|
||||
|
14. Персонал автомойкиПока мойка строится, нужно заняться поиском и подбором будущего персонала. Здесь, к сожалению, нет никакого волшебного средства, которое разом решит все проблемы. До сих пор один из самых эффективных способов – реклама в газете. Но лучше всего задействовать несколько каналов поиска и, если город большой, – поискать на нескольких сайтах: job.ru, superjob.ru и т. п. На таких сайтах содержится большое количество резюме и вакансий, можно разместить свою вакансию и оставить контактную информацию. Это будет еще один источник поиска. Единственная проблема может быть в том, что все вакансии на этих сайтах разбиваются по городам и очень маленьких городов там нет, только более или менее крупные. Если у вас в городе или районе есть специализированные издания на тему трудоустройства, их тоже нужно использовать. Также можно давать объявления в газеты, которые раскидывают бесплатно по почтовым ящикам. Плюс к этому нужно повесить баннер на самой мойке. Очень часто новых сотрудников приводят уже работающие, есть автомойки, где трудятся целые «группы» друзей. Вообще, персонал – это одна из самых существенных проблем владельцев автомоек. Летом можно набрать студентов, но это временные работники. На самом деле очень мало свободных людей, которые являются профессионалами. Просто потому, что мыть машины у нас нигде не обучают. Так что с этим приходится мириться. В принципе – это объективная реальность. Другой вопрос, как вы будете действовать в этом случае? На самом деле вам не нужно суперкачество «на пять с плюсом». Для того чтобы зарабатывать деньги, вам нужно твердое качество «на четыре», но оно должно быть постоянным. Когда бы клиент ни приехал, какой бы мойщик ни мыл машину, всегда на выходе должно быть постоянное качество одного и того же стандарта. Грубо говоря, это как гамбургеры в Макдоналдсе: и в Питере, и в Милане они абсолютно одинаковы. В связи с этим проблема поиска профессионалов становится менее болезненной. На самом деле ваша прибыль зависит не от качества мойки, а от вашей системы продаж. Ни в коем случае не подумайте, что нужно наплевательски относиться к качеству, но нет необходимости доводить все до идеала. Вам это не надо. Лучшее – враг хорошего. Теперь о том, как получать стандартное качество. Во-первых, у вас должны быть на бумаге расписаны все техпроцессы, все процедуры, вся последовательность любой операции до шагов, которые абсолютно понятны и не допускают двойной трактовки. Если есть какая-то операция, к примеру чистка салона, на бумаге должна быть пошаговая инструкция: что, как и в какой последовательности нужно делать, до мельчайших деталей. Например: «Если в процессе уборки нужно сдвинуть сиденье, необходимо сделать наклейкой отметку первоначального положения, после окончания уборки вернуть сиденье в исходное положение и снять наклейку». Естественно, такая инструкция должна быть для каждого вида работ. Чтобы достичь стандартного качества, все задачи должны рассматриваться детально и их выполнение должно отрабатываться до автоматизма. Далее приведу инструкцию по организации заезда клиента на конвейер. Эта инструкция входит в состав информационного пакета, который предоставляет своим клиентам компания Sonny's.
Одна из основных задач при комплектации штата: мойщики должны уметь четко выполнять инструкции, без всякой отсебятины. На самом деле таких людей не очень много. Это нужно для того, чтобы они производили все операции по заданным инструкциям, чтобы в итоге всегда получать стандартное качество. Как найти таких людей? Когда вы даете объявление о найме на работу, вы туда встраиваете специальный фильтр. Он будет отсеивать тех, кто непригоден по этому пункту. Фильтр достаточно простой. Например, в объявлении может быть написано: «Автомойка набирает сотрудников. Для того чтобы устроиться на работу, нужно позвонить по такому-то номеру». На автоответчике оставляете сообщение с четкими указаниями о том, что нужно сделать кандидату для трудоустройства. Например, прислать резюме в таком-то формате с такими-то данными. Слишком умные люди начнут сразу добавлять что-то от себя, а те, кто вам на самом деле нужен, все четко выполнят. После того как человек прошел фильтр на способность выполнять инструкции, на собеседовании обязательно нужно выяснить, где он раньше работал, кем работал, почему уволился. Также нужно обращать внимание на то, как человек выглядит. На его внешний вид, насколько он опрятен. Желательно, чтобы у кандидата были жена и дети. Такие люди могут дать больше стабильности. На собеседовании, конечно, можно сделать какие-то выводы для себя, но единственный способ узнать все точно – нанять человека и посмотреть, как он работает. Всякие новомодные психологические тесты не отражают объективной действительности, и узнать на их основании, как человек будет работать, невозможно. Он должен не только уметь выполнять инструкции, но и постоянно выдавать хороший результат. Не только первый месяц, чтобы остаться на работе, а постоянно. Когда вы станете расширять бизнес, вам нужно будет обучать вновь пришедших сотрудников. В принципе, вам понадобится всех обучать тем способам работы, которые есть именно у вас. Для этого вам придется подготовить пособия для начинающих. Если кто-то приходит к вам в фирму, вы даете ему эту брошюру, он ее изучает и понимает, что тут и как. Вообще, поиск персонала – это такая вещь, которой следует заниматься постоянно. Любые контакты людей, которые обращались к вам по работе, нужно сохранять и заносить их в «лист ожидания». Если вдруг вам когда-нибудь потребуются их услуги, можно позвонить. Вдруг кто-то из них свободен или захочет перейти к вам. Например, для туннельного комплекса в США вполне нормальной является практика найма и увольнения около 400 человек в год. Чтобы снизить эту цифру, необходимо более тщательно просеивать кандидатуры. Вот, например, рекомендации компании Sonny's-.
По поводу оплаты труда. Если брать по Питеру, у мойщика на ручной мойке зарплата где-то от 12 до 30 тыс. руб. Поначалу, когда вы только открылись, для того чтобы минимизировать потери, можно выделить какой-то базовый оклад, но нужно помнить, что основная оплата обязательно должна быть сдельной. На ручной мойке это обычно 15–25 % от стоимости услуги мойщикам и 8-10 % – администратору. На автоматических мойках роль оклада существенно выше, но и там нужно вводить прямую зависимость заработка от качества и скорости работы. Человек должен осознавать, что размер его зарплаты напрямую зависит от него самого. Поэтому не стоит устанавливать больших окладов. На ручной мойке, например, как только она раскрутилась и есть стабильный поток клиентов, оклад можно убрать совсем и оставить только сдельную оплату. Работник, который сидит на окладе, никогда работать в полную силу не будет. Очень серьезной проблемой является воровство. Особенно это касается ручных моек. Чтобы минимизировать воровство, нужно понять следующее. • 2 % людей никогда не будут воровать; • 2 % – будут всегда; • 96 % – будут только при трех условиях. ¦ человеку нужны деньги; ¦ человек смог убедить себя в «справедливости» воровства: «Они и так жируют», «Я вкалываю тут как подорванный, а босс новый «Мерседес» купил», «У них не убудет» и все в таком духе; ¦ человек больше чем на 90 % уверен, что его не поймают и/или не накажут. Вы не можете влиять на первые два условия, но можете и должны влиять на третье. Каждый сотрудник на вашей мойке должен знать, что любая кража будет обнаружена и наказание последует. Плюс к этому, строить бизнес надо таким образом, чтобы у персонала возникало как можно меньше соблазнов. Например, на множестве моек, особенно маленьких, мойщик сам договаривается с клиентом. Естественно, у мойщика возникает желание договориться с клиентом так, чтобы 50 % официальной стоимости услуги положить себе в карман. Клиент тоже особо сомневаться не будет. В итоге, когда владельца мойки нет на месте, выручка почему-то вдруг падает в два раза по сравнению с нормой. Способы борьбы? Самое простое – развести клиента и техперсонал. Мойщики в процессе продажи услуг участвовать точно не должны. С клиентом по вопросам оплаты пусть общается администратор. Если нет денег для организации отдельной клиентской зоны, можно поставить камеры в боксах. Самая скверная ситуация, если техперсонал договорится с администратором о взаимовыгодном сотрудничестве. Однако одного-двух администраторов все же легче контролировать, чем всех мойщиков в рабочей зоне. Так что одной из главных задач является максимальный разрыв контакта клиента и техперсонала. Кроме «левака» бывает воровство вещей. Хозяйственные принадлежности, инструмент, химия – все будет пристроено, если за этим не следить. Тут есть хороший принцип: «Кто чем работает, тот за это и отвечает». Уборщица отвечает за швабры, мойщик отвечает за АВД. С оборудованием вообще просто: мойщик при приеме на работу должен получать свой комплект оборудования и принадлежностей под роспись. Если что-то пропало, виноват он. Это отобьет желание таскать домой замшу и прибавит желания лучше следить за своими принадлежностями, чтобы их не стырил кто-то другой. Вообще, любое оборудование и инструмент должны быть за кем-то закреплены. Всегда должен быть ответственный. В боксах обязательно нужно повесить камеры и внедрить систему постоянного видеонаблюдения. Это дополнительно дисциплинирует мойщиков. При приемке машины на длительные работы, на ночь например, обязательно должны описываться все вещи клиента, которые он оставляет в машине. Не дай бог, что-то пропадет. Само собой, за оставленные вещи назначается ответственный. При обнаружении случая воровства нужно публично уволить сотрудника, чтобы это видели все остальные. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|