7. Портальная мойка

Портальные мойки – это автоматика. Функции человека с АВД выполняет оборудование. По типу «воздействия» порталы бывают контактными, где грязь оттирают щетки, бесконтактными, где используются только струи воды под высоким давлением, и гибридными, где могут использоваться оба способа.

Портал представляет собой П-образную арку, в которую заезжает машина, а арка движется вдоль автомобиля и моет его. В «мозги» портала можно закладывать разные программы для отмывания грязи различной степени тяжести и с разным набором дополнительной химии. Соответственно будет тратиться разное время на мойку. Разумный минимум – 2 минуты, разумный максимум – 15 минут. На практике одна машина моется 5-10 минут. Стандартная загрузка на коммерческой мойке – 8–9 машин в час. Средняя загрузка портала, например, в Москве составляет 100–130 машин в сутки.

Основное преимущество портала перед ручной мойкой – это производительность и минимальное влияние человеческого фактора. Себестоимость услуги портала намного ниже, чем на ручной мойке: 15–20 руб. на одну машину против 50 руб. на ручной мойке.

При всем при этом на данный момент порталов по сравнению с ручными мойками очень мало. Это связано с тем, что рынок моек у нас находится еще в самом начале развития, но прослеживаются тенденции к резкому росту числа автоматических моек. Например, за последние 3 года рост продаж автоматических моек у московского дилера Christ AG составляет 300 % ежегодно. В 2009 году он, возможно, будет меньше – сказывается влияние экономического кризиса, тут уж ничего не поделаешь. Сейчас программу размещения автоматических моек прорабатывают или уже начали осуществлять практически все сетевые АЗС. Если раньше это были только «BP» и «Neste», то сейчас такие программы запущены в «Лукойле», «Газпром-Нефти», «МТК», «ПТК» и т. д. За последние два года также существенный рост был в сфере частных заказчиков. Плюс в большинстве дилерских техцентров сейчас уже изначально рассматривают только автоматическую мойку, так как ручные не справляются по производительности.

С автоматикой также связано несколько предрассудков, и многие автовладельцы не хотят мыть машину в портальных мойках. Есть куча историй про оторванные в портальных мойках зеркала, дворники, молдинги и антенны.

Вот комментарии Михаила Шведова, специалиста московской компании «Евротек».

В ЭТОМ ВОПРОСЕ СТОИТ ВЫДЕЛИТЬ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ ПРОИСХОДЯТ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ.

1. «Самопальный» тюнинг – если спойлер прилеплен скотчем, он с высокой степенью вероятности оторвется. Если машина покрашена в гараже и сохла на улице, вполне возможно повреждение краски и появление царапин.

2. Неподготовленная машина—для предотвращения нештатных ситуаций настоятельно рекомендуется снимать багажники с крыши, складывать антенны и зеркала. Особое внимание следует уделять кенгурятникам: если они особо навороченные, лучше такие машины мыть вручную.

3. Безалаберность хозяина мойки – если портал неисправен или не работают системы аварийного отключения (что запрещено инструкцией по эксплуатации), но установку все равно «гоняют», никто не даст никаких гарантий. То же самое, если не меняются щетки. В этом случае помимо уменьшения толщины щеток уменьшается еще и их суммарный вес. Все современные порталы отслеживают уровень прижима щеток на основании замеров сопротивления в электроприводе щетки. Если щетка легче номинального значения, портал понимает это как недостаточный прижим и давит сильнее нужного. В некоторых случаях это приводит к контакту вала щетки с выступающими элементами машины (в основном с зеркалами).

4. Недобросовестность клиентов – например, поцарапал такой клиент машину или заломил зеркало. Не на мойке, а где-то в другом месте. После того как машина покрылась толстым слоем грязи, он едет на автоматическую мойку, после чего начинает скандалить и требовать компенсации.

5. Особенности конструкции конкретных моделей моечных установок или моделей машин – конструктивные технические особенности. Приведу пример: на портале «Christ C150 Primus» в процессе тестирования перед серийным производством выявилась следующая особенность. При обратном проходе портала (от зада машины к переду) во время сушки иногда от напора воздуха открывались лючки бензобаков. Они бодро «сносились» контурными боковыми соплами, так как открытие лючка происходило после сканирования данной зоны соответствующим фотодатчиком. Поэтому была немного изменена программа, чтобы не допустить таких вещей. Но это конкретная установка конкретного производителя. Далеко не все производители реагируют на такие «мелочи», особенно если для них изменение конструкции связано с колоссальными трудностями. Этим, кстати, во многом отличаются немецкие производители от, например, более дешевых итальянских. И наоборот. Некоторые модели машин имеют своих «тараканов». К примеру, у «Mini Cooper» – это острый спойлер крыши, у «BMW X5» – очень широкие зеркала (надо обязательно складывать), у новых «Audi A4» и «A6» – новомодная антенна-плавник, которая имеет обыкновение отлетать из-за зажима ворса щетки крыши. Все такие «тараканы» имеют сугубо конкретный характер и свойственны преимущественно малораспространенным машинам. Различные профильные мировые ассоциации мойщиков регулярно выпускают соответствующие бюллетени, в которых описываются возможные проблемы с автоматической (и не только) мойкой конкретной модели. Ну а автопроизводители оперативно вносят изменения в конструкцию машин (к примеру – Audi уже поработала над плавником).

Пункты 1, 2 и 4 лечатся путем нормальной предварительной подготовки машины. Мойщик, имея достаточную квалификацию, ничего из указанного в этих пунктах не допустит. Пункт 5 лежит в области форс-мажора, поэтому многие мойки (не только автоматические) сейчас предпочитают страховать производственные риски. Пункт 3 не лечится никак.

Также возможны проблемы из-за неправильной работы датчиков и/или электроники на устаревших системах. Там обычно стоят фотодатчики, которые чувствительны к брызгам и пару. На новых установках нормальные производители ставят инфракрасные датчики.

Следующий момент: качество мытья. Само собой, автоматика отмоет машину не так хорошо, как человек с АВД, и чем сложнее форма машины, тем сильнее это заметно. На каких-то моделях машин портал будет мыть очень хорошо, на других будет не промывать некоторые участки – задние номера, места за поворотниками, колесные арки, места за кенгурятником на джипах и т. д. Ну и, как уже было сказано, порталы рассчитаны на мойку стандартной машины без всяких тюнингов. Также нельзя мыть машины с дефектами кузова.

Проблема с порталами состоит еще и в том, что они делаются за границей и для местных условий, а у них дороги на порядок чище, чем наши. Как я уже говорил, автоматические мойки бывают щеточные, бесконтактные или гибридные. И если вы хотите добиться приемлемого качества мытья, то лучше брать щеточный или, еще лучше, гибридный портал, потому что просто бесконтакт моет ну очень плохо. Даже если ставить самую высокую длительность мойки, все равно не удастся снять с кузова все частицы грязи.

Такого же мнения придерживаются и все ведущие европейские производители автоматики: бесконтактные порталы сейчас делают в основном итальянцы. В США же, наоборот, производятся преимущественно бесконтактные порталы. Но сбыт они находят в основном в южных штатах – так сказать «калифорнийский» вариант автоматики. В более суровых условиях, когда требуется отмыть не только пыль, но и грязь, они работают очень плохо.

В качестве примера можете заехать в Питере на АЗС «Neste», где как раз стоят бесконтактные порталы. Качество вообще никакое. Я там мыл машину пару раз, но потом нашел на другой удобной заправке мойку, где стоит кристовский «С150 Primus» со щетками, и мою теперь там.

Еще один минус в качестве мытья автоматом – сушка. Сушка кузова в порталах есть, но вот уплотнители дверей или замки просушить с ее помощью нельзя.

Особенно некстати это зимой в морозы. Точнее говоря, это одна из сторон медали: хорошая автоматическая сушка позволяет высушить автомобиль без разводов, что особенно заметно на темных машинах. Тем не менее даже существующие системы сушки реально работают не у всех порталов. Качество сушки в первую очередь сильно зависит от конструкции системы сушки, а также от качества и концентрации вспомогателя сушки и/или воска: чем лучше вспомогатель сушки, тем меньше капель остается на машине. Также играют роль такие факторы, как остаточность моющих средств на кузове, качество и температура воды.

Когда вы будете выбирать портальную моечную установку, обязательно обратите внимание на то, как там устроена сушка. Если это просто неподвижные воздуховоды или «улитки», висящие сверху, толку от такой сушки будет немного и машина после мойки будет мокрой. Конструкций систем сушки очень много. Но все они характеризуются правилом: сколько заплатил, столько и получил. Чем дешевле система, тем сушка хуже. Если на автоматике сушка нормальная, машину больше сушить не надо. И даже не рекомендуется – после тряпок всегда остаются разводы, а после сушки воздухом – нет. Ну и конечно, надо следить, чтобы на уже помытую и высушенную машину не капало с горизонтальной щетки и с кромки ворот при выезде.

Также распространено мнение, что автоматические мойки могут царапать краску автомобиля. Для того чтобы в этой теме разобраться, надо изучить оборудование и то, как оно работает, а также современные материалы и технологии.

Итак, что может поцарапать машину? Многие думают, что нанести вред могут моечные щетки. Комментирует Михаил Шведов.

СЕЙЧАС НА ПОРТАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СТАВИТСЯ ОДИН ИЗ ТРЕХ ТИПОВ МАТЕРИАЛОВ.

1. «Polyethilene» (стандарт) – ворс из самораспушающихся витых полиэтиленовых нитей.

2. «Sensofil» (или Carlite) – ленты вспененного полиэтилена.

3. «Sensotex» (текстиль) – текстильные щетки из специальной ткани.

В Европе сейчас бум на текстильную мойку. В России же мы рекомендуем ставить стандартный полиэтилен или в крайнем случае «Sensofil/ Carlite». Дело в том, что у нас с европейцами немного разный менталитет: они моют машину регулярно вне зависимости от уровня ее загрязненности, мы же – только если она похожа на танк. Текстильный материал плохо промывается, поэтому после грязной машины в щетках могут застревать различные песчинки, которые потом «достаются» следующему клиенту. Стандартные же щетки засорить очень сложно – в них грязи просто не за что зацепиться. Вспененный полиэтилен («Sensofil») имеет менее шершавую поверхность, чем текстиль, при меньшей ширине полос, поэтому промывается чуть хуже, чем стандартные щетки, но значительно лучше, чем «Sensotex».

Причины, по которым многие существующие порталы могут нанести вред ЛКП, состоят в том, что не соблюдаются технологии и рекомендации производителей по промывке щеток, регулярному ТО и настройкам оборудования. Повреждения ЛКП возможны, если на машине остались листья, ветки и прочий твердый мусор и грязь. Поэтому перед тем, как пускать машину под щетки, ее необходимо предварительно обработать водой под высоким давлением, чтобы сбить крупную грязь. Это можно сделать, поставив на предобмыв человека с АВД либо настроив соответствующим образом моечную программу портала. Технически работа без человека вполне реализуема.

С другой стороны, «установка» человека на предварительном обмыве позволяет реализовать следующие возможности:

• узнать у клиента, чего он хочет (какую программу или дополнительные услуги);

• убрать основную грязь и лед, которые сильно снижают ресурс щеток;

• осмотреть машину на предмет существующих повреждений и слабых мест (например, отходящих молдингов или плохо закрепленных спойлеров);

• при необходимости сложить зеркала и убрать антенны;

• при необходимости вытащить коврики, которые можно мыть во время работы портала;

• проинструктировать нового клиента о том, чего не нужно делать, пока работает портал.

Контингент ручных и автоматических моек разный, и отношение людей к автоматике разное. Кто-то доверяет, кто-то – нет. Кто-то считает, что щетки могут повредить автомобиль, кому-то, наоборот, нравится мыть машину именно на портальной мойке. Многие женщины, например, считают, что механизм отмоет автомобиль лучше человека, хотя всегда есть места, до которых можно добраться только вручную.

И еще один существенный фактор: скорость. Даже при том, что качество мытья автомата уступает ручному способу, многим людям время дороже. На автоматической мойке обслуживаются преимущественно недешевые автомобили, владельцы которых не имеют лишнего времени, при этом посещают мойку значительно чаще владельцев нашемарок. Причем на автоматике постоянная клиентура обычно нарабатывается значительно быстрее и стандартная мойка начинает работать с полной загрузкой где-то через три-четыре месяца. Также не стоит забывать и о том, что себестоимость автоматической мойки в два-три раза ниже ручной, поэтому при раскрутке можно играть с ценой в широком диапазоне.

Если у вас в городе пока порталов нет, еще одним преимуществом будет фактор новизны и к вам будут ездить как на аттракцион. Те, кто приехал «просто посмотреть», возможно, станут постоянными клиентами. Помню, так было в Питере, когда у нас открылась туннельная мойка «Метроматик».

Стоимость портала составляет $30-150 тыс. – в зависимости от производителя, модели и комплектации. В качестве среднего варианта можно рассматривать портал ценой около $70 тыс., имеющий в своей комплектации такие опции:

• система нанесения активной пены;

• система нанесения воска;

• щеточный мойщик колес.

Высокое давление встраивают далеко не всегда, так как существенного повышения качества мойки оно не дает, но при этом снижает производительность, повышает расходы на покупку и эксплуатацию.

Разница в цене определяется следующими основными показателями:

• технический уровень оборудования;

• качество как отдельных узлов, так и всей системы в сборе;

• культура производства (опять же влияет на качество).

То есть за одни и те же деньги можно купить либо качественное немецкое оборудование начального/ среднего уровня, либо «навороченное» барахло типа итальянских механизмов.

Для портальной мойки очень важно своевременное обслуживание, поэтому нужно предусмотреть возможность сервиса именно в вашем городе. Обычно поломки происходят из-за нежелания владельцев вкладывать деньги в ТО. Чаще всего в порталах выходят из строя датчики, ремни, насосы и шланги, поэтому все эти вещи нужно иметь про запас или иметь возможность их быстро купить. Также нужно следить за щетками и в идеале менять их через каждые 15–20 тыс. циклов, но ради экономии можно менять местами сегменты щеток, которые больше всего изнашиваются.

Площадь помещения. Портал «как есть» работает в помещении 10 х 5 м. Оптимальный вариант – помещение шириной 4,5–5 м и длиной 15–17 м. В этом случае портал ставится на выезде, а перед ним остается зона для предварительной обработки машины. В итоге у одного оператора в работе две машины: одна – на портале, одна – на предварительной работе. При этом обеспечивается максимальная производительность при минимальных затратах. Еще, как правило, нужно техническое помещение площадью 6-10 м2 для очистной установки, компрессора и т. п.

Энерго– и водопотребление. Для порталов коммуникации они такие же, как и для ручной мойки. Правда, нужно обратить внимание на электроэнергию: для портала надо иметь на подключении 10–15 кВт. Если нет сушки, достаточно 3–5 кВт. Навороты вроде ВД и мойки днища влияния не оказывают, потому как основные потребители электричества – вентиляторы сушки и насосы ВД – никогда не работают одновременно. С водой тоже разбег очень большой: от 40 до 500 л/мин.

Окупаемость и прибыльность портальной мойки зависят от конкретных условий, но если брать среднюю температуру по больнице, чистыми владелец портала в месяц может иметь $5-10 тыс. Проект со зданием в собственности окупается за 3–4 года. В варианте с арендой сроки, конечно, меньше, но и риски существенно выше. Основные затраты при открытии портальной мойки такие же, как и для ручной: здание и подведение коммуникаций. Для порталов иногда берут здание в аренду, но редко. Это связано с высокими рисками аренды при очень существенных затратах на подготовку помещения под такую мойку.

А вообще, правильно спланированная и организованная мойка имеет примерно одинаковый срок окупаемости независимо от типа оборудования. Более высокая стоимость инвестиций в таких случаях ведет к пропорционально большей выручке при меньших эксплуатационных затратах.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх