• 4.1. ЦЕЛИ АУДИТА
  • 4.2. АУДИТ ПРАВИЛЬНОСТИ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  • 4.3. АУДИТ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
  • 4.4. АУДИТ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  • 4.5. АУДИТ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  • 4.6. АУДИТ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  • 4.7. АУДИТ УЧЕТА ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  • 4.8. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  • ТЕСТЫ
  • Глава 4

    АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    4.1. ЦЕЛИ АУДИТА

    Аудит основных средств – важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита операций с основными средствами определяется достоверностью оценки имущественного состояния.

    Целью аудита является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

    Программа аудиторской проверки может включать в себя следующие этапы:

    • проверку правильности постановки на учет;

    • оценку наличия основных средств и эффективности их сохранности;

    • оценку состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

    • проверку соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;

    • проверку правильности начисления амортизации;

    • проверку результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;

    • проверку действующего порядка учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

    • проверку учета капитальных вложений;

    • проверку обоснованности произведенных затрат на ремонт основных средств и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

    • оценку эффективности использования основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.

    В ходе аудита сохранности, учета и использования основных средств независимый аудитор проверяет:

    • наличие эффективного контроля за наличием и сохранностью основных средств;

    • правильность отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

    • правильность оценки основных средств в учете;

    • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

    • правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

    • правильность и эффективность использования основных средств;

    • правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

    С учетом поставленных задач аудитор проверяет:

    • меры по обеспечению сохранности основных средств на хозяйствующем субъекте; наличие приказа руководителя предприятия о материально ответственных лицах, отвечающих за сохранность инвентарных объектов основных средств; наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиями Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, утвержденного Верховным Советом СССР 13 июля 1976 г. (применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ);

    • соответствие должностей материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

    • условия, созданные материально ответственным лицам, для обеспечения сохранности материальных ценностей. Наличие специальных помещений для хранения, например несгораемых шкафов, сейфов и т.п.;

    • наличие пожарно-охранной сигнализации в соответствующих помещениях;

    • организацию и порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;

    • наличие приказа руководителя о постоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности материальных ценностей;

    • наличие актов инвентаризации и выборочных проверок сохранности основных средств. В случае выявления фактов хищений, безответственности и халатности в ходе проводимых инвентаризаций и выборочных проверок – наличие мер воздействия к виновным.

    Внутрихозяйственный риск при аудите операций с основными средствами зависит, во-первых, от стадии жизненного цикла аудируемой организации. Если обновление основных средств происходит активно, то необходимо прежде всего проверить своевременность их постановки на учет, начала начисления амортизации, полноту оценки. Если основные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операций по их ремонту и своевременному списанию, контроля за полнотой начисления амортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, если проводилась переоценка основных фондов, менялась их классификация или принималась большая масса основных средств в форме взноса в уставный капитал, безвозмездно и т.п.

    В соответствии с Законом об аудиторской деятельности в РФ аудитор имеет право проводить выборочную или сплошную проверку фактического наличия материальных ценностей. В ходе такой проверки, как правило, устанавливается также наличие инвентарных номеров на инвентарные объекты основных средств.

    4.2. АУДИТ ПРАВИЛЬНОСТИ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    Для проведения независимой аудиторской проверки блока учета инвентарных объектов основных средств аудитору необходима инвентаризационная опись объектов на дату проведения аудита. В инвентаризационную опись должны быть включены объекты основных средств, находящиеся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средств должна включать наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.

    По принадлежности объекты основных средств подразделяются на собственные и арендованные.

    По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации) основные средства.

    По назначению различают производственные и непроизводственные основные средства. В составе производственных основных средств выделяют их активную часть – машины, оборудование, транспортные средства. К непроизводственным относятся основные средства, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива.

    В ходе аудиторской проверки состава, структуры и стоимости основных средств аудитору необходима информация о переоценке объектов основных средств, а также сведения об арендованных и собственных объектах.

    Аудитор проверяет первичные бухгалтерские документы, отражающие поступление основных средств: коммерческие (хозяйственные) договоры, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств – и определяет правильность отнесения приобретенного имущества к основным средствам. Аудитор должен проверить единовременное выполнение следующих условий использования основных средств:

    • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

    • использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    • организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

    • указанные основные средства способны приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    Аудитор проверяет правильность разделения основных средств по следующим направлениям:

    • по классификации, так как неправильное разделение основных средств может привести к неправильному начислению амортизации и как конечный результат – к неправильному отражению затрат в себестоимости продукции (работ, услуг);

    • по принадлежности, так как неправильное разделение основных средств может привести к неправильным расчетам арендной платы или начислению амортизации;

    • по характеру участия в производстве, так как неправильное разделение основных средств может привести к неправильному начислению амортизации (на основные средства, находящиеся на консервации, амортизация не начисляется);

    • по назначению, так как неправильное разделение основных средств может привести к неправильному начислению амортизации (на активную часть производственных основных средств может начисляться ускоренная амортизация). Кроме того, неправильные классификация основных средств и разделение их по назначению и классам могут привести к неправильному отражению в учете результатов переоценки.

    Проверка этого аспекта имеет особое значение в настоящее время, поскольку с введением в действие главы 25 Налогового кодекса предприятия провели переклассификацию основных средств для начисления амортизации и должны вести особый учет износа и амортизационных отчислений по объектам, полученным безвозмездно или за счет бюджетного финансирования, поскольку эти объекты не учитываются при определении издержек производства. Все это повышает значимость проверки правильности постановки на учет основных средств с указанием всех отмеченных выше реквизитов.

    Особое внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения предметов к основным средствам.

    4.3. АУДИТ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

    Проверка правильности оценки инвентарных объектов основных средств занимает в аудиторской проверке особое место, так как от правильной оценки основных средств в конечном итоге зависит:

    • достоверность отражения финансовых результатов;

    • правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество (стоимость основных средств является одним из источников начисления налога на имущество);

    • достоверность составления бухгалтерской отчетности по основным средствам.

    На основании первичных бухгалтерских документов по приходу инвентарных объектов основных средств аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств.

    Первоначальная стоимость по объектам, изготовленным на самом предприятии, а также приобретенным за плату у других предприятий и лиц, определяется исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, к которым относятся:

    • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ);

    • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

    • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные с приобретением основных средств;

    • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

    • таможенные пошлины;

    • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

    • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

    • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

    В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.

    Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств:

    • по объектам, внесенным учредителями в счет их вкладов в уставный капитал по договоренности сторон;

    • по объектам, полученным от других предприятий и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа экспертным путем или по данным документов приемки-передачи.

    Основные средства, бывшие в эксплуатации и приобретенные за плату, принимаются на учет по покупной стоимости с добавлением расходов на доставку и установку, а также сумм износа по этим объектам, указанным в документах на куплю-продажу.

    Если основные средства приобретены с рассрочкой платежа или в кредит, то в первоначальную стоимость включается и сумма процентов, уплачиваемых поставщику или банку. В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных по импорту, входят уплачиваемые предприятием таможенные сборы за оформление груза.

    В случаях, предусмотренных законодательством, в первоначальную стоимость объектов основных средств включают налог на добавленную стоимость.

    Первоначальная стоимость выявляется в момент ввода объекта в эксплуатацию и остается неизменной в течение всего срока нахождения основных средств на предприятии, за исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядке долгосрочных инвестиций, реконструкции и частичной ликвидации объектов, а также переоценки объекта основных средств в установленном порядке.

    С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения периодически по решению правительственных органов производится переоценка основных средств и определяется их восстановительная стоимость.

    Восстановительная стоимость определяется при оценке основных средств и характеризует стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях места и времени.

    В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

    Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

    При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на наличие на предприятии:

    • комиссии по приемке объектов основных средств и оформлению соответствующих результатов;

    • договоров на поступление объектов основных средств с указанием стоимости объекта;

    • протоколов договорной цены как неотъемлемой части соответствующих договоров, позволяющих передавать право собственности на объект основных средств.

    Кроме того, аудитор должен установить:

    • соответствие первоначальной стоимости объектов основных средств в актах приемки-передачи основных средств стоимости, указанной в соответствующих договорах;

    • правильность и целесообразность произведенной переоценки основных средств;

    • правильность отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, модернизации и реконструкции или частичной ликвидации объектов;

    • правильность проведения переоценки основных средств и отражения в учете ее результатов, а также правильность определения балансовой стоимости применительно к рыночным ценам на момент проведения переоценки.

    4.4. АУДИТ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО ДВИЖЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    Учет движения основных средств на предприятии должен оформляться документами унифицированных форм.

    В ходе аудиторской проверки особое внимание обращается на источники поступления объектов основных средств. В зависимости от источника поступления в бухгалтерском учете предприятия должен быть набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Так, например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень, где указана первоначальная стоимость, износ и цена соглашения, по которым их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно на эти объекты основных средств передается вся техническая документация.

    При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств обязательно дается расшифровка предметов, входящих в комплект.

    При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.

    Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств аудитор уделяет объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.

    При выбытии объектов основных средств особое внимание аудитор уделяет формам выбытия, так как в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются.

    Например, при продаже объектов основных средств устанавливается рыночная стоимость, которая, как правило, не должна быть ниже балансовой стоимости.

    При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39 и 149 НК РФ. При этом плательщиком НДС является передающая сторона.

    Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.

    Если в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

    Особое внимание аудитор должен уделить правильности списания и оприходования в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств.

    4.5. АУДИТ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    В ходе аудиторской проверки арендованного имущества аудитор обращает внимание на форму и вид аренды. Известно, что в зависимости от условий предоставления различают текущую и долгосрочную аренду.

    Аудитор тщательно проверяет наличие договоров аренды и правильность оформления условий договоров в зависимости от формы и вида аренды. Особое внимание при этом уделяется порядку расчетов и структуре арендных платежей, а также распределению обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора.

    В арендный период права и обязанности собственника, как правило, остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом. При текущей аренде имущество подлежит возврату арендодателю.

    Аудитор проверяет, ведется ли учет арендованных основных средств при текущей аренде на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, обозначенной в договоре аренды.

    Долгосрочно арендуемые основные средства – это инвентарные объекты, по которым в соответствии с условиями договора аренды предусмотрен переход объектов в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договорной цены.

    В ходе аудита арендованных основных средств проверяется наличие договоров аренды и приемо-сдаточных актов.

    4.6. АУДИТ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 или Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1.

    Значительную сложность в аудите начисления амортизации внесло разрешение, которое позволило предприятию выбрать один из четырех методов амортизации, предложенных в ПБУ 6/01, и положение о выборе метода амортизации, разрешенного для целей налогообложения в главе 25 Налогового кодекса (амортизация линейная; ускоренная с коэффициентом 2; при использовании в агрессивной среде или полученная по лизингу с коэффициентом 3). Аудитор должен оценить целесообразность, законность применения выбранного метода начисления амортизации и правильность его применения.

    Аудитору необходимо проверить правильность применения норм амортизации к конкретным объектам основных средств.

    Амортизация, начисленная по установленным нормам, включается в издержки производства (себестоимость) предприятия. Если предприятие сдает отдельные объекты основных средств в текущую аренду, то в зависимости от признания доходов от аренды основным или операционным доходом начисленная по сданным в аренду основным средствам амортизация должна включаться либо в себестоимость, либо в состав операционных расходов (дебет счета 91, кредит счета 02).

    Аудитор проверяет правильность начисления износа основных средств в течение нормативного срока службы (эксплуатации) объектов основных средств или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью включается в издержки производства (себестоимость), после чего начисления прекращаются.

    Аудитор проверяет правильность и целесообразность применения аудируемым предприятием ускоренного метода начисления износа активной части основных средств. Начисление износа по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим – прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

    По полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).

    Во время проведения реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной остановкой, при переводе основных средств в установленном порядке на консервацию износ не начисляется. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

    Износ по объектам основных средств, не оконченным строительством (не оформленным актами приемки), но фактически эксплуатируемым, начисляется в общем порядке. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов (их частей) по данным учета капвложений (на счете 08). При оформлении актами о вводе в действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств ранее начисленную сумму уточняют.

    4.7. АУДИТ УЧЕТА ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    При аудите целесообразности и законности отражения в учете затрат на ремонт объектов основных средств аудитор должен проверить наличие следующих первичных документов, подтверждающих достоверность ремонта:

    • дефектной ведомости;

    • актов технического осмотра;

    • плана ремонтных работ;

    • плановой и фактической сметы;

    • актов приема-сдачи работ;

    • договоров подряда.

    В тех случаях, когда объемы затрат на капитальный ремонт значительны, аудитору целесообразно проводить встречные проверки с получением письменных разъяснений от ответственных лиц, подрядчиков и субподрядчиков.

    При аудите затрат на ремонт объектов основных средств большое внимание уделяется источникам финансирования затрат.

    При проверке необходимо обратить внимание на методологию учета затрат на ремонт основных средств, принятую и нашедшую отражение в приказе руководителя «Учетная политика».

    Если в приказе по учетной политике заложено формирование ремонтного фонда, то предприятие для финансирования ремонта основных средств в течение ряда лет ежемесячно начисляет в этот фонд необходимые суммы в соответствии с нормативом, утвержденным самостоятельно. Аудитор проверяет правильность ежемесячных начислений и их отражение в издержках производства по дебету счетов 20, 23, 25, 26 в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов». В этом случае фактические затраты предприятия на ремонт основных средств по мере завершения ремонта подлежат отнесению на уменьшение ремонтного фонда (дебет счета 96, кредит счетов 23, 60).

    Если ремонтный фонд окажется недостаточным для покрытия фактических затрат, то разницу переносят на расходы будущих периодов с кредита счетов 23, 60 в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов». Аудитор обязан проверить дальнейшее списание образовавшихся разниц по мере накопления средств в ремонтном фонде предприятия.

    Согласно нормативным требованиям предприятия также имеют право создавать резерв на ремонт основных средств в таком же порядке, как и ремонтный фонд.

    Аудитору следует помнить, что при создании на предприятии ремонтного фонда остатки средств по счету 96 не закрываются, а переходят на следующий год. Остатки созданного резерва на ремонт основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются и присоединяются к прибыли (дебет счета 96 и кредит счета 91).

    На предприятиях, которые не создают ремонтный фонд, аудитор проверяет обоснованность отнесения фактических затрат, связанных с проведением ремонта, на издержки производства (себестоимость).

    4.8. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    В ряде случаев аудиторская проверка включает оценку эффективности использования объектов основных средств. Задачи аудита эффективности использования основных средств могут быть самыми различными:

    • определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными средствами;

    • сравнительный анализ уровней использования основных средств различными структурными подразделениями, выпускающими одноименную продукцию или оказывающими одноименные виды услуг;

    • анализ и оценка эффективности использования производственных мощностей оборудования или предприятия в целом;

    • оценка влияния использования объектов основных средств на увеличение объема производства, работ, услуг.

    При анализе эффективности необходимо выявить:

    • целесообразность доходного использования основных средств;

    • пропорциональность основных средств;

    • реальную загруженность основных средств;

    • возможность роста объема производства без дополнительных инвестиций;

    • объективную необходимость и объекты приложения инвестиций.

    Для оценки эффективности использования объектов основных средств применяется система показателей, среди которых особое место занимают показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, рентабельности и удельного веса затрат на один рубль стоимости основных средств. При этом рассчитываются как общие, так и частные показатели по отдельным структурным подразделениям или группам основных средств.

    В зависимости от целей и задач аудиторской проверки вышеназванная система показателей дополняется целым рядом других абсолютных и относительных показателей, позволяющих оценить эффективность использования объектов основных средств, например коэффициентами обновления, износа, годности и движения основных средств: выбытия по направлениям и поступления по источникам.

    Задание по анализу эффективности основных средств является дополнительным и специально оговаривается в предмете договора.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Цели и задачи аудита основных средств.

    2. Тестирование средств внутреннего контроля операций с основными средствами.

    3. Источники информации при аудите основных фондов.

    4. Аудит правильности классификации основных средств.

    5. Аудит правильности формирования стоимости основных средств.

    6. Аудит начисления амортизации.

    7. Инвентаризация основных средств.

    8. Аудит операций по переоценке основных средств.

    9. Аудит затрат на ремонт.

    10. Аудит операций списания основных средств.

    11. Оценка эффективности использования основных средств.

    ТЕСТЫ

    1. Фактическими затратами на приобретение оборудования, предназначенного для выпуска продукции, признаются:

    а) суммы, уплаченные поставщику, включая возмещаемые суммы налога на добавленную стоимость;

    б) заработная плата работников отдела материально-технического снабжения;

    в) расходы на доставку оборудования;

    г) суммы уплаченного поставщику возмещаемого налога на добавленную стоимость;

    д) комиссионное вознаграждение организации, которая являлась посредником при приобретении основных средств.

    2. Классификация приобретения комплекта какого-либо имущества, например набора инструментов, как единого основного средства:

    а) не допускается;

    б) допускается только в случае, если все предметы комплекта имеют одинаковый срок полезной службы;

    в) допускается с указанием перечня предметов, входящих в комплект, в инвентарной карточке учета основных средств.

    3. Стоимость объекта основных средств, приобретенного за иностранную валюту, определяется путем пересчета его стоимости в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка России на дату:

    а) оплаты стоимости поставщику;

    б) пересечения границы РФ;

    в) перехода права собственности к покупателю;

    г) ввода в эксплуатацию.

    4. При безвозмездной передаче основных средств их стоимость облагается налогом на добавленную стоимость:

    а) в любом случае;

    б) кроме случаев, перечисленных в главе 25 Налогового кодекса РФ;

    в) кроме случаев, перечисленных в ст. 39 и 149 Налогового кодекса РФ.

    5. Определение непригодности объектов основных средств организации к дальнейшей эксплуатации является функцией:

    а) главного бухгалтера;

    б) главного инженера;

    в) главного механика;

    г) специально созданной комиссии.

    6. Учет арендованных основных средств на счете 001 «Арендованные основные средства» должен быть организован по следующей стоимости:

    а) первоначальной стоимости, определенной собственником;

    б) первоначальной или восстановительной стоимости, определенной собственником;

    в) указанной в договоре аренды.

    7. Организация имеет право переоценивать основные средства один раз в год:

    а) на 1 января отчетного года;

    б) на любую дату;

    в) на 31 декабря отчетного года.

    8. Амортизация по основным средствам для целей бухгалтерского учета начисляется по нормам, утвержденным:

    а) специально созданной в организации комиссией;

    б) Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072;

    в) Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1;

    г) главой 25 Налогового кодекса РФ.

    9. Амортизация основных средств, сданных в аренду, отражается по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета:

    а) учета затрат по основным видам деятельности;

    б) операционных расходов;

    в) внереализационных расходов;

    г) чрезвычайных расходов.

    10. В случае если учетной политикой организации предусмотрено создание ремонтного фонда, ежемесячные отчисления в этот фонд отражаются по дебету счетов учета затрат и кредиту счета:

    а) 82 «Резервный капитал»;

    б) 96 «Резервы предстоящих расходов»;

    в) 97 «Расходы предстоящих платежей».




    Много другого видео доступно в первоисточнике.




    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх