|
||||
|
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА2.1. Российское законодательство об информацииРассмотрим подробнее некоторые моменты классификации сведений. В управленческих целях, включая и управление сбытом, информация различается на первичную и вторичную. При этом первичная информация охватывает результаты разнообразных исследований, тогда как вторичная информация как бы «дается свыше» – ее формируют нормативно-правовые источники: законы, указы, положения и т. д. Однако здесь необходимо провести четкое различение: то, что первично для одной сферы деятельности, может оказаться вторичным для другой сферы, и наоборот. В частности, сбытовая деятельность четко регламентируется разнообразными нормативно-правовыми актами. Они для нее вторичны. Для информационного маркетинга, между тем, такие акты являются первичными. Это не более чем сведения, которые надлежит добыть для управленцев в целях обеспечения исправного функционирования службы сбыта. Существует ли информация, вторичная для информационного маркетинга? Оказывается, да. Очевидно, что подобного рода сведения содержатся в документах действующего законодательства Российской Федерации, составляющих нормативно-правовую базу по регулированию деятельности в сфере непосредственно информационного маркетинга. Нормативно-правовая база по регулированию деятельности в сфере информационного маркетинга включает в себя три блока вторичных сведений: 1) данные из законодательства об информации вообще; 2) данные из законодательства о рекламе, иной коммерческой и сбытовой информации; 3) данные из законодательства об информационных технологиях, в первую очередь – компьютерных технологиях (электронно-вычислительных машинах) и коммуникационных сетях, включая компьютерные (Интернет). Данные из каждого блока необходимы для такого управления информацией, относящейся к сбыту, которое не нарушает положения законодательства Российской Федерации и не ущемляет ничьих прав. Для начала ознакомимся, как и было заявлено выше, с главнейшими актами действующего российского законодательства об информации вообще. (Более подробный перечень законодательных актов, с которыми читателю нужно ознакомиться самостоятельно, можно найти в прил. 1) В первую очередь необходимо назвать такой важный акт, как Основной закон, то есть Конституцию Российской Федерации, поскольку все остальные нормативные документы составляются на ее основе и не могут ей противоречить, как принято выражаться в среде юристов, «ни в единой букве, ни в единой запятой». Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин и каждое юридическое лицо имеют полное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Из этого следует, что управление маркетинговой информацией в нашей стране ничем не запрещается, это не какая-то подпольная деятельность, и она не требует коварства и дьявольской хитрости. Все данные, доступные по закону, могут свободно получаться маркетологом и применяться им в исследованиях, комплектуя пакет управленческих рецептов. Что означает доступность данных «по закону», нам расшифровывает Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно ст. 2 Закона доступом к информации надлежит считать возможность получения информации и ее использования. Уровень доступа в отношении коммерческой информации носит название степени гласности. Степень гласности устанавливается внутренними организационно-распорядительными документами, в том числе (и в первую очередь) приказом руководителя компании. Обеспечением степени гласности служит реквизит, который ставится на деловые бумаги, являющиеся носителями информации ограниченного доступа. Упомянутый реквизит носит название грифа ограничения доступа к документу. Данное правило проистекает из требования, содержащегося в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно Закону, на документах, которые содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Принято различать в отношении деловой информации четыре разновидности грифа, соответствующие четырем степеням гласности: – для служебного пользования (ДСП); – коммерческая тайна – строго конфиденциально (КТ – СК); – коммерческая тайна – конфиденциально (КТ – К); – коммерческая тайна (КТ). Гриф «секретно» и «совершенно секретно» в бизнесе не применяется. Указанные степени гласности целесообразно присваивать следующим видам маркетинговой информации. «Для служебного пользования (ДСП)»: сведения стратегического характера, включая маркетинг-план – тактика конкурентной борьбы, планы финансирования тех или иных мероприятий, связанных с промоцией и брендингом, и т. д. «Коммерческая тайна – строго конфиденциально (КТ – СК)»: результаты исследований причин, сдерживающих развитие компании на рынке, удержание ею своей рыночной ниши. «Коммерческая тайна – конфиденциально (КТ – К)»: данные о торговых и прочих партнерах, посредниках, поставщиках, клиентская база; сведения об условиях договоров, соглашений и проч.; научно-техническая информация о продукции, пригодная для использования в ходе достижения маркетинговых целей. «Коммерческая тайна (КТ)»: иная маркетинговая информация, обычно необработанная и формирующая базы данных для проведения последующих исследований, – результаты опросов, анкетирования, сведения о продажах, статистические сведения о состоянии местного рынка[29]. Как следует из п. 4 ст. 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, устанавливаются федеральными законами. То же самое Закон утверждает в отношении обязательности соблюдения конфиденциальности такой информации, а также в отношении ответственности за ее разглашение. Согласно п. 5 ст. 9 Закона информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Этот пункт заставляет заодно подумать о том, чтобы в соответствии с действующим законодательством сформулировать требования профессиональной этики в отношении специалиста по информационному маркетингу, с тем чтобы изложить эти требования в должностной инструкции (примерный образец данного документа приводится в конце настоящей главы). А пока затронем вопрос о том, что, собственно говоря, можно признать конфиденциальной информацией. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». (Разумеется, речь в этой норме идет не только о маркетинговой информации, но ниже мы будем иметь в виду именно такие сведения.). Итак, из указанного пункта следует, что к информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), могут быть отнесены сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность. Следовательно, если к итогам маркетинговых исследований нет свободного доступа (обладатель таких сведений принимает меры к охране их конфиденциальности), то эти сведения должны приносить прибыль именно в силу неизвестности для конкурентов. Причем под словами «приносить прибыль» условимся понимать способность сведений позволить их обладателю: 1) увеличивать доходы; 2) избегать неоправданных расходов; 3) сохранять положение на рынке товаров, работ, услуг; 4) получать любую другую коммерческую выгоду. Когда же информация не приносит прибыли, не используется в управлении, то законных оснований для ограничения к ней доступа нет. Законом и иными правовыми актами определяется перечень сведений, которые заведомо не могут составлять служебную или коммерческую тайну, даже если этого очень хотелось бы некоторым предпринимателям. При этом под «законом и иными правовыми актами» понимаются в первую очередь хорошо известный нам Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также упоминавшийся ранее Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Последний закон, кстати, утверждает, что право на отнесение сведений, добытых специалистом по информационному маркетингу, к разряду информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит руководителю фирмы как обладателю такой информации – естественно, с учетом положений действующего законодательства (п. 1 ст. 4). Здесь же, а точнее в ст. 5 Закона, приводится перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны. Сюда относятся сведения: 1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональных заболеваниях, и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Требование, содержащееся в последнем пункте статьи, означает, что данный перечень не является исчерпывающим, то есть в некоторых федеральных законах содержится указание на иные сведения, которые заведомо не могут составлять коммерческую тайну (иногда – при определенных условиях). Так, согласно п. 7 ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не могут составлять коммерческую тайну сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев. Другой пример: в соответствии с вхождением в п. 4.12 Указа Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» не могут быть отнесены к коммерческой тайне холдинговой компании обязательные для нее требования по продаже холдинговой компанией акций, переданных комитетом в портфель компании (размеры и предельные сроки продажи конкретных пакетов акций), которые могут входить в состав плана приватизации. Возможны и более тонкие случаи. К примеру, бухгалтерская отчетность, являющаяся, к слову сказать, ценным источником маркетинговой информации (в рамках системы внутренней отчетности), не может быть отнесена к коммерческой тайне. Данное требование напрямую вытекает из п. 42 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденному приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н: бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей – учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Перед нами явно не федеральный закон, хотя главбух компании «разглашает» важную информацию именно в соответствии с ПБУ 4/99. Как это понимать? Дело в том, что само ПБУ составлено в полнейшем соответствии с федеральным законодательством, а именно со ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», требования которого по данному вопросу, в свою очередь, основываются на п. 1 ст. 97 ГК РФ. 2.2. Законодательство о рекламе и иной маркетинговой информацииДействующее российское законодательство о рекламе и иной маркетинговой информации включает в себя нормативно-правовые акты, в которых устанавливаются правила распространения сведений через каналы маркетинговой коммуникации – главным образом сведений, представляющих собой оферту и ее сопровождение, то есть обращенных к потребителям товаров, работ и услуг. Всякая компания в ходе управления маркетинговой информацией обязана следовать требованиям, содержащимся в данных актах. Одним из основных документов, которые регулируют обращение маркетинговой информации на территории нашего государства, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ). Представление о рекламе в частности и оферте вообще дают ст. 432–445, 494 и 495 ГК РФ. Наиболее важными из них являются ст. 435 и 437 ГК РФ, где раскрывается содержание оферты. Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Второй абзац того же пункта гласит, что оферта должна содержать существенные условия договора. Из этих юридических дефиниций нетрудно заключить, что оферта есть информация, которая движется в порядке прямой связи по каналам маркетинговых коммуникаций от компании к ее клиенту с тем, чтобы компания имела возможность заключить с этим лицом (физическим либо юридическим) договор на совершение сделки или даже совершить сделку без заключения письменного договора. Понятие рекламы подходит под это описание, что не случайно: в п. 1 ст. 437 ГК РФ мы читаем, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Второй пункт указанной статьи Кодекса поясняет, что оферта необязательно обращена к конкретному лицу, как о том сообщает ст. 435 ГК РФ. Оказывается, существует еще и публичная оферта, которая обращена к неопределенному кругу лиц. Или, если быть буквоедом: предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Можно предположить, что реклама в любой своей форме есть доминирующая разновидность публичной оферты. Наше предположение верно, поскольку в п. 1 ст. 494 ГК РФ со ссылкой на п. 2 ст. 437 ГК РФ прямо указывается, что предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Это правовое определение показывает нам, между прочим, что по каналам маркетинговых коммуникаций могут перемещаться сведения в формате рекламы, каталога или описания товара. Термин «формат сведений (данных, сообщений)» является для нас новым, остановимся на нем для подробного ознакомления. В соответствии с положениями науки маркетинга, законодательными актами и традициями деловой практики надлежит считать формат сведений способом оформления и формулировки рыночной информации того или иного вида для ее успешного продвижения по каналам маркетинговых коммуникаций. Все основные форматы сведений перечислены в ст. 494 ГК РФ. Из п. 1 данной статьи мы узнаем о рекламе, каталоге и описании. В п 2. статьи называются выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. д.) и демонстрация их образцов, то есть форматы, дублирующие предоставление сведений о продаваемых товарах. Данная деятельность признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. Известны ли другие форматы, кроме указанных в Гражданском кодексе – рекламы, каталога, описания и выставления? Нет, этот список является исчерпывающим, если не считать гибридный формат, так называемую рассылку (обычно подписную). Рассылка демонстрирует свойства делового письма с уведомлением о чем-либо, но при этом содержит оферту и совмещает в себе (в разной степени) признаки рекламы, каталога и описания. Таким образом, форматы сведений представлены следующими видами: I a) реклама; I b) каталог; I c) описание предмета; II a) выставление товаров; II b) демонстрация образцов; III) рассылка, где римскими цифрами показаны группы форматов (I – объявления, II – показ, III – синтетический вид объявлений). Если не считать Гражданского кодекса, то обращение маркетинговой информации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: – Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; – Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; – Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (частично); – Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы»; – Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»; – Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»; – Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 сентября 1995 г. № С5-7/ОЗ-540 «О Федеральном законе „О рекламе“; – Описание границ зон распространения и или размещения наружной рекламы на территории города Москвы (приложение к Закону г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы); – Указание МВД РФ от 14 сентября 1995 г. № 1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации „О рекламе“; – Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения для практического использования подразделениями дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции (приложение к указанию МВД РФ от 14 сентября 1995 г. № 1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации „О рекламе“); – Информационно-сервисные рекламные знаки индивидуального проектирования применяются на автомобильных дорогах и улицах городов для информирования пользователей дорог о расположении на их пути объектов сервиса различных форм собственности кроме государственной и муниципальной (приложение № 1 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах); – Примерные символы и надписи на рекламно-сервисных знаках индивидуального проектирования (приложение № 2 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах); – Порядок согласования мест распространения рекламы на улично-дорожной сети (приложение № 3 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах); Журнал согласований наружной рекламы на уличнодорожной сети (приложение № 4 к Временным требованиям к размещению рекламы на дорогах и улицах). Эти акты, составленные отечественными законодателями, дополняются некоторыми международными нормами в части, не противоречащей российскому законодательству. В первую очередь международные принципы законодательного регулирования маркетинговых коммуникаций закреплены в Международном кодексе рекламной практики Международной торговой палаты (МТП), многие положения которого учитываются и в нашей стране. Наряду с рекламой существуют и другие виды маркетинговой информации, обращенной к потребителю. Назовем наиболее типичные из них: – сведения о товаре; – сведения о производителе; – ведения о продавце. Управление многими из перечисленных здесь сведений тоже строго регулируется законодательством. Так, в п. 1 ст. 495 ГК РФ продавцу предписывается предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Например, состав информации для потребителя о товарах, являющихся продуктами питания (продовольственные товары), полностью указан в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 401-ст), где детализирован для каждой из групп пищевых продуктов. В общем виде информация такого рода для большинства групп пищевых продуктов включает в себя следующие данные: 1) наименование продукта; 2) товарный знак изготовителя (при наличии); 3) наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); 4) масса нетто или объем; 5) состав продукта; 6) пищевая ценность; 7) пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; 8) содержание витаминов (для витаминизированных продуктов), клетчатки, пищевых волокон и других компонентов для специальных продуктов с учетом их назначения; 9) дата изготовления и дата упаковывания; 10) срок хранения; 11) срок годности; 12) обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; 13) информация о подтверждении соответствия; 14) прочие сведения, смотря по виду продукции. Скажем, в отношении такого продукта, как мясо птицы в тушках (полутушках, частей тушек[30]), упакованное в потребительскую тару, действует следующее правило. Продавец обязан доносить до покупателей следующую информацию из разряда «прочих сведений»: вид и возраст птицы в наименовании продукта, сорт или категория при наличии; способ обработки (для целых тушек[31]), защитные покрытия, консерванты, пищевые продукты нетрадиционного состава; слово «Госветнадзор» (для целых тушек), термическое состояние, масса нетто в каждой единице потребительской тары – для тушек или общая масса нетто в каждой единице транспортной тары – для упакованных тушек. Состав сведений для потребителя по отдельной группе товаров может регулироваться не одним, а двумя или даже несколькими нормативными актами. Например, те сведения, которые продавец и производитель биологически активных добавок (БАД) обязаны донести до покупателя, регламентируются, во-первых, упомянутым здесь Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые», а также Методическими указаниями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 15 октября 1998 г., № МУК 2.3.2.721-98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище». Как мы убедились по прочтении материалов из предыдущей главы, в информационном маркетинге наибольшее значение имеет входящая информация, а не исходящая, если только исходящая информация не стимулирует потребителей на диалог с компанией. Поэтому останавливаться на затронутой теме более не станем. 2.3. Законодательство об использовании компьютерных технологийРоссийское законодательство остается несовершенным и недоработанным в плане регулирования применения компьютерных технологий, что в принципе понятно, учитывая высокую динамичность и изменчивость, присущую данной отрасли человеческой деятельности. Вмешательство государства в такую сферу – непростой процесс, коренным образом отличающийся от изобретения пресловутых «трех законов робототехники», которыми балуются писатели-фантасты (например, А. Азимов «Я робот!»). Вот почему бизнесмену, имеющему дело с обработкой маркетинговой информации на ПК, надлежит главным образом руководствоваться не единожды упоминавшимся ранее Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Уголовным кодексом Российской Федерации, а также ГОСТом «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения» (ГОСТ Р 52292-2004). Большой интерес представляет глава 28 Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере компьютерной информации». Эта глава включает в себя три статьи – 272, 273 и 274. Статья 272 рассматривает неразрешенный доступ к компьютерной информации, который классифицируется как неправомерный доступ к охраняемой законом электронной информации, включающей данные на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети. При этом такой доступ рассматривается уголовным деянием не только в случае копирования конфиденциальной (секретной) информации, но и в случае уничтожения, блокирования, модификации электронной информации либо нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (в том числе непредумышленно, то есть по неосторожности или в результате стечения обстоятельств). Статья 273 рассматривает создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, а равноиспользование либо распространение машинных носителей с такими программами. Здесь есть одна оговорка. Последствия действия вредоносных программ также попадают под определение несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации либо копирования информации, нарушения работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети. Однако состав преступления в соответствии со статьей 273 присутствует тогда, когда перечисленные последствия обусловлены именно вирусной программой. Причем неважно, было ли заведомо известно, что применяемая программа приводит к перечисленным последствиям. (Если лицу ничего не известно о вреде от указанной программы, то оно получает более мягкое наказание – лишение свободы на срок от трех до семи лет.) Существующих нормативных актов явно недостаточно для полноценной работы с информационными технологиями. Предполагается, что государственное регулирование данной сферы деятельности должно включать в себя[32]: – поощрение конкуренции, борьбу с монополизмом (контроль за концентрацией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по дезинтеграции крупных компаний-монополистов); – обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения; – соблюдение свободы слова; – защиту интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере; – защиту национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран; – обеспечение информационной безопасности; – охрану интеллектуальной собственности, борьбу с пиратством; – борьбу с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями; – контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях; – цензуру в глобальных компьютерных сетях. Очевидно, что современному российскому законодательству пока еще далеко до всего перечисленного. Однако ошибочно думать, будто Россия «как всегда» отстает в этом вопросе от государств Запада. Напротив, в западных странах пользование компьютерными технологиями в целях управления информацией также совершенно не отрегулировано законодательными механизмами. Принято немало законов, призванных защитить авторские права на информационные технологии и программные продукты, в силу чего, как отмечают эксперты, информационный рынок «передовых» стран скатывается в глубочайшую яму. Чрезмерно большое количество запретов, проистекающих из авторского права, делает невозможным полноценное применение информационных технологий в бизнесе, науке и образовании. Таким образом, Запад в плане законодательно отрегулированного управления информацией не придумал ничего хорошего, кроме как поставить нормативно-правовые препоны на пути такого управления. Единственной здравой мыслью европейских законодателей можно назвать издание во Франции 3 марта 2007 г. закона, запрещающего размещение в сети Интернет сценок насилия, в особенности тех, которые получили сленговое обозначение «happy slapping» и представляют собой видеозаписи, заснятые с помощью видеокамеры мобильного телефона. (Впрочем, закон этот сегодня оспаривается «Лигой Одеби» как препятствующий «самовыражению» пользователей Сети. Прикрытием для таких заявлений Лиги служит тот факт, что дата издания закона совпала с 16-ой годовщиной «Дня Родни Кинга»: 3 марта 1991 г. на любительскую видеокамеру случайно была заснята сценка избиения афроамериканца Р. Кингаполицейскими Лос-Анджелеса. Горькая правда заключается в том, что в соответствии с непродуманным французским законом человек, сделавший запись, обличающую злоумышленников, должен отвечать перед законом вне зависимости от целей, с которыми он производил съемку[33].) И конечно, нужно упомянуть более ранний общеевропейский акт, принятый Европейским парламентом в 2002 г. и позволяющий правоохранительным органам осуществлять мониторинг частной переписки в Сети. Фактически этот закон оправдывает «перлюстрацию» электронных писем, что чревато злоупотреблениями, ведущими к ограничению свобод. Касательно управления деловой информации этот закон ничего не добавляет. Кроме, пожалуй, того момента, что объем спама в европейской сети с этого времени пошел на убыль. Сегодня местная реклама главным образом распространяется по ящикам тех пользователей, которые заранее согласились получать рекламные сообщения от определенных компаний. Таким образом, законодательство о компьютерных технологиях и о компьютерных сетях совершенно непроработано во всем мире. Однако немногие принятые акты внутренне противоречивы и идут вразрез с требованиями здравого смысла, этики и гуманизма. К слову, Российская Федерация пошла гораздо дальше западных государств. Сравнительно недавно Центром интернет-технологий (РОЦИТ) и Ассоциацией электронных коммуникаций для межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ был разработан проект модельного закона «Об Интернете»[34]. Этот проект обсуждался Советом Федерации 29 января 2008 г. Модельным будущий закон «Об Интернете» назван потому, что носит рекомендательный характер. То есть в соответствии с этим законом каждый член СНГ сможет разрабатывать собственное законодательство об управлении информацией в компьютерных сетевых коммуникациях. (Текст модельного закона «Об Интернете» можно найти в приложении 3). Кроме того, в нашей стране с октября 2007 г. по инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации активно ведутся разработки Федерального закона «Об электронных торгах», призванного упорядочить характер электронной коммерции и, как предполагается, охватывающего все сферы торговли в Сети: расчеты и платежи, розничная торговля через интернет-магазины, электронные аукционы для представителей крупного бизнеса. Теперь, ознакомившись с важнейшими положениями российского законодательства об информации, ее защите и управлении ею, можно сформулировать список требований профессиональной этики по отношению к специалисту по информационному маркетингу. Как и было заявлено выше, этот перечень оформляется в виде должностной инструкции, поскольку последняя представляет один из наиболее эффективных организационно-распорядительных документов на производстве, обеспечивающих контроль над деятельностью сотрудников из отдела маркетинга. Прежде всего отметим, что при составлении должностной инструкции руководитель фирмы обязан руководствоваться в первую очередь положениями Трудового кодекса Российской Федерации и некоторых других нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения. Далее руководитель обязан следовать принципам охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений, утвержденным Федеральным законом «О коммерческой тайне». Эти принципы изложены в ст. 11 Закона, согласно которой от работодателя требуется в целях охраны конфиденциальности информации: 1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой является работодатель и его контрагенты; 2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение; 3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны. Важно отметить, что доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется исключительно с его согласия, если обязанность работать с такой информацией не предусмотрена его трудовыми обязанностями. В случае со специалистом по информационному маркетингу необходимость обрабатывать определенные данные, представляющие собой коммерческую тайну, вытекает из его служебных обязанностей. (Впрочем, сказанное вовсе не означает, что маркетолог не может отказаться от работы с конфиденциальной информацией, которая не относится к сфере его деятельности, например, может отказаться от доступа к техническим ноу-хау, чтобы не брать на себя лишнюю ответственность.) Приняв во внимание сказанное выше, рассмотрим примерный образец должностной инструкции штатного специалиста по информационному маркетингу. Должностная инструкция специалиста по информационному маркетингу 1. Общие положения 1.1. Специалист по информационному маркетингу (в дальнейшем 1-маркетолог) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом директора предприятия по представлению ‹имя и должность работника кадровой службы предприятия›. 1.2. На должность 1-маркетолога назначается лицо, отвечающее квалификационным требованиям, перечисленным в п. 1.5 настоящей инструкции. 1.3. В своей деятельности 1-маркетолог подчиняется непосредственно ‹наименование должностного лица, например: директор службы маркетинга›. 1.4. В своей деятельности 1-маркетолог руководствуется: 1.4.1 законодательными и нормативными документами, регулирующими: – хозяйственную деятельность экономических субъектов в Российской Федерации; документооборот; – применение рекламных и иных маркетинговых технологий; – управление информацией и ее защиту. 1.4.2 методическими материалами, касающимися аналогичных вопросов; 1.4.3 уставом предприятия; 1.4.4 правилами трудового распорядка; 1.4.5 приказами и распоряжениями директора предприятия и непосредственного руководителя; 1.4.6. настоящей должностной инструкцией. 1.5. Квалификационные требования к 1-маркетологу включают в себя: 1.5.1 высшее экономическое образование по специальностям «Маркетинг», «Реклама», «Информационные технологии для бизнеса». 1.5.2 стаж научно-исследовательской работы не менее 3 лет; 1.5.3 достаточные знания в следующих сферах: – действующее законодательство, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, регулирующие управление информацией и применение рекламных и иных маркетинговых технологий; – методические и иные аналогичные материалы по маркетингу и использованию информационных технологий; – организация и проведение рыночных исследований; – методы передачи, обработки и хранения информации, в том числе с применением современных информационных технологий; трудовое законодательство. 1.6. Во время отсутствия 1-маркетолога его обязанности выполняет в установленном порядке ‹наименование должности›, на которого возлагается полная ответственность за их надлежащее исполнение. 2. Функции Принятие 1-маркетолога в штат предприятия преследует целью выполнение им следующих функций: 2.1. Осуществление маркетинговых исследований, включая сбор данных и их анализ с последующим составлением отчетов для дирекции служб маркетинга и сбыта. 2.2. Оценка текущей и прогнозирование будущей ситуации на рынке. 2.3. Разработка рационалистических предложений по внедрению новых компьютерных технологий и новых программных продуктов в работу служб маркетинга и сбыта. 2.4. Консультирование дирекции служб маркетинга и сбыта по поводу безопасности конфиденциальной маркетинговой информации (защита коммерческой тайны). 3. Должностные обязанности Для выполнения возложенных на него функций 1-марке-толог обязан: 3.1. Осуществлять проведение исследований в области управления информацией, относящейся к коммерческой и сбытовой деятельности предприятия. 3.2. Осуществлять проведение исследований рынка (конкуренция, спрос, цены и т. д.) с последующей обработкой информации до состояния, максимально пригодного в целях менеджмента. 3.3. Осуществлять проведение исследований сбытовой деятельности предприятия для определения эффективности практикуемых маркетинговых тактики и стратегии и нахождения оптимальных каналов сбыта. 3.4. Осуществлять проведение исследований социальной структуры рынка с учетом факторов: – географического, – национального, – половозрастного, – профессионального, – экономического и т. д. 3.5. Осуществлять проведение исследований общей конъюнктуры отрасли для оценки перспектив ее развития и открытия возможностей и эффективности сбыта с учетом ожидаемых изменений. 3.6. Осуществлять накопление и хранение информации, собранной в ходе маркетинговых исследований. 3.7. В целях охраны конфиденциальности маркетинговой информации, признанной руководством коммерческой тайной в соответствии с действующим законодательством, обязан: – выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны; – не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях; – передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну. 3.8. Отслеживать электронные и печатные публикации по своей деятельности, составлять по ним информационные отчеты, заимствовать передовой отечественный и зарубежный опыт информационного маркетинга. 4. Права Маркетолог имеет право: 4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности. 4.2. Обсуждать с руководством возможности перемен во взаимоотношениях служб и специалистов для полноценного осуществления своих должностных обязанностей. 4.3. Получать от руководителей структурных подразделений и штатных специалистов информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. 4.4. Привлекать специалистов определенных структурных подразделений предприятия к решению проблем управления маркетинговой информацией в соответствии с положениями о структурных подразделениях либо в соответствии с приказом руководителя предприятия. 4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей. 4.6. Отказаться от работы с конфиденциальной информацией, если таковая не связана с осуществлением им профессиональных обязанностей. 5. Ответственность Маркетолог несет ответственность: 5.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством. 5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством. 5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством. 5.4. За неудовлетворительную сохранность маркетинговой информации, подлежащей хранению и/или обработке. 5.5. За разглашение или иное нарушение конфиденциальности информации, признанной руководством в соответствии с действующим законодательством коммерческой тайной. Как видно, маркетолог работает единственно с информацией. Прочие маркетологи фирмы внимают его советам, читают его отчеты и занимаются: ведением переговоров (торговые агенты), планированием рекламных кампаний, переговорами с агентствами маркетинговых коммуникаций для реализации этих планов, планированием торговых акций из разряда промоции (скидки и т. д.), а также иными работами, проводимыми в соответствии с прогностической информацией, предоставленной 1-маркетологом. Напоследок скажем, что в обозримом будущем ожидается появление в крупнейших мировых компаниях специальных отделов – служб информационного маркетинга (СИМ). Реалии современного бизнеса в России таковы, что говорить о создании СИМ на наших предприятиях пока не приходится. В этой связи в пособии не будут рассмотрены аспекты функционирования такой службы и ее взаимодействия с прочими структурными подразделениями фирмы. Подобные рекомендации станут только перегружать текст. Пособие всецело ориентировано на российскую действительность, вот почему здесь речь идет об одном штатном специалисте по информационному маркетингу (отметим, что в большинстве средних и малых предприятий такой специалист скорее всего окажется директором по маркетингу, поскольку лишь большие компании в состоянии позволить себе роскошь выделить отдельную должность для осуществления функций, которые сравнительно недавно получили признание в экономической науке). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|