходимо для определения ценовой политики предприятия;

    2) прогноз инфляции. Как известно, инфляция оказывает сильное влияние на результаты финансовой деятельности предприятия. Поэтому при разработке бюджета необходимо отразить реальную стоимость активов и денежных потоков предприятия. Кроме того, нужно спрогнозировать возможные потери предприятия, связанные с влиянием инфляции;

    3) прогноз реализации. Для формирования бюджета большое значение имеют направленность коммерческой деятельности и структура предприятия, положение предприятия на рынке и т. д.;

    4) прогноз запасов и незавершенного производства. Это необходимо для обеспечения стабильного производственного процесса;

    5) прогноз производственной мощности предприятия. Здесь определяются возможности предприятия по выпуску продукции в зависимости от мощности технического потенциала.

    Финансовый бюджет – предназначен для отражения величины и структуры доходов и расходов предприятия. В него входят бюджет основных денежных средств и инвестиционный бюджет.

    Инвестиционный бюджет является отражением выбытия и обновления основных средств предприятия. Здесь происходит планирование затрат, приобретения и замены имеющегося оборудования. Инвестиционные бюджеты также используются при составлении краткосрочных и долгосрочных программ по развитию предприятия.

    Таким образом общий бюджет – это сложная система, включающая в себя множество подсистем. Понятно, что составление общего бюджета – это многоступенчатый и довольно сложный процесс, который включает в себя:

    1) составление прогноза и определение бюджета реализации (продаж). Бюджет реализации для любого предприятия является исходной точкой, от его качественной разработки зависит эффективность всего бюджетного планирования. На этом же этапе составляется график поступления денежных средств;

    2) определение бюджета производства. Здесь определяется количество продукции, которую нужно произвести для получения необходимой прибыли. Объем производства определяется по всем видам продукции на бюджетный период. Кроме того, существуют предприятия, занимающиеся производством продукции, длительность которого может выходить за рамки бюджетного периода. В подобных случаях величина выпуска такой продукции может быть приравненной к нулю, а затраты – отнесенными к незавершенному производству;

    3) определение бюджета затрат на основные материалы. Он составляется на основе расчета потребности предприятия в основных материалах для обеспечения планового выпуска продукции, а также на основе производственного плана;

    4) определение бюджета оплаты труда. Оно осуществляется на основе объема планового выпуска продукции, нормирования трудовых затрат и производительности труда. Этот бюджет определяет требуемое рабочее время;

    5) определение бюджета общепроизводственных затрат. Для его составления требуется большой объем аналитической работы, так как состав производственных затрат достаточно велик;

    6) определение себестоимости продукции. Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в производственном процессе ресурсов и затрат на производство и реализацию продукции;

    7) определение бюджета коммерческих расходов. Этот бюджет представляет собой план текущих операций, расходы на которые не входят непосредственно в расходы, связанные с производством и реализацией продукции;

    8) расчет инвестиционных потребностей предприятия;

    9) составление отчета о движении денежных средств;

    10) составление прогнозного баланса.

    Основными бюджетными документами являются следующие:

    1) бухгалтерский баланс;

    2) отчет о прибылях и убытках;

    3) отчет о движении денежных средств;

    4) бюджет операционной деятельности предприятия.

    Реализация системы бюджетирования.

    Система управления бюджетом предприятия включает в себя следующие необходимые части:

    1) экономическую;

    2) организационную;

    3) информационную;

    4) компьютерную.

    Экономическая часть системы представлена хозяйственной системой, которая действует на уровне предприятия. Эта система предполагает следующее применение специальных методов распределения полученного дохода и формирования затрат:

    1) закрепление за подразделениями предприятия определенного имущества, предоставление им права управлять этим имуществом, а также доходами и расходами;

    2) использование методов экономического стимулирования.

    Разработка бюджета требует значительных объемов нормативной информации. С целью ее получения проводится довольно сложная аналитическая работа. При ее осуществлении необходима подробная инвентаризация доходов и затрат предприятия. Выявляются резервы и потери.

    Организационное обеспечение состоит из модификации организационной структуры управления предприятием и изменения его документооборота. При этом, как правило, радикального изменения существующей организационной структуры не требуется. В этой области минимальные требования сводятся к следующему:

    1) каждому подразделению присваивается статус: «центр дохода», «центр прибыли», «центр затрат» и т. п.;

    2) создается подразделение, эксплуатирующее систему управления бюджетом (расчетно-финансовый центр, казначейство и т. п.);

    3) руководитель этого подразделения наделяется полномочиями заместителя директора предприятия;

    4) схема документооборота предприятия изменяется следующим образом:

    а) вводятся новые документы (планы доходов и затрат), которые являются обязательными;

    б) все виды фактических затрат предприятия перед их исполнением сверяются с бюджетом.

    Компьютерная часть обеспечения включает:

    1) персональные компьютеры;

    2) универсальную программную среду (использование пакета Microsoft Office);

    3) специализированный комплекс программ, осуществляющих составление и реализацию бюджетных документов.

    Однако опыт внедрения подобных систем показал – для каждого предприятия требуется конкретная настройка системы. Она сводится к учету специфики предприятия в области организации планирования, анализа и т. д. Процесс произведения такой настройки достаточно сложен. Ее стоимость может быть гораздо выше предполагаемых затрат на установку универсальных программ. Именно поэтому в дополнение к настройке универсального комплекса программ приходится разрабатывать индивидуальную систему, применимую только для одного конкретного предприятия.

    Как неоднократно отмечалось, система бюджетирования осуществляет все функции системы управления предприятием, в том числе и учетную. Если рассматривать системы бюджетирования с точки зрения бухгалтерского учета, то можно выделить автономный и адаптированный варианты.

    Адаптированный вариант базируется на использовании учетной бухгалтерской информации. Автономный вариант предполагает создание собственной, независимой от бухгалтерии системы учета.

    Каждый из этих вариантов имеет определенные достоинства и недостатки.

    Адаптированный вариант опирается на отлаженные информационные бухгалтерские потоки. Он не подвержен дублированию учетной информации, поэтому является более дешевым по сравнению с автономным. Особенно выгодно использование адаптированного варианта в том случае, когда на предприятии хорошо развита система аналитического учета. Следует отметить, что такой учет иногда сопоставляют с бюджетированием.

    Однако существенной проблемой здесь является планирование бюджетов. Нужно помнить, что принцип сопоставимости учетной и плановой информации является одним из главных в системе управления бюджетом. Поэтому необходимо, чтобы в адаптированном варианте планирование имело бухгалтерский характер. Другими словами, если учет производится в системе бухгалтерских счетов, то планирование должно производиться таким же образом. Однако при этом характерно возникновение некоторых сложных методических проблем. Чем выше уровень аналитического учета, тем сложнее планирование.

    Автономный вариант использует собственную систему учета. Здесь приходится сталкиваться с таким явлением, как дублирование информации. Как следствие, растут управленческие расходы. Но несмотря на все это, система бюджетирования все равно более проста в разработке и использовании из-за применения упрощенных алгоритмов планирования и учета.

    Целесообразным является использование автономного варианта и в такой ситуации, когда система бухгалтерского учета предприятия испытывает затруднения. Это объясняется несколькими причинами. Прежде всего система бюджетирования не может использовать неточные бухгалтерские данные. Во-вторых, восстановление должного уровня работы бухгалтерии может занять довольно продолжительное время, поэтому в целях экономии времени предпочтительнее оказывается внедрение дублирующей учетной системы. В-третьих, использование методов материальной заинтересованности, реализуемых системой бюджетирования, оказывается гораздо более простым способом урегулирования и координации деятельности бухгалтерии.

    Для современных российских условий следующая стратегия по внедрению средств системы управления на основе бюджетов является более целесообразной:

    1) вначале внедряется менее совершенный, но более простой и дешевый автономный вариант;

    2) после того как он будет освоен предприятием и система бюджетирования станет более или менее привычной, можно уже вводить адаптированный вариант системы, который включает в себя высокоэффективные способы учета.

    Объектами планирования, учета и анализа являются имущество предприятия и источники его финансирования, движение денежных средств, доходы, затраты и операционная деятельность.

    При разработке бюджетов необходимо обеспечить такой уровень, при котором будет достигнуто полное соответствие целей и планов деятельности, доходов и затрат, движения денежных средств и имеющегося имущества предприятия. Планы предприятия должны не просто разрабатываться, но еще и доводиться до подразделений. При этом нужно обеспечить взаимосвязь текущих планов и планов на среднесрочные периоды. План производства должен подкрепляться наличием необходимых материалов и ресурсов, а последние – финансами.

    Система бюджетирования предполагает воссоздание, помимо финансового, еще и производственного планирования материально-технического и кадрового обеспечения.

    Учетный и аналитический блоки системы должны полностью сопрягаться с плановым. Составы учетной и плановой информации должны быть полностью одинаковыми.

    Анализ должен сопоставлять плановую и отчетную информацию и выявлять причины отклонений.

    Обязательными положениями являются рациональное использование руководством и управлением данных различных аналитических исследований и разработка на основе этих данных программ и методов регулирования деятельности предприятия.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх