• Информационная часть. Координаты рая
  • Техническая часть. Зачем-то выучил роль Ленина
  • Репетиционная часть. Главный мой соперник – это я
  • Вопросы на собеседовании: сколько сантиметров до процветания?
  • Что стоит за вопросами работодателя
  • Вопрос 1. Расскажите о ваших достижениях
  • Вопрос 2. Расскажите о ваших неудачах
  • Вопрос 3. Назовите ваши сильные и слабые стороны
  • Вопрос 4. Личная жизнь
  • Пока я молчал, мое тело говорило
  • Чтобы руки не ходили босиком
  • ГЛАВА 2

    Подготовка к интервью. Трудное детство – счастливая старость

    Информационная часть. Координаты рая

    Как «персональщик» с богатым прошлым и соискатель с великим будущим, авторитетно замечу: многие соискатели полагают, что подготовиться к собеседованию означает собрать портфель и почистить ботинки.

    Качественная подготовка должна включать три составляющие: информационную часть, техническую и репетиционную (ролевую).

    В информационной части вы должны собрать необходимые сведения о фирме, в которую направляетесь. Полезно найти известные и доступные факты об истории компании, сфере ее деятельности, положении в отрасли и на рынке – если, конечно, фирма сознательно не ведет политику закрытости. В таких ситуациях публикуются «безымянные» вакансии и вычислить по номерам телефонов или электронной почте хотя бы название организации нет никакой возможности.

    Что полезно знать о компании:

    › месторасположение;

    › вид деятельности;

    › доходы;

    › выпускаемая продукция;

    › последние события или открытия, произошедшие в сфере деятельности компании.

    Чтобы достойно ответить на столь любимый работодателями вопрос, почему вы хотите работать именно в их компании, стоит зайти на их сайт – вы получите официальную информацию о деятельности фирмы. В поисковых системах Интернета найдите упоминания о компании в связи с какими-то событиями, просмотрите деловую прессу, журналы и т. п. Не забудьте и такой источник получения информации, как коллеги (возможно, бывшие), знакомые и друзья.

    У меня была ситуация, когда я попала на первое интервью в свою впоследствии любимую компанию по нелепой заявке одного агентства по трудоустройству на совершенно неподходящую мне вакансию. Про мою любимую компанию и про то, как удачно сложилась моя карьера там, я уже рассказывала фрагментарно в первой книге. Здесь хочу раскрыть небольшой курьез. Наша компания отличалась высочайшей корпоративной культурой и сильной идеологической составляющей, на которых строились и лояльность, и мотивация сотрудников и взращивалась необычайная гордость по поводу нашей там работы. На входе существовали такие стандарты отбора, в соответствии с которыми кандидат должен был демонстрировать высочайшую мотивацию уже с порога. А вопрос «почему вы решили работать в нашей компании?» был первым тестом в мир идеальной организации. Не преувеличивая, скажу, что кандидаты должны были чуть ли не с детства мечтать о работе в этой компании, следить за ее развитием и т. п. Это считалось признаком высокомотивированного и сознательного сотрудника. Процедуры отбора в шесть этапов настраивались соответственно на возрастание мотивации кандидата. В случае, если кандидат не подходил и выбывал из борьбы, он уходил буквально со слезами счастья на глазах и благодарил, что «Это» было в его жизни. Ничуть не приукрашиваю – это было так, я сама с большим удовольствием разрабатывала самые разнообразные процедуры отбора и обучения сотрудников. Состояние почти тотального «кандидатского» счастья было одним из результатов моей работы.

    А курьез заключался в том, что я сама, идя на собеседование в компанию, не то чтобы слыхом не слыхивала о ней прежде, я даже не знала точного названия. Ту информацию, которую я получила в агентстве, было не к чему пристегнуть, а точный адрес мне пришлось определять опытным путем. То, что мне продиктовали в агентстве, звучало как Конюшенная, 2. А в качестве ориентира был назван один банк, сама же компания была обозначена как холдинговая группа. Мигом прилепив в своей голове банк к холдинговой группе, я обшарила всю Большую Конюшенную улицу, где на пересечении с Невским проспектом банк и обнаружила. Гордо вломившись туда, я потребовала проводить меня в кадровую службу. Понятно, что попытка не увенчалась успехом (кстати, банк не имел к моей компании никакого отношения).

    Тогда я очень тщательно исследовала Малую Конюшенную улицу с тем же результатом и только после вспомнила, что есть еще Конюшенная площадь. Там-то я к своему счастью уже обнаружила то, что надо. На вопрос, который мне по случайности не задали, – почему я хочу у них работать, я бы ответила: раз потратила столько времени на поиски, теперь хочу убедиться, что не зря. Задавая этот вопрос кандидатам, приходящим уже ко мне на собеседование, я внутренне счастливо улыбалась, вспоминая свой «рациональный, осознанный, информативный и высокомотивированный» приход в компанию.

    Техническая часть. Зачем-то выучил роль Ленина

    В технической части подготовки следует учесть многие факторы – от текста самопрезентации до формы одежды и разработки маршрута.

    Ответы на наиболее распространенные вопросы лучше набросать на бумаге. Примеры этих вопросов будут приведены ниже, а пока – действия по их «инвентаризации».

    Биографические данные, профессиональный опыт, выгодные личностные характеристики, интересы, хобби, предпочтения и антипатии, карьерные планы и возможности развития через год, пять лет. И, главное, нужно еще любой свой ответ уметь аргументировать.

    Аргументы пригодятся в ответе на вопрос о выборе конкретной вакансии. Для большей убедительности лучше говорить в терминах результата и выгоды для компании. Используйте «вы-подход» и учитесь любые свои особенности оборачивать выгодной продажей. Если у вас мало опыта, а в компании планируется ряд новаторских проектов, «продавайте» смело: «Да, мой календарный опыт не слишком велик. А для вас это означает отсутствие стереотипных решений и жесткой привязки к стандартному мышлению. Прочие мои умения и подготовка могут быть полезны вашей компании в плане эффективности коммуникаций с клиентами и партнерами, динамичности и гибкости, присущей именно молодому менеджеру». Не забывайте, что продажа – не односторонний акт, поэтому приготовьте свои пожелания к будущей работе и соображения о том, что вы хотели бы получить в обмен на молодую гибкость и кураж.

    Дипломы, сертификаты, трудовая книжка, грамоты и поощрения – все эти документы нужно собрать и иметь под рукой, а предъявить их необходимо по первому требованию. То есть если попросят. Предлагать демонстрацию своих «регалий», в том числе рекомендательных писем, откуда бы они ни были, не стоит. Это может быть расценено как симптом неуверенности или заниженной самооценки, которые пытаются «прикрыть» бумажкой.

    Полезно будет также заранее знать, кто будет проводить интервью и сколько это займет времени. Эти вопросы можно уточнить в телефонном разговоре накануне собеседования.

    Не пренебрегайте крепким здоровым сном перед интервью, не переедайте, но и не отправляйтесь на встречу голодным.

    Тщательно спланируйте маршрут и рассчитайте время для того, чтобы прибыть вовремя. Кстати, что считать – вовремя? Есть такая категория людей, которая сидит на вокзале уже за два часа до отхода поезда, нервно пересчитывая багажные места. Не стоит вести себя как такой пассажир и прибывать на встречу ранее, чем за 15 минут до ее начала. Это сильно нервирует менеджера, который в этот момент может вести по плану другую встречу. Если досрочное прибытие состоялось, можно обозначить свое присутствие примерно так: «Я прибыл несколько раньше. Если вы (менеджер по персоналу) планируете начать в оговоренное время, я, с вашего позволения, подожду. Где я могу это сделать?» Возможно, встреча начнется и раньше, если менеджер не занят другими делами.

    Про опоздания не буду упоминать, хотя всякое случается. На этот случай имейте мобильный телефон или запланируйте другой способ связи, чтобы в дороге предупредить о возможной задержке. При этом формулировка должна быть не «извинительной», а выражающей сожаление: «Очень сожалею, но я задерживаюсь минут на 10». Извиниться за доставленные неудобства можно в том случае, если опоздание затянется более, чем предусмотрено старыми студенческо-академическими нормами, то есть составит более 15 минут.

    По поводу одежды сказано много и везде, повторяться не буду. Здесь действует заповедь врачей всех народов: не навреди. Самый беспроигрышный вариант – деловой костюм принятых цветов. Синий – цвет дипломатов и высокопоставленных деятелей – лучше всего подходит для первого контакта, коричневый – свидетельствует о консерватизме его обладателя (подумайте, уместно ли облачаться в такой цвет при походе в креативное агентство), черный – предельно официален. В отношении всех прочих – ничего особенного не скажу, разве что красный костюм будет на первом интервью выглядеть весьма экзотично. Исключение: про красный цвет костюма на первом интервью читайте в следующей главе.

    В отсутствие костюма подойдет обычный свитер, желательно без рисунка, и темные брюки. Девушка будет выглядеть хорошо и в юбке с блузкой, если, конечно, юбка допустимой длины.

    Возьмите с собой папку с несколькими экземплярами резюме, ежедневник, адрес и телефон компании, ручку, мобильный телефон (который надо выключить на собеседовании), расческу и все необходимое, чтобы привести себя в порядок перед интервью, щетку для чистки обуви.

    Репетиционная часть. Главный мой соперник – это я

    Теперь пришло время уделить внимание самоощущению. Уверенность без перегибов и снобизма, хорошее настроение без дурашливости и панибратства, самоконтроль без тотальной рефлексии и самоедства – залог успешного прохождения интервью. Сюда же добавлю грамотную речь, четкую дикцию, заряд оптимизма и «искорку» в глазах.

    Все составляющие самоощущения необходимо тщательно отрепетировать. Хотя бы перед зеркалом. И не забывайте про голос, который не только отразит вашу уверенность, но и моментально предаст в случае какого-то дискомфорта.

    Как-то на заре моей карьеры одно из кадровых агентств, с которым я сотрудничала, предложило мне разработать тренинг «Для тех, кто ищет работу». Такую программу я сделала, состояла она из трех блоков: 1) самопрезентация; 2) переговоры с работодателем; 3) уверенное поведение. Далее мне предложили участвовать в группе кандидатов в этом тренинге в качестве такого же «соискателя», а проводил программу другой тренер. Мои эмоции к делу не относятся, но тогда я слегка обиделась. Аргументы руководителя о том, что будет возможность посмотреть изнутри, как «работает» моя программа, что-то усовершенствовать и т. п., я восприняла как лишение меня авторских прав. Но жизненная установка – все делается к лучшему – слегка остудила мою обиду, и я приняла участие в тренинге по своей же программе. Действительно, это оказалось не зря.

    Первое же упражнение в блоке «Самопрезентация», которое проводилось с видеозаписью, произвело на меня шокирующее впечатление. Как только я увидела свою презентацию, состоящую из неоправданных пауз, засевших где-то на потолке, в «сборе мыслей», глаз, слишком демонстративных жестов и еще каких-то чудовищных мелочей, я поняла, что признаваться в авторстве уже не имеет смысла. И этот голос! Я, как человек, неоднократно подвергавшийся видеосъемке в профессиональных целях, знала, что камера (и техника вообще) повышает звонкий голос и понижает баритон. То же, кстати, имеет отношение и к очертаниям (круглые лица округляются еще больше, овальные – вытягиваются). Я это знала, умела сделать так, чтобы звучать пристойно, но тут – расслабилась! На мой жизнерадостный визг в стиле «Пионерской зорьки» группа отреагировала хохотом. И я немедленно принялась за исправление ошибок. Казалось бы, упражнение не требовало никаких особых навыков – говори о себе, это так приятно! Но у меня отсутствовал не только план выступления, а даже малейшее представление, о чем я буду говорить. Многие участники из группы выдавали похожие реакции и сетовали на то, что в «реальной жизни» все проще – есть живой человек, а не бездушная камера, человек задает вопросы и как-то тебя поддерживает. Но моя позиция отличалась «беспощадностью» к подобным сентенциям. Во-первых, любой тренинг вводит жесткое табу на оправдания про «реальную жизнь», так кактренинг – это и есть работа с реальностью, которая возникает прямо там, на месте, пусть в моделируемых условиях. Во-вторых, камера является сильным стресс-фактором и усиливает все промахи, которые невозможно заметить в «реальной жизни». В-третьих, живые люди, на которых кивали участники группы, на собеседовании ведут себя настолько по-разному (я и к тому моменту об этом знала, а дальнейшая «кандидатская практика» это только подтвердила), что иногда ты сожалеешь о своем сидении напротив «живого человека», а не бездушной камеры. «Живые люди» могли тупо молчать, испытывая твою нервную систему, делать получасовые паузы, «прессовать» тебя мрачным взглядом, перебивать на полуслове и выстреливать пулеметную очередь из вопросов – и это далеко не полный перечень возможной «поддержки», предоставляемой на интервью.

    Поэтому, уважаемые коллеги, поставьте себя изначально в более тяжкие условия, особенно если опыта прохождения интервью не так много, и прорепетируйте свою презентацию. Если будет возможность записать это на камеру– вы моментально получите возможность откорректировать заведомо проигрышные моменты. И обязательно послушайте себя, все ли в порядке с дикцией, не слишком ли быстро или медленно вы говорите, не глотаете ли окончания, «раскрашиваете» ли речь интонационно. Поверьте, все имеет значение.

    Несколько упражнений, которые я использовала сама и предлагала далее участникам программ, помогут найти нужную интонацию и обрести навыки уверенного поведения.

    Возьмите какую-либо фразу из вашей презентации, что-нибудь типа: «Я – специалист с большим потенциалом», и произнесите ее в нескольких вариантах. Сначала попробуйте разнообразные интонации, добавьте в голос эмоции, как на курсах актерского мастерства: печаль-скорбь, радость-эйфорию, злость-гнев и т. п. Придумывайте самые невероятные эмоциональные состояния и следите за тем, как будет меняться не только внешнее выражение, но и ваше внутреннее ощущение.

    Затем поработайте над тембром голоса. Мне на тренингах обычно рекомендовали «убрать» звонкие и высокие ноты. Для этого надо понижать тембр до допустимо возможного в вашем диапазоне, а потом постепенно повышать голос до писка. Если у вас, коллеги, присутствуют высокие ноты, нужно поговорить несколько часов, намеренно понижая тон. Так вы выработаете нужный уверенный, глубокий или вальяжный тембр.

    Дальше – упражнения на скорость говорения. Ту же фразу повторите в разных интонациях, тембрах и на разной скорости. Фокус заключается в том, что, когда мы нервничаем, мы начинаем говорить выше и быстрее. Если об этом помнить, то удастся «поймать себя за хвост» в нужный момент и вернуть уверенную речь и интонацию.

    Наконец, то, что может помешать вам чувствовать себя уверенно, – напористая агрессия, «механистичность» или излишнее заискивание. Для того чтобы определить свой собственный диапазон приемлемости, нужно «раскачать» маятник поведения от яростной агрессии при произнесении какой-либо фразы до подобострастного раболепства. Стресс-факторы, действующие на нас во время интервью (а это может быть элементарное и невинное поглядывание на часы вашего собеседника), может побудить действовать напористо, начать тараторить или, наоборот, скомкав последние фразы и умильно извиняясь, откланяться, так и не сказав ничего важного.

    Помним, что сигналы во время коммуникации поступают по трем каналам: что мы говорим (вербально), как мы говорим (паравербально) и что мы при этом делаем (невербально). Про язык тела и то, как он нас выдает с головой в напряженных ситуациях, я скажу чуть позже в разделе «Пока я молчал, мое тело говорило». Там же поделюсь наработками на тему «если я неуверен, но надо выглядеть достойно».

    А пока возьмите на заметку распространенные ситуации, которые вам надо хорошо отрепетировать.

    › Собеседник не смотрит в глаза, роется в бумагах, разглядывает маникюр и т. д. – делайте паузы, не пытаясь взять громкостью, используйте умеренную жестикуляцию, чтобы поймать «фокус».

    › Собеседник тараторит, засыпая вас шквалом вопросов, – держите паузу, начинайте говорить чуть медленнее обычного (волнение и нетерпеливость выведут вас на обычную скорость говорения), просите разрешения ответить на вопросы по очереди (только не забудьте их).

    › Собеседник торопит вас, направляется к двери, жестами выражает свое нетерпение – говорите медленнее (поборите искушение начать говорить быстрее и скомкать беседу), задайте вопрос о том, истекло ли ваше время, предложите на сегодня закончить или обозначьте время (2-3 минуты), чтобы завершить переговоры.

    › Собеседник провоцирует вас «острыми» вопросами или личностными оценками и критическими замечаниями («Это, конечно, глупость – то, что вы говорите, ну да ладно, послушаю дальше») – вспомнить «маятник» и от крайней точки гневного поведения спускаться к «механистическому», но не подобострастному! Следите за скоростью и громкостью речи (у людей несдержанных это приводит к повышению голоса и убыстрению, у неуверенных – к «затуханию» и «замямливанию»).

    Вопросы на собеседовании: сколько сантиметров до процветания?

    К собеседованию с работодателем готовятся тщательно. Иногда это напоминает подготовку к конспиративной работе. Иногда – бессонную ночь студента перед экзаменом. Перед встречей с работодателем штудируются пособия, выстраиваются умозрительные диалоги, репетируются ответы на еще не заданные вопросы. И человек чувствует себя подготовленным только тогда, когда на вопрос: «В чем измеряется напряжение?» – сможет ответить: «Напряжометром».

    Хоть собеседование по своему жанру менее всего должно напоминать экзамен, где на каждый вопрос есть единственный правильный ответ (который экзаменатор точно знает), иные интервью очень на это похожи. Оставим в покое умозрительные попытки при помощи стрессовых методов «выудить» из кандидата все его возможные проявления и запомним, что собеседование – это переговоры равных людей, у каждого из которых есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который может стать общим. А успех на собеседовании все-таки зависит не от умения вычислять правильные ответы, а от способности быть интересным.

    Поэтому, когда спрашивают, как отвечать на вопросы, кратко можно сказать – честно. Часто интересует не только то, что вы говорите, но и как вы это делаете. За каждым вопросом стоит не просто желание что-то узнать о вас, но и ваше умение вести диалог, быть открытым собеседнику.

    Что стоит за вопросами работодателя

    Вопрос 1. Расскажите о ваших достижениях

    Вот в чем сразу может проявиться польза предварительных записей на этапе технической подготовки к интервью. Одно дело – резюме. Оно по крайней мере отражает опыт вашей работы, каким бы по продолжительности он ни был. В лучшем случае каждый этап вашей карьеры будет увенчан тем «сухим остатком», который и станет сформулированным результатом или достижением на конкретном месте работы или в конкретном качестве. Но надеяться на то, что работодатель выучил ваше резюме наизусть, не стоит. Ошибкой будет также отвечать, скромно потупив глаза, что-нибудь вроде: «Ну… о моих достижениях пусть другие говорят…» Еще более грубой ошибкой является отсылка интервьюера к тексту первоисточника («Там все написано»). А очень распространенной ошибкой является пересказ «обо всем» и ни о чем конкретном. В первой книге я иллюстрировала различные жизненные и профессиональные стратегии на примере специалистов Винни Пуха (директора всего-всего), Пятачка (просто хорошего сослуживца) и Иа (вечного меланхоличного оппозиционера). Все перечисленные ошибки – отражение какой-либо из подобных стратегий. Будьте начеку, коллеги, если в рассказе о своих достижениях вы вообразите себя непогрешимым Винни или подозрительным Иа.

    Если вам, уважаемые коллеги, задали такой вопрос, будьте готовы конкретно, лаконично и адресно поведать о своих действительных достижениях.

    «С такого-то по такой-то период работал в качестве референта руководителя. В мои обязанности входило: 1… 2… 3… Основным достижением считаю постановку документооборота и организацию взаимодействий между отделами по обеспечению необходимой отчетности. Выступал в качестве организатора и куратора этого процесса».

    «В качестве менеджера по продажам занимался: 1) формированием клиентской базы; 2) заключением и сопровождениемдоговоров и т. д. Основными достижениями являются увеличение оборота в данном направлении на…%, прирост потенциала активности клиентской базы не менее чем на 30 % в квартал, повышение процента повторных сделок по сравнению с предыдущим периодом на…». «В качестве менеджера по персоналу исполнял следующие функции: 1) набор и отбор персонала; 2) подготовка обучающих программ; 3) разработка и реализация системы мотивации и т. д. Основным достижением считаю полностью сформированное подразделение в составе… человек, наличие постоянно действующих программ развития и повышения квалификации, на которых обучаются… сотрудников в месяц, внедрение новой системы мотивации, которая позволила поднять продажи на…%».

    Даже если вы, коллеги, не располагаете достаточным опытом, чтобы браво рапортовать об успехах, здесь пригодятся любые ваши жизненные достижения. На самом деле работодателя не всегда интересуют процент увеличения продаж и гигабайты настроенных систем, картинки безупречных бизнес-процессов и величина снижения издержек от конкретного ноу-хау. Их интересует в принципе «вектор успешности» соискателя и основные тенденции вашего поведения. Способы, которыми вы решаете проблемы и справляетесь с задачами. Поэтому имеет смысл вспомнить и эпохальное поступление в институт при конкурсе 15 человек на место, и сдачу экзамена на курсах вождения с 5-го раза без протекции, и другие важные вещи, которые вы можете считать своими достижениями.

    Помню, однажды пришла ко мне на собеседование дама весьма зрелых лет. Для должности менеджера по недвижимости, на которую она претендовала, возраст не являлся ограничением, а опыта работы в этом направлении у нее быть не могло, так как у нас действовали жесткие условия – без опыта. Предыдущая профессиональная карьера и два высших образования не могли дать отчетливого представления, как она будет справляться с работой в «новом поле». Я задала ей вопрос об основных достижениях ее жизни. На что она, не задумываясь, привела «свежий» пример. В 50 с лишним лет она села за парту, чтобы изучить английский язык. Не где-нибудь, а на государственных курсах, куда ее даже брать не хотели. Настойчивость и дар убеждения побудили организаторов ее принять, и никакие насмешки ее молодых сокурсников не убавили стремления. Через два года, как одна из лучших выпускниц, она получила диплом с разрешением на работу с иностранцами. А уважение и признание молодых однокурсников было уже приятным дополнением.

    Вопрос 2. Расскажите о ваших неудачах

    Некоторых соискателей, равно как и в ситуации с достижениями, вопрос ввергает в ступор. Вспоминая стратегии специалистов-героев, можно предположить, что вся жизнь Пятачка – одна сплошная удача, существование Иа с тяжким вздохом сожаления по любому поводу похоже на зубную боль. Бодряк Пух любую неудачу способен обернуть в «вынужденное везение» от обладания «пустым горшком»…

    Что важно работодателю? Вовсе не перечисление ситуаций провала, менее всего он хотел бы вогнать вас в тяжелую депрессию. Важно ему понимание того, что вы оцениваете как неудачу (кому щи пустые, кому бриллиант мелковат…), способны ли об этом рассказывать, каким образом преодолеваете трудности.

    Никто из нас не застрахован от неудач, у каждого человека, в том числе и сидящего напротив вас, были свои взлеты и поражения. И ценность жизненного опыта состоит не в количестве лет, которые вы отработали в должности, а в умении «вставать» после неудач, двигаться вперед после совершенных ошибок, в разумности принимаемых решений и умении не наступать на одни и те же грабли. Только человек, способный признавать ошибки и делать из них выводы, умеет двигаться вперед.

    Здесь важно не увлекаться самозабвенными рассказами о неприятностях, так как незаметно это может перейти в стратегию Иа и буквально за час вы превратитесь в профессионального неудачника, которого все прессуют, никто не понимает, но он все равно борется! Что при этом подумает работодатель, специалист Иа уже не узнает.

    Мне обычно на работодателей везло, практически всем удавалось оценить адекватно мой опыт. Но были и исключения. После того как в результате внутреннего кризиса развалилась моя любимая компания (та, в которую я попала по нелепой случайности), я, естественно, «продавалась» на рынке труда. Мой опыт участия в антикризисном управлении расценивался как большое преимущество. Но на одном-единственном интервью руководитель предприятия долго-долго задавал мне вопросы, что же я считаю в случившемся ошибкой, в чем было не право руководство компании и в чем конкретно заключалась моя вина. Опускаю, что большинство вопросов были явно не по адресу и вряд ли я имела право на них отвечать, так как я приняла участие только в антикризисном управлении, то есть в работе со следствиями. Но работодателя интересовало, в чем же я и мои коллеги ошиблись, почему не произошло чудо и компанию не спасли. Итог – возникшее у меня ощущение вины не только за то, что я на своем месте пыталась управлять кризисной ситуацией, а что вообще переступила порог этой компании и, наверное, что родилась когда-то. Ощущение подтвердилось вердиктом работодателя после перечисления решенных задач и тех вопросов, решение которых было невозможно в силу объективных причин: «Вы не будете у нас работать, вы там компанию развалили, теперь хотите и у нас того же!»

    Слава вам, неисчезающие Иа!!!

    Вопрос 3. Назовите ваши сильные и слабые стороны

    Ну, с сильными еще хоть как-то понятно. Уже не будем демонстрировать заниженную самооценку и делать ссылки на тех, «кому виднее». Будем структурированно и точно определять, какие ваши особенности будут чрезвычайно важны на данной позиции, и высокохудожественно излагать про смелость, профессионализм, креативность, энергичность, лидерство и высокую работоспособность.

    Но вот у меня, к примеру, как только я попадаю в роль многообещающего кандидата, возникают проблемы. Высокая работоспособность – отлично! Стремление работать в ненормированном режиме – еще лучше! Лидерский потенциал – замечательно! По поводу ненормированного рабочего режима я уже высказалась несколькими страницами раньше, и даже если потенциальный работодатель относится к этому позитивно, я лично это сильной стороной считать не могу. Лидерство тоже весьма сомнительная сильная черта, если требуется высокая исполнительская дисциплина или личностные особенности первого лица не предполагают рядом с собой никакого прочего лидерства. Вы скажете – это есть и куда деться? Есть-то есть, а вот записывать это в перечень сильных сторон я бы не торопилась.

    С креативностью и вовсе беда – собрались в последнем моем проекте все сплошь генераторы идей. Начиная с первого и главного лица, президента компании, который именовал себя не иначе, как «возможностным», сотрудников начали делить на возможностно-креативных и системных. Такие творческие сессии устраивались! Когда это все я пыталась перенести в область планирования и разбивки по задачам, немедля спотыкалась об это самое креативное «первое лицо», которое срывало все сроки принятия решения, тянуло с предоставлением ресурсов, меняло по ходу задачи и т. п.

    – Ты человек возможностный или системный? – спросил меня, отдыхая после очередного креатива, наш президент.

    – Конечно, у вас – системный, – вздохнула я. – А то работать будет некому, все, что вы тут «нагенерили», в действие переводить.

    Классический подход в построении команд любого типа на любом этапе развития говорит нам о том, что все должно быть в равновесии. Есть генераторы – должны быть терминаторы. Но на этапе интервью вы еще не знаете расклада сил, соответственно, трудно предположить, какой тип востребован. Еще сложнее в связи с этим «продать» свои сильные стороны, даже если вы умеете быть ситуативным игроком, то есть подстраиваться под требования текущих задач. Поэтому в сложной истории, подобной той, которую я поведала, только умение подстраиваться и ситуативное ориентирование могут быть вашей сильной стороной и огромным конкурентным преимуществом. Если, конечно, вы действительно обладаете этими качествами.

    Мораль проста: вы должны уметь ориентироваться, во-первых, на требования вакансии, во-вторых, на характер выполняемой работы и на потребности работодателя, в-третьих. Все, как в продажах: лучше не тот товар, который качественнее, дешевле (или дороже), эстетичнее, практичнее и т. п., а тот, который лучше удовлетворяет потребности потребителя вне зависимости от цены и конкурентов. В нашей истории не забываем еще и про эмоциональные потребности работодателя. Дело тонкое, но уметь их диагностировать надо. Опять же, даже если вы точно определили, что руководителю подходит ваш типаж (а о том, что каждый руководитель выбирает «под себя», вы, надеюсь, догадываетесь), не факт, что вы и руководитель – близнецы-братья. Скорее бывает наоборот. «Возможностный» руководитель так тяготеет к упорядочиванию деятельности своего отдела (департамента, компании, корпорации), что непременно набирает специалистов, полностью противоположных ему. Логично? А потом вопреки этой логике начинает им препятствовать и с ними же бороться – явно или скрыто. Потому как подсознательно ищет себя в каждом своем подчиненном. А если радостно набирает «команду единомышленников», то точно борьба начнется даже раньше, потому как команда «по образу и подобию» собрана – проблемы остаются. Может, я здесь слегка утрирую для большей наглядности, кому-то тут дедушка Фрейд померещится (всем подсознание управляет!), но очень часто за свою молодую жизнь я в этом убеждалась. В моей «соискательской» практике, опять же в качестве результирующей после перечисления сильных сторон, неоднократно звучал вопрос потенциального работодателя: «Как вы оцениваете свою управляемость?» А я ее оцениваю противоречиво. С одной стороны, умею работать с разными руководителями и умею подчиняться, с другой стороны, «могу» не означает в моем случае «хочу и имею достаточно веских оснований». Я не сумасбродка и не капризничаю, к тому же не лентяйка, но и не считаю себя состоящей на армейской службе, где приказы начальства не обсуждаются. Поэтому достойным ответом на этот каверзный вопрос (хоть он и стоил мне нескольких отказов в месте работы) выдвигаю такой: «Я управляемый сотрудник для талантливого руководителя. А также готовый к диалогу… по поводу категорических указаний начальства».

    Примерно та же картина со слабыми сторонами. Ну, я вот плохо управляюсь с бумагами и рутинной деятельностью в принципе. Я об этом знаю и борюсь, то есть работаю над этим. Знаю, что мне требуется в два раза больше времени для того, чтобы содержать бумаги в порядке, ничего не терять, и по этой причине вообще не беру в руки оригиналы. Организаторский талант – бесспорно, моя сильная черта, ею-то я и нейтрализую свою слабость. В случае с бумагами я «назначаю» ответственного коллегу, который контролирует круговорот бумаг в моей природе. Это один маленький пример из моей профессиональной жизни.

    А общий принцип «говорения про недостатки», как гласит всякая популярная литература по трудоустройству, – недостатки суть продолжение ваших достоинств. Если сильный лидер – значит, авторитарен и нетерпим, будут сложности в коллективе, пока кресло нужного размера не займешь; если креативен – значит, на работу будешь опаздывать каждый раз и томиться сезонными депрессиями от отсутствия вдохновения; если исполнителен – значит, никудышный вожак, перспектив на карьеру не жди. Это я так понимаю то, что пишется в популярной литературе. Ничего не оспариваю из того, что вы могли там, коллеги, прочитать, только предостерегаю: руководитель тоже мог прочесть. И уж он-то может понять вас именно так, как я это здесь описала.

    На мой взгляд, интервьюер этим вопросом пытается выяснить не наличие у вас страшно отрицательных черт и не ваше знание популярной литературы по трудоустройству, а вашу способность к открытости, умение отвечать на «неудобные вопросы», гибкость и даже сообразительность. Отмечайте «безобидные» недостатки, к примеру, кому неведомо желание поспать с утра подольше или привычка откладывать сложные дела «на потом»?

    Я с удовольствием в этом разделе собеседования рассказываю о том, как моя лень меня мотивирует. Для того чтобы быстрее начинать лениться, я стараюсь быстрее переделать все дела. Кому-то это кажется смешным, но лень – мой недостаток, с которым я не могу бороться иным способом. А такой недостаток, как страх за свое реноме и постоянный невроз по поводу «потери лица» и «урона достоинства»? Знаете, однажды я поняла про это две вещи и перестала беспокоиться и уж тем более записывать это в недостатки. Первая: если что-то имеешь и это «что-то» для тебя органично, то ничего и не потеряешь. Как, скажите, можно потерять курносый нос, размер ноги или другую индивидуальную природную особенность? И ведь никто не бегает с этим на каждом перекрестке выступать – ах, как же вдруг я уроню свой 35-й размер, и он меня покинет! Почему же мы устраиваем столько суеты вокруг «урона» достоинства, «потери лица» или посягательства на «я»?

    И вторая вещь. Однажды к нам в гости приехал один знакомый, чрезвычайно интеллигентный человек, безупречно воспитанный. За ужином все было съедено, у него в тарелке оставался соус от блюда и он совершенно просто обратился к хозяйке дома с просьбой позволить промокнуть его хлебом, потому как «такой вкусный – рука не поднимется оставлять, как того требует этикет». Это было очень органично.

    В тот момент я поняла – по-настоящему уверенный в себе человек ведет себя естественно и открыто.

    Вопрос 4. Личная жизнь

    Почему-то все вопросы, затрагивающие эту область, вызывают большое смущение. А что лучше – быть замужем или нет, быть с детьми или бездетной, какой семейный статус имеет преимущества? Можно это обсуждать сколь угодно долго, но у вас есть тот семейный статус, который есть, и вы вряд ли будете его менять по пожеланию работодателя.

    Радикально настроенные кандидаты могут задать встречный вопрос – какое это имеет отношение к работе, даже упомянуть, что закон запрещает задавать вопросы о частной жизни. Нужно и здесь понимать, что в большинстве случаев (я исключаю крайности, замешанные на паранойе руководителя и мании преследования вице-президента) эти вопросы не ставят целью проникнуть в тайны вашей личной жизни, а скорее понять ту границу, до которой вы способны говорить о себе с незнакомым человеком. Насколько вы открыты и как вы удерживаете границы своего «я», достаточно ли вы независимы и самостоятельны, говорите ли о том, что вас волнует, или пытаетесь уйти от обсуждения личных тем. И если вы предпочитаете не распространяться о своей частной жизни, насколько деликатно вы умеете это делать.

    Садики-бабушки, поликлиники и должность, которую занимает супруг/супруга, как правило, упоминаются в связи с вопросом, насколько вы готовы беспрепятственно выполнять свою работу. Но чтобы это звучало корректно, уточните намерение работодателя: «Вы спрашиваете об этом, чтобы понять, не помешает ли это мне тщательно исполнять свои обязанности? Нет».

    В некоторых ситуациях вопросы могут быть очень личного характера, скажем, планируете ли вы в ближайшие два года заводить детей. С очень большим сожалением констатирую, что в некоторых компаниях существует негласное табу на планирование семейной жизни молодыми сотрудницами. От тех, кто решился в процессе работы на материнство, избавляются гуманными и законными способами, если это не удается «по соглашению сторон». В любом случае – решать вам, и эту жизненную задачу вряд ли кто-то решает с точки зрения приоритетов работодателя. А вот узнать, каково отношение к «детскому» вопросу в компании, – ваше законное право. И знать об этом важно «на пороге».

    Пока я молчал, мое тело говорило

    Чувствовать себя разведчиком на допросе – ощущение не из приятных. Однако опыт подсказывает, что есть какие-то «секреты» профессионального поведения, гарантирующие успех грядущей встречи. У нас будет примерно 40 секунд, чтобы произвести «первое и неизгладимое» впечатление, и около 5 минут, чтобы его окончательно закрепить. Совсем немного, да? По наблюдениям психологов, именно первые шесть минут практически предвосхищают исход переговоров.

    Если за первые сорок секунд мы производим очень важное впечатление, отнестись к этому надо со всей ответственностью. Ведь за этот период мы даже рта не успеваем еще открыть, получается, что все решено до того, как мы сказали «Здравствуйте»?

    В общем и целом не так все страшно, но задуматься стоит.

    Чтобы руки не ходили босиком

    Ситуация интервью – стрессовая сама по себе. Вы можете здорово удивиться, когда ваше тело вдруг начнет выдавать какие-то непривычные вещи, которых раньше вы не замечали. Вы можете запрокидывать голову или скрещивать руки-ноги во время беседы, раскачиваться на стуле или чрезмерно жестикулировать. Возникают странные ощущения, что руки «мешают», поэтому все время хочется их куда-нибудь пристроить: трогать лицо, тереть лоб, чесать нос, подпирать щеки и т. п.

    В распространенных ситуациях, даже если вы пытаетесь сохранить самообладание, ваше тело может выдать вас с головой.

    Допустим, жесткое поведение интервьюера и строгая манера проведения собеседования могут неосознанно побудить вас принять «закрытую позу»: скрестить руки, сплести пальцы, развернуть корпус от собеседника. Неожиданные вопросы «не из той оперы» или те, на которые вы не можете подобрать моментального ответа, могут спровоцировать ошеломление и растерянность. Вашу суетливость и стремление «выглядеть» моментально выдадут мелкие движения рук, теребление предметов, микромимические движения: стрельба взглядом по сторонам, почесывание-потирание частей лица и т. д.

    Ситуации дискомфорта, когда интервьюер вам неприятен или некорректно себя ведет, побудят вас «выйти» из поля переговоров и, например, резко откинуться на спинку стула и скрестить руки. Или перейти в наступление, приняв какую-либо позу агрессивности: упереться руками в колени с подачей корпуса вперед, напрячься в области шейного отдела или начать ритмично похлопывать по столу или какой-либо поверхности в подтверждение своих слов.

    Вашу природную неуверенность и естественное волнение могут выдать такие движения: захват одной рукой области предплечья или локтевой области, чем выше захват – тем выше волнение; обхватывание себя обеими руками (не отсюда ли родилось выражение «взять себя в руки?»); раскачивание, ссутуленные плечи, взгляд «снизу вверх» и т. п.

    Не обольщайтесь по поводу того, что работодатель настолько «продвинут» и сможет безошибочно «прочитать» все сигналы, посылаемые вашим организмом, а самое существенное – их правильно интерпретировать и настроить свое поведение на максимальную открытость и комфорт в общении. Конечно, он эти сигналы «ловит», но на 90 % с этим будет управляться его подсознание. На рациональном уровне скорее прозвучит «что-то не то» и другие сомнения.

    Самым удивительным становится крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов. Наряду с вербальной коммуникацией между людьми как бы за порогом сознания постоянно курсируют сообщения, которые мы принимаем и на которые мы реагируем, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Глядя в лицо собеседнику, мы тоже замечаем и интерпретируем тончайшую игру мимики, малейшее движение взгляда. Мы не имеем возможности внезапно остановиться и сознательно их оценить, но вся суть в том, что они достигают своей цели в любом случае. Вы всегда будете передавать больше, чем сами осознаете, и фиксировать бесконечное множество сигналов, исходящих от других. Поэтому имеет смысл заранее продумать такие ситуации, в которых язык вашего тела вам не друг.

    Если вы не очень уверены в себе по жизни, это не может быть препятствием для поступления на работу, но для первого интервью – вполне. Перечислите все «ловушки», в которые вы попадаетесь: неуверенно топчетесь у двери, когда вас пригласили, или начинаете что-то суетливо рассказывать еще от порога, пока идете; нервно трете вспотевшие руки; присаживаетесь на краешек стула; начинаете мучительно озираться во время паузы, сделанной собеседником? То же касается и людей, вполне уверенных. Здесь такие опасности: занимать слишком много пространства собеседника – наваливаться на его часть стола, занимать ее своими вещами; вести себя слишком по-хозяйски – разглядывать, трогать предметы; «включать» оценивающий взгляд при запрокидывании головы, прикрывать рот вытянутым указательным пальцем, другие четыре в этот момент подпирают подбородок (жест критического оценивания и недоверия), переставлять свой стул в то место, которое кажется удобным, без разрешения.

    Есть старые приемы с этим «неудобным» стулом: стул для кандидата ставится в заведомо некомфортное положение, например посреди кабинета, далеко от стола, напротив яркого света, спиной к двери или проходу. Некоторые соискатели, не глядя, тащат стул и ставят как им удобнее. Работодатель, который тщательно готовился к этому эксперименту, ставит минус. Лучше, если вы заметили неудобное и вынужденное расположение, спросить разрешения и устроиться поудобнее.

    В других ситуациях вам показывают, куда вы должны сесть, но если предоставят возможность выбрать, постарайтесь сесть рядом с собеседником, а не против него через стол. Так легче заставить его увидеть в вас потенциального единомышленника. Люди, сидящие бок о бок, охотнее сотрудничают, чем находящиеся лицом к лицу.

    Если вы замечали за собой привычку присаживаться на краешек, намеренно садитесь поглубже, чтобы спиной почувствовать спинку стула или кресла. Сидите свободно, постарайтесь найти опору для рук, но не разваливайтесь и не наклоняйтесь вперед слишком сильно.

    Даже если вы волнуетесь, постарайтесь избежать явно выраженной защитной позы, не складывайте на груди руки и не сжимайте судорожно колени. Суета, ерзанье на стуле, верчение в руках карандаша и других мелких предметов – все эти жесты могут выдать вашу нервозность.

    Держать руки расслабленными и показывать ладони – это один из способов продемонстрировать свою искренность и доброжелательность. Вполне естественно чувствовать некоторое напряжение, и надо дать ему проявиться. В каком-то случае сбросить напряжение поможет простое озвучивание своего состояния: «Сегодня я немного волнуюсь». Люди, не выказывающие никаких признаков волнения, могут восприниматься как слишком самоуверенные и несосредоточенные.

    Еще один секрет уверенного поведения – это ваш взгляд. Выражение «держать удар», по-моему, прежде всего относится к тому, как мы способны выдерживать взгляд собеседника. Это умение также нуждается в тренировке. Не забываем, что волнение и незнакомая обстановка, экзотическое поведение интервьюера могут вынуждать нас опускать глаза, прятать взгляд, «стрелять» глазами и пр. Неподготовленность вашего выступления побудит вас искать нужные слова на потолке и стенах. В любом случае избегание зрительного контакта может сформировать неприятное впечатление о вас, а слишком пристальное «глазение» будет причинять дискомфорт собеседнику или даже поведает о вашем агрессивном настрое. Исключите из перечня ваших «глазных» упражнений взгляды исподлобья или искоса, прищур, взгляды «сверху» при запрокинутой голове и взгляды «снизу» при голове, вжатой в плечи. Не пытайтесь «есть» интервьюера глазами даже при выраженном интересе к тому, о чем он говорит. Постарайтесь держаться непринужденно и избегайте слишком часто отводить взгляд, используйте правило семи секунд, в соответствии с которым каждые семь-девять секунд взгляд положено отводить в ситуации слушания. В ситуации, когда говорим мы, это делается немного чаще. Этим и достигается некий психологический комфорт. Реагируйте на слова собеседника в зависимости от общего настроения беседы, но не переусердствуйте как с улыбками так и с серьезностью.

    Если вы с чем-то не согласны и хотите отстоять свою позицию по принципиальным вопросам, то делайте более четкие жесты и принимайте более выразительные позы, чем обычно, но не принимайте и в этом случае угрожающих поз!

    И последний на этом этапе немаловажный аспект. Если в ходе собеседования с работодателем мы совершаем что-то, приводящее нас в смущение и смятение, то большинство из нас лишь усугубляет ситуацию последующей реакцией. В таких случаях мы заливаемся краской, бормочем извинения или пытаемся объясниться, начинаем волноваться, смотрим в пол, покрываемся испариной и производим впечатление человека неискреннего и не заслуживающего доверия. Хотя это вовсе не так. Но если «инцидент» действительно пустяковый, вы только привлечете ненужное внимание тем, что будете стараться загладить его. Если работодатель огорчит вас своими выводами в конце вашего с ним диалога, то в большей степени это произойдет не потому, что вы неудачно выразились или повели себя каким-то странным образом, а из-за того, что вы потеряли уверенность в себе, и он это почувствовал.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх