|
||||
|
ВЫБОР ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КАНДИДАТОВИтак, у вас имеются вполне подходящие соискатели. Они не требуют от вас заоблачной зарплаты, знают свое дело, готовы приступить к работе хоть завтра, обещают хорошую отдачу. Обычно после основного отбора остается буквально несколько человек. Один вам нравится, потому что превосходный специалист, другой – потому что «удобный сотрудник», то есть позволит даже ущемлять собственные интересы ради общего дела, третий – приятный в общении человек, что тоже немаловажно. Но на ком остановить свой выбор? Обычная практика – выбирается «удобный сотрудник». Мой наниматель, поставленный перед выбором, по этому критерию и собирался делать окончательный выбор. Однако я предложила все-таки сделать еще один немаловажный шаг: проверить «портрет» кандидатов при помощи рекомендаций. Некоторые соискатели их предоставили сами, но предпочтительнее получить отзывы о работниках самостоятельно. Так у вас будет более объективная информация. Постарайтесь получить отзыв устно. Плюс такого отзыва в том, что вы можете сразу задать вопросы и что-то прояснить. Письменные рекомендации даются в стандартной форме, вам будет сложнее оценить информацию. Мне по поводу одного из соискателей, который показал хорошие знания и понравился Ивану Семеновичу истинно американской улыбкой, его бывший начальник сказал честно: всем хороший специалист, только самонадеянный, отчего проваливал сделки, которые можно было заключить. И одного такого отзыва оказалось достаточно, чтобы соискателя не брать в фирму. А ведь в письменной рекомендации все выглядело превосходно, и как же иначе? Начальник давал рекомендацию по просьбе своего бывшего подчиненного. Перед уволенным сотрудником он чувствовал неловкость: тот попал под сокращение. Вот вам разница между устным и письменным отзывом, между отзывом, который вручает вам соискатель, и отзывом, который получаете вы самостоятельно. Между прочим, «удобный сотрудник» отсеялся тоже после разговора с его бывшим начальником. Оказалось, что он старательный и знающий, но не обладает цепкостью и самостоятельным мышлением, что необходимо для хорошего менеджера. То есть он отлично выполнял задания начальства, но ни разу не проявил собственной инициативы. А что касается превосходного специалиста, то после обстоятельного заключительного интервью с ним нам стало ясно, что сработаться в одном коллективе ему и Ивану Семеновичу не суждено. При другом хозяине, менее авторитарном, цены бы этому специалисту не было. Но Иван Семенович ратовал за неукоснительное соблюдение дисциплины, минутное опоздание он считал поводом для выговора, отказ признать правоту руководства всегда и во всем – тоже. Умный профессионал, когда речь зашла уже почти об оформлении, вдруг признался, что для него минута опоздания и спор с начальником в порядке вещей. Это дело и решило. Я была вынуждена ему отказать, чем, кстати, сильно его удивила и насмешила. – Странный у вас тут начальник, – сказал он, – работа важнее мелочей! Но, увы, для Ивана Семеновича мелочей не было, он все воспринимал серьезно. Таким вот образом из семи кандидатов у нас осталось пятеро на два вакантных места, двое мужчин и три женщины. – Берем мужиков, – сказал Иван Семенович. По поводу одного из мужчин я не сопротивлялась: берем. Он был человек доброжелательный, умный, способный продать все что угодно и кому угодно. Иными словами, обладал харизмой. Такой человек в коллективе только в радость. С ним и поговорить приятно, и дело свое знает великолепно, и внешне выглядит симпатично, и говорит на отличном русском языке. А вот другой мужчина меня смущал. Да, профессионализм у него был, и человек неплохой, но останавливали несколько мелочей. Прежде он имел свою фирму, но разорился в первый кризис 1998 года, с тех пор основать собственный бизнес не пробовал. Я сразу задумалась: почему? Стала выяснять и узнала, что тогда он потерял бизнес и еще пять лет выплачивал банку кредиты. Теперь кредитования он боялся, как петли. Он и к нам решил устроиться только потому, что фирма продавала реальный товар, необходимый для производства. Для него сам факт, что этот товар будет востребован при любой экономической ситуации, пусть и не в полном объеме, оказался определяющим. А для меня это открытие стало причиной для отказа кандидату. Если он настолько боится рисковать, то не сможет упрочить положение фирмы. Это мне с трудом удалось объяснить Ивану Семеновичу, и тот очень смутился. – Значит, все-таки баба, – вздохнул он обреченно. – Женщина, – поправила я. – Выбирайте, все отличные специалистки, все умницы, все красавицы, все с техническим высшим образованием, все работали на производстве, а потом уже в торговле. – Бездетную, – коротко сказал он. – А я бы посоветовала мать двоих детей, – ответила я и увидела ошарашенные глаза хозяина. Пришлось объяснять. Бездетной кандидатке было чуть больше двадцати пяти лет, девушка, конечно, трудолюбивая, умная, хорошая, но весь опыт – три года продаж (год была технологом в цехе). А коллектив у Ивана Семеновича не слишком юный. И девушке будет сложно в него влиться, и коллектив вряд ли воспримет с оптимизмом, что девушка станет зарабатывать столько же, сколько старые кадры, да плюс еще проценты. Две другие кандидатки были постарше. Но мне нравилась только одна: сорокалетняя женщина с двумя почти взрослыми дочерьми. Наличие этих детей было скорее плюсом, чем минусом: девочки уже старшеклассницы, детские болезни позади, семья живет вместе с родителями кандидатки, то есть даже в крайнем случае обеспечен выход на работу, муж неплохо зарабатывает, соискательница – легкий в общении человек, очень дисциплинированна, предупредительна, дипломатична. Другая соискательница в умении ладить с людьми явно уступала, и дети у нее были младше. Обрисовав картину Ивану Семеновичу, я попросила его сказать свое последнее слово. Он подумал, подумал – и согласился. Скажу честно: о своем выборе он не пожалел до сих пор. Приняв решение, Иван Семенович тяжело задумался. – Как думаешь, Лизанька, – спросил он, – нужно этим отсеянным что-то сообщать? Нельзя ли это дело замолчать? – Нельзя, – сказала я. – Придется сообщать. – Так я велю тогда письма послать с отказом, – проговорил нерешительно, – или лучше пусть Зоя позвонит. Зоя – его личный секретарь. Я имела возможность узнать, как она отказывает людям по телефону, и лично мне не хотелось бы услышать ни этого голоса, ни этого отказа. Имея в виду Зою, я пообещала сообщить отсеянным кандидатам об отказе сама. Ведь такой отказ нужно давать не металлическим голосом, а мягко и тактично, чтобы у соискателей не возникло тяжелого чувства обиды. Запомните, если вы определились с приемом сотрудников на работу, то не прошедшим отбор нужно сообщить об этом как можно деликатнее, а после того, как вы произнесли роковые для них слова, не забудьте посочувствовать и пожелать удачи, поскольку свет клином на вашей фирме не сошелся и хорошие специалисты рано или поздно найдут работу. Только не отказывайте так, как это делают в одной московской торговой фирме. Там совсем никому не звонят, а когда несчастные соискатели, прождав обещанную начальством «недельку на размышления», начинают сами интересоваться своей судьбой, раздраженный голос секретарши орет в трубку: «Ну и чего от дел отрываете? Не позвонили вам, значит, вы больше не требуетесь. Все. Прощайте. И больше сюда не звоните». Вот уж действительно велик и могуч прекрасный русский язык! |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|