|
||||
|
Между успехом и неудачей![]() Провела я также стандартный для такой ситуации тест Эллерса – на мотивацию к успеху и избегание неудач. Дело в том, что выполняющий какую-то работу человек все время находится как бы между двумя выборами: с одной стороны, он жаждет успеха, с другой – боится, что его усилия будут напрасными. В случае с фирмой господина Федорова было изначально ясно, какую позицию займет его персонал. Приученный к безропотному подчинению, этот персонал не мог стремиться к успеху, во всяком случае, это стремление должно было перекрываться еще большим страхом перед любой неудачей, за которой следовали штрафные санкции. В такой ситуации лучше не делать ничего такого, что может спровоцировать неудачу. А когда человек сознательно защищается от возможных неудач, в бизнесе по законам жанра наступает застой. Что, собственно, в фирме господина Федорова и происходило. Фирма кое-как существовала, но о процветании и речи не шло. Ну не могут измученные страхом люди достичь успеха! ![]() По степени направленности часто различают «избегательную мотивацию» (мотивацию избегания неудач) и «достижительную мотивацию» (мотивацию достижения успеха). К первой относят людей, которых психологи называют люмпенизированными личностями. Люмпенизированный тип: – все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений; – согласен на низкую оплату при условии, чтобы другие не получали больше; – низкая квалификация; – не стремится повысить квалификацию, противодействует этому; – низкая активность и выступление против активности других; – низкая ответственность, стремление переложить ее на других; – стремление к минимизации усилий. Люди с «достижительной» мотивацией делятся на 4 типа. 1. Инструментальный тип: – интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации); – важна обоснованность цены, не желает «подачек»; – важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно. 2. Профессиональный тип: – интересует содержание работы; – не согласен на неинтересные для него работы, сколько бы за них ни платили; – интересуют трудные задания – возможность самовыражения; – считает важной свободу в оперативных действиях; – важно профессиональное признание как лучшего в профессии. 3. Патриотический тип: – необходима идея, которая будет им двигать; – важно общественное признание участия в успехе; – главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме. 4. Хозяйский тип: – добровольно принимает на себя ответственность; – характеризуется обостренным требованием свободы действий; – не терпит контроля. Эти пять типов направленности на неудачу и успех определяются при помощи тестирования. Но для определения общего умонастроения даже не столь важно, как градуирован тип с положительной мотивацией на успех, важно понять, что преобладает: стремление к успеху или страх перед неудачами. Для этого и используется проверенный временем тест Эллерса. Диагностика личности на пути к успеху: опросник включает 41 утверждение, требующее утвердительного или отрицательного ответа. 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. 11. Усердие – это не основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. Ключ: Назначьте по 1 баллу за ответы «Да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Назначьте по 1 баллу за ответы «Нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов. Результат тестирования: От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; выше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации успеха. Работники фирмы с трудом достигли 10 баллов, а кое-кто и не достиг. Высокие показатели были только у начальства. Методика диагностики избегания неудач состоит из набора слов, разбитых на три колонки. В каждой строке (а строк всего 30) можно выбрать только одно слово, которым можно определить характер человека. Тестируемые должны выбрать слово, наиболее точно характеризующее его личные качества. ![]() ![]() Подсчет баллов проводится согласно ключу к тесту: ![]() Интерпретация результатов: От 0 до 1 балла: очень низкий уровень мотивации избегания неудач, защиты; от 2 до 10 баллов: низкий уровень мотивации; от 11 до 16 баллов: средний уровень; от 17 до 20 баллов: высокий уровень; свыше 21 балла: очень высокий уровень мотивации избегания неудач, защиты. В фирме господина Федорова практически весь персонал показал наивысший уровень мотивации к избеганию неудач. Даже сам хозяин был потрясен, когда я объяснила ему результаты тестирования. – Неужели же они так меня боятся?! – сделал он свой вывод. Увы, да! В этой фирме неудача и наказание давно стали синонимами. ![]() Но безропотные люди безропотны только в определенной ситуации. Для работников господина Федорова – это в течение рабочего дня. Значит, они должны компенсировать страх и унижение в других ситуациях, что и показал мне тест на агрессивность. Казалось бы, какое нам дело, где работники себя компенсируют? Однако проявление агрессии – это показатель общего недуга трудового коллектива! Если муж приходит с работы и первым делом бьет жену, то таким жестоким образом он пытается восстановить свое попранное человеческое достоинство. Если жена набрасывается с воплями на соседку по этажу, когда возвращается с работы, – она тоже пытается компенсировать свое рабское унижение в течение рабочего дня. ![]() По поводу агрессивности психологи пишут следующее: «Психологические подходы к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялись как концепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (А. Доллард, С. Розенцвейг и др.). В конце 1950-х годов появился ряд публикаций по теме агрессии и агрессивности (Дж. Скотт, А. Бандура и Р. Вальтерс, А. Басс, А. Берковиц, К. Лоренц и др.), которые вызвали большой и неслабеющий поток экспериментальных и теоретических работ по данной теме. Агрессия (от лат. аggredi – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Агрессия сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и пр. Иногда агрессия может возникать как реакция на фрустрацию. Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессивность» позволяет принимать ее как мотивированное разрушительное поведение, часто противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т. д.). Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-нибудь цели; 2) способа психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении» (В. Павленин, «Психолого-педагогические факторы проявления агрессивности…», 2004). Для того чтобы понять, насколько вредный стиль управления успел изменить психическое состояние работников фирмы, я применяла тест Басса—Дарки, видоизмененный Э. Ф. Зеером и О. Н. Шахматовой, который выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: 1) физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; 2) косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющейся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т. п.); 3) склонность к раздражению – готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости; 4) обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; 5) подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; 6) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань). Опросник состоит из 60 утверждений, на которые испытуемый дает ответ «Да» или «Нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности. Суммирование индексов № 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности, а суммирование индексов 6 и 5 – индекс враждебности. 1. Временами не могу справиться с желанием сделать наперекор другому. 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, хотя быстро успокаиваюсь. 4. Не всегда получаю то, что заслужено. 5. Думаю, что люди часто говорят обо мне за моей спиной. 6. В разговоре (при обмене мнениями) часто высказываю несогласие с собеседниками. 7. Мне кажется, что я не способен ударить человека первым. 8. Если я не одобряю друзей, то при встрече даю им это почувствовать. 9. Я стараюсь быть снисходительным к чужим недостаткам. 10. Мне кажется, что другие больше, чем я, умеют пользоваться благоприятными обстоятельствами. 11. Держусь настороженно, когда люди относятся ко мне более дружественно (с большим дружелюбием), чем я ожидаю. 12. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить. 13. Если меня кто-нибудь ударит, я не смогу ответить тем же. 14. Когда раздражаюсь, хлопаю дверьми. 15. Я гораздо более раздражителен, чем это проявляется внешне. 16. Меня немного огорчает моя судьба. 17. Думаю, что многие окружающие люди (знакомые) меня не любят. Кое-кто настроен против меня. 18. Трудно удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 19. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку. 20. Я не способен на грубые шутки. 21. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 22. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь, кто мне очень не нравится. 23. Думаю, что многие мне завидуют. 24. Я часто настаиваю, чтобы окружающие уважали мои права. 25. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу». 26. От злости я иногда бываю мрачен. 27. Если кто-нибудь старается вывести меня из себя, я не обращаю внимания. 28. Меня часто гложет зависть, хотя я стараюсь этого не показывать. 29. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 30. Даже когда злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям. 31. Я редко даю сдачи, даже если меня ударят. 32. Обижаюсь, когда получается не по-моему. 33. Иногда люди раздражают меня своим присутствием. 34. Есть люди, которых я по-настоящему ненавижу. 35. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам». 36. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать ему все, что я о нем думаю. 37. Когда разозлюсь, могу ударить. 38. С десяти лет я не проявлял сильных вспышек гнева. 39. Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. 40. Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым трудно поладить. 41. Всегда задумываюсь, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. 42. Когда на меня кричат, начинаю кричать в ответ. 43. В детстве я дрался не чаще, чем другие. 44. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее. 45. Иногда чувствую, что готов первым начать драку. 46. Иногда мне кажется, что жизнь поступает со мной несправедливо. 47. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь в это не верю. 48. Сквернословлю только со злости. 49. Если для защиты своих прав надо применить физическую силу, то я ее применяю. 50. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. 51. Я бываю грубоват по отношению к тем людям, которые мне не нравятся. 52. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 53. Не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. 54. Есть люди, способные довести меня до драки. 55. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. 56. Я не огорчаюсь из-за мелочей. 57. Мне редко приходит в голову, что люди своим поведением специально пытаются оскорбить или разозлить меня. 58. Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение. 59. В споре часто повышаю голос. 60. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям. Ответы «Да» получают 1 балл, «Нет» – 0, согласно следующему ключу: 1. Физическая агрессия. «Да»: 1, 19, 25, 37, 43, 49, 54. «Нет»: 7, 13, 31. 2. Косвенная агрессия. «Да»: 2, 8, 14, 26, 32, 44, 50. «Нет»: 20, 38, 55. 3. Раздражение. «Да»: 3, 15, 21, 33, 39, 45, 51. «Нет»: 9, 27, 56. 4. Обида. «Да»: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46. 5. Подозрительность. «Да»: 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47. «Нет»: 52, 57. 6. Вербальная агрессия. «Да»: 6, 18, 24, 36, 42, 48, 53, 59. «Нет»: 12, 30, 53, 60. Уровни выраженности ![]() По уровням выраженности можно подсчитать так называемый индекс агрессивности, который складывается из суммы физической, косвенной и вербальной агрессии: Индекс Агрессивности = Физическая агрессия + Косвенная агрессия + Вербальная агрессия. Кроме индекса агрессии можно подсчитать и враждебность: Враждебность = Обида + Подозрительность. Чем выше индекс агрессивности и враждебности, тем более конфликтен человек. Если в организации высоки индексы агрессивности и враждебность, то возможны всплески конфликтов, а это, как вы понимаете, не улучшает рабочей обстановки. Тестирование показало, что обстановка в фирме не просто плохая, она на самом деле взрывоопасная. Достаточно появиться поводу для выплеска негативных эмоций – и безропотные рабы превратятся в кровожадных фурий. В условиях кризиса, сами понимаете, только этого еще и не хватало. – Что вам больше нравится, – спросила я руководителя, – банкротство или «бунт на корабле»? По тому как господин Федоров на меня глянул, было ясно: ни то ни другое. – Вовремя я вас пригласил, – вздохнул он тяжело. – Думал, поможете приструнить коллектив, а оказывается, их мотивировать сперва надо… – Погодите вы с мотивацией, – твердо сказала я. – Мотивируем. Но сначала вы начнете понемногу отпускать гайки. А я за это время побеседую с вашим народом и разберусь наконец, как исправить плоды вашего руководства. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|