|
||||
|
12. Как не прогадать с местом?Как выбрать место под автомойку – это один из самых «больных» вопросов для начинающих. Бытует мнение, что хорошее место – это чуть ли не главный ключ к успеху мойки и в основном именно место определят поток клиентов, а значит, и прибыль. Извините, но это не так. Во-первых, не всегда поток клиентов равен большой прибыли, и я покажу вам это на одном интересном примере чуть дальше по ходу книги, а во-вторых, проблема с таким взглядом на моечный бизнес заключается в том, что люди хотят найти «волшебную таблетку»: вот если найду хорошее место, будет мне счастье на веки вечные и клиентов куча до конца жизни. Да, место играет определенную роль. Да, выбор места влияет на начальные затраты. Да, место влияет на скорость раскрутки новой мойки. НО! При правильной организации бизнеса место будет далеко не первым по важности фактором, влияющим на вашу прибыль. Запомните: в бизнесе не бывает волшебных таблеток. Нельзя сидеть и ждать, пока «место» принесет вам клиентов. «Но как же так? – спросите вы. – Вот есть же уже куча работающих моек, и отчетливо видно, что место очень сильно на все влияет». Да, вы правы. Отчасти. Если вы хотите получать стандартные по отрасли результаты, можете полагаться только на правильное место. И у вас будет самая обычная мойка, на которой поток клиентов зависит от того, где она находится. И вы будете сидеть и ждать, пока к вам приедут. А если не приедут, будете сидеть и горевать, почему же так мало клиентов. Но если вы хотите получать хорошие результаты, вам нужно забыть про то, что делают все остальные. Больших успехов добиваются единицы, а все остальные плетутся в хвосте. Я очень надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы воспользуетесь моими советами и добьетесь действительно хороших результатов. Ладно, это было небольшое, но важное отступление от темы выбора места, поэтому продолжим разговор. Первое, что вам нужно сделать: определить все возможные места размещения будущей мойки. После этого оценить их привлекательность и составить список, начиная с самых лучших и заканчивая самыми плохими. Естественно, все это имеет смысл, если у вас есть варианты выбора. Если место одно-единственное и нигде больше вы мойку открыть не можете, этот этап можно пропустить. Как оценить, хорошее ли место? Я очень часто слышал такой совет: «Мойку нужно ставить на оживленной магистрали, где за день проезжает много машин». Ну с какой такой радости? Людям намного удобнее мыть машину около дома или около работы. И лучшим вариантом размещения мойки я считаю спальный район либо деловой центр. Практика действующих моек показывает, что места, где проезжает очень много машин – въезд или выезд из города, – сильно уступают по загрузке спальным районам. С другой стороны, есть еще куча факторов, которые имеют вес при выборе места. И окончательный выбор стоит делать только с их учетом. К тому же, на разные типы моек разные факторы имеют разное влияние. Взять, к примеру, количество жителей в районе. Чтобы загрузить туннельную мойку, плотность населения должна быть высокой, и этот фактор для туннеля намного более важен, чем для ручной мойки. Итак, первое – демографика. Район району рознь, и при выборе желательно ориентироваться на денежную целевую аудиторию. Вам нужно знать примерное количество жителей в радиусе 5 км, каковы их доходы, на каких машинах в этом районе ездят, строятся ли здесь новые жилые дома и т. д. В целом, чем благополучнее район, тем больше вероятность, что к вам будут заезжать денежные клиенты. Более точный способ оценки количества будущих потенциальных клиентов – нарисовать многоугольник, на вершинах которого находятся ближайшие розничные магазины. Ближайшие – максимум в 10 минутах езды от вашего места. Это занимает немного больше времени, но зато более точно. Вообще, минимальное количество жителей, которое вам необходимо, зависит от типа мойки, доли живущих здесь людей и проезжающих мимо и числа уже работающих моек в этом районе. Если вы поработали над бизнес-планом, у вас уже есть примерные цифры по минимальной загрузке вашей будущей мойки и вы можете просто сравнить количество жителей – потенциальных клиентов в выбранном районе и необходимое число клиентов для выхода на точку безубыточности. Опять таки, если у вас в городе жуткий дефицит моек и город относительно небольшой, к вам могут приезжать клиенты и из других районов. При условии, что вы будете оказывать качественные услуги. Все зависит от конкретного города и конкретной ситуации, поэтому прикидывайте сами. Далее нужно оценить трафик, т. е. поток машин. Каково среднее число проезжающих мимо машин? Какова средняя скорость потока? Какие есть дорожные знаки и ограничения скорости? Каково состояние дорог около места? Вечерний трафик идет по той же стороне дороги, где находится место? Каковы шаблоны движения трафика, в какие часы он наиболее плотный, в какие – наиболее слабый? Например, для туннельной мойки, которая претендует на солидный процент «случайных» клиентов, трафик – очень важный фактор. Из американского опыта видно, что многие клиенты заезжают на мойку, повинуясь сиюминутному желанию, просто увидев указатель. Когда машины несутся по дороге со скоростью 80–90 км/ч, то даже если водитель успеет заметить указатель, он при всем желании может не успеть свернуть на мойку и проедет мимо. Поэтому чем ниже скорость проезжающих мимо машин, тем лучше. В идеале – не больше 60 км/ч. Также нужно смотреть на другие параметры трафика. По какой стороне едут машины вечером, когда люди возвращаются с работы домой. Если по вашей – отлично, если по противоположной – немного хуже. Дальше стоит посмотреть на конкурентов. Есть ли здесь мойки в радиусе 5 км? Какие это мойки, ручные или автоматические? Сколько клиентов бывает у них за день? Помните о том, что для туннельной мойки это более важно, чем для ручной. В целом, если вы хотите открыть ручную мойку и рядом уже есть много моек, это признак того, что место неплохое. Если вы хотите открыть автоматическую мойку с большой проходимостью, тогда следует быть осторожнее. Хотя, думаю, даже на момент выхода этой книги ситуация на рынке сильно не изменится и портальных и туннельных моек не станет существенно больше. А вообще, конкурентов бояться не стоит, конкуренты – это хорошо, и чуть позже я расскажу, как себя от них полностью обезопасить. Далее нужно смотреть, что еще находится в этом районе. Чем больше у потенциальных клиентов причин для того, чтобы приезжать в район вашей мойки, тем больше вероятность, что они чаще будут мыть у вас свои машины. Понятно, что причин ездить в промзону у людей намного меньше, чем в торговый центр. С другой стороны, причиной поездок на мойку в промзоне может стать то, что эта мойка очень-очень качественная с хорошим сервисом. Но в любом случае раскрутка даже качественной мойки в тихом безлюдном месте займет гораздо больше времени, чем раскрутка обычной мойки в оживленном районе. Почему это так и как решить подобную проблему, я расскажу в главе о привлечении клиентов, а пока продолжим разговор о выборе места. Чем больше рядом с автомойкой мест, торгующих продуктами, тем лучше. В первую очередь – это продуктовые супермаркеты и магазины, АЗС, кафе, рестораны и закусочные, автосервисы, хозяйственные магазины, торговые центры. Если вы собираетесь открыть мойку там, где люди работают, поблизости должны находиться бизнес-центры и офисы. При выборе места учитывайте, что мойки на два и менее постов должны находиться минимум в 50 м от жилых домов. Если постов больше двух – минимум в 100 м. Уменьшить это расстояние можно только по согласованию с главным санитарным врачом. Следующий момент – доступность участка. Где расположен участок – на углу, просто у дороги или внутри квартала? Есть ли разрыв в сплошной линии напротив въезда и выезда, и если нет, то где ближайший разворот? Если напротив въезда есть разрыв в сплошной разделительной линии, это хорошо, тогда и заехать, и выехать с мойки можно в любую сторону. Если нет, нужно постараться его согласовать. Сторона улицы, на которой будет въезд на мойку, обязательно должна быть как минимум с двухполосным движением. Сам въезд – чем шире, тем лучше. Если есть возможность, выезд и въезд лучше расположить отдельно. Чаще всего прямоугольная форма участка – оптимальная. При этом нужно постараться сделать парковку для клиентов. Количество мест, например, для ручной мойки – примерно на 1,5 часа работы. То есть если у вас два поста и вы моете шесть машин в час, парковочных мест должно быть восемь-десять. Само собой, чем больше, тем лучше. Следующий фактор – заметность. Мойка должна быть хорошо видна с дороги, причем желательно с длинного участка дороги до и после мойки. Прямая видимость заменяет наружную рекламу. Очень хорошо, если дорога, на которой вы располагаетесь, – главная и метров на сто в обе стороны прямая. Если саму мойку не видно, здорово поможет большой и заметный указатель. Дорожные знаки, указывающие на вашу автомойку, тоже очень помогают. С точки зрения площади участок должен быть достаточно большой, чтобы на нем можно было построить автомойку того типа, который вы хотите. Это касается также и формы участка. Обычно оптимальной является прямоугольная форма участка. Также нужно учитывать местные нормативные требования, такие как минимальное разрешенное расстояние от здания до дороги, требования по благоустройству и озеленению территории – все это отнимает полезную площадь участка для строительства. Это что касается факторов, влияющих на доходы. С другой стороны, есть факторы, которые влияют на первоначальные затраты и сроки открытия. Во-первых, если вы хотите получить свободную землю под мойку у государства, выделить вам могут вообще не пойми что. Какой-нибудь кусок на окраине, далеко от воды, света и тепла. К этому тоже нужно быть готовым. Иногда можно пожертвовать одним местом, которое предвещает геморрой с подключением к инженерным сетям, в пользу другого, где все это находится поблизости. Причем если вы, к примеру, хотите купить землю, ее стоимость не всегда будет решающим фактором. Есть еще несколько моментов, на которые нужно обращать внимание. Во-первых, целевое назначение земли (или помещения, если вы собираетесь арендовать площади). Здесь есть три варианта. Первый, самый удачный, когда участок земли предназначен под строительство автомойки. Это, конечно, большая редкость, но случается, что на конкурсные торги такие участки выставляются. В этом случае процесс получения разрешений и согласований обычно проходит без особых проблем. Второй вариант – участок предназначен под промышленную застройку. Это тоже хорошо, особых проблем с согласованиями возникнуть не должно. Но обычно такие участки уже заняты, а незанятые продаются гектарами, и отрезать кусок в несколько соток никто не будет. Третий вариант – участок не предназначен под промышленное использование. В этом случае придется менять целевое назначение, а процесс этот долгий и нудный и может длиться несколько лет. Все зависит от конкретной ситуации, и нет никаких гарантий, что дело выгорит. Далее: инженерные сети. Во-первых, нужно посчитать, во что вам обойдется подведение всех необходимых коммуникаций. В некоторых случаях эта сумма может быть даже больше, чем стоимость самого участка земли. Придете вы, допустим, просить электричество, а вам скажут, что мощностей нет и так работаем на пределе. Хотите электричество? Нет проблем, купите нам новую трансформаторную станцию. Или может оказаться так, что вам придется тянуть водопровод несколько километров. Во-вторых, нужно точно знать, что находится под участком. Там вполне могут оказаться какие-нибудь трубогазоводопроводы, которые необходимо будет выносить за пределы участка. Помимо того что это очень дорого, вам еще нужно будет получить согласие владельцев и потребителей этих сетей. В общем, алгоритм выбора участка таков: определить значимые для вас критерии и необходимые параметры участка с определенным числом баллов за каждый соблюдаемый параметр. После этого нужно проверить по этим параметрам все возможные места размещения мойки и проставить каждому участку оценку. В итоге вы получите список участков в порядке убывания привлекательности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|