|
||||
|
Глава 4Проверка бухгалтерии 4.1. Частота налоговых проверокПорядок выездных налоговых проверок определяется ст. 87 и 89 НК РФ. Налоговые органы не имеют права проводить повторные выездные налоговые проверки по тем же налогам и за те же налоговые периоды, которые уже проверялись. Исключение составляют случаи, когда организация находится на стадии реорганизации и ликвидации. Вместе с тем налоговики имеют право проводить проверки по тем налогам и за те отчетные периоды, которые не проверялись ранее. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Следовательно, если две нормы одного закона вступают в противоречие друг с другом, применяться должна та, которая более выгодна налогоплательщикам. В данном случае это норма, изложенная в ст. 87 НК РФ. Многие бухгалтеры считают, что налоговые органы не могут проводить проверки, которые не предусмотрены НК РФ. На самом деле это не так. Ряд проверок, проводимых налоговиками, регулируется иными законодательными актами. Кроме того, работники налоговых органов имеют право проверять правильность оформления валютных операций, а также контролировать сферу производства и реализации алкогольной продукции. Такие проверки не относятся к налоговым и порядок их проведения не регламентируется НК РФ. Следовательно, положения НК РФ на них не распространяются. Таким образом, законность проведения проверок чаще, чем раз в год, зависит от вида проверки (налоговая или неналоговая), от того, за какой период времени вас проверяют, а также от того, кто вас проверяет – территориальная налоговая служба или Управление ФНС. 4.2. Коммерческая и налоговая тайныЛюбая организация предполагает в своей деятельности производственные секреты, которые, как правило, не должны распространяться не только за пределами этой организации, но даже и среди ее сотрудников. Для примера можно взять информацию о готовящихся рекламных акциях, каких-либо разработках и инновационных проектах. Ведь, по сути, утечка секретной информации (а это, в свою очередь, является разглашением коммерческой тайны), может обернуться для организации убытками. Сюда же следует отнести распространение сведений, составляющих налоговую тайну. Важно, что в законодательстве четко определены грани возможного обеспечения охраны коммерческой и налоговой тайны и какие меры возможно применить к виновным в ее разглашении. Под коммерческой тайной принято понимать информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность. В свою очередь, коммерческая ценность информации возможна только при условии, что владелец информации, используя ее, может получать коммерческую выгоду (прибыль). Одним из определяющих факторов будет являться то, насколько прочно эта информация закрыта от свободного доступа – коммерческой ценностью она обладает до тех пор, пока неизвестна посторонним лицам. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 ноября 1998 г. № 399/98 определяет одним из основных критериев отнесения информации к коммерческой тайне ее неизвестность третьим лицам. Информация, являющаяся коммерческой тайной, охраняется при условии, если: • обеспечивается охрана помещения, в котором находятся носители информации; • установлены пароли доступа к информации; • сведения отнесены к коммерческой тайне и установлен запрет на ее разглашение в должностных инструкциях, трудовом договоре, локальных нормативных актах и т. п. Учредительным документам организации (если документы подтверждают уплату налогов и сборов и другие сведения), а также документам, дающим право заниматься предпринимательской деятельностью, нельзя присваивать статус коммерческой тайны. Необходимо разграничивать понятия «коммерческая тайна», «сведения конфиденциального характера», «конфиденциальная информация». Понятие налоговой тайны введено и оговорено в НК РФ. К примеру, согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений: 1) сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) сведения об идентификационном номере налогоплательщика; 3) сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах, а также о мерах ответственности за эти нарушения; 4) сведения, которые предоставляются налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Следует отметить, что режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и доступа к ним устанавливаются ФНС России. При этом налогоплательщик имеет право требовать от налоговых органов соблюдения порядка хранения налоговой тайны, а также информации о том, какие сведения о них имеются у налоговых органов, и ознакомиться с этими сведениями. Нарушение режима налоговой тайны определено ст. 102 НК РФ: • разглашение налоговой тайны; • утрата документов (в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации). Виновное лицо несет ответственность за эти нарушения. Если преданы огласке сведения, имеющиеся у налоговых органов (в том числе в результате утраты документов), со всей уверенностью можно утверждать, что разглашена налоговая тайна. Для этого лишь необходимо доказать, что налоговая тайна стала известна посторонним лицам (кроме должностных лиц налоговых органов, органов налоговой полиции, органов государственных внебюджетных фондов, таможенных органов, а также специалистов и экспертов, участвующих в проведении экспертизы, назначенной в ходе налоговой проверки). Разглашение налоговой тайны бесспорно, если сведения, составляющие налоговую тайну, стали известны другим (а не перечисленным выше) лицам. Следует отметить, что если «тайные» сведения предоставляются в обязательном порядке в соответствии с федеральными законами (к примеру, по мотивированным письменным запросам правоохранительных и судебных органов), то говорить о разглашении налоговой тайны нельзя. По закону сотрудники налоговых органов, органов налоговой полиции, органов внебюджетных фондов несут дисциплинарную ответственность за утрату документов, содержащих налоговую тайну налогоплательщика. В случае разглашения сведений (составляющих не только налоговую, но и коммерческую или банковскую тайну) по вине этих сотрудников, виновные могут быть привлечены и к уголовной ответственности в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). В действующем законодательстве предусмотрена уголовная и материальная ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих коммерческую тайну. К примеру, действия по собиранию сведений, составляющих коммерческую тайну, являются уголовным преступлением, но только после того, как будет доказано, что сведения собирались путем похищения документов, подкупа или угроз должностных лиц и именно для разглашения или другого незаконного использования. Наказанием за это будет штраф в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы за период от одного до двух месяцев либо лишение свободы на срок до двух лет. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца также является уголовным преступлением, но только в случае, если виновный использовал сведения в корыстных целях, в результате чего причинен крупный ущерб, который может выражаться в убытках, понесенных обладателем разглашенной коммерческой тайны, сокращении числа его клиентов и т. п. За это преступление предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишение свободы на срок до трех лет с взысканием штрафа в размере до 50 МРОТ (или без всякого штрафа). Под корыстными целями и мотивами виновного следует понимать его личную сознательную заинтересованность в причинении крупного ущерба, стремление получить материальную выгоду, а также месть, зависть, обиду. Кстати, Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) предусматривает обязательство возмещения убытков, если работник разгласил коммерческую тайну вопреки условиям трудового договора. Виновных можно привлечь к материальной ответственности только в том случае, если будут доказаны: • нанесение прямого действительного ущерба; • противоправное поведение работника; • ущерб был причинен именно противоправными виновными действиями работника. Нанесение прямого действительного ущерба, напрямую связанного с разглашением коммерческой тайны, подразумевает ухудшение или понижение стоимости (ценности) наличного имущества организации. Под противоправным поведением работников понимают различного рода действия или бездействия, которые привели к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну, наносящей ущерб предприятию. Если организация хочет доказать, что ущерб возник из-за действий (бездействия) работника, ей необходимо учитывать все аспекты деятельности работника, предусмотренные трудовым договором, должностными инструкциями, а также его личные качества. Материальная ответственность применяется к работнику только в том случае, если доказано, что именно по его вине организации нанесен ущерб. Согласно трудовому законодательству существует два основных вида материальной ответственности работников: ограниченная и полная. Ограниченная материальная ответственность подразумевает возмещение работником ущерба исходя из размеров своей заработной платы. Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном размере безо всякого ограничения. Следует отметить, что полную материальную ответственность работники несут, когда ущерб причинен их преступными действиями (в случае установленного приговора суда) или когда ущерб причинен работником не при исполнении трудовых обязанностей. Все связанное с сохранением коммерческой тайны необходимо обговаривать в трудовых договорах (или в приложении к ним) и должностных инструкциях работников. Однако лучшим вариантом будет определение обязательств работника не разглашать коммерческую тайну в отдельном документе (так как далеко не все работники организации допускаются к коммерческой тайне. Поэтому у большинства из них не возникает и обязательств сохранять ее, если с информации будет снят гриф «коммерческая тайна», обязательство утрачивает юридическую силу и может быть без особых сложностей аннулировано). Вносить какие-либо отметки в трудовой договор (контракт) непосредственно не потребуется. 4.3. Камеральная налоговая проверкаОдной их форм осуществления налогового контроля должностными лицами налоговых органов являются налоговые проверки, в частности камеральные налоговые проверки. Камеральной является проверка, проводимая по местонахождению налогового органа, представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (далее – налоговой отчетности), а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Налоговая отчетность представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Налоговая отчетность может быть представлена в налоговый орган непосредственно (лично) налогоплательщиком (его представителем) или отправлена по почте. В первом случае ее принятие осуществляется в присутствии налогоплательщика. При отправке налогоплательщиком налоговой отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. На каждом документе принятой налоговой отчетности, а по просьбе налогоплательщика (его представителя) также и на остающихся у него копиях проставляются дата ее принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись ответственного лица, принимающего отчетность. В случае, если налоговая отчетность представлена налогоплательщиком в налоговый орган на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, она должна быть подтверждена информацией на бумажных носителях, оформленной в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов. При этом датой получения информации считается дата фактической передачи ее в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправления этой информации на бумажных носителях, обозначенная в штемпеле почтовой организации. Настоящее требование не распространяется на документы, возможность представления которых в налоговый орган на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку, установлена законодательством о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой отчетности, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Камеральные проверки осуществляются на предмет полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности; визуального контроля правильности ее оформления (полноты и четкости заполнения всех необходимых реквизитов и т. д.); правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству; правильности исчисления налоговой базы. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Если при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Результат камеральной проверки фиксируется работником налогового органа посредством заполнения в представленных налоговых декларациях графы «по данным налоговой инспекции», строки «отметки и замечания инспектора (экономиста)» или иных граф (строк), специально предусмотренных в налоговых декларациях. В случае отсутствия в форме налоговой декларации аналогичных граф (строк) замечания работника налогового органа отражаются на последнем листе данной декларации. Подобным образом фиксируются выявленные камеральной проверкой факты неправильного отражения показателей налоговой декларации, приведшие к неполной или излишней уплате налогоплательщиком сумм налогов. Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено. Материалы камеральной проверки, которой установлены налоговые правонарушения, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для принятия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с нормами НК РФ. В решении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральных проверок указываются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства. Кроме того, в решении указываются суммы доначисленных налогов, подлежащие уплате в бюджет, и начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов; виды налоговых правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений, а также предложения по их устранению и добровольной уплате соответствующей суммы налоговых санкций в срок, указанный в требовании об уплате недоимки по налогу и пеней. На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения направляется требование об уплате недоимки по налогу и соответствующих пеней. Это требование и копия решения налогового органа вручаются налогоплательщику (его представителю) под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком (его представителем). Если указанными выше способами требование и копию решения налогового органа вручить налогоплательщику (его представителю) невозможно, они отправляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после их отправки. 4.4. Последствия неуплаты налогов в бюджетВ случае неуплаты налога или сбора в установленный законодательством срок налоговый орган в соответствии с НК РФ должен не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты направить налогоплательщику требование об уплате налога и сбора. Оно содержит сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством; сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога. Получив требование об уплате налога и сбора, налогоплательщику следует установить причину образования задолженности. Кроме того, целесообразно произвести сверку расчетов по платежам в бюджет с налоговым органом по месту постановки на налоговый учет. Нередко встречаются факты несвоевременного зачисления банком, обслуживающим расчетный счет плательщика, денежных средств на счета по учету доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. В случае выявления подобного факта налогоплательщик должен для подтверждения исполнения обязанности по уплате налога представить в налоговый орган копию платежного поручения, а также выписку из лицевого (корреспондентского) счета банка, обслуживающего его расчетный счет. Если в ходе проведения сверки расчетов с бюджетом установлено наличие недоимки по одним налогам и сборам и переплаты по другим, то налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении зачета излишне уплаченной суммы налога в погашение образовавшейся задолженности. При этом сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, уплату пеней, погашение недоимок, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Таким образом, уточнив сумму задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, подлежащую уплате в бюджет, налогоплательщику следует определить пути и возможности ее погашения, а также проанализировать негативные последствия, к которым может привести применение налоговыми органами к организации мер принудительного взыскания. В арсенале у руководителя организации-должника имеются следующие способы урегулирования проблемы неплатежей: • оформление банковского кредита, который впоследствии будет направлен на погашение задолженности; • обращение в уполномоченные органы за получением отсрочки или рассрочки по текущим налоговым платежам или оформление по ним налогового кредита либо, при наличии оснований, инвестиционного налогового кредита. Высвободившиеся средства организация может использовать для ликвидации бюджетной задолженности, представление и оформление отсрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита осуществляются в соответствии с Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пеней, подлежащих зачислению в федеральный бюджет; • проведение финансово-хозяйственного анализа наличия и использования имущества, которым располагают организации-должники. Необходимо определить, какие материальные ресурсы (запасы материалов, полуфабрикатов), основные средства (офисное оборудование, средства оргтехники, предметы дизайна, легковой автотранспорт, принадлежащие организации вспомогательные здания и сооружения, здания или помещения объектов соцкультбыта, а также используемые складские и производственные площади) могут быть проданы для того, чтобы погасить задолженность перед бюджетом. Для организаций важно найти покупателя и на более выгодных условиях самостоятельно реализовать выбранное для продажи имущество до того, как налоговой инспекцией будет принято решение об обращении на него взыскания. О принятых организацией-должником мерах по погашению задолженности целесообразно проинформировать налоговый орган. При неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога и сбора в установленный срок налоговый орган не позднее 60 дней после истечения указанного срока принимает решение об обращении взыскания задолженности на расчетные и иные счета налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Налоговый орган одновременно с вынесением решения о взыскании налога в целях обеспечения его исполнения имеет право вынести решение о приостановлении операций по счетам в банке, которое направляется банку с одновременным уведомлением должника. При этом налоговым органам не рекомендовано применять указанный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов к ссудным счетам, поскольку они не предназначены для совершения расчетных операций по списанию и зачислению средств. В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика либо отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговые органы вправе обратить взыскание задолженности по налогам и сборам и (или) пеням на имущество должника. Арест на имущество налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях, о которых сказано выше, одновременно с его вручением. Обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), объявления запрета распоряжаться им, изъятия имущества и его принудительной реализации. При этом взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и других кредитных организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются. Следует отметить, что должник вправе указать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем. При решении этого вопроса судебный пристав-исполнитель руководствуется Федеральным законом от 21 июля 1999 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», устанавливающим следующую очередность ареста и реализации имущества должника: • в первую очередь – имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное); • во вторую очередь – готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем; • в третью очередь – объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве. Взыскание на имущество должника обращается в том размере и объеме, которые необходимы не только для исполнения исполнительного документа (постановления налогового органа), но и для погашения исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий. В случае погашения налогоплательщиком задолженности по платежам в бюджет до истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения постановления налогового органа, взыскание исполнительского сбора с должника не производится. Сложившаяся практика работы налоговых органов показала, что нередко имущество, подвергнутое аресту, имеет низкую ликвидность. Учитывая незначительность сумм, полученных от реализации такого имущества, при существующем порядке может сложиться ситуация, когда большая часть поступивших в ходе исполнительного производства средств будет использована на уплату исполнительного сбора и возмещение расходов по совершению исполнительных действий. При этом налогоплательщик, лишившись принадлежащего ему имущества, в итоге так и не рассчитается с должниками перед бюджетной системой РФ. Руководителю должника целесообразно знать, что вышеприведенная мера принудительного взыскания образовавшейся задолженности может планомерно перейти в процедуру банкротства предприятия. 4.5. Порядок защиты налогоплательщиком своих правВзаимоотношения с налоговыми службами, вне сомнения, занимают одно из первых мест среди проблем, беспокоящих коммерческие фирмы. Вынесенное территориальными органами ФНС решение, принятое по результатам выездной налоговой проверки, может оказаться не только неожиданным, но и иметь самые нежелательные последствия для организации. Поэтому одной из основных обязанностей как руководителя, так и главного бухгалтера любой организации является знание прав налогоплательщика и умение их квалифицированно отстаивать. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов должны составить акт налоговой проверки по установленной форме. Акт проверки должен быть подписан этими лицами и руководителями проверяемой организации. Таким образом, именно акт должен был играть роль основного документа, на основании которого налоговый орган, рассмотрев возможные возражения проверяемого, обязан вынести соответствующее решение (постановление). Составленный акт должен быть вручен руководителю организации-налогоплательщика. Акт может быть также отправлен по почте. Предположим, что проверка проведена. И допустим, что вы получили акт, в соответствии с которым проверяющие сочли, что вы занизили налогооблагаемую базу по одному из налогов. Что делать, если у вас есть сомнения в правильности выводов проверяющих? Прежде всего следует внимательно изучить акт проверки Анализ акта следует проводить по трем направлениям: • на правильность порядка проведения проверки (например, соблюдение установленных сроков проверки); • на соблюдение установленных правил оформления результатов проверки (например, соблюдение установленной формы акта); • являются ли выявленные нарушения налогового законодательства обоснованными. В описательной части акта выездной налоговой проверки обязательно должны быть ссылки на соответствующие нормы НК РФ, законодательных и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком. Как правило, налоговые органы стараются соблюдать этот порядок. И применяют его даже в тех случаях, когда нарушены требования, установленные не законом, а подзаконным актом, например инструкцией, инструктивным письмом и т. д. Как правило, налоговый орган, указывая на нарушенную норму подзаконного акта, ссылается именно на закон. В противном случае акт, составленный налоговым органом, по форме не будет соответствовать требованиям, установленным для этого кода документов. При анализе акта налоговой проверки рекомендуется располагать вскрытые нарушения по степени убывания их тяжести. Можно это сделать следующим образом: • нарушен закон, толкование которого однозначно; • нарушен закон, допускающий, по вашему мнению, многозначное толкование, либо в законодательстве имеют место противоречия; • нарушена инструкция ФНС по применению закона, зарегистрированная в Минюсте России; • нарушен нормативный подзаконный акт, не зарегистрированный в Минюсте РФ; • нарушен ненормативный подзаконный акт (например, инструктивное письмо, телеграмма и т. д.); • указанные в акте проверки факты нарушений – недоразумения, связанные с техническими проблемами организации (непредставление документов по причине болезни главного бухгалтера и т. п.). Следует иметь в виду, что акт проверки – это еще не решение налогового органа, а только мнение его представителей, проверивших организацию. И если вы решились на отстаивание своих интересов, то в течение двухнедельного срока после получения акта вы должны обязательно представить в налоговый орган свои возражения или объяснения по акту. Как правило, конфликты организации с налоговыми органами рассматриваются в арбитражном суде. В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ организация имеет право предъявить налоговому органу следующие варианты исков: 1) о признании недействительными (полностью или частично) решений налоговых органов; 2) о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке; 3) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке; 4) о возмещении понесенных убытков. При составлении искового заявления следует обратить особое внимание на следующее: • в качестве ответчика указывается налоговый орган, принявший решение, которое вы хотите оспорить; • необходимо предъявить суду доказательства, что вы делали все возможное, чтобы урегулировать спор в досудебном порядке, в частности в представленных возражениях указывали налоговому органу на его противоправные действия; • ваши доказательства, подтверждающие исковые требования, должны базироваться на положениях действующего законодательства; • использовать в доказательствах ссылки на подзаконные акты следует только в тех случаях, когда эти акты соответствуют требованиям законодательства; • в соответствии со ст. 53 АПК РФ при рассмотрении споров о признании недействительными актов налоговых органов именно эти органы обязаны привести доказательства правильности принятия решения. Следовательно, вы должны не столько обосновывать свою правоту, сколько находить изъяны и некорректности в доказательстве ответчика (налогового органа); • в исковом заявлении можно просить суд приостановить взыскание сумм недоимки по налогам до вступления в силу решения арбитражного суда. Предположим, что иск налогоплательщика о признании решения налогового органа недействительным удовлетворен. Суд вынес соответствующее решение, оно вступило в законную силу и приведено в исполнение. Действия налогового органа признаны незаконными. Ранее взысканные суммы недоимки возвращены или зачтены как уплата текущих налоговых платежей. Но как быть с убытками, связанными с незаконными действиями налогового органа? Ведь их реальный размер может быть достаточно велик. Каков порядок их возмещения и какова перспектива их получения? В ст. 35 НК РФ указано, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия. Также они несут ответственность за убытки, причиненные вследствие неправомерных действий (или бездействия) должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщику убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, учитывая взаимоотношения налогового органа и налогоплательщика, убытки определяются как: • расходы по восстановлению права, т. е. расходы, которые произвел (или должен произвести) налогоплательщик для восстановления нарушенного права; • реальный ущерб в виде утраты или повреждения конкретного имущества налогоплательщика; • упущенная выгода в виде неполученных доходов, которые налогоплательщик получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению РФ. Таким образом, предъявляя требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) налоговых органов или должностных лиц этих органов, нужно знать, что ответчиком по такому делу будет признаваться РФ в лице налогового органа. Убытки могут возмещаться только при наличии: • подтверждения реальных убытков; • подтвержденной вины налогового органа; • подтвержденной связи между утратой имущества и виновными действиями налогового органа; • доказательств, что истцом были предприняты меры к недопущению или сокращению размера убытков. Особо сложно подтвердить размер упущенной выгоды. Кроме того, тяжело определить будущие расходы по восстановлению своих имущественных прав. Поэтому доводы налогоплательщика должны быть подтверждены обоснованными расчетами и доказательствами. В качестве доказательства упущенной выгоды можно представить договор, исполнение которого было сорвано в результате действий налоговых органов. 4.6. Проверка органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаЗаконодательные акты, как правило, регулируют общие вопросы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и многие нормы этих актов, содержащие какие-либо санитарно-эпидемиологические требования (например, к жилым помещениям, к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, к организации питания населения, к продукции, ввозимой на территорию РФ, и т. д.), имеют отсылочный характер к государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (далее – санитарные правила). В санитарных правилах эти требования излагаются более конкретно. В настоящее время в России действует свыше 1000 санитарных правил и гигиенических нормативов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в частности, обязаны: • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; • обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров, предназначенных для личных и бытовых нужд, при их производстве и транспортировке, хранении и реализации населению; • осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; • иметь в наличии официально изданные санитарные правила; • осуществлять гигиеническое обучение работников. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений (их заместители), специалисты органов и учреждений указанной службы. Указанные лица при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, для проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических мероприятий. Данные проверки должностные лица проводят как в плановом, так и во внеплановом порядке – по заявлениям граждан или организаций, по поручению органов исполнительной власти и управления, правоохранительных органов, а также исходя из сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории или объекте. Цель проверки, проводимой должностными лицами Федеральной службы по надзору, – контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при осуществлении отдельных видов деятельности. Выполнение юридическими лицами требований санитарных правил должно подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением – документом, удостоверяющим соответствие (несоответствие) санитарным правилам хозяйственной или иной деятельности организации, продукции (работ, услуг), проектов строительства объектов, эксплуатационной документации. На эпидемиологически значимых объектах (в лечебно-профилактических организациях, организациях общественного питания и т. п.) ведется журнал учета дезинфекционных работ, проводимых в профилактических целях, и должен быть договор на поставку дезинфекционных средств. Этим перечень необходимых документов, которые должны быть в наличии у организаций, не ограничивается. Должностные лица вправе получать от юридических лиц и иную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с п. 1 ст. 55 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства: • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта – влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций– от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ; • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РФ, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства – влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ; • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений – влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ; • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами – влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ, на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ; • невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Кроме вышеупомянутого Закона, административная ответственность юридических лиц предусмотрена также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Административные взыскания за нарушения санитарного законодательства налагаются в соответствии с постановлениями главных государственных санитарных врачей и их заместителей. От административной ответственности необходимо отличать так называемые меры пересечения санитарных правонарушений, которыми являются приостановление или запрещение эксплуатации тех или иных объектов, выполнения работ и т. д. Эти меры могут быть применены только главными государственными санитарными врачами или их заместителями после вынесения мотивированного постановления. Иные должностные лица или специалисты службы не вправе вынести такое постановление. Нужно иметь в виду, что запрещение эксплуатации тех или иных объектов (деятельности) возможно лишь тогда, когда невозможно устранить выявленные нарушения. Если нарушения можно устранить, то эксплуатация объекта (деятельность) приостанавливается на время устранения допущенного нарушения. При выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие надзор, вправе давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки. Давать предписания имеют право не только главные государственные санитарные врачи или их заместители, но и должностные лица и специалисты Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России. Главные государственные санитарные врачи могут предложить индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам возместить вред, причиненный гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также возместить расходы, понесенные органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития России на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с нарушением санитарного законодательства. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|