• 1. Обязанности работодателя при несчастном случае
  • 2. Порядок извещения о несчастном случае
  • 3. Комиссии по расследованию
  • 4. Порядок проведения расследования
  • 5. Проведение расследований государственными инспекторами труда
  • 6. Оформление материалов расследования
  • Глава 3. Расследование несчастных случаев на производстве

    1. Обязанности работодателя при несчастном случае

    Статья 228 ТК РФ определяет обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.

    Работодатель (его представитель) обязан:

    1. Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию. В ранее действовавшей редакции статьи говорилось об учреждении здравоохранения. Изменение законодателем формулировки не меняет смысла положения в целом.

    2. Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц. Законодатель расширил понятие аварийной ситуации, добавив упоминание об «иной чрезвычайной ситуации». Несомненно, с увеличением количества, сложности, объема производств возрастает и опасность возникновения различных внештатных ситуаций. Ограничение возможных происшествий понятием «аварийная ситуация» в связи с этим было неправильным. Этот недочет был учтен в Федеральном законе от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

    3. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия). Ранее работодатель, исходя из положений закона, обязан был сохранить обстановку в том случае, если это не вело к аварии. Разумеется, не возможно было сделать это и тогда, когда это вело к катастрофе или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, но данные случаи не указывались. Необходимость расширения перечня возможных последствий была очевидной и необходимой.

    Кроме того, к способам фиксирования обстановки, помимо прежних, прибавилась видеосъемка, что связано с развитием высоких технологий и их внедрением в трудовую деятельность. Ценность проведения видеосъемки неоспорима, поскольку она позволяет подробно зафиксировать состояние и положение всех необходимых предметов, материалов, оборудования.

    4. Немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственников пострадавшего. Обратим внимание на важное изменение в этом пункте статьи. Так, ранее на работодателя возлагалась обязанность по сообщению о любом несчастном случае на производстве родственникам пострадавшего, теперь же только о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом. Обязанность работодателя сообщать о случае, не повлекшем тяжелых последствий, родственникам потерпевшего, на мой взгляд, необоснованно исключена и ущемляет право работника на защиту его жизни и здоровья при выполнении трудовых обязанностей и возмещение причиненного вреда.

    5. Принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии Трудовым кодексом РФ.

    2. Порядок извещения о несчастном случае

    При несчастном случае на производстве работодатель также обязан направить сообщение в органы и организации, определенные Кодексом и иными нормативными правовыми актами.

    Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ данный вопрос урегулирован ст. 228.1, ранее положения об извещении содержались в ст. 228 ТК РФ.

    Согласно новому изложению закона при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:

    в соответствующую государственную инспекцию труда;

    в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

    в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

    работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;

    в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

    в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

    При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.

    Ранее законодатель разделял подобные сообщения на две категории: сообщения о несчастных случаях, происшедших в организации и у работодателя – физического лица, но перечень органов и учреждений по существу не претерпел изменений.

    Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 21 февраля 2005 г. № 21 «О порядке представления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма» в целях обеспечения надлежащего взаимодействия Роструда и его территориальных органов, повышения оперативности и эффективности принимаемых мер по организации и проведению расследования и локализации причин групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествий в установленной сфере деятельности, а также проведения анализа состояния и причин производственного травматизма утверждены следующие формы:

    Приложение 1. Экстренное сообщение о групповом несчастном случае с тяжелыми последствиями и ином чрезвычайном происшествии на территории субъекта Российской Федерации.

    Приложение 2. Экстренное сообщение об акции протеста по вопросам, относящимся к компетенции Роструда, на территории субъекта Российской Федерации.

    Приложение 3. Оперативные данные о происшедших групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаях и пострадавших со смертельным исходом в субъекте Российской Федерации за соответствующий период отчетного года.

    Приложение 4. Сведения о причинах несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в субъекте Российской Федерации за соответствующий период отчетного года.

    Приложение 5. Сведения о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в субъекте Российской Федерации за соответствующий период отчетного года.

    Приведем только первую из них.


    Приложение 1

    к приказу Роструда

    от 21 февраля 2005 г. № 21


    Руководителю Федеральной службы

    по труду и занятости


    Начальнику Управления надзора

    и контроля за соблюдением

    законодательства о труде


    Экстренное сообщение о групповом несчастном случае

    с тяжелыми последствиями, ином чрезвычайном происшествии

    на территории субъекта Российской Федерации


    1. Дата и время группового несчастного случая (иного чрезвычайного происшествия):

    _________________________________________________________________________________________


    2. Организация, в которой произошел групповой несчастный случай (чрезвычайное происшествие):

    _________________________________________________________________________________________

    (полное наименование организации, адрес, отрасль, код основного вида деятельности по ОКВЭД)


    3. Место чрезвычайного происшествия: _______________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________


    4. Общее число пострадавших: ______________________________________,

    в том числе погибших: ______________________________________________________________________


    5. Персональные сведения о пострадавших (отдельно о каждом):

    _________________________________________________________________________________________

    (Ф.И.О., год рождения, профессия (должность), характер полученных повреждений)


    6. Обстоятельства группового несчастного случая, чрезвычайного происшествия (со ссылкой на источник получения информации):

    ___________________________________________________________________________________.


    7. Информация о ходе восстановительных, аварийно-спасательных и иных работ:

    ___________________________________________________________________________________.


    8. Информация о мерах, принятых госинспекцией труда (в том числе Ф.И.О., должность сотрудника госинспекции труда, направленного на место происшествия группового несчастного случая (чрезвычайного происшествия):

    _________________________________________________________________________________________


    9. Ф.И.О., должность сотрудника госинспекции труда, включенного в состав комиссии по расследованию

    (участвующего в расследовании):

    _________________________________________________________________________________________


    Дата и время передачи сообщения: ___________________________________________________________.

    Подпись руководителя

    (заместителя руководителя) госинспекции труда,

    должностного лица госинспекции труда, передавшего сообщение: ____________.


    Приказом установлено, что помимо сообщений о происшедших несчастных случаях, направляемых в государственную инспекцию труда работодателями, основанием для организации и проведения инспекцией труда всестороннего расследования и своевременного информирования Минтруда считается любая информация о несчастных случаях, содержащаяся в средствах массовой информации, заявлениях, жалобах и иных обращениях граждан и должностных лиц органов исполнительной власти и общественных организаций.

    Представление в Роструд экстренных сообщений о происшедшем в организациях групповом несчастном случае с тяжелыми последствиями, ином чрезвычайном происшествии по утвержденным формам по рабочим дням осуществляется непосредственно в Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (факс 298-21-62 – круглосуточно, телефоны 298-85-51, 298-83-42 – в течение рабочего дня), а в выходные и праздничные дни с 9.00 до 18.00 – дежурному по Роструду (телефон 925-76-38 и факс 921-81-98 – круглосуточно).

    Оперативные данные о происшедших групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаях и пострадавших со смертельным исходом на производстве направляются ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

    ТК РФ в новой редакции определяет также кому сообщать о несчастном случае, происшедшем на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности). Так, капитан судна незамедлительно обязан сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании – также в соответствующее консульство Российской Федерации.

    Работодатель же или судовладелец при получении сообщения о происшедшем на судне групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в:

    соответствующую государственную инспекцию труда;

    соответствующую прокуратуру по месту регистрации судна;

    федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

    соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов;

    исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

    В прежней редакции Кодекса перечень был различным в зависимости от того, на каком судне произошел несчастный случай: на судне морского транспорта или рыбопромыслового флота. Так, в первом случае перечень аналогичен новому. А во втором, работодатель обязан также сообщать в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами рыболовства.

    О групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным исходом соответствующая государственная инспекция труда в установленном порядке информирует Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Об указанных несчастных случаях, происшедших в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные иным специально уполномоченным органам федерального надзора, территориальный орган федерального надзора направляет информацию по подчиненности (подведомственности) в порядке, установленном соответствующим органом федерального надзора.

    Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками организаций РФ (находящихся под юрисдикцией РФ), временно находившихся в служебной командировке на территории государств – участников СНГ, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, принятым Советом глав правительств Содружества Независимых Государств в Москве 9 декабря 1994 г. и утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 616.

    О несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в:

    государственную инспекцию труда;

    территориальное объединение организаций профсоюзов;

    территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

    о страховых случаях – в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

    О случаях острого отравления работодатель (его представитель), кроме того, сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Согласно Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 25 октября 1999 г. № 499, командир воинской части обязан направить в течение суток сообщения о каждом групповом, тяжелом несчастном случае или повлекшем смертельный исход, кроме вышеперечисленных органов, также в соответствующую военную прокуратуру и в органы военного управления по подчиненности. В том случае, если случаи произошли на корабле (судне), начальник органа военного управления при получении о нем сообщения информирует об этом, помимо вышеуказанных в общем перечне, также соответствующую военную прокуратуру и орган труда и заработной платы (службу охраны труда) флота, армии, флотилии, который в течение суток сообщает о происшедшем несчастном случае в группу труда и заработной платы ВМФ и Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Орган труда и заработной платы (отдел охраны труда) вида Вооруженных Сил Российской Федерации при групповом (два и более человек) несчастном случае, тяжелом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом, происшедшем в воинских частях и на кораблях (суднах) ВМФ, дислоцированных на территории иностранного государства, в течение суток сообщает в Федеральную службу по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.[4]

    В соответствии с п. 4 Постановления «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.

    О каждом страховом случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя) по форме, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ от 24 августа 2000 г. № 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда».




    Сообщение направляется в течение суток исполнительному органу Фонда по месту регистрации страхователя в соответствии с п. п. 6 п. 2 ст. 17 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний».

    3. Комиссии по расследованию

    Российское трудовое законодательство предусматривает особые процедуры для установления факта несчастного случая. Так, для расследования несчастного случая, работодатель обязан незамедлительно создать комиссию, которая будет разбираться в причинах происшествия, собирать и изучать все необходимые материалы и документы, оценивать условия труда, определять размеры причиненного ущерба, искать виновных лиц.

    Напомним, что вопросы расследования несчастных случаев на производстве регулируются ст. 227—231 ТК РФ, а также постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

    В действительности чаще всего происходит следующее. Если в результате несчастного случая погиб человек, наступили другие тяжкие последствия, работодателю едва ли удастся скрыть этот факт. Но совершенно по-другому дело обстоит с легкими несчастными случаями. Специальные комиссии в подобных ситуациях вообще не создаются, работодатель всеми возможными способами старается решить этот вопрос с пострадавшим лично, как правило, материально, без оформления каких-либо документов. Таким образом, причины, которые повлекли несчастный случай, не устраняются, что влечет за собой новые несчастные случаи.

    Отметим, что должностные лица и работники, поступающие таким образом, нарушают российское законодательство и привлекаются к административной ответственности – наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.44 КоАП РФ, рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

    Порядок создания комиссий для расследования несчастных случаев на производстве закреплен в ст. 229 ТК РФ. Итак, для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель обязан создать комиссию в составе не менее трех человек. При этом во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.

    Согласно п.9 Постановление № 73 от 24.10.2002 г. расследование несчастных случаев (в т. ч. групповых), происшедших в организации или у работодателя – физического лица, в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится комиссиями, образуемыми работодателем (его полномочным представителем) в соответствии с положениями ч. 1 и 2 ст. 229 ТК РФ, с учетом требований, установленных Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Лица, осуществляющие (осуществлявшие) непосредственный контроль за работой пострадавшего, в состав комиссии не включаются. В состав комиссии включаются:

    1) специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;

    2) представители работодателя;

    3) представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

    4) уполномоченный по охране труда.

    Ранее абз. 1 ст. 229 ТК РФ устанавливал, что комиссию возглавляет работодатель (или уполномоченный им представитель). Новая же редакция статьи расширяет перечень. Так, в случаях, предусмотренных Кодексом, комиссию может возглавлять должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    Работодатель издает приказ о создании комиссии, приведем его пример.

    Образец


    ЗАО «Проффи»


    Приказ

    14.06.06 г.№ 007


    О создании комиссии по расследованию несчастного случая на производстве


    В целях расследования несчастного случая, произошедшего в цехе № 2 14 июня 2006 года в 11 часов 15 минут, в результате которого ранорабочий Иванов И.П. получил травму ноги,

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Сформировать комиссию по расследованию несчастного случая в следующем составе:

    Смирнов Н.В. – генеральный директор ЗАО «Мария» (руководитель комиссии);

    Новикова Л.И. – специалист по охране труда (заместитель руководителя комиссии);

    Петрова С.Н.. – начальник отдела кадров (секретарь комиссии);

    Куликов А.В. – председатель совета трудового коллектива.

    2. Комиссии приступить к работе немедленно и руководствоваться при расследовании несчастного случая ст. 229, 230 ТК РФ, другими актами законодательства об охране труда.

    3. Начальнику отдела кадров Петровой С.Н.. обеспечить составление, ведение и дальнейшее хранение документов по расследованию несчастного случая.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Боброва С.С..

    5 Всем работникам предоставлять Комиссии необходимую информацию и оказывать всяческое содействие.

    6. На время работы комиссии все работы в цехе №2 – прекратить.

    7. Настоящий приказ объявить под расписку всем работникам, занятым на работах в цехе №2.

    Основание: сообщение о несчастном случае от 14.06.2006 г., решение выборного профсоюзного органа № 3 от 14.06.2006 г., статьи 228—230 ТК РФ.


    Генеральный директор Смирнов/ Смирнов Н.В.


    Для расследования несчастного случая на производстве у работодателя – физического лица комиссия не создается, расследование проводится самостоятельно работодателем и в нем принимают участие в соответствии со ст. 229 ТК РФ:

    1) работодатель (или уполномоченный его представитель);

    2) доверенное лицо пострадавшего;

    3) специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

    При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом состав комиссии должен быть расширен в связи с необходимостью устранения причин происшествия, привлечения виновных лиц к ответственности и предотвращения происшествий со столь тяжелыми последствиями в будущем. В состав такой комиссии также включаются:

    государственный инспектор труда,

    представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию),

    представитель территориального объединения организаций профсоюзов,

    при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

    Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Это положение является новым и именно оно упоминается в абз. 1 ст. 229 ТК РФ как исключение из общего правила.

    Расследование несчастных случаев, которые произошли на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности проводится комиссиями, в состав которых включаются:

    представители командного состава,

    представителя судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии – представителя судовой команды.

    Данную комиссию возглавляет капитан судна, который и утверждает состав этой комиссии своим приказом.

    Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем (его представителем). При этом в состав комиссии обязательно должен быть включен представитель образовательного учреждения. Дело обстоит по-другому в том случае, если руководителем производственной практики является не работодатель, а представитель образовательного учреждения. В такой ситуации расследование несчастных случаев, произошедших со студентами и учащимися, проводится комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений.

    В соответствии с п. 13 Постановления № 73 несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, независимо от количества пострадавших и тяжести полученных ими повреждений, расследуются комиссиями, формируемыми и возглавляемыми работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа.

    Согласно ст. 229 ТК РФ и п. 10 Постановления № 73 несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав комиссии по расследованию привлекается представитель работодателя, направившего это лицо, при этом его неприбытие или несвоевременное прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.

    В том случае, если несчастный случай произошел с работником, выполнявшим работу на территории другого работодателя, то он расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа. При необходимости в расследовании участвует работодатель (его представитель), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.

    Организация, производящая эти работы не только расследует, но и учитывает несчастный случай. Комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

    Если несчастный случай произошел с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, то он расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу. При этом участие представителя работодателя, на территории которого проводилась работа, обязательно.

    Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству (ст. 229 ТК РФ, п. 11 Постановления «Об утверждении форм документов…» № 73), что объясняется тем, что именно в условиях, существовавших на данном рабочем месте в конкретный момент произошел несчастный случай. Новая редакция статьи содержит важное дополнение: работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

    В соответствии со ст. 229 ТК РФ расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства. Формулировка данного абзаца статьи приведена в новой, расширенной редакции. Так, ранее упоминалось лишь о несчастном случае, произошедшем в результате аварии транспортного средства. Теперь же список того, что может случиться с транспортным средством, значительно расширен, законодатель вообще не исчерпывает его, говоря о любом «ином повреждении». Кроме того, перечень материалов, подлежащий обязательному использованию в расследовании, также изменен. Теперь необходимо использовать помимо материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области надзора и контроля в установленной сфере деятельности, также и материалы, полученные органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства. Расширение перечня, несомненно приведен к более полному и объективному расследованию и учету всех обстоятельств дела.

    Статьёй 229 ТК РФ предусмотрен еще ряд случаев, когда расширяется состав комиссии, что связано с необходимостью более полного и квалифицированного расследования произошедшего несчастного случая с учетом специфики конкретной отрасли.

    Так, если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии. В состав комиссии по расследованию такого происшествия включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

    Положение о том, что, в случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается представитель федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, в новой редакции статьи отсутствует, но его исключение нельзя считать целесообразным.

    Еще один пример, при несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, в состав комиссии включает представитель этого органа.. Состав этой комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа, а возглавляет комиссию представитель этого органа.

    Различают состав комиссии в зависимости от количества погибших.

    Так, при групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов.

    Если же число погибших 15 человек и более, то расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.

    Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда.

    Ранее статья 229 ТК РФ также выделяла такую категорию происшествий, как исчезновение работников при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя, если при этом имелись достаточные основания предполагать их гибель в результате несчастного случая. Расследование таких несчастных случаев проводилось комиссиями, формируемыми в соответствии с требованиями трудового законодательства, в порядке и в сроки, установленные в этой же статье Кодекса.

    4. Порядок проведения расследования

    Порядок расследования закреплен в ст. 229.2 ТК РФ, ранее он описывался в ст. 229 ТК РФ. Выделение положений о порядке расследования в отдельную статью позволяет правильнее структурировать процесс расследования. Изложение основных правил в новой редакции упрощает их применение.

    Итак, самый первый шаг по расследованию несчастного случая – осмотр места происшествия. Осмотр необходимо проводить незамедлительно, так как первоначальная обстановка по каким-либо причинам может измениться, и следы и доказательства будут безвозвратно утеряны. Осмотр места происшествия оформляется протоколом.

    ПРОТОКОЛ

    осмотра места несчастного случая, происшедшего



    Осмотр проводился в присутствии





    Ранее ТК РФ, перечисляя материалы расследования несчастного случая, не упоминал о необходимости составления протокола осмотра места происшествия, что являлось серьезным недочетом, так как несчастный случай может произойти не по причине нарушения кем-либо требований охраны труда, а по объективным причинам, которые не подконтрольны рабочему персоналу организации (например, сверхнормативные перепады напряжения в электросети). При составлении протокола же необходимо собрать и изучить все факты, которые могут свидетельствовать о причине этого происшествия.

    Кроме того, в статье как бы предполагалась презумпция виновности либо пострадавшего, либо кого-нибудь из числа рабочих. Хотя выявлять и опрашивать лиц, допустивших нарушение нормативных требований охраны труда, не выяснив причину происшествия, преждевременно.

    Кодекс связывал установление причины происшествия с определением виновного в несчастном случае, но виновных может и не быть. Теперь же законодатель отошел от таких рамок.

    Одновременно с составлением протокола комиссия (в предусмотренных Трудовым кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, так как их объяснения могут понадобиться в процессе расследования. Опросы оформляются протоколами.


    ПРОТОКОЛ

    опроса пострадавшего при несчастном случае

    (очевидца несчастного случая, должностного лица)





    Кроме того, комиссия получает необходимую информацию также от работодателя (его представителя) и по возможности – объяснения от пострадавшего. Их объяснения тоже фиксируются письменно.

    Затем члены комиссии знакомятся с правовыми актами: коллективным договором, уставом и иными действующими на предприятии локальными актами и организационно-распорядительными документами, в том числе с теми, которые регулируют обеспечение безопасных условий труда.

    Члены комиссии не только изучают, но и оценивают состояние документации по охране труда, соблюдение правил проведения обязательного обучения и проведения всех видов инструктажа работников по охране труда, а также состояние оснащения технологических линий, агрегатов, машин, механизмов, средств коллективной и индивидуальной защиты работников на их соответствие требованиям безопасности и охраны труда.

    С целью правильного определения причины случившегося и установления виновников, председатель комиссии вправе привлечь к расследованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, которые дадут заключение о технических причинах несчастного случая.

    В соответствии со ст. 229.2 ТК РФ по требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ, которые почти всегда нужны в ходе расследования. В этих целях привлекаются специалисты-эксперты на возмездной основе. Следовательно, комиссия вправе пригласить специалистов за счет средств работодателя, у которого проводится расследование.

    Также работодатель за счет своих средств обеспечивает фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем. В ранее действовавшей редакции статьи видеосъемка не упоминалась, но преимущества ее проведения уже были описаны выше.

    Организация предоставляет за свой счет и транспорт, и служебное помещение, средства связи, специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

    В том случае, если работодатель отказывается предоставлять средства, заинтересованные лица (пострадавший, его представитель, представители профсоюза) вправе обратиться в суд или Инспекцию по труду с просьбой обязать работодателя выделить нужные средства и провести мероприятия по расследованию. При невыполнении данной обязанности на руководителя накладывается штраф.

    В ходе выяснения обстоятельств дела члены комиссии организуют встречи с пострадавшими, их доверенными лицами и членами семей в целях ознакомления их с результатами расследования, вносят предложения по вопросам оказания им помощи социального характера, разъясняют порядок возмещения вреда и оказывают правовую помощь (п.21 постановления Минтруда России № 73).

    В соответствии со ст. 229 ТК РФ каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. Кроме того, по требованию пострадавшего или в случае смерти пострадавшего по требованию родственников лиц, состоявших на иждивении пострадавшего, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель или иное доверенное лицо. Обратим Ваше внимание на то, что впервые законодатель расширяет список лиц, полномочных действовать в защиту интересов пострадавшего в случае его смерти. Так, ранее их перечень ограничивался лишь родственниками. Теперь же лица, состоявшие на иждивении пострадавшего, также имеют право лично или через представителя участвовать в расследовании, а термин «родственники» заменен «лицами, состоявшими с ним в близком родстве или свойстве», что с правовой точки зрения более правильно. Если законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

    Трудовой кодекс перечисляет документы, которые комиссия должна обязательно получить и исследовать при расследовании несчастного случая. В ранее действовавшей редакции Кодекса приводился список документов, необходимых для расследования лишь групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом. Для случаев, которые не были признаны таковыми приведенный перечень являлся примерным, а конкретный объем материалов определялся председателем в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.

    Итак, комиссия собирает следующие материалы:

    приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

    планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости – фото– и видеоматериалы;

    документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

    выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;

    протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

    экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;

    медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

    выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

    другие документы по усмотрению комиссии.

    Данный перечень не исчерпывающий, председатель комиссии вправе включить в него любые другие документы, имеющие отношение к происшествию.

    Перечень и объем материалов расследования групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств, определяется председателем комиссии с учетом имеющихся материалов расследования происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства.

    Заметим, что комиссия принимает к рассмотрению только оригиналы подготовленных документов, после чего с них снимаются заверенные копии (делаются выписки). Документы с не надлежаще оформленными поправками, подчистками и дополнениями как официальные не рассматриваются и подлежат изъятию.

    Сроки расследования несчастных случаев различны в зависимости от их тяжести.

    Они определены в ст. 229.1 ТК РФ, ранее им была посвящена часть ст. 229 ТК РФ.

    В соответствии с абз. 1 ст. 229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Ранее понятие «легкие повреждения здоровья» отсутствовало, говорилось о расследовании в трехдневный срок несчастных случаев, которые не являлись групповыми и не относились к категории тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом. Таким образом, согласно новой редакции Кодекса несчастные случаи на производстве, хотя и групповые, но повлекшие только легкие повреждения здоровья, будут расследоваться в течение трех дней.

    Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Увеличение общего срока расследования объясняется необходимостью полного и детального исследования всех обстоятельств дела, сбора большего количества материалов.

    Трудовой кодекс РФ устанавливает, что несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. Расследование проводится в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Если организация – работодатель существует, то с подачей такого заявления у работника не возникает проблем. Много вопросов в данном случае возникает тогда, когда организация прекратила свое существование либо собственник имущества организации сменился без сохранения правопреемственности. В таких ситуациях согласно положениям Постановления № 73 расследование несчастных случаев проводится по заявлению пострадавшего или его доверенных лиц государственными инспекторами труда с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя) и территориального объединения организаций профсоюзов. При обращении пострадавшего или его доверенных лиц с заявлением о несогласии с результатами ранее расследованного несчастного случая, происшедшего с ним до 1 февраля 2002 г., в соответствии со ст. 424 Кодекса дополнительное расследование указанных в заявлении обстоятельств и причин несчастного случая проводится с учетом требований правовых норм, действовавших в период его происшествия законодательных и иных нормативных правовых актов, регулировавших в то время порядок расследования несчастных случаев на производстве.

    Установленного законом срока может быть и не достаточно для расследования несчастного случая. Это может объясняться возникновением ряда обстоятельств, объективно препятствующих завершению в установленные сроки расследования несчастного случая. Например, при необходимости получения дополнительных медицинских и иных документов и заключений, или в связи с отдаленностью и труднодоступностью места происшествия (труднодоступные станции и обсерватории, геологоразведочные и иные экспедиции и отряды, буровые платформы на шельфе морей, при выполнении отдельных работ за границей, включая международные перевозки и т. п.).

    Председатель комиссии вправе продлить установленные сроки расследования, но не более чем на 15 календарных дней. Срок может продлеваться руководителем органа, представителем которого является должностное лицо, возглавляющее комиссию, но только тогда, когда необходима дополнительная проверка обстоятельств группового несчастного случая с тяжелыми последствиями, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, и при этом необходимо проведение медицинских, технических и иных экспертиз.

    В том случае, если завершить расследование несчастного случая в срок не возможно в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

    Сроки расследования несчастных случаев исчисляются в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая.

    На основании собранных документов и материалов комиссия либо государственный инспектор труда, в случаях, установленных законом:

    1) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;

    2) определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности;

    3) квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;

    4) определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов;

    5) вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев на производстве.

    6) в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая.

    Согласно ст. 229.2 ТК РФ и с п. 23 Постановления № 73 расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством:

    Смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом.

    Смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества. Подразумевается, что лицо, находящееся в состоянии опьянения, виновно в случившемся с ним, и работодатель не может нести ответственность за виновные действия потерпевшего.

    Несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние. При этом при принятии решения комиссия должна принимать во внимание официальные постановления (решения) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия. Целесообразно приостановить оформление материалов расследования до получения указанного решения.

    В соответствии со ст. 229.2 ТК РФ несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Статья 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет кто именно подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так, обязательному социальному страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем[5]; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем[6]. Отметим, что работники, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

    В том случае, если грубая неосторожность застрахованного лица содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, что было установлено в установленном законом порядке, то с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (в предусмотренных Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает степень вины застрахованного в процентах.

    Правительство Российской Федерации устанавливает порядок расследования случаев острого отравления или радиационного воздействия.

    Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждены постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 апреля 2005 № 275.

    5. Проведение расследований государственными инспекторами труда

    В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция.

    Статья 360 ТК РФ устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

    Таким образом, порядок проведения инспекций определяется Конвенцией Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 год). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ. Кроме того, необходимо руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 года № 78 «О федеральной инспекции труда».

    Мероприятия по проведению контроля, осуществляемые государственными инспекциями по труду, могут быть плановыми и внеплановыми. При этом, в отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

    Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

    Внеплановые мероприятия по контролю проводятся также в случаях:

    1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

    Обратим внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке, определяется с учетом требований ст. 8 Федерального закона № 134-ФЗ о недопустимости требования представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки.

    Статья 357 Трудового кодекса РФ и п. 10 Положения о федеральной инспекции труда перечисляют основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

    В порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц. Отметим, что инспектор обязан предъявить служебное удостоверение при проведении проверки. Кроме того, согласно предыдущей редакции Кодекса такие посещения могли осуществляется беспрепятственно, а не в порядке, установленном законом, что, несомненно нарушало права работодателей и могло привести к произволу проверяющих.

    Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Все запрашиваемые сведения предоставляются бесплатно.

    Изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

    Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

    Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания. Предписания могут содержать следующие рекомендации: об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; о восстановлении нарушенных прав работников; привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

    Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Напомним, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» государственные инспекторы труда были лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Право применять административное приостановление деятельности организаций предоставлено судьям.

    Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

    Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

    Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

    Два пункта статьи в новой редакции Кодекса признаны утратившими силу. Теперь инспекторы не вправе выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

    В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

    На инспекторов возложена обязанность хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности. Важной гарантией прав работника можно считать положение, закрепляющее конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Инспектор обязан воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель при этом возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

    Приведем пример по инспекции по труду г. Кирова. Так, за первый квартал 2006 года инспекция выдала 373 предписания, из них 29% – государственными инспекторами труда по правовым вопросам и 71% – государственными инспекторами труда по охране труда. Исполнено за отчетный период 237 предписаний (63,5% от числа выданных), устранено 3202 нарушения (56,5% от числа выявленных). Жалоб со стороны руководителей предприятий, учреждений, организаций на действия госинспекторов в первом квартале 2006 г. не поступало, отмены предписаний не было. При это в суды было направлено 10 протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях, в том числе в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – 7, в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ – 1 и в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – 2. Отмены или изменения постановлений госинспекторов в отчетном периоде не было. За текущий квартал государственными инспекторами труда было расследован 71 несчастный случай. По результатам расследования в органы прокуратуры направлено 62 материала расследования.

    Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда регламентировано ст. 229.3 ТК РФ. Ранее Трудовой кодекс не выделял данные положения в отдельную статью, данные нормы содержатся также в Постановлении № 73.

    Государственный инспектор труда вправе проводить дополнительное расследование несчастного случая в следующих случаях:

    1) при выявлении сокрытого несчастного случая;

    2) поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего либо его законного представителя или иного доверенного лица, а также лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая;

    3) при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования.

    Расследование проводится в соответствии с требованиями Трудового кодекса, при чем независимо от срока давности несчастного случая. В ходе проведения дополнительного расследования могут привлекаться профсоюзный инспектор труда, защищающий права и интересы работника, а при необходимости – представители соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

    Согласно п. 25 Постановления № 73 и ст. 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда оформляет заключение о несчастном случае на производстве. Данное заключение составляется по результатам дополнительного расследования. Государственный инспектор труда также может выдать предписание, которое является обязательным для выполнения работодателем.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    государственного инспектора труда

    по несчастному случаю



    мною лично.

    В ходе проведенного расследования установлено следующее:

    1. Сведения о пострадавшем (пострадавших):



    2. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда




    5. Выводы

    На основании проведенного мною расследования прихожу к заключению, что данный несчастный случай



    В случае если акт о несчастном случае на производстве оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая, то государственный инспектор труда вправе обязать работодателя или его представителя составить новый акт. В таком случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя или государственного инспектора труда.

    Отметим, что действующее законодательство не устанавливает конкретных сроков, в течение которых должны быть устранены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства. Очевидно, что инспектор по труду устанавливает сроки сам, руководствуясь при этом количеством недостатков и трудоемкостью их устранения. Так, например, внесение необходимых записей в трудовые книжки сотрудников не требует много времени и данное нарушение может быть устранено за три рабочих дня, в то время как для проведения обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда потребуется значительно больший период.

    Если в установленные сроки предписания инспектора по труду не будут выполнены, виновные лица могут быть оштрафованы в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для граждан установлен штраф в размере от 3 до 5 МРОТ, для должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ, для юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ.

    В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке.

    6. Оформление материалов расследования

    Все выводы, к которым приходит комиссия в ходе расследования, должны быть оформлены документально, то есть с помощью специальных актов. Акты составляются на русском языке либо на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве.

    Несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме 2, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению № 73 (акт формы Н-1).






    Несчастные случаи, которые произошли с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, если при этом они квалифицированы по результатам расследования как несчастные случаи на производстве, оформляются актом о несчастном случае на производстве по форме 3, предусмотренной приложением № 1 к Постановлению № 73. если данный случай будет квалифицирован комиссией как не связанный с производством, то он оформляется актом произвольной формы.






    Акт о несчастном случае на производстве оформляется по установленной форме в двух экземплярах (ст.230 ТК РФ), каждый из них обладает равной юридической силой. Один экземпляр передается пострадавшему (или его родственникам, если пострадавший умер), а другой остается у работодателя. Абз. 2 ст. 230 ТК РФ устанавливает, что при групповом несчастном случае акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

    Если же несчастный случай имел место с сотрудником, который состоял в трудовых отношениях с другим работодателем, то акт составляется в трех экземплярах. Два экземпляра и все материалы расследования несчастного случая, а также акт расследования направляются работодателю, с которым пострадавший состоит (состоял) в трудовых отношениях. Третий экземпляр акта, документы и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.

    Если несчастный случай произошел с застрахованным лицом, то также составляется дополнительный экземпляр акта для Фонда социального страхования РФ. Этот экземпляр и материалы расследования работодатель направляет в территориальное отделение ФСС России.

    В соответствии с п. 32 Постановления № 73 по тяжелым несчастным случаям на производстве и несчастным случаям на производстве со смертельным исходом, происшедшим с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, копии актов и материалов расследования в трехдневный срок после их утверждения направляются председателем комиссии в соответствующий орган прокуратуры и государственную инспекцию труда. Кроме того, копии актов по указанным случаям направляются также в Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруд РФ и соответствующий федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами физической культуры и спорта.

    В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая. Содержание акта должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве. В соответствии с п. 27 Постановления № 73 в акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных нормативных правовых актов.

    Конечно же, работник может быть сам виновен в произошедшем с ним, и это должно найти отражение в акте. Степень вины работника устанавливается в процентах. Если было установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению размера вреда, то этот факт отмечается в акте. Наличие или отсутствие вины работника определяется лицами, которые проводят расследование страхового случая, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации.

    Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Форма этого журнала утверждена постановлением Минтруда России № 73 (приложение 1, форма 9).

    Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом – родственникам по их требованию. Второй же экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего.

    При групповом, тяжелом и смертельном несчастном случае перечень необходимых документов шире. Кроме первого акта издается еще акт о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом. Он составляется также в двух экземплярах, но не требует утверждения руководителем организации, а просто подписывается теми, кто проводил расследование. Один экземпляр данного документа вместе с материалами расследования и копиями актов по форме Н-1 (Н-1ПС) направляется в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае, а второй хранится у работодателя. Копии акта и материалов расследования направляются, кроме того, в соответствующую государственную инспекцию труда, территориальный орган федерального надзора (по несчастным случаям, произошедшим в подконтрольных им организациях), а при страховом случае – в территориальное подразделение ФСС России. Кроме того, председатель комиссии посылает такие же копии в федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности.


    АКТ

    о расследовании группового несчастного случая

    (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом)






    Согласно ст. 230 ТК РФ о несчастном случае, не связанном с производством, составляется акт произвольной формы, который вместе с материалами расследования также должен храниться в организации в течение 45 лет.

    Зачастую работник выполняет свои обязанности на основании гражданско-правового договора. Так как же обстоит дело с этой категорией граждан, пострадавших в результате несчастного случая. Положение № 73 отвечает и на этот вопрос. Так, если в ходе расследования несчастного случая, были установлены сведения, дающие достаточные основания полагать, что гражданско-правовым договором фактически регулировались трудовые отношения пострадавшего с работодателем, то акт о расследовании несчастного случая вместе с другими материалами расследования направляется государственным инспектором труда в суд в целях установления характера правоотношений сторон упомянутого договора. Решение об окончательном оформлении данного несчастного случая принимается государственным инспектором труда в зависимости от судебного решения.

    В том случае, если работник исчез при исполнении им трудовых обязанностей либо работ по заданию работодателя (его представителя), то комиссия составляет о расследовании данного происшествия, в котором отражает результаты своего расследования. Акт должен содержать следующие сведения: данные о пострадавшем, сведения о его обучении по охране труда, о наличии опасных производственных факторов на его рабочем месте (предположительном месте исчезновения) и другие установленные обстоятельства происшествия, а также заключение комиссии о предполагаемых (возможных) причинах исчезновения и виновных в этом лицах. Акт подписывается всеми членами комиссии. Затем он вместе с другими материалами расследования направляется председателем комиссии в соответствующий орган прокуратуры, а их копии – в государственную инспекцию труда.

    Если работник признается в установленном порядке умершим, государственная инспекция труда с учетом всех полученных в ходе расследования сведений принимает решение о квалификации и оформлении данного происшествия как несчастного случая (связанного или не связанного с производством).

    С целью обеспечения права работника на получение информации о ходе и результатах расследования и возможности их оспаривания, работодатель либо его представитель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – доверенным лицам пострадавшего (по их требованию). У физического лица – работодателя может и не оказаться печати, в этом случае его утверждающая подпись в акте заверяется в установленном порядке.

    Для расследования несчастных случаев на некоторых предприятиях не всегда создаются специальные комиссии. В такой ситуации акты по несчастным случаям на производстве оформляются работодателем или уполномоченным им лицом на основании и в соответствии с заключением (актом о расследовании несчастного случая), составленным государственным инспектором труда, проводившим в установленном порядке расследование несчастного случая, о чем в акте делается соответствующая запись (вместо подписей членов комиссии).

    В заключении перечислим все формы, которыми оформляются результаты расследования несчастных случаев (утверждены постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73):

    1) форма 1 – извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);

    2) форма 2 (форме Н-1) – Акт о несчастном случае на производстве (акт составляется при индивидуальном несчастном случае, когда пострадавшим является один человек);

    3) форма 3 (форме Н-1ПС) – Акт о несчастном случае на производстве (происшедшем с профессиональным спортсменом);

    4) форма 4 – Акт расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);

    5) форма 5 – Заключение государственного инспектора труда;

    6) форма 6 – Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);

    7) форма 7 – Протокол осмотра места несчастного случая;

    8) форма 8 – Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;

    9) форма 9 – Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх