Что такое мотивация

Мотивация – это не завуалированное ругательство в приказе, объясняющее нежелание наемного работника выполнять условия трудового договора, это, прежде всего, заинтересованность человека в исполнении своих обязательств по договору. И для того, чтобы человек захотел работать, его труд руководителю нужно каким-то образом мотивировать, то есть, проще, – сделать не бесцельным. Нет заинтересованности – не заставите вы человека трудиться, он ведь не машина, бессмысленного труда не любит.

Иногда заинтересовать работника просто, иногда сложно, но тем не менее – необходимо. Потому что, если не мотивировать его труд, работник начнет сам искать мотивацию, чтобы продолжать трудиться, и если для себя он мотивации не найдет, то предпочтет от вас уйти.

Помнится, еще в советские времена, когда я была школьницей, наш класс оказался на практике на мелком предприятии. Данный цех занимался изготовлением коробок. Ничего сложного: берешь заготовку и складываешь из нее коробку. Сложил нужное количество коробок – выполнил дневную норму. Сначала мы учились эти коробки складывать, потом учились складывать их в нужном темпе, потом стали выполнять норму. И все бы шло, как положено, если бы одна наша одноклассница не заглянула на задний двор этого предприятия. И увидела она там такую сцену: посреди двора была целая груда готовых коробок, которые безжалостно сминал бульдозер. Девочка спросила у бульдозериста, зачем он наши коробки давит, и получила замечательный ответ, что они ненужные. Это она нам рассказала шепотом и расширяя глазищи. Мы стали срочно искать нашего мастера и приперли того к стенке расспросами.

– Зачем мы, – возмутились, – делаем коробки, которые потом бульдозер уничтожает?

– Так мы же, – удивился мастер, – вам и норму невысокую зарядили, и даже деньги платим, пусть небольшие, чего вам еще?

– Почему наши коробки под бульдозер? – плакали мы.

– Потому что другой размер теперь пошел, – говорил мастер.

– Так дайте нам другие заготовки, и будем делать нужного размера! – кричали мы.

– Нет других пока еще, – отбивался мастер, – делайте из старых.

– Не хотим, чтобы их под бульдозер! – не соглашались мы.

Мастер не знал, что сказать, он позвал директора. Директор тоже не знал, что сказать. Он распорядился отметить нам школьную практику, заплатить за неделю вперед (столько должна была еще продолжаться эта практика) из расчета выполненной нормы и отправил всех на каникулы. Он отлично понимал, что детей невозможно заставить выполнять бессмысленную работу, то есть понимал всю правду необходимой мотивированности любого труда. Только вот другой работы для школьников у него не было.


Годом позже мы оказались на другом заводе, тоже на практике. И столкнулись там с аналогичным по своей бессмысленности трудом. Но теперь уже в отходы шли наши опыты по сборке каких-то деталей. Сначала мы очень гордились, что нам доверили припаивать проводки, но когда выяснилось, что проводки мы припаиваем к бракованным заготовкам… Да, мы позвали нашего наставника, тот – начальника цеха, но никто перед нами даже оправдываться не стал: на класс просто наложили взыскания, то есть лишили заработанных на негодных проводках денег и пригрозили «двойками» за практику. Все оставшиеся дни мы предпочитали бессмысленному труду ничегонеделание. А ведь первую неделю старались изо всех сил. Вот оно – отсутствие мотивации. И никакие угрозы еще больше осложнить нашу практику не подействовали.

Конечно, в реально действующей фирме трудно представить подобную ситуацию, когда результат работы обречен на уничтожение. Но это вовсе не означает, что любой труд имеет мотивацию. Например, если предприятие выпускает неконкурентный товар, если этим товаром забиты склады и работники в курсе этих дел, то ожидать от них уважения к себе бессмысленно. Потому как их работа тоже лишена смысла, то есть не мотивирована.

Чаще, конечно, труд не бессмысленный, но достаточной мотивации для его выполнения не имеется.


Что же рассматривается как достаточная мотивация для выполнения человеком работы?

На первом месте, конечно, стоит материальный стимул. Он не основной, но ведущий. Один предприниматель, который, несмотря на свой дремучий ум, «шарил» по некоторым специальным сайтам, почерпнул оттуда наивное убеждение, что материальный стимул не столь важен. Он был убежден, что «мотивировать» можно чем угодно, только не рублем. Вроде бы «рублем» даже как-то некрасиво.

Увы! Это главнейшая и глупейшая ошибка. Ряд специальностей можно мотивировать только рублем, потому что на эти должности уважающий себя человек не пойдет. И не нужно выдумывать мотивацию для, например, уборщика территории. Единственное, чем можно привлечь человека на такую работу, – хорошая оплата труда и свободный график. И не занимайтесь глупостями: не ищите уборщика, который будет любить свою профессию или испытывать трепетное отношение к вашей фирме. Этого в принципе невозможно представить.

Платите хорошо, платите вовремя, не заставляйте уборщика «отбывать» нормативное время – и с текучестью уборщиков будет у вас покончено. Аесли ваш неквалифицированный персонал видит, что соседи платят больше и не требуют отсиживать без дела восьмичасовой день, то, вне всякого сомнения, они зададут свой вопрос из серии «про коробки и бульдозер». Для примера расскажу такую вот историю.


В одной фирме в обязанности уборщицы входило ежечасное мытье лестницы, и даже не лестницы, а некоторых площадок на первом, третьем и пятом этажах, поскольку там самоорганизовались «курилки». Поскольку директор курение считал напрасной тратой здоровья и времени, а его работники без курения работы не представляли, между ними шла тихая война. Эта война больше всего отразилась на судьбе уборщиц: они обязаны были драить лестничные площадки, чтобы директору на глаза не попалось ни единого окурка.

Пепельницы, которые народ заботливо поставил, по директорскому приказу были изъяты и уничтожены. Вот и приходилось уборщицам каждый час плестись на лестницу с ведром и шваброй. Из-за этого у них сложился восьмичасовой рабочий день, когда бы вполне хватило уборки утром и вечером. И разумеется, на этой должности никто долго не держался: попробуйте сами целый день мыть лестницу, зная, что через десять минут она снова превратится в одну большую пепельницу!

Как-то в уборщики был нанят немолодой мужчина. И вот его первый день на трудовом посту. Кадровичка ведет мужчину и предъявляет фронт работ. Доходят они до пресловутой лестницы. Кадровичка начинает вещать о необходимости ежечасной уборки этого помещения, а мужчина вдруг опускается на корточки и начинает собирать окурки в кучу, что-то бормоча под нос.

– Не руками, не руками, – говорит кадровичка, – шваброй в ведро, и мыть, мыть, мыть!

– Любезнейшая, – отвечает ей уборщик, – если исходить из логики, так коэффициент полезности слишком низок. Подсчитайте сами: за один час на каждой площадке набегает от 60 до 340 окурков с соответствующим выбросом серого пепла, за восемь часов набежит от 480 до 2720 окурков с соответствующим выбросом серого пепла, за неделю – от 2400 до 136 00 окурков с соответствующим выбросом серого пепла, за месяц…

– Ты уборщик, – багровеет кадровичка, – а не математик!

– В прежней жизни, – пожав плечами, отвечает мужчина, – как раз математик, так вот.

Кадровичка разражается гневной тирадой, что в гробу она таких математиков видела, как ей на плечо ложится директорская рука.

– Вы считаете, – удивленно спрашивает директор, – что курить все равно не бросят?

– Никоим образом, – говорит новый уборщик, – а потеря целесообразности неприемлемая. Поставьте лучше большие пепельницы, и не нужно будет эту лестницу постоянно убирать. Двух раз в день будет достаточно. Иначе у вас ни один уборщик не приживется, ведь он большую часть времени тратит на вашу лестницу. Я не приживусь, я бессмысленного труда не выношу.

Бывшего математика из уборщиков директор отправил в отдел, занятый эффективностью производства, а лестницу оснастили пепельницами. На этом текучесть уборщиц внезапно прекратилась.


Поскольку ниже уборщицы должностей вроде как уже не существует, текучесть этих кадров сразу показывает, как обстоят дела в коллективе. Из хорошего коллектива или от хорошей зарплаты уборщицы не бегут. Труд более квалифицированного персонала мотивируется не только рублем, но рубль-то все равно будет определяющим. Если в вашей фирме зарплата сотрудников на аналогичных должностях вдвое ниже, чем у соседей, то вполне очевидно, что к вам:

а) попадут те, кто не попал к конкурентам;

б) сотрудники не будут выкладываться, поскольку как ни выкладывайся, все равно выше назначенного оклада не прыгнешь;

в) многим придется подрабатывать, чтобы не голодать.

Психологи, которые пишут о том, что мотивация рублем – не основное, имеют в виду, что назначенного оклада должно хватать для нормальной жизни человека. Но хозяева, которые читают статьи психологов, подразумевают под нормальной жизнью совсем не то, что психологи. Хозяева по какой-то нелепой причине отождествляют нормальную жизнь с прожиточным минимумом. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Нормальная жизнь подразумевает, что сотрудник может позволить себе покупать продукты питания, не высчитывая лихорадочно, хватит ли ему средств, если он купит не предусмотренный «корзиной» лишний килограмм мяса или же он должен обходиться хлебом и крупами. А кроме еды для нормальной жизни нужны средства на культурную программу (театр, кино, книги), оздоровление, поддержание имиджа (парикмахерская, одежда, обувь). Эти приобретения «корзиной» никак не предусмотрены.

И хозяева, которые вдвое или меньше перекрывают «корзину», платят на самом-то деле своим сотрудникам зарплату, практически не совместимую с нормальным уровнем жизни! Так что, выбирая сумму наименьшего заработка в вашей фирме, исходите из расчета, что он должен быть в два или три раза выше стоимости «корзины». Иначе о мотивации вообще говорить не приходится. Ее у ваших сотрудников не будет.


Некоторые руководители считают, что стоит мотивировать сотрудников хорошим будущим.

– Сейчас мы живем ради завтрашнего дня, – говорят они своим несчастным рабам, – перед нами стоит задача огромной важности – преодолеть кризис, потуже затянув пояса. Если сегодня нам удастся выстоять, вопреки проискам конкурентов, то в будущее мы войдем победителями…

Господа хорошие, это риторика! Нормальный человек живет настоящим днем. Если долго лошадь не кормить или плохо кормить, но тем не менее на ней ездить, то рано или поздно она сдохнет. И перед смертью от голода и усталости не испытает большой радости, даже если над ней в последний час будет стоять господин хозяин и приводить факты о растущих показателях нацеленной на будущее фирмы.

Будущее после кризиса, будущее через десять лет, будущее через два года… Это мало волнует людей, которые должны жить в сегодняшнем дне и сознательно отказываться от более высокого заработка у конкурентов. На такой подвиг способны только те, кто владеет фирмой, то есть хозяева или акционеры. Наемный работник не владеет ничем. Из этого и исходите.

Отличный заработок через пару лет, особенно с конкретными цифрами, – это хуже, чем ложь, это признание одного из двух: либо вы практически банкрот, либо вы решили «пережить трудные времена», переложив все тяготы на наемных сотрудников. Когда нанятый вами персонал начинает это понимать, он, без всякого сомнения, от вас сбежит. Мотивация будущим в дни кризиса не работает.


Господин Федоров исключением не был. Он на собраниях все время поминал будущее и необходимость выстоять в период кризиса. Само собой, работники понимать этого ни в какую не желали. Свое нежелание они «демонстрировали ногами», то есть бежали.

– И ведь все молодой персонал, здоровый, выносливый, – жаловался мне Федоров.

Самое забавное, что именно молодой персонал и не намерен дожидаться какого-то будущего счастья и повышения зарплаты! Молодому персоналу на дискотеку хочется сегодня, а не через десять лет. Старшему персоналу обещать благоденствие через десятилетие – тоже дело дохлое. Десять лет для них – срок слишком большой, кто-то может и не дожить. А тем, кому 30–40 лет, этого объяснять и вовсе не стоит. Они предпочитают зарабатывать сегодня. Именно они достаточно квалифицированны, чтобы претендовать на более высокую оплату труда, и достаточно молоды, чтобы трудиться в напряженном графике.

Вот и получается, что обещание светлого будущего есть всего лишь сотрясение воздуха. Да и какое светлое будущее может быть у маленькой фирмы? Ей вовек не стать корпорацией. Единственное, на что можно рассчитывать, – занять надлежащую нишу на рынке. Но тогда. Да, тогда обещания, что завтра будет лучше, чем сегодня, и деньги начнут сами падать с ясного неба, – ложь или самообман. Плохо, если вы обманываете самих себя, но хуже – если вы сознательно обманываете тех, кто от вас зависит материально, то есть трудовой коллектив. Так что не пытайтесь мотивировать людей будущим благом. В мелком бизнесе это – абсурдная мотивация.


Другая форма мотивации – обещание карьерного роста. В крупных фирмах и корпорациях обещание молодому или относительно молодому человеку карьерного роста – явление общепринятое. Именно так позиционируются многие «стартовые» должности, которые иначе стали бы совершенно непривлекательными. Например, в некоторых фирмах сотовой связи низшая должность – продавец в салоне – позиционируется как наиболее перспективная для будущей карьеры, и молодые люди охотно идут на такую работу, но спустя пару месяцев им становится ясно, куда они попали: на них «вешаются» все проблемы и материальные потери, так что приходится думать не о карьерном росте, а о погашении неожиданных долгов.

Никто при найме о таких «минусах» профессии не рассказывает. Неудивительно, что текучесть кадров на этой «перспективной» должности огромная. А в маленьких фирмах – какая там может быть мотивация карьерного роста? Нулевая. Как правило, ключевые должности заняты прочно и освобождаются редко, и для того, чтобы пройти путь от младшего менеджера до старшего, требуются годы. Если с такой фирмой все в порядке, то есть нет текучести кадров, то с карьерным ростом большие проблемы.

Если с карьерным ростом все хорошо, то большие проблемы с самой фирмой. Вы можете обещать неопытному юнцу сделать из него знающего специалиста, но вряд ли через пару лет этот молодой человек сможет занять кресло заместителя руководителя.

Следовательно, карьерную мотивацию тоже использовать не стоит. Кто может себе позволить карьерную мотивацию? Только крупные или быстро растущие фирмы, где будут реально образовываться новые рабочие места. Если же у вас фирма небольшая, то о какой карьерной мотивации речь? Для того чтобы карьера состоялась, вам придется уволить тех, кто сейчас занимает руководящие должности. Или предположить, что через пару лет эти должности освободятся. Но что это значит в смысле пропаганды карьерной мотивации? То, что ваши ведущие специалисты не справятся с управлением или. что они от вас уйдут добровольно. Вряд ли оба сценария поднимут фирму в глазах жаждущего карьеры молодого человека. Так что и не обещайте того, чего не можете обещать.

Но если не деньги, не безбедное будущее и не карьера – чем тогда вообще можно мотивировать своих работников?

Сначала поговорим о том, чем мотивировать не следует.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх