|
||||
|
Глава IIIНовое слово в традиционной отрасли Ингвар Кампрад и Говард Шульц Ингвар Кампрад – основатель всемирно известной компании ИКЕА, торгующей недорогой дизайнерской мебелью для самостоятельной сборки и товарами для дома. 1926 30 марта в шведской провинции Смоланд в семье фермеров родился Ингвар Феодор Кампрад. 1943 На деньги, оставленные ему отцом на учебу, Ингвар регистрирует компанию ИКЕА, составив ее имя из собственных инициалов и первых букв названий фермы и деревни, где он вырос. Поначалу ИКЕА продает различные товары – прежде всего, авторучки, а также зажигалки, чулки и прочие необходимые в быту вещи. Тогда же Ингвар поступает в коммерческую школу в Гетеборге и учится там в течение года. 1945 Начинает публиковать каталог почтовой доставки своих товаров. 1948 В ассортименте ИКЕА появляется мебель, пользующаяся успехом у покупателей. 1951 Кампрад решает продавать только мебель, дешевую мебель. 1953 Открывает первый демонстрационный зал в старом здании столярной мастерской в Эльмхульте (небольшой фермерский городок в Смоланде, родной провинции Кампрада). На открытие пришло около 1000 человек. Покупателям полагался бесплатный кофе с булочкой (на пустой желудок, считает Кампрад, дела не делаются). В этом же году ИКЕА предлагает первый предмет для самостоятельной сборки – стол «Макс». Выходит первый настоящий каталог ИКЕА и складывается бизнес-концепция компании – с помощью каталога привлекать людей в свои выставочные залы или магазины. 1955 ИКЕА начинает продавать мебель в плоской упаковке. 1958 В Эльмхульте открыт первый салон ИКЕА площадью около 600 м2 – крупнейший в то время мебельный магазин в Северной Европе. Говард Шульц – создатель и CEO международной сети кофеен Starbucks, ставших местом «стильного» времяпровождения для миллионов людей во всем мире. 1953 19 августа в Бруклине (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США) в семье Шульцев – водителя грузовика Фреда и секретаря Элейн – родился сын Говард. 1971 В Сиэтле трое друзей, любителей кофе, открывают свою первую кофейню под названием Starbucks, пока еще не имеющую никакого отношения к Говарду Шульцу. 1976 Окончив в 1975 году колледж и год поразмышляв о том, чем бы заняться в жизни, Шульц поступает на работу в компанию Xerox, где, по его словам, он узнал о бизнесе гораздо больше, чем в колледже. 1979 Становится управляющим в шведской кофейной компании Hammarplast. 1981 В рамках работы в Hammarplast знакомится с компанией «Кофе, чай и специи Starbucks» – в то время сетью из четырех маленьких кофеен в Сиэтле – и с первого взгляда влюбляется в нее. 1982 После того как Шульц потратил почти целый год, пытаясь уговорить владельцев компании принять его на работу, он занял в Starbucks пост директора по маркетингу. 1983 Оказавшись по работе в Милане, Шульц открывает для себя итальянскую «романтическую» кофейную культуру. Он понимает, чего не хватает заведениям Starbucks, – романтики и атмосферы дружеского общения за чашечкой кофе. 1984 Шульц становится CEO Starbucks и открывает ее первый филиал, где продается эспрессо. 1960 После десяти с лишним лет совместной жизни Кампрад разводится со своей первой женой Керстин Вадлинг и тяжело переживает разлуку с приемной дочерью. 1963 Открыт первый магазин ИКЕА за границей – в Осло (Норвегия). В том же году открывается магазин в Дании. Начало победоносного шествия ИКЕА по планете. Путешествуя по Италии, Кампрад встречает молодую учительницу Маргарету Стеннерт, и она становится его женой. Через год у них рождается первый сын Петер. 1976 Кампрад перебирается на постоянное жительство в Швейцарию, в предместье Лозанны. 1982 Передает свою долю в ИКЕА основанному им в Нидерландах благотворительному фонду Stichting INGKA Foundation. Кто чем действительно владеет в ИКЕА – предмет постоянных споров среди аналитиков. 1993 У ИКЕА 114 магазинов в 25 странах. 1994 Стокгольмская газета «Expressen» узнает о связи Кампрада во время Второй мировой войны с деятельностью пронацистской организации «Новая Швеция». Кампрад рассылает письмо десяткам тысяч работников ИКЕА по всему миру, прося в нем прощения за ошибку молодости. 2000 Открывается первый магазин ИКЕА в России. 2004 Агентство Reuters, со ссылкой на готовящуюся к публикации статью в шведском еженедельном бизнес-журнале, оценивает состояние Кампрада примерно в $53 млрд. Официальные представители ИКЕА выступают с опровержением. 2010 Журнал «Forbes» называет Кампрада одиннадцатым самым богатым человеком мира и оценивает его состояние в $23 млрд. 2011 Оценка состояния Кампрада снижается до $6 млрд, поскольку его адвокаты доказали, что Кампрад не получает прибыли от компании ИКЕА, принадлежащей созданному им фонду. 1985 Отчаявшись убедить владельцев Starbucks принять его концепцию развития бизнеса, Говард Шульц покидает эту компанию и открывает собственную кофейню Il Giornale, в которую, в частности, вкладывают деньги и владельцы Starbucks. 1986 Starbucks приобретает компанию Peet’s Coffee & Tea и испытывает финансовые затруднения из-за необходимости выплачивать кредит. 1987 Объединенная компания Peet’s Coffee & Tea и Starbucks продает Шульцу свои кофейни в Сиэтле, завод по обжарке кофе и бренд Starbucks за $4 млн. Говард меняет название своей компании Il Giornale на Starbucks. 1988 Предлагает всем частично занятым сотрудникам Starbucks медицинскую страховку. 1990 Starbucks вводит для своих сотрудников фондовые опционы, известные как «кофейные акции» (Bean Stock). 1992 Кофейни Starbucks открыты в Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и других крупных городах США. Starbucks становится публичной акционерной компанией. 1994 Шульц слагает с себя часть полномочий по текущему руководству компанией и сосредотачивается на стратегических проектах. Тогда же Starbucks и Pepsi-Cola создают совместное предприятие по производству кофейных напитков. 1996 Starbucks начинает продавать в супермаркетах по всем Соединенным Штатам собственное кофейное мороженое, которое сразу завоевывает огромную популярность. 2000 Шульц оставляет пост CEO Starbucks. 2001 Приобретает баскетбольную команду Seattle Supersonics, но в 2006 году продает ее. 2008 Возвращается на пост CEO Starbucks, чтобы помочь компании преодолеть последствия мирового экономического кризиса. Из-за кризиса Шульц теряет часть своего состояния, и журнал «Forbes» исключает его из списка самых богатых людей США. 2011 Благодаря решимости и неуемной активности Шульца компания Starbucks восстанавливает свои позиции, и журнал «Forbes» снова называет его миллиардером (не включая пока в список богатейших людей). Ингвар КампрадИнгвар Кампрад – создатель компании ИКЕА. Благодаря его таланту бизнесмена и врожденной прозорливости крошечная шведская фирма, поначалу торговавшая различными бытовыми товарами по почте, превратилась в настоящую империю. ИКЕА сегодня – это крупнейшая всемирная сеть фирменных магазинов по продаже мебели и других товаров для дома. В названии компании Ингвар зашифровал заглавные буквы своего имени, фамилии, семейной фермы Ельмтарюд и деревни Агуннарюд, где на кухне его дяди родилась идея создания фирмы. Личное состояние Ингвара Кампрада, если верить шведскому бизнес-еженедельнику «Veckans Affarer», на 2004 год оценивалось в $53 млрд. Журнал «Forbes», правда, в 2011 году называет гораздо более скромную цифру – $6 млрд. Как бы то ни было, в середине 1940-х годов, на заре становления компании, никто и представить себе не мог, что бизнесмен-самоучка покорит целый мир и войдет в первую десятку самых богатых людей планеты. В жилах Кампрада течет немецкая кровь. Его предки переехали на скандинавскую землю в конце XIX века, купив ферму в двадцати километрах от городка Эльмхульта. Дед Ингвара покончил с собой, когда банк отказал ему в кредите. Но семейное дело спасла бабушка, чьи огромная воля и предпринимательская хватка сильно повлияли на будущего великого бизнесмена.
Ингвар Кампрад родился и вырос на ферме в южной Швеции, поэтому относился ко многим вещам проще, чем обитатели городских джунглей. Он руководствовался собственной интуицией, старательно избегая сложных схем. Его пытливый ум подмечал детали, которых не видели конкуренты. Кампрад первым уловил настроения и желания людей послевоенной Европы. Каждый тогда стремился наладить свой быт, обустроить дом, купить новую мебель. Но денег многим хватало лишь на то, чтобы прокормить себя и детей. Народу требовались вещи по доступной цене, которых в магазинах попросту не было. Бизнесмены тогда больше пеклись о том, чтобы продать свой товар подороже. А что касается мебели, то она вообще превратилась в предмет роскоши. Но все изменилось, когда со своими революционными идеями на мебельный рынок вышел Ингвар Кампрад. Кампрад создал ИКЕА в 1943 году и вначале торговал авторучками и различными товарами для дома. Через несколько лет он решил сосредоточиться на недорогой мебели. Некоторые даже называют его мебель одноразовой – ее можно выбросить, когда надоест, и купить в той же ИКЕА новую. Конкуренты сначала посмеивались над Кампрадом, но дальнейшее развитие событий заставило их умолкнуть.
Буквально за несколько лет Кампрад сформировал в европейском обществе новое отношение к мебели. Ее больше не приобретали «на века» – она стала отражением человеческой индивидуальности, зеркалом изменчивых настроений и обстоятельств жизни. Более того: покупатели, самостоятельно собирая купленную мебель у себя дома, как бы превращались в ее создателей. Кампрад дал людям возможность стать дизайнерами своего интерьера. Теперь не надо было годами копить на лакированный шкаф из дорогого дерева – за те же деньги можно было полностью обновить обстановку квартиры. Чтобы снизить себестоимость товаров, Кампрад одним из первых бизнесменов своего времени решил избавиться от посредников. Он организовал продажу через специальные каталоги, отправляемые по почте: первый полноценный каталог мебели ИКЕА вышел в 1953 году. В нем был представлен эксклюзивный товар, чрезвычайно привлекательный благодаря эффективному сочетанию цены и качества. Число заказов постоянно увеличивалось. Деньги потекли рекой. Но Кампрад не собирался почивать на лаврах. Взор создателя ИКЕА простирался намного дальше торговли по каталогам – они были лишь средством привлечь покупателей в новые магазины этой компании. Наследница престола Швеции кронпринцесса Виктория вручает Кампраду награду Коммерческой палаты этой страны за жизненные достижения (2009) Эдакий простачок в глазах конкурентов, Кампрад таковым никогда не был. Он смотрел на шаг-два вперед и с поразительной точностью предсказывал развитие событий. А в области купли-продажи мог дать фору любому. Уже в пятилетнем возрасте Ингвар заключил свою первую сделку – продал соседям несколько коробков спичек по цене вдвое выше той, по которой купил. Чуть позже занялся продажей рождественских открыток, настенных картинок, авторучек, школьных тетрадей, выловленной им самим рыбы, семян. Во всем Смоланде не было более предприимчивого паренька! Неудивительно, что со временем он добился таких ошеломляющих успехов. Этот настоящий самородок из потомственной семьи фермеров никогда не занимался пустым мудрствованием. Предпочитал не говорить зря и точно знал, что нужно сделать для того, чтобы сколотить капитал. «Я с детства одержим желанием торговать. Трудно представить, что могло вызвать во мне большее воодушевление, чем возможность заработать деньги, купить что-то очень дешево, а продать чуть-чуть дороже», – вспоминает Кампрад. Его подход к бизнесу интуитивен и прост, как и его отношение к жизни. В процессе становления компании были моменты, когда от решения Кампрада зависело ее будущее. И отец-основатель почти никогда не ошибался. К примеру, он вовремя понял, что продажа товаров только по каталогам может нанести большой урон имиджу его компании. Покупатели часто были недовольны качеством товара и тем, что его реальный вид отличался от картинки в брошюре.
Кампрад справедливо решил, что его подход к бизнесу требует существенных изменений. И в 1953 году в Эльмхульте, на юге Швеции, появился первый демонстрационный зал ИКЕА, а в 1958 году – первый магазин. Теперь покупатели могли «пощупать» товар, а не ориентироваться только на рекламный каталог. Кампрад, которому было трудно запоминать числа, придумал еще один интересный маркетинговый ход. Он решил дать каждому товару из ИКЕА вместо номера уникальное название – и поход в магазин превратился для покупателей в «экскурсию по музею», где у «экспонатов» были свои имена, зачастую очень необычные. Покупателям было гораздо легче запомнить броское название понравившегося предмета, чем его инвентарный номер. Ингвар Кампрад всю жизнь страдает от дислексии – испытывает трудности при чтении и письме. Он рос тихим ребенком, в играх и развлечениях сверстников почти не участвовал. Зато у него было достаточно времени для размышлений, и нетрудно догадаться, о чем. Он никогда не скрывал, что хочет заработать много денег и готов ради этого потрудиться. Ленивым Кампрада не назовешь. Трудолюбие в доме фермера прививалось с младых ногтей. А дом и семья всегда были очень важны Ингвару, и ему казалось диким в чем-то ослушаться бабушку, которая была для него даже большим авторитетом, чем отец. Кампрад не раз говорил, что ИКЕА для него – большая семья. И это не пустые слова. Теплая атмосфера, царящая в компании, – целиком его заслуга. К своим сотрудникам он всегда обращался по-родственному, на «ты», как, впрочем, и они к нему. Правда, иногда он вел себя как вождь африканского племени – эмоционально наставляя на путь истинный отдельных «штрафников». Однако при любых обстоятельствах он оставался самим собой – простым и справедливым.
Себя он называет «неучем», что отчасти правда. В 1943 году Ингвар поступил в коммерческую школу в Гетеборге, где проучился всего год, однако за это время успел понять, что его призвание – дистрибуция. Теоретические познания Кампрада в области менеджмента невелики, но их ему с успехом заменяют знание жизни и интуиция: все ключевые решения он принимал на основе личного опыта. Кампрад убежден, что дорогое решение – удел посредственности. Чтобы это понять, ему не надо было читать тысячи книг и посещать семинары по основам маркетинга. Как-то в молодости он решил купить партию часов. Сразу заплатил сколько просили и услышал от продавца: «Молодой человек, вам никогда не стать бизнесменом. Запомните одну вещь – в бизнесе даже десять эре имеют значение». Кампрад усвоил этот урок. С тех пор он всегда яростно торговался, даже когда просто ходил за покупками, и возвел в принцип своего бизнеса стремление «решить вопрос подешевле». Для него стало очевидным, что дороже – не значит лучше, и что «самое оригинальное решение ничего не стоит, пока не знаешь его цену». Этим правилам Кампрад старался всегда следовать. По его мнению, разумнее и легче продать 600 стульев по низкой цене, нежели 60 дорогих. Соотношение качества и доступной цены – другой, не менее важный для Кампрада принцип бизнеса. В соответствии с ним ИКЕА выбирает своих поставщиков. В 1955 году мебельное лобби в Швеции объявило компании Кампрада бойкот, и многие местные производители отказались поставлять ей товар. Но и тут бизнесмен нашел выход, ни на йоту не отступив от принципа «качество + доступность». Он заключил соглашение о поставках с предприятиями социалистической Польши, чем сильно удивил своих злопыхателей. Некоторые из них даже посчитали, что вот и пришел конец ИКЕА, ведь «качество» и «социализм» считались несовместимыми понятиями. Однако они просчитались. Кампрад не только добился от поляков выпуска качественной продукции. Благодаря дешевой рабочей силе стоимость товаров в магазинах ИКЕА удалось значительно снизить. Ингвар Кампрад на пресс-конференции в стокгольмской ИКЕА (1998) Думать об инвестициях, а не о дивидендах, – также важный для Кампрада принцип. Большую часть прибыли он всегда направлял на открытие магазинов, разработку дизайна новых товаров. При этом он никогда не ограничивался одной лишь мебелью. Считал, что в его магазинах должны быть абсолютно все товары для дома, – и это еще один ключ к успеху компании ИКЕА. Но главное, по Кампраду, – не гнаться за мгновенными результатами. В конкурентной борьбе выживает лишь тот, кто умеет ждать, занимается развитием бизнеса, а не только снимает сливки. Достигнув почтенного возраста, Ингвар Кампрад остался верен своей философии, которую считает не идеальной, но правильной. В блестящей биографии основателя ИКЕА есть и темные пятна. В 1994 году достоянием общественности стала его связь с пронацистской организацией «Новая Швеция» во время Второй мировой войны, и Кампрад публично принес извинения и разослал покаянные письма всем сотрудникам своей компании. В настоящее время Ингвар Кампрад уже больше тридцати пяти лет живет в Швейцарии. Он возглавляет благотворительный фонд Stichting INGKA Foundation (снова акроним по типу ИКЕА: ING – Ингвар, KA – Кампрад), которому принадлежит холдинг, управляющий большинством отделений ИКЕА по всей планете. Самый (по некоторым сведениям) богатый старик в мире не спешит уходить на покой. В своих многочисленных интервью Кампрад скромно замечает, что богатство для него никогда не было самоцелью. «Я просто очень экономный человек». Действительно, феноменальная скупость господина Кампрада не знает границ. Начинающие предприниматели слагают о ней легенды. Говорят, ради экономии он не обедает в гостинице, а утоляет голод обычным гамбургером. Летает Кампрад только эконом-классом и сам таскает свой багаж, чтобы не платить носильщику. Посещая другие страны, он предпочитает передвигаться на общественном транспорте, хотя мог бы арендовать целый парк дорогих лимузинов.
Однажды в Германии охрана даже отказалась впустить его на вручение премии «Предприниматель года», потому что он приехал на автобусе. Его собственной машине уже четверть века, а лучшим отпуском он считает «путешествие на велосипеде по Швеции». Кроме того, Кампрад покупает одежду на дешевых распродажах, а на вопрос о причинах такой сверхъестественной для миллиардера скромности отвечает: «Как я буду учить бережливости своих подчиненных, если сам купаюсь в роскоши?» Он нередко появляется на публике в простенькой вязаной шапочке, может на официальном рауте хлебнуть прямо из бутылки и добродушно улыбнуться, глядя на изумленных гостей. На первый взгляд, такое поведение известного бизнесмена может казаться смешным. Но ведь именно благодаря своей «убийственной» экономности и скромности он превратил ИКЕА в мирового лидера продаж мебели и товаров для дома. При этом Кампрад больше гордится не своим огромным состоянием, а тем, что все еще помнит, как доить корову и косить траву… Говард ШульцИюль 1953 года. Нью-Йорк, район Бруклин. В бедном семействе Шульцев появился на свет мальчик. Родители назвали его Говардом. Их заветная мечта была проста. Они хотели, чтобы сын вырос достойным человеком, способным обеспечить семью. Тогда они и предположить не могли, что их ребенок станет одним из величайших бизнесменов современности. Говард Шульц превратил кофе, потребление которого в Америке постоянно сокращалось, в массовый продукт, создав вокруг «дымящейся чашечки с ароматным напитком» ореол романтики и сделав посещение кофейни «роскошью для всех». Сегодня его компания – это мировой бренд и глобальная сеть кофеен. На 2011 год состояние Шульца оценивается примерно в миллиард долларов.
Детство будущего миллиардера прошло в Projects – квартале субсидируемых государством домов для малоимущих семей в Бруклине, где из всех развлечений у детворы имелась только баскетбольная площадка при начальной школе. Большинство обитателей квартала были очень бедны. Считалось, что у местной ребятни мало шансов заявить о себе, чего-то достичь. Говард тоже понимал, как трудно ему будет вырваться из этого омута нищеты. Но его мечта об успехе была сильнее любых препятствий. Однажды отец Говарда сломал ногу, и семья вовсе осталась без денег. Домашняя атмосфера была пропитана страхом перед будущим. Именно тогда у мальчика зародилась мысль – создать большую компанию, которая приносила бы постоянный доход, вне зависимости от «гипса на ноге». Он рано начал работать. В двенадцать лет продавал газеты, потом стоял за стойкой местного кафе. Тяжелее всего пришлось в шестнадцать: в магазине мехов ему приходилось растягивать шкуры, зарабатывая больше мозолей на руках, чем денег. Однако тяжелый труд закалил характер и еще больше укрепил желание реализовать свою мечту. Тем более что в этом его поддерживала мать – она постоянно рассказывала сыну о великих людях, которые смогли добиться в жизни успеха. В 1975 году Говард, первым в семье окончив колледж, получил степень бакалавра в Северном Мичиганском университете. Практические навыки менеджмента он приобрел, поработав сначала в фирме Xerox, а затем в представительстве шведской компании Hammarplast, оптового продавца кофе. На работу в Starbucks он перешел в 1982 году. Это была любовь с первого взгляда. В фирме, которая торговала в розницу обжаренными кофейными зернами и варила настоящий «европейский» кофе для посетителей, Говард увидел огромный потенциал и понял, что хочет связать свою жизнь с этой компанией. Поэтому он согласился работать там даже за вдвое меньший оклад, чем ему платили на прежнем месте работы.
Шульцу хватило года, чтобы утроить продажи благодаря привезенным им из Италии рецептам эспрессо, латте и капучино. Однако столь невероятно быстрый рост шел вразрез с идеологией руководства. И Говард ушел, чтобы через некоторое время вернуться – уже в качестве владельца Starbucks. Он выкупил компанию за $4 млн, которые взял в долг, а уже через пять лет превратил ее в крупнейшую сеть кофеен в США, где до этого вообще не существовало традиции пить хороший кофе. Говард Шульц, проявив изрядную настойчивость и изобретательность, захватил этот практически пустующий рынок, за что удостоился почетного эпитета «кофейный Билл Гейтс» от газеты «USA Today». А компания Starbucks стала новым национальным символом Северной Америки, почти как McDonald’s. Но, в отличие от гамбургеров, кофе – элегантный продукт. И чтобы «подсадить» на него простого американца, привыкшего к фастфуду, надо было очень постараться. Казалось нереальным завлечь людей в заведение, где нельзя курить, где фактически нет ничего, кроме дурманящего запаха свежесваренного кофе. Поэтому Шульца можно, в определенной степени, назвать авантюристом, но абсолютно уверенным в конечном успехе. Его стратегия была тщательно продумана – и совершенно «безумна». Чтобы перевернуть сознание американцев, он решил «бить» количеством, качеством и повсеместной рекламой. В 1990-х годах в США открывалось по одной кофейне Starbucks в день – просто небывалый темп! Одновременно велась обширная рекламная кампания. Американцам внушалось, что пить настоящий кофе в специальных заведениях Starbucks – романтично. Рекламные слоганы хорошо запоминались, вызывали улыбку и мысль о чашечке ароматного напитка. При этом глава компании позаботился о том, чтобы реклама не расходилась с действительностью. Вообще, подход Шульца к бизнесу можно охарактеризовать одной емкой фразой: «Меньше говорить – больше делать». Говард динамичен, страстен и напорист. Скорость реализации его идей, особенно в начале карьеры, была колоссальной, а результаты – всегда впечатляющими. Ради развития компании Шульц согласился в определенной мере поступиться своим первоначальным замыслом заставить своих сограждан полюбить настоящий крепкий кофе. Он вовремя понял, что американцам по душе «легкий» кофе, которого можно выпить несколько чашек подряд, не рискуя заработать инфаркт. В кофейнях тут же увеличился ассортимент, а количество посетителей выросло в разы. Глава Bank One Джеми Димон, Говард Шульц и глава Visa Карл Паскарелла с макетами новой Starbucks Visa (2003) В дальнейшем Шульц еще не раз «сдавал позиции»: он позволил наряду с кофе продавать в кофейнях свежую выпечку, другую еду и напитки, а также пищевые контейнеры. Ради привлечения новых покупателей он был готов на многое, но всегда оставался верен себе в главном. На первом месте для него был кофе – никакой другой продукт не должен был заглушить его аромат. С этой целью Шульц даже запретил своим продавцам и официантам пользоваться духами. Популярность кофеен росла, но возникла проблема сохранения качества. В заведения Starbucks кофе поставлялся в зернах. Двухкилограммовые пакеты вскрывались, после чего в течение семи дней все их содержимое следовало использовать по назначению – или выбросить. Для дорогих сортов такой подход был очень расточительным. И Говард Шульц не пожалел средств, чтобы создать целый исследовательский центр для разработки нового вида порошкового кофе. В конце концов удалось получить растворимый кофе, максимально близкий по качеству к натуральному. Захватив американский рынок, Говард обратил свой взор на остальной мир. Кофейни Starbucks открываются в Канаде, Великобритании, странах Азии. Их владелец не желает останавливаться. Идет напролом, без раскачки, без долгого планирования. В этом весь Шульц.
Сам бизнесмен уверен, что залог его успеха – страстное отношение к делу. «В критический момент я ощущаю прилив адреналина. Я бегу, преследуя то, чего больше никто не видит, еще долгое время после того, как другие остановились», – говорит Шульц. Если у него появляется цель, то с ней и ее неизменные спутники – вера в конечный успех и огромное желание его достичь. Все вокруг твердят: это невозможно! – но Говард уверен в обратном. Прежнее руководство Starbucks боялось перемен, большого объема продаж, расширения штатов. Страх заставлял их топтаться на месте, тогда как Шульца он звал на подвиги, заставлял генерировать новые идеи. Противоречивость натуры Шульца помогла ему многого достичь. В чем-то он навсегда остался мальчишкой из бруклинских трущоб, боявшимся потерпеть неудачу. Но всегда, вопреки обстоятельствам, он заставлял этот страх работать на себя. Неимоверное упорство, постоянное стремление воплотить свою мечту в жизнь позволили Говарду за короткий срок добиться превосходных результатов в бизнесе. Но есть в нем еще одно ценное качество, без которого такой прорыв был бы невозможен. Шульц всегда очень хорошо разбирался в людях. Он брал на работу творческих и талантливых менеджеров. Для него не имели значения дипломы престижных университетов, главное – умение работать на благо компании. Он создал по-настоящему сплоченную команду профессионалов, объединенных общей идеей. Его «отеческое» отношение к подчиненным, даже низшего звена, многих изумляет. Если в бизнесе он – агрессор, захватывающий все новые и новые территории, то в отношениях с сотрудниками – справедливый и заботливый руководитель. Увеличение прибыли не могло бы принести ему душевного спокойствия, если бы работники компании были в чем-то ущемлены. Говард часто говорит, что, создавая Starbucks, он думал о собственном отце, о том, как непросто ему было жить, не имея медицинской страховки. Шульц пообещал себе, что в его собственной компании все будет по-другому.
Став владельцем Starbucks, он принял решение, которое полностью изменило внутреннюю политику компании, а также обеспечило ей преимущество перед конкурентами на много лет вперед. Сотрудники, занятые даже неполный рабочий день, получили право на фондовые опционы и полноценное медицинское обслуживание. Это была настоящая революция! До сих пор текучесть кадров в этой компании – раз в пять ниже среднего уровня в США среди предприятий розничной торговли и ресторанов. «Я по своему опыту знаю, насколько шатким и ненадежным бывает положение семьи, лишенной медицинской страховки, и к чему это может привести. Поэтому я твердо убежден: если наши работники будут чувствовать себя защищенными – мы получим огромное конкурентное преимущество», – так объяснил свое решение Шульц. В конце финансового года каждый сотрудник Starbucks получает акции компании (так называемые кофейные акции – Bean Stock) на сумму, равную 14 % своей базовой зарплаты, а также круглогодично – право на полное медицинское обслуживание. Благодаря такому решению Шульц навсегда забыл о проблеме набора персонала. Желающих работать в Starbucks выстроилась целая очередь, и сейчас число служащих компании во всем мире приближается к ста сорока тысячам. Одна из основных заслуг Говарда Шульца в том, что он заставил созданную им фирму следовать единым стандартам. В соответствии с его замыслом, не только все заведения имеют одинаковый дизайн, но и вкус кофейных напитков должен быть везде идентичен. Шульцу важны «ритуал и романтика» – дать возможность человеку, переступив порог кофейни Starbucks, почувствовать себя как дома даже в чужом городе. Для усиления эффекта Шульц распорядился, чтобы в кафе постоянно играла музыка. Но не просто так: композиция, звучащая в нью-йоркской кофейне, в ту же самую минуту через центральный сервер воспроизводится и, скажем, в Сиэтле. Таким образом, следуя своим принципам ведения бизнеса, Говард Шульц сплотил не только сотрудников компании, но и любителей кофе всего мира. Сегодня кружка Starbucks – это не просто удобная емкость для кофе, а настоящий символ уюта, дружественной атмосферы и надежности. Известность компании достигла такого уровня, что журнал «The Eco-nomist» ввел в обиход «индекс Starbucks» – показатель экономической ситуации в стране, который определяется как цена стандартной чашки кофе в ресторане компании. Говард Шульц, безусловно, горд своими достижениями. Но на публике старается больше говорить о компании, нежели о себе. В светских скандалах замечен не был, главенствующую роль для него играет семья. Как и мечтали родители, Говард стал хорошим семьянином, отцом двоих детей, которым часто рассказывал о своей жизни в Бруклине. Пару раз даже возил их туда на экскурсию, хотя чувства безопасности на знакомых улочках вовсе не испытывал. Свежее отверстие от пули, которое он увидел на стене одного из домов, стало прекрасным подтверждением того, что он правильно поступил, выбрав в жизни собственный путь. Говард Шульц уверен, что стремиться к успеху его заставлял страх снова оказаться в нищете. Тяжелые воспоминания о детстве не позволяли ему остановиться, довольствоваться малым. Правда, когда Шульц счел компанию достигшей процветания и стабильности, он решил с головой окунуться в спортивный бизнес. Купил известную баскетбольную команду и на время отошел от непосредственного управления фирмой. Только мировой финансовый кризис 2008 года заставил его вновь взять бразды правления в свои руки. Чтобы спасти Starbucks, ему пришлось пойти на ряд жестких мер, например уволить часть персонала. Из-за кризиса Говард Шульц выбыл из списка 400 богатейших американцев, публикуемого журналом «Forbes», но к 2011 году наверстал упущенное, снова став миллиардером, и, как считают в «Forbes», имеет все шансы вернуться в список 400 американских богачей. Стив Джобс и Говард Шульц на специальном мероприятии Apple в Сан-Франциско (2007) «Я не могу предложить вам никакого секрета, рецепта успеха, совершенного плана, как пробиться к вершинам бизнеса. Но мой собственный опыт подсказывает, что начать с нуля и достичь гораздо больше того, о чем мечтал, – вполне возможно», – говорит Говард Шульц. Ингвар Кампрад Vs. Говард ШульцПо размаху таланта, уровню амбиций и значительности достижений эти два человека очень похожи. И все же они очень разные. Кампрад вырос в атмосфере относительного достатка в сплоченной фермерской семье. Ему не надо было доказывать миру собственное право на успех. Он с детства привык к размеренности, тщательному планированию и поэтому постепенно развивал свой бизнес – как бы продолжал дело своих предков, державших в соседней с их хутором деревне мелочную лавку. Родители Шульца, напротив того, были очень бедны, и он всегда стремился найти свой собственный путь. Говард признавался, что был нетерпим к неудачам отца и часто вступал с ним в стычки. Кампрад излишне сентиментален, может всплакнуть, когда ему читают стихи, Шульц – «боец», которому некогда тратить время на слезы. Но оба они создали компании, очень похожие по своей философии. И Starbucks, и ИКЕА подарили людям новый стиль жизни за относительно небольшие деньги. Их детища заставили многих изменить привычные, устоявшиеся взгляды на потребление в традиционных отраслях, таких как товары для дома и напитки. Кампрад приучил миллионы жителей планеты покупать «одноразовую» мебель, а Шульц «подсадил» все Соединенные Штаты и полмира в придачу на хороший кофе. Однако идеи Кампрада были поистине новаторскими – едва ли кто-то до него продавал мебель по почте, и уж точно никто не предлагал покупателям собирать ее самостоятельно. Шульц же не изобрел культуру «чашечки кофе»: по собственному признанию, он просто перенес ее из Италии в США – а затем и во многие другие уголки мира, – превратив посещение кофейни в неотъемлемую часть жизни современного человека. Их стили ведения бизнеса во многом противоположны. Кампрад не спеша, постепенно продвигает свои идеи, интуитивно улавливая новые веяния рынка. А его американский коллега, наоборот, всегда идет напролом, действует очень быстро и агрессивно. Один размышляет, продумывает все на несколько шагов вперед, а другой захватывает новые территории, пока конкуренты не спохватились. Кампрад – достаточно осторожный европеец, для которого бизнес – бесконечная шахматная партия. Шульц, конечно же, стопроцентный американец, действующий по принципу «здесь и сейчас». Один из основных факторов успеха этих бизнесменов – их отношение к сотрудникам своих компаний. Оба признают исключительную важность человеческого фактора и делают все возможное, чтобы каждый работник чувствовал себя членом большой дружной семьи. Но все же Шульц предпринял более серьезные меры в практической плоскости, обеспечив всех работников медицинской страховкой и предложив им фондовые опционы. Что же касается отношения к деньгам, имуществу и своему успеху, здесь они представляются людьми разных эпох. «Пунктик» Ингвара Кампрада – экономия. Для него лучше проехать в общественном транспорте, чем на такси. И больше, чем своим огромным состоянием, он гордится тем, что не растерял приобретенных в юности фермерских навыков. А Говард Шульц знает – в бизнесе иногда необходимо урезать расходы, но экономить на себе теперь, когда он реализовал свою детскую мечту, совсем не собирается. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|