• ОФОРМЛЕНИЕ ОФИСА
  • ЛИЦО ФИРМЫ – ОФИС-МЕНЕДЖЕР
  • ИМИДЖ ОФИСА

    ОФОРМЛЕНИЕ ОФИСА

    Кабинет руководителя

    В оформлении офисов нет рецептов женских или мужских. Офис должен выглядеть деловым и показывать уровень вашего успеха в мире бизнеса. Хотя у каждого руководителя имеются собственные предпочтения, каким образом этапы преуспевания должны быть отражены в его оформлении. Имеются у деловых людей и собственные вкусы, с которыми приходится упорно (и часто безнадежно) бороться дизайнерам. И тут для начала проще продемонстрировать на примерах, чего желают заказчики-бизнесмены и от чего шарахаются бедняги-дизайнеры.

    Одна моя знакомая владеет дизайнерским бюро, работает уже не один год в этой сфере. Все нижеприведенные истории были буквально выстраданы ею и ее коллегами по несчастью.

    Однажды в бюро обратился преуспевающий бизнесмен, который приобрел новое помещение и решил перевести туда головной офис своей организации. Особых проблем с оформлением помещений, где будут находиться сотрудники офиса, не возникло. Но боевые действия образовались, когда речь зашла об оформлении кабинета самого руководителя. Он потребовал… чтобы стены были совершенно белыми, столы – совершенно белыми, мебель – тоже белая, но с золотом. Так, сказал бизнесмен, я покажу исключительную роскошь и исключительную чистоту.

    Представив на секунду этот белый мир с золотом, дизайнеры приуныли. Прекрасно, если в офисе использованы белые элементы. Они делают пространство легким и привлекательным. Но когда требуется полностью белый офис, то напоминает он разве что больницу.

    Бизнесмен яростно защищал свое видение проекта. Ни картинки на компьютере, ни даже экскурсия в подобным образом оформленное помещение не помогли. Он упорно держался за белый цвет как единственно возможный. Остановило это безумие только одно. Вымотанные дизайнеры, безуспешно объяснявшие глупость подобной белизны, сказали, что офис должен во всем соответствовать и самому хозяину. И если деловой человек желает выглядеть в этом помещении «соответственно», то ему придется пользоваться только белыми костюмами.

    – Как – белыми? – возопил заказчик. – Не могу белыми!

    Истинная правда: он не мог. В белой одежде деловой человек был бы больше всего похож на теннисный мячик. Только это дело и решило. От полной белизны ему пришлось отказаться!

    В другом случае в бюро обратилась деловая дама. Бизнес-леди была просто помешана на цветочках. В дизайн своего нового кабинета она требовала ввести… «шпалеры с цветочным рисунком», как во дворцах, и дополнить обстановку растениями в горшках. Ей намекнули, что тогда офис будет больше напоминать будуар, но дама была убеждена, что создастся замечательная, интимная атмосфера, располагающая посетителей к задушевной беседе. Победить безумие в этом случае так и не удалось.

    Промучившись с заказчицей полтора месяца, бюро отказалось вести ее проект.

    Но обычно дизайнерам удавалось убедить заказчиков, что их видение офисного мира не лучшее из возможных. И использовали они для этого убедительные аргументы, основанные на правилах психологии. Кабинет руководителя, говорили они, служит не только рабочим местом руководителя, но и тем помещением, где он принимает партнеров и посетителей, то есть кабинет должен сочетать в себе как личную зону бизнесмена, где тому будет приятно работать, так и некую общественно значимую зону, где удобно должно быть тем, кто придет для ведения переговоров.

    Если бы никто, кроме самого начальника, в кабинет был невхож, то можно было бы создать помещение, полностью соответствующее его личному вкусу. Но кабинет – это, прежде всего, «лицо» самой фирмы. По кабинету начальника судят о фирме, о том, как идут в ней дела, какой в ней психологический климат. Большинство заказчиков соглашались пожертвовать личными пристрастиями, поскольку имидж фирмы оказывался значимее.

    Я побывала у многих начальников и в разных по оформлению кабинетах. Действительно, если использовался правильно подобранный колорит и соблюдались требования к офисному наполнению, вести переговоры было легче и приятнее. Если же атмосфера «давила», то и общение складывалось с трудом. Особенно это было характерно для офисных помещений, которые достались бизнесменам от социалистического прошлого. Обычно стены в таких кабинетах были выкрашены наполовину или на три четверти высоты синей или зеленой краской, причем теми их оттенками, которые хорошо известны в народе под названием «клозетный колорит». Это удивительные, труднодостижимые оттенки, которые делают помещение совершенно убогим и до жути казенным. Такой цвет стен до сих пор сохраняется кое-где в общественных учреждениях, больницах и тюрьмах. И разговаривать в таком помещении тяжело, особенно если разговор и так сложный или же если вы встречаетесь с хозяином кабинета впервые.

    Не лучшее впечатление производят и офисы, куда слишком много личного внесли их владельцы. Например, настоящим вторжением в частную жизнь хозяина кабинета выглядит любой разговор, если в помещении расположено множество личных фотографий в рамочках – от состава семьи бизнесмена до его домашних питомцев. Всякий раз, ведя разговор, вы натыкаетесь глазами на розового малыша с беззубой улыбкой или фотографию хозяина кабинета с домочадцами на каком-то заграничном пляже, и испытываете такое чувство, точно заглянули невзначай в замочную скважину. Так что демонстрация личной жизни в кабинете приводит не к сближению с посетителями, а к страшной неловкости.

    Так же нехороша и демонстрация увлечений делового человека, она отвлекает мысли от всякого дела. Я побывала в офисе, которым руководил заядлый рыболов. Он немало поскитался в процессе реализации своего хобби и привез диковинных рыб из разных частей света. И все эти диковины были успешно мумифицированы и развешаны по стенам. Создавалось совершеннейшее ощущение, что я нахожусь в филиале зоологического музея, в отделе ихтиологии.

    Вместо того чтобы сосредоточиться на беседе, глаза невольно притягивались то к рыбе-мечу, то к рыбе-пиле, то к какому-нибудь замечательному обитателю глубин, распятому на кабинетной стене. И хозяину, которому на самом деле было о чем беседовать кроме рыб, приходилось следить за взглядами гостей и давать пояснения: «А это мы были на Мозамбике в прошлом году…»

    Другой представитель частного бизнеса не нашел ничего лучше, как разместить в стенах личного кабинета коллекцию холодного оружия. Некоторым экземплярам мог бы позавидовать и небольшой музей, но возникал необратимый эффект. И дело не в том, что экспонатов было много и они отвлекали, а в том, что о вполне добродушном владельце бизнеса складывалось ложное впечатление как о кровожадном монстре. Такое количество клинков лепило из бизнесмена любителя помахать ножом перед глазами несговорчивого посетителя. Неудивительно, что многих клиентов он лишился именно по этой причине. Желая внушить уважение, он внушал опасение и страх.

    Еще одна владелица бизнеса была просто помешана на куклах и ангелочках. Эта ее увлеченность была широко представлена и в офисе. И все бы ничего, если бы, допустим, дама руководила магазином художественных промыслов или хотя бы швейным ателье. Но дама-то занималась торговлей гвоздями и прочими металлическими строительными изделиями! Понятно, какое мнение складывалось о ней у посетителей…

    Вот почему увлечения в таком количестве присутствовать в интерьере кабинета не могут. Свои хобби нужно оставить для более личной сферы, то есть для дома. Из подобных предметов в кабинете может быть парочка красивых экспонатов, не вызывающих нездоровых подозрений, да семейная фотография. Этого вполне достаточно.

    Офис – не музей, не будуар, не семейная экспозиция. Но и сплошным графикам и диаграммам тут тоже не место. Офис, в котором все стены употреблены для наглядной агитации, напоминает больше бункер, откуда ведутся военные действия, – с картой этих действий. Вряд ли хозяин кабинета собирается показать, как он активно ведет войну против остального мира. Он хочет продемонстрировать деловые качества и успехи фирмы. Но для этого достаточно одной-единственной картинки, показывающей успех, или одного-единственного символа успеха (например, награды на выставке).

    А кабинет оформляется по-деловому просто, хотя каждый элемент оформления тщательно отбирается. Каждый элемент в оформлении несет необходимую нагрузку.

    Прежде всего, деловой стиль предполагает выбор цвета, в котором будет решен интерьер. Выбор цвета зависит от размера помещения, этажа, освещенности и даже того, что видно за окном.

    Для кабинетов на нижних этажах, то есть для условий низкой освещенности, предпочтительнее цвета, создающие иллюзию солнца, – кремовый, желтый и градация оттенков между ними. Белого цвета в чистом виде нужно избегать, но все оттенки белого (кроме оттенков холодного спектра) разрешены.

    Для кабинетов с хорошим освещением подойдут практически все ненасыщенные пастельные тона, а также голубой и зеленый. Из пастельного ряда нужно исключить только розовый цвет, он несовместим с представлением о деловой сфере.

    Для небольших кабинетов подходят расширяющие их зрительно теплые цвета, для слишком больших – неяркие, но основное решение дают не цвет, а визуальное разделение пространства (мебель, перегородки), крупные светильники.

    Стены, как правило, лучше оформлять в однотонной гамме или же при помощи фигурной штукатурки (она часто дает вкрапления цветов). Также подходит оформление под камень или кирпич (только для светлых и больших помещений) и под дерево (для небольших).

    Мебель выбирается согласно общей тонировке помещения.

    Красивое сочетание дает белая или черная мебель, если выбрана кремово-желтая гамма кабинета. Для холодных тонов лучший эффект даст мебель цвета натурального дерева или светлая теплых оттенков. В больших кабинетах допустима и мебель темного цвета, дополненная стеклянными деталями (стекла тонированы темным цветом).

    По большому счету, мебель может быть выбрана, исходя из приоритетного стиля и поставленной сверхзадачи. Если сверхзадача – показать, что дела идут превосходно и владелец быстро богатеет, то выбирается мебель из дорогих пород дерева, основательная, внушающая уважение и доверие. Если желательно показать мобильность владельца, то мебель выбирается достаточно простая, но с обилием современных материалов – стекло, металл.

    Самыми важными элементами мебели будут стол и кресла или стулья, поскольку переговоры вы будете вести за столом, предложив посетителю сесть. Размер и форма этой мебели для посетителей очень и очень важны.

    Когда вы предлагаете человеку сесть, то предложенное посадочное место должно располагать к беседе, то есть оно должно быть удобным, но в то же время не расслабляющим. Для этой цели подходят неглубокие кресла, полукресла или мягкие стулья с удобной спинкой. Поскольку ваши посетители могут быть разной комплекции, то на всякий случай нужно кроме стандартной мебели иметь и нестандартную. Ее предлагают посетителям основательной конституции, которым неудобно сидеть на более хрупких конструкциях.

    Стол можно использовать как тот, за которым вы работаете, но лучше, если у вас будет специальный стол для ведения встреч. Это может быть дополнительная приставка к рабочему столу или же полноценный стол, лучше округлый, чтобы посетитель не ощущал вашего давления (за круглым столом расстояние между вами и вашим посетителем в любой его точке останется приблизительно одинаковым).

    Если вы хотите создать иллюзию особой заинтересованности, то выберите стол с закругленными углублениями (в виде «восьмерки»), тогда вы сядете друг против друга по обе стороны стола и придадите встрече элемент интимности.

    Если посетителя нужно «поставить на место» или вы ничего хорошего от такого визита не ждете, можете отдалить визитера, усадив его далеко от себя. Для этой цели больше подходит овальный длинный стол, дающий иллюзию вашего миролюбия (скругленные углы) и дистанцирования (большое расстояние между собеседниками). В этом случае посетителю лучше предложить стул с прямой спинкой и жестким сиденьем.

    Рядом с вашим столом или за спиной у вас желательно разместить шкафы с бумагами. Во-первых, это сразу покажет, что вы человек деловой (за стеклами должны быть видны папки и необходимая литература, а не сувениры). Во-вторых, вам будет удобно во время разговора быстро находить необходимые бумаги.

    На рабочем столе должны находиться только необходимые постоянно предметы: телефоны, компьютер, ежедневник и все, что требуется для ведения записей. Некоторые деловые люди считают, что на столе должны быть папки с документами, над которыми бизнесмен работает, и стол превращается в своего рода склад. Они думают, что, показывая объем работ, показывают лучшие деловые качества. Но на самом деле посетители воспринимают такое рабочее место только как неухоженный стол, заваленный бумагами. И создается ложное впечатление, что хозяин кабинета «потонул в делах», а потонувший в бумагах человек не может быть успешным, не окажется он и мобильным, что важно для возможного клиента. Так что аккуратный стол сразу покажет, что вы не тянете с делами, не любите волокиту, ваши действия обоснованны и быстры. Для впервые с вами встретившегося человека это очень хороший знак, стимул для продолжения сотрудничества.

    Но и не оттолкните человека совершенной пустотой своего стола. Тогда может возникнуть несправедливая мысль, что вы вообще делами не занимаетесь. Особенно избегайте груды разноцветных журналов, которые обычно выкладываются для посетителей. Во-первых, такие журналы должны находиться в приемной, а не в кабинете, они должны быть свежими и их не должно быть много. Во-вторых, журналы хоть как-то должны соответствовать сфере деятельности вашего офиса. Иначе посетитель решит, что своим делом вы занимаетесь лениво, а все время убиваете на чтение глупостей или решение кроссвордов. Журналы и издания, которые могут находиться в вашем личном кабинете, прежде всего, должны быть солидными и отвечать вашим прямым занятиям. Журналы «с картинками» обычно к таковым не относятся.

    В кабинете, если позволяет освещенность, очень желательно поставить хоть парочку растений. Это приятно оживляет любую самую официальную атмосферу и украшает кабинет. Но избегайте изобилия растений, если не желаете превратить офис в филиал ботанического сада.

    Если офис небольшой, а иногда приходится вести переговоры со значительным числом участников, то желательно иметь специальное помещение для переговоров. Оформить его желательно просто и в стиле самого кабинета, создав максимально уютную деловую обстановку. Стол для помещения выбирают овальный или круглый. Последний предпочтительнее, но подходит далеко не для всякого помещения. Если стоит выбор – круглый или овальный стол, но круглый неудобен (помещение вытянутое), то используйте овальный, но не слишком вытянутой формы. Рассаживая посетителей, не садитесь на вытянутом конце стола, а ориентируйтесь на его середину. Напротив себя посадите самого значимого для вас посетителя. Положение визитеров за таким столом должно соответствовать убыванию их значимости (чем менее важен для вас посетитель, тем дальше от центра он должен находиться).

    Если выделить специальное помещение для переговоров невозможно, используйте переносные перегородки. В этом случае «большой стол» может служить и местом для обсуждения рабочих вопросов с собственными сотрудниками.

    Другие офисные помещения

    Посетители не сразу попадают в кабинет начальника, обычно они проходят через офисные помещения сотрудников. И если вы хотите, чтобы посетители правильно восприняли вас и вашу фирму, то и помещения сотрудников должны в целом выглядеть в едином стиле с кабинетом начальника, но несколько проще. Главное – это показать, что как в кабинете владельца, так и в помещениях сотрудников деловая рабочая обстановка. Поэтому помещения сотрудников должны выглядеть чисто, привлекательно, уютно. Мысль, что должна прийти визитеру, проста: хорошо живут и хорошо работают. Если посетитель такой вывод сделал, то он проникся к вам доверием, чего вы, собственно, и добиваетесь.

    Очень жаль, если на оформление своего кабинета вы истратили уйму денег, а сотрудники ютятся в каком-то офисном бомжатнике. Такое мне видеть приходилось. Крупный руководитель сделал в своем кабинете евроремонт, поставил там самую современную мебель, а сотрудникам только косметически подмазали стены и поставили списанную мебель. Контраст был разительный. Любой нормальный человек, попадая в эту фирму, справедливо решал, что хозяин просто упырь какой-то, держит своих подчиненных в черном теле и наверняка практикует рабский труд.

    А на самом деле несчастный был хорошим бизнесменом, но денег на благоустройство всего помещения у него не было. Он и решил, что нужно как следует обставить хотя бы свой кабинет, где он ведет переговоры. А о том, что дорога в этот богатый кабинет пролегает через убогое помещение для сотрудников, даже и не подумал. Поэтому, если радикальные перемены никак не провести сразу, хотя бы изолируйте от чужих глаз убогость обстановки.

    Это можно сделать, поставив съемные перегородки. Они обычно хорошо скрывают и дефекты на стенах, и бедную меблировку. Посетитель видит знакомую деталь: перегородки. Далее он вдаваться в подробности не станет. Перегородка и офис – своего рода синонимы. Наполнение этого синонима для визитера несущественно. А далее он попадает в кабинет. Кабинет производит впечатление. Мысль достраивает то, что за перегородкой, в стиле увиденного в кабинете. Чего и следовало ожидать.

    В «денежном» офисе к таким уловкам прибегать не нужно. Там вы можете организовать для каждого сотрудника уютное рабочее место. Главное, чтобы рабочие места полностью соответствовали занятиям персонала и были хорошо оборудованы, а не только внешне привлекательны. Обязательное помещение, которое стоит выгородить в более или менее значительном офисе, – это кухня, где ваши работники будут обедать и куда вы можете при необходимости пригласить посетителей. Кухня должна быть чистой и выглядеть современно. Она тоже создает имидж благополучного офиса.

    Но самое важное – это ваши люди. Если они выглядят унылыми и подавленными, то никакой дизайн не спасет вас от подозрений, что дела в фирме идут тяжело. И среди сотрудников на первое место выступает секретарь или офис-менеджер, женщина или мужчина, которые встречают посетителя и препровождают его от дверей фирмы к дверям вашего кабинета.

    Так что от правильного выбора офис-менеджера, его вида, его речи, соблюдения им правил делового этикета зависит общее представление о самой фирме. Плохой секретарь – ужасное впечатление, а это очень часто сорванные переговоры.

    ЛИЦО ФИРМЫ – ОФИС-МЕНЕДЖЕР

    Принцип отбора в фирме с мужским руководством и женским – разный. В первом случае играют роль чисто внешние данные, потому что мужчины хотят видеть красивую, молоденькую, исполнительную девушку. Женщины часто впадают в другую крайность и берут на работу некрасивую, немолодую, опытную женщину. Кто прав – мужчины или женщины? Да в целом ни те ни другие. Секретарша – это не только лицо фирмы (хотя в этом качестве ей отводится очень важная роль), она еще и голос фирмы, память фирмы, главная помощница руководителя. И она – женщина. Мужчины неохотно идут на такую работу, и в этом они правы. Секретари мужского рода уместны в специализированных организациях, а не в мелком или среднем бизнесе. На роль обычной секретарши может претендовать исключительно женщина. Она смотрится уместнее. Но как выбирать? Сегодня очень многие женщины получают на курсах такую специальность, выбор широк.

    Думаю, прежде всего нужно ответить себе честно, чего вы ждете от секретарши. Если такта, внимания, ума – это может быть одна девушка. Если внешнего лоска, представительности, умения обаять клиентов – другая. Например, если ваша фирма вынуждена постоянно принимать у себя в офисе много людей, то нужно обратить свой взгляд на внешние данные барышни. Она может быть не фотомоделью, но должна уметь улыбаться, иметь милое личико и симпатичную фигуру.

    Искренняя улыбка, участливое выражение глаз (профессиональные качества я не обсуждаю, если их нет – то что она вообще тут делает?), приятный голос – вот то, что поможет вам лучше вести переговоры. Старая мымра со стажем и опытом и твердой уверенностью, что она все знает, потому что у многих начальников работала, – это страшный сон.

    Хорошая секретарша должна подготовить посетителя к ведению переговоров. Если она напугает возможного партнера или клиента, вызовет у него недоверие, нагрубит или нахамит, то о благополучном исходе последующего разговора, как и об имидже вашей фирмы, можно забыть.

    Наибольшая сложность с выбором лица фирмы возникает обычно у бизнес-вумен. Одно время мне приходилось консультировать деловых дам по этому вопросу, так что приведу один пример ошибки, исходя из собственного опыта.

    Молодая руководительница в десятый раз нанимает женщину на роль секретаря. Первые девять наймов закончились одинаково: увольнением с изматывающими предварительными скандалами. По каким параметрам идет отбор?

    – Мне нужно, – объясняет мне начальница в приватной беседе, – чтобы свое дело знала, а внешность необязательна. Ей в основном сидеть на телефоне и на рекламации отвечать. Поэтому я брала женщин постарше, чтобы могли с людьми порезче разговаривать. Молоденькие дуры обычно теряются и в прения вступают, а с клиентом нужно жестко общаться. Иначе на шею сядут. И потому что у меня мужики работают, не нужно мне, чтобы они на нее внимание обращали. В объявлениях я так и указываю: с опытом не менее пяти лет, стрессоустойчивую, с хорошим здоровьем. А в основном все равно вертихвостки приходят. Трудно найти женщину постарше и с правильным характером…

    От меня требуется помочь ей с выбором. Сама уже запуталась. Я пробовала объяснить, что опытная не всегда то, что требуется. А разговаривать строго могут и молодые девушки, если их об этом попросить и провести соответствующую тренировку. Нет, куда там. Не согласилась. Только опытную, только умеющую отшивать.

    И вот я на отборе. На этот отбор пришли двадцать с небольшим женщин. Все очень разные, разной комплекции, с разным выражением лица. И среди этого секретарского многообразия женщины разного возраста. Моя клиентка сразу хотела молоденьких отправить домой, но я вмешалась. Оставила. На отборе – стандартные вопросы и просьба ждать решения. Проходят все кандидатки, и я спрашиваю клиентку, кто ей больше понравился. Говорит, что две – обеим уже за сорок, обе с прилизанными волосами, без косметики, с небольшими злыми глазками. Зато море рекомендаций.

    – А мне, – честно ей признаюсь, – ваш выбор совсем не нравится. Вы делаете все время одну и ту же ошибку. Эти женщины станут держать ваш коллектив в железном кулаке. Обратите внимание на глаза, это же гляделки базарной торговки.

    – Зато отошьют всех жалобщиков, – парирует.

    – Но женщина с такими глазами устроит вам филиал тюрьмы! Вы же снова не сработаетесь!

    – Откуда вы знаете?

    – Давайте по порядку. Если у женщины такой взгляд, то редкий руководитель не станет жертвой ее притязаний. Эти дамочки будут учить вас, как нужно жить. Они опытные. Они свою жизнь уже давно погубили. Обе одинокие. Вы считаете, что это хорошо для дела? Домой не будут спешить? На свидания не станут бегать? Да, вероятно, не станут.

    Слышали, что они вам сказали: фирма – это их будущий дом. Они и будут строить из фирмы дом по своим понятиям. Страшный дом. Вы считаете, что женщина без косметики на лице – отличный работник? Что она умна, не имеет завышенной самооценки? Но они о себе думают как о полной противоположности женщинам, они считают себя деловыми мужиками! И вы снова попадетесь в когти бесполых монстров. И ваши мужчины попадутся, потому что эти женщины будут вымещать на них всю свою личную неудачную жизнь.

    Клиентка задумалась. Ей было трудно со мной согласиться. Я ей, видимо, была нужна, чтобы обосновать правильность своего выбора, чтобы я ей подтвердила, что выбор хороший, а не получится – так потом с претензиями. И минут через пятнадцать усиленного думания и споров со мной наконец она выдохнула:

    – Так как же, черт возьми, их выбирать?

    – По улыбке, добродушию, умению подстроиться под начальника, то есть по чертам податливости. У нас таких женщин прошло четыре. Две совсем молоденьких, две немного постарше. Все они подходят. А одна – и я назвала имя девушки – еще обладает и отличными профессиональными качествами. Она терпелива, умна, быстро оценивает ситуацию, умеет не взвинтить ваших жалобщиков, а успокоить…

    – То есть она будет с ними психологию разводить?

    – А чем вам психология не нравится? – удивилась я. – Пусть поговорит по душам. Вам ведь что важно? Чтобы к вам этот клиент больше не обратился с жалобой. Она сумеет ему объяснить спокойно и вежливо, что ваша фирма не может помочь, что нужно обращаться в другое учреждение, только и всего.

    – Но это ведь пустая трата времени!

    – Все будут довольны. И сотрудники, что их не шпыняют каждый день. И клиенты, что на них не орут. И вы, потому что эта кандидатка будет заботиться о том, чтобы создать вам рабочую обстановку.

    – Но она же красивая!

    – И хорошо! У вас будет красивая, умная, деловая секретарша, с обаятельной улыбкой – мечта любого начальника.

    Лицо у моей клиентки вдруг пошло пятнами. И я услышала признание, которое едва не заставило меня расхохотаться:

    – Но я же не смогу с ней в этом состязаться!

    Так вот в чем, оказывается, была причина. Эта руководительница подсознательно отбирала женщин, которые проигрывают ей во внешности и возрасте. Она была единственной дамой в фирме и привыкла, что для своих мужчин она лучшая. Самая, самая, самая… С огромным трудом мне удалось ее убедить, что самой, самой, самой она для сотрудников и останется. А для всех лучше, чтобы секретаршей стала девушка, обладающая хорошим характером и помогающая, а не вредящая фирме.

    Совершенно четко могу сказать, что существует целый ряд внешних признаков, которые указывают, что лицо фирмы выбрано неправильно и дела фирмы с таким «лицом» будут неудачными.

    1. Женщина с поджатыми губами. Таких секретарш немало. И все они вызывают у клиентов ненависть и отвращение. У начальников они исполняют роль церберов, не пускающих клиента дальше приемной. В советские времена таких секретарш было большинство. Поджатые губы говорят о подозрительности, мелочности, нетерпимости, вредном характере. Они плохо ладят с людьми, даже со своими близкими. Они не умеют разговаривать – говорят так, словно читают нотации. Любой посторонний человек для них – враг. Бойтесь таких дам. Они могут быть любого возраста. Но одна черта их объединяет в особую группу – ненависть к человеческому проявлению чувств.

    2. Шикарная женщина. Женщина в модном и дорогом наряде, вся украшенная, точно новогодняя елка, с прической по последней моде и – нередко – на тонких высоких каблучках – чаще всего бездельница. Для нее работа в фирме – красоваться перед коллективом. Она – «бабочка». Ей хочется порхать. Возраст тут тоже ни при чем. Шикарная дама может быть сорока лет, а может оказаться и восемнадцатилетней девицей, не попавшей в топ-модели. Делами она заниматься не будет. И оставленный на полу грязный след от башмаков подтирать не станет. У нее – маникюр, накладные ногти, которые необходимо беречь.

    3. Женщина с ястребиным взглядом и небольшим лбом. Это тоже распространенный тип. Она идет в секретарши, чтобы властвовать. Как правило, она хорошо накрашена, солидно одета, уже не слишком молода. Опыт ей подсказывает, что фирму нужно держать в кулаке. В этом она похожа на женщину с поджатыми губами. Но ей не все равно, над кем властвовать. Свою роль она понимает как умение взять под контроль коллектив. Обычно носит крупные и дорогие украшения. Любит подношения. Считает, что ей ежедневно должны возносить восторженные комплименты. Если их нет, то власть утрачена. Очень тщеславна. Не слишком умна. Страшное приобретение для фирмы.

    4. Унылая тень. При одном только виде на этот экземпляр возникает одно желание – поскорее выставить ее за дверь. С начальниками она ведет себя подобострастно, очень исполнительна, трудолюбива, но делает все медленно и обстоятельно. Если ей что-то необходимо, может молчаливо пожирать вас глазами и смотреть с укором. Взгляд обычно потупленный. Вид тихий. Если она красива, то это безжизненная, ледяная красота. Мимика очень ограниченна. Этот подарок скоро лишит вас клиентов.

    5. Бестолковая болтушка. Обычно веселая и живая. Но в одежде и голове у нее полная каша. Очень легко отличить ее по бесцельно блуждающему, любопытному и немного глупому взгляду, пухлой нижней губе, толстым щечкам, привычке каждые полчаса регулярно смотреться в зеркальце и что-то делать со своим лицом. Она приведет дела к беспорядку просто потому, что не умеет ни на чем сосредоточиться. Она перепутает все звонки, выщебечет все ваши секреты, сообщит всем и каждому, что дела в фирме не так хороши, как кажется. Работать с ней будет очень и очень тяжело, хотя характер у нее легкий, притязаний – ноль. Ваши замечания для нее – пустой звук.

    6. Томная красотка. Это очень нежное, обаятельное, порхающее существо с влажными большими глазами, огромными ресницами, на первый взгляд поражающее изысканностью внешности. Она тоже заинтересована не в том, что делает, а в том, как выглядит. Но от девушки-болтушки отличается обидчивостью, жеманством, капризностью. Ее основное желание – производить впечатление. Очень сексуально озабоченная барышня. Она будет бросать на сотрудников влажные вопросительные взгляды. И в фирме начнется разброд. Вдруг окажется, что мужчины перестали заниматься делами, зато активно занимаются этой особью, моют чашки, украшают цветами ее стол, настраивают компьютер, который она постоянно ломает. Словом – кошмар на рабочем месте.

    Между всеми этими негодными секретаршами существует еще много промежуточных типов. Есть уютные домохозяйки с мелкими чертами маленького личика, которые делают кабинет похожим на будуар. Есть склочные румяные «торговки», любящие ставить начальника на место. Есть плаксы, выдающие непредсказуемую реакцию на любое замечание. И все они легко определяются просто по внешнему виду.

    Но самое важное, что надо знать: ваша секретарша должна вам подходить по темпераменту, стилю общения, умению вести разговор. Она должна быть исполнительной, но с нормальной самооценкой, веселой, но не выбалтывающей секретов, которые есть в любой фирме, спокойной в экстремальных ситуациях и хорошо разбирающейся в людях.

    Секретарь или офис-менеджер – это на самом деле лицо фирмы. Это лицо возможный партнер или клиент видит, не видя еще вашего собственного лица. Выводы, которые посетитель делает о вас, как раз основаны на поведении и внешности этого «лица фирмы». Так что вам стоит озаботиться внешним видом и обходительностью офис-менеджера, чтобы у вашей фирмы сложилась в дальнейшем хорошая репутация. Обычно в таком счастливом случае люди склонны делиться своими наблюдениями: «Какая симпатичная и вышколенная секретарша у этого NN!» – скажет потом посетивший вас человек.

    Он-то все возьмет на заметку: и как секретарша улыбается, и как она одета, и насколько вежлива и расторопна. Но если у вас отличная секретарша, то и вы должны соответствовать положению руководителя. Ведь отвратительно, если, выйдя из вашего офиса, посетитель останется недоволен особенностями вашего поведения: «Какая замечательная секретарша и какой козел хозяин!» И если вы не желаете жить согласно деловому этикету, а решили жить, как душеньке вашей угодно, то, так и быть, берите в офис-менеджеры мымру, тогда сразу будет ясно, что вы за деловой человек.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх