|
||||
|
Между успехом и неудачейПровела я также стандартный для такой ситуации тест Эллерса – на мотивацию к успеху и избегание неудач. Дело в том, что выполняющий какую-то работу человек все время находится как бы между двумя выборами: с одной стороны, он жаждет успеха, с другой – боится, что его усилия будут напрасными. В случае с фирмой господина Федорова было изначально ясно, какую позицию займет его персонал. Приученный к безропотному подчинению, этот персонал не мог стремиться к успеху, во всяком случае, это стремление должно было перекрываться еще большим страхом перед любой неудачей, за которой следовали штрафные санкции. В такой ситуации лучше не делать ничего такого, что может спровоцировать неудачу. А когда человек сознательно защищается от возможных неудач, в бизнесе по законам жанра наступает застой. Что, собственно, в фирме господина Федорова и происходило. Фирма кое-как существовала, но о процветании и речи не шло. Ну не могут измученные страхом люди достичь успеха! По степени направленности часто различают «избегательную мотивацию» (мотивацию избегания неудач) и «достижительную мотивацию» (мотивацию достижения успеха). К первой относят людей, которых психологи называют люмпенизированными личностями. Люмпенизированный тип: – все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений; – согласен на низкую оплату при условии, чтобы другие не получали больше; – низкая квалификация; – не стремится повысить квалификацию, противодействует этому; – низкая активность и выступление против активности других; – низкая ответственность, стремление переложить ее на других; – стремление к минимизации усилий. Люди с «достижительной» мотивацией делятся на 4 типа. 1. Инструментальный тип: – интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации); – важна обоснованность цены, не желает «подачек»; – важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно. 2. Профессиональный тип: – интересует содержание работы; – не согласен на неинтересные для него работы, сколько бы за них ни платили; – интересуют трудные задания – возможность самовыражения; – считает важной свободу в оперативных действиях; – важно профессиональное признание как лучшего в профессии. 3. Патриотический тип: – необходима идея, которая будет им двигать; – важно общественное признание участия в успехе; – главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме. 4. Хозяйский тип: – добровольно принимает на себя ответственность; – характеризуется обостренным требованием свободы действий; – не терпит контроля. Эти пять типов направленности на неудачу и успех определяются при помощи тестирования. Но для определения общего умонастроения даже не столь важно, как градуирован тип с положительной мотивацией на успех, важно понять, что преобладает: стремление к успеху или страх перед неудачами. Для этого и используется проверенный временем тест Эллерса. Диагностика личности на пути к успеху: опросник включает 41 утверждение, требующее утвердительного или отрицательного ответа. 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. 11. Усердие – это не основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. Ключ: Назначьте по 1 баллу за ответы «Да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Назначьте по 1 баллу за ответы «Нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов. Результат тестирования: От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; выше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации успеха. Работники фирмы с трудом достигли 10 баллов, а кое-кто и не достиг. Высокие показатели были только у начальства. Методика диагностики избегания неудач состоит из набора слов, разбитых на три колонки. В каждой строке (а строк всего 30) можно выбрать только одно слово, которым можно определить характер человека. Тестируемые должны выбрать слово, наиболее точно характеризующее его личные качества. Подсчет баллов проводится согласно ключу к тесту: Интерпретация результатов: От 0 до 1 балла: очень низкий уровень мотивации избегания неудач, защиты; от 2 до 10 баллов: низкий уровень мотивации; от 11 до 16 баллов: средний уровень; от 17 до 20 баллов: высокий уровень; свыше 21 балла: очень высокий уровень мотивации избегания неудач, защиты. В фирме господина Федорова практически весь персонал показал наивысший уровень мотивации к избеганию неудач. Даже сам хозяин был потрясен, когда я объяснила ему результаты тестирования. – Неужели же они так меня боятся?! – сделал он свой вывод. Увы, да! В этой фирме неудача и наказание давно стали синонимами. Но безропотные люди безропотны только в определенной ситуации. Для работников господина Федорова – это в течение рабочего дня. Значит, они должны компенсировать страх и унижение в других ситуациях, что и показал мне тест на агрессивность. Казалось бы, какое нам дело, где работники себя компенсируют? Однако проявление агрессии – это показатель общего недуга трудового коллектива! Если муж приходит с работы и первым делом бьет жену, то таким жестоким образом он пытается восстановить свое попранное человеческое достоинство. Если жена набрасывается с воплями на соседку по этажу, когда возвращается с работы, – она тоже пытается компенсировать свое рабское унижение в течение рабочего дня. По поводу агрессивности психологи пишут следующее: «Психологические подходы к пониманию агрессии и агрессивности долгое время определялись как концепцией влечения, так и теориями, рассматривающими агрессию как последствие фрустрации (А. Доллард, С. Розенцвейг и др.). В конце 1950-х годов появился ряд публикаций по теме агрессии и агрессивности (Дж. Скотт, А. Бандура и Р. Вальтерс, А. Басс, А. Берковиц, К. Лоренц и др.), которые вызвали большой и неслабеющий поток экспериментальных и теоретических работ по данной теме. Агрессия (от лат. аggredi – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей. Агрессия сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и пр. Иногда агрессия может возникать как реакция на фрустрацию. Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессивность» позволяет принимать ее как мотивированное разрушительное поведение, часто противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжения, страха, подавленности и т. д.). Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-нибудь цели; 2) способа психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении» (В. Павленин, «Психолого-педагогические факторы проявления агрессивности…», 2004). Для того чтобы понять, насколько вредный стиль управления успел изменить психическое состояние работников фирмы, я применяла тест Басса—Дарки, видоизмененный Э. Ф. Зеером и О. Н. Шахматовой, который выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: 1) физическая агрессия – использование физической силы против другого лица; 2) косвенная агрессия – агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющейся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т. п.); 3) склонность к раздражению – готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости; 4) обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания; 5) подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; 6) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань). Опросник состоит из 60 утверждений, на которые испытуемый дает ответ «Да» или «Нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности. Суммирование индексов № 1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности, а суммирование индексов 6 и 5 – индекс враждебности. 1. Временами не могу справиться с желанием сделать наперекор другому. 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, хотя быстро успокаиваюсь. 4. Не всегда получаю то, что заслужено. 5. Думаю, что люди часто говорят обо мне за моей спиной. 6. В разговоре (при обмене мнениями) часто высказываю несогласие с собеседниками. 7. Мне кажется, что я не способен ударить человека первым. 8. Если я не одобряю друзей, то при встрече даю им это почувствовать. 9. Я стараюсь быть снисходительным к чужим недостаткам. 10. Мне кажется, что другие больше, чем я, умеют пользоваться благоприятными обстоятельствами. 11. Держусь настороженно, когда люди относятся ко мне более дружественно (с большим дружелюбием), чем я ожидаю. 12. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить. 13. Если меня кто-нибудь ударит, я не смогу ответить тем же. 14. Когда раздражаюсь, хлопаю дверьми. 15. Я гораздо более раздражителен, чем это проявляется внешне. 16. Меня немного огорчает моя судьба. 17. Думаю, что многие окружающие люди (знакомые) меня не любят. Кое-кто настроен против меня. 18. Трудно удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 19. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку. 20. Я не способен на грубые шутки. 21. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 22. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь, кто мне очень не нравится. 23. Думаю, что многие мне завидуют. 24. Я часто настаиваю, чтобы окружающие уважали мои права. 25. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу». 26. От злости я иногда бываю мрачен. 27. Если кто-нибудь старается вывести меня из себя, я не обращаю внимания. 28. Меня часто гложет зависть, хотя я стараюсь этого не показывать. 29. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 30. Даже когда злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям. 31. Я редко даю сдачи, даже если меня ударят. 32. Обижаюсь, когда получается не по-моему. 33. Иногда люди раздражают меня своим присутствием. 34. Есть люди, которых я по-настоящему ненавижу. 35. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам». 36. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать ему все, что я о нем думаю. 37. Когда разозлюсь, могу ударить. 38. С десяти лет я не проявлял сильных вспышек гнева. 39. Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. 40. Если бы все знали, что я чувствую, меня считали бы человеком, с которым трудно поладить. 41. Всегда задумываюсь, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. 42. Когда на меня кричат, начинаю кричать в ответ. 43. В детстве я дрался не чаще, чем другие. 44. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее. 45. Иногда чувствую, что готов первым начать драку. 46. Иногда мне кажется, что жизнь поступает со мной несправедливо. 47. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь в это не верю. 48. Сквернословлю только со злости. 49. Если для защиты своих прав надо применить физическую силу, то я ее применяю. 50. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. 51. Я бываю грубоват по отношению к тем людям, которые мне не нравятся. 52. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 53. Не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. 54. Есть люди, способные довести меня до драки. 55. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. 56. Я не огорчаюсь из-за мелочей. 57. Мне редко приходит в голову, что люди своим поведением специально пытаются оскорбить или разозлить меня. 58. Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение. 59. В споре часто повышаю голос. 60. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям. Ответы «Да» получают 1 балл, «Нет» – 0, согласно следующему ключу: 1. Физическая агрессия. «Да»: 1, 19, 25, 37, 43, 49, 54. «Нет»: 7, 13, 31. 2. Косвенная агрессия. «Да»: 2, 8, 14, 26, 32, 44, 50. «Нет»: 20, 38, 55. 3. Раздражение. «Да»: 3, 15, 21, 33, 39, 45, 51. «Нет»: 9, 27, 56. 4. Обида. «Да»: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46. 5. Подозрительность. «Да»: 5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47. «Нет»: 52, 57. 6. Вербальная агрессия. «Да»: 6, 18, 24, 36, 42, 48, 53, 59. «Нет»: 12, 30, 53, 60. Уровни выраженности По уровням выраженности можно подсчитать так называемый индекс агрессивности, который складывается из суммы физической, косвенной и вербальной агрессии: Индекс Агрессивности = Физическая агрессия + Косвенная агрессия + Вербальная агрессия. Кроме индекса агрессии можно подсчитать и враждебность: Враждебность = Обида + Подозрительность. Чем выше индекс агрессивности и враждебности, тем более конфликтен человек. Если в организации высоки индексы агрессивности и враждебность, то возможны всплески конфликтов, а это, как вы понимаете, не улучшает рабочей обстановки. Тестирование показало, что обстановка в фирме не просто плохая, она на самом деле взрывоопасная. Достаточно появиться поводу для выплеска негативных эмоций – и безропотные рабы превратятся в кровожадных фурий. В условиях кризиса, сами понимаете, только этого еще и не хватало. – Что вам больше нравится, – спросила я руководителя, – банкротство или «бунт на корабле»? По тому как господин Федоров на меня глянул, было ясно: ни то ни другое. – Вовремя я вас пригласил, – вздохнул он тяжело. – Думал, поможете приструнить коллектив, а оказывается, их мотивировать сперва надо… – Погодите вы с мотивацией, – твердо сказала я. – Мотивируем. Но сначала вы начнете понемногу отпускать гайки. А я за это время побеседую с вашим народом и разберусь наконец, как исправить плоды вашего руководства. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|