• 14.1. ЦЕЛИ АУДИТА
  • 14.2. АУДИТ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ
  • 14.3. АУДИТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАЦИОННЫХ И ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ
  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  • ТЕСТЫ
  • Глава 14

    АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    14.1. ЦЕЛИ АУДИТА

    Цель аудиторской проверки финансовых результатов – установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков, а также законности распределения и использования чистой прибыли.

    В ходе проверки правильности формирования финансового результата и использования прибыли аудитор решает следующие задачи:

    • устанавливает правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    • анализирует правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов от внереализационных операций;

    • выясняет правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

    Результаты проверки правильности определения прибыли от реализации в значительной мере зависят от качества проведения контрольных процедур на предыдущих стадиях аудита, в частности на этапах аудита затрат и реализации продукции, основных средств и другого имущества, аудита расчетных операций.

    Правильное исчисление выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, выручки и расходов, связанных с реализацией другого имущества, объективно предопределяет точный подсчет финансового результата по этим операциям.

    14.2. АУДИТ ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ

    Аудит реализации готовой продукции завершается проверкой правильности исчисления прибыли, которая формируется как прибыль от продажи продукции (работ, услуг).

    Прибыль от продажи продукции – это превышение выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и иных косвенных налогов над затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Для определения достоверного финансового результата от продаж аудитору необходимо проверить соблюдение следующих условий:

    • оформление надлежащим образом всех операций по отгрузке готовой продукции;

    • своевременное отражение продажи на соответствующих счетах учета;

    • определение правильной стоимостной оценки реализованной продукции;

    • правильная классификация сумм продаж;

    • точное отражение на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг).

    Аудитор осуществляет арифметический контроль формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров по счету 90 «Продажи».

    Затем, используя метод прослеживания, он обобщает результаты ранее выполненных расчетов влияния выявленных отклонений на показатели отчета о прибылях и убытках:

    • выручку (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

    • себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

    • валовую прибыль;

    • коммерческие расходы;

    • управленческие расходы;

    • прибыль (убыток) от продаж.

    Кроме того, аудитор должен установить правильность применяемых схем корреспонденций счетов по учету формирования финансовых результатов и распределения прибыли. Обоснованность сделанных в учетных регистрах записей по каждому из проверяемых счетов аудитор выясняет путем анализа (прослеживания) первичных документов, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций.

    По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи», кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж», закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/ убыток от продаж».

    14.3. АУДИТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАЦИОННЫХ И ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ

    Критерии классификации доходов и расходов установлены в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

    Так, в соответствии с нормами ПБУ 9/99 операционными доходами являются:

    • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), при условии, что получение данных доходов не является основным видом деятельности организации;

    • прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

    • поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

    • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

    Внереализационными доходами являются:

    • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

    • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

    • поступления в возмещение причиненных организации убытков;

    • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

    • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

    • курсовые разницы;

    • сумма дооценки активов;

    • прочие внереализационные доходы.

    Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

    В ходе аудита операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов аудитору следует собрать доказательства следующей информации:

    Суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров на проверяемом предприятии устанавливаются в соответствии с решением суда; договором купли-продажи, поставки продукции; письменным подтверждением добровольного признания претензий поставщиков (покупателей); платежными поручениями.

    Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, подтверждается договором купли-продажи, поставки продукции; счетами; платежными поручениями; накладными актами приемки-передачи; письмами; бухгалтерскими справками (расчетами); актами документальной проверки налоговых органов.

    Положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте устанавливаются по данным валютного контракта (договора), платежных поручений и банковских выписок по валютным счетам, грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коносаментов и др.

    Доходы от безвозмездной передачи имущества и финансовой помощи. При этом необходимо помнить, что сумма средств, полученных безвозмездно, увеличивает налогооблагаемую прибыль. Операции по безвозмездной передаче между коммерческими предприятиями ограничены суммой 5 МРОТ (ст. 575 ГК РФ). Близки по своему содержанию к безвозмездно полученным средствам суммы, получаемые приватизированными предприятиями от победителей инвестиционных торгов. При соблюдении всех условий суммы полученных инвестиций, использованных по прямому назначению и в сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают налогооблагаемую базу. Однако если указанные средства использованы не по назначению, то в этой части они подлежат включению в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.

    Затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, должны быть подтверждены договорами купли-продажи, поставки продукции; счетами; платежными поручениями; накладными; актами сдачи-приемки выполненных работ; соглашениями; письмами; протоколами о расторжении договора. При рассмотрении вопроса о правомерности отнесения на финансовые результаты подобных расходов следует учитывать специфику производства и особенности организации учетного процесса конкретного предприятия. Однако в любом случае необходимо наличие документов, свидетельствующих о том, что первоначально имелся производственный заказ (соответствующий договор), произведены определенные затраты по этому заказу (договору), но заказ был аннулирован (договор расторгнут). Предприятие должно получить официальный отзыв заказа от своего предприятия-партнера или соответствующего государственного органа (например, Министерства обороны). При расторжении договора (это может быть оформлено протоколом, дополнительным соглашением к договору и др.) соответствующим внутренним документом предприятия должно быть оформлено прекращение производства, не давшего продукцию. После определения полной суммы затрат по аннулированным заказам и беспродуктивного производства следует определить потери, возмещаемые заказчиками, стоимость возвратных материальных ценностей и другие затраты, имеющие специальные источники покрытия.

    Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников) подтверждаются соответствующими первичными документами.

    Необходимо помнить, что перевод объектов на консервацию должен оформляться соответствующим решением руководителя и составленной сметой на их содержание. Кроме того, необходимо проверить, чтобы по этим объектам не начислялась амортизация.

    Если предусмотрены иные источники затрат (целевое финансирование), то их покрытие осуществляется за счет этих источников и на финансовые результаты не относится. Кроме того, следует учитывать определенные требования к переводу объектов на консервацию. Консервация осуществляется по решению руководителя, но при этом должен быть соблюден порядок консервации, который устанавливается соответствующими нормативными документами.

    Некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам должны быть отражены в установленном порядке. Как известно, простои бывают двух видов: по внутрипроизводственным причинам, по внешним причинам.

    Потери от простоев по внутрипроизводственным причинам происходят в результате неисправности оборудования, незапланированных остановок отдельных видов оборудования и др. Простои по внешним причинам происходят в результате неподачи топлива, воды, электроэнергии, получаемых от сторонних источников, недоподачи железнодорожных вагонов и т.д.

    В любом случае предприятие должно иметь документальное подтверждение возникновения внешней причины (справка, протокол, акт и т.д.). Обязательным условием является и то, что данные причины должны иметь конкретный характер, напрямую обусловливать невозможность осуществления предприятием своей производственной деятельности. Если какой-либо простой вызван не конкретными, а общими обстоятельствами, то это не является основанием для отнесения соответствующих затрат на убытки предприятия. Например, не может являться простоем по внешним причинам отсутствие рынка сбыта продукции, поскольку этот факт сам по себе не влечет необходимости остановки предприятия.

    Важным условием при отнесении данных затрат на финансовый результат является их некомпенсированность виновниками. Например, простой производства был вызван недоподачей вагонов транспортной организацией, что было вызвано, в свою очередь, форс-мажорными для сторон обстоятельствами. В этом случае предприятию возникшие убытки компенсированы не будут и оно может отнести их на финансовые результаты в общеустановленном порядки.

    Кроме того, необходимо отличать внутрипроизводственные и внешние причины от так называемых внутрихозяйственных. Так, если у предприятия простаивает производство в связи с отсутствием оборотных средств (а это не связано с внешними причинами, например с нарушением поставщиком договора поставки), то данные расходы должны покрываться за счет чистой прибыли.

    Судебные издержки и арбитражные расходы. Состав судебных расходов определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 89) и ГПК РСФСР (ст. 79). Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела; сумм, подлежащих выплате за проведение экспертизы, назначенной арбитражным судом, вызов свидетеля, эксперта, переводчика, осмотр доказательств на месте, а также расходов, связанных с исполнением судебного акта. При этом необходимо учитывать, что судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле. Это находит отражение в судебном акте (решении, постановлении).

    Все остальные расходы, например на проведение экспертизы по собственной инициативе (а не по назначению суда), относятся на иные соответствующие источники в общеустановленном порядке.

    Присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков. Суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров устанавливаются на основе решений суда, договоров купли-продажи, договоров поставки продукции, письменных подтверждений добровольного признания претензий поставщиков (покупателей), платежных поручений.

    Убытки от списания долгов, нереальных для взыскания. Они должны определяться предприятием-кредитором самостоятельно с учетом всех конкретных обстоятельств дела, однако в любом случае необходимо наличие нескольких условий:

    • долг должен быть просроченным, т.е. не погашенным в срок, установленный договором;

    • задолженность не должна быть обеспечена соответствующими гарантиями (поручительство, залог и т.д.)

    Например:

    а) признание должника банкротом при отсутствии имущества и средств, необходимых для удовлетворения претензий кредиторов;

    б) ликвидация предприятия-должника в установленном порядке (при условии, если кредитор не заявил претензий в процессе ликвидации в установленный срок). При этом должник считается ликвидированным с момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр. С этого момента долги считаются нереальными к взысканию;

    в) постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела при лжепредпринимательстве, мошенничестве и при необнаружении виновных лиц и похищенного имущества.

    Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются на предприятии по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

    Для списания на убыток дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, необходимо наличие трех условий в совокупности.

    1. Истечение срока исковой давности. При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается три года. Однако законодательством могут предусматриваться и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и более длительные по сравнению с общим сроком. Кроме того, существуют требования, на которые срок исковой давности не распространяется, например требования вкладчиков банку о выдаче вкладов (ст. 208 ГК РФ).

    Необходимо отметить, что течение срока давности будет начинаться не с момента возникновения дебиторской задолженности, как считают многие (момент реальной отгрузки товаров или реальной проплаты аванса), а только с момента, когда задолженность перейдет в разряд просроченной, т.е. с момента просрочки долга, который можно установить исходя из условий договора.

    В этой связи необходимо отметить, что в случае, если срок исполнителя обязательств должником сторонами в договоре не оговорен, то необходимо руководствоваться общими правилами, установленными гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает его исполнение и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательств. Следовательно, обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов и т.д. Поэтому в том случае, когда срок поставки договором определен не был, срок исковой давности начинает исчисляться после семи дней с момента предъявления претензии к должнику. Из этого следует:

    • при заключении договора следует специально оговорить сроки расчета, так как именно от этого срока начнется отсчет срока исковой давности;

    • в случае отсутствия в договоре условий по срокам оплаты фиксация достигается через предъявление претензии должнику и через семь дней начинается течение срока исковой давности. 2. Решение руководителя предприятия о списании определенной суммы дебиторской задолженности на убытки. Данное решение должно быть оформлено документально (приказ, распоряжение) и должно быть принято только руководителем предприятия, а не его заместителем или иным должностным лицом (если им данные полномочия не делегированы). Решение может быть основано на докладной записке главного бухгалтера или юрисконсульта предприятия, например, с обоснованием истечения срока исковой давности.

    3. Просроченная задолженность не была зарегистрирована предприятием (т.е. отсутствует резерв по сомнительным долгам).

    Списание долга в убыток не является аннулированием задолженности на счете 007.

    К убыткам по операциям прошлых лет, выявленным в текущем году, относятся:

    дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах;

    возврат сумм по расчетам с покупателями за продукцию, оплаченную в прошлых годах, и т.д.

    Принадлежность указанных убытков к предшествующим годам должна быть подтверждена документально;

    • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией последствий стихийных бедствий. Некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций (ЧС), вызванных экстремальными условиями.

    Общими положениями по данным статьям затрат является то, что они возникают по специфическим причинам (стихийные бедствия, ЧС). К ним относят:

    • стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов на мероприятия, связанные с предотвращением последствий стихийных бедствий, и иного имущества, принадлежащего предприятию (за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества, а также основных фондов);

    • расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива, других материалов;

    • потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями.

    Необходимым условием списания на финансовый результат указанных затрат является наличие акта инвентаризации. Также представляется возможным получить справку Госгидромета, подтверждающую факт стихийного бедствия.

    Суммы налогов, относимых на финансовый результат, проверяются по данным налоговых расчетов (деклараций).

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    1. Задачи аудита финансовых результатов.

    2. Объекты аудита финансовых результатов.

    3. Тестирование системы внутреннего контроля финансовых результатов.

    4. Оценка и факторы, определяющие внутрихозяйственный риск оценки финансовых результатов.

    5. Источники информации при аудите финансовых результатов.

    6. Аудит прибыли от продаж.

    7. Аудит операционных доходов.

    8. Аудит операционных расходов.

    9. Аудит внереализационных доходов.

    10. Аудит внереализационных расходов.

    11. Аудит чрезвычайных доходов.

    12. Аудит чрезвычайных расходов.

    ТЕСТЫ

    1. Прибыль от продаж формируется на бухгалтерском счете:

    а) 90;

    б) 91;

    в) 99.

    2. Доходы от сдачи имущества в аренду должны отражаться в составе:

    а) выручки;

    б) операционных доходов;

    в) внереализационных доходов;

    г) выручки или операционных доходов в зависимости от вида деятельности организации.

    3. В конце месяца банк начисляет организации доходы в виде процентов по остатку средств на ее расчетном счете. Сумма данного дохода должна отражаться в составе:

    а) выручки;

    б) операционных доходов;

    в) внереализационных доходов.

    4. При проверке правильности формирования прибыли от продаж аудитор использует показатель выручки в сумме:

    а) эквивалентной отраженной по кредиту счета 90-1 «Выручка»;

    б) отраженной по кредиту счета 90-1 «Выручка» за минусом налога на добавленную стоимость, но с учетом акцизов;

    в) отраженной по кредиту счета 90-1 «Выручка» за минусом всех косвенных налогов.

    5. Сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, признанная доходом организации, подлежит отражению в составе:

    а) выручки;

    б) операционных доходов;

    в) внереализационных доходов.

    6. При проверке аудитором правильности формирования расходов в виде потерь по внешним причинам отсутствие заказов от покупателей экономически обоснованной внешней причиной:

    а) является;

    б) является, только в случае документального подтверждения того, что соответствующие предложения потенциальным покупателям делались;

    в) не является.

    7. В ходе аудиторской проверки выяснено, что в состав внереализационных расходов организация отнесла потери сырья в связи с временным отключением электроэнергии. Действия аудитора:

    а) подтвердить расходы;

    б) подтвердить расходы, если предоставлен документ, подтверждающий отключение электроэнергии;

    в) рассмотреть вопрос о правомерности освобождения энергоснабжающей организации от компенсации потерь.

    8. Расходы на уплату государственной пошлины при подаче иска в состав судебных расходов:

    а) включаются;

    б) включаются, если есть соответствующее решение суда;

    в) не включаются.

    9. При проверке отражения в бухгалтерском учете операций по безвозмездному получению имущества аудитор должен учитывать, что в соответствии с гражданским законодательством сделки дарения между коммерческими организациями:

    а) не ограничены;

    б) огранич (правильно, с);

    в) ограничены размером 100 минимальных размеров оплаты труда.

    10. В состав расходов на содержание законсервированных объектов сумма амортизации этих объектов:

    а) включается в полном объеме;

    б) включается только при наличии соответствующей статьи в утвержденной руководителем смете расходов на консервацию объекта;

    в) не включается.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх