|
||||
|
Раздел 3УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ ВРЕМЕНЕМ
Рационально работать гораздо выгоднее, но работать рационально может только тот, кто этому научился. Чтобы правильно выполнять свои функции и достичь своих целей, руководитель должен ясно представлять себе, насколько ограничен его бюджет времени. Трудно назвать деловым человека, если он не умеет ценить время. Человек, остро чувствующий ценность самого крошечного промежутка времени, успевает многое, и кажется, что он не суетится и не спешит. Замечено, что людям, умеющим работать, времени хватает, его у них больше, чем у других. Управлять временем – трудная задача. Каждый из руководителей сталкивается с проблемой: как успеть сделать все, что нужно сделать? Наука управления временем основана на умелом планировании времени и привычке исполнять запланированное. Планирование представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период. Руководитель планирует не только свои профессиональные и личные цели, но и текущую, связанную с работой нагрузку, чтобы лучше справляться с принятием и реализацией решений. По сути дела, планирование собственного времени – это то, с чего должен начинать любой руководитель. Увеличение затрат времени на планирование приводит к сокращению на его использование и, в конечном счете, к экономии времени в целом. Тема 6. Время руководителя и эффективность его использованияДефицит рабочего времени руководителей является в настоящее время одной из важных проблем управления. Он может привести к информационной и психологической перегрузкам менеджеров и являться далеко не последней причиной стрессовых ситуаций. В связи с этим решение вопросов, связанных с эффективным использованием рабочего времени (с этим сталкиваются руководители практически всех уровней управления), является весьма актуальным по отношению к росту эффективности управления. 6.1. Тест «Обладаете ли Вы чувством времени?»Постоянная нехватка времени при высоком трудовом напряжении руководителей – типичное явление в практике их работы. Поэтому серьезной проблемой является поиск путей рационального использования времени людей, выполняющих функции управления. Предлагаемый тест позволит улучшить использование рабочего времени [8, с. 167]. Выбирайте один вариант ответа. 1. Есть ли у Вас время, чтобы выспаться среди недели? а) да; б) нет; в) чаще да. 2. Если у Вас много дел, а телефонный разговор затянулся, можете ли Вы закончить беседу вежливой фразой? а) да; б) редко; в) если думаю, что не обижу собеседника. 3. Считаете ли Вы, что определенные дела нужно всегда делать в один и тот же день недели? а) нет; б) такое не приходит мне в голову; в) да. 4. Планируете ли Вы в начале года, как будете проводить отпуск? а) нет, так как каждый год провожу его одинаково; б) нет; в) да. 5. Знаете ли Вы, кто самый близкий друг Вашей жены (мужа) по работе? а) нет; б) да; в) кажется, один раз об этом заходила речь. 6. Есть ли у Вас время на хобби? а) жалко тратить на это свое время; б) хорошо, что его хватает на то, что необходимо; в) да. 7. Решаете ли Вы браться за большую домашнюю работу? а) да; б) если нет выхода; в) нет. 8. Как Вы читаете роман? а) если интересно, то «глотаю» его, оставив дела; б) читаю ежедневно несколько страниц; в) нет на это времени. 9. Есть ли такой день на неделе, когда Вы отключаетесь от дел, отдыхаете? а) иногда есть, но заранее такой день не планирую; б) есть; в) везет тем, кто может себе это позволить. 10. Мучает ли Вас совесть, если чувствуете, что что-то недоделали? а) мучает всегда; б) мучает, из-за этого не могу спать; в) нет. 11. Часто ли из-за работы не хватает времени на семью? а) да; б) нет; в) иногда. 12. Планируете ли Вы в новом году лучше распределять и использовать свое время? а) планирую, но не верю в успех; б) для этого не нужен новый год; в) в этом для меня нет нужды. Для подсчета суммы баллов используйте таблицу. Таблица 16 Ключ к тестовому заданию «Обладаете ли вы чувством времени?» Если Вы набрали: 10 – 40 баллов – у Вас ни на что не хватает времени. Советуем заранее составлять план; 41 – 70 баллов – Вы все успеваете, но есть резервы; 71 – 95 баллов – Вы знаете цену времени, но не являетесь его рабом; 96 – 120 баллов – Вы очень эффективно используете время. 6.2. Тест «Умеете ли Вы ценить время?»Дефицит времени является в настоящее время одной из серьезных проблем менеджмента. Он ведет к перегрузкам руководящих работников и является одной из причин возникновения стрессов. Поэтому решение проблемы рационального использования рабочего времени представляется весьма актуальным. Предложенный тест поможет ответить на вопрос: «Умеете ли Вы ценить время?» [8, с. 39]. Ответьте на вопросы «да» или «нет». 1. Есть ли у Вас желание уменьшить затраты своего времени за счет улучшения организации труда и внедрения оргтехники на своем рабочем месте? 2. Созданы ли Вами какие-то правила, инструкции, позволяющие экономить время? 3. Отдаете ли Вы предпочтение принципу «делай все сам»? 4. Ставится ли Вами цель в беседе? 5. Считаете ли, что в изложении мыслей Вы кратки? 6. Считаете ли, что в разговорах по телефону Вы кратки? 7. При передаче сообщений или сведений предпочитаете ли Вы телефон другим видам связи? 8. Считаете ли Вы, что документы приведены Вами в порядок и отыскиваются почти не глядя? 9. Часто ли Вам приходится выполнять работу, которую могут сделать Ваши подчиненные? 10. Удается ли Вам начинать совещание в точно назначенное время? 11. Устанавливаете ли Вы регламент при его проведении? 12. Часто ли Вы ощущаете, что для эффективной работы Вам не хватает времени? 13. Используете ли Вы в своей работе вычислительную, организационную и другую технику? 14. Умеете ли Вы при проведении «летучек» уложиться в 5 – 10 минут? Таблица 17 Ключ к тестовому заданию «Умеете ли вы ценить время?» Если вы набрали: 15 – 21 балл – Вы не умеете ценить время; 22 – 27 баллов – Вы пока не научились ценить время, но Вам не хватает настойчивости в доведении задуманного до конца; 34 – 39 баллов – Вы цените время, благодаря этому Вам постоянно удается добиться хороших результатов. 6.3. Тест «Что мешает Вам эффективно управлять своим временем?»Важным резервом повышения эффективности труда менеджера является хорошая организация режима работы и отдыха. Каждый современный руководитель должен уметь анализировать свои действия, затраты рабочего времени, технику личной работы [5, с. 167]. Вашему вниманию предлагаются 16 вопросов, для каждого из которых Вы должны выбрать один из трех вариантов ответа. 1. Если утром Вам надо встать пораньше, Вы: а) заводите будильник? б) доверяете внутреннему голосу? в) полагаетесь на случай? 2. Проснувшись утром, Вы: а) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела? б) встаете не спеша, делаете гимнастику? в) еще несколько минут нежитесь под одеялом? 3. Из чего состоит Ваш обычный завтрак: а) из кофе или чая с бутербродами? б) из мясного блюда и кофе или чая? в) вообще не завтракаете дома, а едите часов в 10? 4. Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли: а) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время? б) приход в диапазоне плюс-минус 30 минут? в) гибкий график? 5. Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность: а) успеть поесть в столовой? б) поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе? в) поесть не торопясь и еще немного отдохнуть? 6. Сколь часто в суете служебных дел и обязанностей у Вас выдается возможность немного пошутить и посмеяться с коллегами: а) каждый день? б) иногда? в) редко? 7. Если на работе Вы оказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, как Вы пытаетесь разрешить ее: а) долгими дискуссиями? б) флегматично устраняясь от споров? в) ясным изложением своей позиции и отказом от споров? 8. Надолго ли Вы обычно задерживаетесь после работы: а) не более чем на 20 минут? б) до 1 часа? в) более 1 часа? 9. Чему Вы обычно посвящаете свое свободное время: а) общественной работе? б) хобби? в) домашним делам? 10. Что означают для Вас встречи с друзьями и прием гостей? а) возможность встряхнуться и отвлечься от забот? б) потерю времени и денег? в) неизбежное зло? 11. Когда примерно Вы ложитесь спать: а) всегда в одно и то же время? б) по настроению? в) по окончании всех дел? 12. Как Вы используете свой отпуск: а) весь сразу? б) часть – летом, а часть – зимой? в) по 2 – 3 дня, когда у Вас накапливается много дел? 13. Какое место занимает в Вашей жизни спорт: а) ограничиваетесь ролью болельщика? б) делаете зарядку на свежем воздухе? в) находите рабочую и домашнюю нагрузку достаточной? 14. За последние 14 дней Вы хотя бы раз: а) танцевали? б) занимались физическим трудом или спортом или прошли пешком не менее четырех километров? в) не делали ничего перечисленного? 15. Как Вы проводите свой летний отпуск: а) пассивно отдыхаете? б) физически трудитесь, например в саду? в) гуляете и занимаетесь спортом? 16. Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы: а) любой ценой стремитесь достичь своего? б) надеетесь, что Ваше усердие обязательно принесет плоды? в) намекаете окружающим на Вашу истинную ценность? Таблица 18 Ключ к тестовому заданию «Что мешает вам эффективно управлять своим временем?» Если сумма составит: 400 – 480 баллов – Вы хорошо организовали режим работы и отдыха, что, безусловно, положительно скажется на Вашей карьере; 280 – 400 баллов – Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. У Вас есть резервы для повышения производительности за счет более разумной организации своего распорядка; 160 – 280 баллов – если Вы и дальше будете жить в таком режиме, Ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики; менее 160 баллов – Вам срочно нужен совет врача-гигиениста или психолога. В своих бедах и со здоровьем, и на службе можете смело винить свой образ жизни. Лучше всего найти в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис и попытаться вернуть здоровье. 6.4. Тест «Управляете ли Вы своим временем?» [38, с. 266]Чтобы быть хорошим руководителем и обеспечивать эффективное функционирование фирмы, необходимо правильно распоряжаться своим временем. Выполнив данное тестовое задание, Вы увидите, насколько хорошо Вы умеете управлять своим временем. Самооценка в баллах: 0 – «почти никогда»; 2 – «часто»; 3 – «почти всегда». 1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования. 2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено. 3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации. 4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать сразу и окончательно. 5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченной по приоритетам. Важнейшие задания я выполняю в первую очередь. 6. Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний. 7. Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком своей работоспособности. 8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы. 9. Я пытаюсь направлять свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих жизненно важных проблемах. 10. Я умею говорить «нет», когда на мое время пытаются претендовать другие, в то время как мне необходимо выполнить другие важные дела. Ключ к тестовому заданию «Управляете ли Вы своим временем?»Суммируйте баллы, набранные Вами в результате проверки Вашего рабочего стиля. От 15 баллов и менее – Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей Вы достигаете, если составляете список приоритетных дел и придерживаетесь его. От 16 до 20 баллов – Вы пытаетесь распоряжаться своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех. От 21 до 25 баллов – Вы хорошо распоряжаетесь своим временем. От 26 до 30 баллов – Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Позвольте окружающим Вас людям приобщиться к Вашему опыту. 6.5. Тест «Умение использовать рабочее и личное время» [26, с. 69]Данный тест направлен на выявление способностей рационально использовать рабочее и личное время. Ответьте на вопросы теста, подсчитайте баллы и посмотрите ключ (в конце теста). 1. Справляетесь ли Вы с поставленными задачами в установленное время? а) да (1); б) нет (0). 2. Перепоручаете ли Вы в достаточном объеме дела, в том числе и срочные? а) да (0); б) нет (1). 3. Собираете ли Вы в единый блок небольшие дела, телефонные разговоры и т.д. для экономии времени? а) да (1); б) нет (0). 4. Используете ли Вы другие возможности рационализации и разгрузки, нежели Ваши друзья, коллеги, подчиненные? а) да (1); б) нет (0). 5. Часто ли ведете борьбу с «поглотителями времени»? а) да (1); б) нет (0). 6. Сравниваете ли Вы запланированные цели с достигнутыми? а) да (1); б) нет (0). 7. Часто ли Вы корректируете свои цели, задачи, если они отклонились по времени или по каким-то другим причинам? а) да (0); б) нет (1). 8. Осуществляете ли Вы контроль результатов? а) да (1); б) нет (0). 9. Ведете ли Вы письменную постановку целей? а) да (1); б) нет (0). 10. Часто ли Вам приходится переносить дела на следующий день? а) да (0); б) нет (1). 11. Часто ли Вы задаете себе такой вопрос: «Чему я научился сегодня?» а) да (1); б) нет (0). 12. Удается ли Вам каждый день записывать или обрабатывать свои мысли, идеи? а) да (1); б) нет (0). 13. При решении определенных задач, целей, приближаетесь ли Вы к главной цели? а) да (1); б) нет (0). 14. Оцениваете ли Вы свои результаты каждый день? а) да (1); б) нет (0). 15. Как Вы считаете, контроль результатов является одним из важнейших компонентов эффективного использования рабочего и личного времени? а) да (1); б) нет (0). 16. Простановка целей обязательна для эффективного использования личного и рабочего времени? а) да (1); б) нет (0). 17. Стремитесь ли Вы обычно сделать все сразу? а) да (0); б) нет (1). 18. Возникает ли у Вас желание переложить свою вину на кого-либо при неисполнении определенной задачи? а) да (0); б) нет (1). 19. При выполнении каких-либо задач Вы часто отвлекаетесь? а) да (0); б) нет (1). 20. Разделяете ли Вы все ваши дела на срочные и несрочные? а) да (1); б) нет (0). 21. При невыполнении сложной задачи Вы бросаете ее и переходите к решению более легкой или все-таки попытаетесь решить сложную? а) да (1); б) нет (0). 22. Стимулируете ли Вы себя при выполнении какой либо задачи? а) да (1); б) нет (0). 23. Опаздываете ли Вы на различные совещания, встречи, работу? а) да (0); б) нет (1). 24. Устанавливаете ли Вы себе твердые сроки на выполнение определенных задач? а) да (1); б) нет (0). 25. Правильно ли Вы используете свободное время? а) да (1); б) нет (0). Ключ к тестовому заданию «Умение использовать рабочее и личное время»От 20 до 25 баллов – Вы не только организованный человек, Вы еще и эффективно можете использовать свое время (как рабочее, так и личное), Вы делаете все вовремя, и у Вас даже остается свободное время. От 14 до 19 баллов – Вы умеете использовать свое время с пользой, но недостаток опыта сказывается на том, что Вы не всегда все успеваете вовремя. Возможно, Вы слишком часто отвлекаетесь от нужной задачи. Возможно, Вам нужно много времени на «раскачку». От 14 баллов и менее – Вы не в ладах со своим временем, слишком много тратите на посторонние дела, Вы ленитесь выполнять нужные Вам задачи, слишком часто откладываете дела «на потом», из-за чего часто не выполняете работу в срок. Вы не руководствуетесь пословицей: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» 6.6. Тест «Как Вы распределяете свое время?» [44]Планирование времени – один из факторов успеха. Если мы не будем уметь планировать время, то можем не успеть реализовать жизненные цели. Данный тест поможет Вам понять, умеете ли Вы планировать время. 1. Часто ли Вы работаете сверхурочно? а) мой рабочий день не нормирован – работе уделяю столько времени, сколько она требует; б) иногда неотложные дела требуют удлинить рабочий день или пожертвовать выходным; в) работе уделяю фиксированное время, не более того. 2. Планируете ли Вы свой рабочий день с помощью записей в ежедневнике? а) как правило, мой рабочий день спланирован до минуты; б) планирую только главные задачи и мероприятия; в) не вижу в этом смысла, так как строго придерживаться плана все равно не удается. 3. Умеете ли Вы решать несколько задач параллельно? а) стараюсь сосредоточиться на самом важном, не упуская из вида остальные задачи; б) предпочитаю решать задачи последовательно; в) жизнь заставляет следовать примеру Цезаря, умевшего читать, писать и говорить одновременно, но я, к сожалению, не Цезарь. 4. Согласны ли Вы с восточным афоризмом «Мудрец не строит планов»? а) эта истина верна для философа-созерцателя, но не для делового человека; б) да, стараюсь ставить перед собой цели, а пути их достижения во многом диктуются обстоятельствами; в) согласен, ибо жизнь непредсказуема. 5. Часто ли Вы откликаетесь на просьбы коллег? а) нечасто – коллеги сами уже знают, что мои дела для меня важнее; б) бывает, но мелкие вопросы стараюсь решать быстро, другие отложить для более удобного времени; в) чтобы не обидеть товарищей, постоянно приходится отвлекаться на их просьбы. 6. Вам предстоит напряженный рабочий день, насыщенный множествами задач. Какие чувства это вызывает? а) напряжение; б) энтузиазм; в) смятение. 7. Планируете ли Вы свое свободное время? а) да, весьма досконально; б) только в общих чертах; в) нет, на то оно и свободное. 8. Занимают ли Вас на досуге мысли о работе? а) да, постоянно; б) иногда; в) нет, на досуге стараюсь полностью отвлечься от дел. Ключ к тестовому заданию «Как Вы распределяете свое время?»За ответы: а – 5 баллов; б – 2 балла; в – 1 балл. От 8 баллов и менее – по натуре Вы не очень организованный человек, и планирование времени представляет для Вас довольно затруднительную проблему. Эта особенность вполне приемлема в творческих профессиях, но в сфере бизнеса может помешать Вам добиться успеха. Постарайтесь освоить ключевые приемы тайм-менеджмента и обратить их себе в пользу. От 8 до 16 баллов – в организации своей жизни и деятельности Вы сумели достичь той «золотой середины», которая позволяет успешно справляться с текущими делами и разумно распоряжаться своим временем. Впрочем, Вам нелишне уделить внимание вопросам тайм-менеджмента. Возможно, Вы сумеете открыть для себя такие приемы, которые еще более оптимизируют работу. От 16 до 45 баллов – Вы исключительно организованный и целеустремленный человек, готовый всего себя подчинить решению деловых вопросов. Однако не слишком ли Вы в этом усердствуете? Возможно, если сумеете выйти за поставленные жесткие рамки и позволить себе элементы спонтанности и импровизации, это только приумножит Ваши успехи. Практическое задание1. После выполнения теста составьте табличную форму учета затрат рабочего времени руководителя с указанием: • вида затрат времени; • количества затрачиваемого времени; • точного времени выполняемых операций. 2. Разработайте анкету для анализа эффективности использования рабочего времени руководителя. 6.7. СитуацииСитуация 1. «Рабочее время мастера»Практика показывает, что существующие недостатки организации управленческого труда, в конечном счете, сводятся к неэффективному использованию руководителями и специалистами своего рабочего времени. Постоянный недостаток времени при высоком трудовом напряжении руководителей – явление, наблюдаемое практически во всем мире. Поэтому возникает серьезная проблема – научиться экономить, рационально использовать время тех, кто выполняет функции управления. Это требует учета и анализа выполняемых работ. Лишь при этом условии можно научиться планировать свое время. Содержанием практического задания является анализ балансов рабочего времени линейных инженерно-технических работников (ИТР) строительной организации: мастера, прораба и старшего прораба, выработка предложений по улучшению этих балансов. Порядок проведения занятия В начале занятия преподаватель напоминает группе студентов существо ситуации: результаты фотографии рабочего дня мастера, прораба и старшего прораба строительной организации (табл. 17). Далее преподаватель совместно со студентами на основе ранее проведенного лекционного занятия составляет классификацию рабочего времени линейного инженерно-технического работника. На следующем этапе занятия студенты самостоятельно анализируют балансы рабочего времени линейных ИТР. Анализ должен быть как логическим, так и на основе сравнения фактических затрат рабочего времени (см. табл. 17) с рекомендуемыми (условно-нормативными) затратами рабочего времени мастера, прораба, старшего прораба (табл. 18). Кроме того, для анализа необходимо рассчитать коэффициенты экстенсивного и интенсивного рабочего времени линейных ИТР. В заключительной части занятия преподаватель дает оценку, конкретизирует и дополняет выступления студентов. Особое значение придается обоснованности доводов и предложений, учету последствий их реализации. Участники занятия могут быть распределены на две команды. В этом случае преподаватель назначает капитанов команд, распределяет роли экспертов по анализу ситуации, знакомит с правилами и порядком проведения разбора ситуации, подведения итогов занятия, оценки знаний и умений его участников. Назначение экспертов среди участников занятия и их оценка могут осуществляться на основе специальной матрицы (табл. 19). Таблица 19 ФАКТИЧЕСКИЕ БАЛАНСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЛИНЕЙНЫХ ИТР Производственная ситуацияРаботники нормативно-исследовательского отдела в течение 10 дней проводили фотографию рабочего дня мастеров, прорабов и старших прорабов участка № 2 строительного управления, составили фактические балансы рабочего времени этих работников (см. табл. 17). Таблица 20 РАЦИОНАЛЬНЫЕ (УСЛОВНО-НОРМАТИВНЫЕ) БАЛАНСЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЛИНЕЙНЫХ ИТР В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Таблица 21 МАТРИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАЗБОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ Постановка задачи участникам разбора ситуацииПроанализируйте эффективность баланса рабочего времени мастера (прораба, ст. прораба) на основе сравнения фактических балансов (табл. 17) с рациональными (условно-нормативными) (табл. 18), а также рассчитайте коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования рабочего времени мастера, прораба, старшего прораба. Классификация затрат рабочего времени позволяет упорядочить исходную информацию таким образом, чтобы было ясно, что делает инженерно-технический работник, как он делает и насколько целесообразна его деятельность. Содержание труда линейных ИТР разбито на 13 смысловых групп: 1. Инженерно-творческая работа: включает в себя изучение, корректировку рабочих чертежей и внесение в них изменений, выполнение инженерных расчетов, разбивку зданий и сооружений, работу по рационализации, изобретательству и внедрению новой техники, участие в разработке и внедрении планов НОТ. 2. Организационно-технологическая работа: включает функции по организации труда и производства, по руководству технологией выполнения работ. 3. Аналитическая работа: предполагает подведение итогов работы, анализ хода выполнения и результатов работы участка, составление планов работы, выявление резервов производства. 4. Получение и передача производственной информации: обмен информацией между линейными руководителями, а также между ними и работниками управления, участков и другими в виде указаний, консультаций, замечаний, претензий, согласований, обсуждений в письменной форме, путем средств связи и непосредственного контакта. 5. Работа с документами: составление, подсчет, заполнение, изучение, подписывание, вычерчивание, оформление, переписывание, корректировка ведомостей, актов, справок, журналов, нарядов, отчетов и т.д. 6. Участие в совещаниях: производственные совещания на участке, в строительном управлении, тресте. 7. Контроль производства и качества работ. 8. Повышение квалификации: изучение специальной литературы, передового опыта, экономическая учеба, другие формы учебы. 9. Работа с кадрами включает: комплектование рабочих бригад, проведение инструктажа по технике безопасности, наблюдение за выполнением трудовой дисциплины, а также воспитательную работу (собрания и беседы с работниками). 10. Территориальные перемещения: передвижение между объектами, прорабскими участками, между последними и строительным управлением, атакже приобъектные перемещения, имеющие место в процессе деятельности линейных руководителей. 11. Прямые потери: бездеятельность или непроизводительные затраты времени. 12. Несвойственная должностная работа: выполнение должностных обязанностей других категорий работников. 13. Регламентируемые перерывы: время на личные надобности и производственные паузы. Из приведенной классификации видно, что затраты рабочего времени линейных ИТР состоят из затрат, направленных на выполнение непосредственных производственных функций (1, 2, 3, 5, 7, 9), являющихся инструментом выполнения основных функций (4, 6, 8, 10, 13) и потерь рабочего времени (11, 12). Первая группа затрат характеризуется использованием специальной подготовки, квалификации работника. Вторая не требует применения квалификационного потенциала работника, затраты рабочего времени этой группы направлены на обеспечение успешного выполнения основных производственных функций по организации работ, анализу деятельности, контролю хода работ и качества и т.д. Высокие требования к работникам линейного звена управления обуславливают необходимость изучения содержания труда этой категории ИТР, поиска критериев их эффективного использования. Получение рациональных балансов использования рабочего времени мастеров может оказать определенное влияние на повышение эффективности использования их рабочего времени: обеспечить равномерную загрузку работников и, главное, сравнить результаты труда отдельных подразделений и категорий работников, выявить резервы улучшения использования их рабочего времени. Балансы рабочего времени, полученные на основе экспертных оценок при эффективном отборе экспертов, являются достаточно объективным критерием эффективности использования времени. Определения уровня использования рабочего времени мастеров по отдельным видам их деятельности недостаточно для комплексной оценки результативности балансов их рабочего времени. Для этой цели может быть применен коэффициент использования рабочего времени К, который позволяет не только оценивать общую результативность использования рабочего времени, но и проследить ее взаимосвязь с производственными и личностными факторами. В частности, представляет интерес оценка эффективности балансов рабочего времени мастеров в зависимости от организационных условий их труда, уровня специального образования, стажа работы, возраста, пола (табл. 20, 21). Коэффициент K рассчитывается по формуле К = Кэ • Ки где Кэ – коэффициент экстенсивного использования рабочего времени; Ки – коэффициент интенсивного использования рабочего времени. При этом Кэ определяют по формуле где Ф – общий фонд рабочего времени; П – потери рабочего времени. Коэффициент интенсивного использования рабочего времени определяет рациональность структуры его использования в сравнении с нормативной и рассчитывается по формуле где jф и jн – фактическая и рекомендуемая (нормативная) доля каждого элемента структуры баланса рабочего времени; п – количество видов затрат времени. В оптимальном случае значение общего показателя использования рабочего времени К должно быть близким к единице. Чем ниже значение показателя, тем, следовательно, хуже использовано рабочее время руководителя. В табл. 22 приведен распорядок рабочего дня мастера. Таблица 22 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МАСТЕРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА Таблица 23 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ МАСТЕРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК Таблица 24 РАСПОРЯДОК РАБОЧЕГО ДНЯ МАСТЕРА Ситуация 2Вы – начальник отдела крупного предприятия, у Вас в подчинении находится 50 служащих. Некоторые Ваши подчиненные постоянно обращаются к Вам за советом или рекомендациями по вопросам, которые должны решать самостоятельно, и тем самым отвлекают Вас от неотложных и более важных дел. Как Вы поступите в этой ситуации и есть ли в сложившейся ситуации Ваша вина как руководителя? Ситуация 3Вы – руководитель крупной строительной организации. В первую очередь Вы всегда выполняете неотложные дела. Вы пытаетесь самостоятельно решать все важные вопросы и тем самым тратите большую часть своего рабочего времени, но часть дел так и остается «лежать на столе». Как исправить сложившуюся ситуацию? Ситуация 4Вы заняты выполнением важного и срочного дела. В это время Вам звонят по телефону и просят консультацию по вопросу, который находится в компетенции Вашего заместителя. Ваши действия? Ситуация 5В конце рабочей недели у Вас сложилась ситуация, когда возникло много задач, которые требуют Вашего внимания и сил. Как Вы справитесь с данной ситуацией? Ситуация 6Вы чувствуете, что намеченные на день дела Вы не успеваете сделать вовремя. Помимо того, что уже выполнено, еще нужно провести совещание с руководителями подразделений, заказать билеты на самолет для предстоящей командировки, сделать заказ на поставку товаров и встретиться с рабочими по поводу внедрения в производство новой технологии. Как Вы поступите в данной ситуации: а) постараетесь быстро все сделать сами? б) перепоручите некоторые дела секретарю или помощнику? в) перенесете несделанное на другие дни? Выбранное решение обоснуйте. Тема 7. Планирование личной работы руководителяПланирование работы является основой любой производственной деятельности и представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период. Менеджер планирует не только свои профессиональные и личные цели, но и связанную с работой нагрузку для того, чтобы лучше справляться с выполнением принятых решений. При этом планирование времени ориентируется на соответствующие долгосрочные цели, которые, в свою очередь, подразделяются на краткосрочные и оперативные. Установление определенных периодов времени, которые требуются для достижения поставленных целей, дает чувство уверенности и представление о наиболее предпочтительном распределении времени. 7.1. Тест «Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой?»Анализ условий, неблагоприятно влияющих на организацию труда руководителя, свидетельствует о необходимости уделить повышенное внимание к вопросам планирования его личной работы. Следующий тест поможет определить, насколько хорошо Вы справляетесь с работой [12, с. 4]. Подумайте над предлагаемыми утверждениями, указав свое отношение к ним следующим образом: Я поступаю так: а) почти никогда; б) иногда; в) часто; г) почти всегда. 1. Я резервирую в начале рабочего дня время для планирования. 2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено. 3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации. 4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно. 5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь. 6. Свой рабочий день я пытаюсь, по возможности, освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний. 7. Свою дневную нагрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности. 8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы. 9. Я пытаюсь проявить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь сконцентрироваться на немногих жизненно важных проблемах. 10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела. Ключ к тестовому заданию «Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой?»Самооценка в баллах: «а» – 0, «б» – 1, «в» – 2, «г» – 3. Результаты по сумме баллов: 0 – 15 баллов – Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его; 16 – 20 баллов – Вы пытаетесь управлять своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех; 21 – 25 баллов – У Вас хороший самоменеджмент; 26 – 30 баллов – Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Позвольте окружающим Вас людям (в том числе и авторам настоящей книги) приобщиться к Вашему опыту. Если Вы наберете менее 24 баллов, то это не должно Вас обескураживать, просто Вам надо направить свою энергию на устранение слабых мест. Это будет первым шагом на пути к последовательному самоменеджменту. 7.2. Тест «Оценка системы планирования личной работы»Рациональная организация рабочего времени обязательно требует хорошо поставленного учета выполненных работ и анализа трудового времени. Следующий тест покажет, насколько рациональна система Вашей работы [12, с. 14]. Прочитайте вопросы и выберите один из вариантов ответа. Таблица 25 ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ Проанализируйте распределение полученных ответов и подсчитайте количество соответствующих им баллов по таблице. Таблица 26 Ключ к тестовому заданию «Оценка системы планирования личной работы» В данном тесте предлагаются наивысшие (5) и более низкие оценки относительно десяти показателей системы личной работы. Чем больше наберется наивысших оценок, тем более рациональной и деловой является система личной работы. Чем меньший балл избран по той или иной строке, тем больше нужно уделять внимания улучшению системы личной работы. 7.3. Тест «Как влияют непредвиденные ситуации на планирование Вашей работы?» [10, с. 74]На пути совершения планирования работы зачастую могут появиться преграды. Этот тест поможет выяснить, насколько легко Вы преодолеваете эти преграды и насколько сильно они мешают Вам выполнять свою работу. 1. Рассказываете ли Вы о своих проблемах, неприятностях? а) нет, это мне не помогло бы (3); б) да, если есть подходящий собеседник (1); в) не всегда, людям хватает своих забот (2). 2. Сильно ли Вы переживаете неприятности? а) всегда и очень тяжело (4); б) все зависит от обстоятельств (0); в) смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец (2). 3. Вы чем-то очень огорчены. Что Вы делаете в таком случае? а) позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтал (0); б) иду к друзьям (2); в) «жалею» сам себя, отсиживаясь дома (4). 4. Близкий человек обидел Вас. Как Вы поступите? а) «спрячусь в свою раковину» (3); б) потребую объяснений (0); в) расскажу любому, кто готов слушать (1). 5. В минуту счастья: а) не думаю о несчастье (1); б) не покидает тревога, что счастье быстро уйдет (3); в) не забываю о том, что и огорчений в жизни немало (5). 6. Как Вы относитесь к психотерапевтам? а) не хотел бы стать их пациентом (4); б) многим людям они могли помочь (2); в) человек в силах помочь себе сам (3). 7. Судьба, по Вашему мнению: а) постоянно испытывает Вас (5); б) несправедлива к Вам (2); в) благосклонна к Вам (1). 8. О чем Вы думаете после ссоры с любимым человеком, когда гнев проходит? а) о хорошем, что было у нас в прошлом (1); б) мечтаю о тайном мщении (2); в) о том, сколько вытерпел (а) от нее (него) (3). Ключ к тестовому заданию «Как влияют непредвиденные ситуации на планирование Вашей работы?»От 7 до 15 баллов – Вы легко миритесь с неприятностями, даже бедами, так как способны верно оценить их. Ценно то, что Вы не склонны жалеть себя (слабость, присущая многим). Ваше душевное равновесие достойно восхищения. От 16 до 26 баллов – Вы часто ропщете на свою судьбу. Предпочитаете выплескивать проблемы и неприятности на других. Вам необходимо чье-то сочувствие. Может быть, лучше научиться владеть собой? От 27 до 36 баллов – Вы еще не научились справляться со своими бедами. Возможно, поэтому они так Вам мешают. Вы замыкаетесь, нередко жалеете себя. Будь у Вас волевой характер при хороших задатках, Вы успешно справлялись бы с проблемами и неприятными ситуациями. 7.4. Тест «Оценка уровня планирования работы» [45]Данный тест направлен на выявление способностей правильно планировать личное время. Ответьте на вопросы теста, подчеркнув один вариант, который Вам подходит больше всего. Подсчитайте баллы и посмотрите ключ (в конце теста). 1. Когда просыпаетесь, Вы приступаете к: а) срочным повседневным делам (2); б) делам, которые остались с прошлого вечера (3); в) делам, которые легко выполняются и не требуют больших затрат времени (1). 2. Выполнение различных заданий и задач: а) Вы планируете с прошлого вечера все задачи, которые Вы должны выполнить (3); б) приступаете к выполнению задач по мере необходимости (2); в) вообще не приступаете к выполнению задач (1). 3. При решении задач Вы: а) полагаетесь только на себя (2). б) Вы полагаетесь не только на себя, но и привлекаете своих друзей (подчиненных) к решению задач (3). в) полагаетесь наудачу (1). 4. Задачи, которые Вы выполнили: а) сразу забываете (1); б) проверяете, сколько времени Вы на них затратили и с какой эффективностью выполнили (3); в) анализируете с другими задачами, которые выполнили (2). 5. Будучи студентом, Вы отдаете предпочтение при планировании: а) долгосрочным целям (1); б) среднесрочным целям (2); в) краткосрочным целям (3). 6. Что, по Вашему мнению, является важнейшим в планировании: а) правильно составить список дел и определить на каждое дело требуемое время (3); б) вести письменную запись дел (2); в) зачем планировать, если все дела можно делать на ходу (1). 7. Когда Вы планируете намеченные Вами дела: а) утром, перед их выполнением (2); б) вечером, тщательно планируя и оставляя резерв времени (3); в) не планирую, да и зачем планировать (1). 8. При планировании Вы обычно пользуетесь: а) календарем-ежедневником (2); б) графиками-таблицами распорядка дня (3); в) ни чем не пользуюсь (1). 9. Как Вы считаете, руководитель должен уметь анализировать свое рабочее время и составлять план личной работы? а) да(3); б) нет(1); в) иногда (2). 10. Как Вы думаете, при планировании эффективно использовать ежедневник-календарь, графики работы и т.д.? а) иногда (2); б) всегда (3); в) никогда (1). 11. Нужно ли планировать свое время, ставить задачи и правильно распределять их в качестве экономии своего времени? а) да(3); б) нет (2). Ключ к тестовому заданию «Оценка уровня планирования работы»От 25 до 33 баллов – Вы отлично планируете свое время и распределяете его так, что остаются даже резервы для срочных дел. При выполнении определенных задач Вы привлекаете к их решению подчиненных, друзей, что позволяет экономить время. От 18 до 24 баллов – не расстраивайтесь, Вы еще только учитесь правильно распоряжаться временем, поэтому Вы не можете точно спланировать свое время. Но Вы быстро сможете набрать нужный Вам опыт. От 18 баллов и менее – наверно, Вам не стоит быть руководителем, так как Вы не считаете нужным правильно планировать время. 7.5. Тест «Оценка эффективности планирования труда и отдыха» [37, с. 315]Этот тест поможет определить, какие факторы отрицательно влияют на Вашу работу. Определив эти факторы, с ними можно эффективно бороться. Постарайтесь проанализировать свои ответы на вопросы. Как часто приведенные ниже факторы мешают Вам продуктивно трудиться? Отметьте соответствующую позицию: Соответствие вариантов ответа: никогда – 1 балл; редко – 2 балла; иногда – 3 балла; часто – 4 балла; всегда – 5 баллов. 1. Работающие с Вами люди не знают, что они могут от Вас ожидать. 2. Вы убеждены, что делаете не то, что нужно. 3. Вы чувствуете, что не в состоянии удовлетворить разноречивые требования вышестоящих руководителей. 4. Вы ощущаете перегрузку. 5. Вам не хватает времени, чтобы отлично выполнить работу. 6. Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни. 7. Вы часто не знаете, какую работу Вам дадут. 8. Вы чувствуете, что для исполнения работы Вам не хватает власти. 9. Вы чувствуете, что не можете уяснить всю необходимую Вам информацию. 10. Вы не знаете, как Вас оценит Ваш начальник. 11. Вы не в состоянии предугадать реакции вышестоящих начальников. 12. Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами Вашего начальника. Ключ к тестовому заданию «Оценка эффективности планирования труда и отдыха»Данный тест имеет 4 блока: конфликтность (1, 2, 3); перегрузка (4, 5, 6); сферы деятельности (7, 8, 9); напряженность с руководством (10, 11, 12). Подсчитайте количество набранных баллов по блокам. Количество от 12 баллов и выше указывает на тот факт, что в данной сфере у Вас имеют место неурядицы. Общее количество баллов по всему тесту составит 12 – 60. Показатель от 36 баллов и выше свидетельствует о том, что Ваша работа изобилует стрессогенными факторами. Подумайте, так ли уж Вас устраивает работа, которую Вы выбрали. От 25 до 29 баллов – Вы замкнуты в себе, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому имеете мало друзей. От 19 до 24 балла – Вы в меру общительный человек и относительно легко приспосабливаетесь к новой ситуации. Ваши высказывания иногда содержат слишком много сарказма, главным образом безосновательного, но это легко можно исправить. От 14 до 18 баллов – Вы открытый, общительный человек. Не боитесь приниматься за новые дела. Смело идете навстречу новым людям, хотя, пожалуй, не любите слишком шумное общество и раздражаетесь от болтовни других. От 6 до 13 баллов – везде чувствуете себя как дома. Охотно разговариваете на любую тему, даже если имеете о ней смутное представление. Принимаетесь за новое дело, но... не всегда доводите его до конца. Подумайте об этом. От 5 баллов и менее – Ваша «общительность» просто неестественна. Вы не только разговорчивы, но даже болтливы, любите соваться не в свои дела. Ваша вспыльчивость, обидчивость, чрезмерный субъективизм являются причиной того, что с Вами трудно общаться. 7.6. СитуацииСитуация 1Наблюдая за работой своего подчиненного, Вы видите, что он не умеет планировать время, отводимое на выполнение поручений, в результате чего происходят срывы. Что следует предпринять в подобной ситуации? Ситуация 2Вы стали свидетелем беседы двух своих коллег. Один из них утверждает, что планирование необходимо осуществлять, начиная с перспективных дел, т.е. на год. Его оппонент считает, что планирование удобно начинать с записей дел на неделю. Чью точку зрения Вы поддерживаете? Обоснуйте свою позицию. Ситуация 3Один из Ваших подчиненных отстаивает свое мнение, согласно которому все поручения, которые он получает от Вас, невозможно выполнить за отведенное время, и, следовательно, необходимо либо уменьшить количество поручений, либо увеличить время на их выполнение. Что можно ответить подчиненному? Ситуация 4Используя имеющиеся знания и навыки, разработайте форму планирования дел на неделю, месяц и год. Ситуация 5К завтрашнему дню Вам необходимо предоставить перспективный и среднесрочный планы работы Вашей организации Вашему руководителю. Но Ваш компьютер «завис», и Вы не справляетесь с заданием. Ваши действия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|