|
||||
|
1. Автомойка как бизнес. Плюсы и минусыИтак, вы задумались об открытии автомойки. Не знаю, что именно вас на это толкнуло – давняя мечта, желание начать свой бизнес, удачное стечение обстоятельств или желание надежно вложить деньги. Но что бы там ни было, вы смотрите в нужную сторону. Автомойка – это простое, стабильное и прибыльное дело, которым вы можете заняться независимо от того, есть ли у вас опыт в предпринимательстве или нет. И чтобы вы четко понимали, что к чему, давайте подробнее поговорим обо всех плюсах и минусах автомоечного бизнеса. Автомойка – это гарантированный спросВы сами наверняка видели очереди на автомойки, поэтому нет нужды убеждать вас в том, что клиенты у вас всегда будут. Одна из самых частых ошибок начинающих предпринимателей заключается в том, что они хотят найти некую волшебную идею. Такую, чтобы не было конкурентов и чтобы можно было единолично грести деньги лопатой. Это бредовая позиция. Вы можете с ходу выдать сотню различных идей бизнеса, где у вас не будет конкурентов. Ну, например, открыть производство квадратных колес для машин. Гарантирую, конкурентов не будет. Вот только кто у вас их купит? Самая лучшая стратегия для открытия своего бизнеса – посмотреть, что люди уже охотно покупают, и продавать им именно это. Ни в коем случае не стоит заново изобретать велосипед – это дорого и бесперспективно. Почему же многие люди проводят время в поисках волшебной идеи бизнеса? Да просто потому, что их либо пугает слово «конкуренция», либо они считают себя умнее других. Конкуренция – это хорошо. Это значит, что люди уже привыкли что-то покупать и вам не понадобится объяснять, зачем им нужна очередная непонятная хрень. Сейчас в автомоечном бизнесе раздолье. В СССР коммерческих моек не было, потому что машин было мало. А за последние 15 лет вольного предпринимательства моек создано не так много. И на сегодняшний день стране просто не хватает автомоек, чтобы помыть всех желающих. Возьмем, к примеру, мой родной город Санкт-Петербург. На сегодняшний день в Питере работают около 350 моек (в это число входят и «гаражные» мойки). В среднем на одну мойку приходится три поста (в гаражных – чаще всего один пост). За день через один пост ручной мойки можно пропустить около 20 машин (это, кстати, от 3 до 8 тыс. руб. выручки). При этом в городе официально зарегистрировано более 820 тыс. автомобилей, которые нужно мыть хотя бы раз в месяц, причем большинство людей хотят мыть машину гораздо чаще. Но даже если взять за основу расчетов мытье машины раз месяц, питерские автомойки могут обеспечить только 76 % необходимого объема услуг. Именно поэтому перед мойками выстраиваются длинные очереди. Причем количество машин растет намного быстрее, чем количество моек. И в ближайшие 5 лет эта тенденция сохранится. Рост продаж новых легковых автомобилей в России продолжается. Ежегодно регистрируются рекордные показатели динамики продаж. Например, за первые 6 месяцев 2008 года в России было продано около 1 млн 400 тыс. новых легковых автомобилей. По отношению к аналогичному периоду прошлого года продажи автомобилей в РФ выросли более чем на треть, а ежемесячный объем реализации при этом превысил отметку в 250 тыс. машин. А, как я уже сказал, моек открывается намного меньше, чем это необходимо при таком мощном росте количества машин. Поэтому автомойка – это бизнес, который гарантирует поток прибыли. Ликвидность и инвестиционная привлекательностьЭто – особенно важные качества автомойки в условиях экономического кризиса. Почему? Все достаточно просто. Вы наверняка уже в курсе того, что происходит в США и какие потрясения испытывает американская финансовая система. Крупнейшие компании становятся банкротами, банки лопаются, на фондовом рынке паника. И это только начало кризиса. Что произойдет, когда США объявят дефолт по своим государственным облигациям, даже сложно представить. Кризис докатился и до нашего фондового рынка. Просто потому, что рынки тесно связаны между собой. И все, во что раньше можно было спокойно вкладывать деньги, с каждым днем становится все менее привлекательным. Поэтому основной вопрос, который сейчас встает перед инвесторами: во что вложить деньги? В облигации? Очень сомнительно, ведь уже сейчас есть случаи дефолтов по облигациям. В акции? Очень большой риск. В ПИФы? Тоже сомнительная перспектива. В золото? Но на бирже торгуют «бумажным» золотом, т. е. продают только расписки под золото. Все вложения в «виртуальные» активы сейчас очень рискованны. «Виртуальные» активы – это те, которые по факту не обеспечены реальными товарами и по сути реального дохода после вложений не дают. Все доходы от инвестиций в виртуальные активы получаются от спекулирования. Купил бумажку дешево – продал подороже. Это возможно только до тех пор, пока бумажки имеют спрос и ценность, но когда волна банкротств накрывает самые крупные компании и их акции больше ничего не стоят, спекулировать становится нечем. Поэтому сейчас, когда кризис уже на пороге, самым надежным вложением денег будет вложение в реальное производство. То есть в то, что с большой вероятностью останется ликвидным при любом развитии событий. Потому что «виртуальные» деньги, которые лежат на счете, намного проще обнулить, чем реальные ликвидные ценности. Как в 90-х годах: лежало у человека на счете 5000 руб., на которые можно было купить машину, а стало 5000 руб., на которые можно купить пару буханок хлеба. А если бы человек все же купил машину, он бы свои деньги не потерял. Поэтому деньги нужно срочно вкладывать в собственный бизнес, причем в тот, который будет иметь гарантированную прибыль независимо от кризиса. Причем это верно и в случае, если у вас есть свои накопления, и в случае, если вы ищете инвестора. Толковый инвестор всегда старается минимизировать риски и иметь гарантии выхода из проекта с прибылью. По большому счету, цель многих инвесторов – построить бизнес и выгодно продать в течение двух-трех лет. А какова у нас сейчас ситуация с продажей автомоек? Оказывается, автомойки – это один из самых популярных бизнесов на продажу в данный момент. Вот, например, статистика по запросам на покупку и продажу бизнеса от BizZONA.ru: Покупка бизнеса: • салоны красоты – 14 %; • Интернет – 9,4 %; • автомойки – 6,5 %; • кафе – 5,0 %; • сауны – 4,2 %; • магазины – 3,6 %; • стоматологические клиники – 2,6 %; • цветы – 2,6 %; • кадровые агентства – 1,8 %; • бани – 1,4 %. Продажа бизнеса: • салоны красоты – 4,96 %; • Интернет – 3,28 %; • автомойки – 1,04 %; • кафе – 4,24 %; • сауны – 1,36 %; • магазины – 11,6 %; • стоматологические клиники – 1,04 %; • цветы – 0,32 %; • кадровые агентства – 1,04 %; • бани – 0,72 %. Таким образом, автомойка является отличным вложением денег. Тем более если это будет вновь построенная автомойка. А уж если на собственном участке земли, тогда вообще отлично. В компании Sonny's мне рассказали такой случай: в Уфе после полугода успешной работы первого в Башкирии моющего комплекса на собственников вышли серьезные банкиры и предложили крупную сумму за уступку им здания мойки под новый банк. Земля, здание – все это ликвидно. А готовый автомоечный бизнес «под ключ» будет ликвидным вдвойне. Прозрачность и простота в управленииАвтомойка – простой бизнес. Здесь нет сложных техпроцессов, нет сильной зависимости от поставщиков, нет больших проблем с поиском персонала. Основной профиль моей деятельности – консультирование владельцев автосервисов, поэтому у меня есть возможность сравнить сложность этих двух бизнесов. Мыть машины намного легче, чем их чинить. Технологическая сложность помывки автомобиля намного меньше, и не возникает таких проблем с поиском персонала и оборудованием, как при открытии автосервиса. Вообще, сама по себе эта деятельность достаточно проста, если знать, что и как. Вам не требуется никакого специального технического образования, вам не требуется разбираться в устройстве машин и т. д. Это как посуду на кухне мыть, только посуда побольше. Я более чем уверен, что открыть автомойку под силу каждому. Высокая рентабельностьМинимальная рентабельность автомойки – 30 %. Причем нужно очень сильно постараться, чтобы она была такой низкой. Нормальная цифра – 50 %. Основные затраты при работе – это зарплата и налоги. Иногда еще аренда и коммунальные платежи, но это уже сильно зависит от конкретного случая и типа мойки (автоматика или ручная). На разных типах моек разные затраты. Возможность клонированияКлонирование бизнеса – это отдельная большая тема, но пару слов об этом скажу. Если вы открыли одну автомойку, «устаканили» все бизнес-процессы и добились стабильности, перед вами открываются просто безграничные возможности по резкому расширению бизнеса. То, что сделано и задокументировано один раз, можно с легкостью повторить сколько угодно раз. Тут есть несколько путей: создание сети или продажа клонов. В первом случае вы можете продолжить открывать свои автомойки под единым брендом, во втором – вы можете продавать другим предпринимателям «бизнес в коробке». Сетей автомоек как таковых у нас пока что нет, как и предложений по продаже «бизнеса в коробке». Причем продажа «бизнеса в коробке» (на Западе это называется business oportunity) приносит на порядок больше денег, чем собственно мытье автомобилей. Правда, есть одна тонкость: там очень хитрый процесс продажи. Но если его наладить – это золотое дно. Кстати, есть еще один вариант: создание франшизы. Но это еще сложнее, хоть и прибыльно. Об очевидных плюсах автомоечного бизнеса поговорили, перейдем к минусам. Иначе это была бы уж совсем полная халява. Бюрократия. Долгий срок строительства с нуля. Получение разрешительной документацииЕсли говорить о строительстве автомойки с нуля, основная проблема – получить землю под застройку и согласовать размещение автомойки. В больших городах с этим вообще туго, и денег придется потратить кучу. Например, в Москве получить у города участок в аренду, построить ручную мойку на четыре-пять постов и ввести ее в эксплуатацию может стоить от $500 тыс. до нескольких миллионов. В небольших городах с этим, конечно, попроще, но тоже придется побегать. В случае с арендой все дешевле, тут нет таких огромных расходов. В зависимости от региона мойку в арендованном помещении можно открыть, имея даже $20 тыс. Сколько требуется времени на открытие мойки?На этот вопрос нет однозначного ответа, все зависит от конкретного города и конкретной ситуации. Иногда только землеотвод может занять два года, иногда новая построенная мойка может начать работу уже через год после подачи заявки на получение земли. Самые большие затраты времени будут на: • землеотвод – до 24 месяцев; • согласование проекта – до 6 месяцев; • строительство и ввод в эксплуатацию – до 3 месяцев. Опять-таки это все приблизительные цифры. Очень часто, особенно в небольших городах, мойки начинают строить без согласований, а все разрешения получают уже по ходу дела. То же самое и с арендой – помещение начинают реконструировать и в процессе получают все нужные бумажки. В крупных городах это не пройдет, а в небольших иногда срабатывает, если есть связи и знакомства. Но тенденции таковы, что следить за соблюдением нормативов начинают все строже, и если вы не хотите, чтобы уже готовая мойка стояла мертвой из-за того, что кто-то вдруг не дал разрешения, лучше все делать сразу в соответствии с законодательством. В среднем весь процесс строительства новой мойки занимает полтора-два года. Если арендовать помещение – до одного года. К каким проблемам нужно быть готовым?Если вы собираетесь строить мойку с нуля, в первую очередь возникнет проблема с земельным участком. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах. По большому счету, именно из-за этого открывается так мало новых моек. Если у вас нет участка в собственности, единственный вариант найти землю – взять в аренду у государства. Но, как вы понимаете, чиновники просто так первому встречному ничего не дадут. Чаще всего продажа прав аренды на кусок земли проходит в форме аукциона. То есть как минимум нужны будут серьезные деньги. Право аренды участка под небольшую автомойку в Москве может стоить несколько сотен тысяч долларов. При этом, само собой, часть этих денег пойдет в карманы чиновников. Причем не факт, что участок достанется именно вам только потому, что у вас есть деньги. В этом деле очень большую роль играют личные связи и знакомство с нужными людьми. В небольших городах цены, конечно, меньше, но фактор личных связей тоже играет существенную роль. Следующая проблема – согласование строительства автомойки на выбранном участке земли. В Москве, например, требуется получить более 60 различных согласований с множеством инстанций. Причем если хотя бы в одной из них проект не согласуют, построить мойку вы не сможете. Для того чтобы все прошло гладко, тоже потребуются деньги на «подарки» чиновникам. По большому счету расходы на получение земли и согласования превышают расходы на само строительство автомойки. Еще одна проблема, которая может «проесть» огромную дыру в бюджете, – подключение к инженерным сетям: водопроводу и элекросети. Очень часто бывает так, что расходы на подведение коммуникаций превышают расходы на строительство. Если вы хотите взять помещение в аренду, здесь в первую очередь возникнет проблема с поиском подходящего помещения. В принципе, если постараться, помещение найти можно. После этого главная задача – получить разрешение на реконструкцию помещения под автомойку. Здесь опять-таки нужно будет согласовывать проект и бегать по многочисленным инстанциям. Перспективы развития моечного бизнесаМне часто задают вопрос: как оценить доходность автомойки? Тут по большому счету все достаточно просто. Минимальную доходность можно подсчитать, наблюдая за уже работающими автомойками. Можно потратить несколько дней и посмотреть, сколько машин приезжает на мойки в течение суток. Так вы получите примерные цифры загрузки. Здесь, конечно, есть зависимость от сезона и от погоды, но зато это будут реальные цифры. После этого смотрите на цены действующей автомойки и вычисляете примерную стоимость среднего чека. В зависимости от города и типа мойки это может быть 150–400 руб. Умножаете количество клиентов на средний чек и получаете примерный размер дневной выручки. Честно говоря, результаты таких ваших исследований чаще всего будут говорить об одном: автомойка – это выгодно. Например, мойка на четыре поста в Москве со средним чеком 300 руб. приносит около $30 тыс. прибыли в месяц. При общих затратах на открытие такой мойки в $850 тыс. окупаемость будет где-то 2,5–3 года. Само собой, если брать помещение в аренду с небольшими начальными вложениями, окупить расходы можно и за год. Тут опять-таки есть зависимость от города, от типа мойки, от контингента клиентов, от количества машин в городе и т. д. Возьмем, к примеру, ручную мойку на два поста. За день через один пост можно пропустить 20–30 машин. Итого 40–60 в день. При среднем чеке в 200 руб. это получается 8-12 тыс. руб. выручки, из которых около 35 % уйдет персоналу. Таким образом, грязная прибыль будет составлять 5200–7800 руб. в день. Цифры, конечно, усредненные, они не учитывают заказы по химчисткам и полировкам, погоду и сезон, но представление дают. Кстати говоря, проблема низкого сезона решаема – нужно только правильно построить маркетинг. Для примера приведу краткие обзоры автомоечного бизнеса нескольких городов. Пермь В Перми в настоящий момент работает около 50 моек, большинство из них круглосуточные. Набор услуг стандартный: полная мойка (внутренняя и наружная), уборка и химчистка салона, полировка кузова, мойка двигателя, мойка ковриков, порогов, колес, жидкий воск, протирка приборной панели и пластика, смазка замков. Автомойки в центре города имеют большой поток клиентов и высокие цены, не отличаясь при этом хорошим качеством. А на окраинах за меньшие деньги можно помыть машину более качественно. Что поделать, спрос превышает предложение. Разница в ценах на различных мойках – до 40 %. Примерный разброс цен: • мойка + уборка салона – 200–250 руб.; • уборка салона – 80-150 руб.; • мойка кузова – 100–150 руб.; • мойка двигателя – от 150 руб. В целом рынок в зачаточном состоянии, конкуренции как таковой нет. Барнаул В Барнауле работает около 65 автомоек. Конкуренции как таковой нет, спрос превышает предложение, и чтобы помыть машину в выходной, клиентам приходится стоять в очереди. Большинство действующих моек находятся в спальных районах. Есть одна бесконтактная портальная мойка для грузовиков. За год в городе открываются одна-две новых автомойки. Нижний Новгород В Нижнем работают около 40 отдельно стоящих автомоек, не считая тех, что входят в состав АЗС и автосервисов. Число автомобилей в городе растет на 15 % в год. По самым грубым подсчетам, городу нужно еще столько же новых автомоек, так как везде стоят очереди. Большинство моек – ручные, автоматических 5–6 штук. Набор услуг – стандартный. Средний чек – 300 руб. Ежемесячная прибыль стандартной автомойки – $4–8 тыс. Вообще говоря, все расчеты должны быть отражены в бизнес-плане на бумаге. Если есть конкретные цифры, можно делать конкретные выводы. О том, как создать бизнес-план, мы поговорим чуть позже, а пока перейдем к теме стартового капитала. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|