Послесловие

Не надо им мешать

Кто вы, читатель?

Предприниматель или домохозяйка, артист или студент, клерк или дворник, учитель или чиновник, военный или милиционер, банкир или контролер, прокурор или вор, бандит или политик, продавец или официантка, врач или священник.

Главное для нас, что вы открыли, полистали, а может быть и почитали нашу книгу.

Героев этой книги очень легко судить. Действительно: вот они, олигархи, столпы нашей экономики, хозяева и управляющие крупнейших предприятий, федеральные чиновники. Это они сделали нашу экономику такой, какая она есть, то есть отсталой и неэффективной. Это они посадили страну на «трубу», вздули до немыслимых пределов цены на жилье, так и не научились делать хорошие отечественные автомобили и компьютеры.

С другой стороны, героями этой книги очень легко восхищаться. Многие сделали свои состояния и авторитет собственным горбом, умом, удачей. А главное, это именно они создали благополучие новой России, точнее, это во многом под их руководством и при непосредственном участии мы имеем нынешнюю Россию. Какую имеем, как говорится.

Одним словом, герои этой книги явные победители.

А победителей, кажется, не судят.

Но дело не только в этом.

Дело в том, что герои наши нисколько не лучше и не хуже нас с вами. У каждого из них своя мера греха и праведности, негодяйства и добра, она ничем не отличается от нашей, может быть, просто масштабы разные. Впрочем, мера зла или добра – понятие зыбкое. Да и не виноваты они, что в чем-то лучше многих, что они оказались умнее, быстрее, сообразительнее, трудолюбивее многих и многих из нас.

Политики достойны своих граждан. Но и предприниматели являются плотью от плоти своего народа, из которого они вышли. Они – это и есть мы, они такие же, как мы с вами, со всеми достоинствами и недостатками.

Поэтому надо отдавать себе отчет в том, что кроме этих людей, никто нашу российскую экономику не спасет, именно эти люди и многие такие, как они, выжившие и добившиеся денег и положения, пройдя короткую историю новой России, смогут поднять экономику и развить страну.

Они себя и нас с вами вытащат из ямы, причем любой, какой бы она ни была глубокой.

Мы в этом уверены. Поэтому давайте не просто их выслушаем, но и поможем им. Чем? А просто не будем им мешать. Просто им не надо мешать.


Кризис – это время, когда каждый наедине со своей слабостью или могуществом нет аплодисментов, есть лишь треск костей и глухие удары о помост.

«Мир вообще очень сильно изменился – похоже, исчезла атмосфера оптимизма и процветания, которая ощущалась повсюду, куда я приезжал на протяжении последних трех-четырех лет. Все серьезно обеспокоены сохранением своих рабочих мест, сбережений и тревожатся за будущее. Я чувствую, что в целом люди, будь то жители Лондона, Нью-Йорка или Москвы, стали осмотрительнее, однако сейчас самое время ухватить свой шанс… Я не считаю, что этот кризис продлится дольше, чем те, которые нам уже довелось пережить».

Ричард Брэнсон, компания Virgin

«Надо забыть про несбывшиеся ожидания 2008-го и перестать расстраиваться из-за того, что не можешь изменить. Стоит просто рационально поработать над расходами и вернутьих в состояние 2003–2005 годов. Понятно, что тяжело увольнять сотрудников, резать зарплаты, отжимать подрядчиков. Самое трудное – договариваться с муниципалитетами о понижении арендных ставок».

Максим Ткачев, управляющий директор News Outdoor Group

«У всех разное видение банковского бизнеса. Мы не ставим задачу угробить клиента. У нас есть опыт 1998 года. Тогда клиенты выжили, и мы вместе с ними. Какой смысл убивать дойную корову, если ты не пират?! Если же предприятие действительно неспособно работать и приносить прибыль пусть с некоторой отсрочкой, тогда надо банкротить и забирать залоги».

Дмитрий Орлов, председатель правления банка «Возрождение»

«Может быть, сейчас легче разом все закрыть, но пройдет время, и восстанавливать производство придется с большими затратами. Поэтому надо понимать, какой экономика будет не только на сегодняшний день, но и в ближайшие несколько лет… Мы ведем оптимизацию вне зависимости от того, кризис есть или нет, – повышаем производительность труда, снижаем себестоимость продукции. Мы, например, сократили головной офис без каких-либо отрицательных последствий. Компания не ухудшила свою работу, наоборот, стала более мобильной».

Владимир Стржалковский, генеральный директор «Норильского никеля»









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх