Глава 4. Анализ системы кредитования малого предпринимательства и пути его совершенствования

Вопросы организации работы банков по кредитам

Развитие кредитования малого бизнеса во многом зависит от состояния банковского сектора, развития рынка банковских услуг в стране. В настоящее время наша страна готовится стать полноправным членом Всемирной Торговой Организации (далее везде по тексту – ВТО), что порождает немало проблем для отечественных банков. Дело в том, что те условия, на которых отечественные банки предлагают свои кредитные услуги населению, значительно хуже (процентные ставки выше), чем те условия, которые могут предложить иностранные банки. Когда страна вступит в ВТО, иностранные банки смогут без ограничений свободно предлагать свои услуги предпринимателям, а это в свою очередь поставит наши отечественные банки в невыгодные условия конкуренции, рынок банковских услуг в стране просто может быть поглощен иностранными банками. Такое положение дел для своего разрешения требует изменения положений национального законодательства России в области правоотношений по банкам и банковской деятельности.

Изменение законодательства возможно только при сохранении положительной динамики роста нашей экономики.

Сейчас наш законодатель видит основной способ решения данной проблемы в том, чтобы создать условия, при которых произойдет консолидация банковского капитала. В результате этого более крупные и «сильные» банки смогут «поглотить» более мелкие и неустойчивые. Такая практика соответствует и мировому опыту.

Правительство РФ и Банк России неоднократно высказывали свою заинтересованность в укрупнении кредитных организаций с целью обеспечения большей надежности расчетной системы, поддержания порядка и стабильности на финансовых рынках, а также повышения конкурентоспособности с аналогичными зарубежными структурами в условиях либерализации банковской деятельности. Последняя задача особенно актуальна в условиях, когда в России после вступления в ВТО, по мнению некоторых экспертов, увеличится доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны и деятельность иностранных кредитных организаций на ее территории примет иные формы и более широкие масштабы.[9]

Однако объединение банковского капитала в нашей стране не может происходить по «западному» образцу. В нашей стране данный процесс обусловлен рядом характерных черт (признаков).

1. Неразвитость фондового рынка и традиции двойной бухгалтерии обусловят по преимуществу скрытый характер преобразования собственности, что значительно затруднит реформирование соответствующей законодательной базы.

2. В случае дальнейшего обострения проблем банковского сектора Банк России, вероятно, будет вынужден установить преференциальный режим для банков, поглощающих неплатежеспособные кредитные организации, что противоречит сложившейся международной правовой практике.

3. Открытие доступа иностранным банкам на российский рынок предполагает аналогичный доступ российских банков в банковские системы других государств, но можно сказать, что ни один российский банк в действительности не способен конкурировать с аналогичными иностранными структурами не только за границей, но и в самой России.

4. Сложность правового регулирования заключается в том, что степень регулирования отдельных сегментов финансового рынка в России неодинакова.[10]

Реформирование законодательной базы, регулирующей деятельность иностранных кредитных организаций в России, существенно осложняет тот факт, что основная денежная масса обращающейся наличности у населения и расчеты в период 1993–2000 гг. производились преимущественно посредством иностранной валюты – доллара. Сейчас расчеты все больше переходят на евро. Таким образом, вскоре можно будет говорить о конкуренции между долларом и евро, которая в конечном счете приведет к конкуренции между банковской системой США и банковской системой ЕС в целом. Данное обстоятельство весьма выгодно для России, в связи с чем со своей стороны ей следует на законодательном уровне стимулировать переход к европейским стандартам.

Переход к евро достаточно закономерен: по данным комиссии Европейского союза в 1980–1990-е гг. в американских долларах осуществлялось свыше 50 % мировых торговых сделок, хотя доля США в мировом экспорте составляла в конце века примерно 15 %. Таким образом, сложность правового обеспечения деятельности иностранных кредитных организаций, действующих на территории РФ, обусловлена также трансформацией самой банковской системы России в условиях возрастающей конкуренции между долларом и евро.

Расширение деятельности иностранных кредитных организаций в России будет иметь не только возможные отрицательные, но и положительные следствия, к которым можно отнести следующие:

1) повысится транспарентность функционирования деятельности банковской системы в целом, что соответствует общей тенденции в государственном регулировании экономической деятельности и позволит расширить клиентскую базу. Состояние российской банковской системы пока таково, что, по данным Председателя ЦБ РФ С. Игнатьева, на 1 апреля 2004 г. из 638 коммерческих банков, которые проверил ЦБ РФ, у 136 были выявлены признаки фиктивного капитала;

2) использование рекомендаций зарубежных банков и применение их методик по изучению финансовых рынков и конкурентных стратегий позволят повысить конкурентоспособность российских банков, что приведет к улучшению качества банковского обслуживания для населения и бизнеса;

3) расширится использование информационных и коммуникационных технологий в банковском секторе, в частности интернет-технологий (e-banking, private banking и др.). Вместе с тем за последние 5 лет в России произошел значительный рост такого вида преступлений, как неправомерный доступ к компьютерной информации. Сумма причиненного материального ущерба в 2003 г. составила сумму, более чем в 14 раз превышающую значение аналогичного показателя за 1999 г. Это, как отмечалось выше, является следствием недостаточности правового регулирования в данной сфере;

4) на основе заимствования зарубежного опыта деятельности крупных банков можно будет усовершенствовать механизм кредитования реального сектора экономики, в частности промышленности, и форм участия банков в финансово-промышленных группах. До настоящего времени сохраняются разрывы между объемом потенциального спроса на кредитные ресурсы со стороны предприятий нефинансового сектора и реальными объемами кредитования. По состоянию на 1 сентября 2003 г. объем кредитов сроком выше 1 года, выданных банками нефинансовым предприятиям, составил свыше 22,4 млрд долл. США. Между тем ежегодная потребность нефтяной, газовой отраслей, электроэнергетики, автопрома и сфере малого бизнеса превышает 33 млрд долл. США;

5) процесс перехода крупнейших российских компаний на обслуживание в банки с иностранным участием, действующие на территории РФ, позволит уменьшить отток капитала за границу, который до последнего времени по данным ЦБ РФ значительно превышал приток иностранного капитала в страну;

6) вероятно, произойдет значительное снижение банковских рисков вследствие оптимизации системы банковского надзора, внедрения мониторинга рисков и эффективной системы управления в соответствии с международными стандартами, так как высокие экономические и политические риски в настоящее время являются одним из факторов, препятствующих увеличению масштабов присутствия иностранного капитала в России;

7) опыт иностранных кредитных организаций позволит повысить эффективность процедур возврата долгов по банковским кредитам и укрепить институт залога, что потребует соответствующих изменений законодательства, направленного на защиту прав кредиторов;

8) создание более благоприятной экономической среды позволит развить сферы ипотечного кредитования, кредитования малого и среднего бизнеса;

9) следует ожидать повышение профессионального уровня российских банковских служащих и в целом привнесение накопленной культуры «банковского бизнеса».

Наша страна входит в пятерку стран с быстро развивающейся экономикой. При этом в инвестиционном плане по международным данным наиболее привлекательна Индия, а Россия «замыкает» пятерку стран. В качестве одного из недостатков нашей экономики многие международные специалисты отмечают именно слабость наших банков, неразвитость сектора банковских услуг. В правовой системе нашей страны созданы такие условия, что Россия, как и Китайская Народная Республика, остаются недоступными для иностранных банков, а также для компаний, оказывающих страховые услуги. По этой причине для сравнения можно отметить, что России (в отличие от других стран с переходной экономикой) иностранные кредитные организации занимают незначительный сегмент рынка (менее 8 %). При этом они ограничиваются созданием собственных дочерних банков, воздерживаясь от прямых инвестиций в отечественные банки.

Таким образом, в России более вероятно создание мощного банка «с нуля», что могут сделать западные банки, обладающие крупными финансовыми возможностями и опытом работы в России. В целом, по данным Банка России на начало 2005 г. в стране действовали 128 кредитных организаций с иностранным капиталом, из которых 34 – со 100 %-ным иностранным капиталом. Только три банка, контролируемых нерезидентами (Международный Московский Банк, Raiffeisenbank Austria и Citibank), по размерам активов входят в число 20 крупнейших российских банков.[11]

Однако резко изменять правовое регулирование в области иностранных банковских инвестиций нельзя. Такое правовое регулирование объясняется тем, что условия кредитования, которые могут предложить иностранные банки, в том числе и в области кредитования малого предпринимательства, значительно выгоднее, чем те, которые могут предложить отечественные банки. Наши банки пока не могут позволить себе условия кредитования на таких же условиях, что и иностранные банки, ввиду их малой капитализации и слишком большого риска убытков. Поэтому до тех пор, пока банковская система нашей страны не станет более устойчивой и конкурентоспособной, необходимо сдерживать процесс открытия национального рынка банковских услуг для иностранных кредитных организаций, в противном случае есть риск потерять контроль над важнейшими областями экономики. Необходимость в сохранении регулирования доступа иностранного капитала подтверждается практикой стран – членов ВТО: сейчас 110 стран сохраняют ограничения на доступ иностранного капитала на рынок банковских услуг.

В начале XXI в. законодатель серьезно реформировал национальное законодательство в области деятельности иностранного капитала. Принятые законодательные акты изменяли правовое регулирование более приближенно к международным стандартам. Это Федеральные законы от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», «О кредитных историях», от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках РФ». Внесены серьезные коррективы в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы валютного регулирования, в том числе принят новый Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», и т. д. Однако до сих пор остается ряд нерешенных проблем. В целом наше законодательство не только по вопросам иностранных инвестиций и банковских услуг, но и по многим другим серьезно отстает от реальных потребностей текущих правоотношений. Ситуация в банковском секторе меняется практически каждые полгода и требует соответствующего изменения и законодательства, в итоге законодатели просто не успевают своевременно предложить участникам банковских отношений нужного им правового регулирования. Отчасти данный пробел возмещается локальным регулированием самих банков. Это происходит за счет того, что банки изменяют свои внутренние правила кредитования и т. д.

Таким образом, в целях привлечения иностранных кредитных организаций для их деятельности на территории России, для совершенствования банковской системы страны, по мнению Е. В. Бережинской, надлежит осуществить следующее.

1. Переориентировать деятельность регулирующих органов с жесткой административной модели контроля (предусматривающей значительный объем отчетности, не влияющей на эффективность функционирования кредитных организаций), на создание благоприятных правовых и экономических условий для развития финансово устойчивых банков независимо от размера их уставного капитала. Это в свою очередь требует:

1) предоставить банкам больше самостоятельности;

2) принять срочные и действенные меры по сокращению объема отчетности, предоставляемой в территориальные управления Банка России;

3) широко внедрять информационные технологии;

4) пересмотреть (в сторону сокращения) нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков;

5) отменить (уменьшить) отчисления в фонд обязательных резервов либо установить порядок начисления процентов на депонируемые в ЦБ РФ суммы из расчета как минимум ставки рефинансирования (международный уровень отчислений в фонд обязательных резервов колеблется в пределах 0,45–2,5 %);

6) внедрить систему «одного окна» (т. е. установить единый регистрирующих орган для кредитных организаций, так как на настоящий момент согласно нормам Закона о Банке России и Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом для кредитных организаций одновременно являются Банк России и Министерство финансов РФ);

7) уменьшить налогооблагаемую базу банков по налогу на прибыль на сумму кредитов (инвестиций) в реальный сектор экономики;

8) не форсировать переход на международные стандарты финансовой отчетности в связи с неготовностью к этому ни Банка России, ни коммерческих банков в регионах, а также отсутствием для этого методического и программного обеспечения и т. д.

2. Выработать на государственном уровне конкретную позицию по вопросу присутствия иностранного капитала в банковской системе России.

3. Установить равные условия для функционирования кредитных организаций на территории России.

4. Создать благоприятный инвестиционный климат в стране, в частности принять закон, регулирующий деятельность иностранных инвестиций в банковской системе России, так как согласно ст. 1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» данный нормативный правовой акт не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации.

5. Повысить правовую культуру населения, в частности преодоление правового нигилизма, особенно бурно развившегося в 1990-х гг., путем внедрения в образовательные учреждения дополнительных часов правового обучения учащихся, расширения сферы консалтинговых услуг физическим и юридическим лицам.

6. Усовершенствовать законодательные нормы, регулирующие вопросы банкротства кредитных организаций, установленные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в том числе норму об очередности расчетов с кредиторами. Преднамеренное банкротство остается одним из наиболее популярных способов хищения собственности. Обвинительные приговоры по выявленным случаям криминального банкротства выносятся в единичных случаях, что в свою очередь требует внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ.

7. Усовершенствовать правовое регулирование проверки финансового состояния кредиторов. Следует сказать, что с апреля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О кредитных историях», направленный в определенной степени на частичное решение данной проблемы.

8. Реформировать механизм возврата «проблемных» кредитов, в том числе в судебном порядке. Это потребует внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие данный вопрос, так как на сегодняшний момент проблемы, связанные с возвратом кредитных средств, тормозят развитие рынка кредитования.[12]

Состояние отечественного банковского сектора во многом зависит от состояния (размеров) кредитных ресурсов банков. Кредитная деятельность выражается в многочисленных и постоянно осуществляемых банковских кредитных операциях (кредитных сделках). В перечне банковских операций согласно ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» содержится только одна операция, сопоставимая с размещением денежных средств. Речь идет о п. 2 ч. 1, в котором предусмотрена банковская операция по размещению привлеченных денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет. В этой связи возникает ряд вопросов, ответы на которые позволят уточнить содержание кредитной деятельности банка:

1) как соотносятся содержание банковской операции по п. 2 ч. 1 ст. 5 и ч. 2 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

2) относится ли к банковской операции размещение находящихся на банковских счетах денежных средств физических и юридических лиц в рамках осуществления операции открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц;

3) относится ли к банковской операции размещение собственных средств банка.

Банки имеют право использовать денежные средства своих клиентов (не только предоставленные им по договору банковского вклада). Это подтверждается п. 2 ст. 845 ГК РФ, согласно которому «банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами», и п. 1 ст. 852 ГК РФ: «если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет». Учитывая, что субъектом использования денежных средств, находящихся на счетах физических и юридических лиц, выступает банк, можно предположить, что и подобная операция по использованию денежных средств относится к банковским. В перечне банковских операций ст. 5 Закона о банках, который является исчерпывающим, такая операция отсутствует. Означает ли это, что подобную операцию (использование денежных средств, находящихся на счетах юридических и физических лиц), могут осуществлять и другие субъекты хозяйственного оборота?

Получение кредита юридическими лицами, в том числе и для нужд малого предпринимательства, в настоящее время частично регламентировано Регламентом предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997 г.

Кредиты предоставляются юридическим лицам и предпринимателям, имеющим в Банке расчетные или текущие счета. Кредитование заемщика производится на основе:

1) кредитного договора;

2) договора об открытии кредитной линии, возобновляемой (револьверной) или невозобновляемой;

3) генерального соглашения об открытии кредитной линии (рамочной) и отдельных кредитных договоров.

Для более детального рассмотрения вопроса о порядке предоставления кредитов юридическим лицам необходимо обратиться к положениям Регламента предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997 г. № 285-р (утв. Комитетом Сбербанка РФ по предоставлению кредитов и инвестиций).

Так, согласно названному Регламенту при предоставлении кредита на определенные цели и конкретный срок с заемщиком заключается кредитный договор.

Возобновляемая (револьверная) кредитная линия открывается заемщику для осуществления регулярных финансово-хозяйственных операций (как правило, это предприятия торговли), а также для покрытия общего разрыва в платежном обороте промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий (на эти цели могут предоставляться и обычные кредиты, без открытия кредитной линии (п. 1.5.2. Регламента).

Возобновляемая кредитная линия открывается на срок не более 1 года. Пролонгация револьверной кредитной линии не допускается. При возобновляемой (револьверной) кредитной линии выдача и погашение кредита производятся в пределах установленного лимита задолженности в течение всего срока действия договора об открытии кредитной линии (п. 1.5.2. рассматриваемого Регламента).

Невозобновляемая кредитная линия открывается для осуществления различных платежей, связанных с одним контрактом или партией товара (например, для оплаты таможенной очистки, перевалки, транспортировки и прочих расходов). При открытии невозобновляемой кредитной линии выдача кредита производится в пределах установленного лимита, при этом погашенная часть кредита не увеличивает свободный лимит кредитования.

Рамочная кредитная линия открывается заемщику для оплаты отдельных поставок товаров в рамках одного контракта, реализуемого в течение определенного периода, либо кредитования целевых программ заемщика. Под каждую поставку (или этап целевой программы) заключается отдельный кредитный договор в рамках генерального соглашения об открытии рамочной кредитной линии. Обеспечение оформляется по каждому кредитному договору.

Обязательным условием предоставления кредита является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве обеспечения банк принимает:

1) передаваемые в залог ценные бумаги Сбербанка России и государственные ценные бумаги РФ;

2) передаваемые в залог ценные бумаги субъектов Российской Федерации в пределах установленных на них лимитов риска;

3) передаваемые в залог ликвидные ценные бумаги банков в пределах установленных на банки-контрагенты лимитов риска;

4) передаваемые в залог акции корпоративных эмитентов в пределах установленных на них лимитов риска;

5) поручительства Министерства финансов Российской Федерации (только для Центрального аппарата Сбербанка России);

6) поручительства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленных на них лимитов;

7) банковские гарантии в пределах установленных на банки-контрагенты лимитов риска;

8) поручительства платежеспособных предприятий и организаций;

9) передаваемые в залог транспортные средства, товары в обороте, оборудование, другое имущество;

10) передаваемые в залог объекты недвижимости, права аренды недвижимости (в том числе земли), права по инвестиционным контрактам, права на объекты незавершенного строительства;

11) средства на депозитном счете заемщика в банке.

Помимо перечисленных видов обеспечения, рекомендуется принимать дополнительно поручительство руководителя или учредителя Заемщика (когда учредитель – физическое лицо). Оценочная стоимость документарных ценных бумаг устанавливается в соответствии с «Регламентом приема документарных ценных бумаг в обеспечение по кредитным договорам в рублях, заключаемым учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации с юридическими лицами» (от 14 января 1997 г. № 144-р) и «Регламентом проведения территориальными банками Сбербанка России операций с векселями субъектов Российской Федерации» (от 5 августа 1997 г. № 243-р).

Оценочная стоимость другого имущества (объектов недвижимости, оборудования, товаров в обороте, транспортных средств) устанавливается на основании экспертного заключения специалиста Банка по вопросам оценки залогов или дочернего предприятия Банка и понимается как наиболее вероятная цена, за которую имущество будет продано на конкурентном и открытом рынке. Оценочная стоимость передаваемого в залог имущества корректируется с использованием поправочного коэффициента:

1) для объектов недвижимости – не более 0,7;

2) для товаров в обороте, оборудования и иного имущества – не более 0,5.

С целью снижения кредитных рисков могут быть использованы одновременно несколько форм обеспечения возврата кредита, и сумма обеспечения может превышать сумму обязательств (основного долга и процентов) по договору. Сумма кредита и причитающихся за пользование кредитом процентов за период не менее 6 месяцев (если срок кредита превышает 6 месяцев) не должна превышать по совокупности оценочной стоимости предметов залога с учетом понижающих коэффициентов и суммы денежного депозита, банковских гарантий и поручительств, исключая поручительство руководителя (учредителя) заемщика.

Обеспечение в виде залога товаров в обороте применяется, как правило, по кредитным договорам (договорам об открытии кредитной линии), по которым предусмотрено периодическое частичное погашение кредита из получаемой заемщиком выручки от реализации товаров и услуг. При этом большое значение при принятии решения о кредитовании под залог товаров в обороте имеют объемы инкассируемой выручки и кредитовых оборотов по счету клиента в Банке.

Депозит как обеспечение может использоваться как в рамках «Схемы кредитования юридических лиц под обеспечение депозитом», утвержденной Комитетом Сбербанка России по предоставлению кредитов и инвестиций 6 июня 1997 г., так и вне схемы. Погашение задолженности за счет средств депозита производится в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами (т. е. через расчетный счет заемщика, в том числе в случае безакцептного списания). Заемщик (залогодатель) должен застраховать в пользу банка переданное в залог имущество, кроме ценных бумаг и товаров в обороте, от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения на все случаи, предусмотренные Правилами страхования страховщика (полный пакет).

Страховая сумма должна быть не ниже оценочной стоимости предмета залога либо суммы задолженности по кредиту и причитающихся процентов на период действия договора страхования, если сумма задолженности по кредиту с процентами меньше оценочной стоимости. Выбор страховщика осуществляется банком. Перечень страховых компаний, с которыми могут работать учреждения банка, устанавливается Сбербанком России.

Уплата процентов за пользование кредитом производится ежемесячно или ежеквартально. Процентная ставка по кредитному договору должна быть не ниже минимальной ставки, установленной Комитетом Сбербанка России по процентным ставкам и лимитам (за исключением случаев, когда территориальному банку предоставлено право регулирования процентных ставок в пределах рассчитанного лимита в соответствии с «Порядком предоставления территориальным банкам права по регулированию процентных ставок по привлечению и размещению средств» от 10 января 1997 г. № 142).

При открытии кредитной линии заемщик вносит плату за пользование открытым лимитом кредитной линии. Плата взимается единовременно после заключения договора об открытии кредитной линии за весь срок действия договора. Размер платы устанавливается кредитным комитетом Банка в процентах годовых от лимита кредитной линии. Выдача кредита в рублях производится преимущественно путем оплаты платежных документов заемщика (в соответствии с целевым назначением кредита) непосредственно с его ссудного счета.

Допускается перечисление суммы кредита на расчетный счет заемщика по его платежному поручению в отдельных случаях, а именно:

1) при предоставлении кредита на выплату заработной платы работникам;

2) при необходимости проведения конверсионных операций;

3) при предоставлении револьверной кредитной линии для покрытия общего разрыва в платежном обороте;

4) в других случаях, предусмотренных отдельными нормативными документами Сбербанка России.

Выдача кредита в иностранной валюте производится перечислением суммы кредита на текущий валютный счет заемщика по его платежному поручению. Одновременно с поручением на перечисление суммы кредита на расчетный или текущий валютный счет (за исключением перечислений в счет револьверной кредитной линии) заемщик представляет в банк чек для получения наличных денег (для выплаты зарплаты) и (или) платежные поручения на перечисление средств с расчетного (текущего валютного) счета в соответствии с целевым назначением кредита.

Допустимый размер обязательств одного заемщика перед банком устанавливается Сбербанком России.

При предоставлении кредита или открытии кредитной линии объем кредитования определяется исходя из потребностей заемщика, подтвержденных бизнес-планом и технико-экономическим обоснованием (ТЭО) кредита, с учетом кредитоспособности заемщика. При этом размер предоставляемого кредита не должен снижать кредитоспособности заемщика. Решение о предоставлении кредита принимается кредитным комитетом Банка. Территориальный банк может ограничить полномочия отделений в части принятия решений о предоставлении кредитов. В территориальном банке ведется единая база данных о заемщиках и предоставленных территориальным банком и отделениями кредитах по форме и в объемах, утвержденных кредитным комитетом территориального банка.

Банк выступает собственником всех денежных средств, находящихся на счетах физических и юридических лиц. Отсутствие же банковской операции, соотносимой только с размещением собственных средств, необходимо сопоставлять с сущностью банка как торговца «чужими» деньгами и расширительным толкованием положения п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Размещение привлеченных денежных средств не означает размещение собственных средств физических и юридических лиц.

Искаженное понимание банковской операции (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности») может произойти из-за подмены понятий. Размещению подлежат не просто привлеченные денежные средства, а денежные средства физических и юридических лиц, привлеченные во вклады, т. е. переданные банку на основании договора банковского вклада, а следовательно, перешедшие в его собственность.

Использование выражения «от своего имени и за свой счет» (п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности») определяет режим действий, еще раз подтверждающих, что только собственными денежными средствами можно распоряжаться «от своего имени и за свой счет». Отношение законодателя к данному выражению можно проследить на примере ст. 971, 990 и 1005 ГК РФ, содержащих легальные определения договора поручения, комиссии и агентирования соответственно. В договоре поручения поверенный действует от имени доверителя, комиссии – комиссионер действует от своего имени, а агентский договор предоставляет возможность конструирования действий агента от имени как своего, так и принципала. Объединяет все эти договоры то, что действия всегда совершаются за счет доверителя в договоре поручения, за счет комитента – в договоре комиссии, за счет принципала – в агентском договоре.

Следовательно, можно утверждать, что совершать действия от своего имени и за свой счет можно только в отношении собственного имущества и в своих интересах. Именно поэтому можно заключить, что размещению подлежат денежные средства, принадлежащие банку на основаниях, предусмотренных как общегражданским, так и специальным банковским законодательством.[13]

Есть ли альтернатива банковскому кредиту?

В настоящее время есть немало способов получить финансовую поддержку вашего бизнеса, не всегда для этого нужно брать кредит. Финансовые вливания периодически нужны каждой организации, для этого в фирмах часто создают резервный фонд или другим способом накапливают определенный запас капитала. Например, в акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью это можно сделать посредством принятия решения об увеличении уставного капитала общества. В таком случае, если фирме срочно потребуются средства, их можно «вывести» из этого уставного капитала. Есть немало других способов получить дополнительное финансирование, кроме кредита. Например, мы уже говорили о лизинге или договоре факторинга (финансирования под уступку требования).

Оснований, по которым кредит лучше не брать, очень много. Прежде всего это потому, что банки предоставляют кредит под высокие процентные ставки. Это касается, конечно, не всех банков. Давать в долг средства под невысокую процентную ставку банк согласен в том случае, если фирма уже не первый год сотрудничает с данным банком и ранее никогда не допускала просрочек в платежах по кредитам. Кроме того, сегодня банки неохотно работают с малыми компаниями, поскольку есть большой риск ненадлежащего исполнения обязательств по кредиту со стороны заемщика.

Неудобство в получении кредита выражается и в том, что часто банки значительно усложняют процедуру получения кредита. Оформление обусловлено предоставлением банку различных документов, подтверждающих финансовую «надежность» клиента. Кроме того, сотрудники банков часто контролируют целевое использование кредита, а получение фактически тех же средств со стороны без оформления кредита в принципе никак не может быть обусловлено их целевым использованием. Само условие о строго целевом использовании кредита несколько несвоевременно. Дело в том, что ситуация на внутреннем рынке оборота товаров и предоставления услуг постоянно меняется, наша экономика пока еще не настолько развита, чтобы можно было с предельной точностью предугадать реальные потребности фирмы через полгода или год. Поэтому если при получении (оформлении) кредита его предполагалось использовать на одни цели, то спустя год данный вид деятельности может не принести фирме ожидаемого дохода (это станет очевидным), но появится новый сегмент рынка, который желательно как можно скорее заполнить, на что соответственно нужны средства. А фирма уже не может «переадресовать» целевое их использование.

Еще одним источником привлечения средств являются займы кредитных кооперативов. Воспользовавшись услугами таких организаций, руководитель фирмы сэкономит не только деньги за счет более низких процентных выплат, но и собственное время.

Кредитные кооперативы – особая форма организации, создаваемая гражданами, мелкими предпринимателями для взаимного финансирования. Часто кредитные кооперативные объединения – единственное место, где представители малого бизнеса могут получить дополнительные денежные средства по более низким процентным ставкам, чем у коммерческих банков.


В российском законодательстве существует три вида кооперативов, в которых могут участвовать субъекты малого бизнеса:

1) кредитные потребительские кооперативы граждан;

2) сельскохозяйственные кредитные кооперативы;

3) общества взаимного кредитования.

Кооперативы меньше реагируют на экономические кризисы. Тому есть несколько причин. Денежные фонды кооперативов принадлежат пайщикам, следовательно, они могут принять решение о возврате своих средств. Управление в кредитных кооперативах прозрачно, поэтому денежные потоки легко проследить. К тому же вложение средств в рискованные операции запрещено (ст. 19 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»), а значит, вероятность финансовых потерь сведена к минимуму. Еще один немаловажный момент – пайщики знают друг друга лично, и невозврат кредита практически исключен.


В основе создания кредитного кооператива и осуществления его деятельности лежат следующие принципы:

1) образование кооператива по территориальному признаку;

2) добровольное вступление и свобода выхода;

3) открытие кооператива для приема новых членов, у которых интересы соответствуют его целям и задачам;

4) равноправие членов (принцип «один член кооператива имеет один голос»);

5) право личного участия членов в любых видах деятельности кредитного кооператива, в том числе в управлении его делами;

6) смена состава руководящих органов по принципу выбора;

7) недопущение обогащения одного члена за счет другого;

8) справедливое и пропорциональное распределение дохода между членами соответственно доле участия каждого из них в деятельности кредитного кооператива;

9) доступность информации о деятельности кооператива для его членов;

10) оказание услуг преимущественно членам кооператива;

11) минимизация стоимости услуг, предоставляемых членам кооператива, за счет снижения издержек.

В отличие от банковских учреждений кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Основная цель его деятельности – удовлетворение потребности своих членов в производственном кредите.

Кооператив создают путем объединения паевых взносов. Вступление в эту организацию и выход из нее свободные. Это означает, что паевой капитал постоянно меняется. Поэтому в отношении кредитного кооператива не могут действовать положения о фиксации количества членов и определении минимального размера уставного (паевого) капитала.

Источниками формирования имущества кредитного кооператива могут быть как собственные, так и заемные средства. Собственные активы кооператива формируются за счет паевых и вступительных взносов его членов, доходов от деятельности и прочих поступлений.

Паевой взнос члена кредитного кооператива может быть обязательным и дополнительным. Обязательный пай дает право голоса и участия в деятельности кооператива. Вклад можно делать как в денежной форме, так и в натуральной (но не более 50 % пая). Дополнительный пай (или личные сбережения) члены кооператива вносят по желанию сверх обязательного. По нему получают дивиденды.

Кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд, размер которого должен составлять не менее 10 % от паевого капитала.

При обеспечении правовых условий и разумной поддержке государства кредитные кооперативы могли бы стать цивилизованной альтернативой банкам в финансировании малых предприятий. Однако в настоящее время федеральное законодательство фактически не регламентирует деятельность данных организаций. Государство же делает основной упор на создание нормативно-законодательной базы в этой отрасли, ее развитие и контроль за надлежащим исполнением правовых актов.

Кооперативы могли бы занять достаточно широкую нишу в области финансирования малых предприятий. Но, к сожалению, пока такие кредитные учреждения находятся в стадии становления. Однако, несмотря на это, некоторые регионы уже выпустили нормативные правовые акты, разрешающие работу подобных организаций. В их числе Волгоградская, Саратовская, Тюменская области.

Развитие кооперативов могло бы стать важным направлением программы государственной поддержки небольших фирм. В условиях дефицита бюджетных ресурсов развитие кредитных кооперативов может способствовать вовлечению частных средств в финансирование малого бизнеса.


Основные источники финансирования предприятий:

1) средства учредителей;

2) займы друзей, знакомых, родственников;

3) финансовая поддержка местных властей, фондов предпринимательства;

4) привлечение средств или имущества новых компаньонов;

5) кредиты банков;

6) инвестиции;

7) займы кредитных кооперативов.[14]

Есть еще один вариант получения финансовой поддержки, помимо кредитования (например, посредством венчурного финансирования). Венчурное финансирование предоставляется под гарантии конвертируемых привилегированных акций (это акции, по которым можно получить доходы, участвовать в голосовании на собрании акционеров и т. д.). Они не только защищают инвесторов от возможной потери вложенных средств, но и обеспечивают получение других преимуществ.

Одно из главных преимуществ держателя акций состоит в том, что у него есть особые привилегии (права) в случае ликвидации фирмы – заемщика. Данное право состоит в том, что держать акции вправе получить определенную сумму (она не обязательно будет равняться сумме долга заемщика) еще до того, как будут сделаны какие-либо выплаты в пользу держателей обыкновенных акций. Под ликвидацией в венчурном финансировании понимается широкий перечень транзакций, в результате которых те, кто до сделки являлись держателями основной части акций, теряют большинство голосов. Это и слияние, и реорганизация, и продажа ценных бумаг или активов компании, а также любая другая сделка или серия сделок. Данная привилегия защищает инвесторов и в том случае, если руководство предприятия собирается его ликвидировать. После выплаты ликвидационной привилегии средства, оставшиеся, например, от продажи компании, распределяют среди держателей обыкновенных акций уже на пропорциональной основе.

Внедрение ИТ-технологий и совместительство

В некоторых развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится чуть ли не половина ВВП. В подобных условиях рост численности малого и среднего бизнеса прекращается или существенно замедляется, обостряется борьба их конкуренции. Самим предприятиям малого и среднего бизнеса приходится перестраиваться, в том числе и за счет привлечения информационных технологий в свою деятельность (далее по тексту – ИТ). В настоящее время (уже последние 2 года) в рамках крупных ИТ-корпораций даже создаются специальные подразделения, целями работы которых являются пропаганда и внедрение решений для малых компаний, причем доля этих департаментов в общих продажах значительно возрастает «в разы» год от года.

В настоящее время рынок ИТ-технологий в стране можно отнести к быстро развивающимся и постоянно растущим. Это тот сегмент рынка, где можно активно развиваться малому и среднему бизнесу. При этом можно как использовать данные технологии, внедряя их в свой бизнес, так и самим заниматься разработкой подобных технологий. Однако здесь так же могут быть свои трудности. Дело в том, что рынок ИТ-технологий изначально в нашей стране развивался только для представителей большого бизнеса. И теперь эти же компании-разработчики подгоняют свои программы под потребности малого и среднего бизнеса, что часто не соответствует реальным потребностям малого бизнеса. Взятое «на вырост» оборудование, а равно и программное обеспечение содержат множество ненужных, редко используемых функций. К тому же это дорого: стоимость владения значительно возрастает за счет солидных расходов на его эксплуатацию. Тем временем дешевые станки (оборудование) и общеприменяемые компьютерные программы (Майкрософт и т. д.) вовсе не способствуют быстрому и эффективному развитию бизнеса, а использование старого оборудования в мелком производстве даже небезопасно. То, что может быть выгодным и хорошим для предпринимателя-индивидуала, никак не подходит для решения более или менее серьезных бизнес-задач.

Рыночная статистика свидетельствует о том, что компании малого и среднего бизнеса с каждым годом тратят на обновление автоматизации своего бизнеса все больше денег. Так, исследования компании IDC показывают, что доля небольших корпоративных потребителей ИТ составляет в настоящее время 53 %, а к 2009 г. увеличится до 54 %. В этом смысле наша страна является, по мнению аналитиков, одним из наиболее перспективных рынков сбыта ИТ-продукции, и она не только не отстает от остального мира, но по некоторым показателям даже демонстрирует более высокую динамику роста.

Согласно расчетам крупнейших аналитических агентств сегмент малого и среднего бизнеса обладает высоким потенциалом роста, и в России прогнозируемое увеличение расходов таких компаний на ИТ-товары и услуги значительно превышает общеевропейские ожидания. По тем же данным IDC увеличение расходов малых и средних предприятий России на ИТ до 2009 г. будет составлять не менее 19 % в год. Сейчас по сведениям той же IDC 55 % всех ИТ-расходов предприятий России приходится на сектор малого и среднего бизнеса.

Однако открытым остается другой вопрос: почему малый и средний бизнес именно сейчас стал проявлять повышенный интерес к информационным технологиям?

Причина в том, что в нашей стране, как и в странах Балтии, СНГ и Восточной Европы, малые предприниматели только-только крепко встали на ноги. Таким образом, период органического развития завершился, и актуальными стали другие задачи. В итоге понятия «повышение конкурентоспособности», «управляемость», «прозрачность» стали актуальными и для субъектов малого предпринимательства, а не только крупных корпораций. В сегменте малого и среднего бизнеса начался поиск механизмов и средств, способных обеспечить дальнейшее развитие.

Малый и средний бизнес представляет собой особый вид субъектов бизнеса, который обладает рядом особенностей, способствующих быстрому внедрению ИТ-технологий. Так, срок окупаемости вложений в автоматизацию здесь не в пример меньше, чем в крупном бизнесе. Причина тому – в более простой структуре и меньшей численности сотрудников таких компаний. В малом и среднем бизнесе происходит самое быстрое развитие. В малом бизнесе результаты от внедрения ИТ-технологий можно получить очень быстро, по крайней мере намного быстрее, чем в крупных фирмах. Тот эффект, который крупные компании добиваются годами, здесь достижим в течение нескольких месяцев. Возможно, по этой причине многие фирмы этого сегмента быстро переходят на ИТ-решения.

Одним из недостатков в автоматизации и внедрении ИТ-технологий является то обстоятельство, что их цена довольно высока. Сегодня руководитель малого и среднего предприятия сначала оценивает именно потребности бизнеса в новых решениях, но затем все-таки принимается за изучение прайс-листов. Все это и пытаются учесть поставщики.

Получить увеличение прибыльности своего бизнеса можно и посредством открытия (развития) второго «дела». Но тут есть свои особенности и трудности. Чтобы открыть и развивать новое дело, нужны дополнительные затраты. Кроме того, новое дело можно начинать тогда, когда потребительский трафик основного бизнеса создает поток клиентов для второго дела. Тогда это будет выгодно, поскольку рынок сбыта уже фактически будет готов и вести дополнительные работы в этом направлении не потребуется.

Развитие второго дела возможно, например, тогда, когда ваша организация занимается пошивом одежды и соответственно распространяет ее по магазинам-продавцам. Тогда можно дополнительно развить и второй вид бизнеса как торговлю смежными с одеждой товарами (такими как стиральные порошки и другая бытовая химия), их можно перепродавать или даже производить самим.

Развивать второй бизнес можно и посредством покупки франшиз. Это происходит таким образом, что субъект малого (а скорее это будет по карману среднему бизнесу) бизнеса будет в других городах или даже регионах покупать себе магазины (рынки сбыта) своей продукции. Но это опять же требует много средств.

Таким образом, малое предпринимательство станы в настоящий момент переживает период своего бурного роста и развития. Кредитование сейчас многие воспринимают как выход из ситуации реального недостатка финансов, тем более что реклама сейчас просто пестрит предложениями наиболее выгодных условий кредитования. Однако на деле реально оказывается, что условия кредитования не столь выгодны, как это предлагается в рекламе. Реально предприниматели не могут в настоящее время «показать» в налоговой инспекции все свои «чистые» доходы, а именно эти сведения интересуют банк при оформлении кредита.

Кроме того, наш рынок (особенно в регионах) крайне нестабилен, рост экономики в нем слишком зависит от целевых федеральных программ и государственных, муниципальных заказов. Предприниматели часто рискуют, беря большие суммы кредитов, не вернуть их с процентами в банк, и впоследствии они потеряют свой бизнес.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх