• 5.1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  • 5.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ», ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА
  • 5.3. ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ МАТЕРИАЛОВ
  • 5.4. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
  • 5.5. ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТУ 11 «ЖИВОТНЫЕ НА ВЫРАЩИВАНИИ И ОТКОРМЕ»
  • 5.6. КОНТРОЛЬ ЗА СОХРАННОСТЬЮ МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
  • 5.7. РЕЗЕРВЫ ПОД СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
  • Ключевые слова
  • Контрольные вопросы и задания
  • Тесты
  • ГЛАВА 5

    Учет материальных ценностей

    После изучения этой главы вы узнаете:

    !!! о сущности материально–производственных запасов в сельском хозяйстве;

    !!! об оформлении операций поступления материалов;

    об учете отпуска материалов на производство и другие цели, контроле за их использованием; внутренних перемещениях и выбытии материалов;

    !!! о синтетическом и аналитическом учете материалов;

    !!! об экономическом содержании информации, отражаемой на счете 11 «Животные на выращивании и откорме»;

    !!! о документальном отражении учета животных на выращивании и откорме;

    !!! о порядке синтетического учета животных на выращивании и откорме;

    !!! о порядке применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

    !!! о типовой корреспонденции счетов по учету материальных ценностей.

    5.1. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

    2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

    3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

    4. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

    5. ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов».

    6. Методические указания по бухгалтерскому учету материально–производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

    7. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2000 г. № 135н.

    8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

    9. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

    5.2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ», ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА

    Материально–производственные запасы (МПЗ) представляют собой материалы, предназначенные для использования в производственной деятельности или в процессе управления организацией. Другими словами, МПЗ – это совокупность материального имущества, принадлежащего к оборотным активам. Оборотные средства (текущие активы) – это средства, инвестируемые организацией в текущие операции в течение каждого цикла производства.

    В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально–производственных запасов к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:

    • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции для продажи (выполнении работ, оказании услуг);

    • предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

    • используемые для управленческих нужд организации.

    Необходимым условием поддержания непрерывности кругооборота средств сельскохозяйственных организаций является постоянное наличие у них оборотных средств: семян, кормов, нефтепродуктов, минеральных удобрений и др. Каждая из этих групп материалов отлична от других как по физическому состоянию, так и по происхождению, поступлению на предприятие, направлению использования в целях производства, способам хранения и множеству других признаков. Все эти особенности диктуют требования, предъявляемые к учету МПЗ, c этими требованиями связаны задачи учета МПЗ.

    К основным задачам учета МПЗ можно отнести:

    • своевременное и правильное оформление документами поступления и расходования материальных ценностей;

    • формирование фактической себестоимости запасов;

    • систематический контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах движения;

    • постоянный контроль за использованием средств строго по назначению и в соответствии с установленными нормами;

    • своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их продажи или выявления иных возможностей их вовлечения в оборот;

    • периодическая сверка данных бухгалтерского учета с фактическим наличием продукции и производственных запасов в местах их хранения;

    • проведение анализа эффективности использования запасов.

    Для успешного решения этих задач сельскохозяйственные предприятия должны правильно организовать складское хозяйство, совершенствовать систему документооборота, следить за подбором и подготовкой материально ответственных лиц, обеспечить своевременное и полное ведение синтетического и аналитического учета материальных ценностей.

    Использование на предприятии большого количества разнообразных материальных запасов предполагает грамотную организацию учета, для чего необходима классификация этих запасов.

    В зависимости назначения и роли в производстве материальные запасы группируются следующим образом:

    • сырье;

    • покупные полуфабрикаты;

    • топливо;

    • запасные части;

    • строительные материалы;

    • инвентарь и хозяйственные принадлежности;

    • тара и тарные материалы;

    • вспомогательные материалы;

    • специальная одежда и специальная оснастка;

    • прочие.

    В качестве единицы бухгалтерского учета МПЗ выбирается номенклатурный номер, разрабатываемый сельскохозяйственными предприятиями по наименованиям и однородным группам этих запасов. Учет запасов осуществляется в двух измерителях: денежном и вещественном (количественном).

    МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:

    • стоимость материалов по договорным ценам;

    • ТЗР;

    • расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию на предприятии;

    • проценты за пользование кредитами до оприходования материалов.

    В состав ТЗР включают расходы на транспортировку, а также плату за хранение материалов в местах приобретения.

    При отпуске запасов в производство и ином выбытии предприятие оценивает их одним из следующих способов:

    • по себестоимости каждой единицы;

    • по средней себестоимости;

    • по себестоимости первых по времени приобретения запасов (метод ФИФО).

    Сельскохозяйственные предприятия оценивают МПЗ по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и поступивших в этом месяце запасов.

    5.3. ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ МАТЕРИАЛОВ

    Каналы поступления материалов на сельскохозяйственные предприятия разнообразны. Одной из особенностей деятельности предприятий в сельском хозяйстве является то, что большая часть изготовленной на предприятии продукции участвует в дальнейшем процессе производства. В связи с этим такая продукция переходит из категории готовой продукции в категорию материалов и наряду с прочими поступившими на предприятие товарно–материальными ценностями приходуется на счете 10 «Материалы».

    Материалы могут поступать на предприятие по договорам купли–продажи (договорам поставки и др.); путем изготовления материалов силами предприятия; при внесении в счет вклада в уставный (складочный) капитал предприятия; при получении предприятием безвозмездно, в том числе по договору дарения, а также в результате выбытия основных средств или другого имущества.

    На материалы, поступающие от поставщика, сельскохозяйственное предприятие получает расчетные документы (платежные требования, платежные требования–поручения, счета, товарно–транспортные накладные и др.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и пр.). Предприятие устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до предприятия), организационной структуры предприятия и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц. При этом необходимо:

    • зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;

    • проверить соответствие данных этих документов условиям договоров поставки (условиям других аналогичных договоров) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

    • проверить правильность расчетов в расчетных документах;

    • акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично либо мотивированно отказаться от акцепта (оплаты);

    • определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

    • передать документы в подразделения предприятия (бухгалтерской службы, финансовый отдел и др.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота предприятия.

    Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М–4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а) при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

    На массовые однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика (например, ГСМ) несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день. При этом на каждую отдельную приемку материала в течение этого дня делают на обороте ордера записи, которые в конце дня подсчитывают и общий итог записывают в приходный ордер.

    Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (перевозчика) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Доверенности на сельскохозяйственных предприятиях оформляются в порядке, установленном действующим законодательством.

    Материалы, поступающие на ответственное хранение, заведующий складом (кладовщик) записывает в специальную книгу (карточку); эти материалы хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

    Материалы, закупленные подотчетными лицами предприятия, подлежат сдаче на склад. Материалы приходуют в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счетов и чеков магазинов, квитанций к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акта или справки о покупке на рынке или у населения), которые прилагаются к авансовому отчету подотчетного лица.

    При изготовлении материалов на сельскохозяйственных предприятиях применяется большое число форм первичной документации:

    • по оприходованию и расходу зерновой продукции – реестр отправки (приема) зерна и другой продукции с поля (формы № 161–АПК и № 162–АПК), ведомость движения зерна и другой продукции (форма № 167–АПК), акт на сортировку и сушку продукции растениеводства (форма № 169–АПК), акт расхода семян и посадочного материала (форма № 183–АПК), дневник поступления сельскохозяйственной продукции (форма № 168–АПК), акт приема грубых и сочных кормов (форма № 172–АПК);

    • по оприходованию и расходу прочей продукции животноводства – ведомость учета кормов (форма № 175–АПК), журнал учета надоя молока (форма № 176–АПК), ведомость учета движения молока (форма № 178–АПК), акт настрига и приемки шерсти (форма № 181–АПК);

    • по движению продукции переработки;

    • по отправке продукции за пределы хозяйства (продаже продукции) – товарно–транспортные накладные (формы № 190–АПК, № 191–АПК, № 192–АПК, № 193–АПК, № 194–АПК).

    Все первичные документы, которыми оформляется движение материальных ценностей, должны быть сданы подразделениями предприятия в бухгалтерскую службу в установленные на предприятии сроки. Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объема, линейных, штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена.

    Аналитический бухгалтерский учет движения запасов возможен в количественном и суммовом (стоимостном) выражении – оборотный метод, а также только в стоимостном выражении – сальдовый метод. В первом случае аналитический бухгалтерский учет дублирует складской учет. Во втором случае количественные данные об остатках МПЗ на 1–е число каждого месяца переносят из складского учета в сальдовую ведомость. В местах хранения запасов необходим складской учет. Данные аналитического бухгалтерского учета и складского учета должны систематически в установленные предприятием сроки сверяться.

    К выбытию МПЗ относятся их отпуск на производство, продажа, списание, безвозмездная передача.

    Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд сельскохозяйственного предприятия. Отпуск материалов на склады подразделений предприятия и строительные площадки рассматривается как внутреннее перемещение.

    Порядок отпуска материалов со склада (из кладовой) в подразделения предприятия устанавливается руководителем подразделения предприятия по согласованию с главным бухгалтером предприятия.

    Стоимость материалов, отпускаемых со складов сельскохозяйственного предприятия в подразделения и из подразделений на участки, в бригады, на рабочие места, в аналитическом учете, как правило, определяется по учетным ценам. По мере отпуска материалов со складов (из кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места их списывают со счетов учета материальных ценностей и зачисляют на соответствующие счета учета затрат на производство.

    Отпуск материалов со складов (из кладовых) предприятия на производство (на участки, в бригады, на рабочие места) обычно происходит на основе лимитов, установленных отделом снабжения или другими подразделениями (должностными лицами) по решению руководителя предприятия. Лимиты на отпуск материалов определяются на основе разработанных соответствующими службами предприятия норм расхода материалов, производственных программ подразделений предприятия с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода. Внесение изменений в лимиты (в связи с уточнением объемов НЗП и остатков неиспользованных материалов в подразделениях предприятия, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита и т.д.) осуществляется с разрешения тех же лиц, которым предоставлено право их утверждения.

    Первичными документами на отпуск материалов со складов предприятия в его подразделения являются (помимо уже перечисленных) лимитно–заборная карта (типовая межотраслевая форма № М–8), требование–накладная (типовая межотраслевая форма № М–11), накладная (типовая межотраслевая форма № М–15).

    В конце месяца (квартала) лимитно–заборные карты сдают в бухгалтерскую службу предприятия. При отпуске материалов сверх лимита в первичных документах (лимитно–заборных картах, требованиях–накладных) проставляют штамп (надпись) «Сверхлимита». Материалы отпускают сверх лимита при наличии разрешения руководителя предприятия или лиц, им на это уполномоченных. На документах указывают причины сверхлимитного отпуска материалов.

    К сверхлимитному отпуску материалов относится дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованных) и покрытием перерасхода материалов, т.е. расхода сверх норм.

    Отпуск материалов со складов подразделения сельскохозяйственного предприятия на производство может оформляться записью непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно–заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат).

    При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного документа.

    Возврат подразделениями предприятия на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно–заборными картами. Сданные на склад материалы приходуют по складу с одновременным списанием из–под отчета подразделения предприятия. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относят на уменьшение соответствующих затрат.

    Стоимость материалов, израсходованных на сельскохозяйственных предприятиях в связи со сбытом и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг), зачисляют на счета учета расходов на продажу. К израсходованным в связи со сбытом и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг) материалам относятся тара и упаковка, использованные на затаривание готовой продукции, не оплаченные покупателем отдельно (сверх договорной цены на продукцию); материалы, использованные на крепление изделий на железнодорожные платформы, в вагоны и на другие транспортные средства; стоимость материалов, израсходованных при организации рекламных мероприятий, участии в ярмарках и выставках и т.д.

    Исходя из конкретных условий своей деятельности сельскохозяйственное предприятие может, помимо указанных форм первичных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных документов, которыми оформляется движение. Такие формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

    Порядок отпуска, график доставки, формы оперативных документов определяются в приказе (распоряжении и т.д.) о документообороте предприятия.

    Подразделения сельскохозяйственного предприятия ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передают в бухгалтерскую службу предприятия или в другое подразделение согласно утвержденному порядку документооборота.

    5.4. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

    Для учета МПЗ предназначены синтетические счета 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

    Все счета активные: по дебету отражается поступление и оприходование запасов, по кредиту – их выбытие. Основным счетом по учету движения материалов на сельскохозяйственных предприятиях, как правило, служит счет 10 «Материалы», к которому могут быть открыты субсчета:

    1 «Сырье и материалы»;

    2 «Удобрения, средства защиты растений и животных»;

    3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

    4 «Топливо»;

    5 «Тара и тарные материалы»;

    6 «Запасные части»;

    7 «Корма»;

    8 «Семена и посадочный материал»;

    9 «Материалы и сырье, переданные в переработку на сторону»;

    10 «Строительные материалы»;

    11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности (сроком полезного использования до 12 месяцев)»;

    12 «Прочие материалы».

    Субсчет 10–1 «Сырье и материалы» предназначен для учета наличия и движения: сырья и основных материалов, входящих в состав производимой сельскохозяйственной продукции и образующих ее основу или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; сырья и материалов, используемых при выполнении работ и оказании услуг.

    Сельскохозяйственные предприятия на субсчете 10–2 «Удобрения, средства защиты растений и животных» учитывают минеральные удобрения, средства защиты растений и животных (ядохимикаты, биопрепараты, медикаменты и другие химикаты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, животных, проведения опытов и т.п.).

    На субсчете 10–3 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» показывают наличие и движение покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, конструкций и деталей. Субсчет применяется на промышленных предприятиях и в строительных организациях АПК.

    На субсчете 10–4 «Топливо» учитывают наличие и движение нефтепродуктов, используемых для основного, вспомогательного или обслуживающего производств.

    Субсчет 10–5 «Тара и тарные материалы» предназначен для учета наличия и движения тары (картонной, деревянной, синтетической, мешочной (тканевой) и др.).

    На субсчете 10–6 «Запасные части» учитывают наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, деталей, узлов, агрегатов, аккумуляторов, предназначенных для ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и др., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же отражают движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях предприятия, на технических обменных пунктах и других ремонтных предприятиях. На субсчете 10–6 также учитывают и годные для восстановления двигатели, узлы, агрегаты, шины и запасные части, снятые с машин и оборудования.

    На субсчете 10–7 «Корма» отражают наличие и движение кормов. Корма на предприятии могут быть как собственного производства, так и покупные.

    На субсчете 10–8 «Семена и посадочный материал» показывают данные о семенах и посадочном материале производства прошлого года, урожая отчетного года и покупных. При очистке, сортировке и сушке семенного и посадочного материала производства прошлого года отходы, вызванные доработкой (земля, мертвая засоренность, усушка), отражают методом «красное сторно». Затраты по очистке, сортировке и сушке относят непосредственно на увеличение стоимости семян. Расходы, связанные с подработкой семян и посадочного материала урожая отчетного года, относят на затраты производства. На отдельных аналитических счетах субсчета 10–8 учитывают натуральные займы семян (по плановой себестоимости соответствующей продукции собственного производства). Эти займы погашают по фактической себестоимости семян того года, в котором происходит возврат с отражением по дебету счета 90 «Продажи». На субсчете 10–8 предприятия учитывают саженцы многолетних насаждений, приобретенные в питомниках в качестве посадочного материала.

    Потери и недостачи кормов, семян и посадочного материала в пределах и сверх норм естественной убыли списывают на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с последующим отнесением на соответствующие счета.

    На субсчете 10–9 «Материалы, сырье, переданные в переработку на сторону», учитывают движение материалов, переданных в переработку на сторону. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относят в дебет счетов, на которых учитывают изделия, полученные из переработки.

    На субсчете 10–10 «Строительные материалы» учитывают наличие и движение материалов, используемых в строительстве.

    На субсчете 10–11 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности сроком полезного использования до 12 месяцев» отражают наличие и движение инвентаря, инструмента, хозяйственных принадлежностей со сроком полезного использования до 12 месяцев.

    На субсчете 10–12 «Прочие материалы» учитываются прочие материалы.

    Материалы учитывают на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Сельскохозяйственные предприятия продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 в течение года (до составления годовой отчетной калькуляции), учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости.

    Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов. Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых применяют средние покупные цены, то поступившие материалы (семена, корма и пр.) отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и ТЗР по всем поступившим материалам учитывают на отдельном аналитическом счете «Транспортно–заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».

    Если твердой учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения фактической себестоимости от плановой».

    Отражение операций по приобретению материалов в текущем бухгалтерском учете возможно двумя способами (способ должен быть указан в учетной политике организации): либо на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»), либо на счетах 10, 15 и 16.

    Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении МПЗ. Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, а также о данных, характеризующих суммовые разницы.

    В первом случае на счете 10 «Материалы» при поступлении запасов должна быть показана их фактическая себестоимость, а ТЗР в этом случае могут быть включены в фактическую себестоимость либо отражены на отдельном субсчете к счету 10. Материалы приходуют по дебету счета 10 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. в зависимости от того, откуда поступили те или иные материальные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

    Фактический расход материалов на производство или для других хозяйственных целей отражают по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу и др.

    Во втором случае на счете 10 «Материалы» (в корреспонденции со счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») при поступлении запасов показывают их учетную цену, а фактическую себестоимость, в том числе транспортные расходы, отражают по дебету счета 15 на основании расчетных документов, поступивших от продавцов. На основании поступивших на предприятие документов поставщиков делают запись по дебету счета 15 и кредиту счетов 60, 20, 23, 71 и др. в зависимости от канала поступления ценностей и характера расходов по их заготовке и доставке на предприятие. При этом записи по дебету счета 15 и кредиту счета 60 осуществляют независимо от того, когда материалы поступили на предприятие – до или после получения расчетных документов поставщика.

    Материалы, фактически поступившие на предприятие, приходуют записью по дебету счета 10 и кредиту счета 15 по учетным ценам.

    В качестве учетной цены могут быть применены:

    • стоимость приобретения (сумма, подлежащая уплате поставщику);

    • фактическая себестоимость предыдущего периода;

    • планово–расчетная цена предприятия.

    При отражении материалов по учетным ценам разницу между стоимостью материальных ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью их приобретения (заготовления) показывают на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на счете 16 разницы в конце отчетного периода списывают (дополнительной записью или сторнируют) на счета расходов пропорционально расходу производственных запасов.

    Продажу материалов на сторону, их безвозмездную передачу проводят по кредиту счета 10 «Материалы» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с одновременным отражением по кредиту счета 91 сумм, причитающихся предприятию за эти материалы с покупателей, в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    Учет материалов на сельскохозяйственном предприятии – процесс сложный и трудоемкий. Задействованы многие участки учета, составляется огромное количество документов, которые должны своевременно и в должной форме отразить поступление, выбытие и хранение МПЗ на предприятии. Оптимально сформированная учетная политика сельскохозяйственного предприятия позволит решить основную часть поставленных задач.

    5.5. ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТУ 11 «ЖИВОТНЫЕ НА ВЫРАЩИВАНИИ И ОТКОРМЕ»

    В Плане счетов предусмотрены специализированные счета. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации молодняка животных; взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле; птицы; зверей; кроликов; семей пчел; животных, переданных гражданам на выращивание по договорам; также скота, принятого от населения для продажи, предназначен счет 11 «Животные на выращивании и откорме». При этом затраты по выращиванию и откорму животных учитывают на счете 20 «Основное производство», субсчет 2 «Животноводство» или на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

    Скот и птицу учитывают по количеству голов, живой массе и стоимости. Поступление животных в хозяйство возможно как посредством приобретения на стороне, поступления животных в процессе производства (рождение приплода от основного стада, который является продукцией животноводства), так и путем перевода животных из одной группы в другую с учетом их возрастных признаков. Кроме того, в учете животных на выращивании и откорме существует такое понятие, как «прирост».

    Прирост представляет собой постепенное наращивание стоимости в процессе физиологического роста и наращивание массы животных.

    Покупка животных со стороны оформляется счетами–фактурами, товарно–транспортными накладными. При переводе животных из группы в группу составляют акт на перевод животных (форма № 214–АПК).

    Приплод скота птицы, овец, свиней, семей пчел приходуют в актах на оприходование приплода животных (форма № 211–АПК), которые составляют в двух экземплярах в день получения приплода. На основании акта делают записи в книгу учета движения животных и птицы (форма № 304–АПК). Приплод кроликов и зверей оформляют на основании акта на оприходование приплода зверей (форма № 228–АПК). При приемке животных и птицы от населения составляют акт на передачу (продажу), закупку скота и птицы по договорам с гражданами (форма № 213–АПК). Поступление цыплят оформляют отчетом о процессах инкубации (форма № 187–АПК).

    При оформлении прироста живой массы основанием служат ведомость взвешивания животных (форма № 216–АПК) и расчет определения прироста живой массы (форма № 217–АПК).

    Падеж, забой, вынужденную прирезку и выбраковку животных оформляют актом на выбытие животных и птицы (форма № 220–АПК) и учетным листом убоя и падежа животных; отправку на мясокомбинаты – счетом–фактурой, товарно–транспортной накладной (животные) (форма № 191–АПК).

    Все первичные документы по движению животных и птицы составляет заведующий фермой, зоотехник или бригадир, они же делают записи в книге учета движения животных и птицы (форма № 304–АПК). В конце месяца составляется отчет о движении скота и птицы на ферме (форма № 223–АПК).

    Приобретение молодняка животных у других организаций и лиц отражается по дебету счета 11 «Животные на выращивании и откорме» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и других соответствующих счетов на сумму расходов по доставке и других подобных расходов в зависимости от способа учета материалов, закрепленного в учетной политике предприятия на отчетный период.

    Молодняк животных, переводимый в основное стадо, списывают со счета 11 в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». При переводе молодняка в основное стадо одновременно дебетуют счет 01 «Основные средства» и кредитуют счет 08.

    Животных, выбракованных из основного стада, принимают на учет по счету 11 с кредита счета 01: продуктивный скот – по первоначальной стоимости; рабочий скот – в размере фактически полученных сумм от продажи и выбраковки.

    Молодняк, полученный в качестве приплода, приходуют по дебету счета 11 и кредиту счета затрат на содержание животных, принесших приплод. При этом применяют следующие способы оценки:

    1) телят в молочном скотоводстве – по плановой себестоимости одной головы на момент отела матки; в мясном скотоводстве – по плановой себестоимости 1 кг живой массы отъемышей в пересчете на общую живую массу теленка;

    2) поросят и оленят – по массе живого приплода при рождении и плановой себестоимости 1 кг живой массы;

    3) ягнят до отбивки – в размере 50% плановой себестоимости одной головы ягненка к моменту отбивки, а при отбивке – на остальные 50%;

    4) жеребят в племенном коневодстве, приплод зверей и кроликов – в размере 50% плановой себестоимости к моменту отбивки, а остальные 50% – после отбивки;

    5) жеребят рабочих лошадей – по плановой себестоимости 60 кормо–дней содержания взрослых лошадей;

    6) верблюжат – по плановой себестоимости 120 кормо–дней содержания взрослых верблюдов;

    7) суточных цыплят, гусят и индюшат – по плановой себестоимости одной головы в момент отсадки и т.д.

    Приплод молодняка продуктивного и рабочего скота, зверей, кроликов, цыплят, утят, гусят, индюшат, а также новые пчелосемьи приходуют со счетов 20 «Основное производство», субсчет 2 «Животноводство», 23 «Вспомогательные производства», субсчет 7 «Гужевой транспорт» на сумму приплода и прироста живой массы рабочего скота.

    Стоимость привеса молодняка крупного рогатого скота, свиней и животных на откорме (в нагуле), а также прирост молодняка животных ежемесячно относится в дебет счета 11 «Животные на выращивании и откорме» с кредита счета, на котором учитываются затраты по выращиванию этих животных, по плановой себестоимости выращивания.

    Стоимость привеса молодняка крупного рогатого скота, свиней и прироста животных на откорме (в нагуле), а также стоимость прироста живой массы молодняка животных (жеребят и др.) ежемесячно присоединяют к стоимости первоначальной массы животных. Прирост живой массы животных определяют на основании ведомостей взвешивания животных, по данным которых составляют расчет прироста живой массы животных. К массе животных, которая числится на конец отчетного периода, прибавляют массу выбывшего поголовья (включая поголовье павших животных) и вычитают массу поголовья, которое числится на начало отчетного периода и поступившего за отчетный период. Стоимость прироста живой массы определяют в течение отчетного года исходя из фактического прироста животных и его плановой себестоимости и относят в дебет счета 11 с кредита счетов учета затрат по выращиванию этих животных: 20 и 23.

    По итогам года на указанных счетах плановую себестоимость живой массы животных корректируют до фактической себестоимости методом «красное сторно» или дополнительной записью.

    Молодняк животных, приобретенный у других организаций, отражают по дебету субсчета 11–1 в общем порядке: на отфактурованную поставщиками сумму – с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; за расходы по доставке и другие расходы – с кредита соответствующих счетов. Налог на добавленную стоимость по приобретенному молодняку животных учитывают на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

    Проданный без постановки на откорм взрослый рабочий скот списывают с кредита счета 01 «Основные средства» непосредственно в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» по балансовой стоимости, а на сумму амортизации делают записи по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 91.

    Выбытие на сторону животных, стоимость которых учитывают на счете 11, в том числе сдачу заготовительным организациям скота, выбракованного из основного стада и находящегося на откорме, отражают по кредиту счета 11 и дебету счета 90 «Продажи» с одновременным отражением по кредиту счета 90 сумм, причитающихся предприятию за этих животных с покупателей, в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

    Сумму НДС по проданным животным отражают по дебету счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Стоимость павших и вынужденно забитых животных, кроме павших в связи с эпизоотией или стихийными бедствиями, отражают как порчу ценностей по кредиту счета 11 и дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Полученные от павших и вынужденно забитых животных шкуры, рога, копыта, технические жиры и пр. оценивают по ценам возможного использования или продажи и приходуют с кредита счета, на котором учитывают затраты по выращиванию животных. Стоимость животных, павших или забитых в связи с эпизоотией или стихийными бедствиями и иными чрезвычайными событиями, списывают с кредита счета 94 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» как прочие расходы.

    Балансовую стоимость забитого на предприятии на мясо взрослого продуктивного скота после откорма, а также молодняка животных, птицы, зверей, кроликов отражают по кредиту счета 11 в дебет счета 20, субсчет 3 «Промышленное производство».

    5.6. КОНТРОЛЬ ЗА СОХРАННОСТЬЮ МАТЕРИАЛЬНО–ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

    Основным направлением повышения эффективности использования МПЗ является создание технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.

    Важное условие рационального использования запасов – усиление личной и коллективной ответственности и материальная заинтересованность работников структурных подразделений предприятия. В частности, для обеспечения контроля за сохранностью МПЗ предприятие должно заключать с работниками договоры о полной материальной ответственности, своевременно проводить инвентаризации и другие проверки.

    В качестве важного приема контроля за сохранностью МПЗ можно назвать инвентаризацию, которая позволяет контролировать правильность ведения бухгалтерского учета, его достоверность и сохранность запасов.

    При инвентаризации запасов проверяют наличие продукции, материалов на определенную дату путем пересчета, взвешивания, определения их объема и сопоставления фактических данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация материальных запасов обычно осуществляется в порядке расположения ценностей в данном помещении.

    Сроки инвентаризации определяет руководитель предприятия. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает проводить инвентаризации основных средств не реже одного раза в три года, сырья, материалов – при составлении годовой бухгалтерской отчетности и во всех других случаях – в период наименьших остатков ценностей на счетах.

    Кроме того, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации инвентаризации обязательны:

    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

    • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

    • при смене материально ответственного лица;

    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

    • в случае чрезвычайных ситуаций;

    • при реорганизации или ликвидации организации;

    • при бригадной материальной ответственности в случае смены бригадира, выбытии из бригады более 50% ее членов, а также по требованию одного или нескольких членов бригады.

    В процессе инвентаризации тщательной проверке подвергаются все инвентаризационные документы, организация инвентаризаций, правильность принятых решений по пересортице материальных ценностей, недостачам и излишкам. Также при ревизии использования и сохранности МПЗ в организации следует проверять:

    • состояние складского хозяйства;

    • сохранность МПЗ, соблюдение порядка учета материалов;

    • состояние работы по нормированию расходов МПЗ;

    • своевременность и правильность проведения инвентаризаций запасов, обоснованность списания потерь по нормам естественной убыли;

    • соблюдение установленных норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и спецпитания.

    Результаты инвентаризации материальных запасов заносят в инвентаризационную опись товарно–материальных ценностей (форма № ИНВ–3).

    Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием запасов и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

    Дт 10 Кт 91 – отнесен излишек запасов на финансовые результаты;

    Дт 20 Кт 10 – списана недостача семян и кормов в пределах норм естественной убыли;

    Дт 94 Кт 10 – отражена недостача материалов по итогам инвентаризации;

    Дт 73–2 Кт 94 – отнесена недостача на виновное материально ответственное лицо на основании приказа руководителя предприятия;

    Дт 91 Кт 94 – списана недостача материалов в результате стихийных бедствий.

    Аналитический учет недостач, хищений и порчи МПЗ ведут по счету 94 в ведомости формы № 54–АПК. Итоги оборотов по кредиту в целом и по корреспондирующим счетам из ведомости ежемесячно переносят в журнал–ордер формы № 10–АПК.

    Организации АПК должны стремиться к соблюдению норм (лимитов) производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток – к срыву производственного процесса.

    Существенно улучшить учет МПЗ можно, совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. шире используя накопительные документы (лимитно–заборные карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов на компьютере, карточки складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам и др.

    5.7. РЕЗЕРВЫ ПОД СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    Пунктом 25 ПБУ 5/01 установлено, что МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей, если:

    • МПЗ устарели;

    • МПЗ полностью или частично потеряли свое первоначальное качество;

    • рыночная цена на МПЗ в течение отчетного года снизилась.

    Резерв под снижение стоимости материалов создают на разницу между текущей рыночной стоимостью МПЗ и их фактической себестоимостью. Резерв формируют в соответствии с порядком, приведенным в п. 20 Методических указаний по учету материально–производственных запасов.

    В Плане счетов для отражения сумм данного резерва выделен синтетический счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Резерв создают в тех случаях, когда рыночная (продажная) цена становится меньше покупной цены (себестоимости).

    Образование резерва отражается по кредиту счета 14 и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». В начале периода, следующего за периодом, в котором согласно Плану счетов произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается:

    Дт 14 и Кт 91.

    Резерв, созданный под снижение стоимости материальных ценностей, в балансе не отражается, так как материальные ценности, для которых формировались такие резервы, показывают в балансе в уточненной оценке за вычетом суммы резерва.

    Пример. Сальдо счета 10 «Материалы» на конец отчетного периода составляет 100 000 руб. Рыночная стоимость остатка материалов на складе предприятия составляет 90 000 руб.

    На конец отчетного периода выполняется запись:

    Дт 91 Кт 14 10 000 руб. – сформирован резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

    В бухгалтерском балансе статья актива «Материалы» будет оценена в 90 000 руб.

    В начале следующего отчетного периода сформированная сумма резерва под снижение стоимости материальных ценностей будет аннулирована записью:

    Дт 14 Кт 91 10000 руб.

    Текущую рыночную цену МПЗ рассчитывают на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности.

    Образованные оценочные резервы проверяют до составления годовой отчетности при инвентаризации. При необходимости сумму резерва корректируют в сторону увеличения или уменьшения.

    Информация о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей подлежит раскрытию с учетом существенности в бухгалтерской отчетности организации (п. 27 ПБУ 5/01).

    Типовая корреспонденция счетов по учету материальных ценностей

    Ключевые слова

    Лимит материалов. Лимитно–заборная карта. Материалы. Материально–производственные запасы. Метод ФИФО. Номенклатурный номер. Оборотные средства. Оборотный метод. Сальдовый метод. Складское хозяйство. Ревизия материалов. Резерв под снижение стоимости. Товарно–материальные ценности. Учетная цена.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение материально–производственных запасов.

    2. Как оцениваются МПЗ?

    3. В чем заключается сущность сальдового метода учета материалов?

    4. Какой документ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материалах?

    5. Для каких целей используется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»?

    6. Что изменится в отчетности организации, если вместо метода оценки ФИФО использовать метод средней себестоимости?

    7. По каким субсчетам ведется учет на счете 10 «Материалы»?

    8. Какими первичными документами оформляются все изменения, происходящие в составе основного стада?

    9. В каких измерителях учитываются материалы?

    10. В каких случаях возможно выбытие МПЗ?

    11. Какие учетные цены применяются при отражении материалов?

    12. Что отражается в бухгалтерском учете на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»?

    13. Каково экономическое назначение счета 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей»?

    Тесты

    1. МПЗ, не принадлежащие предприятию, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с договором, принимаются к учету на забалансовые счета в следующей оценке:

    а) по фактической себестоимости;

    б) по методу оценки, закрепленному в учетной политике организации;

    в) по стоимости, указанной в товаросопроводительном документе;

    г) по стоимости, указанной в договоре.

    2. Стоимость материалов, израсходованных на строительство нового цеха, списываются на счета учета:

    а) расходов по основной деятельности;

    б) вложений во внеоборотные активы;

    в) операционных расходов;

    г) чистой прибыли организации.

    3. По какой стоимости должен оприходовать бухгалтер МПЗ, полученные предприятием безвозмездно:

    а) по договорной цене;

    б) по рыночной стоимости на дату оприходования;

    в) по учетной цене;

    г) по фактической себестоимости.

    4. Если в учетной политике предприятия закреплен метод учета приобретения товарно–материальных ценностей по фактической стоимости, их поступление отражается на счете:

    а) 10 «Материалы»;

    б) 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

    в) 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

    5. МПЗ – это производственные запасы:

    а) используемые в производственном процессе в качестве средств труда;

    б) различные вещественные элементы основного производства, потребляемые в каждом производственном цикле;

    в) используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи и в управленческих целях.

    6. Если в ходе инвентаризации обнаружены расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием запасов, то составляют:

    а) сличительные ведомости;

    б) инвентаризационные описи;

    в) ведомости расхождений.

    7. В ходе инвентаризации обнаружена недостача материалов на 2000 руб., из них в пределах нормы естественной убыли – 800 руб., сверх нормы – 1200 руб. На издержки производства может быть списана сумма:

    а) 2000 руб.;

    б) 1200 руб.;

    в) 800 руб.

    8. Предприятие приобрело оборудование с целью последующей продажи. Какую бухгалтерскую проводку должен сделать бухгалтер:

    а) Дт 01, 19 Кт 60;

    б) Дт 08, 19 Кт 60;

    в) Дт 41, 19 Кт 60.

    9. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается на предприятии в случаях, когда рыночная цена материалов:

    а) выше их балансовой стоимости;

    б) ниже их балансовой стоимости;

    в) ниже их плановой стоимости.

    10. Для отражения в бухгалтерском учете операций движения молодняка животных применяется синтетический:

    а) пассивный счет 11;

    б) активный счет 01;

    в) активный счет 11.

    11. Одним из основных документов на выбытие материальных запасов выступает:

    а) ведомость расхода запасов;

    б) инвентаризационная опись;

    в) лимитно–заборная карта.

    12. Единицей бухгалтерского учета МПЗ служит:

    а) инвентарный объект;

    б) номенклатурный номер;

    в) карточка складского учета.

    13. Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:

    а) плановую стоимость приобретаемых материалов;

    б) расходы на канцелярские нужды;

    в) ТЗР.

    14. В результате стихийных бедствий выявлены испорченные материалы. На какой счет списывают потери:

    а) Дт 99;

    б) Дт 91–2;

    в) Дт 94.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх